Нод по речевому развитию в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А.С. Пушкина. В воде озорница играет, резвится

08.05.2019

Лариса Малышева
Конспект НОД с воспитанниками подготовительной группы по речевому развитию «Мы теперь подготовишки»

Цель: Расширять и уточнять знания детей о школе.

Психолого-педагогические задачи:

1. Продолжать упражнять детей в подборе существительных со сходным и противоположным значением.

2. Формировать умение детей образовывать существ-е единственного числа родительного падежа.

3. Активизировать в словаре детей слова с обобщающим значением.

4. Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Вид детской деятельности, лежащей в основе непосредственно образовательной деятельности: коммуникативный.

Форма работы с детьми: фронтальная.

Методы и приемы: наглядный, словесный (вопросы, разъяснение, указания, поощрение,художественное слово (загадки, практический (физминутка).

Предварительная работа: беседа о школе.

Создание образовательной ситуации

В: Зашуршали под ногами

Листья с желтыми боками.

Стало сыро, стало голо,

Собираться надо в школу.

Я тетрадки еле-еле

Разместил в своем портфеле

Среди ягодок рябины,

Листьев клена и осины,

Желудей и сыроежек…

И, наверное, Олежек,

Мой сосед по парте спросит:

"Что все это?" "Это – …»(Т. Агибалова)

В: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д: Об осени.

В: Как вы поняли, что стихотворение про осень?

Д: На улице стало сыро. Дети пошли в школу. Листья стали желтые.

Мотивация детей на предстоящую деятельность.

В: Кто-то бросил нам в оконце, посмотрите, письмецо!

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку, на окошко заманил?

В: Как вы думаете от кого это письмо?

Д: От Буратино

В: «Здравствуйте дети. Осенью мне нужно идти в школу, но я потерял очень важный предмет, который мне понадобится в школе. Помогите». Хотели бы вы помочь Буратино?

Д: Да. Конечно.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.

В: Для этого вам нужно выполнить 5 заданий. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Составив из букв слово, вы узнаете, что же потерял Буратино.

Буратино мы поможем,

Все задания решим,

Мы хорошие ребята

Хоть пока что дошколята.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Дид. игра «Собери портфель»

В: Как вы думаете, что это?

Д: Портфель

В: Как сказать по-другому?

Д: Ранец, рюкзак.

В: Но он пустой. Давайте поможем Буратино его собрать. Отгадаете загадки и увидите отгадки. (Отгадки воспитатель выкладывает на стол)

Дид. игра "Школьные загадки"

Перед нами тесный дом

Карандаш и ручки в нем.

Школьник этот дом узнал.

Как зовется дом?. (пенал).

Грамоты не знаю,

а весь век пишу. (ручка)

У карандаша простого

Есть помощница одна:

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрет ее она. (ластик)

Я люблю прямоту, Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,.

Кто же я?-(линейка).

Если сломан карандаш –

Я помощник верный ваш.

Я как врач, его лечу –

Быстро, остро заточу. (точилка)

То я в клетку, то в линейку

Написать по ним сумей кз!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?. (тетрадь)

В: Как назвать все это одним словом?

Д: Школьные принадлежности.

В: Молодцы ребята, все загадки отгадали и за это получите первую букву. Назовите её.

Д: Буква «А».

Дид. игра «Чего не стало»

В: Дети, как нужно обращаться со школьными принадлежностями?

Д: Ответы детей

В: Наш Буратино очень рассеянный. Давайте проверим какие вы внимательные.

Дид. игра "Чего не стало"

Ты мой друг, и я твой друг

Собирай быстрее круг

Ты дружок отвернись

По сигналу повернись. (Дети встают вокруг стола, на котором находятся школьные принадлежности)

В: Чего не стало?

Д: Не стало ручки и т. д.

В: Молодцы, вы очень внимательные, получите вторую букву. Назовите ее.

Д: Это буква «Р»

Дид. игра «Наоборот»

В: Ребята, Буратино очень часто говорит наоборот.

