Социальное развитие ребенка-дошкольника - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны - это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Показатели социального развития ребенка
и современные требования дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Извлечение из ФГОС ДО
Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме. А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:
У ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят) ;
Развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок
выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи)
;
Воспитывается позитивное восприятие и отношение к окружающим
(терпимость, уважение к сверстникам, интерес к ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого
человека
);
Развивается понимание окружающих (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании ).
В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия);
2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы );
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).
Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:
Педагог формирует у ребенка чувство собственного достоинства, уверенность в своих возможностях;
Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение ребенка к
окружающим;
Педагог воспитывает у ребенка социальные навыки и формирует
социальную компетентность.
Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О.. Стеркиной Р.Б. Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей. Показатели благополучного социального развития ребенка вы видите на экране.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
- эмоционально откликается на переживания другого;
- эмоционально благополучен;
- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен;
- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
- главным образом положительно оценивает и принимает других;
- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
- владеет способами социокультурного поведения и общения;
- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
- социально готов к школе и др.
Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно.
Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (автор А.М.Щетинина):
- умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;
- сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;
- доброжелателен по отношению к другим;
- пытается решить конфликты сам;
- оказывает помощь другому;
- согласовывает свои действия с действиями других;
- сдерживает свои негативные проявлении
- подчиняет свои интересы интересам других детей
- уступает другому
- принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
Уважаемые коллеги! Всегда ли ответственно мы относимся к проведению педагогической диагностики? А ведь на основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем. Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.
Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, - не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда - прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша - его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Что влияет на социализацию малыша?
Всё это составляет социальную среду ребёнка.
Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.
Социальное воспитание дошкольников - важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст - самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.
Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников :
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания - это сюжетно-ролевая игра . Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.
«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».
Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.
Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ)
Направление Педагогика
Профильная направленность - Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дошкольная педагогика. Особенности со циального развития дошкольников
Хусаинова Ирина Владимировна
Альметьевск 2016
Полноценное формирование детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его формирования, личностных особенностей родителей, которые служат важнейшим примером для формирования личности детей. Ближайшим кругом ребенка принято считать родителей и близких родных - бабушек, дедушек, то есть его семейство. Именно в ней привьется заключительный базовый опыт взаимоотношения с окружающими, в процессе которого у ребёнка складываются представления о взрослой жизни. Именно их ребёнок затем переносит в общение с обширным кругом - в детском саду, на улице, в магазине. Усвоение ребёнком общественных норм, образцов ролевого поведения принято называть социализацией, которая рассматривается известными научными исследователями как процесс социального развития через систему всевозможных типов отношений - общение, игру, познание.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в этой жизни, найти в ней своё достойное место.
Социальное развитие, выступая основной задачей воспитания, начинается в период первичной социализации в младенческом и раннем возрасте. В это время ребёнок получает необходимые в жизни навыки общения с окружающими. Все это познается через ощущения, прикосновения, все что видит и слышит, чувствует ребенок, закладывается в его подсознании как базовая основная программа развития.
Поведение детей так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного "Я - личность" непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. Определяется его качество как лидера.
Мораль, нравственность, правила поведения в обществе, к сожалению, не закладываются в ребёнке при рождении. Не особо способствует их обретению и окружающая среда. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа с ребенком по организации его личного опыта, где у него естественным путём формируется самопознание. Именно в этом состоит не только роль родителей, большую роль играет и роль педагога. В доступных ему видах деятельности будут формироваться:
Непосредственное обучение и воспитание дошкольника происходит путём формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений. Социальный мир выступает не только источником познания, но и всестороннего развития - умственного, нравственного, эстетического, эмоционального. При правильной организации педагогической деятельности в этом направлении развивается восприятие, мышление, память и речь ребёнка.
В этом возрасте ребёнок осваивает мир через знакомство с основными эстетическими категориями, находящимися в оппозиции: правда - ложь, храбрость - трусость, щедрость - жадность и т.д. Для знакомства с этими категориями ему требуется различный материал для изучения- этот материал содержится во многом в сказках, фольклорных и литературных произведениях, в повседневных житейских событиях. Участвуя в обсуждении разнообразных проблемных ситуаций, слушая рассказы, сказки, выполняя игровые упражнения, ребёнок начинает лучше понимать себя в окружающей реальности, сопоставлять свои и поступки героев, выбирать свою линию поведения и взаимодействия с окружающими, учиться оценивать свои и чужие поступки. Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает наряду с этим две позиции: реальную - ребёнка и условную - взрослого. Это - важнейшее достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут расти плоды абстрактной деятельности - искусство и наука.
