Сенсорная культура ребенка л а венгеру. «Современные системы сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

04.03.2019

Сенсорное воспитание в опыте педагогов-новаторов

Прекрасный опыт, по сенсорному воспитанию, описанный в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994год передает педагог - новатор К. Муханова. Она считает, что одна из задач дошкольного воспитания - сенсорное развитие детей, которые именно в этом возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Однако в результате проверок усвоения детьми знаний и умений, она пришла к выводу: дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают на занятиях.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, К.Муханова разработала цикл занятий для детей 3-4 лет, цель которых – познакомить их с основными геометрическими фигурами, научить различать цвета и сопоставлять предметы по нескольким признакам, сформировать такие понятия, как «длинный - короткий» , «высокий - низкий» (Приложение) .

Совершенно другой, но не менее интересный опыт предлагает педагог Аветисян. Она считает, что большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водорезовой программа наблюдений явлений природы. Для нас представляют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные для ребенка, и он внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность .

Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущество в том, что дети оперируют самими предметами природы, а не моделями, изображениями и копиями. В играх с природными материалами создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь.

Интересный метод использования дидактических игр по сенсорному воспитанию предлагает Л.В. Артёмова. Работа по развитию по развитию восприятия осуществляется в процессе ознакомлении с окружающим миром.

Л.В. Артемова подчеркивает, что дошкольнику не свойственно созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности .

Для обучения созданы дидактические игры. Главная их особенность в том, что задания предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игровые задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Комплексы сенсорного развития в условиях ДОУ

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.) ;
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников .

При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок .

Для развития тактильных ощущений можно использовать природный материал: шишки, желуди, бобы, горох. Из подобных материалов можно делать массажные ванночки для рук, которые наполняются фасолью и горохом. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно они могут познавать форму, цвет, величину предметов.

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Таким образом, можно выделить принципы организации уголка: доступность; безопасность.

Оформление сенсорного уголка для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Здесь организуется самостоятельная деятельность (различные игры по желанию детей) . Время игр в сенсорном уголке не регламентируется.

В качестве средства сенсорного воспитания в детском саду может быть создана комната сенсорного развития. Она предназначена для коррекционно-развивающих занятий с психологом, а так же как игровая комната для детей. Сенсорная комната - это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает .

Специальное оборудование (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.) , установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной - и использовать эту стимуляцию длительное время. Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка - тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, восприятие становится более активным. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Коррекционно-педагогические занятия в сенсорной комнате направлены на решение двух комплексов задач :

  1. Релаксация: нормализация мышечного тонуса, снятие психологического и эмоционального напряжения.
  2. Активизация различных функций центральной нервной системы: стимуляция всех сенсорных процессов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия и обоняния) , повышение мотивации к деятельности, создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие речи и коррекция речевых нарушений, коррекция нарушений высших корковых функций. Развитие общей и мелкой моторики и коррекция двигательных нарушений.

В условиях сенсорной комнаты специалистами (психологом) проводятся направленные занятия, или она просто используется как игровая комната.

Выводы по второй главе

Заключение

На основе изученной и проанализированной психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие выводы:

  • определена сущность «сенсорного воспитания» , под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека

Определено содержание, на какие сенсорные процессы опирается сенсорное воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори) , а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.

Российская педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим.

В главе изучения современных систем сенсорного воспитания, в итоге отметим, что теоретической и методологической основой сенсорного воспитания остаются положения, которые были разработаны в начале ХХ века, которые были описаны в 50-80 –х годах ХХ века, и были выделены в первой главе данной работы.