Карандаш острый, а наоборот (тупой).

Книга толстая, а наоборот…

Портфель полный, а наоборот…

Ластик мягкий (твердый, грязный, а наоборот…

Ручка новая, а наоборот…

Тетрадь чистая, а наоборот…

Пенал большой, а наоборот….

В: Молодцы, получите третью букву. Назовите её.

Д: Буква «У».

Дид. игра «Четвертый лишний»

В: Ребята, как вы думаете, где продают школьные принадлежности? Приглашаю вас в магазин канцелярских товаров. Перед вами расположены картинки школьных принадлежностей. Посмотрите и скажите, какая картинка лишняя. И почему? Молодцы ребята, получите четвертую букву. Назовите её.

Д: Буква «К»

Физминутка.

В: На переменах Буратино любит подтягиваться и наклоняться. Давайте подтянемся вместе с ним.

Буратино потянулся, раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,

А чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Упр. «Лабиринт»

В: Ребята, мы Буратино портфель собрали. А дорогу в школу он забыл. На ваших столах лежат карта-план. Может быть, вы найдете и нарисуете самый короткий путь до школы. Сначала попробуйте пальчиком, а потом карандашом. (дети выполняют задание).

Молодцы ребята, получите пятую букву. Назовите её.

Д: Буква «Ч».

Этап осуществления самостоятельной работы детьми.

В: А теперь попробуйте из букв составить слово. Дети составляют слово. Какой же предмет потерял Буратино?

В: Почему ручка важный предмет?

Д: Потому что ей пишут.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

В: Ребята, какой совет вы бы дали Буратино?

Д: Нужно следить за своими вещами. Хорошо учиться в школе, слушать учителя.

В: Какое задание вам понравилось? Почему? Что нового вы узнали?

Буратино мы с вами помогли,

Все задания с легкостью прошли,

Портфель быстро мы собрали,

Путь до школы указали.

Буратино в школе не ленись,

На пятерки и четверки ты учись.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова» Цель: познакомить детей с понятием «родственные» слова. показать богатство родного языка и его выразительных средств; привлечь детей.

Конспект НОД по речевому развитию для подготовительной группы «Красота природы глазами русских поэтов» МАДОУ «ДС № 50 г. Благовещенск» КОНСПЕКТ НОД Речевое развитие «КРАСОТА ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ» (Подготовительная к школе группа).

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) итоговое в подготовительной группе

Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: пересказ хакасской народной сказки «Ленивый мальчик и синичка» Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством пересказа.

Конспект НОД по физическому развитию с воспитанниками второй младшей группы «Художники» Программное содержание: Физическое развитие: развивать умение ходить на носках, с высоким подниманием колен; выполнять общеразвивающие.

Конспект НОД по познавательному развитию с воспитанниками второй младшей группы «Дерево чистоты» Программное содержание: Познавательное развитие - развивать познавательные способности, наблюдательность, любознательность;.

Конспект занятия в подготовительной группе «Подготовишки». Занятие «Подготовишки» Программное содержание: побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать.

НОД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с ОНР «Домашние животные» Конспект НОД Тема: «Домашние животные» Группа: Подготовительная группа детей с ОНР. Образовательные области: Приоритетная образовательная.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Как помочь домовёнку Кузе?»

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы (6-7 лет) по речевому развитию с использованием презентации и элементов социо-игровой технологии. Образовательная деятельность направлена на развитие дружественных отношений между детьми и строится в форме выполнения определенных заданий. Данный конспект будет интересен воспитателям детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
формирование у детей дружеского отношения друг к другу.
Задачи:
уточнить знания детей о дружбе, о дружественных отношениях между людьми, о знании детьми стихов и загадок о дружбе;
учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, продолжая работу над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;
расширять коммуникативные возможности детей, умение правильно отвечать на вопросы воспитателя по теме;
развивать у детей умение действовать в микрогруппах, выполняя определенные задания;
воспитание дружелюбия, сопереживания, желание помогать другим и друг к другу.
Оборудование: письмо, бревнышки из картона для дома, аудиозаписи, презентация, разрезные картинки, картинки с изображением сказочных героев, карточки с изображением эмоций человека.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в детский сад, то что говорите друг другу, какие слова используете?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель: Хотите поприветствовать своих друзей по- другому? Мы поиграем в игру «Я хочу с тобой дружить ». Я скажу эти слова и далее описываю одного из ребят. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.
Воспитатель: обращает внимание на шарик с привязанным письмом.
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?

