Упражнения для связной речи взрослого. Система игр и игровых упражнений, способствующих развитию связной речи. Развитие мелкой моторики

05.04.2019

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов - описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа "Закончи сказку по-своему", "Закончи предложение" и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений приводятся ниже.

- Игровое упражнение "Распространи предложение" . Цель - развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: "Дети идут … (Куда? Зачем?)" Или более усложнённый вариант: "Дети идут в школу, чтобы …. Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

- Игра "Пойми меня". Цель - развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше объясняется, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по - одной картинке, взрослый спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что ему досталось. После этого, дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

- Игровое упражнение "Если бы…". Цель - развитие связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • - "Если бы я был волшебником, то …".
  • - "Если бы я стал невидимым…".
  • - "Если весна не наступит никогда…".

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

- Игровое упражнение "Закончи сам". Цель - развитие воображения, связной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

При использовании данных игр активность и интерес детей к занятию заметно возрастает, и занятие проходит очень весело, а время пролетает незаметно.

06.04.2013 7215 0

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ?

Дидактическая задача : выявлять активный словар­ный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование : набор сюжетных картинок, вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предло­жить составить рассказ по одной картинке нескольким

ОПИШИ ПРЕДМЕТ

Дидактическая задача : учить описывать предмет, вы­деляя его существенные признаки; развивать интонаци­онную выразительность речи.

Оборудование : набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Содержание . Выбрав одну игрушку, учитель предла­гает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания да­ет учитель. Затем описываются две игрушки одновре­менно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «учителем». Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

ГДЕ БЫЛ НОВИЧОК?

Дидактическая задача : учить детей вводить в рас­сказ элементы описания; узнавать объект по описанию.

Оборудование : книжки-малышки, фанты.

Содержание. Учитель говорит: «Представьте, что в наш класс пришел новый ученик. Ему очень понравилась наша школа. Пусть он расскажет, куда заходил, не на­зывая мест - мы сами догадаемся». Дети по очереди са­мостоятельно или с помощью учителя описывают столо­вую, библиотеку, учительскую, медкабинет. Если ребе­нок начнет описывать помещение, которого в школе нет, платит фант. За лучшее описание даются книжки-ма­лышки.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями; уточнить представления о временах года.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Време­на года».

КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ?

Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей; развивать связную речь.

Оборудование: сюжетная картина.

Содержание. Учитель вывешивает перед детьми кар­тину и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать, могут назвать два-три главных предмета. Дети с большим запасом слов назы­вают предмет, его действия или состояние. Дети, владе­ющие связной речью, могут составить четыре-пять пред­ложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

В а р и ант. Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ

Дидактическая задача: упражнять детей в чтении слов разной структуры; учить связно описывать предмет, не называя его.

Оборудование: таблицы слов.

аист зубр яблоки утюг

утка слон вишни телефон

дятел носорог сливы. телевизор и т. д.

Учитель показывает одно слово, дети должны про­честь его про себя и рассказать, что они знают об этом предмете, например: «Это перелетная птица, с красным клювом и красными ногами. Водится в Белоруссии. Пи­тается лягушками. Гнезда вьет на верхушках деревьев и крышах домов». Слово-отгадка аист читается.

ОПИШИ, НЕ ВИДЯ

Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его.

Оборудование: различные предметы, игрушки.

Содержание. Дети запоминают предметы, стоящие на полочке, затем отворачиваются. Один из предметов уби­рается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, и описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше четырех, в дальнейшем число их увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются.

СОСТАВЬ ЗАГАДКУ

Дидактическая задача: увеличивать активный сло­варный запас детей; учить описывать предмет, выделяя его характерные свойства.

Оборудование: знакомые предметы и игрушки.

ПРИДУМАЙ НЕБЫЛИЦУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.

Оборудование: звездочки.

ПРИГЛАСИ ГОСТЕЙ

Дидактическая задача: учить детей правильно описы­вать путь от дома до школы и обратно.

Оборудование: настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

Содержание. Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться? Учитель дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и пере­улков и т. д. Учитель помогает детям, стараясь не нару­шать игровую ситуацию. Игра проводится в конце за­нятия. За лучшие рассказы дети получают настолько-печатные игры по правилам дорожного движения.

ПРО КУКЛУ

Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей; вводить в их речь элементы повествования; проверить умение детей слышать в словах определен­ные звуки.

Оборудование: разные куклы.

Содержание. Дети придумывают рассказ из трех-че­тырех предложений про куклу Катю. В каждом предло­жении должно быть слово со звуком к . Учитель дает об­разец рассказа. Слова со звуком к анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть другу. В дальнейшем дети приду­мывают рассказ про куклу Риту и т. д.

ПРИГОТОВИМ ОБЕД

Дидактическая задача: учить соблюдать последова­тельность в рассказе; развивать монологическую речь.

Оборудование: фанты.

