Малыши от рождения до 7. Кризис новорожденности. «Я родился!». Особенности развития ребенка раннего возраста

18.04.2019

Владимир Васичкин

Детский массаж. От рождения до 7 лет

Детский массаж

Приемы детского массажа и гимнастические упражнения

Наука, изучающая особенности детских болезней, методы профилактики и течения заболевания, особенности физиологии и гигиены детского возраста, называется педиатрией . В результате многолетнего труда ряда ученых и педиатров – Тура А. Ф., Губерта К.Д., Рысса М.Г., Фонарева М.И., Иванова С.М., Бортфельда С. А., Рогачевой Е. И., Лавровой М. С., Мигуновой Е. Л. и других – была разработана методика детского массажа для раннего возраста, которая учитывает особенности психомоторного развития ребенка в возрасте до года. Л. И. Чулицкая пишет, что «ранний возраст представляет собой тот корень, от крепости которого зависит ценность физического состояния всего населения нашего общества». Наблюдения и выводы многих исследователей показывают, что в яслях, детских домах дети чаще всего оказываются физически неполноценными, малообщительными, они стремятся к уединению, угрюмы, плохо себя чувствуют. В то же время дети, выпестованные на руках мамы и папы, обычно более здоровы, энергичны, подвижны, у них наблюдаются более раннее развитие всех возрастных функций (рис. 1 ).


Рис. 1. Развитие разнообразных навыков ребенка в зависимости от возраста


Основа системы физического воспитания детей раннего возраста разработана в Санкт-Петербургском педиатрическом медицинском институте. Начальный срок для систематического физического воспитания здорового ребенка определяется физиологическими особенностями:


♦ выходом из периода новорожденности;

♦ наибольшей выносливостью кожи к механическим и термическим влияниям;

♦ определенной зрелостью нервной системы ребенка;

♦ развитием зрительной и слуховой сосредоточенности.


В руководствах В. К. Добровольского (1960), В. Н. Мошкова (1963), С. М. Иванова (1969), М. И. Фонарева (1973) и др. все основные рекомендации по применению гимнастики и массажа в раннем детском возрасте делятся на три группы: активные, пассивные, рефлекторные.

Гимнастика для детей раннего возраста

Активные движения – это произвольно выполняемые ребенком действия. Данные движения могут быть вызваны речевой инструкцией, игрушкой или исходным положением (начальной позой) ребенка. Для более точного исполнения гимнастических упражнений применяют палочки, кольца, игрушки или используют манипуляции рук инструктора, массажиста, методиста. Применять гимнастику в сочетании с массажем рекомендуется с 1,5-2-месячного возраста ребенка. Первые активные движения связаны с реакцией на положение тела. Таково выкладывание на живот (рис. 2 ), когда дети активно поднимают и удерживают голову в позе лежа на животе. Руки при этом у ребенка – перед грудной клеткой, голова слегка повернута в сторону. При данном гимнастическом упражнении – нагрузка на мышцы-разгибатели спины.


Рис. 2. Выкладывание на живот


Рис. 3. Активное упражнение «парение»


Рис 4. Активное упражнение с помощью кольца: а – приваживание; б – поворот со спины на живот


Активное упражнение «парение» (рис. 3) в позе лежа на животе. Ребенку под живот кладут обе или одну руку специалиста по массажу и, приподнимая, фиксируют в данном положении на несколько секунд. Ребенок при этом отводит голову и плечи назад и прогибает спину. При выполнении упражнения «парение» участвуют мышцы-разгибатели спины и тазобедренного сустава.


Рис. 5. Рефлекторное ползание


После 5-6-месячного возраста это упражнение можно усложнить следующим образом: из исходного положения лежа на спине (рис. 4 , а), ребенка приподнимают за руки, затем ставят на ноги, усложняя движениями колец или предметов, за которые держится ребенок.

В возрасте от 3–5 месяцев гимнастические упражнения усложняются за счет поворотов со спины на живот при поддержке ребенка за одну руку, при этом фиксируют голени обеих ног малыша, лежащего на животе, всегда поддерживая его ручку, противоположную стороне поворота (рис. 4, б). В 6–8 месяцев подключают гимнастические упражнения на стимуляцию ползания по направлению к игрушке, или ползание с помощью специалиста по массажу (ладонь под живот; рис. 5).

