Испытания. Способность успешно проходить жизненные испытания. Грустные цитаты о детях. Где же искать любовь к себе? Как полюбить себя по-настоящему

23.04.2019

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайльд


Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают. Оскар Уайльд


Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь (восточная мудрость).


Дети часто нуждаются в доказательной любви своих родителей, даже если эта любовь очевидна (С. Лупан)


Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. Сент Экзюпери


Когда у Сент Экзюпери спросили: «Стоит ли баловать детей?», он ответил: «Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».


Ребенок может задавать такие вопросы, на которые не сможет ответить мудрый человек.


Дети – это одна треть населения нашей страны, и все наше будущее.


Благодаря детям хочется жить. Мухаммед Али


Наши гены делают нас бессмертными.


Единственное, что стоит воровать – это поцелуй у спящего ребенка. Джо Хоулдсворт


Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. В. Гюго



Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Р. Шуман


Никогда не заставляйте детей покупать истину ценою порока и не совершенствуйте их ума в ущерб сердцу. Ж. Бернарден


Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Ж. Жубер


Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали. Д. Болдуин


Детство – когда все удивительно и ничто не вызывает удивления. А. Ривароль


Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек


У детей одна забота – выискивать слабое место у своих наставников, а равно и у всех, кому они должны подчиняться. Ж. Лабрюйер


Все дети мира плачут на одном языке. Л. Леонов


Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх


Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор


Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. А. Шопенгауэр


Дети должны – пока они остаются детьми – быть руководимы родительской властью, но в то же время должны быть готовы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми. К. Виланд


Ребенок – это любовь, ставшая зримой. Новалис


Дети – это наша живая надежда, столь же часто, как и все другие надежды, нас обманывающая. В. Крачковский


С маленькими детьми, как с интеллигентами: когда они шумят, они нам действуют на нервы, когда сидят тихо – это подозрительно. Г. Лауб


Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами. Бенджамин Франклин


Честный ребенок любит не папу с мамой, а трубочки с кремом. Дон-Аминадо


Желание всех отцов – осуществить в своих сыновьях то, чего недостает им самим. Гете


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. И. Бабель


Вину предков искупают потомки. Курций


Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо


Ребенок рождает родителей. Станислав Ежи Лец


Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. Элеанора Рузвельт


Родители достаются нам, когда они уже слишком стары, чтобы исправить их дурные привычки.


Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!
Бернард Шоу


У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Лабрюйер


Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо

Интересные и поучительные высказывания гениальных людей о детях и воспитании. Есть, о чем задуматься и чему научиться.

Мария Монтессори, педагог, врач

1. «Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке - ни при нем, ни без не­го».

2. «Де­тей учит то, что их окру­жа­ет».

3. «Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее».

4. «Если Вы зададитесь целью вырастить хорошего ребенка, то у Вас просто не получится сделать это плохо».

5. «Если к нам когда-нибудь и придут помощь и спасение, то принести их могут только дети, ведь именно они вырастают в человечество».

6. «Руки — это инструмент личности».

Януш Вишневский, польский писатель, педагог

7. «В свое время у меня не было достаточно времени, чтобы читать им сказки. Теперь я понимаю свою ошибку, и хочу сказать всем родителям: «Побольше читайте своим детям сказки”.

Антуан-де-Сент-Экзюпери, французский писатель, летчик

8. «Непременно балуйте детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь».

Виктор Гюго, французский писатель, поэт

9. «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».

Януш Корчак, польский писатель, гуманист

10. «Когда ребенок должен ходить и говорить? - Когда ходит и говорит. Когда должны резаться зубы? - Именно тогда, когда режутся. И темечко должно зарастать только тогда, когда оно зарастает. И спать ребенок должен столько, сколько ему нужно, чтобы выспаться. Но ведь нам известны эти нормы. В любой популярной брошюре переписаны из справочников эти мелкие истины для всех детей разом и враки - для твоего одного».

11. «Усилия взрослых направлены, в сущности, на то, чтобы сделать ребёнка удобным для себя».

12. «Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь».

Антон Макаренко, советский педагог, писатель

13. «Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики».

14. «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

15. «Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».

Джон Дьюи, американский философ и педагог

16. «Воспитание… должно опираться… на первоначальное и независимое существование прирожденных способностей; дело идет о их направлении, а не о их создании».

Константин Ушинский, российский педагог

17. «Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».

Иоганн Гербарт, немецкий философ, педагог

18. «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».

Адольф Дистервег, немецкий политик, педагог

19. «Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения».

