Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники. Как реагировать ребенку на проявления агрессии со стороны сверстников. Как подготовиться к давлению со стороны сверстников

31.03.2019

Если вы чувствуете давление со стороны людей, которые заставляют вас делать то, что вам не хочется, существует много способов достойно ответить им. Будьте готовы сразу же отреагировать и ответить на давление со стороны сверстников. Избегайте мест, где люди могут заниматься чем-либо незаконным, а также других вещей, которые вызывают у вас дискомфорт. Положитесь на людей, которые будут вас поддерживать: на друзей, семью или психолога.

Шаги

Как ответить на давление сверстников сразу же

  1. Просто скажите «нет» так, чтобы вам поверили. Самый простой способ ответить на давление со стороны сверстников - просто отказать. Отказ в данный момент спасет вас от необходимости отказывать в подобной просьбе в будущем, поскольку вы сразу четко говорите, что вас это не интересует. Будьте тверды, смотрите человеку прямо в глаза. Таким образом вы показываете, что не собираетесь идти на компромисс.

    • Есть множество способов отказаться. Например, скажите: «Я не буду этого делать» или «Нет, спасибо, я не хочу». Можно также сказать: «Наверно, я откажусь, спасибо».
    • Будьте осторожны и не показывайте своего страха, чтобы вас не назвали трусом. Будьте тверды в своем решении.
  2. Смените тему. Есть множество способов противостоять давлению. Если вам неудобно отвечать на какой-то вопрос, просто смените тему. Таким образом, вы сможете потянуть время до тех пор, пока не будете готовы ответить (или вы можете вовсе не отвечать). Избегая ситуации, вы показываете, что не интересуетесь этим и не собираетесь отвечать.

    • Попробуйте сменить тему, сказав: «Хочешь посмотреть со мной этот фильм? Я давно собирался на него сходить, но смотреть его одному скучно».
  3. Придумайте предлог, чтобы уйти. Еще один вариант избежать конкретной ситуации - просто уйти. Придумайте какую-то причину, почему вам необходимо срочно бежать. Извинитесь и постарайтесь как можно скорее уйти.

    • Скажите: «О, я совсем забыл, у меня же завтра экзамен по математике, и мне нужно подготовиться. Я попозже тебе наберу».
    • Напишите другу или кому-то из родителей и попросите позвонить вам, чтобы можно было сказать, что вам срочно нужно бежать.

    Как подготовиться к давлению со стороны сверстников

    1. Принимайте свои собственные решения. Не принимайте решения, основываясь на мнении других людей насчет того, что хорошо для вас. Отдавайте предпочтение тому, что делает вас счастливым, принимайте решения самостоятельно. Некоторые люди могут просить вас сделать что-то, из-за чего вам придется выйти из своей зоны комфорта в хорошем смысле, но помните о любых негативных последствиях, которые могут возникнуть.

      • Если вы собираетесь принять решение, спросите себя: «Насколько это хорошо и полезно для меня? Это сделает мою жизнь позитивней и ярче? Я точно уверен насчет того, как я отношусь к этому?»
    2. Придумайте ответ. Если вы еще не испытывали давления со стороны сверстников или просто хотите правильно отреагировать в следующий раз, подумайте о том, как ответить, когда вас просят о чем-то, чего вы не хотите делать. Если вы заранее подготовите ответ, то точно не почувствуете давления, ведь когда вас о чем-то попросят, вы уже будете знать, что сказать.

      • Например, подумайте, как ответить, если кто-то предложит вам обмануть, солгать или принять наркотики. Можно просто ответить: «Нет, спасибо», а можно придумать что-то конкретное для каждой ситуации.
      • Не отвлекайтесь, рассказывая другим об этой идее. Составьте Я-высказывания и сосредоточьтесь на собственной позиции.
    3. Избегайте мест и ситуаций, в которых вы начинаете чувствовать себя некомфортно. Возможно, у вас закрались сомнения, что люди собираются перед каким-то событием, чтобы выпить или принять наркотики. Если вы собираетесь на вечеринку, и что-то, кажется, идет «не так», просто постройте другие планы. Если ваши друзья по команде собираются выпить перед игрой, скажите, что увидитесь с ними на матче. Избегая ситуаций, которые могли бы вас соблазнить, вы избежите и давления со стороны сверстников.

      • Например, перестаньте ходить на вечеринки без присмотра взрослых и встречаться с людьми, которые, как вам известно, употребляют наркотики.
    4. Выбирайте позитивных друзей. Когда речь заходит о давлении со стороны сверстников, начните с правильного выбора друзей, которые не будут на вас давить. Ваши друзья должны принимать вас таким, какой вы есть, не желая изменить вас. Если ваши друзья не принимают разных опасных последствиями решений, вы тоже, скорее всего, их не примите.

      • Выбирайте друзей по принципу общности интересов, а не потому что они «крутые» или «популярные». Они должны нравиться вам и заботиться о вас.
      • Попробуйте подружиться с людьми, с которыми у вас общие интересы. Например, если вы видите, что человек читает книгу, которая вам очень нравится, попробуйте начать с ним разговор об этой книге и узнайте этого человека поближе.