Давайте узнаем от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Домовенка Кузи. (Аудиозапись)
Дети: Письмо прислал Домовенок Кузя.
Воспитатель :Молодцы, правильно отгадали. А вот и он (слайд 2: на экране изображение Кузи)
Воспитатель : Посмотрим, что же он нам пишет? (слайд 3 )
Воспитатель зачитывает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Я летал, летал и к вам прилетел, может мне у вас не будет так одиноко, может я тут найду себе друзей? Да и дома у меня нет, мой- то остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одному, помогите, пожалуйста. До свидания! Ваш Домовенок Кузя.»
Воспитатель : Как же мы можем помочь ему? (ответы детей )
Воспитатель: А может быть, мы построим деревянный домик и позовем туда жить Кузю (слайд 4 ). Вот и бревнышки, да они необычные, их мы получим, когда выполним правильно задания(слайд 5 ). Потрудиться нам придется, пройти необычный путь, и выполнить все задания, которые мы встретим. Каждое задание - это одно бревнышко, и так мы построим наш дом для Кузи.
1 задание:
Воспитатель: задание « Что такое дружба?» непростое,
предлагаю сосредоточиться, очень хорошо подумать и ответить на вопросы:
1) Как вы думаете, с чего начинается дружба?
2) Кого можно назвать своим другом?
3) А вы как должны относиться к своему другу?
4) Приятно ли, когда друг доверяет вам, делиться всем, помогает?
5) Что друзья могут делать вместе?
Воспитатель: Молодцы! Вы ответили на все вопросы и можете заложить первый ряд дома. (Выкладывает на доске первое бревнышко )
2 задание:
Воспитатель: Следующее бревнышко и новое задание «Мир без друга».
Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его: (Вопросы)
Мир без друга был бы не веселым, потому что…
Мир без друга был грустным, потому что…
Мир без друга был бы не радостным, потому что... …
Воспитатель: Еще одно бревнышко дома для Кузи мы заложили.
3 задание:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете стихотворения о дружбе?
Дети читают стихотворения
*Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!».
*Как начну конфеты есть у меня друзей не счесть,
А закончились конфеты, и друзей в помини нету.
За конфетку каждый друг, так и рвет ее из рук
Ну зачем мне дружба эта, я и сам люблю конфеты.
* Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.
* Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.
Воспитатель : Вот и еще одно бревнышко.
4 задание:
Воспитатель: Ой, посмотрите, у нас появилась какая- то коробочка, вы хотите посмотреть, что в ней? (слайд 6 ) Да в ней загадки про дружбу и отгадав их, мы получим следующее бревнышко.
1) Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...
2) Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?».
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки...
Ну и что! Ведь мы...
3) Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на друга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласись, ведь из-за вздора
Выросла вот эта...
4) Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю.. .
Воспитатель: Четвертый ряд для дома Кузи мы заложили. И
сразу у нас всех такое радостное настроение.
5 задание:
Физкультминутка. «Делу время, а потехе час!»
Настроение упало? Дело валится из рук? Выходи скорее в круг!
(Дети становятся по кругу, повторяют за воспитателем движения ).
Настроение упало, - опускают руки вниз
Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями
Но ещё не всё пропало, - разводят руками
Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу
С делом справимся вдвоём, - пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнём- - делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнём! - отряхиваются
Еще одно бревнышко нашего дома ставим.
6 задание: Игра «Узнай настроение». (Социо-игровой прием )
Воспитатель: А как можно узнать настроение у человек? Правильно, по выражению лицу. Давайте сейчас поиграем. Мы разделимся на команды и будем выполнять игровые задания (с помощью разрезных картинок с цифрой на обратной стороне) Идет первый, затем второй номер каждой команды ко мне. Задание: показать настроение человека, которое изображено на карточке (мимикой и жестами: грусть, веселье, усталость, удивление, радость, страх, задумчивость, злость, плач, хитрость и тд) (слайд 7 ). Замечательно справились! Продолжаем строительство, ставим бревнышко.
7 задание: «Узнай настроение по интонации голоса»
Воспитатель: А можно узнать настроение человека по интонации голоса? Правильно, можно. Идет третий номер в команде за заданием. Задание: я буду произносить слова героев сказок, а вы будете называть настроение героя по очереди в своих группах.
Фразы:
-«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зернышка не видно!» (грустное )
- «Выходи-ка ты, медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать,
Надо солнышко идти выручать! «(строгое )
- «Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен, и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!» (испуганное )
- «Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.» (удивленное )
- «Ну, спасибо тебе, дедушка,
За солнышко!» (радостное )
Воспитатель: Молодцы и с этим справились с задание, вот и следующее бревнышко.
8 задание: (социо-игровой прием )
Воспитатель: Идет четвертый номер в команде. Следующее задание:
« Расскажи о герое из знакомой сказки»(на карточках изображены сказочные герои – дети в команде должны придумать рассказ о своем персонаже и рассказать всем по очереди)
Внимание на экран! (На экране появляются герои сказок по ходу рассказа детей и загадки к ним: Красная шапочка (слайд 8) - заботливая, веселая; Змей Горынычь (слайд 9) – злой, ужасный; Емеля (слайд 10)- добрый, доверчивый; Золушка (слайд 11)–трудолюбивая; Кот в сапогах (слайд 12)– хитрый, забавный и т.д. ) Еще один ряд у дома.
Воспитатель: Как много мы выполнили разных заданий, как много вы показали знаний о том, какие должны быть друзья. Я думаю, вы всегда сможете найти себе друзей и быть хорошими товарищами. Мы очень старались, и наш дом для Кузи получился большим и красивым. (слайд 13 ) Но, мне кажется, что Кузи будет там одному скучно. Давайте поселим с ним веселых человечков, чтобы им было жить весело и радостно в таком большом, красивом доме.(слайд 14 )
Воспитатель: Посмотрите, как засверкал наш дом радостными улыбками!
А какой красивый салют взвился в небо в честь нашей с вами дружбы (на экране картинка с салютом).
Воспитатель: Полюбуйтесь, на свою работу. Мы сделали очень доброе и полезное дело – помогли Кузе обрести свой дом, в котором ему и его друзьям замечательно заживется. (звучит музыка «Солнечные лучики»,дети танцуют. )
Итог занятия:
Воспитатель: К сожалению, нам пора прощаться, но я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, мы скажем свои пожелания о дружбе и закроем их в эту волшебную коробочку, которая будет находиться все время в нашей группе.
Давайте весело скажем всем - до свидания.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная (6-7 лет)