В настоящее время происходит разработка дидактических игр, пособий, сенсорных комнат и кабинетов, т.е. развитие систем сенсорного воспитания происходит в промышленных масштабах: подбираются новые материалы, изготавливаются новые поверхности, создаются комнаты с новым ярким оригинальным наполнением сенсорных поверхностей, происходит постоянная работа в создании комнат, киосков, сухих бассейнов для детей с особенностями развития, для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
  2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов. / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.
  3. Бейлина, А Ф.Фребель: игры и игровые средства [Текст] : / А. Бейлина // Дошкольное воспитание. – 2005. –№3. – С. 56 – 59.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб. / А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 169с.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 2008 – 144с.
  6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.
  7. Выготский, Л.С. Психология [Текст] : /Л. С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2010. – С.756 – 769; 852 –859.
  8. Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках» [Текст] : / И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30 – 32.
  9. Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики [Текст] : Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» . / Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980г. – С. 231 – 397.
  10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. Организациясенсомоторного уголка в группе детского сада: Справочник старшего воспитателя / Е. А. Каралашвили, О. В. Антоненкова. – М.: Мысль, 2014. – 68 с.
  11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : - М.: Просвещение, 2012. - С. 136 -149.
  12. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] : качестве учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.Н. Леонтьев; Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Издательство «Смысл» , 2010. – С. 103 – 228.
  13. Литвин, И. Н. История дошкольной педагогики [Текст] : /Под ред. И. Н. Литвина. – М.: Просвещение, 2013. – С.58 – 92, 216 – 224.
  14. Медведева, Л.А.. Цветочная полянка [Текст] : / Л.А. Медведева// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12 – С. 22 – 23.
  15. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Б.М. Бим-Бад, - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» , 2002г.
  16. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст] : пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2013. –. 96 с.
  17. Плеханов, А Теория и практика Марии Монтессори [Текст] : / А. Плеханов// Дошкольное воспитание. – 1989. –№10. – С. 66 – 70.
  18. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] : Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
  19. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.
  20. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 - 463.
  21. Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [Текст] : Методические рекомендации. / О.П. Рожков, И.В. Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК» , 2014. – С. 127 – 190.
  22. Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии [Текст] : учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии. / С.Л Рубинштейн. – Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер» , 2012. – С. 177 – 255.
  23. Словарь практического психолога [Текст] : /Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 800с.
  24. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] : Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – С. 181 – 196.
  25. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.
  26. Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста / Е. А. Янушко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 156 с.

Приложение

«Подбери по цвету» .

Цель: Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, назначения) .

Материал. У каждого ребенка карточка (30*20см) , разделенная на шесть клеток (10*10см) разных цветов; мелкие картонные игрушки по одному каждого цвета.

Ход игры: Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету» . У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это – что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.) Правильно, одна из них синяя, а другая - красная, они отличаются по цвету». Также выясняются цвета остальных игрушек.

«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна» . Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась» . То же проделывает с синей машиной.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат.

«Найди свой домик» .

Цель: Закреплять названия основных цветов спектра, умение выделять цвет в разнообразных предметах и его сравнение.

Материал: кружки синего, зеленого, красного, желтого цвета. Игрушка или картинка одного цвета на каждого ребенка.

Ход игры: В разных частях комнаты воспитатель при детях вывешивает кружки. Предлагает каждому ребенку внимательно рассмотреть картинку, лежащую на столе, и определить цвет нарисованного на ней предмета. По словам «найди свой домик» дети подходят к кружку, соответствующему их картинкам (игрушкам) по цвету. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

«Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Фигуры:

Карточка:

Ход игры: Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столе лежат карточки, на которых нарисованы. фигуры разной формы, и также на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными» . Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

«Кому какая форма?»

Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Материал: Большие Мишка и Матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – Матрешке, все овалы на другой – Мишке» , - говорит педагог. Взрослый наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

«Что там?»

Цель: Закреплять умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении действия с предметами (составлении матрешки) .

Материал. Деревянная трехместная матрешка (по количеству детей)

Ход игры: Воспитатель предлагает детям загадку: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка» . Затем разбирает матрешку, обращает внимание на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала воспитатель сам собирает игрушку, затем его действия повторяют дети. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, по рисунку и назвать их (большая, меньшая, самая маленькая) .

«Спрячь мяч в ладошках» .

Цель: Формировать представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий) .

Материал: Цветные шарики двух размеров, мешочек, 2 коробки разных размеров, цветные коврики.

Ход игры: Воспитатель держит мешок с шарами и просит детей отгадать, что там лежит (шарики) . Показывает, что в коробке много шаров, берет два шара и уточняет вместе с детьми, какой шар большой, какой маленький.

По предложению воспитателя дети берут из мешочка по одному шару, осматривают, ощупывают, и называют какой он по величине.

Затем педагог предлагает спрятать шарики в ладошки, спрашивает: «У всех шарики спрятались? У кого спрятались (проверяет) , говори, что шарика не видно. Почему? А у кого не спрятались и почему? (Шарик большой, а кулачок маленький.) Затем предлагает поменяться шарами: у кого большие, возьмите маленькие, и наоборот. Еще раз спрячем шарики в ладошках. И посмотрим, у кого спрятались, у кого нет.