    Как справиться с влиянием сверстников

    1. Ведите дневник и записывайте туда свои чувства. Трудно справиться с чувствами, которые возникают из-за давления сверстников. Вы можете быть хорошими друзьями с кем-то, а затем почувствовать себя преданным, если ваш друг пытается надавить на вас, чтобы заставить вас что-то сделать. Возможно, вы даже начнете задаваться вопросом, не стоит ли прекратить такую дружбу. Проанализировать и принять эти эмоции бывает сложно, поэтому попробуйте вести дневник , чтобы разобраться с чувствами и эмоциями и справиться со стрессом.

      • Дневник должен быть чем-то личным, где вы можете спокойно писать о своих мыслях и чувствах. Будьте честны с самим собой, пока пишете.
      • Иногда можно пролистывать свои записи, чтобы вспомнить, что вы чувствовали и думали в прошлом, что вам помогало.
    2. Выберите другую компанию. Если ваши нынешние друзья постоянно давят на вас, не прекращая, возможно, настало время найти новых друзей. Подумайте о хороших моментах с ними и сравните их с плохими. Если вы чувствуете, что друзья давят на вас гораздо больше, чем вам бы хотелось, если они не пытаются исправиться, заведите новых друзей. На самом деле, прощаться с друзьями достаточно тяжело, но также довольно трудно продолжать говорить «нет» и пытаться справиться с давлением, которое они на вас оказывают.

      • Вы можете познакомиться с новыми людьми, если займетесь волонтерством , каратэ, танцами или чем-то еще.
    3. Продолжайте заниматься полезными видами деятельности. Еще один способ избежать давления со стороны сверстников - тратить свое свободное время на занятия, которые действительно приносят вам удовольствие. Такие мероприятия помогут вам познакомиться с новыми людьми, с которыми у вас будут общие интересы, с которыми вы сможете проводить время так, как вам нравится.

      • Пробуйте разные виды деятельности, пока не найдете тот, который будет вам нравиться. Например, попробуйте заняться шитьем или обработкой по дереву, запишитесь на курсы фотографии, сходите в поход или начните кататься на велосипеде.
      • Узнайте, какие кружки можно посещать в вашей школе. Например, наверняка есть какой-то театральный, математический или религиозный кружок. Кроме того, можно записаться на дополнительные спортивные занятия, например, на футбол, гимнастику, волейбол или баскетбол.

Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.

Но никогда принадлежность к группе так не важна для человека, как в подростковом возрасте. Не открою ни для кого секрета, если скажу, что подростковый возраст — сложное время. Гормональные изменения, связанные с развитием, провоцируют частые смены настроения, возрастает чувствительность к оценкам со стороны других, эмоции перестают поддаваться контролю. Развивается кругозор, появляются новые интересы, связанные, в первую очередь с взаимоотношениями между людьми, поиском своего места среди сверстников и, вообще, среди людей. Новые интересы в сочетании с перепадами эмоций отвлекают от учебы, что не нравится ни родителям, ни учителям. В этот период могут возникать проблемы в школе, да и семья из места, где все любят, понимают, поддерживают, вдруг также превращается в источник проблем. Подросток начинает замечать, что взрослые — и родители, и учителя, — тоже иногда ошибаются, бывают неправы и даже несправедливы. Возникает ситуация безысходности — не у кого спросить совета, не от кого ждать понимания и поддержки. Самооценка, уверенность в себе снижаются. Растет потребность в самоутверждении. Для подростков становится крайне важным быть принятыми в какую-то «свою» компанию. Ради этого они готовы на очень многое. И сверстники об этом знают. Но не торопятся с распростертыми объятиями принимать в свою компанию. У них потребность в самоутверждении не меньше. А сделать это проще всего за счет других. Возникают идеи «вступительных испытаний». Компания сверстников требует от стремящегося присоединиться к ним подростка доказать, что он достоин быть вместе с ними. Как правило, «доказательство» должно представлять собой демонстрацию смелости, воли, ловкости (физической и психологической), готовности противостоять взрослым, пользы для других членов компании, лояльности лидеру и ценностям компании.

Иногда подростковые группы могут объединяться и вокруг положительных ценностей (помощь людям, спортивные достижения, увлеченность техническим проектированием, какой-то научной областью и т. п.), но это, увы, скорее редкое исключение из правил. Чаще компании возникают на оппозиции взрослым, демонстрации явно вызывающего поведения, унижения более слабых сверстников, а то и на идеях криминальных «приключений».

Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.

Некоторых ситуация заставляет собрать все силы, мужество и уверенно противостоять давлению других ребят. Но такие внутренние силы есть не у многих. Кроме того, подростки просто в силу небольшого жизненного опыта часто не владеют культурными способами самозащиты от манипуляций и давления. Поэтому все-таки попадают под влияние, начинают «плясать под дудку» лидеров группы.

И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.

Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?

А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?

Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.

Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?

  • Будьте примером противостояния давлению окружающих (в тех случаях, когда это необходимо, разумеется). Как бы вы сами могли выстроить свое поведение, чтобы ребенок видел, что можно проявлять стойкость и оставаться вежливым?
  • Отношение к подростку должно стать иным, чем отношение к маленькому ребенку. Постарайтесь начать относиться к повзрослевшим сыну или дочери, скорее, как к другу, а не как к ребенку. Уберите покровительственный тон. Используйте совет, а не приказ, вопрос, а не допрос. Учитывайте его (её) мнение.
  • Замечайте и подчеркивайте положительные качества сына (дочери), открыто признавайте его(её) успехи и достижения.
  • Дайте возможность ребенку чувствовать свою значимость в семье, чтобы ему не было необходимости искать ее в уличных компаниях.
  • Проводите больше времени за общими интересными делами.
  • Поговорите с ребенком о давлении со стороны сверстников. Можно начать так: «Скажи, просил ли тебя когда-либо приятель сделать то, чего ты не хочешь делать? Как ты отказался? Это сработало?» Объясните, что приятели часто будут предлагать делать то, чего он не хочет. Подчеркните, что он не должен бояться отстаивать свои убеждения, как бы трудно это ни было.
  • Почаще беседуйте с ребенком о моральных ценностях, чтобы у него сформировались устойчивые принципы и он знал и разделял убеждения семьи.
  • Дружите с семьями, у которых схожие с вашими предпочтения и взгляды, и где есть дети — ровесники вашего сына или дочери.
  • Знайте друзей своего ребенка, приглашайте их в гости. Поощряйте дружбу с теми, у кого схожие ценности.
  • Не позволяйте себе забывать, что ребенок — не ваша собственность, у него есть собственная жизнь. Доверяйте, но проявляйте бдительность.
  • Научите ребенка способам противостояния давлению со стороны сверстников, которые приведены ниже.

Несколько советов педагогам.

Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.

Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:

  • Быть твердым в своих убеждениях. Для этого, конечно, нужно сначала иметь эти убеждения. Сформировать их поможет чтение хороших художественных книг (прежде всего, классической литературы), наблюдение за жизнью и размышления об увиденном, а также доверительное обсуждение с родителями или учителем, которому ты доверяешь.
  • Принимать самостоятельные решения.
  • Делать вещи, которыми потом можно будет гордиться.
  • Делать то, что считаешь нужным, беспокоясь не о чужом мнении о себе, а о том, что сам о себе думаешь. Стараться уже сейчас быть тем человеком, которым хотел бы стать.

С давлением сверстников не так просто справиться, поэтому лучше избегать ситуаций, в которых оно может произойти:

  • Постараться не общаться с теми, кто любит манипулировать, давить, а лучше заняться любимым делом или подыскать себе какое-нибудь увлекательное занятие. Можно поискать и других, более интересных друзей.
  • Каждому хочется произвести впечатление на окружающих. Это можно сделать самыми разными вполне приличными способами (если внимательно подумать, их легко можно найти). Вовсе не обязательно втягиваться в экстремальные или криминальные «приключения» с друзьями. А если это приятель или приятельница намекают тебе, что произвести на них впечатление ты можешь только таким, не вполне законным или не вполне безопасным способом, то стоит подумать, нужны ли тебе приятели, которые так тебя не ценят, что готовы подвергнуть серьезному риску или подставить.
  • Вообще, если попадаешь в сложную ситуацию, никогда не вредно обратиться за помощью или спросить совета у того, кому доверяешь, и кто имеет достаточный опыт, чтобы дать разумный совет.

Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:

  • Просто игнорировать (не обращать внимания) просьбы и предложения сверстников, которые можно расценить как давление. Можно сказать: «Меня это не интересует».
  • Дружелюбно, но твердо и непреклонно сказать «нет». Можно добавить: «Я не занимаюсь такими вещами». И не сдаваться, демонстрируя уверенность всей своей позой (прямая осанка, голова поднята, плечи расправлены, ноги слегка расставлены, спокойный взгляд прямо в глаза собеседнику). Задача — не переубедить собеседника, а уберечься от неприятностей самому.
  • Постараться обратить вопрос или предложение в шутку, либо попытаться сменить тему. Например: «Закурить? Чтобы вонять, как пепельница? Нет уж, спасибо». Или: «Кстати, тут фильм интересный в кинотеатре сегодня показывают. Сходим?»
  • Найти повод или оправдание, чтобы уйти, поскольку часто проще просто выйти из ситуации. Игнорируя насмешки или запугивания. В этом нет ничего недостойного или постыдного. Например: «Мне нужно кое-что сделать дома», или «Я обещал отцу быть дома», или даже «Мать мне жизни не даст, если я сейчас не приду и не помогу ей»
  • Повторять свое решение (психологи называют это «заезженная пластинка»). Например: «Нет, это неправильно», «Нет, это неправильно». Это придает уверенности и помогает сохранить свои позиции.

Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!

Реакция ребенка на конфликтные ситуации во многом определяет уровень его социальной адаптации. Не все дети отличаются добродушием и демократичностью, и рано или поздно ребенку придется с этим столкнуться. Только вот как он будет действовать в не самых приятных обстоятельствах?
Что же делать, если вашего ребенка обижают? Все зависит от того, каковы исходные обстоятельства и кто агрессор.

Детский сад и дошколята
Если мы имеем дело с детской площадкой, где вашего двухлетку бьет лопаткой по голове его ровесник, то лучше обходить драчуна стороной. Объяснить малышам, почему обидчик не прав и почему драться нехорошо, не получится. Причинно-следственные связи пока не поддаются их пониманию. Если же вашего ребенка систематически обижают в детском саду, то в первую очередь стоит выяснить, кто это делает, почему и куда в эти моменты смотрит воспитатель.

Ребенку отдельно стоит объяснить, что люди вокруг разные: кто-то умеет объяснять свои желания и чувства словами, а кто-то нет, поэтому он вынужден драться и толкаться. Последних лучше обходить стороной, не играть с ними, а если они сами подходят, то нужно сообщить им твердым голосом: «Я не хочу с тобой играть. Ты дерешься (или обзываешься)!» Если это не помогает, то стоит попросить помощи у воспитателя. Обратите внимание, что такую стратегию нельзя назвать ябедничеством, о чем часто тревожатся многие папы. Ведь сначала мы настаиваем на разговоре с обидчиком напрямую, а не поощряем ребенка действовать у того за спиной. Но если задира его не услышал, выбора не остается: нужно обращаться к старшим.

Также полезно проигрывать с малышом сложные ситуации в игре или рассказывать терапевтические сказки, где описываются всевозможные конфликты и даются мирные способы их разрешения. Такие сюжеты можно сочинять самим, максимально приблизив их к ситуации, с которой столкнулся ваш ребенок. Все, что кроха проигрывает вместе с вами, он словно проживает сам, получая таким образом новый опыт. Когда в запасе у него будут разные варианты поведения в конфликтной ситуации, драка окажется последним пунктом в этом списке. А со временем он начнет понимать, что далеко не всегда проблема в нем или в его поведении.

Начальная школа
Если ребенка обижают в начальной школе, то линия поведения должна быть такой же, как и в детском саду, но есть и некоторые нюансы. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы провести с ним мягкий разговор по душам. Цель – вместе выяснить в ходе беседы, когда это началось и по какой причине ему, к примеру, дали обидное прозвище. И обязательно предложите своему ребенку вспомнить, какой поступок он совершил накануне. Сделать так необходимо, чтобы дать ему возможность осознать: дразнилки редко рождаются на пустом месте. Однако при этом вы должны всегда оставаться на стороне ребенка.
Совсем иначе придется действовать в том случае, если вашего ребенка обижают ребята из старших классов. Лучше вмешаться сразу. Сначала необходимо поговорить с учителями, потом с родителями обидчиков, если потребуется. Дома папа может показать сыну эффективные приемы самозащиты. Это мальчика только закалит и придаст ему мужественности. Если у вас дочь, вы должны незамедлительно дать понять обидчикам, что девочка находится под вашей защитой и что с ней так вести себя нельзя.

Средняя школа
Ребенка целесообразно все-таки обучать так, чтобы его представления о мире совпадали с реальностью, какой бы она ни была. Собственно, именно поэтому дочерей и сыновей мы учим разным вещам. «Дай сдачи!» – формулировка правильная, но только для мальчика. Она приучает парня защищать свои границы.
Самое социально адекватное поведение какое только возможно, если его емко писать в одной фразе: действуй по ситуации.
Подразумевается, что пока конфликт словесный, защищай себя словесно, а если тебя ударили – не стой сложа руки, ведь это просто опасно. Безусловно, важно учить детей не оскорблять людей без причины и не бить никого первым просто так. Но жестких ограничений ребенку давать не нужно. В жизни вполне может возникнуть ситуация, когда физическая агрессия будет адекватным ответом на нефизическую агрессию.
Ребенок, конечно, сам идеальный путь не выберет, но пока он этого делать не умеет, не стоит загонять его в жесткие рамки. Иначе он усвоит однобокую модель поведения и не научится гибкости, которая важна для принятия единственно верного решения в экстремальной ситуации.
Ставить рамки не следует сразу по нескольким причинам. Во-первых, подавлять эмоции вредно. Мы биологически так устроены, чтобы свои эмоции проявлять, особенно гнев, злость и агрессию. В ситуации, когда ребенок не может дать сдачи, когда его заставляют прогибаться, он чувствует себя униженным и оскорб­ленным. Но сделать ничего не может. Как бы он ни поступил, он все равно проиграет: если сдержится, будет чувствовать себя паршиво, если ударит – его отчитают. Такую ситуацию безвыходности каждый мальчик переживает очень тяжело.
Возможно, именно поэтому современные папы, которые сами в детстве прошли через похожие испытания, учат своих детей давать сдачи. То есть учат их вести себя адекватно.
Во-вторых, если некоторым детям постоянно запрещать драться, может случиться так, что в какой-то момент они взорвутся, схватят стул и проломят сверстнику голову. Кстати, такие случаи далеко не редки. Лучше, когда конфликт все-таки не доходит до точки кипения. Просто не нагнетайте обстановку. В обычной детской драке до перелома дойти очень тяжело.
Дошколята и даже школьники начальных и средних классов сильно ударить не могут, у них масса тела слишком маленькая. Так что если ваш ребенок даст кому-то сдачи, ничего страшного не произойдет. Плохо будет тому, кто напал.
Абсолютно естественно, когда человек ощущает на себе последствия собственного поведения. В следующий раз, может быть, больше так делать не будет. Кстати, если по заслугам получит девочка, для нее это будет еще полезнее. В тот момент, когда девочка начинает драться, она перестает быть девочкой и становится агрессором. И ее надо ударить. Это просто нормально. Еще не стоит забывать, что, если мальчика будут постоянно атаковать задиристые девочки, а его будут принуждать терпеть эти издевательства, это может негативно повлиять на его сексуальную ориентацию.

