Речевое развитие средняя группа тема зима. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зима. Зимняя одежда. Конспект НОД по развитию речи

15.02.2019

Ирина Валерьевна Еремина
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!»

Задачи :

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека.

Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением .

Обогащать активный словарь детей.

Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками.

Развивать мышление , слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Познакомить с правилами безопасности в зимнее время года.

Интеграция : Познание. Коммуникация. Социализация. Музыка. Художественная литература. Безопасность. Изобразительная деятельность.

Ход занятия:

Ребята кто мне подскажет, какое время пришло на смену осени? А что изменилось в природе? (Ответы детей) . Зима. Какие зимние месяцы к нам приходят? Говорят, что зимой природа засыпает. День становится короче, ночь- длиннее. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается;

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается.

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.

(Р. А. Кудашева)

Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой» ? Почему зиму часто называют серебристой? Кто рисует узор на наших окнах?

Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, ёлка, Новый год, санки, лед, жара, коньки, рукавички, ромашки, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, мандарины, загорать, сосульки, трава, снегопад, ручьи, сугробы, лыжи).

Зимние загадки

Отгадывание зимних загадок.

«Все его зимой боятся – Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице.» (мороз)

«С неба он летит зимой, Не ходи теперь босой, Знает каждый человек, Что всегда холодный. «(снег)

«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

«Зимой и летом одним цветом?» (ёлка)

«С неба – звездой, в ладошку –водой» (снежинка)

«Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой» (лыжи)

«Не сосите, сорванцы, Ледяные леденцы! Сам глотаю я пилюльки, Потому что ел. (сосульки) »

«Он из снега одного, Из морковки нос его. Чуть тепло, заплачет вмиг И растает.» (снеговик)

«Он когда-то был водой, Но сменил вдруг облик свой. И теперь под Новый год На реке мы видим.» (лед)

«Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый.» (Дед Мороз)

Динамическая пауза «Мороз»

"Вот так холод вот мороз, больно щиплет нос. " - хлопают в ладоши, трут их друг о друга.

"Чтоб согреть его скорей надо потереть сильней. " - трут нос кончиками пальцев.

"Будем ножки согревать, прыгать и скакать. " - подпрыгивают на месте.

"Очень холодно стоять, ножки стали замерзать … " - хлопают по ножкам, трут их.

Действия соответствуют тексту песни.

«Нам пора бежать бегом, нам нельзя идти пешком …»

«Чтобы ручки согревать будем ими мы махать…»

«И в ладошки будем бить, локтями шевелить…»

«Мы на месте не стоим, мы бежим, бежим…»

«Чтоб согреется поскорей надо нам бежать быстрей»

«Чтоб согреется побыстрей, побежим скорей.»

Будем руки согревать будем бить махать, махать

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме. Дети стоят полукругом, лицом к преподавателю.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Когда наступает зима, становится очень холодно люди одевают теплую одежду : шубы, панамки, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта : хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма : «Зима – чудесное время года!» . Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму .

Ребята, посмотрите к нам в гости пришел снеговичок Морковкин, он приехал к нам из далека, из деревни «Дедморозовка»

Деревни этой сказочной

На картах мира нет.

Живёт в ней самый праздничный

И самый лучший дед

Снегирь зарёю розовой

Летает у окна…

Деревня Дедморозовка-

Родная сторона!

Ребята, я приехал к вам по поручению Деда Мороза, чтобы рассказать о правилах безопасности в зимнее время года. Дед мороз написал специально для детей правила поведения зимой, чтобы вы не замерзали и всегда были здоровы :

Надевать рукавички, шапку, застегивать все пуговицы нужно еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;

Нельзя оставаться на улице когда метель или очень сильный мороз и ветер;

Нельзя грызть сосульки и есть снег. Поскольку снег очень грязный в нем могут быть опасные вещества, микробы. Да и можно запросто простудиться;

Нельзя прикладывать язычок к металлу;

Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;

Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;

Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место;

Снежки лепить небольшие, кидать их не очень сильно, а кидать в лицо вообще запрещено!

Составление творческих рассказов на тему «За что я люблю зиму »

Зима богата на праздники. Как вы понимаете это выражение? Какие бывают зимой праздники? Какие зимние виды спорта вы знаете?

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья. Новый год - праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года :

Мы открываем календарь.

В нём первый, белый, лист- Январь.

Второй- Февраль. Бушует вьюга.

Ещё во всю метёт метель.

И вдруг, как будто птицы с юга,

Спешит к нам Март, за ним –Апрель.

