Интегрированный подход к муз воспитанию дошкольников. Интегрированные подходы в музыкальном воспитании дошкольников. В музыкальном воспитании дошкольников

24.02.2019

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Одними из приоритетных задач муниципальной модели дошкольного образования г. Перми являются:

  • разработка механизмов эффективного использования технологий практико-ориентированной деятельности
  • информационных умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников дошкольных образовательных организаций;
  • увеличение масштаба применения игровых технологий в образовательном процессе.

В решении данных задач все шире проявляется роль интерактивных технологий в системе дошкольного образования. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т.е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. В нашем дошкольном образовательном учреждении интерактивное оборудование представлено компьютерами, интерактивными досками, мультимедийным оборудованием, мобильным планетарием, интерактивной песочницей, электронными конструкторами, конструкторами LEGO.

1. Интерактивные доски.

В воспитательно-образовательном процессе задействованы две интерактивные доски (одна расположена в компьютерном классе, другая - в кабинете методиста). Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Именно поэтому многие педагоги нашего дошкольного учреждения используют не только мультимедийное оборудование, но и интерактивную доску при демонстрации презентаций, детско-родительских проектов, просмотров научных фильмов. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. В процессе реализации региональной программы «Пермячок.ru. Обучение с увлечением» дети совместно с педагогом решают игровые проблемные ситуации не только за компьютером, но и манипулируя специальными маркерами на интерактивной доске. Учитель–логопед использует интерактивную доску работая с подгруппой детей на автоматизацию звуков с применением компьютерных игр. Увлекаясь игрой, дети ведут себя непринужденно, именно в непосредственной обстановке и происходит автоматизация звуков. В рамках реализации муниципальной модели дошкольного образования г. Перми в нашем детском саду разработаны краткосрочные образовательные практики с использованием интерактивной доски «Точечный рисунок» (умение создавать простейшие рисунки с помощью основных фигур с использованием заливки), «Малыш, меня услышь?» (умение дифференцировать звуки).

Способы применения интерактивной доски в совместной деятельности педагога с детьми в детском саду могут ограничиваться только фантазией. С помощью интерактивной доски обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим.

2. Мобильный планетарий.

«Изюминкой» нашего дошкольного образовательного учреждения является мобильный планетарий. Само название говорит за себя: мобильный значит - передвижной, планетарий от лат. planetarius «звездочёт, астролог» - прибор, проекционный аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также моделировать их движение. Данные конструкции используются в детских садах, школах, детских лагерях, сравнительно недавно. Концепция мобильного планетария показалась интересной и перспективной, на сегодняшний день можно утверждать, что подвижные (мобильные) планетарии входят в моду. Планетарий является одним из вариантов системы интерактивного обучения. Она позволяет добиться полного погружения в материал. Чтобы описать эффект, можно провести аналогию с телевизором. Вы видите на экране планету, но это «плоская» картинка. Если надеть 3D очки, создастся иллюзия того, что планета немного вылетает из телевизора. А в планетарии вы увидите планету, которая летит прямо на вас, пролетает над головой и исчезает за вами.

Когда дети заходят внутрь планетария, за счет необычной подачи материал усваивается гораздо быстрее и эффективнее. Эмоциональная составляющая накладывается на информационную. В среднем обучающие фильмы по своей продолжительности 15-20 минут, но за это время дети запоминают больше, чем за обычную непосредственно-образовательную деятельность в группе.

Тематика видеофильмов может быть разнообразна. Основными направлениями деятельности нашего «Мобильного планетария» стали:

  1. Популяризация н аучных знаний в области астрономии и космонавтики (первичные представления о космосе, Вселенной, планете Земля).
  2. Совершенствование комплекса организационно-педагогических условий экологического образования дошкольников (беседы о природных явлениях, наблюдения, эксперименты).
  3. Организация досуговой деятельности развивающего и воспитывающего характера.