Виктор Шаталов, украинский педагог-новатор

20. «В течение многих лет наблюдения и исследования проводились и в средних, и в старших классах, и в массовой, и в вечерней школе рабочей молодежи. Результаты совершенно определенно говорили об одном и том же: природная одаренность сплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами, отраженными в классных журналах и ведомостях».

Ваша душа прогрессирует и идет к мастерству путем испытаний. Испытания в жизни помогают вам, как человеку, умерять свои реакции и развивать высшие духовные качества , представая в виде стимулов, разочарований, измен, расстройств, ошибок, потерь и даже болезней и увечий.

Легко верить в то, что вы - Божественное Бессмертное Существо, когда все идет, как вы хотите и желаете. Однако гораздо труднее помнить о цели и силе своего Внутреннего Существа и оставаться или сконцентрированным на нем, когда жизнь предъявляет вам свои жесткие требования. Только если будете воспринимать все ситуации терпеливо, милосердно и с любовью, вы сможете обрести силу и конечную свободу и развить свое умение жить в гармонии со своим Высшим Сознанием.

Испытания в жизни даются не для того, чтобы изнурять вас, а для того, чтобы подталкивать вас к мастерству души. Они помогают вам измерять степень вашего духовного понимания и отмечать уровень достигнутого прогресса. Например, для того, чтобы перейти из одного класса в другой в обычной школе, вы должны сдать экзамены. Сходным образом оценивают ваши знания и при получении водительских прав: вы ради собственной безопасности и безопасности окружающих должны продемонстрировать свое умение справляться с различными ситуациями на дороге. В этих ситуациях испытания в виде пробных заданий даются вам не для того, чтобы мучить вас или причинять вам боль, а чтобы удостовериться, что вы не упустили ничего существенного в процессе обучения. Они служат для вашей же пользы.

Так и на пути познания. По мере перехода из одного класса жизни в другой вам предстоит выдержать целый ряд испытаний, призванных расширить вашу Внутреннюю Мудрость. Они даются не для того, чтобы угрожать вам, хотя, безусловно, могут восприниматься подобным образом, особенно если вы находитесь в самом их эпицентре. Эти испытания представляют собой не что иное, как нейтральную помощь, позволяющую убедиться в собственном духовном прогрессе и достичь цели. В этом случае вы сможете понять сильные и слабые стороны своей души и начать работать над развитием тех сфер жизни, которые нуждаются в дальнейшем росте.

Что бы ни случилось, примите это в свою жизнь и рассматривайте как часть Божественного расписания, составленного для развития вашей души. Когда вы находитесь среди жизненных бурь, все воспринимается как лично касающееся вас. Однако при должной дистанции и объективности вы начнете видеть более ясно и отчетливо, что испытания лишь формируют вашу душу.

Тяжелые переживание или эпизод в вашей жизни вовсе не означают, что вы провалили «экзамен» или заслужили происходящее с вами. Подобная идея возникает из ложного убеждения, что где-то там, неведомо где, есть рассерженный Всемогущий Бог, Который готов наказать вас в ту самую минуту, когда вы совершили ошибку. Это лишь рудимент патриархального смятения и в нем нет ни доли правды.

Бог - это любовь и только любовь, и вы всегда в самом центре ее. Создатель никогда не покинет и не осудит вас - вы сами покидаете и критикуете себя. Вы, как дети, играете в прятки с Богом, веря, что всегда можете уйти и избавиться от Его Священного Присутствия, хотя на самом деле вы этого сделать не в состоянии. Вас всегда окружает и вам всегда покровительствует Беспредельный Дух.

Испытания в вашей жизни - это не божественное возмездие со стороны ревнивого Создателя, которому не нравитесь вы или что-то сделанное вами. Они просто указывают на то, что вы активно движетесь по пути уроков жизни. Не как наказание должны вы рассматривать трудности, а как нечто, что сами привлекаете к себе, поскольку выходите на следующий уровень понимания своей священной природы.

Пусть ваши поступки по отношению к другим - в том числе и по отношению к себе - всегда будут исполнены любви и уважения. Великий учитель и аватар Иисус Христос выразил это наилучшим образом, сказав: «Что делаете с братьями вашими меньшими, то делаете со Мной».

Грубо обращаясь с другим человеком, вы не только лишаете уважения и причиняете боль его Внутреннему Существу, но и наносите вред и унижаете свое Существо тоже. Когда вы хулите кого-то или презрительно относитесь к себе, вам кажется, что вы всегда можете сбежать и легко отделаться, особенно если вас Никто не видит, однако вы тем самым в угоду неизвестно кому компрометируете свою честность и жертвуете своими милосердием и достоинством.