Спрячем шарики в мешочек, вначале все маленькие, а затем большие (дети называют, какой шар и кладут) .

Вова, найди в мешочке, не глядя, большой (маленький) шарик и скажи, не глядя, какой он по величине. Покажи детям свой шарик.

Яна, подойди и тоже найди шарик…

А теперь встаньте в круг, уберите руки за спину. Я вам что-то дам. Угадайте и скажите, что я положила в ваши руки. Только не подсматривайте. Правильно, шарики. Поднимите шары вверх. Вот сколько у вас шаров, больших и маленьких. Какой шар у тебя? А у тебя?

Посмотрите, дети, шарики ваши разного цвета. Какого цвета у тебя? А у тебя? Поднимите вверх и покажите мне шары красного цвета. Опустите. А теперь покажите зеленые шарики. И т.д.

«Поиграем с шариками по-другому. Вот я кладу четыре коврика разного цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Мы будем гулять по комнате и по моему сигналу: «Найди свой коврик» - каждый должен подойти к коврику такого цвета, какой у нег шар. Молодцы! Еще раз поиграем (меняет коврики местами) .

Вот и закончилась наша игра. Теперь, дети, давайте уберем шарики. Маленькие в маленькую коробку, а большие - в большую коробку».

Пример занятия №1.

Программное содержание. Познакомить детей с квадратом и прямоугольником; закреплять умение различать и называть цвета (красный, синий, зеленый) ; учить соотносить предмет с его контуром на бумаге путем наложения.

Материалы. Листы бумаги с контурами красного круга (диаметр – 6 см) , зеленого квадрата (6*6 см) , синего прямоугольника (6*3 см) , вырезанные из бумаги круги, квадраты и прямоугольники, соответствующие по размеру и цвету изображенным на рисунке, чистые листы бумаги, зеленые карандаши, (матрешки на каждого ребенка) .

Ход занятия. Воспитатель раздает листы с контурами, круги, квадраты и прямоугольники и предлагает выполнить упражнение «Найти такой же» . Сначала он вместе с детьми рассматривает круг. Дети обводят его пальчиком, вспоминают, что он круглый, называют цвет (красный) , находят красный круг на листе бумаги.

Потом воспитатель вместе с детьми рассматривает квадрат, говорит, как называется эта фигура, называет его цвет (зеленый) , показывает, что у квадрата есть углы. Дети обследует квадрат: проводят пальчиком по его сторонам, находят углы, находят зеленый квадрат на листе.

Далее воспитатель вместе с детьми рассматривает прямоугольник, говорит, как называется фигура, называет его цвет (синий) , показывает, что у него ест углы. Дети обследуют прямоугольник; проводят пальчиком по сторонам, находят углы, затем, затем находят синий прямоугольник на листе.

После этого дается задание: положить красный круг (зеленый квадрат, синий прямоугольник) на круг (квадрат, прямоугольник) , который нарисован на листе. Воспитатель проверяет, как оно выполнено, помогает наложить фигуры на контуры так, чтобы края совпали.

В конце занятия воспитатель предлагает нарисовать зеленую дорожку (полоску) , по которой будет гулять матрешка. Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Матрешка идет по длинной, зеленой дорожке» .

Пример занятия №2.

Программное содержание. Закреплять умение определять предмет по двум признакам (форма, цвет) ; учить определять предмет по трем признакам (форма, цвет, величина) .

Материалы. Листы бумаги с изображением на них фигурами, вырезанные из бумаги и соответствующие им размерам большие и маленькие круги и овалы, квадраты, прямоугольники, треугольники разных цветов, по две фигуры из фланели разной величины и разного цвета (на каждого ребенка) ; фланелеграф.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям сделать красивые коврики для кукол. Сначала они вместе рассматривают рисунок; причем воспитатель обращает внимание на то, что все фигуры на рисунке черного цвета, а выкладывать дети будут цветные фигуры. Затем говорит: «Найдите у себя большой овал. Какого он цвета? Положите его на большой овал на рисунке. А теперь найдите у себя маленький квадрат. Какого он цвета? Положите его на маленький квадрат на рисунке…» Так выкладывается красивый коврик.