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Буратино»
Месторасположение: ЯНАО, г. Надым.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А.С. Пушкина»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о творчестве поэта А.С. Пушкина;

Задачи:

— Совершенствовать навыки самостоятельного творческого рассказывания;

— Развивать связную монологическую речь и выразительность речи;

— Учить понимать красоту русского языка;

— Воспитывать интерес к поэзии;

— Обогащать словарь детей: блестящий, сверкающий, искрящийся, чародейка, проказница, осень — запасиха;

Материал: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин на тему осени и зимы, письмо, стихи, снежок, картинки для рассказывания, картинки для игры «Что где выросло?», физ. Минутка.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени и зиме, разучивание стихотворений, беседы о приметах осени и зимы, рассматривание иллюстраций с изображением природы осенью и зимой, рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ход занятия

Ребята, нам сегодня принесли необычное письмо. Посмотрите, на что это похоже? (пол снежинки и пол листа березы). Послушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята. Вы уже знаете сказки поэта А.С. Пушкина, учили его стихи. А мы уже долгое время спорим, кого больше любил знаменитый поэт. Просим вас, как знатоков поэзии разрешить наш спор. Подпись — Осень и Зима».

А как вы считаете, какое время года нравилось поэту?

(Осень. Он любил гулять по осеннему парку, любоваться красивыми разноцветными листьями, слушать, как они шуршат под ногами).

Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина об осени.

(ребенок рассказывает стихотворение «Уж небо осенью дышало»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

Слушая, это стихотворение вспоминаются приметы осени. Давайте проведем соревнование: о каком времени года вы знаете больше — об осени или зиме!

(Дети распределяются на две команды. Одна команда бросает другой снежок и называет приметы осени, другая возвращает снежок и называет приметы зимы. Чья команда называет больше, та и победила).

Отлично справились. Знаете приметы.

А как А.С. Пушкин называл осень? (Золотая осень)

Да. И мы ее так называем. А еще про осень говорят: Щедрая тетушка, запасиха. Как вы понимаете эти названия?

(Осенью вырастают: овощи, фрукты, грибы, ягоды и шишки. Люди и животные делают запасы на зиму.)

Давайте и мы найдем, где щедрая осень, оставила свои подарки.

(Дети берут по одной картинке, и размещают по месту произрастания растений и объясняют свой выбор. На болото – клюкву, на кедр – шишки, на дуб – желуди, на рябину – ягоды, на поляну – грибы и бруснику, на огороде – овощи);

Вот теперь мы видим, что осень можно назвать запасихой.

А теперь вспомните, как мы называем и с кем мы сравниваем зиму?

(Чародейка, седая старушка, фея, снежная королева, красавица)

Ребята, послушайте стихотворение Пушкина о зиме:

(Рассказывает другой ребенок)

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Оказывается зима еще и волшебница! Зимой наша земля превращается в царство льда и снега.

А что можно рассказать про лед и снег?

(Лед, как стекло прозрачный. И твердый, как пол. По нему можно ходить. Снег пушистый, как перина. Он белый и мягкий, как вата)

Закончите предложение: каким еще может быть снег.

Снег искрится на солнце потому, что он……искрящийся

Снег блестит потому, что он…….блестящий

Он сверкает на солнце потому,что он ….. сверкающий

Снег скрипит под ногами потому,что он ……скрипящий

Зима тоже нравилась А.С. Пушкину. Он любил гулять по городу, кататься на санях, нравились ему народные гулянья.

А вам нравится зима? За что вы ее любите?

(Праздник Новый год. Можно кататься на коньках и лыжах, на санках. Играем в снежки. Строим снежную крепость и снеговика. Взрослые делают скульптуры из снега и льда. Мы катаемся на горке).

Покажите какие вы любите зимние забавы!

Физкультурная минутка: «Зимние забавы».

Чтобы Зима и Осень больше не спорили, давайте расскажем, как видел эти времена года А.С. Пушкин.

Помогут вам рассказать об этом стихотворения поэта и картинки.

(Дети распределяются на две группы, вокруг чтеца стихотворения. Выбирают подходящие картинки и по стихотворению составляют рассказ. Рассказывает один ребенок или все вместе полилогом)

По стихотворению: «Волшебница зима»

Например: Наступила волшебница зима. Она повесила снег на суках деревьев, дубов.

Покрыла снегом леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И река стала неподвижной.

Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.

По стихотворению: «Уж небо осенью дышало»

Например: Осень покрасила листья разным цветом. Это очень красиво. Поэт говорил – очей очарованье. Редко светит солнце. День стал короче. С деревьев падают листья. Часто бывает туман. Гуси улетают караваном на юг.

Оказывается, А.С. Пушкин любил и осень и зиму. Теперь они об этом знают, и не будут спорить. Ребята, а что вам помогло их помирить?

(Мы знаем приметы осени и зимы. Мы знаем о том, что он любил. Мы знаем стихи поэта о зиме и осени).

В конце нашего занятия, я предлагаю вам сделать картины и отправить их золотой осени и волшебнице зиме на память.

(Наклеивание картинок, по которым дети составляли рассказы на ватман).

Книга сказок

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

Программное содержание:

1. Закрепить у детей знания о сказках как о жанре, об их классификации, умения определять части сказок (начало, середина, конец сказки)

Закрепить умение по сочинительству сказок при помощи моделирования; продолжать учить детей отвечать полными предложениями. Способствовать активизации словаря.

2. Развивать образное мышление и ассоциации при помощи разноцветных геометрических фигур (треугольники, круги, овал). Развивать у детей творческие способности в придумывании сюжета сказки. Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение.

3. Воспитывать интерес к творческой деятельности; внимательность, доброе отношение друг к другу. Воспитывать интерес к изучению башкирских сказок.

Предварительная работа: чтение сказок «Падчерица», «Урал батыр», «Заюшкина избушка», «Щедрый заяц», «Заяц и лев», «Лиса в заячьей шкуре», «Лиса - сирота», «Лиса - плотник», «Аминбек», «Акъял батыр», авторских сказок; пересказ сказок при помощи моделирования; придумывание собственных сказок методом моделирования; словесные игры «Угадай сказку», «Из какой сказки волшебный предмет?», «Узнай героя» и др., отгадывание загадок, работа над пословицами.

Материалы и оборудования: цветные круги (белый, оранжевый, серый, рыжий, голубой, желтый, коричневый), зеленые треугольники, проектор, экран, ватман, презентация.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети заняты в игровой зоне. На экране появляется заставка передачи «Книга сказок» башкирского телевидения. Дети собираются в круг.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

(Дети сами называют тему занятия)

Сегодня мы будем говорить о сказках, потому что на экране заставка телепередачи о сказках.

В.: - Правильно думаете, дети! Книга сказок для вас приготовила интересные игры, задания. Вы готовы приступить к работе?

Основная часть:

В.: - Сегодня у нас занятие сказочное, волшебное. И поэтому первая страница нашей книги предлагает волшебную игру «Подари соседу волшебный предмет из сказки».

Дети, стоя в кругу, передают (дарят) друг другу волшебные предметы. На экране появляются различные волшебные предметы из разных сказок, дети могут их использовать в качестве подсказок: золотая рыбка, клубок, сундук с драгоценностями, Акбузат, курай, живая вода, зеркало, золотой ключик, ковер - самолет, колечко).

Карина, я дарю тебе волшебный клубок из сказки «Падчерица».

- …, я передаю тебе золотую рыбку из сказки.

- …, я подарю тебе волшебный курай из сказки «Курай».

- …, я дарю тебе Акбузата из сказки «Урал батыр».

В.: - Я думаю, всем приятно было получать подарки друг от друга. Эти волшебные предметы помогали героям сказок, которые вы называли.

Вторая страница книги сказок приготовила вопросы: (на экране смайлик: вопросительный знак)

В.: Что такое сказка?

Ответы детей: - Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на самом деле в жизни. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.

В.: - Какие виды сказок вы знаете?

Д.: Сказки бывают о животных, богатырские, бытовые.

В.: Правильно, дети. Во всех сказках есть волшебство, поэтому и бытовые, и богатырские сказки, и сказки о животных бывают волшебными.

Какие волшебства могут происходить в сказках?

Д.: В сказках животные разговаривают, им присущи человеческие качества. В богатырских сказках герои преодолевают непосильные трудности, препятствия.

Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы нашей книги.

Следующая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок.

Дети с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.

1. Ладно! - сказал. - Забирай! Но только на день, не больше. Завтра вернешь. Да смотри, не испачкай! (Медведь из сказки З.Кускильдиной «Честный волк».

2. Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать. (Хан из сказки «Курай»)

3. Я ведь хорошо плотничаю и могу построить тебе курятник, какой ты хочешь. (Лиса из сказки «Лиса - плотник»

После каждого рассказа хвалить, итог. После того, как дети отгадывают героя и сказку на экране появляется иллюстрация к сказке.