У каждого человека есть теневая сторона - например, «вор», «тиран», «манипулятор», «насильник», - которая проявляется, когда человек общается с теми, кого расценивает выше или ниже себя. На уровне души иерархии рангов не существует: все духи равноценны. Любое другое представление ошибочно и ограничивает вас. Когда вами движет искушение осудить или раскритиковать другого, расценивайте это как целевой тест, даваемый вам Высшим «Я» как возможность расширить ваши осознание и восприятие тех, с кем вы разделяете единый Божественный Дух.

Этот экзамен может принимать самые разные формы: например, к вам подходит пьяный бомж, живущий на то, что сдает пустые бутылки, и просит денег; или вас подрезает на дороге молодой лихач, стремительно проносящийся мимо; или в магазине вам хамит продавец; или посыльный доставляет вам не тот заказ и при этом требует больше денег.

Как вы встречаете эти душевные экзамены? Терпеливы ли, добры и толерантны? Или нетерпеливы, грубы и жестоки? И не важно, наблюдает ли кто за вами или нет. Вы сами знаете истину.

Каждая из этих ситуаций дается вам на жизненном пути как шанс поупражняться в еще большей любви и нежности. Некоторые из этих испытаний перенести легче, чем другие. Но чем они труднее, тем быстрее ваша душа подходит к следующему уровню. Милосердно и с достоинством воспринимайте все раздражающие моменты, зная, что они - испытания и дары Божьи.

Столкнувшись с неприятной ситуацией, не сопротивляйтесь, не негодуйте и не допускайте в свое сердце страх, а просто признайте, что это свидетельство того, что ваша душа готовится сделать еще один шаг в своем развитии. Мужественно встречайте любые испытания и помните о том, что вам никогда не дается то, к чему вы еще не готовы. Более того, никогда не проходите их в одиночку. Призовите к себе духов-наставников, ангелов и Высшее «Я» - они помогут вам справиться с любой возникшей трудностью. Попросите у них помощи и будьте открыты , чтобы принять ее, ибо она может быть оказана вам в любой момент.

Большие и малые испытания встают на вашем пути что ни день. С одними вы справляетесь, с другими нет во всяком случае, первое время. Не раздражайтесь, поскольку будут и другие духовные экзамены, и другие возможности для роста души. Их поток безостановочен. Именно по этой причине вы и пришли на земной план. Нет лучшего способа, чем этот, чтобы стать хозяином своей души и осуществить ее цели. Важны не испытания, а та благожелательность, с которой вы их приемлете и воспринимаете. Это и есть главное.

Теперь вы можете применить этот урок на практике.

  • Если вы воспринимаете любое испытание в жизни или любую неприятность, с которой столкнулись, лично на свой счет; если боитесь, что вполне заслужили то, что происходит с вами; если ведете себя подобающим образом, только когда на вас смотрят; если позволяете своим теневым качествам управлять своей жизнью; если большую часть времени раздражены и нетерпеливы, - значит, вы новичок в этом уроке.
  • Если вы бурно реагируете, предаетесь панике или сердитесь, когда сталкиваетесь с трудностями; если цепенеете от страха или действуете в отместку, когда все идет не так, как вы задумали; если спрашиваете: «Почему это случилось со мной?» - когда Вселенная подбрасывает вам не тот мяч; если слишком долго зацикливаетесь на негативных событиях, - значит, вы ученик.
  • Если вы принимаете события как они есть и спокойно реагируете на ситуации, когда они идут вкривь и вкось; если видите соответствие между тем, что проповедуете, и тем, как поступаете, и стремитесь привести их в гармонию; если совершаете добрые поступки, даже когда этого никто не видит; если признаете, что важно не то, что с вами случилось, а то, как вы на это реагируете, - значит, вы подмастерье.
  • Если вы рассматриваете все события - как плохие, так и хорошие - как дар Божий, помогающий развитию вашего духа; если воспринимаете каждую трудную ситуацию как знак того, что ваша душа вступает на очередной путь познания и опыта; если спокойно относитесь к трудностям; если следите за своими эмоциями и держите их под контролем, даже когда подвергаетесь чувствительному испытанию, - значит, вы на пути к мастерству в этом уроке.