Детская игра - вид занятия детей, заключающийся в повторении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и постижение предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. В работе с детьми предлагают использовать сказки общественного характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка "Как грузовичок друга искал"); что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения ("Сказка о невоспитанном мышонке").
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу целесообразно использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить присущие признаки в предметах и явлениях окружающего мира; классифицировать, сравнивать предметы по определенным признакам, делать верные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Развитие личности происходит только в окружении. Чтобы стать полноценным человеком, ребенку необходим контакт с окружающими его людьми. Ему необходимо осознать себя отдельным от семьи, осознавать что он несет ответственность за свое поведение, поступки не только в кругу семьи, но и в окружающем мире. Роль педагога в этом плане - правильно направить ребенка, показать на примере этих же сказок - где главные герои также переживают какие-то моменты жизни, решают ситуации. Все это очень пригодится ребенку особенно в опознавании добра и зла. Ведь в русских народных сказках всегда есть подсказка, которая помогает малышу понять на примере другого что хорошо, что плохо. Как следует поступать, а как нет.
Важнейшим источником развития личности ребенка является семья. Она - проводник, предлагающий малышу знания, опыт, обучает и помогает подстроиться к суровым условиям жизни. Благоприятная домашняя атмосфера, доверие и взаимопонимание, уважение и любовь - залог успеха правильного развития личности. Хотим мы или нет, ребенок всегда будет похож на родителей в каком то смысле - поведении, мимике, движениях. Этим он старается выразить что он личность самодостаточная, взрослая.
От шести до семи лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его сути. Эта пора является наиболее ответственной в социальном становлении маленького гражданина - он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, постижении и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они оживленно перенимают их стиль общения, особенности поведения и вырабатывают собственную индивидуальность. Они начинают задавать много вопросов, на которые часто очень сложно ответить прямо. Но это необходимо раскрывать проблему вместе с ребенком, объяснять ему все. Так же и в свое время ребенок даст свои знания своему малышу, запомнив, как родители или педагог не оттолкнули его нехваткой времени, а грамотно и доступно объяснили суть ответа.
Личность ребенка формируется из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры значительную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все интересное, потому задача родителей - познакомить его с наилучшими человеческими произведениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать полно и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово - это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость. Покажите им свою открытость и интерес, участие в них. Социальное развитие дошкольников происходит также через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в представляемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми.
Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком. Ведь он чувствует лицемерность и обман. А поэтому может скопировать такое поведение. К тому же научно доказано, что ребенок очень тонко чувствует настроение матери. Лучше в такие моменты отвлечь ребенка чем-то другим, например дать ему краски, бумагу и предложить нарисовать красивую картину на любую выбранную вами тему.
Для решения задач морального воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, содействующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответственных условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
В качестве методов, направленных на постижение ребенком смысла и правильности нравственных правил, исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е.Ю. Демурова, Л.П. Стрелкова, А.М. Виноградова) ; беседы с использованием уподобления положительных и отрицательных образов персонажей (Л.П. Князева) ; решение проблемных ситуаций (Р.С. Буре) ; обсуждение с детьми допустимых и недопустимых способов поведения по отношению к окружающим. Рассматривание сюжетных картинок (А.Д. Кошелева). Организацию игр-упражнений (С.А. Улитко), игр-драматизаций.
Таким образом содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания. При этом оригинальность процесса социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в решающей роли среды и воспитания в формировании ребёнка, в отсутствии принципиальности взаимозаменяемости в процессе нравственного воспитания и гибкости воспитательных действий.
Воспитание этических норм поведения у ребёнка является нравственной проблемой, которая имеет не только социальную, но и педагогическую значимость. На развитие у детей представлений о морали вместе с тем оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. Поэтому перед педагогами и родителями стоит задача воспитания высокообразованного и благовоспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человеческой культурой. Необходимо донести до детей, особенно дошкольного возраста все самые важные аспекты человеческой жизни. Стараться максимально привнести из своего жизненного опыта положительные моменты воспитания.
Социально-нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребёнок вырабатывает самые первые моральные оценки и соображения, он начинает понимать, что такое моральная норма, и вырабатывает своё отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение её в реальных поступках. Социально-нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и устанавливающее значение в становлении нравственности ребёнка играет окружение, в которой он развивается и растёт. Поэтому очень важно не упустить важные моменты в жизни ребенка, дав тем самым ему шанс стать личностью.