МЕСТНОЕ РАДИО

Дидактическая задача: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.

Оборудование: фанты.

Содержание. Учитель говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потеряв­шегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерял­ся. Образец сообщения дает учитель (описывает кого-нибудь из детей), затем назначает диктора. Надо отме­тить характерные особенности внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они отвечают: «У нас такого ребенка нет!». Тог­да диктор платит фант. Фанты в конце игры разыгры­ваются.

КАКАЯ ИГРУШКА?

Дидактическая задача: дать образец последовательного ознакомления с предметом (со словесным его опи­санием); упражнять в умении обследовать и описывать аналогичный предмет.

Оборудование: две матрешки, два грузовика и т. д. (игрушки одинаковые, отличаются только деталями).

СОСТАВИМ РАССКАЗ ВМЕСТЕ

Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т. е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях); учить работать сообща.

Оборудование: набор картинок, сюжеты которых от­ражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года: «Сенокос», «На почте», «День урожая» и др.

Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ .

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый:Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок:Кубик.

Взрослый:Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок:Кубик.

Взрослый:Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик .

Взрослый:Молодец!

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Профессии"

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Игра "Коллекция"

Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

Подбери все машины;

Подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

Подбери все шарики;

Принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини­циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством раз­вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство­вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Консультация с практикумом

" Игровые упражнения для развития связной реЧИ

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.

Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития речи ребёнка. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте развивать связную речь.

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи, необходимо также умело использовать интонацию, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Характеристика связной речи и ее особенностей, содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической литературы. Вопросы развития связной речи исследовали С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина и др. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо - ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка.

Известно, что усвоение детьми связных форм высказываний — процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Ниже представлены игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого развития детей.

Игры и упражнения по развитию связной речи.

Игровое упражнение «Распространи предложение»
Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»
Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше логопед объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослыйговорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось логопеду. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то...»
«Если бы я стал невидимым...»
«Если весна не наступит никогда...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
Цель — развитие у детей связной речи, воображения.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Игровое упражнение "Один-много"
Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия.
— Это — шар, а это... (шары). Здесь много... (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)
— Это — мак, а это... (маки). В букете много... (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)
— Что это? Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).

Игровое упражнение «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)

Игровое упражнение «Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Игра «Веселое путешествие» («На трамвае»)
Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге.

В игре могут участвовать несколько детей (6-8 человек). Посередине игровой комнаты (игрового уголка) расставляют стулья (парами, как в трамвае) или лавочки, между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему. Предварительно каждый ребенок вместе с педагогом должен определить, до какой остановки он едет и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т.п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор», «экскурсовод») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети «в течение дня» и др.

Игра «за покупками в магазин»

Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал:

Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).

Предметные картинки:

Пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (3 картинки);

медвежата: один — черный, 2—коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки);

автомобили: грузовик, фургон, самосвал (3 картинки);

неваляшки: одна в зеленом платьице, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, у третьей на платье пояс с пряжкой (3 картинки).

Ход игрового упражнения на занятии:

Педагог вешает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями пирамидок, мишек, автомобилей, неваляшек и говорит: «Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит.

Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим колпачком и не маленькую». Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?

Катя, а твоя маленькая сестренка захотела иметь неваляшку. Она сказала: «Мне не надо неваляшку в зеленом платье, не надо с пуговицами, мне надо другую и без бантика».

А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не фургон и не с синим кузовом».

Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он попросил: «Купи мне мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без бантика».

Далее можно предложить детям для отгадывания еще одного мишку, одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в зеленой рубашке, не в штанишках с лямками и не тот, который сидит». Или: «Мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в сиреневом платье и не в платье с поясом».

Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему именно ту игрушку он купит для своего брата или для своей сестренки, педагог вручает ему картин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»

Багаудинова Наиля Рафиковна

Картотека упражнений

Развитие речи младших школьников через систему упражнений

Работа по умению выделять признаки предложения, определять границы предложений в устной речи по интонации начинается в 1 классе, в период обучения грамоте. У каждого учителя в арсенале имеются специальные упражнения и задания, которые помогают первоклассникам быстрее и глубже усвоить понятия «текст», «предложение», развивать умения построения самостоятельного письменного высказывания. Я предлагаю ребятам следующие задания.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Упражнение № 1 «Назовите слова»:

Назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

Назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

Назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение № 2 «Хлопки»:

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к , хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение № 3 «Играем со словом»:

Придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

Назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

Назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение № 4 «Новое слово»:

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение № 5 «Кружки»:

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:

Мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.

Упражнения для развития

лексико-грамматического строя и связной речи .

Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чте ние , то лько , тр ава , сол ома , кро вать , каст рюля , кри чал .

Упражнение № 2 «Догадайтесь»

Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….

Упражнение № 3 «Составьте предложение»:

Придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.

Слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:

Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.