После освоения элементов ползания необходимо постепенно перейти на гимнастические упражнения из исходного положения сидя. Приподнимание головы и плеч из позы лежа на спине (рис. 6) – это движение необходимо проводить, отводя руки в стороны и одновременно приподнимая их.


Рис. 6. Приподнимание головы и плеч


Упражнение «парение» – исходное положение лежа на животе (рис. 7). Движение выполняется за счет мышц шеи, груди, брюшного пресса. Гимнастическое упражнение «присаживание» при хорошем тонусе мышц ребенка, может быть выполнено при поддержке как за обе руки, так и за одну, а также с использованием колец или предметов, которые малыш может удерживать.


Рис. 7. Упражнение «парение» с кольцом


Постепенно можно переходить на присаживание за согнутые руки. В конце первого года жизни ребенка для развития мышц брюшного пресса, включают гимнастические упражнения на самостоятельное присаживание с фиксацией коленных суставов (рис . S). При нормальном развитии ребенка в этот период жизни осваивают наиболее сложные гимнастические упражнения, такие, как вставание с помощью рук. Упражнения проделывают с предметами, кольцами, игрушками, усложняя движения сгибанием и разгибанием рук («бокс»;рис. 9). Постепенно вводятся движения для развития верхних конечностей, такие как круговые вращения руками, поднятие рук вверх (вместе и поочередно), скрещивание их, усложняя эти движения одновременным захватом предметов (палочки). Подключаются команды «возьми игрушку» – наклоны туловища вперед (рис. 10), приседание. С детьми на 2-3-м году жизни проводят индивидуальные занятия, применяя ходьбу по доске, наклонной поверхности, гимнастической скамейке, используя ребристые поверхности для укрепления мышечного свода стопы (рис. 11).


Рис. 8. Самостоятельное присаживание


Рис. 9. Сгибание и разгибание рук с помощью колец


Рис. 10. Наклон туловища вперед за игрушкой, с поддержкой


Рис. 11. Индивидуальные занятия по ходьбе по ребристой доске


Рис. 12. Упражнения для рук: а – скрещивание на груди; б– сгибание и разгибание


Рис. 13. Упражнения для ног: а – сгибание и разгибание ног вместе; б– сгибание и разгибание ног попеременно


Пассивные гимнастические упражнения выполняются специалистом по детскому массажу (или методистом по ЛФК) без сопротивления со стороны ребенка. Закрепление и автоматизация двигательного навыка происходит от многочисленных сигналов – зрительного, вестибулярного, суставно-мышечного, тактильного, речевого.


Некоторые (примерные) разновидности пассивных гимнастических движений .

♦ Отведение рук в стороны.

♦ Скрещивание рук на груди (рис. 12, а).

♦ Сгибание и разгибание рук (рис. 12, б).

♦ Сгибание и разгибание ног вместе (рис. 13, а).

Данные движения можно выполнять как попеременно, так и одновременно. Все выполняемые пассивные движения необходимо проводить медленно, с учетом физиологического направления движений, не допускать насильственных действий. Амплитуду, дозировку и повторяемость движений нужно постепенно увеличивать, строго учитывая индивидуальность ребенка и его состояние.

Гимнастические упражнения, в основе которых лежит использование врожденных двигательных рефлекторных реакций, проводятся в первые 3–5 месяцев жизни ребенка, когда еще не утратились безусловные двигательные рефлексы, – «автоматическая походка», ладонно-ротовой рефлекс, хоботковый рефлекс, сохранение равновесия, защитно-оборонительные рефлексы.

Рефлекторные гимнастические упражнения для стоп (в основе – рефлекс Бабинского). На подошве в центре средней линии стопы при сжатии пальцев (точка юн-цюань) – слегка сжимая, надавливая – пальцы стопы ребенка сжимаются «в кулачок». Надавливая на наружный свод стопы по линии наружного свода стопы (пу-шэнь), вызывается рефлекторное движение пальцев – разведение, разжатие, круговые движения стопы (рис. 14, а).

Основные периоды развития детей (от рождения до 7 лет)

Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло

Чтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям необходимо знать основные анатомо-физиологические особенности детского организма. Это поможет понять, почему рекомендуются те или иные приемы массажа, упражнения или игры. Взрослые смогут правильно судить о физическом и психическом развитии малыша, а также самостоятельно подбирать движения, наиболее подходящие для него, и определять их дозировку.

Принято выделять следующие основные периоды развития ребенка:

новорожденный (первые 3-4 недели жизни);

младенческий (до 1 года);

ранний детский (1-3 года);

дошкольный (от 3 до 6-7 лет).

В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым условиям. У него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция. Его нервная система еще незрелая из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

В младенческом возрасте начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются движения, быстро увеличиваются вес, рост.

В раннем детском возрасте рост несколько, замедляется, совершенствуются двигательные умения, формируется речь, ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки.

Дошкольный период характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, быстро развивается нервная система, речь. Становится более устойчивым внимание, повышается любознательность. Малыш приобретает элементарные трудовые навыки.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. Постепенно дети приобретают самостоятельность, развивается их скелет и крепнет мускулатура, движения становятся более точными, уверенными, целенаправленными.

Родители должны научиться определять, правильно ли растет их ребенок, соответствует ли его развитие установленной возрастной норме. Для этого советуем заглянуть в табл. 1.

Установлены также возрастные закономерности появления двигательных умений у детей: развитие их определяется по статическим функциям (по способности удерживать голову и туловище лежа, сидя и стоя) и динамическим (умение поворачивать туловище лежа, ползать на четвереньках, вставать, ходить). Статические и динамические функции формируются последовательно - соответственно месяцам жизни детей.

Занимаясь с малышами физическими упражнениями, очень важно учитывать состояние их дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Ребенок дышит более поверхностно и значительно чаще, чем взрослый, т. е. 20-24 раза в минуту, а не 16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.

Функция сердечно-сосудистой системы у дошкольника хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, и повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 уд/мин, то у дошкольников - 90-100.

Нервная регуляция сердца малышей несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается и сердечная мышца при физической нагрузке довольно скоро утомляется. Однако при перемене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Поэтому во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с менее подвижными и часто устраивать кратковременный отдых. При организации занятий нужно подбирать для ребят разные игрушки и предметы.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. Заканчивается созревание нервных клеток в головном мозгу, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого. Однако, учитывая легкую возбудимость нервной системы, необходимо очень серьезно относиться к малышу, не давать ему длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерных утомлений, тем более что процессы возбуждения у него преобладают над процессами торможения. Дети этого возраста очень восприимчивы, но следы полученных впечатлений закрепляются у них не сразу, а навыки, легко разрушаются.

В дошкольные годы, как и в раннем детстве, важное значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. Но с каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения взрослого. Значительно усложняются игры. Они становятся важнейшей деятельностью, в процессе которой приобретается жизненный опыт. В играх все отчетливее вырисовывается определенный замысел, проявляется творческое воображение.

Костеобразовательный процесс у дошкольников также не завершен, несмотря на то что кровообращение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост. В то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон, однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

В отличие от взрослых дети во время сидения затрачивают больше усилий и производят значительную мышечную работу, так как учатся преодолению неустойчивого равновесия. Сидение для них - акт статического напряжения, а не отдыха, как для взрослых. Известно, что равновесие гораздо легче соблюдать в движении. Вот почему дети быстро устают от сидения и с удовольствием бегают.

Все эти особенности детского организма необходимо учитывать родителям при организации занятий физическими упражнениями с малышами.

Понятие «возрастной кризис» слышало большинство родителей. Чаще всего при этих словах представляется плачущий малыш, уничтожающий все вокруг и не желающий ничего слышать, или бунтующий подросток с ярко-зелеными волосами и серьгой в носу.

Но это только внешняя сторона кризиса, который не возникает на пустом месте. Истинной причиной является достижение определенного этапа развития нервной системы, без прохождения которого невозможно гармоничное развитие маленького человека. В такие периоды наш ребенок как никогда нуждается в поддержке, внимании и посильной помощи со стороны близких. Борьба только с внешними проявлениями может усугубить переход маленького человека на следующий этап становления личности.

Когда же происходят эти «ужасные» кризисы? На самом деле, границы возрастных изменений достаточно размыты, поскольку развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме.

У детей дошкольного возраста условно выделяют:

Кризис новорожденности. «Я родился!»

Разумеется, появившееся на свет маленькое существо осваивает новую для него среду. Внешних проявлений подобного кризиса не так много — ведь все в чем нуждается малыш в этот период — это еда, сон, любовь и забота родителей.

Но как ни странно, именно в этот период закладывается доверие малыша к Миру. Излишне говорить, что новорожденный нуждается в постоянном внимании к своим потребностям со стороны мамы, и позитивных эмоциях исходящих от нее. На этом этапе ребенок особенно остро чувствует эмоциональные состояния окружающих его взрослых и либо «заражается» спокойствием от них, либо, напротив, нервничает и плачет, когда в семье не все в порядке.

Кризис раннего детства. «Я познаю мир»

Кризис раннего детства связан с новыми возможностями малыша и его вполне естественной потребностью в изучении сути предметов и явлений. Наибольшей сложностью в этот период является невозможность что-либо запретить малышу, не вызвав его бурный протест.

Усугубляется кризис 1 года еще и тем, что малыш начинает осознавать свою обособленность от мамы. Ребенок понимает, что самый важный человек в его жизни может уйти, оставить его одного. Поэтому в этот период наблюдается противоречивое поведение крохи — малыш то не может отойти ни на шаг, то напротив проявляет самостоятельность и устраивает скандал при попытках помочь.

Как справиться

Облегчить прохождение этого важного этапа в жизни маленького человека возможно, если следовать некоторым правилам.

  • Все опасные вещи убирайте подальше, обезопасьте свой дом и создайте благоприятную среду для исследовательской деятельности.
  • Отвлекайте малыша. Его внимание в этот период легко переключается с одного объекта на другой, поэтому вместо очередного «нельзя» можно воспользоваться хитростью и предложить ребенку что-то более интересное.
  • Сведите запреты к минимуму и неукоснительно следуйте им. Определите для себя небольшой перечень таких действий. Категоричных «нельзя» должно быть как можно меньше — около 5-10 пунктов. Это позволит установить некоторые границы дозволенного, не сильно ограничивая ребенка в исследовательской деятельности.
  • Если малыш нуждается во внимании — отложите дела и поиграйте с ним. Это не каприз — а острая потребность в безопасности.
  • Не используйте угрозы: «Вот уйду и оставлю тебя одного!». В этот период подобные высказывания могут подорвать веру малыша в себя и сказаться в дальнейшем на его самооценке.
  • Старайтесь отнестись с пониманием к негативным эмоциям ребенка. Ему еще очень сложно справиться с противоречивыми чувствами. Даже бьющемуся в истерике малышу требуются принятие, понимание и поддержка.

Снизить собственные негативные реакции возможно, если понимать, что хочет сказать малыш тем или иным действием. Например, убегающий на прогулке ребенок желает почувствовать, что необходим матери, ведь она должна последовать за ним.

Малыш требует какую-то вещь, которую ему нельзя и устраивает по этому поводу скандал? Попробуйте поставить себя на место ребенка. С одной стороны, ему интересно, а значит очень важно получить то, что привлекло его внимание. С другой — он ощущает собственную зависимость от желания и мнения взрослых.

Кризис у ребенка 3-х лет

О кризисе 3-х лет наслышаны даже те, у кого еще нет детей. Представляется он как нечто страшное и непонятное, когда малыш из послушного и милого ребенка вдруг превращается в неуправляемого бунтаря.

Тем ни менее, при становлении личности не бывает никаких «вдруг» и подобное поведение ребенка — необходимый этап взросления и осознания себя в этом мире.

В возрасте 2.5-4 лет малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность и «выстраивать» собственное «Я». Что на самом деле происходит с малышом, когда он становится неуправляем?

  • У ребенка в этот период начинает формироваться собственное мнение, которое может во многом отличаться от мнения родителей и вытекать в самый настоящий бунт.
  • Малыш начинает определять для себя границы дозволенного во взаимодействии с окружающими. Следовательно, может возникнуть острая реакция на запрет или прямое его нарушение. Нередки случаи, когда дети так же могут ударить или нагрубить.
  • У ребенка формируются собственные взгляды, а им, как известно, нужно следовать. Это может вытекать в упрямство, часто необоснованное с точки зрения взрослых. На самом деле малыш просто старается придерживаться однажды избранной позиции. Ведь это он решил!
  • Свое зависимое положение в этот период малышу принять особенно сложно. У него возникает стремление сделать все самому, он может остро реагировать на предложение помощи.
  • Отрицание прежних авторитетов может вылиться в детский негативизм, когда ребенок начинает отвергать предложения людей, прежде его направляющих. Причем направлено такое поведение, как правило, в первую очередь на самого близкого человека — маму.
  • У малыша появляется желание руководить, указывать родителям, как и что делать, ведь прежде только они могли устанавливать «правила». Теперь юный член семьи пытается отстоять и свое право отдавать команды.

Как справиться

Исходя из вышесказанного, это действительно сложный период в жизни семьи. Не менее труден он и для самого ребенка. Поэтому, если Вы заметили, что малыш переживает кризис, особое внимание следует уделить именно причинам возникновения тех или иных негативных реакций. Только так можно будет наилучшим образом помочь малышу пережить непростой жизненный этап, а родителям сохранить собственные нервы.

Чтобы свести к минимуму негативные проявления кризиса придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Предоставьте малышу делать самому все, что он хочет, разумеется, в рамках разумного. Не старайтесь сделать что-то за него, а подскажите и покажите лишний раз, как он может справиться с проблемой самостоятельно.
  • Научитесь отступать. Это один из лучших способов борьбы с детским негативизмом. Ребенок бунтует против распорядка дня или правила? Найдите компромисс.
  • Предлагайте малышу как можно более широкий выбор, при этом отсекая неприемлемые варианты как можно мягче.
  • Отвлекайте чадо, если оно слишком упорствует в чем-либо.
  • Старайтесь хвалить ребенка за инициативу и самостоятельность в тех аспектах, которые считаете полезными, даже если малыш справился не блестяще. В следующий раз получится лучше.
  • Мягко, но настойчиво устанавливайте собственные границы. Не идите на поводу у ребенка, если он пытается командовать или указывать, что делать.
  • Не позволяйте малышу добиваться своего путем истерики или крика. Подобное поведение может закрепиться в будущем. Если Вы не можете в этот момент успокоить ребенка лучше дать ему побыть одному, а затем предложить компромисс.
  • Используйте хитрость в борьбе с детским негативизмом. Если отвергнутое прежде предложение мамы назвало протест, пусть его попробует повторить другой член семьи.

Что касается запретов, то так или иначе в этот период их станет больше. Ведь малыш будет буквально испытывать Вас на прочность. В этот период важно четко установить границы дозволенного, поскольку именно на них ребенок станет ориентироваться в дальнейшем.

Кризис у ребенка 7 лет

Малыш растет, ему пора в школу и вот снова истерики и протесты. Подобное поведение связано как с внутренним состоянием самого малыша, так и с изменением его окружения и распорядка.

Во-первых, меняется способ получения информации ребенком и на смену игровому восприятию приходит учебный процесс, требующий выдержки, усидчивости и дисциплинированности.

Как справиться

Психика каждого ребенка индивидуальна, не всегда она успевает, в полной мере, перестроится к новому способу получения знаний — отсюда и утомляемость, нервозность, капризность. Важно понять, что малышу может сложно даваться новый ритм. Не наказывайте его за помарки в тетради или ошибки, старайтесь хвалить за достижения.

Позвольте малышу больше отдыхать. Не настаивайте на посещении кружков и секций. Предлагайте ему различные способы расслабления после учебного процессатеплый душ, дневной сон, возможность погулять и поиграть.

Изменение внешней обстановки так же оказывает значительное влияние на ребенка в этот период. Он уже не просто отдельная единица в совокупности детей. Теперь, как никогда ранее, малыш начинает ощущать себя частью некой группы, класса. А в классе, как известно, не все равны — один прилежно учится, другой — заводила в играх, третий умеет постоять за себя.

Пытаясь определить свое место внутри группы детей, ребенок может начать нервничать из-за неудач в учебе или общении. Важно в этот период выявить причину эмоционального поведения малыша, а не навешивать на него ярлык «лентяя и лоботряса» если портфель опять полетел в угол, а уроки ранее послушный сын делать отказывается наотрез.

Важно отметить, что кризис 7 лет может наступить как раньше, так и позже положенного срока, а может и вовсе пройти гладко и без проблем. Все будет зависеть от темперамента ребенка, его готовности к школе и нагрузки на неокрепшую нервную систему.

Правильное понимание эмоций, которые испытывает ребенок в том или ином случае. Его внутренних противоречий и направления развития маленькой личности позволят легче преодолевать кризисы взросления.

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см. 350 г.
Месяц 11 1 см. 350 г.
Месяц 12 1 см. 350 г.

0 - 12 месяцев: первая встреча с властью

Все родители ежедневно сталкиваются с необходимостью сказать «нет» крошечному малышу, который смотрит на них с умоляющими глазами и резко принимается плакать. Однако это не значит, что вы должны сдаться и во всем ему уступить. Наоборот, чем раньше вы установите правила, направляющие и защищающие ребенка, тем быстрее он повзрослеет.

К 6 - 7 месяцам малыши больше всего любят срывать очки с бабушкиного носа и дергать за мамино колье. Это совершенно нормально, они как раз переживают тот период развития, когда хочется исследовать незнакомые лица, пытаться засунуть пальцы в рот, нос, уши и дергать за блестящие и такие привлекательные для них украшения!

Вы не должны позволять ребенку так себя вести и смеяться над ним. Лучше, если вы мягко, но решительно отведете его руку и, сделав неодобрительное лицо, скажете: «Нет, это хорошая вещь, я ею очень дорожу, если ты будешь за нее дергать, ты ее сломаешь, и мне это не понравится!» Малыш в возрасте более 6 месяцев, услышав такое объяснение, способен осознать, что так делать нельзя, и переключит свое внимание на игрушки и погремушки. Мимика родителей в сочетании с жестами заставит его остановиться.

1 - 2 ГОДА: правило трех «нельзя»

С 12 месяцев поведением ребенка движет «гносеологический» порыв (это слишком сложное выражение объясняет, что ребенок жаждет приобрести новый опыт, хочет изучить окружающий его мир, двигаться, ходить, все трогать). Это желание независимости и открытий неизбежно ставит малыша лицом к лицу с опасностями. И тогда вы должны сообщить ребенку и применить в его воспитании то, что психологи называют правилом трех «нельзя»: нельзя подвергать себя опасности, нельзя подвергать опасности других и нельзя становиться домашним деспотом, то есть надо уважать других и их личные вещи.

Эти запреты должны быть объяснены ребенку в приказном порядке в тот момент, когда он только начал общаться с окружающим миром и передвигаться самостоятельно. Если вы этого не сделаете, если, к примеру, вы разрешите ему взобраться на стол, то он может упасть и ушибиться. Этот отрицательный опыт отобьет у него желание начать заново, и включатся механизмы торможения, которые будут препятствовать его движению вперед и его развитию.

Для быстрого и легкого усвоения жизненных правил и основ власти малышу необходимо естественно и с доверием опереться на воспитывающих его взрослых. Каждый раз, когда его привлекло что - то новое, ребенок оборачивается к родителю и ищет в его взгляде или словах разрешения, чтобы остановиться или продолжать. Если родитель зовет его или смотрит неодобрительно, то этого будет достаточно чтобы ребенок послушался и вернулся назад. Если мимика его одобрительна, если он говорит: «Давай, можешь идти!», ребенок обретает уверенность и продолжает свои действия. Родитель и ребенок согласованно руководят своими действиями. Власть старшего выражается без применения насилия, и ребенок усваивает основу поведения, которая является основой дальнейших отношений с обществом.

2 —3 года: противостояние родительского «нет» и «нет» самоутверждающегося малыша

К 2 годам ребенок склонен думать, что он центр вселенной и лишь с его желаниями следует считаться окружающим. Знаменитый психолог Жан Пиаже первым дал особую характеристику детям с 2 до 7 лет: им присущ эгоцентризм. Не путайте с эгоизмом ребенка, речь идет о способе мышления. В этом возрасте ребенку больше нравится брать, чем отдавать, и его бы вполне устроило, если бы все было для него.

Свое мнение он считает самым важным и не способен поставить себя на место другого. Вот откуда капризы и ужасные истерики, которые он устраивает, когда ему отказывают в том, чего он желает. Этот период самоутверждения в развитии ребенка продолжается до трех с половиной лет. В продолжение этой «фазы отрицания» ребенку необходимо сопротивляться взрослым и произносить слово «нет», чтобы стать отдельной личностью и самоутвердиться. «Он говорит «нет», чтобы сделать наоборот! - считает детский психоаналитик Франсуаза Дольто. В этот момент жизни необходимо, чтобы ребенок понял пределы своего всемогущества. Рекомендуется разрешить ребенку самовыражаться и развивать свою личность, но при этом нужно уметь сказать «нет» на «нет» ребенка.

Если ранее ребенок узнал ограничения, которые его защищают, то теперь ему просто нужны ограничения. Он не один на свете! По возможности вы должны объяснять ребенку, почему ему нельзя это делать, но в некоторых случаях нужно учить его правилам в резкой форме: «Перестань, я тебе сказала «нет» значит нет!», повышая голос и делая большие глаза. Чтобы это «нет» было полезным, можно обозначить запрет на время: «Ты еще очень маленький, ты сможешь это делать, когда будешь большой» и потом: «Нет, одному тебе нельзя, я тебе помогу». Ребенок примет ограничения в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия». Ребенок более охотно принимает родительские запреты и страхи, когда его личное состояние души уважают, а родители к нему доброжелательны.

3 - 4 года: символические запреты

Конкретные правила жизни в обществе важны для ребенка, а вот запреты символические необходимы ему, чтобы помочь осознать власть. В возрасте эдипова комплекса маленькие девочки хотят выйти замуж за папу, а маленькие мальчики хотят жениться на маме. Любовь к одному из родителей толкает их занять место родителя - соперника, но при этом они чувствуют себя ужасно виноватыми, потому что, конечно, очень любят обоих родителей. Важно, что эдипово желание сталкивается с запретом инцеста, о котором сообщают ребенку родители, о том, что что дети не выходят замуж и не женятся на родителях.

Когда родители говорят «нет» желаниям ребенка, «нет» его несбыточным фантазиям, они проявляют свою власть и сталкивают ребенка лицом с реальностью. И тогда ребенок понимает, что должен считаться с желаниями других людей. Если вы будете говорить ему «нет», вы научите его четким жизненным правилам, которые помогут ему создать свою собственную внутреннюю безопасность. Он осознает, что он цивилизованное человеческое существо с такими же правами и обязанностями, как у всех.

4 - 6 лет: повседневные правила

Власть старших проявляется и в соблюдении распорядка дня, который организует ребенка. Утром мы встаем, одеваемся и завтракаем. Полдник в 16.30. Если ребенок не хочет его есть, пусть не ест. Не стоит давать ему конфеты или разрешать съесть полдник в 18.00. Вечером пора расставаться и идти спать на своей кровати. Если вы обучите ребенка этим установкам, поддерживаемым точными правилами, ребенок медленно, но верно может двигаться в сторону независимости.

Удивительно, что послушный ребенок гораздо более независим, чем непослушный. Если вы идете на поводу у всех желаний ребенка, он чувствует тревогу. А проявление власти может его успокоить. Только не стройте из себя примерного родителя, когда ребенок только родился. Власть проявляется и крепнет постепенно, во взаимодействии ребенка и родителя. Запреты налагаются мало - помалу. Нельзя требовать от ребенка всего и сразу. Воспитание - это не железная рука, вы должны не пытаться «согнуть» ребенка, а помочь ему стать хорошим человеком.

ЗА САМОДИСЦИПЛИНУ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Томас Гордон, известный американский психолог, создатель воспитательного метода «эффективные родители», рассказывает о главных основах и пользе самодисциплины, привитой детям, даже самым маленьким

Направлять - не доминировать

Основная мысль: правильнее пытаться воз действовать на ребенка, чем навязывать ему собственные правила. Почему? Потому что неправильно думать, что дети подчиняются власти и силе. Они лишь к ним адаптируются. Между вседозволенностью и контролем, между снисходительностью и суровостью есть другие возможные методы воспитания.

Ограничить применение поощрения и наказания

Изменить поведение ребенка с помощью поощрения и наказания - это дело специалистов. Надо быть опытным бихевиористом, чтобы добиться результата с помощью метода «кнута и пряника». Согласно автору, лучше научить ребенка понимать причины своих действий, чем делать из него «собаку Павлова».

Делайте ставку на общение

Чтобы помочь ребенку найти себя в решении проблемы, у вас есть два инструмента: послание «Я» или как взрослый обращается к ребенку, выражая свое личное отношение к его поведению. Послание «Я»
полностью исключает осуждение. А вот внимательным, чутким, доброжелательным слушанием ребенка вы покажете ему, что поняли то, что он хотел выразить. Ваша цель - привести его к самостоятельному пониманию того, в чем его поведение было неправильным. Эти два ключа словесного общения сохраняют самоуважение ребенка и способствуют взаимному уважению.

Сотрудничать лучше, чем контролировать

Чем пытаться взять верх над строптивым ребенком, лучше искать выход из сложной ситуации без потерь. Сотрудничество не исключает возникновения конфликта, но позволяет более легко его разрешить.