Разница между мальчиками и девочками существует, но в другой плоскости. Если девочки дерутся между собой, это одно дело. Здесь работают те же установки, что и для мальчиков: дать сдачу подружке – это правильно, потому что так ты защищаешь свои границы. А вот с мальчиками лучше не связываться. По той причине, что девочка физический конфликт не выиграет. И бессмысленно обучать ее тому, в чем она не преуспеет.
Да, пока дети маленькие, теоретически силы равны, но если вы приучите дочь драться с мальчиками, рано или поздно для нее это закончится плохо. Если же конфликт затянулся и девочку систематически обижают сверстники, лучше приучить ее не бить в ответ, а решать вопрос социальным способом: рассказать о проблеме взрослым. Кстати, мальчику о такой тактике поведения тоже нужно поведать.
Конечно, нужно учить детей договариваться и решать конфликты самостоятельно, но если не получается, они должны обратиться за помощью к старшим.

По материалам статьи А.Кобозевой

Кто-то видел фильм «Чучело», созданный Р. Быковым в 1983 году, кто-то слышал о нем, а кто-то ничего про него и не знает. Это фильм о 12-летних подростках того советского времени, которое близилось к завершению, где главную роль сыграла тогда еще юная Кристина Орбакайте.

Есть много общего в проблемах подростков как того времени, так и современного. Разумеется, социокультурное окружение стало другим: отношение к деньгам изменилось в сторону приоритетного, хотя эта тенденция прослеживается и в фильме. Информационное пространство теперь переполнено фактически пропагандой агрессивных отношений между людьми, что не может не оказывать влияния на поведение подростков. Сейчас произошло обострение тех подростковых проблем, которые отражены в фильме.

К сожалению, сейчас детское и подростковое кино почти не снимается. А то, что выходит на экраны, – не лучшие примеры для разбора психологических проблем детей. Поэтому «Чучело» – идеальное кино для наших целей.

Кино

В этом городе Лена Бессольцева начала учиться в 6 классе одной из школ. Она очень хотела стать частью коллектива класса, стараясь стать своей, не обращала внимания на подначки и колкости, терпела данную ей кличку – Чучело. Ей понравился мальчик Паша, который стал с ней дружить и покровительствовать. Так случилось, что она услышала, как он рассказал учительнице о том, что класс убежал с урока в кино. Данный поступок был определен классом как предательство, в котором стали обвинять этого мальчика. Она решила его спасти и взяла на себя его вину за этот поступок. Парень оказался трусом и не смог признаться ребятам в своем поступке и в этот момент, и в последующее время.

Класс был наказан тем, что их не взяли на экскурсию в Москву на каникулах вместе с остальными. Одноклассники объявили Лене бойкот, поверив ей, что это она их предала. Трое из класса знали, что это сделала не она, среди них был и тот мальчик, чью вину она взяла на себя. Он испугался стать жертвой объявленного бойкота. Ситуация оказалась столь безысходной, поскольку дети оказались предоставленными самим себе: руководящая роль учителей сошла на нет – все уехали на экскурсию. Что касается родных, то практически все взрослые – как родственники, так и неродственники – либо не имели влияния на своих детей, либо старались не замечать происходящее.

Мы видим, как в фильме люди, приехавшие на экскурсию в этот городок, не бросились защищать девочку, которую, когда она упала, одноклассники стали бить ногами. Когда дед Лены прибежал ей на помощь и они разбежались, то свидетели не стали никого ловить, чтобы разобраться в ситуации. Другими словами, их кредо жизни было: «Меня это не касается». Они не навели порядка в этой ситуации. Мы видим, как мама одной из одноклассниц не заступилась за героиню – она тоже отошла в сторону, не стала вмешиваться, может быть, потому, что у нее был конфликт с дочерью. Когда выяснилось, кто донес, то она остановила класс в преследовании уже этого мальчика.

Девочка захотела стать спасителем, из-за этого стала жертвой, а потом могла стать преследователем, но она разрушила порочный круг, отказавшись от этой роли.

Кризис отрочества

Так что же это за возраст – 12 лет? Это есть период развития ребенка, называемый «кризис отрочества». Ведущая деятельность этого периода – общение, т. е. развитие личности происходит главным образом через общение со сверстниками. Подростковый возраст – начало полового созревания. Изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола. В ходе бурного роста и физиологической перестройки у подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Но эти изменения не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. В качестве определяющей причины развития признана его «включенность в мир культуры и истории». Существует описание трех типов врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип развития характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самосознания, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, используя для этого собственные волевые усилия.

Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги. Такое поведение можно назвать бунтом против существующего миропорядка: подростки дистанцируются от всего, что им не нравится, чтобы стать отдельной от родителей и самостоятельной в будущем личностью.