Если вы новичок:

  • Прежде чем реагировать на неприятность или вызов судьбы, выдержите паузу и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Не принимайте на свой счет все происходящее с вами, даже если вам кажется, что кто-то или что-то специально цепляет вас.
  • Думайте о каждой проблеме как об экзамене или испытании.
  • Помните, что вы подготовлены к тому экзамену, перед которым стоите.

Если вы ученик:

  • Каждое утро препоручайте свою жизнь своему же Высшему «Я» и просите его, чтобы оно было с вами весь день.
  • Фокусируйтесь на том, чтобы не терять заземления, и оставайтесь спокойными при столкновении с любыми эмоциональными, физическими или ментальными трудностями, выполняя с этой целью технику глубокого дыхания, гимнастику или читая молитву.
  • Выявляйте серебряную изнанку в тяжелых испытаниях прошлого и отыскивайте позитивные аспекты в испытаниях нынешних.
  • Ежедневно практикуйте медитацию и непривязанность, чтобы, когда случится что-то тяжелое, вы могли оставаться спокойными.

Если вы подмастерье:

  • Рассматривайте испытания как свидетельство того, что ваша душа развивается.
  • Ищите благоприятные возможности в каждой трудной ситуации или кризисе.
  • Попросите Бога, чтобы Он каждый день, в любой его момент, не оставлял вас Своей милостью.
  • Напоминайте себе о том, что, каким бы мрачным или темным ни был данный момент, он тоже минует, как и все в жизни.

Если вы на пути к мастерству и полному усвоению этого урока:

  • Подсчитайте, сколько раз за день вы и ваш дух подвергаетесь испытаниям.
  • Стремитесь к тому, чтобы каждый последующий экзамен души сдавать с большими спокойствием и душевной щедростью, чем предыдущий.
  • Молитесь Создателю, чтобы Он дал вам силу, ясность, терпение и любовь и вы с мужеством и достоинством могли встречать новые испытания.

Урок души:

Через испытания в жизни душа восходит к вершинам мастерства.

Цель души:

Спокойно, творчески, достойно и благосклонно откликаться на все жизненные испытания.

по материалам из книги: Соня Чокет - «Душа, её уроки и цель».

«Стоит ли баловать детей?», — спросили у Сент Экзюпери.
«Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь», — ответил он.

Если вы когда-нибудь участвовали в тренингах личностного роста или читали книги по популярной психологии, то наверняка обнаруживали там в качестве рецепта от многих проблем простой, казалось бы, совет – полюбите себя. Такая простая фраза, но что за этим стоит? Я слушала и даже соглашалась с ней, но она не проникала глубоко. Я не вдумывалась в суть, точнее не могла проникнуться, понять как это – полюбить себя . Люблю ли я себя? Уважаю – да, ценю – да, забочусь о своем теле и здоровье – да. Но вот любовь? Есть ли во мне настоящая, глубокая ? Где-то из-за этой фразы выглядывало «баловать», где-то «позволять себе то, что хочется». Но если я, к примеру, пойду и куплю себе роскошное платье в самом дорогом бутике – разве стану ли я от этого больше себя любить?

Или вот, например, поправилась я на несколько килограмм, забросила спорт, не всегда ем только то, что нужно бы, и вижу в зеркале отражение, которое меня не радует. Не люблю свое тело таким. И еще чувство вины тут как тут, гложет меня за то, что булочки постоянно уплетаю. А значит, и себя не люблю. Сходила на тренинг – психолог велел полюбить себя такой, какая есть, даже полненькой. Принять себя. Но как это? Встать перед зеркалом и пытаться убедить себя, что все наоборот, что люблю? Ах, если было бы все так просто. Ведь внутренний голос никуда не спрячешь, и тут хоть заповторяйся «люблю, люблю, люблю…», но в душе то все равно сидит эта внутренняя заноза.

Когда я стала вдумываться в это, то поняла, что чаще всего рецепты любви к себе весьма поверхностны, как будто мишура, прикрывают снаружи наши глубокие раны и комплексы, которые зарождаются еще в далеком детстве, а потом растут, взрослеют, матереют вместе с нами, обрастают новыми. В детстве мы недополучили любви, и поэтому теперь просто не знаем, как это себя полюбить. Не было у нас примера перед глазами, никто нас этому не научил. Не дал почувствовать, что мы этого достойны, что мы самые лучшие, что мы – бесценные сокровища. Или наши родители нас любили, но не умели это выразить так, чтобы нам этого хватило в излишке, так, чтобы сейчас эта любовь из нас выплескивалась дальше. И это не их вина – они любили нас так, как умели сами. И мы должны быть им за это благодарны. Поэтому чтобы открыть любовь к себе, нам нужно пойти вглубь, нужно проделать большую внутреннюю работу.