Работа «Мобильного планетария» стала неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду. Ежеквартально (1 раз в три месяца), в соответствии с комплексно-тематическим планированием мы приглашаем детей 3-7 лет на просмотр видеофильмов.

Во время недели функционирования планетария, каждый вечер у родителей есть уникальная возможность посетить сеанс просмотра фильма вместе со своим ребенком. Родители проявляют высокую активность, всегда планетарий собирает большое количество зрителей. Море незабываемых впечатлений для детей и взрослых. Фильмы планетария в доступной форме детям рассказывают о планетах солнечной системы, о первых покорителях космоса. Также есть возможность увидеть близко нашу планету, луну, звезды, метеориты, окунуться и ощутить себя частицей громадного мироздания.

3. Интерактивная песочница

В январе 2015 года в дошкольное учреждение была приобретена

интерактивная песочница. Интерактивная песочница - это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Как известно, теоретическая информация, пусть даже в интерактивном виде, не в полном объеме усваивается ребенком. Но то, что сделано своими руками – это уже собственный опыт. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как метод коррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качестве вспомогательного метода , помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки. Все дети нашего детского сада посещают сенсорную комнату, где расположена интерактивная песочница. На встречах «Минутки позитива» педагог-психолог организует деятельность детей, используя интерактивную песочницу как интерактивный стол и непосредственно как песочницу. В программном обеспечении песочницы имеются обучающие игры по направлениям познание «Окружающий мир» и «Развитие речи» для детей 3-7 лет.

4. Конструкторы LEGO. Робототехника.

Программа «Робототехника в детском саду» - не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент. Робототехника уже показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Занятия робототехникой - это своеобразная тренировка навыков. На этом этапе уже можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране.

Освоение навыков робото–конструирования дошкольников происходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе работы происходит знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.
  2. На втором этапе мы с детьми учимся собирать простые конструкции по образцу.
  3. На третьем этапе перед нами стоит задача познакомить детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.
  4. Это этап усовершенствования предложенных разработчиками моделей, создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Робототехника в нашем детском саду также проходит в рамках краткосрочных образовательных практик. Два раза в неделю дети старших возрастных групп (5-7 лет) занимаются робототехникой. На занятиях дети свободно передвигаются по всему кабинету, не ограничиваются рамками стола. Чтобы в дальнейшем свободно использовать элементы ЛЕГО, они изучают их на ощупь, используют разные варианты скрепления, привыкают к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков, просто играют с ним.

5. Электронные конструкторы

В 10-и группах детского сада (средние, старшие и подготовительная к школе группа) имеются электронные конструкторы серии «Знаток». Электронный конструктор "Знаток" включает десятки элементов, из которых дети могут составлять электрические цепи. Соединяя по схеме выключатели, лампочки, светодиоды, электромотор и другие элементы электроники, наши воспитанники собирают музыкальные звонки, сигнализацию, вентилятор и многое другое. Простота соединения и ясность описания в инструкции к электронному конструктору "Знаток" позволяет собрать схемы даже ребенку пяти лет. Конструктор также является и базой для различных экспериментов и наблюдений. Дети собирают электронный конструктор в самостоятельной деятельности, чаще подгруппой под руководством воспитателя. Поскольку это происходит во второй половине дня, иногда к конструированию подключаются родители. Занимаясь с электронным конструктором, ребенок, какого возраста он ни был, получает основные знания из области электрики и электроники. В дальнейшем эти знания помогут ребенку при изучении физики в школе. Ведь теоретический курс физики не будет для ребенка занудной абстракцией, а только дополнит и расставит по местам уже имеющиеся практические знания. Кроме того, умение разобраться в электрической схеме или понять принцип действия электронного устройства, обязательно пригодится ребенку во взрослой жизни, даже если его профессия не будет связана с физикой.

Использование интерактивных технологий в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, получить опыт, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Ребенок приобретает опыт практической деятельности в рамках основных направлений ФГОС на основе создания избыточной образовательной и предметно-развивающей среды, что является главной целью дошкольного образования г. Перми.