Они активно протестуют против как ценностей, идеалов и целей старшего поколения, так и общественных норм, регламентирующих их жизнь. Кому-то не нравится, что мама хочет в жизни все сгладить. Другой девочке не нравится, что ее мама смирилась с жизнью в этом маленьком городке. Другому мальчику не нравится, что бабушка, посвятив жизнь тому, что вырастила пятерых детей, теперь не получает ни копейки от них, что дедушка собирает картины, а ходит как нищий, что он же в конце фильма дарит и картины, и дом городу. У них есть претензии и к их классному руководителю – они взаимодействуют с ней конфронтационным образом. И все вместе они возмущены тем, что их не взяли в Москву.

Проявление жестокости

Теперь поговорим, собственно, о проявлении жестокости у детей. Совсем маленькие дети не осознают, что они причиняют боль другим – у них пока еще нет сострадания, чувства жалости и они не могут испытывать сожаление о сделанном поступке. Со временем, в период жизни от 3 лет до 6,5, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них. Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства.

В этот период развития у детей появляется и возможность поставить себя на место другого живого существа, чтобы понять его чувства и оценить свои действия. Также на этом этапе развития у детей происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний, что является частью общего процесса вхождения ребенка в жизнь взрослых людей. Появление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми, имеет важнейшее значение для перехода к школьному обучению.

Давайте-ка вспомним фильм «Убить Билла», в котором маленькая девочка, вытащив из аквариума любимую рыбку, раздавила ее ногой. Она не понимала, что делает ей больно и просто убивает ее. Даже потом, когда поняла, что рыбка умерла, она не испытывает чувства сожаления – ее эмоциональная сфера еще не сформирована. Ее отец, Билл, приводя этот пример, объясняет уже свое жестокое поведение по отношению к ее матери тем, что у него, как он считал, не было чувства жалости, как их нет сейчас у его дочери. В фильме он сообщает, что ошибся в этом: он расстроился после расправы над любимой женщиной. Итак, чувства у него были сформированы, но были заблокированы его приоритетами в жизни, и только очень значимое для него событие смогло разблокировать его почти умершие чувства.

У подростков в фильме «Чучело» эмоциональная сфера, разумеется, сформирована. Но что же блокирует проявление сочувствия и сострадания, почему они ведут себя так жестоко? Есть общие причины, но есть и индивидуальные. Общими причинами почти для всех являются следование решению коллектива класса наказать виновного, и для некоторых, несогласных с решением, страх занять позицию, противопоставляющую себя коллективу.

Поговорим об индивидуальных причинах. В фильме показано, что двое из них, мальчик и девочка, получают удовольствие, когда проявляют свою силу, т. е. испытывают радость от проявления силы своего тела, в том числе и от агрессии. На самом деле это естественная эмоция для человека. Надо сказать, что не всем людям проявление агрессии в результате действий своего организма доставляет радость.


Общественным нормативом не одобряется проявление агрессии по отношению к другим людям. И люди в основном как-то умудряются вести себя в соответствии с нормами. В 12 лет еще не восприняты стандарты общественного поведения, и подростки испытывают естественные эмоции. Взрослея, ребенок может перестать испытывать удовольствие от своего агрессивного поведения, т. е. испытывать радость от проявления агрессии, испытав душевные переживания.

Что же происходит с теми, кто не разлюбил это проявление агрессии в подростковом возрасте и испытывает радость от такого поведения? Как им удается вписаться в общественную жизнь?

К 14-15 годам у них формируется психологическая защита, называемая реактивным образованием, работой которого эмоция радости трансформируется, а отношение к проявлению агрессии меняется на противоположное – его начинают осуждать.

Чтобы быть принятыми в социальную жизнь, подростки усваивают общественные нормативы. Одним из них является следующий: «Надо взаимодействовать с людьми без проявления агрессии». Несоблюдение этого норматива (в случае его усвоения) вызывает стыд, что является социализированной формой страха, а это бессознательно блокирует проявление радости от агрессии.

Агрессивная девочка

В фильме мы видим, как одна девочка говорит другой девочке – Железной Кнопке, – что побьет ту просто так, потому что ей хочется, и радостно валит ее на скамейку. В свою очередь Железная Кнопка, вывернувшись, хватает с земли камень и замахивается на нее. Агрессор с криками «Мама!» убегает – она получила отпор.

Агрессивный мальчик

Или мальчик, самый сильный и крупный в классе, получает удовольствие, когда проявляет силу и обижает своих одноклассников. Он самый первый в классе начинает обижать того мальчика, который назначен быть жертвой, потому что ему это нравится. Некоторые ребята присоединяются к этому «развлечению» для них, другие же только одобрительно на это смотрят, не останавливая это издевательство, хотя вполне могут это сделать.

Когда в конце фильма выясняется, что один из них продает собак на живодерню, то этот сильный мальчик решает покуражиться над тем, но его легко останавливает Железная Кнопка. Она запрещает ему это делать. Когда же выясняется, что Лена не предатель, и большинство испытали стыд и сожаление, что так себя вели, то и он оказывается среди них. Он не хочет присоединяться к новому бойкоту и говорит, что «раз Чучело против, то и он против». Можно предположить, что радость от проявления агрессии была стерта этим проснувшимся чувством вины и стыда – он перестал испытывать радость от собственной агрессии.