Решению задач социально-нравственного развития способствует организация образовательного процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
Познавательное развитие - это процесс обрабатывания информации, вследствие чего совокупные факты складываются в единый багаж знаний. Дошкольное образование детей очень важно и требует учесть все этапы данного процесса, а именно: какую информацию получит ребенок и как он ее сможет обработать и применить на практике. Например это пересказы сказок для практики. Для гармоничного и успешного развития дошкольников нужно подбирать информацию, которая будет:
Данный тип развития включает все аспекты, которые связаны с возрастными особенностями восприятия. В возрасте трех лет у ребенка начинается процесс самопознания, развивается мышление и пробуждается инициативность. В любых курсах педагоги помогут малышу справиться с психологическими проблемами в развитии, что поспособствует быстрой социализации ребенка.
Речевое развитие персональное для каждого ребенка в отдельности. Родители, а также педагоги обязаны помочь становлению речи малыша, увеличению его словарного запаса и формированию четкой дикции, устранению дефектов речи. Развитие детей в дошкольном возрасте поможет ребенку овладеть устной и письменной речью, малыш научится чувствовать родной язык и сможет с легкостью использовать сложные приемы речи, а также сформирует необходимые навыки коммуникации.
Развитие малыша в социуме - это значит, что он понимает обычаи, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается. Первые навыки социального развития ребенок получает при общении со своими родителями и близкими родственниками, потом от общения с ровесниками и взрослыми. Он постоянно формируется как личность, узнает, что можно делать, а что нельзя, учитывать свои личные интересы и интересы окружающих, как нужно себя вести в том или в этом месте и окружении.
С первых дней новорожденные детки учатся общению со своей мамой: улавливать ее голос, настроение, мимику, некоторые движения, а также пробуют показать, чего они хотят в определенный момент времени. С шести месяцев и примерно до двух лет малыш уже может общаться с родителями более осознанно, может просить о помощи или делать что-то вместе с ними. Помогать по дому например.
Развитие социальных навыков
Развитие социальных навыков у дошкольников позитивно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, выражающаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, соболезновать, помогать - важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
1. Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу - он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
2. Беседуйте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
3. Учите ребёнка быть участливым. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои нужды, желания, заботы.
4. Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
5. Научите ребёнка почтению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
6. Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
7. Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
8. Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он зафиксирует понимание того, как лучше себя вести, и приобретёт нужные социальные навыки.
9. Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться волнениями, подвергать анализу поступки.
10. Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.
Социальная адаптация детей
Социальная адаптация - обязательное условие и итог благополучной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах:
· деятельность
· сознание
· общение.
Сфера деятельности подразумевает собой многообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в разных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, увеличением качества его содержания, владение общеустановленными нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа личного "Я" как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение установленными правилами и нормами поведения), выказывает желание выделиться, выразить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения) . Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
· социализация
· индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, обращенный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Социальная дезадаптация
Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общеустановленных стандартов и персональных качеств ребёнка, то считается, что он приспособился к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться нерешительность, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм. Отверженные некой социальной группой дети бывают враждебными, замкнутыми, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо тормозится по причинам физического или психического характера, а также в результате отрицательного влияния окружения, в которой он растёт. Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения. Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.
Детство любого малыша состоит из определенного количества разных периодов, некоторые из них очень легкие, а некоторые довольно сложные. Дети все время учатся чему-то новому, познают окружающий мир. За несколько лет ребенку предстоит преодолеть массу ответственных этапов, каждый из которых становится решающим в мировоззрении крохи.
Особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в том, что это период происходит формирование успешной и зрелой личности. Дошкольное развитие детей длится несколько лет, в это период ребенку нужны заботливые родители и грамотные педагоги, только тогда дитя получит весь необходимый багаж знаний и умений.
В дошкольном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас, вырабатывает навыки социализации, а также развивает логические и аналитические способности.
Развитие детей в дошкольном возрасте охватывает период с 3 до 6 лет, каждый последующий год вы должны учитывать особенности психологии ребенка, а также методы знакомства с окружающей обстановкой.
Дошкольное развитие ребенка всегда напрямую связано с игровой активностью малыша. Для развития личности необходимы сюжетные игры, в них происходит ненавязчивое обучение ребенка с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях. Также задачи дошкольного развития малышей состоят в том, что малышам нужно помочь осознать свою роль во всем мире, их нужно мотивировать к успеху и научить с легкостью переносить все неудачи.