Гюлли Бабаева

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно она способна превратить этот рутинный и не всегда легкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо. Современные воспитатели испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ, которая помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития: а также помогает развивать у малышей память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Большое внимание уделяется созданию нестандартной и современной развивающей среды.

Нестандартно оборудованные уголки в детском саду помогут удержать внимание ребенка и в игровой форме преподнести информацию или развить определенные навыки. Но что больше всего привлекает детский ум, воображение, интерес? Это маленькое чудо, сюрприз! Представьте себе, что в вашей обычной городской квартире, кафе, магазине, школе, вдруг появилось футбольное поле, речная или озерная гладь, звездный шлейф, тянущийся за вами, когда вы идете по комнате, да просто достаточно места, чтобы детям и взрослым можно было поиграть в классики, скакалочки, другие подвижные игры. Как это? - удивитесь вы. Путем расширения пространства, что ли? Ну, это невозможно. Это только в фантастических романах да в сказках бывает. А вот и ошиблись! Чтобы все эти потрясающие эффекты оказались с вами рядом, вовсе не обязательно становиться волшебником, достаточно просто идти в ногу со временем.

Благодаря активной позиции заведующей детским садом, в нашем дошкольном учреждении появились современные интерактивные игры для детей. Интерактивные игры в детском саду имеют различные сценарии и возможность управления.

Для нашей группы таким «сокровищем цивилизации» стал интерактивный пол.

Он устроен таким волшебным образом, что реагирует на любое движение человека. Вмонтированный в потолок проектор проецирует изображение на пол,

а специальные сканеры ловят движения человека в пространстве проекции и реагируют на это, моментально изменяя картинку в соответствии с этими движениями.

Дети вряд ли догадывались о существовании такого «чуда» человеческого изобретения, и, когда я им предложила сыграть в футбол на таком полу, они были просто в восторге.


Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей. Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.



Вообще детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, паззлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги. А с каким восторгом ребенок примется изучать, например, географию, когда географическая карта начнет в буквальном смысле оживать перед глазами: интерактивная поверхность легко может перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или берег моря. А подвижные детские интерактивные игры! Сколько восторга вызовет игра в классики, футбол или бадминтон. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения (игры).


Использование этой проекционной системы в ежедневной работе дает возможность самостоятельно создавать свой мир: достаточно вступить в зону проекции, и система будет отвечать на каждое ваше малейшее движение, от которого будут зависеть и графический эффект, и ход игры. Причем все будет происходить в режиме реального времени.


В системе заложено 48 вариантов интерактивных эффектов. Это и развивающие программы (картинки, игры, буквы, цифры, развлекательные и релаксационные .


Они сопровождаются как визуальным, так и звуковым материалом.

Управление является интуитивно понятным и простым, при умелом использовании, здесь можно создавать временной цикл работы интерактивных эффектов, самостоятельно изменять любые изображения, звуковое сопровождение, видео контент, скорость работы, и другие параметры.


В комплект системы входят:

Мини-компьютер, встроенный в корпус с Windows 7 OS.

Программное обеспечение, в том числе интерактивные эффекты на выбор.

ИК-камера, которая отслеживает изменение координат.

ИК-прожектор.

Широкоугольный проектор.

USB-ключ, а также кабели и управление.

Все оборудование – высокого качества и соответствует требованиям безопасности.

Использование ИАП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Однако, следует помнить, что качество использования ТСО должно быть уместным, целесообразным, чтобы воздействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект, их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное всестороннее развитие дошкольников.

При использовании интерактивных средств обучения соблюдаются следующие условия:

Методическая обоснованность;

Обеспечение высокого качества подачи материала;

Системность применения.

Для организации непосредственной деятельности с детьми с использованием оборудования «интерактивный пол» необходимо определить тему, цель и тип занятия. Продумать все этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной системы (например, физминутки, релаксационные паузы и др.); отобрать из резерва системы наиболее эффективные средства.