Дочь парикмахерши

У девочки, которая ожидала от несостоявшейся поездки в Москву встречи с папой и, возможно, переезда к нему, именно это обстоятельство блокировало проявление ее чувства сострадания. Узнав же, что они травили невиновного, она ощущает острое чувство раскаяния и стыда, заявляя, что «нас надо показывать в зверинце, в клетках».

Железная Кнопка

Эта девочка, узнав об истинном предателе, тут же предлагает объявить новый бойкот, и мы не видим у нее проявления чувства стыда и раскаяния. Эти чувства у нее не проявляются и после выяснения ситуации, так как она осталась верна идее наказания, причем она уверена, что может делать это сама. Когда ее не поддержали, она разрыдалась, прокричав, что «Вы такие же, как моя мама, которая все сглаживает!». Она не хочет быть такой, как мама. Мы можем сказать, что чувства сострадания и сожаления у этой девочки как были, так и остались заблокированы этой идеей.

Это и есть проявление подросткового протеста: «Я не хочу быть такой, как вы. Я другая». Это элемент становления личности – осознания себя отдельной, самостоятельной и цельной. Подростки самостоятельно должны получить подтверждение правоты взрослых. Обычно после такого этапа в жизни они могут усвоить общественные нормативы.

Такое поведение у вышеописанных подростков вполне можно назвать неосознаваемой жестокостью. Они обижали девочку, руководствуясь некими идеями. Когда они осознали, что это было несправедливо и жестоко, то, ощутив себя «плохими, несправедливыми», изменились, пересмотрев взгляды на себя и свое поведение.

Сострадательная, но трусливая девочка

Оказались вовлеченными в этот бойкот и те, кто мог противопоставить себя коллективу, и те, кто не мог это сделать, но чувствовал жалость к Лене. Мы видим, как плачет девочка, участвующая в сожжении платья героини, когда ее никто не видит. Она сдерживает проявление своих чувств в коллективе. Ей жалко Лену, но она боится стать на ее защиту и продолжает следовать коллективному решению наказать.

Изгой

Среди этого класса оказался и мальчик, который не участвует в общей травле, а по мере своих сил и возможностей защищает героиню, хотя не может противостоять коллективу в открытую. Это тот самый мальчик, который был назначен объектом для издевательств, т. е. жертвой, поэтому ему прекрасно известно, как тяжело это переносить. В чем выражалось это преследование для него: его дразнили, его били, ему подставляли подножку, т. е. всячески демонстрировали свое пренебрежение. Чтобы остаться членом коллектива, он терпел все эти насмешки и издевательства. Он слабый физически, а оказывается, он был наиболее сострадательным.

Он точно не знает, кто выдал класс учительнице, и постоянно говорит ребятам, что это не может быть Лена. К ее защите он пытается привлечь ее бывшего друга Пашу, который старается изобразить бурную деятельность. Мы видим, что по мере того, как этот слабый мальчик защищает Лену, он становится все более уверенным в себе и на общем собрании класса он смог противостоять коллективу.

Он заявляет самому сильному мальчику, обычному инициатору его травли, что не позволит называть Лену Чучелом, говоря: «Можете бить меня сколько хотите». То, что он помогал другому человеку в беде, дало ему моральные силы защищать ее и в условиях противостояния коллективу. Можно сказать, что он находит в себе силы начать перемещаться с той самой позиции жертвы, которую он занимал до этого.

Живодер

Что касается другого мальчика, разрешившего себе продавать собак на живодерню, то он заблокировал свое чувство жалости и сострадания намного раньше. Это случилось, когда он решил, что деньги для него – главное, что ради денег можно убить живое существо. Собственно, это прямой путь и для разрешения себе причинять вред людям. Видимо, он не испытал чувство стыда и сожаления, когда ситуация разъяснилась, поскольку не изменился его денежный приоритет – он осуждающе говорит о том, что Бессольцев подарил, а не продал картины.

Сильные чувства у него проявились только по поводу чужого альтруизма – подарка картин городу. Как он не жалел сдаваемых на живодерню собак, так мы не видим его сожаления по поводу прошедших с Леной событий. Он разрешил себе быть жестоким всегда, как и пресловутый Билл (из фильма «Убить Билла»).

Двое, знавших истинного предателя

Рассмотрим причины, помешавшие рассказать классу об истинном предателе тем двоим подросткам, сидевшим под партой и все, соответственно, знавшим. Эти двое, девочка с мальчиком, не хотели идти с классом и потихоньку остались, а когда учительница зашла в класс, то спрятались. Так что же это за причины? Девочка хотела получить в друзья мальчика Пашу, а мальчик – эту самую девочку, и ради этого они оба молчали.

Они хотели получить желаемое любой ценой, не обращая внимания на страдания другого человека. Эта травля не вызывает у них сострадания и не может заставить их рассказать правду. Видимо, их чувства настолько редуцированы (уменьшились) или не развиты, что для их проявления необходимо такое же драматическое событие, как у Билла (в фильме «Убить Билла»). Это вполне можно назвать осознаваемой жестокостью.