Затем воспитатель достает фланелеграф, предлагает детям выложить один большой ковер; называет три признака фигуры: форму, величину и цвет. Напоминает, что у каждого две фигуры (например, маленький оранжевый круг и большой зеленый треугольник) . Ребенок, у кого есть фигура, отвечающая трем названным признакам, выкладывает ее на фланелеграф.

В результате получается один большой красивый ковер.

В конце занятия проводится подвижная игра «Большой – маленький» . Воспитатель предлагает детям на слово «большой» подниматься на носочках и поднять руки вверх, а на слово «маленький» приседать и класть руки на колени. Каждое слово повторяется по 3-5 раз.

Пример занятие №3. «Осенние листья»

Цель: Уточнить представление представления детей о листьях, их форме, размерах, окраске.

Материал: осенние листья.

Обогащение словаря: зеленый, красный, желтый, округлый, удлиненный.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить о своих наблюдениях за растениями в природе осенью, за раскраской листьев, за листопадом. Обобщает высказывание детей: осенью листья на деревьях разноцветные, поэтому красивые, нарядные. Затем раздает ребятам листья и организует работу по следующему плану:

  1. Название рассматриваемого предмета.
  2. С какого растения лист?
  3. Какова форма листа?

Дети зачастую затрудняются ответить на этот вопрос. Поэтому надо сопоставить рассматриваемый лист с предметом, форма которого хорошо известна.

4. Какого цвета лист?

Если дети затрудняются ответить, используется прием сравнения, описанн6ый выше.

За одно занятие дети рассматривают 2-3 листа разных растений. Работа идет по указанному плану, но каждый последующий лист сравнивается с предыдущим.

Пример занятия № 4. «Матрешкины подружки»

Цель: Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Игровая задача. Подобрать матрешке подружку.

Правила игры. Подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.

Материал. Комплект трехместных матрешек – вкладышей для демонстрации. Комплекты трехместных матрешек из плотной бумаги (картона) для всех детей. В комплекте два набора, состоящие из трех матрешек: в одном наборе – толстые, в другом – тонкие. В каждом наборе матрешки трех размеров и разного цвета. Для каждого комплекта матрешек три миски, три кувшина, три блюда (разных размеров) .

Игра. Разберите матрешку на три вкладыша. Загадайте загадку:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг к дружке,

И всего одна игрушка. (Матрешка)

Предложите детям рассмотреть своих матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился с этим заданием, матрешки просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста. Потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующую их размеру. Если дети ошибаются, матрешки начинают протестовать, просят еще и еще подумать. В конце игры можно прочитать стихотворение:

Деревянные матрешки.

Влезла с Машей на окошко, То стоит одна матрешка,

По карнизу ходит кошка. То матрешек целых пять!

Ранний возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного воспрятия накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Ведущим познавательным процессом детей раннего возраста является восприятие Значение его невозможно переоценить. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. Если этот процесс будет протекать стихийно, он может привести к нежелательным последствиям. Наша задача, научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.

В своей работе с детьми от года до двух лет считаем главным:

  • Полное принятие ребёнка таким, каков он есть;
  • Пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша;
  • Тесное сотрудничество с семьёй.

При планировании работы по развитию сенсомоторной деятельности в группе раннего возраста руководствуемся методическими рекомендациями А.А.Венгера «Воспитание сенсорной культуры», Т.С.Комаровой «Первые шаги», В.Сотниковой «Самые маленькие в детском саду», М.Г.Борисенко, Н.А.Лукиной «Наши пальчики играют» с перспективным планированием «Самомассаж. Игры с водой», «Игры с песком и водой» и серией пальчиковых тренингов для детей раннего возраста, Л.А.Венгера, Э.Г. Пилюгиной, З.Н.Максимовой «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» и другие. (Приложение 1 )

С помощью педагогической диагностики, рекомендованной К.Л.Печорой, определили уровень развития сенсорных способностей каждого ребёнка и запланировали работу по развитию сенсомоторной деятельности. Обследовано 15 детей (Приложение 1 )

Интерпретация следующая:

уровни дети %
высокий 5 33
cредний 8 54
низкий 2 14

Организация воспитательно-образовательного процесса в группе направлена на:

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа за дидактическим столом осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально. Проведение игр-занятий способствует мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей. (Приложение 2 )

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, мы наблюдаем за их действиями, при необходимости оказываем помощь, создаём ситуацию успеха.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш различного типа, разноцветные счёты, геометрические фигуры, матрёшки, бочата, мозаика. Игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Например, Матвею Т., Алине Р.. Лике Д. интересно раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Наша задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности. (Приложение 2 )

Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры с водой, игры на определение свойств песка и воды, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики. обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций, создают атмосферу комфортной жизнедеятельности детей и чувства безопасности. Малышам нравятся такие занятия как: «Водичка», «Наливаем-выливаем», «Угощение для друзей» «Домик для черепашки».