Упражнение № 6 «Действие»:

Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

Упражнение № 7 «Признак»:

Если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Упражнение № 8 «Слова-приятели»:

Как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?

Какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:

Скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение № 10 «Один и много»:

Я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение № 11 «Уменьшение»:

Скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

ЗАДАНИЕ : определить на слух и показать (можно сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте.

Цель: научить определять границы предложений в устной речи по интонации и паузам, определять количество предложений в тексте.

(Текст читает учитель.)

Зима.

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

Повторите предложение, которое я прочитала с чувством. Какое чувство я передала?

Сколько слов в названном предложении?

А какое предложение состоит из одного слова?

Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, по интонации).

Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу).

Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?

Как еще можно озаглавить текст?

Цель: развивать умения выделения признаков связного письменного текста, его озаглавливания, дать первое представление о редактировании текста.

Лиса.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву).

О ком здесь рассказывается?

Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитайте.

Что случилось потом? Прочитайте.

Чем все закончилось? Прочитайте.

Соответствует ли заглавие содержанию текста?

Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

Какой же случай произошел с лисой?

В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа?

Выберите из данных предложений подходящее для заголовка: «Случай в лесу», «Полакомилась!». Обоснуйте свой выбор. Какой заголовок можете предложить сами?

В рассказе (связном тексте) все предложения должны быть объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие должно подходить ко всему содержанию и охватывать все предложения. Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа:

- «Лес был густой. Лиса была голодна».

Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

Где его надо вставить?

Почему предложение «Лес был густой» – лишнее и его не надо включать в рассказ?

Прочитайте дополненный текст. Что заметили? (Повторяется слово «лиса» несколько раз.)

Какими словами можно заменить это слово, чтобы избежать повтора? (она, рыжая, бедняга)

У нас получился связный текст, рассказ? Докажите. (Все предложения связаны общим смыслом, сообщается какой-нибудь случай, всё рассказывается по порядку: что было сначала, потом, чем все закончилось). Отредактированный текст прочитывается учениками и записывается (можно использовать приемы списывания, диктовку, списывания с заданием и другие виды работы с текстом.)

Создание текста-загадки по кругу

Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем:

    Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь, лиса, заяц, и выделяется по самостоятельно найденному признаку одно из слов.

    Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц - мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие»

    Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст- загадку первого ученика -на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном. Например:

С пушистым хвостом, но не белка.

Огненная, но не пламя.

Любит воровать яйца, но не курица.

И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и
отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша...

Кто эта героиня? (Лисица)

    Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников - отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.

Создание двух текстов из одного исходного материала.

Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учитель(У).: Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.

Дети(Д).\ Запись представляет собой объединение двух текстов: первый - о птицах, второй - о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.

У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты

Д. :(зачитывая отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говориться о гнездах птиц, во втором рождении лягушки

У: Какие части текстов даны?

Д. : У первого текста дано начало, у второго - начало и середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. Уч-ся высказывают свои предложения, а учитель записывает на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один и текстов. Вот что получилось после выполнения работы:

Заботливые родители.

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким, пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка.

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринк превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Составление двух текстов на основе выявленного слова.

Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.

Например:

живет на коврике бережёт свое брюшко в виде колесика

«Хвост» не даёт уползти от меня далеко я рисую

Не только сложное устройство, но и полезный зверек

помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему.

У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.

Д.: Необходимо определить, о ком или о чём идёт речь в тексте. На основе этого составить два текста.

У.: Верно. Что у вас получилось?

Д. : В тексте пропущено слово мышь -

1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;

2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют его новыми предложениями, по выбору записи текстов, сами формулируют дополнительные задания.

Упражнения для развития коммуникативных качеств младших школьников.(1 класс)

ТЕМА: ФРУКТЫ.

    Рассмотрите с детьми натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая?) - синяя, овальная.

Лимон (какой?) - ...

Абрикос (какой?) - и т.д.

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

    Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.

Одна груша - много груш и т.д.

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива - сливы.

Яблоко - яблоки.

Груша – груши и т. д.

    Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной... (сливы). Мы съели все... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной... (вишни). Мы съели все... (вишни).

    Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться...

Варенье сварили из груш, оно будет называться...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться...

Варенье сварили из слив, оно будет называться... и т. д.

    Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

Если фрукты заморозить, то они станут...

Если яблоки запечь, тогда они получатся...

Если груши посушить, тогда они станут...

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на...

Сливы растут на... и т.д.

    Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

яблоки, лежать, яблоня, под.

груша, расти, сад, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи пред-ложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы...

Мама помыла груши, чтобы...

Мама купила в магазине сливы, чтобы...

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко - зеленное.

Лимон кислый, а груша - ... и т.д.

    Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

В шкурке желтой, кислый он,

Называется - ...

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик - как ладошка.

Был зеленым, а поспел он -

Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

    Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.