Предатель

Что касается Павла, его поведение тоже является осознаваемой жестокостью. У него чувство сострадания было заблокировано страхом, что он станет объектом бойкота, что не сможет вновь в этом коллективе стать объектом восхищения и занять лидерские позиции. Может быть, у него, как и у тех двух других ребят, также практически не развито чувство сострадания. Но он же отдал ей свои носки и ходил босым в холод, когда они всем классом зарабатывали деньги на поездку.

Это нельзя назвать состраданием, это было не сострадание, а желание, чтобы им восхищались, ведь этот поступок видели все. Он бьется за сохранение своего прежнего положения в классе, передавая через другого мальчика пожелание, чтобы Лена уехала из города ради своей же пользы. Он также, как те двое, хотел получить желаемое любой ценой – и это называется осознаваемой жестокостью. Его линия поведения – предательство – постоянно повторяется: это предательство класса, это предательство Лены, это предательство тех двоих, кто знал про него. Он разрешил себе делать это, и, может быть, именно это решение навсегда (почти) заблокировало его проявление сострадания.

Лена (Чучело)

Лене объявляют бойкот. Она сама спровоцировала этот конфликт и продолжает усиливать его своим поведением. Позже она, описывая деду эту ситуацию, сделала вывод: нельзя бежать, когда тебя преследуют. Это значит, что если ты бежишь, то ты – жертва, а для других – добыча, на которую всегда нападают. Если даже и не нападают, то ловят себя на чувстве, что возникает желание напасть. Лена не сразу понимает, что тот, кого она защищает, – трус и предатель. Она до последнего считает, что ребята заставляют его травить ее.

Теперь уже мы можем сделать вывод: нельзя брать на себя чужую вину, т. е. проживать за другого его жизнь. Еще можно добавить, что нельзя делать для человека то, чем он не сможет тебе отплатить – ответом станет «черная неблагодарность».

Наконец, она открывает для себя, что ее бывший друг предал и ее. Он не просто не защитил ее от других, а больше того, стал ее преследователем: он пугал ее вечером головой кабана, он не отдал ей ее платье, которое ему специально кинули, чтобы проверить. Она переживает сильнейшее потрясение и от этого. И видя, как горит ее платье, повешенное на кресте как символ самой Лены, она принимает решение, что не позволит больше делать это с собой.

Она бросается в костер и снимает оттуда остатки платья. В этот момент подростки испугались и стали кричать ей, что она сгорит, а потом кричали, что это они так шутят. Происшедшее изменило ее: она поняла, что нельзя подстраиваться под других, подавляя свои чувства, чтобы они признали ее своей. Она рассказывает деду, что предала его, присоединившись к насмешкам над ним, и даже пряталась на улице от него, стыдясь его внешнего вида и поведения. Она сделала вывод, что нельзя предавать ни себя, ни своих родных. Другими словами, она пришла к новым приоритетам в жизни, приняла ценности своего деда, т. е. и тех своих предшественников, которые выстраивали жизнь нашей родины, защищая, обустраивая, обучая и леча свой народ. Это называется прохождением духовного кризиса. Прежняя Лена – умерла, новая Лена – родилась.


Как символ своего нового рождения, она сбривает себе волосы на голове и идет на день рождения к своему бывшему другу, где собрались его одноклассники. Она и теперь не рассказывает им, что это не она предала их, но если раньше она надеялась, что Паша признается, то теперь она не говорит это из-за чувства собственного достоинства. Теперь она ничего не боится и рассказывает одноклассникам, что один из них – живодер, продающий собак на живодерне.

Она обращается к Паше, ерничая: «Ты, наверно, расстроился, когда понял, что девочка, с которой ты дружил, вместо тихой и спокойной оказалась такой плохой!». Глядя на это ее уверенное и бесстрашное поведение, один из тех двоих, которые знали, кто истинный доносчик, говорит Павлу, что расскажет об этом. Именно это поведение Лены разблокировало его чувства и заставило перестать считать главным для себя дружбу с девочкой, желавшей скрыть предательство Павла.

В конце фильма она отказывается поддержать бойкот, который хотят объявить Павлу, и убеждает остальных не делать этого. Две другие роли из треугольника – «спасатель», «жертва», «преследователь» – она уже проигрывала и отказалась принять роль «преследователя», предложенную жизнью. Такое проигрывание данных ролей по очереди не дает возможности что-то изменить и в жизни, и в себе. Пережитые события помогли помочь ей понять бессмысленность перемещения по этим ролям. Для того чтобы выйти из этого бесконечного круга, необходимо измениться, пройдя через духовный кризис, что и произошло с Леной. Так как же избежать издевательств со стороны сверстников? Может быть, по меньшей мере не надо повторять ошибок Чучела и надо стать сильным, по крайней мере, морально?

Мы ведь все хотели бы, чтобы наши дети стали добрыми и чуткими созданиями. И мы совсем не хотим, чтобы они были жестокими и безжалостными существами, в том числе к нам самим, их родителям. Так что же могут сделать родители в этом своем желании воспитания сочувствия к другим живым существам? Самое простое – личный пример: дети перенимают поведение значимых взрослых легко и свободно. Можно к тому же научить их становиться на место другого, помогая понять чувства и желания других людей.