Недавно мне встретилась фраза Гертруды Стайн: «Внутри себя мы все одного возраста».
И это так. В какой-то момент нашей жизни наше тело продолжает взрослеть, но наше внутреннее Я остается молодым.

Где же искать любовь к себе? Как полюбить себя по-настоящему?

Для того, чтобы полюбить себя, нам нужно полюбить нашего . То есть себя маленького, который по-прежнему живет внутри нас. Для начала нам нужно , а потом дать ему все то, что он недополучил в свое время – всю любовь, уверенность, поддержку, похвалу, защиту.
Если у вас уже есть свои дети, вам не сложно будет представить, чего ожидает ваш , ведь он такой же малыш, как и все дети. Прежде всего, ему нужно ваше внимание, ваше время. Найдите возможность встречаться с ним, беседовать, хотя бы пару раз в неделю. Идите вместе на прогулку. Не нужно брать с собой мужа, друга или кого-то еще. Пусть это будет только ваша прогулка. Посмотрите на мир вокруг себя его глазами, найдите те вещи, которые придутся ему по душе. Или придумайте другое занятие, которое могло бы его порадовать. Это может быть игра, может быть в любом его проявлении – рисование, структурирование, создание кукол, все что угодно.
Когда вы узнаете друг друга получше, вы поймете, в какой именно поддержке он нуждается. Пусть он чего-то недополучил, но сейчас вы уже взрослый человек, и можете дать ему все это с избытком.

Просто вспоминайте о нем, когда случаются какие-то трудные моменты в вашей жизни, когда вы заметите, что проявляете ту самую нелюбовь к себе, о которой все говорят. Если в этот самый момент вы сможете осознать происходящее, и вспомнить о своем малыше, то вы непроизвольно измените отношение к себе на правильное. И тогда любовь и поддержка будут естественными и единственно возможными вариантами вашего поведения. Тогда вам не потребуется переубеждать свой ум с помощью логики или зомбировать себя позитивными аффирмациями.

Как мы проявляем нашу любовь к нашим детям, а, следовательно, должны проявлять и к своему внутреннему ребенку?

— Мы хвалим его всегда, даже за самые небольшие достижения и снисходительно относимся к его ошибкам,
— Мы не кричим на него, не обрушиваем поток критики, мы просто успокаиваемся и объясняем, почему так больше не следует поступать,
— Мы стараемся давать ему только все самое полезное и самое хорошее, что сохранит его здоровье и порадует его, находим время для прогулок и полезных занятий,
— Мы принимаем его таким, какой он есть, вне зависимости от его веса, цвета глаз, роста и других параметров,
— Мы поддерживаем его в новых начинаниях, подбадриваем его, говорим: «У тебя все получится!».
— Мы говорим ему много ласковых слов, называем его «Мой сладкий», часто обнимаем его.
— Мы любим его безусловно, просто так, несмотря ни на что. И это вовсе не означает, что мы позволяем ему все подряд. Нет. Мы воспитываем его, направляем, иногда корректируем и даже порицаем, но делаем это с любовью и на его благо.

Научитесь смотреть вглубь себя взрослого и видеть там себя маленького ребенка. Дайте ему все самое лучшее, всю свою любовь и принятие – ведь он этого заслуживает.©

, чтобы узнать самые свежие и интересные обновления. Защита АнтиСпам!

Мой сын не готов к жизни…

Конечно, ещё не всё потеряно, ему нет и десяти, и можно прямо с сегодняшнего дня, а может, с нового, 2018 года начать в срочном порядке начать его подготовку к жизни. Учить его чистить обувь, мыть полы, стирать бельё и варить суп, и наконец, выгнать гулять в одиночестве, и, возможно, к 10 он сам сбегает за хлебом.

Я всё это могла в свои 8! Меня родители готовили, и я выполняла кучу обязанностей по дому, ходила в магазин, стояла в очередях, присматривала за младшей сестрой и многое другое. Учёбой моей особо не заморачивались, и на кружки не водили. Я сама походила какое-то время в клуб рукоделия, на шахматы, да так и забросила.