Продолжительность отобранных материалов не должна превышать санитарных норм.

Заключение.

Информационные технологии являются важным средством

формирования интерактивной среды в ДОУ и способствуют реализации

интерактивных методов общения и обучения. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для занятий с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивного оборудования развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.

Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы. Активное и умелое использование педагогом возможностей информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности, становится для ребёнка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности. Как показывает практика, при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Именно поэтому, каждый педагог должен стремиться к созданию необходимых условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду "Радуга" интерактивная доска Elit Panaboard фирмы Panasonik появилась в 2013 году и используется регулярно для работы с детьми и коллективом педагогов и родителей. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к образовательной деятельности, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Способов применения интерактивной доски в образовательной и самостоятельной деятельности в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. и создание проектов в графических, программных средах.

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически во всех образовательных областях.

Нашими творческими группами были разработаны и внедрены в образовательную деятельность с детьми: комплексы интерактивных дидактических игр по развитию речи для разных возрастных групп; комплексы познавательных интерактивных игр по формированию основ правильного питания; познавательный комплекс интерактивных дидактических игр с преобразователями (технология ОТСМ - ТРИЗ и РТВ) ; сейчас в данное время разрабатывается методический комплекс познавательных интерактивных игр по формированию основ здорового образа жизни с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ и РТВ.

Мы отметили, что образовательная деятельность с применением интерактивных игр становится более привлекательной и захватывающей. Игровые моменты, включенные в образовательную деятельность, активизируют познавательную деятельность ребенка, и усиливают усвоение материала.

Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности воспитателя и педагога. Уникальная концепция наших разработок обеспечивает воспитателю ряд преимуществ:

ГИБКОСТЬ

Педагог может использовать интерактивные задания в том виде, в каком они представлены, интегрировать их в собственную разработку ОД, заменять отдельные изображения или надписи на страницах или использовать ресурсы в качестве образца или источника идей для собственных разработок.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

Готовые образовательные ресурсы представляют собой комплексы дидактических игр и образовательной деятельности. Они могут использоваться не только в развивающей деятельности, но и при проведении мониторинга.

ПРОСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Данный образовательный ресурс дает педагогу доступ к редактированию представленных нами материалов. Для этого не нужны знания программирования или специальные навыки - достаточно общего знакомства с программным обеспечением доски.

Навыки необходимы для применения интерактивной доски:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, звуковых и мультимедийных файлов, готовых презентаций и обучающих программ) .

ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА

Ресурсы разработаны таким образом, чтобы задействовать все возможности интерактивной доски, сделав, таким образом любую деятельность более насыщенной и интересной, способствуют более активной работе детей и позволяют добиться более высоких результатов. В структуре игр используются звуковые файлы и видео (мультфильмы) .

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕДАГОГА

Разработанные образовательные ресурсы позволяют сэкономить время при подготовке деятельности, но не ограничивает свободу творчества педагога.

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами и инновационными технологиями значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, развитие графо-моторных навыков и ориентировки в пространстве. С помощью интерактивной доски повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления.

Светлана Степановна Уфимская
Интеграция как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников.

В системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменениями мировоззрения педагога и идеологии образования.

В связи с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) возникает необходимость выявления сущности и смысла музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Целевые ориентиры, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка в художественно-эстетическом развитии, связаны с решением таких важнейших вопросов как определение природы, специфики и структуры комплекса музыкальности , возможностей и закономерностей развития, соотношения врожденного, индивидуального и социального. Если у ребенка не формируются умения осознавать процесс создания музыкально -художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира, то не развивается индивидуальная восприимчивость к музыкальному искусству и художественное видение мира. Поэтому так важно позволить каждому ребенку реализовать себя в сфере музыкального искусства .

Т. С. Комарова, исследователь в области педагогики и психологии, рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей , охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «…в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами ».