Хорошим средством для сенсомоторного развития являются пальчиковые тренинги. В комплексы пальчиковых тренингов включаем активные упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые тренинги проводим во время утреннего приёма, физминуток, после сна по две-три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

Одним из ведущих направлений является психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания. Применение современных педагогических технологий сотрудничества с семьёй позволяет нам активизировать отношения, основанные на взаимопонимании и взаимодоверии. На заседании родительского клуба «Содружество», мы ознакомили родителей с содержанием и значением необходимости формирования сенсомоторной культуры детей раннего возраста. Мы предложили родителям осуществлять эту работу в трёх направлениях:

  • Массаж, специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр.

Родители являются первыми помощниками. В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр с песком и водой, участвовали в оформлении сенсорной юбки: со шнуровкой, молнией, пуговками, кнопками, липучками. Малыши с интересом подходят к воспитателю, чтобы завязать шнурок или бантик, расстегнуть молнию, найти в кармане шарик, мелкую игрушку, определить на ощупь, что находится в кармашке. (Приложение 2 ) Даже такие недоверчивые дети как: Ярослав Г, Софья Р. заинтересовались карманами с молниями и цветными шнурками. Сенсорная юбка способствует созданию тёплых, доверительных отношений с детьми и взрослыми.

Актуальной формой взаимодействия с родителями определена проектная совместная деятельность, где родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса. Участвуя в проекте «Умелые ручки», цель которого направлена на создание условий для развития сенсомоторных способностей детей, родители изготовили игры с использованием пуговиц, стимулирующие ручную и пальцевую координацию. (Приложение 1 )

Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бардышева Т.Ю., Агаян Г.Г. «Для самых маленьких от 2 до 4 лет» (Серия пальчиковых игр) 2006 г.;
  2. Белая Н. «Первые шаги» (модель воспитания детей раннего возраста) 2000 г.;
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.» 2000 г.;
  4. Венгер А.А. , Е.Г.Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г.;
  5. Густомясова А. «Воспитание социальной компетентности» 2003 г.;
  6. Гордеева Т.В. « Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами» 2004 г.;
  7. Жукова О.«О развитии ручной умелости», Дошкольное воспитание № 8 2008
  8. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду» 2005 г.

Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии детей раннего возраста приводит к тому, что трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В дошкольном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии. Так, например, недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание детей рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека и непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств.

Л.А.Венгер отмечает, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов – памяти, воображения, мышления.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта. Сенсорное воспитание рассматривается также как последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В процессе сенсорного воспитания дети овладевают сенсорными эталонами и перцептивными действиями.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Это обследовательские действия.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».

Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Методика сенсорного воспитания детей третьего года жизни предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных предэталонах. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием.

Обследование – это основной метод сенсорного воспитания детей третьего года жизни.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила, общие для всех видов обследования при работе с дошкольниками: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям третьего года жизни можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, формой, цветом, звучанием.

Существенным фактором в планировании и методике проведения организованной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию является закрепление знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют различные виды игры. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов и закрепление. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи.

Например, дидактические игры имеют немаловажное значение в освоении и закреплении сенсорных эталонов у детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Так же в сенсорном воспитании детей третьего года жизни широко используется сюжетно-отобразительная игра –– если грамотно оформлена предметно-игровая среда, она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, способствует развитию зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

В сюжетно-отобразительной игре- могут уточняются представления детей о назначении, использовании, свойствах предметов (цвет, форма, величина). Воспитатель знакомит детей с названием предметов, объясняет их назначение, знакомит со свойствами. Например, это тарелка, из нее едят суп, кашу. Предметы посуды могут быть разного цвета, размера.

Успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Играя со строительным материалом, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение). В процессе конструирования дети усваивают правильные названия деталей строительного набора (кубик, кирпичик), узнают об особенностях геометрических тел.

А также для закрепления сенсорных эталонов можно использовать подвижные игр, в которых дети должны выполнять движения с использованием предметов разных по цвету, величине или форме.

Таким образом, появляется необходимость организации разнообразных игр, развивающих сенсорные способности и способствующих лучшему восприятию свойств предметов.

Также мной проводится работа с родителями. Был организован семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил у них интерес к развитию восприятия у детей.

Родителям было разъяснено, что сенсорику можно развивать не только с помощью непосредственно образовательной деятельности, но и в игре.

Родителям было рассказано, в какие игры можно поиграть с ребёнком, чтобы добиться лучшего эффекта, закрепления сенсорных эталонов. Например, пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки и конструирование.

На стенде постоянно помещались консультации для родителей: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей"

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами была организована систематическая работа совместно с родителями.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.

Список используемой литературы.

1.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996. стр.258.

2.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.стр.95

3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 стр.176-214

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Просвещение М.,1988 стр.144.

5.Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ляминой Г.М. М., Просвещение 1981 стр.239

6.Генезис сенсорных способностей. Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976 стр.256

7.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. -Академия развития, г.2007. стр.114.

8.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева - М, Просвещение,1986. стр. 172.

9.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией, М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой –издательство КАРО Санкт- Петербург.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Пробелы в сенсорном развитии детей раннего возраста приводит к тому, что трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. В дошкольном возрасте эти пробелы проявляются как отставание в развитии. Так, например, недостаточное развитие фонематического слуха становится препятствием к овладению речью.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание детей рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем возрасте, когда у ребенка формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека и непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов и явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств .

Л.А.Венгер отмечает, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов – памяти, воображения, мышления.

Сенсорное воспитание - это формирование у ребенка качественно новых, сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта. Сенсорное воспитание рассматривается также как последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. В процессе сенсорного воспитания дети овладевают сенсорными эталонами и перцептивными действиями.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной).

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Перцептивные действия - структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственно заданной ситуации, а также преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности. Это обследовательские действия.

Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».

Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания формируются лишь в процессе содержательной деятельности. Наиболее полного восприятия предмета и его свойств требуют продуктивная деятельность, в которой необходимо создать продукт по заданному образцу. наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Методика сенсорного воспитания детей третьего года жизни предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных предэталонах. Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием.

Обследование – это основной метод сенсорного воспитания детей третьего года жизни.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но существуют правила, общие для всех видов обследования при работе с дошкольниками: восприятие целостного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет и другие); пространственное соотнесение частей друг с другом (справа, слева, над, сверху и так далее); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности. Педагог же в свою очередь должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. В частности, детям третьего года жизни можно предложить игрушки, развивающие ощущения и восприятие. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, формой, цветом, звучанием.

Существенным фактором в планировании и методике проведения организованной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию является закрепление знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Для обобщения сенсорного опыта детей используют различные виды игры. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов и закрепление. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д

Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и другие). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красном коврике красные предметы, кладёт в коробку предметы круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые заключаются в речи.

Например, дидактические игры имеют немаловажное значение в освоении и закреплении сенсорных эталонов у детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Так же в сенсорном воспитании детей третьего года жизни широко используется сюжетно -отобразительная игра –– если грамотно оформлена предметно-игровая среда, она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, способствует развитию зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других в идов ощущений и восприятий.

В сюжетно-отобразительной игре- могут уточняются представления детей о назначении, использовании, свойствах предметов (цвет, форма, величина). Воспитатель знакомит детей с названием предметов, объясняет их назначение, знакомит со свойствами. Например, это тарелка, из нее едят суп, кашу. Предметы посуды могут быть разного цвета, размера.

Успешно сенсорные способности развиваются в конструировании. Играя со строительным материалом, ребёнок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение). В процессе конструирования дети усваивают правильные названия деталей строительного набора (кубик, кирпичик), узнают об особенностях геометрических тел.

А также для закрепления сенсорных эталонов можно использовать подвижные игр, в которых дети должны выполнять движения с использованием предметов разных по цвету, величине или форме.

Таким образом, появляется необходимость организации разнообразных игр, развивающих сенсорные способности и способствующих лучшему восприятию свойств предметов.

Также мной проводится работа с родителями. Был организован семинар для родителей по данному вопросу, который значительно повысил у них интерес к развитию восприятия у детей.

Родителям было разъяснено, что сенсорику можно развивать не только с помощью непосредственно образовательной деятельности, но и в игре.