Я была самостоятельным ребёнком и справлялась как-то сама. Когда мне было лет 8 — 9, меня с подружками, гуляющими во дворе, подозвал интеллигентный такой дядечка, сказал, что кое-что нам покажет, и показал! Мы разлетелись в разные стороны, пожаловались мальчишкам, те хотели дядьке навалять, но его и след простыл. Не знаю, как мне этот опыт в жизни помог, и как он меня к ней подготовил…

Жизнь моего ребёнка немного другая, не потому, что я думаю, что родители ошибались в воспитании меня и моих братьев и сестёр, я думаю так жило большинство семей в спальных районах тогда ещё Советского Союза. Я даже не знаю, готовили ли нас так к жизни, или просто ситуация была такова, что детям приходилось быть очень самостоятельными и независимыми с раннего возраста. Но если бы мы могли выбирать?

Сыну почти 2 года, мы заходим в детский магазин и он тычет пальчиком в конструктор Лего, просит купить. Покупаем ему первый набор из больших блоков и он с упоением весь день с ними возится. У него много книг, которые он просит читать, есть тематические карточки с птицами, животными, морскими обитателями, профессиями, видами спорта, геометрическими фигурами и пр. Его любимые — это фигуры и морские обитатели.

У детей феноменальная память в этом возрасте на то, что им нравится. Неподдельная любознательность и неутомимость в занятии тем, что по душе. Он обожает строить. К пяти годам у него куча всевозможных конструкторов, он твёрдо заявляет, что хочет стать инженером. У сына много времени для чтения энциклопедий, для просмотра научных роликов, для того, чтобы начертить периодическую таблицу Менделеева, где к каждому названию элементов на английском я подписала названия на русском.

Мы живём не в России, и он учится на английском, так что русский язык у него второй. Ему очень нравится узнавать новое об окружающем мире, и он с удовольствием делится своими знаниями с одноклассниками. И к своим почти 10 годам он достаточно много знает, я, при всей своей самостоятельности, не знала и 5% от того, что знает он! Наука, технологии — его любимые предметы, но он старается и по математике, ведь для будущего инженера математика очень важна. Он может поддержать разговор со взрослым и впечатлить своим пониманием некоторых вещей, но… или НО!

Мой сын не гуляет самостоятельно, у него есть друзья, с которыми он любит проводить время, но они не гуляют сами по себе. Он не добирается сам до школы и на кружки, я ему напоминаю сделать домашнюю работу и проверяю ошибки, собираю ему обед и кладу его в ранец. Он не умеет мыть полы, и не умеет жарить яичницу или варить суп, и даже ботинки я ему чищу сама. И в школьный поход я упаковываю его вещи, объясняя где и что лежит. Он не выносит мусор, и в своей комнате он только лишь убирает игрушки. Он может приготовить себе бутерброд или залить хлопья молоком, если проснулся голодный раньше нас.

Я нечасто прошу его помощи, и обычно она заключается в том, чтобы накрыть на стол, свернуть салфетки, помочь принести нетяжёлые сумки. Наверное, мы балуем его и не готовим к жизни… и действительно, неужели человека можно считать состоявшимся, если он научился чистить себе ботинки лет в 15, а не в 7!?

Когда у Сент Экзюпери спросили: “Стоит ли баловать детей?”, он ответил: “Непременно балуйте, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь”. А нужно ли ребёнка готовить ко всем испытаниям, которые возможно ему приготовила жизнь? А как готовить? К каким именно испытаниям нужно подготовить своего ребёнка? И самый важный момент, будут ли эти испытания каким-то образом зависеть от того, к чему мы ребёнка готовили? Иными словами, будет ли эта подготовка в будущем определять судьбу ребёнка? Ведь, как говорится, кто на что учился…

Я испытываю искреннее недоумение, когда родители твердят о том, что ребёнка обязательно нужно научить мыть полы, чистить ботинки, убирать за собой тарелку и готовить суп, как можно раньше. Как будто этому вообще нужно учиться!!! Как будто это высшая математика или физика! Что-то мне подсказывает, что когда моему ребёнку нужно будет помыть полы, он как-нибудь сообразит, как это сделать. Вообще, насколько важно научить ребёнка варить пресловутый суп? Который он, ко всему прочему, не особенно и любит.

Неужели в сегодняшнем мире может пропасть взрослый, дееспособный, грамотный, образованный человек, который в семь лет не научился этот суп готовить? Неужели чистка ботинок требует специального обучения долгих 18 лет жизни в родительском доме? Так к каким именно испытаниям мы должны готовить своих детей? Как выбрать этот приоритет? И какими будут их воспоминания из детства?