Важными являются выводы психологов о том, что у ребенка процесс познания происходит при участии всех анализаторов процессе деятельности. Познание, осуществляемое через зрительное восприятие , является лишь частью всего процесса познания ребенком действительности. Интеграция разных видов искусств в образовательном процессе дает возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире. Именно такую цель ставит современное образование перед педагогами –создание целостного образа мира у ребенка.

Главным в воспитании и является развитие мироощущения ребенка, осознание разнообразия окружающего мира, его чувств, психических процессов, воображения и фантазии.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся исследованием проблемы интеграции , определяя принцип интеграции как средство музыкально-творческого воспитания дошкольников , предполагаем, что процесс интеграции будет более успешным при следующих педагогических условиях :

синтез искусств (выход за рамки одного искусства) ;

Связь ближайшим окружением (природой, культурой, семьей,

традициями;

Сотворчество (взаимодействие друг с другом) ;

обучение в действии : слышу –чувствую – делаю (перенос акцента с восприятия на творческое самовыражение);

Активные организационные формы (исследование, моделирование, совместные творческие проекты, эксперименты, досуги, праздники).

Особенность организации интегрированного процесса характеризуют четыре аспекта : интеграция (синтез ) видов искусств (литература, поэзия, музыка , живопись, театр, хореография, архитектура, интеграция образовательных областей, интеграция видов детской художественно-творческой деятельности (музицирование, пение, активное слушание музыки , игры со звуком, речевые коммуникативные игры, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ритмом, танцевальные миниатюры, элементарные танцы, элементарный театр, двигательная импровизация, рисование, лепка и т. д., интеграция качеств личности , которые выступают целевыми ориентирами возможных достижений ребенка.

Интеграция –это новый взгляд на обучение, воспитание и развитие детей . Это, во- первых, изменение педагогического мировоззрения, изменение сознания, Во-вторых, это самообразование, самовоспитание , самосовершенствование педагога. В –третьих это ориентация на развитие дошкольников , а не научение их определенным навыкам и умениям. Акцент в воспитании переносится на творческое проявление ребенка, на формирование у ребенка желания развивать в себе творца. Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса исходя из образовательных задач и возможностей детей.

Музыкально –эстетическая деятельность отличается от других видов эстетической деятельности эмоционально-чувственным и художественно-образным характером освоения ценностного содержания музыки , раскрытия ее личностного смысла с целью творческой самореализации личности.

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?

музыка – это самовыражение . Ребенок - это своего рода готовый музыкальный инструмент , открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке .

музыка - это взаимопонимание. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.

Разнообразие музыки предоставляет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка.

музыка – сам ребенок . Многообразие музыки равно многообразию растущего человека.

Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.

Музыкальная деятельность дошкольника синкретична . Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно!

Нормой музыкально -эстетической деятельности в нашем детском саду стали интегрированные занятия , которые помогли дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка , живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств , возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Интеграция различных видов искусства позволяет проводить занятия интересно и увлекательно . Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ . Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему : «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого : мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства.

Особенности возраста и опыта дошкольника требуют дифференциации задач. Поэтому задачи во всех возрастных группах ориентированы строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию , от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер : «Весенняя капель» , «Зимушка - зима» , «Осенний хоровод» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям : «Под голубыми небесами.» , «Идет волшебница зима» , А. Пушкина или «Заколдован невидимкой» , «Белая береза» С. Есенина «Бураны, вьюги да метели, Валентина Берестова и др. С появлением новых программ по музыкальному воспитанию появилась возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку . Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах , в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и знакомства с музыкой композиторов - классиков, то есть использовать интегрированный подход к организации занятий. Прежде всего, это возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки . Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой, облегчает варьирование их видов. Интегрированные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности. Особенно важно использовать музыку композиторов , которые являются подлинным образцом мировой музыкальной культуры . Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления , ребенок привыкает к языку интонации народной, классической и современной музыки , постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

Хочу остановиться на некоторых интегрированных занятиях , составленных мною, отличаются разнообразной структурой : «Колобок» -включает в себя интеграцию театрализованной деятельности детей по русской народной сказке и русского музыкального фольклора – песня , частушка, хороводная игра, пляска, музицирование.