Порхает бабочкою Май.

Весна прошла. Пойди –поймай!

Июнь. Июль и Август –это

Листы волшебной книги лета.

А следом –словно листопад –

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь летят.

Осыпалась с дождями осень.

И в тёмном небе Декабря

Снежинок лёгкий вальс уносит

Последний лист календаря.

Кружит весёлый хоровод.

Вот и ещё промчался год.

(А. Усачёв)

Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки. Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж» - счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Рисование «Забавные снеговики»

Попробуйте нарисовать снеговика. Только такого, чтобы отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика? Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму . Музыканты изображают зиму с помощью звуков . Вы будете работать под музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. Святки» .

Молодцы! Давайте покажем снеговику Морковкину каких сказочных снеговиков вы нарисовали (просмотр рисунков) .

Цель: Развитие связной речи.

Задачи: Обогащать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить ее признаки, учить описывать зимнюю одежду, знать ее назначение, упражнять в образовании относительных прилагательных, умение согласовывать имена существительные с прилагательными, преобразовывать в речи слова уменьшительно - ласкательные существительные, развивать речь, слуховое внимание, память.

Материал: аудиозапись Зимней мелодии», кукла, мяч. Серия картинок « Зимняя одежда», цветные карандаши, рисунки для раскрашивания «Зимняя одежда».

Ход занятия:

Дети, отгадайте загадку

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Д / И « Добавь словечко»

Дети, зимой все покрыто снегом. Давайте мы поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами похожими на слово «снег».

Тихо. Тихо. Как во сне, падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки- серебристые…(снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает…(снежок)

Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)

Рядом снежная фигурка- это девочка…(снегурка)

На снегу-то посмотри, с красной грудкой …(снегири)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …(снежки)

Вот видите, как много родственных слов у слова снег». Давайте еще раз их вспомним. (дети отвечают)

Ребята, давайте поиграем со снежинками.

Проводится дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку».

Дети, скажите, какая погода может быть зимой

Если на улице идет снег, то погода (снежная)

Мороз-…(морозная)

Ветер-…(ветреная)

Холод-…(холодная)

Скажите дети, какая погода сегодня?

Дети, чтобы нам было не холодно зимой мы надеваем что? (теплую одежду. Обувь)

Назовите, какую зимнюю одежду вы знаете? (ответы детей)

Ребята, давайте поиграем в игру с мячом «Назови ласково» (шапка-шапочка, шуба- шубка, кофта- кофточка и т. Д.)

Раздается стук в дверь.

Дети, к нам пришла кукла Женя она говорит. Что хочет гулять, но не знает, что зимой одевают на улицу. Ну, что.ребята. поможем кукле Жене. Подскажем, что надеть, чтобы не замерзнуть.

Из коробки дети достают картинки с изображением зимней одежды и обуви: шапки, шарфа. Шубы, пальто.варежки, брюки,сапог, валенки.

Воспитатель спрашивает что это, и следит. Чтобы дети называли цвет одежды. Ее отличительные признаки. В том числе и функциональные.

Какое это пальто? (зимнее. Теплое, какого цвета? Что есть у пальто?

Зачем нужен шарф? (чтобы не дуло, было тепло).

Дети. Кукла Женя говорит вам спасибо, теперь она знает какую одежду надо надевать зимой.

Игра « из чего?»

Дети, это шапка

Шапка сшита из шерсти. Шапка какая? (шерстяная)

Ребята, а что это? (сапоги)

Сапоги сделаны из кожи, значит они какие? (кожаные)

А это, что? (пальто)

Пальто сшито из драпа. Значит оно какое? (драповое)

Что это такое? (шуба)

Шуба сшита из меха. Значит она какая? (меховая)

Физкультминутка «Мы во двор пошли гулять».

Раз. Два, три, четыре, пять. (хлопки)

Мы во двор пошли гулять (идут)

Бабу снежную лепили (лепят двумя ладонями)

Птичек крошками кормили(крошат)

С горки мы потом катались (правой рукой ведут по левой)

А еще в снегу валялись(ладони то одной,то другой стороной)

Все в снегу домой пришли(отряхнулись)

Съели суп и спать легли(движение воображаемой ложкой, руки под щеку)

Дети,у вас на столе лежат рисунки зимней одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду,так как вам нравиться.

Итог:Дети, о каком времени года мы беседовали? Кто в гости приходил?Про какую одежду мы говорили? Молодцы!

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: «Зимушка-зима»

Программное содержание :

Познавательное развитие : Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицах

Речевое развитие : Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Составлять предложение, распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу(игра «Доскажи словечко»). Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук.

Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.

Безопасность: Закрепить правила поведения и безопасности на улице в зимний период

Здоровье : Развивать мелкую моторику рук; упражнять в длительном, плавном выдохе.

Художественно-эстетическое развитие . Рисование: Упражнять в рисовании снеговиков.

Физическая культура : Учить соотносить движения со словами текста.

Оборудование:

Волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков; снежинки на ниточках; серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы; альбомные листы и фломастеры.

Ход занятия

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся) .

Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.

Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима) .

А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)

Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Ребенок читает стихотворение о зиме

Зима

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает,ложится..

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы

И зима настала.

И. Суриков

Ребята, зима (какая?) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная)…Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!

Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки

Потягивания – руки в стороны

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

Ходьба на месте, колени высоко поднимать

Прыжки на месте

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом.

Ходьба на месте

Дети садятся

А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников»)

А вот и первая ее подружка – сосулька .

Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.

Дидактическая игра «Подберите признаки » (до кого дотронется палочка, тот и отвечает) .

Сосулька (какая?) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…

Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята?(нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)

- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Мы с тобой снежок лепили:

Круглый, сладкий, и совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним и сломаем.

Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -

Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы)

Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)

Дидактическая игра «Доскажите словечко».

На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок) .

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад) .

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки) .

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик) .

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири) .

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег) .

Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?

Дидактическая игра «Назови ласково»

Снеговик – снеговичок

Снежинка-снежиночка

Лед – ледок

Ветер-ветерок

Елка-елочка

Дерево- деревце

Мороз-морозец

Шапка-шапочка

Шуба-шубка

Зима-зимушка

- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.

Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок) .

Давайте ее развеселим.

Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение о снежинке.

Ребенок читает стихотворение

Белая, узорная, звездочка-малютка

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Ребята, какая снежинка?

(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.

А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать) .

Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.

- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик

У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами.(корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)

1. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт

(сосулька)

2. Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры. Помчались с горы. (Санки)

3. Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось

И не кроилось,

С неба на землю свалилось

(снег)

4. Без рук рисует, без зубов кусает

(мороз)

5 Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(зима)

7 Белые звёздочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали

(снежинки)

Снеговику скучно одному, давайте, нарисуем ему друзей.

Нарисуй снеговика

Дети делятся на две команды встают друг за другом. Задача команд – нарисовать снеговика. Каждый игрок рисует одну деталь.

Нарисованных снеговиков размещают рядом со снеговиком-помощником.

Воспитатель Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с ). Произнесем еще раз вместе – сснежок, сссоссулька, сснежинка, сснеговик. А в каких зимних словах тоже есть звук с? (снегирь, сугроб, синица, снегурочка, снегопад, санки).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию: Ребята, посмотрите, Зима прислала нам письмо, но она все напутала, чтобы проверить нас, все ли мы о ней знаем. (Игра «Бывает – не бывает»)

Письмо:

Зимой на деревьях распускаются листочки. На улице жарко. Солнце ярко светит и обогревает землю. Иногда идет дождь. Зимой дети катаются на лодках по реке, купаются в море и загорают. Зимой птицам легко добыть себе корм. Люди ходят без шапок и варежек.Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!( Дети исправляют неточности в тексте).

Ребята, молодцы. Зимушке-зиме очень понравились ваши ответы и она прислала вам свои подарки - сосульки, но только съедобные и сладкие. Угощайтесь.(детям раздаются сосульки «Чупа-чупс»).

ТЕМА: «Зимушка-зима»

Подготовила: воспитатель Романова О.А.

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний детей об изменениях в природе зимой

Обучающие:

  • обобщить и активизировать словарный запас по теме;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • закрепить правильное произношение звуков «У», «С», «Ш»;
  • формировать умение различать на слух слова с определенным звуком;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, стихах, картинах.

Развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать связную речь, образность речи, творческое воображение;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Наблюдение на прогулке за изменениями в зимней природе, ее явлениями (гололед, иней, снег); загадывание и отгадывание загадок о зиме; рассматривание альбома «Зима», тематическая выставка книг.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

Практические : физминутка «Я мороза не боюсь»; дидактические игры: «Доскажи словечко», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Составь пейзаж»; артикуляционная гимнастика «Звуки зимы»; дыхательная гимнастика «Снежинка».

Наглядные : рассматривание картинок «Зимушка-зима», игрушка Заяц, музыка.

Словесные: беседа, логические вопросы, загадки.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Демонстрационный: иллюстрации зимних пейзажей; CD диск с музыкой зима, игрушка Заяц, картинки «Зимушка-зима», снежинка(муляж), конверт.
  2. Раздаточный: картинки элементов пейзажа для зимнего пейзажа.

Ход занятия:

1.Орг.момент. Проводит игру «Приветствие».

Дети становятся в круг

Давайте поприветствуем друг друга

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг

Здравствуй весь наш дружный круг

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись!

  1. Раскрытие темы занятия. Загадывает загадку :

Кто угадай - ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинками -

Над миром пушинками.(зима)

Показывает картины о зиме:

-Все кругом белым-бело: и дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки.

«...Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой. Зиму за ее красоту люди ласково называют зимушка-зима.

Предлагает послушать песенку зимы. Вносит игрушку Заяца, говорит от его имени:

- Здравствуйте, ребята. Я, Заяц.

Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит.

Подарки я храню с Нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.

А вы, ребята, за что любите зиму?

3.Беседа «Зимой, что хорошо, а что плохо». Слушает рассказы детей, спрашивает:

- Неужели все хорошо зимой? А что плохо зимой?(Обобщает ответы, подводит к выводу)

-Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть. Когда гололед можно поскользнуться упасть и повредить себе что- нибудь. Очень опасно, когда сильные снегопады.

4.Игра на произношение звуков .

Берет в руки снежинку, которая хочет спросить у ребят какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?

Как завывает вьюга?(-у-у-у)

Как дворник метет снег?(-ш-ш-ш)

Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?(-с-с-с) Упражняются в произношении звуков.

Физкультминутка.

Я мороза не боюсь,

Я с ним крепко подружусь:

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать -

Прыгать, бегать, танцевать!

Включает веселую музыку. Под музыку изображаем ходьбу на лыжах, коньках…

5.Дидактическая игра с мячом: «Какой, какая, какое?»

Ловят мяч и согласовывают названное существительное с правильной формой прилагательного «зимний»:

Погода — зимняя погода, солнце — зимнее солнце, одежда — зимняя одежда, обувь - зимняя обувь.

6.Практическая деятельность

(2 команды собирают из разрезных картинок зимний пейзаж)

-Что такое пейзаж? Раздает из двух конвертов фрагменты картин двум подгруппам детей.

- Как у вас красиво получилось! Молодцы! Давайте составим рассказ.

-Какое время года изображено на картине? Где происходит действие картины? Какие краски использовал художник при написании этой картины? Что находится ближе к нам, на переднем плане? Что вдалеке? Какое название вы бы дали этой картине?

7.Дыхательная гимнастика . Предлагает представить себе, что на варежку упала снежинка…

… несколько снежинок. Пробуют ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох), (вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы)

(вдох носом и медленный прерывистый выдох).

8.Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима )

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые … (Снежинки)

Меня не растили -

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза — угольки.

Руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, лохматый.

Уберем мы снег и лед

Во дворе... (лопатой).

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я.

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? … (лыжи)

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

И мелькают огоньки.

Кто несет меня? … (коньки)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет -

Заплачет она и — потечет... (Сосулька).

9.Итог занятия. Рефлексия.(дети на коврик ложатся, закрывают глаза)

В средней группе

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи

Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

Развивающие задачи

Развитие диалогической речи.

Развивать у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

Развивать память.

Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина М. Пишвановой «В зимнем парке»; конверт; снежинка, предметные картинки «Времена года».

1. Орг. момент:

Дети собираются в круг на ковре. Воспитатель вносит конверт.

Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила почтальона. Он передал мне письмо. Сейчас я посмотрю, что в нём (достаёт из конверта, снежинку ).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку. Выберите это время года (на столе разложены картинки времён года: дети выбирают ).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля.

2. Игра: «Снежное поле»

Воспитатель: Посмотрите, у меня все картинки перепутались. Найдите картинки, которые относятся к зиме.

(Дети выбирают и закрывают картинками «снежное поле». )

Ребенок 1: Зимой дети катаются на лыжах.

Ребенок 2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Ребенок 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Ребенок 4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Ребенок 5: Зимой дети катаются на санках.

Ребенок 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Ребенок 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики. )

3. Беседа по картине.

Воспитатель: Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

А сейчас поиграем в снежки.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре дети шагают на месте

Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки

Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, прыжки вверх

Два – поймаем приседают

Три – уроним наклон

И…. сломаем. топают

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить? (Повтор рассказа один – два ребенка.)

Итог занятия. Оценка деятельности детей.