Родительская любовь, сущность и характеристика. Проявления любви. Проблема нехватки родительской любви

29.04.2019

Родительская любовь - это чувство, которое родители вкладывают в ребенка на протяжении всей жизни. Родительская любовь является главным средством воспитания любви у детей ко всему, что его окружает. В каждой семье родительская любовь понимается по-разному, как родителями, так и детьми. Так давайте разберемся, какой должна быть настоящая родительская любовь?

Проблема нехватки родительской любви

Ребенок уже с пеленок чувствует любовь своих родителей. Детям постоянно нужно показывать свою любовь как морально, так и физически. Они должны понимать и чувствовать, что их любят. Если ребенок будет получать необходимое количество родительской любви, значит, он будет по жизни идти твердыми ногами, он будет уважительно относиться к себе и близким людям.

Многие считают, что «боится – значит, уважает», и поэтому держат своих детей в строгости. Этого нельзя делать. Так как постепенно вы выращиваете жестокость в ребенке. А вас он будет бояться, а не любить.

Росс Кэмпбелл изучал отношения между родителями и детьми. Он рекомендует как можно чаще находить время для прикосновения. Прикоснитесь по-дружески к плечу ребенка, погладьте его по голове, пожмите руку. Это будет кинестетическим ответом на интересующий нас вопрос по поводу настоящей родительской любви.

Любовь у детей нужно воспитывать исходя не из того, что хочется вам, что вам нравится и удобно, а из того, что нужно ребенку, в чем он нуждается.

В воспитании должно быть четко определено место любви, строгости, ласки и требовательности. А самое главное, необходимо чувствовать, когда ребенку нужна ваша помощь, а когда требовательность. И вы должны первыми ему прийти на помощь и дать совет или, наоборот, расставить все по местам и потребовать объяснений. Только не перестарайтесь!

В настоящее время формирование психологических компонентов любви родителей является широко изучаемой и очень важной темой. Результаты этой темы помогут лучше освоить родительскую любовь, как загадочную особенность психики. Совокупность психологических компонентов этой любви поможет создавать методики и тренинги для того, чтобы ее развить. Многим людям, обращающим внимание на данное заглавие, сначала оно кажется настоящей глупостью. Ведь родительская любовь – она почти святая, несомненная, и как ее можно разбирать по психологическим полочкам, ведь это бессмысленно, для чего копаться в том, что чувствует каждый из нас? К глубокому сожалению, это не так, и для этого утверждения есть доказательство, так как своих детей любят далеко не все родители. Подтверждением этого служат жестокость, акты насилия в семьях, наличие неблагополучных семей, нерациональное поведение, а также множество детей, которые находятся в детских приютах. Ведь больше всего именно этих детей, которые живут в подобных условиях, мучают вопросы: «Что плохого я сделал своим родителям? Почему они не любили меня? ».

Поэтому данная проблема в настоящее время очень актуальна. Чаще всего сейчас случаются убийства ребенка, выбрасывания малыша на улицу и т. п. Изучение такого поведения являются тяжелым заданием, а также поведения, противоположного ему, необходимо попытаться найти психологические факторы, которые смогут привести нас к цели.

Специалистам все-таки удалось вывести принципы, из которых формируются психологические компоненты родительской любви, а кроме этого, факторы, которые необходимы для реализации этой любви.

Что представляет собой настоящая родительская любовь?

Многие философы и психологи очень много лет пытались вывести ответ для данного чувства, и каждый раз этот ответ был разным. Это особый, высокий, светлый вид любви, который воспринимается людьми как счастье и высший дар. Стать родителем - это значить стать счастливым человеком. Быть награжденным возможностью быть родителем, значит испытать истинное счастье. Как говорил Сухомлинский, родительская любовь – это способность сердцем чувствовать потребности души ребенка. Между людьми, которые любят, возникает особая интуиция, энергетическая связь, желание быть друг к другу ближе. В своих терминологиях многие выделяют то, что родительскую любовь нельзя воспринимать только как чувство, так как любовь по сути предусматривает в себе и действия. Ведь только если чувствовать, но ничего для ребенка не делать, то такое поведение не является доказательством любви, - так считают многие.

Собрав различные точки зрения вместе, можно вывести факторы, которые составляют родительскую любовь.