Дети, в ходе театрализованного действия по сказке, проявили свое творчество в русской песне (обыгрывая ее, исполняли частушки, с удовольствием водили хороводы, танцевали русские танцы, играли на детских музыкальных инструментах .

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Краски осени» объединили музыку , познание, художественную деятельность. В ходе занятия дети выразительно исполняли песни об осени, передавали в пластических этюдах свое восприятие «Осенней песни» П. И. Чайковского. Слушали замечательные стихи русских поэтов. А в конце занятия выполнили творческую работу в технике акварельного размыва «Мое цветомузыкальное настроение » .

«Зимнее настроение» так же объединило музыку , познание и художественное творчество. Дети с удовольствием читали стихи А. Пушкина, С. Есенина, В. Берестова, слушали и эмоционально откликались на музыку А . Вивальди, П. И. Чайковского. Обогатили знания детей о зиме, ее признаках просмотр видео – слайдов «Зима» (картины русских художников Шишкина, Сурикова, Саврасова и многих других). Завершением занятия стала творческая работа «Зимнее настроение» .

Старший дошкольный возраст интегрированное занятие Этих дней не смолкнет слава» интеграция образовательных областей «Художественно –эстетическое развитие» , форма НОД : музыкально-художественная , чтение художественной литературы, коммуникативная, познавательная.

Младший возраст «Кто шагает по снегу?» интеграция музыка , познание, чтение художественной литературы, художественное творчество. Дети слушают музыку и представляют , кто бы это мог так передвигаться? Узнают, что это легко прыгает зайчик, находят его на картинках из серии «дикие животные» . Но вот еще кто-то идет. Определяют, что это идет медведь (музыка тяжелая , медленная, находят на картинках медведя. Затем дети рисуют следы на бумаге (следы зайчика кончиком кисти, следы медведя – всем ворсом) . С возрастом я усложнила содержание занятий. Очень нравятся детям занятия на следующие темы : «Новогодние чудеса» , «Кто в теремочке живет?» , «Музыка леса » . Свои впечатления от восприятия различных музыкальных образов дети передают в ритмопластике, словесном творчестве, в рисунках.

В своей работе использую педагогические инновационныe технологии : Т. И. Петрова, Е. П. Сергеева, 2000г., «Театрализованные игры в детском саду» М. Д. Маханева, 2001г., «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия ) Л. А. Горохова, Т. Н. Макарова, 2005г. Театр раскрывает духовный, эмоциональный и творческий потенциал ребенка. Технологии по театрализованной деятельности представляют разработанные авторами театрализованные занятия и игры. Интегрированныe занятия высвобождают время для спонтанных игр. Интеграция музыкальной и театрализованной деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников .

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками

(психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для эффективной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Непроизвольное восприятие, внимание, память и поведение (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

Небольшой словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность);

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Вокально-хоровая работа.

Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М. Красева).

Педагог учит детей петь спокойным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Весёлый Язычок» (Приложение 1).

Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание и память. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Особенности восприятия, внимания, памяти и поведения детей этого возраста требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Музыкальное развитие детей 4-5 лет, должно быть направлено, как и ранее, на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Вокально-хоровая работа.

Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевого музицирования являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается б о льшей самостоятельностью, нежели ребенок 4-5 лет, а также стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет достаточно быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют вокальным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

Вокально-хоровая работа.

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно активно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

Вокально-хоровая работа.

Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

Игра на детских музыкальных инструментах.

У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов. Так, для успешного развития детей в музыкально-творческой деятельности важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения). Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах). Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.