Родителям было рассказано, в какие игры можно поиграть с ребёнком, чтобы добиться лучшего эффекта, закрепления сенсорных эталонов. Н апример, пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки и конструирование.

На стенде постоянно помещались консультации для родителей: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие детей", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей"

Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами была организована систематическая работа совместно с родителями.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить.

Список используемой литературы.

1.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996. стр.258.

2.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.стр.95

3.Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 стр.176-214

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. Просвещение М.,1988 стр.144.

5.Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Ляминой Г.М. М., Просвещение 1981 стр.239

6. Генезис сенсорных способностей. Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976 стр.256

7.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. -Академия развития, г.2007. стр.114.

8.Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: К.Л. Печёра, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева - М, Просвещение,1986. стр. 172.

9.Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Под общей редакцией, М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой –издательство КАРО Санкт- Петербург.


Елена Кружалина

«Сенсорное воспитание – основа умственного развития детей

раннего возраста»

Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «солнышки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки…нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п

Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Строя свою работу по сенсорному воспитанию, я основывалась на лучших достижениях авторов разработчиков сенсорного воспитания.

С помощью игр – я не только передаю определенные знания, формирую представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры по сенсорному воспитанию включаю не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, выкладывание мозаики.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая мною работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленении и группировку свойств.

Начиная с первых дней учебного года провожу дидактические игры в сенсорном центре (уголке). Они направлены прежде всего на формирование у детей элементарных умений организовывать собственные предметные действия. В процессе таких игр побуждаю малышей:

1)аккуратно разбирать дидактическую игрушку, складывая части в корзину и не роняя их на пол;

2) не мешать сверстникам;

3) инициативно обращаться за помощью и оценкой результата;

4) завершив действие, обмениваться с детьми игрушкой.

В начале учебного года я использую простейшие пособия дидактического характера: стержни с одинаковыми по величине предметами для нанизывания, пирамидки из трех колец и т. п.

По мере освоения действий с ними постепенно вносятся доски с фигурными вкладышами, матрешки, стаканчики-вкладыши, пирамидки из пяти колец.

Позднее сенсорный центр обеспечивается материалами более сложной конструкции, способы действия с которыми дети осваивают на занятиях обучающего вида.

Подбирая материал для игр, учитываю, что количество пособий должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбора. При этом не ставлю на стол однотипные или одинаковые игрушки, иначе малыши могут перепутать их части.

В игре с детьми я создаю принцип психологической комфортности, создания у ребенка положительного отношения к материалу.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Мною представлены игры, которые разработаны и проводятся по сенсорному воспитанию в нашей группе, они апробируются в дошкольном учреждении согласно программе, оказывая плодотворное влияние на развитие ребенка.

Дидактические игры и упражнения:

«Что в ведерке?»

Цель: Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игре.

Материал: Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, желтого, зеленого, синего, цвета (помидор, огурец, цветок, мяч) Высота ведерка – 12 см, размер предметов-вкладышей – 3–4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

«Чудо- коробочка»

Цель: Научить детей группировать объекты по величине, обучать соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Материал: комплект соответствующих вкладышей.

«Закрой окошко»

Цель: Учить детей обращать внимание на форму предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий с игрушками.

Материал: Игрушечный домик с отверстиями разной формы: круглой и квадратной. Кубик 4,4х4,4х4,4 см и шарик диаметром 4,5 см. (Шар не должен проходить в отверстие для кубика, а кубик в круглое окно.)

«Солнышко и тучка»

Цель: Развивать у детей координацию движения рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению цвета предметов.

Материал: Картонные силуэты солнышка и тучки, прищепки, соответствующего цвета.


«Разноцветные крышечки»

Цель: Обучать детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: Крышечки (зеленого, синего, красного, желтого цветов, емкости для крышечек разных цветов.

«Машины бусы»

Цель: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память.

Материал: Большой шнурок, бусины (крупные) или крышечки с отверстиями для нанизывания, пример стихотворения: К Маше Миша приходил,

Машу в бусы нарядил.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.

Использованная литература:

1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. Для воспитателя дет. сада, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, под ред. Л. А. Венгера, - М. : Просвещение, 1989г.

2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада - М. : просвещение, 1983 г.

Сенсорное воспитание в детском саду под ред. Н. Н. Ноддьякова,-М. : Просвещение 1981г.