В развитии детей дошкольного возраста нужно учитывать множество аспектов, из которых особо выделяются пять основных, именно их нужно плавно и гармонично развивать на всем пути подготовки ребенка к занятиям в школе, да и всей последующей жизни.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых "маугли", показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Само слово "общество" произошло от латинского "societas", означающего "товарищ", "друг", "приятель". Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов:
· частотой контактов с ребенком;
· эмоциональной насыщенностью контактов;
· информативностью.
На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют максимальное значение.
Второй уровень занимают воспитатели ДОУ - максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.
Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.
Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.
Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с растущим прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью - подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества.
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ ("Детство", "Я - человек", "Детский сад - дом радости", "Истоки", "Радуга", "Я, ты, мы", "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", "Непреходящие ценности малой Родины", "Развитие у детей представлений об истории и культуре", "Сообщество" и др.). Эти программы позволяют раскрыть проблему дошкольного развития.
2. Специфические знания - представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность - тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.
3. Ролевое поведение - поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он- сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. В каждой ситуации и окружении ребенок чувствует себя по-разному и пытается поставить себя с разной точки зрения. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.
Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества - он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Он почувствовал себя личностью, с которой считаются и принимают. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.
Применительно к содержанию дошкольного образования в аспекте социального развития речь может идти о следующих разделах культуры и соответствующих им направлениях организации педагогического процесса: культура общения, включенная в содержание нравственного воспитания; психосексуальная культура, содержание которой отражено в разделе полового воспитания; национальная культура, реализуемая в процессе патриотического воспитания и религиоведческого просвещения; этническая культура, включенная в содержание международного воспитания; правовая культура, содержание которой представлено в разделе основ правового сознания. Такой подход, возможно, немного ограничивает содержание социального развития, опуская разделы экологического, умственного, трудового, валеологического, эстетического, физического, экономического воспитания. Но эти подходы являются основными в социальном развитии ребенка.
Однако процесс социального развития предполагает осуществление комплексного подхода, правомерность условного выделения этих разделов из целостного педагогического процесса подтверждается одним из существенных оснований, связанных с социальной идентификацией ребенка в дошкольном возрасте: видовой (ребенок - человек), родовой (ребенок - член семьи), половой (ребенок - носитель половой сущности), национальной (ребенок - носитель национальных особенностей), этнической (ребенок - представитель народа), правовой (ребенок - представитель правового государства).
В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмоционального переживания, возникающего в ходе сравнения себя с другими людьми. Эффективность социального развития как итога социализации-индивидуализации обусловлена влиянием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого - приобщение к культуре, ее воссоздание, присвоение и сотворение. Современные исследования личностного развития ребенка (в частности, авторского коллектива по разработке базисной программы "Истоки") позволяют дополнить, конкретизировать обозначенный перечень и отнести к универсальным человеческим способностям ряд основных характеристик личности, становление которых осуществимо в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, самосознание личности, способность к самооценке.
Большое значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм копирования как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации. Взаимодействие с другими людьми не разделено по видовым, родовым, половым, национальным признакам.
По мере актуализации умственной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный значимостью смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития - нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте непереоценимо.
· Культурологический подход позволяет принимать во внимание все обстоятельства места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого своей страны, города, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Диалог культур, являющийся одной из доминантных парадигм современной системы образования, невозможен без приобщения к ценностям своей культуры. Родители с детства приучают детей обычаям своей культуры, неосознанно прививая им культурное развитие, которое дети в свою очередь передадут своим потомкам.
...Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Принципы воспитания экологической культуры у дошкольников.
дипломная работа , добавлен 11.03.2014
Значение, задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные) и принципы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрение путей развития ловкости и быстроты у дошкольников. Определение роли подвижных игр в развитии ребенка.
курсовая работа , добавлен 16.01.2010
Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике, его основные идеи и методы реализации, значение в становлении личности ребенка. Развитие дошкольников с помощью дидактических игр. Экспериментальное подтверждение данных методик.
аттестационная работа , добавлен 08.05.2010
Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста. Дидактическая игра как средство воспитания и форма обучения детей дошкольного возраста. Изучение особенностей сенсорного воспитания у детей в дидактической игре.
курсовая работа , добавлен 18.05.2016
Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Главные цели экологического воспитания. Сущность игры как ведущего вида деятельности. Использование дидактических игр как средства развития дошкольников в рамках экологического воспитания.
аттестационная работа , добавлен 08.05.2010
Организация трудовой деятельности школьников, поиск актуальных методов и средств, способствующих развитию их индивидуальности. Труд как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Технология вхождения личности в реальные трудовые связи.