Что же предлагает нам следующая страница нашей волшебной книги? И эта страничка предлагает игру. Она называется «Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица»

На экране иллюстрации сказок «Щедрый заяц», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Заяц и лев».

Воспитатель говорит пословицу, дети определяют, к какой сказке подходит данная пословица. Сделав выбор, они объясняют, почему они так думают.

1. Друг познается в беде. («Заюшкина избушка»)

2. Ум - разум дороже золота. («Заяц и лев»)

3. Доброе дело не ржавеет. («Щедрый заяц»)

Дети, следующая страница приглашает вас отдохнуть вместе со сказочными героями.

Физминутка.

Откроем следующую страницу нашей волшебной книги. (На экране появляются геометрические фигуры).

Что это, ребята?

Это геометрические фигуры.

Что мы можем с ними делать?

Ответы детей: Мы их использовали, когда пересказывали сказки, когда сами сочиняли сказки.

Правильно, дети. Мы и сегодня, используя эти геометрические фигуры, сочиним сказку. Сначала вспомним: из каких частей состоит сказка?

Ответы детей: У сказок есть начало, середина, конец.

Как начинаются сказки? («Давным - давно, жили - были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

О чем говорится в начале сказки? (О ком или о чем будет рассказываться в сказке, где и когда происходит событие).

О чем мы говорим в середине сказки? (Это основная часть, здесь рассказывается о герое, что с ним происходит)

Как заканчивается сказка?

В конце сказки говорится о том, чем заканчивается история).

Молодцы, вспомнили, о чем будем говорить в каждой части сказки.

О ком мы составим сказку, узнаем, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - одета,

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.

Дети, давайте вспомним интересные факты о зайце.

(На экране появляются картины). Дети рассказывают.

В хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам, прильнув к земле, смотрит вокруг, оставаясь незаметным.

В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они выводят тепло из организма.

Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала воды.

У зайцев зубы растут всю жизнь.

Зайцы топают ногами для предупреждения, что территория занята.

Молодцы! Посмотрите, что это?

Это ватман. Большой лист белой бумаги.

На что он похож? (Ответы детей: на снег, на землю, покрытую снегом и т.д.)

Ватман можно повесить на магнитную доску или положить на стол.

Значит, в каком времени года происходит событие? (Событие происходит зимой)

Кто начнет сказку? (Выслушиваются варианты ответов)

Однажды заяц гулял по зимнему лесу. (На ватман выставляется белый круг, зеленые треугольники).

Стояла солнечная погода. Был солнечный день. (На ватман - желтый круг).

Небо было голубое - голубое. Небо было безоблачным. (На ватман - голубой овал).

Заяц радовался, весело прыгал, любовался зимним лесом. (Можно белый кружок передвигать).

На ватман вставляется серый круг.

Вдруг из - за елки вышел страшный серый волк. Заяц испугался, побежал в другую сторону. Но там он увидел лису. (На ватман - оранжевый круг).

Заяц не знал куда бежать, что делать. С одной стороны - волк, с другой - лиса. Заяц стал звать на помощь. Тут на помощь прилетел дятел и начал сильно барабанить клювом по дереву. (Выставляется серый овал).

На ватман - коричневый круг .

Поспешили на помощь белочки. Они с ветки ели бросали шишки. Одна большая еловая шишка попала прямо волку в глаз. Волк от боли взвыл и убежал. Лиса хотела наброситься на зайца, ее рыжий пушистый хвост зацепился за пенек. Лиса рычала, кусала пенек зубами. А заяц тем временем убежал от нее.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей »

Конспект
« Как Иванушка за здоровьем ходил »

Восп-ль: Ивлева Т.А.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
«Как Иванушка за здоровьем ходил»

Программное содержание:

    Развивать интерес к русским народным сказкам;

    Развивать мышление, память, воображение, речь, мелкую моторику рук;

    Закрепить знакомые сказки;

    Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование: кассета с музыкой, проектор, иллюстрации героев сказок ("Карлсон", "Винни-пух", "Лисичка - сестричка", "Буратино"), мяч, карточки, ларец с лекарством,

Предварительная работа: чтение русских народных сказок.

Ход работы:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я получила письмо от Иванушки. У него случилась беда. Иванушка заболел. А как вы думаете, Иванушка сможет сам пойти за лекарством если он больной? - Давайте поможем нашему Иванушке найти ларец с лекарством, отправимся в сказочное путешествие, но чтобы его найти, надо справиться с некоторыми трудностями. (Звучит музыка.)

Вос-ль: - Если сказка в дверь стучится

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка- птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами оказались на сказочной полянке. Посмотрите, колобок плачет, давайте спросим, что у него случилось? И сможет ли он нам помочь?

Вос-ль: - Здравствуй, Колобок, почему ты плачешь?

Колобок: - Здравствуйте, мне очень одиноко, со мной никто не играет.

Вос-ль: - Ребята, мы же не можем уйти просто так, давайте поиграем с колобком.

Игра: «Ты мне – я тебе».

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза -… ; Медведь -… ; Волк -… ; Гуси -… ; Лиса -… ; Курица -… ; Заяц-…

Колобок: Молодцы, дети, повеселили меня.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, колобок больше не плачет. А давайте спросим у него, сможет ли он нам помочь?

Колобок, колобок, не видел ли ты ларец случайно с волшебным лекарством? Нам для Иванушки нужно, больной он у нас совсем.

Колобок: Раз вы со мной поиграли, могу и сказать. Вон за этими холмами, стоит болото, в том болоте живет Кикимора, она и укажет вам путь дальше.

Вос-ль: Спасибо тебе колобок!

Вос-ль: Здравствуй, Кикимора. Не видала ли ты ларец с волшебным лекарством? Нам Иванушку лечить надо, совсем что-то разболелся.

Кикимора: Здравствуйте, здравствуйте. Ларец то я не видала, а вот кто помочь вам может, могу и сказать. Только сначала вы должны отгадать мои загадки.

Вос-ль: Ну что ребята, отгадаем? Иванушку то выручать нужно.

Давайте разделимся на пары, и каждая пара попробует придумать загадку про сказочного героя. (Каждой паре раздаются по сказочному герою)

Кикимора: - Молодцы все загадки угадали. Можно и помочь вам.

К Аленушке вам идти надо, она вам и укажет путь.

Физминутка:

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Вос-ль: Здравствуй, Аленушка.

Аленушка: здравствуйте гости дорогие.

Вос-ль: Аленушка, подскажи нам, где нам ларец с волшебным лекарством найти? Нам Иванушку нужно вылечить.

Аленушка: Я скажу вам у кого ларец с волшебным лекарством храниться, только помогите мне сначала печку с яблоней помирить, что-то они совсем не могут договориться. Спорят какие продукты вредные, а какие полезные. Подскажите им!

Спасибо вам большое. А ларец-то волшебный у Козы находиться. Ступайте к ней.

Вос-ль: -Здравствуй, Коза-дереза. Долгий мы к тебе путь держим.

Коза: -Здравствуйте, гости, чего пожаловали?

Вос-ль: Говорят, у тебя ларец есть с волшебным лекарством? Нам Иванушку нужно вылечить, ждет он спасения от нас.

Коза: Правду говорят, но и вы мне помогите козлят научить заботиться о своем здоровье. Совсем не хотят умываться, не следят за ушами, глазами.

Вос-ль: Ребята давайте поможем козлятам.

(Учим козлят заботиться о своем здоровье) (Раскладываются карточки, по ним дети объясняют, как нужно заботиться о ушах, глазах и зубах)

Посмотрите, а вот и ларец! А вот и есть то самое лекарство, что мы искали (внутри витаминки). Теперь наш Иванушка будет здоров и больше никогда не заболеет!