Психологическая структура любви включает четыре компонента:

Эмоциональный фактор, совокупность ощущений и переживаний по поводу ребенка, принятие ребенка, оценка ребенка, взаимодействия ребенка и родителя. Психофизиологический компонент подразумевает притяжение родителя к своему ребенку, стремление близости к ребенку, чувственность и желание родителя обнимать его, прикасаться к нему, перебывать и не разлучаться с ним.

К когнитивному фактору относят интуицию и подсознательное, возникающее по отношению к ребенку у родителя.

Поведенческий компонент выражает отношения, указывает на действенность родительской любви, поведение родителей по отношению к ребенку, а также уход за ним.

Данная структура целостно не всегда функционирует, и это зависит от индивидуальности родителей, от возраста. Из данной психологической структуры одни факторы могут доминировать над другими.

Существует интересный факт: родительская любовь имеет гендерные отличия, отцовская любовь отличается от материнской. Для материнской любви характерно безусловное принятие ребенка. Мать может предоставить возможность ребенку высказать свое мнение, а отец очень часто отказывается от равенства и демократичности с ребенком. Давно доказано, что для психологического полноценного развития детей нужны оба родителя, нельзя также сказать, что мать лучше относятся к ребенку, чем отец, или наоборот.

Чтобы ощутить родительскую любовь полностью, а также, чтобы эта любовь формировалась успешно, нужно удовлетворять некоторые особенности, такие, как умение принимать и любить себя и окружающих, эмоциональную и психологическую зрелость индивида. «Хороший родитель» имеет намного больше требований. Он хочет воспитать своего ребенка благополучно, и создать для его развития наилучшие условия. Здесь учитываются разные способности и умения, возможность обеспечить всем необходимым ребенка. Давно доказано, что родительская любовь – это главный фактор, который нужен для психологического здоровья и полного развития ребенка.

Родители всегда хотят, чтобы их дети были лучше, чем они сами. Но некоторые люди в своем стремлении чрезмерно усердствуют. Такого типа родители опекают детей, не дают им прохода и в итоге выращивают беспомощное и закомплексованное существо. Есть и другие типажи. Родители, которые хотят стать детям друзьями, многим кажутся идеальными. Но это тоже не лучшее развитие событий. В этом случае малыши вырастают в эгоистичных и чрезмерно требовательных личностей. А еще существует типаж, который можно отнести к золотой середине.

Характеристика

Типы родителей разнообразны, но всех их объединяет одно - любовь к детям. Как говорят в детдоме, лучше чем хорошая нянька. Утверждение спорное, но все-таки следует понимать, что полноценный ребенок может вырасти только в полной семье. Как формируется типаж родителей и что это такое? Любой человек, выросший в полноценной семье, хорошо себе представляет процесс воспитания. Малыш видит отношение к нему папы и мамы и, подрастая, понимает, какие элементы воспитания ему нравятся, а какие нет. На основании этого взрослый человек делает выводы о том, как нужно Обычно пример воспитания сильно влияет на личность. Человек может пойти по трем схемам развития: повторить пример своих родителей, стать противоположностью своих родителей или же осознанно подходить к проблемам и принимать правильное решение. Последний типаж встречается реже остальных. Поэтому разберем два наиболее распространенных.

Типы родителей

Дети считают взрослых своими друзьями и наставниками. Но не все родители ответственно подходят к своей миссии. Какие же психологические типы родителей существуют?

  • Чересчур заботливые. Такие персоны постоянно опекают своего ребенка. Из двух типов родителей этот наихудший, ибо такое поведение наносит наибольший вред психике малыша. Мамаши подобного склада характера бегают за ребенком по площадке, не дают ему упасть и в случае, если ребенок оцарапал палец, вызывают скорую. Подобное воспитание быстро дает свои плоды. Ребенок становится трусливым и эгоистичным. Малыш привык, что о нем заботятся и по первому его капризу выполняют все требования.
  • Консерваторы. Подобный тип воспитания характерен для России. Мамы и папы подобного склада характера забывают о том, что они когда-то были детьми, в тот момент, когда становятся родителями. Взрослые пытаются отыграться на своих чадах. Малыши у подобного типа родителей растут закомплексованными. У них нет своих желаний и амбиций, потому что как только они появляются, их тут же подавляют.

Стили воспитания

Каждый из типов родителей использует собственный подход к воспитанию. Какие же стили применяются чаще других?

  • Авторитарный. Один из родителей в семье является авторитетом. Его слушаются все. Чаще всего подобный стиль воспитания присущ военным. Мужчина, который привык командовать на работе, будет продолжать это делать дома. Дети должны ходить по струнке, учиться на пятерки и выполнять все требования родителей. Ребенок будет молодцом тогда, когда он безропотно слушается и не переспрашивает. Мнение малышей и даже подростков не учитывается. Родителям оно попросту неинтересно.
  • Авторитетный. Это классический стиль воспитания. Родители являются для своих детей кумирами и образцами для подражания. Папа-интеллектуал работает на престижной работе. Мама тоже работает, но не для пополнения семейного бюджета, а больше для удовольствия. Дети выполняют всю работу по дому, но всегда могут это сделать в удобное для них время. Родители не запрещают своим малышам гулять, если те вовремя приходят домой, успевают делать уроки и говорят, куда они пошли. Взрослые поддерживают стремления ребенка и помогают в их реализации.
  • Либеральный. Подобный стиль воспитания подразумевает, что родители и дети будут друзьями. Взрослые не делают из себя авторитетов, они общаются с детьми наравне. Подобный стиль воспитания предполагает полную откровенность, которая помогает родителям решать детские проблемы сразу, как только те появились.

Типы воспитания

Процесс воспитания - это сложная комбинация развития навыков, моральных ценностей и знаний. Какие же типы воспитания детей родителями существуют?

  • Требовательный. Такие родители хотят, чтобы дети учились на "отлично" и всегда и во всем были лидерами. Мать будет ругать сына за четверку, причем даже в том случае, когда весь класс, кроме него, получил тройки. Требовательность будет проявляться в том, что родители будут запрещать ребенку гулять до тех пор, пока тот не выучит и не перескажет все уроки, а также не позанимается с репетиторами и на всех кружках, которые он посещает.
  • Критикующий. Подобный тип воспитания встречается у людей с заниженной самооценкой. Любители критиковать обычно не очень-то и любят что-то делать самостоятельно. Им доставляет удовольствие находить ошибки и промахи других. Родители не всегда могут помочь своему ребенку с решением какой-то сложной задачи, но зато глупость своего чада они не преминут отметить.
  • Отстраненный. Такие родители не считают нужным лезть в дела ребенка. Они думают, что чадо самостоятельно справится со всеми трудностями, свалившимися ему на плечи. Их будет мало волновать невыполненное домашнее задание или же плохие оценки. Такие родители придерживаются правила "что ни случается - то к лучшему".

Что мешает родителям в воспитании?

  • Неразвитость родительских чувств. Молодые родители не всегда понимают, что они уже родители. Людям хочется погулять, посмотреть на этот мир и самоопределиться в жизни. По этой причине родители не уделяют ребенку нужного внимания и позволяют малышу развиваться самостоятельно.
  • Страх потерять ребенка. Мамаши, которые не смогли найти своего призвания, могут потратить всю свою жизнь на воспитание и образование ребенка. Они будут бояться, что чадо когда-нибудь от них уйдет, по этой причине они могут навязать ребенку комплекс неполноценности, чтобы он как можно дольше оставался у маминой юбки.
  • Проекция отрицательных качеств. У каждого человека есть не только положительные, но и отрицательные стороны личности. Именно они больше всего и раздражают человека в других людях, а также в собственном ребенке. Но ведь чадо - это копия родителей, и не стоит удивляться, что у него будут те же комплексы и замашки.
  • Низкая самооценка. Люди с низкой самооценкой могут отрываться на своем ребенке. Ведь для малыша родители - авторитет. Поэтому персоны, которые не смогли реализоваться в жизни, будут стараться реализоваться в семье, что часто приводит к гиперопеке.

Отношение к воспитанию

Как выяснить, к какому типу относятся родители? Посмотрите на их поведение в течение дня. Если мама слишком опекает чадо - это проявление гиперзаботы. Если родители не обращают внимания на забавы ребенка, значит, это отстраненность. Простой тест - это наблюдение за взрослыми в момент, когда ребенок падает. Если поведение будет неадекватным, то понятно, что родители должны пройти курс психологической помощи. Специалист может помочь матери и отцу избавиться от своих комплексов и тем самым облегчить жизнь своему ребенку. Ведь только у личностей, которые уверены в себе и хорошо себе представляют, куда они направляются, есть шанс вырастить адекватных детей.

Проявление любви

Разные типы родителей выражают свои чувства по-разному. Три самых распространенных способа:

  • На словах. Родители постоянно говорят детям, что они лучшие, являются ангелами, посланными свыше. Чаще всего взрослые обращаются к чаду не по имени, а по ласковому прозвищу: солнышко, котенок, зайчик.
  • В жестах. Этот способ выражения любви свойственен матерям. Они могут часто обнимать ребенка, целовать его и гладить. В жестах проявляется забота, ласка и любовь.
  • На деле. Родители могут проявлять свою любовь в том, что окружают ребенка заботой. Они будут покупать ему желаемые игрушки, водить на развлекательные мероприятия, совершать экскурсии и ходить на пикники.

Качества хорошего родителя

Тип отношения родителей и детей зависит от многих факторов. Но все же взрослые должны следить за своим поведением и уметь его контролировать. Любой тип родителей может стать идеальным, если взрослые будут правильно проявлять свои положительные качества. В чем именно это выражается?

  • Забота. Родители должны оберегать свое чадо от бед, но в разумных пределах.
  • Любовь. Хорошие родители любят своего ребенка, каким бы он ни был.
  • Доверие. Разумные родители строят свои отношения с ребенком на взаимном доверии.
  • Станьте примером. Родители должны на собственном примере показывать ребенку, как себя нужно вести.

Многие родители, искренне любя своих детей, либо не считают нужным, либо не умеют проявлять свою любовь. Это лишает их того эмоционального контакта с ребенком, который формирует желание ребенка подражать и быть похожим на родителей, повышает значимость для него родительской оценки и похвалы, и, как следствие, повышает влияние родителей на поведение ребенка, становление его убеждений, характера и интересов.
Проявление любви к ребенку способно неожиданным образом изменить то нежелательное его поведение, которое родителям до сих пор не удавалось изменить непосредственно. Счастливый и уверенный в себе ребенок редко ведет себя плохо. Очевидно, что именно ощущение того, что его любят и создает у ребенка чувства счастья, спокойствия и уверенности в себе.

Ниже перечислены основные способы выражения родительской любви к ребенку.

1. Улыбка и зрительный контакт

Этот простой канал передачи родительской любви часто используется не по назначению, когда ребенка заставляют смотреть в глаза родителю, раздраженно выражающему свое негодование. Открытая улыбка – самый простой способ сообщить ребенку, что его принимают, несмотря на многое, что родители хотели бы изменить в его поведении, что с ним все в порядке и что он может рассчитывать на родительское сочувствие, помощь и поддержку.

2. Ласка и контактный комфорт

Уже более полувека, как установлено значение контактного комфорта для нормального развития ребенка. Исследования убедительно доказывают, что депривированные в отношения контактного комфорта дети отказываются даже от еды, чтобы восполнить недостаток материнского тепла и ласки. Установлено также, что по мере взросления ребенок получает все меньше родительской ласки, но нуждаются в ней не меньше, чем младшие дети. Особенно выражен ее дефицит у мальчиков (в первую очередь со стороны отцов), поскольку в обществе распространено ошибочное мнение, что ласка может избаловать мальчиков и помешать им стать мужественными людьми. Для каждого возраста родители могут выбирать свои формы, обеспечивающие ребенку контактный комфорт, включая дружеское подбадривающее похлопывание по спине, борьба на полу, взъерошивание волос, сочувствующее пожатие руки и пр.

3. Похвала и поддержка

Эта форма выражения любви имеет прямое влияние на формирование у ребенка позитивного самоотношения, которое служит основой для уверенного и независимого поведения. Большинство родителей обращают внимание на неприемлемое для них поведение ребенка, а адоптивное поведение считают нормой, не требующей оценки. В результате общение с ребенком сводится к упреком, угрозам и обвинениям. При этом теряется контакт и возможность влиять на поведение ребенка, не прибегая к использованию силы. В любом ребенке внимательный родитель найдет множество качеств за которые его искренне можно похвалить. Значение эмоциональной поддержки ребенка в ситуациях, когда он старается добиться определенного результата или совершает ошибку, очевидно и трудно переоценить.

4. Слова любви

Ребенку необходимо время от времени слышать от родителя, что его любят и всегда будут любить, в не зависимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни. Манипулирование поведением ребенка при помощи страха утраты родительской любви приводит к формированию тревожности и зависимости. Ясное выражение родителями своих чувств словами создает атмосферу искренности и служит отличной моделью открытого поведения для ребенка.

5. Предоставление свободы действи
й

По мере взросления, особенно в периоды кризиса третьего года жизни и подросткового кризиса, ребенок все больше и больше нуждается в пространстве для принятия собственных решений. Без постепенного, соответствующего растущему объему навыков, расширения степени его свободы невозможно формирование ответственной, способной самостоятельно строить свою жизнь личности. Гиперопека, особенно отвергающего типа, построенная на замечаниях и упреках, приводит к инфантилизации, пассивности, снижению самооценки и тревожно-депрессивному эмоциональному фону. Предоставление свободы действий дает ребенку возможность почувствовать уважение к себе и значимость своего мнения, что вносит значительный вклад в укрепление его уверенности в собственных силах. Все это стимулирует ребенка к самостоятельному экспериментированию с реальностью, что существенно обогащает его жизненный опыт
.
6. Безусловное внимание (в т.ч. совместное творчество)

Безусловным вниманием называется время, подаренное родителями своему ребенку. В течение этого периодически повторяющегося и ожидаемого ребенком периода, ребенок имеет преимущество в том, какой деятельностью этот период наполнить. Его инициативы помогают развить лидерские навыки, а внимание родителей – укрепить внутрисемейные связи и чувство собственной значимости. Благодарность родителям за предоставленное ими безусловное внимание значительно увеличивает их влияние на формирование личности ребенка в будущем. Особое значение имеет совместное творчество как деятельность, стимулирующая развитие адаптивных ресурсов личности.

Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско- родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь, любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Конечно, же "любовь" - понятие достаточно многогранное, и каждый вкладывает в него свой смысл. Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение и доверие, желание посвятить себя его благополучию и многое другое.
Слова любви необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, независимо от возраста, пола, социального положения. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от нехватки любви люди страдают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных. Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым, благополучным. Иногда, к сожалению, случается так, что ребенок оказывается обделенным любовью. Такого малыша несложно выявить по его отношению к себе и другим людям, по его поступкам, поведению. Причин тому может быть несколько. Например, ребенок появился на свет "незапланированным". Или родители мечтали о мальчике, а появилась девочка. Не редки случаи, когда в силу финансовых проблем, да и не только, воспитание ребенка с раннего возраста перекладывается на плечи бабушек или нянюшек. А ведь материнскую любовь не заменит не одна замечательная бабушка. Иногда случается, что ребенок оказывается в ответе за на рушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и ее раздражает это сходство, его походка, жесты, привычки.
Недостаток любви испытывает ребенок в семье с авторитарным стилем воспитания. Иногда родители, не зная, как наказать ребенка за какие- то провинности, не задумываясь о последствиях, говорят: "Я тебя не люблю!" наверное, это одно из самых страшных наказаний. У ребенка может сформироваться стойкий страх того, что он некому не нужен, он очень плох, могут появиться признаки тревожности или, наоборот, агрессии.
Любовь предполагает принятие ребенка таким, какой он есть, без всяких условий. Ведь он любит вас, своих родителей, просто за то, что вы его родители, ему не важно, блондинка вы или брюнетка, высокого роста или низкого, уборщица или директор крупного предприятия. Он любит просто за то, что вы есть. Наверное, и нам, взрослым, есть чему поучиться у детей.

Способы выражения родительской любви
Одним из замечательных способов выражения любви является объятия. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Он не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешние проявления любви, однако объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно 5 объятий - для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Контакт глаз. В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку? Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную. Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем ("ну- ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил?"). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви. Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка ("видеть тебя не хочу"). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей. Контакт глаз - это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. Первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд, прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка лучше, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому- либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба. Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.
Физический контакт. Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт? Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы. Физический контакт - это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности). В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика? Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - крайне необходимы "телячьи" нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты. Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что- то сделать. Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя "в порядке", быть девушкой "что надо", "первый сорт". Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.
Пристальное внимание. Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку. Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный. Типичная трудность современных родителей - недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего- то другого, но не для выражения пристального внимания к своему ребенку. Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий. Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делиться со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

О материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви.
Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные "заменители любви". Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят: Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую- то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.). Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Каждому родителю нужно научиться:

    безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть

    узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании

    конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)

    применять «активное слушание»

    избегать автоматических реакций

    доносить до ребенка свои эмоции и переживания

    создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал

    создавать сокровищницу самооценки своего ребенка

    контролировать негативные эмоции

    обнимать, как можно чаще, своего ребенка