реферат , добавлен 05.12.2014
Контрольная работа по выявлению формирования уровня сформированности эстетических качеств у ребят младшего возраста. Генезис понятия "игра" как средство эстетического воспитания дошкольников. Развитие у ребенка логики, мышления и самостоятельности.
курсовая работа , добавлен 01.10.2014
Место национального самосознания в структуре личности. Методы и средства формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Государственная Программа воспитания ребенка-дошкольника. Основные формы ознакомления дошкольников с родным краем.
курсовая работа , добавлен 09.12.2014
Особенности социального развития детей дошкольного возраста. Роль игры в социализации личности дошкольника. Опытно-практическая работа по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
курсовая работа , добавлен 23.12.2014
Определение значения трудового воспитания в развитии личности ребенка. Диагностика уровня развития трудовых умений у дошкольников. Разработка системы работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В.Солодянкина) представлен ниже.
Уровни овладения навыками самообслуживания
низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.
средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.
высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.
Уровни социальной адаптации
низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).
средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.
высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуатианой личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).
Социальная компетентность:
низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.
средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.
высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен,любознателен,с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.
Особо активно социальное развитие ребенка происходит в его первые годы жизни. К примеру, за первые 12 месяцев своей жизни малыш усваивает огромный объем навыков и знаний, устанавливает эмоциональный контакт с окружающими людьми, учится управлять своим телом, доверять взрослым, запоминает несколько сотен слов и учится произносить отдельные звуки и слога. Для того чтобы социально личностное развитие ребенка осуществлялось в правильном направлении и в установленные сроки, родителям следует прилагать определенные усилия: постоянно общаться с младенцем, разговаривать, петь песни и рассказывать сказки, а также проявлять свою любовь, гулять и знакомить с окружающим миром.
Само понятие «социальное развитие ребенка» подразумевает процесс, при котором малыш усваивает ценности, культуру общества, традиции и пр. В процессе взросления он подвергается различным социальным факторам развития ребенка: общению с взрослыми и сверстниками, обучению в детском саду и школе, играм и т.д. То есть малыш постепенно учится жить в социуме, подчиняясь общепринятым правилам и нормам поведения, учитывая интересы и чувства других.
Естественно, наибольшее влияние на социально личностное развитие ребенка оказывает его самое близкое окружение – семья. Можно сказать, что семья является неким транслятором, передающим подрастающему поколению опыт, знания, традиции и ценности. Поэтому для нормального, полноценного развития ребенка очень важна теплая, любящая семейная атмосфера, пропитанная уважением и доверием друг к другу.
Рассмотрим основные социальные факторы развития ребенка:
Общение с детьми и взрослыми. Среди ключевых факторов, влияющих на развитие ребенка, основное место занимает общение. Именно посредством общения формируются дружеские взаимосвязи ребенка со сверстниками, производится обучение дома, в детском саду и школе. С самого раннего детства ребенку присущи основные элементы общения. В первые шесть месяцев своей жизни младенец выражает свои ощущения и чувства посредством движений, мимики и звуков. Вот какие этапы общения проходит ребенок в различные возрастные периоды:
Социализация через игру. Для правильного социально личностного развития ребенка игра имеет крайне важное значение. Поэтому родителям необходимо всячески поощрять ребенка к игровому процессу, обучая его принципам игры. Основой игры является общение. Игровая деятельность - основная деятельность для ребенка до 7 лет. Если ребенок правильно и много играет, он развивается стремительными темпами, как в эмоциональном, так и в социально-эмоциональном плане. Обычно в играх детей воспроизводится жизнь взрослых, они могут играть в дочки-матери, в доктора, в школу, в магазин и пр. Именно в игре вырабатываются и проживаются варианты разрешения конфликтных ситуаций, оттачиваются навыки общения и пр.
Культурное развитие. Малыш восприимчив к прекрасному, и на социальное развитие ребенка влияют различные виды искусства, поэтому его следует непременно познакомить с шедеврами человеческого искусства: живописью, скульптурой, музыкой и пр. Также для правильного социального развития ребенка важны разносторонние занятия, упражнения, беседы, чтение книг и прослушивание музыки, наблюдение и обсуждение жизненных ситуаций и пр. Из этих составляющих и складывается личность ребенка.
Методы диагностики социального развития ребенка связаны с многообразием проявлений его личности в общении и различных видах деятельности. Основным методом диагностики социального развития ребенка является наблюдение, в ходе которого выявляются следующие моменты: