Пробор на левую сторону для женщины. На какую сторону мужчине зачесывать волосы: советы. Виды укладок для коротких стрижек

15.02.2019

Более 10 лет назад я случайно познакомилась с Анастасией Борониной. Считаю это удачей в своей жизни. Тогда, в конце августа 1999 года, она и её единомышленники проводили семинар, посвященный 250-летию со дня рождения И.В. Гёте. Заглянула я туда просто из любопытства. Потом целый год бережно хранила листок с её номером телефона, а в памяти - фразу: «Не умеете рисовать? Тем лучше. Приходите на занятия».

Спустя год я пришла. Мы не занимались рисованием, мы работали с цветом. Если бы это было академическое преподавание, я сбежала б с первого же занятия, ещё раз убедившись в своей бездарности. Но здесь мне предложили самостоятельно познавать и открывать мир цвета. И я осталась… на целых семь лет.

В настоящее время Настя по-прежнему ведет занятия - в течение года в Петербурге, а летом на даче в Вырице. И у каждого, кто уверен, что «ничего не умеет», но при этом сохраняет любопытство к миру, есть возможность взяться за краски и попытаться его раскрыть для себя.

Представленный ниже материал Настя подготовила специально для данной странички.

Причем, по её признанию, «самой мне стало ясно, что одним этим текстом не обойтись. Буду писать следующий». Так что продолжение следует.

Лидия Крушева

Немецкий поэт и философ, человек, занимающий высокое положение в обществе, Иоганн Вольфганг фон Гёте в своем отношении к миру оставался ребёнком. Но не инфантильным, а исследующим. В основе его научных изысканий по минералогии, ботанике, анатомии и оптике лежат извечные вопросы, которые ставит непосредственное восприятие. Почему небо синее? Почему Солнце красное? Как из листьев появляются цветы и плод? Есть ли разница в формировании костей у копытных и хищников? И так далее. Ребёнок, задавая эти вопросы, не часто получает ответ. А взрослый, прощаясь с детством, прощается и с интересом к миру. У Гёте этот интерес остался, и не просто интерес, а желание докопаться до истины. При этом писатель исходил из своего художественного чутья и благоговения перед тайнами Природы.

Его теория цвета вызывала смех у физиков, но со временем стало понятно, что обращение к феноменам (то, чем и занимался Гёте) находится вне времени и является истинным, пока существует физический мир. Основной феномен теории цвета Гете звучит так: «Когда свет пробивается сквозь тьму - мы видим теплые цвета (жёлтый, оранжевый, красный). Когда свет высветляет темноту - мы видим холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый)».

Что это значит практически, как связать эти высказывание с наблюдением Природы? Прежде всего, мы видим две составляющих - тьма и свет. Тьма - пассивная составляющая, а свет - активен. Взаимодействие между ними порождает цвет, который и является третьей составляющей. Эта третья составляющая присутствует везде в окружающем нас мире, тогда как первые две в чистом виде являются праосновами. Для Гёте - это категории, две противоположные силы, лежащие в основе всего - тьма и свет, зло и добро, холод и тепло, смерть и жизнь и так далее. Говоря о цвете, он берет в качестве двух начал абсолютную прозрачность и абсолютную непрозрачность. Абсолютная прозрачность - это вакуум, непрозрачность - твердые тела, не пропускающие свет. Но между этими двумя состояниями находится масса промежуточных: полупрозрачный, еле прозрачный, мутный, замутненный и так далее. Для света полупрозрачность - есть темнота, она его гасит. Для темноты - полупрозрачность есть свет, она её высветляет.

Первый шаг от абсолютной прозрачности к непрозрачности - это атмосфера, воздух, тонкая субстанция, имеющая, однако, химический состав и являющаяся материей. Атмосфера находится между нами и небом. В зависимости от химического состава, она может быть более мутной (например, ближе к земле) или более прозрачной. Сквозь неё смотрим мы в космос. Сама по себе твердь неба черна, это подтверждает и наука. Более того, из записей Юрия Гагарина известно, что при приближении к выходу из атмосферы цвет неба менялся от голубого к синему, темно-синему и фиолетовому, пока не стал абсолютно черным. Следовательно, атмосфера (промежуточная, мутная среда) находится между нами и тьмой, и благодаря их взаимодействию мы видим холодные цвета (синие и фиолетовые). Чем больше количество или замутнённость атмосферы, тем более светлые цвета мы видим (голубой, синий). Чем меньше и прозрачнее атмосфера, тем более интенсивные цвета мы воспринимаем (индиго, фиолетовый).

Посмотрим сквозь атмосферу на Солнце. В зависимости от его положения над горизонтом, мы наблюдаем Солнце окрашенным в тёплые цвета от светло-желтого к оранжевому, красному и даже пурпуру. В этом случае атмосфера затемняет свет, так как находится между нами и Солнцем. Чем ближе к горизонту, тем мутнее атмосфера (из-за различных испарений и химических реакций непосредственно над Землей), поэтому довольно часто мы наблюдаем оранжево-красное Солнце при закате и восходе. Чем выше к зениту поднимается Солнце, тем более прозрачна и чиста атмосфера, свет менее замутнён, поэтому наблюдаются белые и светло-жёлтые оттенки.

Этот же феномен мы наблюдаем, когда смотрим на предметы, которые находятся в отдалении. Например, тёмные горы нам видятся синими, голубыми или фиолетовыми, в зависимости от расстояния, а соответственно толщи атмосферы, находящейся между нами и наблюдаемым предметом.

Таким образом, основной феномен Гёте является истинным, если мы возьмем как промежуточную среду атмосферу. Но Гёте не остановился на этом. Он проверил истинность феномена со всеми возможными субстанциями. То есть начал уплотнять промежуточную мутную среду. Сначала он взял дым, который показал те же результаты. Когда дым струится перед темными деревьями, мы наблюдаем их синими или голубыми, а когда дым заслоняет Солнце, мы наблюдаем оранжевый и красный. Интенсивность цвета зависит от интенсивности дыма.

Затем Гёте провел эксперименты с мутной водой (можно в домашних условиях взять мыльную воду). Сквозь мутную воду черный бархат видится голубым, а свет лампочки окрашивается в тёплые цвета.

То же наблюдается при покрытии воском чёрной поверхности - чем больше слоев, тем больше переход от чёрного к фиолетовому, синему, голубому, до тех пор, пока мы не увидим просто воск (когда чёрный перестает просвечивать). В Природе - это ягоды черники и плоды сливы, которые покрыты тонкой мутной пленкой. Сквозь нее более тёмный цвет ягод и плодов видится синим и голубым.

Еще более плотной субстанцией является полупрозрачная бумага - калька. Сквозь неё можно смотреть на электрическую лампочку, постепенно добавляя слои бумаги, пока, к нашему удивлению, пробивающийся свет не станет интенсивно окрашен вплоть до тёмного пурпурно-красного.

Самая плотная субстанция на земле - это минерал. И в Природе существует минерал, отвечающий нашим требованиям - это опал. Основная его окраска - это молочность. Он бывает более прозрачным и менее прозрачным. В средние века ценили способность этого камня переливаться всеми цветами радуги. В Венеции существовало производство «опалового стекла», которое имело свойства минерала - когда сквозь него смотришь на свет - видишь тёплые цвета от жёлтого до красного (в зависимости от степени замутнения), а когда смотришь сквозь него на темноту - видишь холодный спектр от фиолетового до голубого.

Своими экспериментами Гёте доказал, что независимо от плотности и состава промежуточной полупрозрачной среды, основной феномен его теории является истинным для любого наблюдателя. Единственно, о чем предупреждал писатель и исследователь: «Моя теория не для чтения, а для практики, её нужно делать».

Теория цвета, над которой работал Гёте в течение 41 года, состоит из шести частей. В этой статье мы рассмотрели только маленький отрывок из части «Физические цвета».

Анастасия БОРОНИНА

Учение о цвете. Теория познания

War’nicht das Auge sonnenhaft,

Wie konnten wir das Licht erblicken?

Lebt’nicht in uns des Gottes eigne Kraft,

Wie konnt’uns Gottliches entziicken?

Предисловие

Когда собираешься говорить о цветах, сам собою напрашивается вопрос, не нужно ли прежде всего упомянуть о свете. На Этот вопрос мы дадим короткий и прямой ответ: так как до сих пор о свете было высказано столько разнообразных мнений, то представляется излишним повторять сказанное или умножать положения, так часто повторявшиеся.

Собственно, ведь все наши усилия выразить сущность ка- кой - нибудь вещи остаются тщетпыми. Действия - вот что мы воспринимаем, и полная история этих действий охватила - бы, без сомнения, сущность данной вещи. Тщетно пытаемся мы описать характер человека; но сопоставьте его поступки, его дела, и перед вами встанет картина. его характера.

Цвета - деяния света, деяния и страдательные состояния. В этом смысле мы можем ожидать от них раз"яспсння природы света. Цвета и свет стоят, правда, в самом точном отношении друг к другу, однако, мы должны представлять их себе, как свойственные всей природе: через нпх природа целиком раскрывается чувству зрения.

Точно так же раскрывается вся природа другому чувству. Закройте глаза, раскройте, изощрите уши, и от нежнейшего дуио- вения до оглушительного шума, от простейшего звука до величайшей гармонии, от самого страстного крика до самых кротких слов разума вы услышите природу и только природу, которая говорит, которая раскрывает свое бытие, свою силу, свою жизнь и свои взаимоотношения, так что слепой, для которого закрыт бесконечный видимый мир, может в слышимом охватить мир бесконечно живой.

Так говорит природа и остальным чувствам - и знакомым, и непризнанным и незнакомым чувствам; так говорит она сама с собою и с нами посредством тысячи явлении. Для внимательного наблюдателя она нигде ни мертва, ни нема; и даже косному земному телу она дала наперсника, металл, в мельчайших частях которого мы могли бы увидеть то, что совершается во всей массе.

Каким многоречивым, запутанным и непонятным ни кажется нам нередко этот язык, элементы его остаются одни и те же. Тихо склоняя то одну, то другую чашку весов, колеблется природа туда и сюда, и таким путем возникают две стороны, возникает верх и низ, прежде и после, и этой двойственностью обусловливаются все явления, встречающиеся вам в пространстве и времени.

Эти общие движения и определения мы воспринимаем самым различным образом, то как простое отталкивание и притяжение, то как проглядывающий и вновь исчезающий свет, как движение воздуха, как сотрясение тела, как окисление и раскисление; но- всегда они соединяют или разделяют, приводят вещи в движение и служат жизни в том или ином ее проявлении.

Полагая, что эти два направления неравны друг другу по- своему действию, пытались выразить как - нибудь это соотношение. Повсюду подмечали и называли плюс и минус, действие и противодействие, активность и пассивность, наступающее и сдерживающее, страстное и умеряющее, мужское и женское; так возникает язык, символика, которою можно пользоваться, применяя ее к сходным случаям в качестве подобия, близкого выражения, непосредственно подходящего слова.

Применить эти всеобщие обозначения, этот азык природы также и к учению о цветах, обогатить и расширить этот язык, опираясь на многообразие изучаемых здесь явлений, и тем облегчить друзьям природы обмен более высокими воззрениями- вот главная задача настоящего сочинения.

Сама работа распадается на три части. Первая дает очерк учения о цветах. Несчетные случаи явлений подведены в этой части под известные основные Феномены, расположенные в по - рядке, оправдать который предстоит введению. Здесь же можпо- заметить, что хотя мы везде держались опыта, везде клали его- в основу, тем не менее мы не могли обойти молчанием то- теоретическое воззрение, согласно которому возник этот подбор и порядок явлений.

Да и вообще чрезвычайно удивительным является выставляемое иногда требование, хотя оно не исполняется даже теми, кто его ставит: излагать показания опыта без всякой теоретической связи и предоставить читателю, ученнку, самому составить убеждение себе по вкусу. Но ведь когда я только смотрю на вещь, это не подвигает меня вперед. Каждое смотрение переходит в рассматривание, каждое рассматривание в размышление, каждое размышление в связывание, и поэтому можно сказать, что уже при каждом внимательном взгляде, кинутом па мир, мы теоретизируем. Но делать и применять это сознательно, с самокритикой, со свободой и - пользуясь смелым выражением - с некоторой иропией: такой прием необходим для того, чтобы абстракция, которой мы боимся, была безвредна, а опытный результат, которого мы ждем, - достаточпо живым и полезным.

Во второй части мы занимаемся разоблачением Ньютоновой теории, которая властно и влиятельно закрывала до сих пор путь к свободному воззрению па цветовые явления; мы оспариваем гипотезу, которая, хотя и не считается уже пригодной, все - таки сохраняет среди людей традиционный авторитет. Чтобы учение о цветах не отставало, как до сих пор, от столь многих лучше обработанных частей естествознания, нужно выяснить истинное значение этой гипотезы, нужно устранить старые заблуждения.

Так как эта вторая часть иашего труда покажется по содержанию сухой, по изложепию, пожалуй, черезчур резкой и страстной, то, чтобы подготовить к этой более серьезной материи и хоть песколько оправдать это живое к ней отношение, позвольте привести здесь следующее сравнение.

Ньютонову теорию цветов можно сравнить со старой крепостью, которая была вначале с юношеской поспешностью заложена основателем, впоследствии мало по малу расширялась и обставлялась им сообразно потребностям времени и обстоятельств и в такой же мере укреплялась, в виду враждебных столкновений.

Так же продолжали дело и его преемники и наследники. Были вынуждены увеличивать здание, тут пристраивать, там достраивать, еще где - нибудь возводить Флигеля - вынуждены, благодаря росту внутренних потребностей, напору внешних врагов и многим случайностям.

Все эти чужеродные части и пристройки приходилось снова соединять удивительнейшими галереями, залами и ходами. Что повреждалось рукой врага или властью времени, тотчас же снова восстановлялось. По мере надобности проводили более глубокие рвы, возвышали стены и ие скупились на башни, вышки и бойницы. Благодаря этим тщательным усилиям возник и сохранился предрассудок о высокой ценности этой крепости, несмотря на то, что зодчество и ФортиФикация за это время очень усовершенствовались, и в других случаях люди научились устраивать гораздо лучшие жилища и укрепления. Но старая крепость была в чести особенно потому, что ее никогда еще не удавалось взять, что немало штурмов было отбито ею, не мало врагов посрамлено, и всегда она держалась девствепницей. Это имя, Эта слава пе умирает и поныне. Никому ие приходит в голову, что старая постройка стала необитаемой. Все снова говорят об> ее замечательной прочности, ее превосходном устройстве. Паломники отправляются туда на поклонение; бегло набросанные рисунки ее показывают во всех школах и внушают восприимчивому юношеству уважение к здапию, которое между тем стоит уже пустым, охраняемое немногими инвалидами, совершенно серьезно воображающими себя в полном вооружении.

Таким образом, здесь нет речи о долговременной осаде или о распре с сомнительным исходом. На деле мы застаем это восьмое чудо мира уже как покинутый, грозящий обвалом памятник древности, и тотчас, без всяких околичностей, начинаем сносить его, с конька и крыши, чтобы впустить наконец солнце в это старое гнездо крыс и сов и раскрыть глазам изумленного путешественника весь этот бессвязный архитектурный лабиринт, его возникновение ради временных нужд, все его случайные нагромождения, все намеренно вымудрепное, кое - как заплатанное в нем. Но кинуть такой взгляд возможно лишь в том случае, если падает стена за стеной, свод за сводом, и мусор но мере возможности тотчас же убирается.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА

Быстро меняющийся мир предъявляет нам все увеличивающиеся и постоянно меняющиеся требования. В тот момент, когда мы уже чувствуем, что достигли совершенства в каком-то одном направлении нашего развития, как тут же появляется что-то новое. Многие открытия в области технологий, например, уже не могут восприниматься непрофессионалом. Таким образом, человек может получить ощущение того, что он постоянно пытается что-то догнать. И в результате он склоняется к тому, чтобы просто закрывать глаза на эти вещи. Иметь дело с внешними впечатлениями и их действием на внутреннее не так-то легко. Крайности нашего мира достаточно удалены друг от друга и вызывают огромное напряжение. Как же найти равновесие? Каждый из нас знаком с подобными внутренними процессами.

Мы как личности развиваемся из соединения противоположных сил. С одной стороны, мы связаны нашими телами с растительным и минеральным царствами природы; с другой стороны, мы обладаем высокими идеалами, желаниями и надеждами, которые питают нашу духовную сущность. Импульсы, исходящие от этих двух полюсов, подхватываются и соединяются нашей душой. Душа формируется под воздействием идеалов. Она подпиты-вается с одной стороны нашими идеалами, с другой творческими силами, возникающими в нашей воле. И душа сама приобретает полярность. Жизнь чувств поддерживает этот баланс. На физическом уровне это выражается через ритмическое дыхание, в котором живет постоянная связь между внутренним и внешним. Сердце и циркуляция крови также соединяют низ и верх. Идею, которая приобрела форму четкого образа благодаря мышлению, мы можем воплотить благодаря нашему энтузиазму (теплому отношению к чему-либо) при помощи нашей воли (например, нашими руками). С другой стороны, действие может возникнуть бессознательно, будучи инициированным изнутри: мы, так сказать, наполняемся энтузиазмом по отношению к чему-то, что, в конце концов, может привести нас к идее или мысли. Здесь всегда задействованы две сферы. Чувственная жизнь строит мост между этими различными по своему существу качествами: мышлением и действием.

Мир души, в котором эти три душевных качества - мышление, чувство и воля - функционируют независимо, но все же вместе, у маленького ребенка все еще слишком мал. Душа развивается по мере того, как она приобретает большее количество переживаний. Через новые действия, чувства и мысли душа созревает. В чувственной и душевной сфере между единоразовым и повторяемым, между творчеством и упражнением находится напряжение. Когда естественное живое внутреннее действие, происходящее в душе, останавливается в связи со взаимной изоляцией этих трех душевных качеств друг от друга, тогда стресс и страх овладевают душой. И то, о чем говорит голова, уже никак не связано с тем, что делают руки и ноги. Идеи остаются нереализованными. Чувства подавлены или затаены. На более поздней стадии индивидуальность может остаться апатичной и не реализовать себя. Дистанция между внутренней жизнью и внешним миром увеличивается. Вскоре душа больше не в состоянии создавать связи. В противоположность этому, здоровое развитие души всегда приводит к целостности. Качества могут развиваться, что помогает нам получить ответы на внешние и внутренние вопросы.



Искусство предоставляет нам особую возможность поддерживать душевное развитие, находясь в той области, где все три душевных качества соединяются в творчестве. Благодаря творчеству рождается и энтузиазм. А из этого развиваются идеи. Как только появляется образ, чувства взвешивают, что именно необходимо сделать для его воплощения. Затем необходимые действия завершают реализацию идеи. По существу, все виды искусства следуют этим путем.

Какое место занимает живопись рядом с рисованием форм или пластицированием (лепкой из глины)? Главное в рисовании форм - поймать движение: стремительное или легкое, сделанное рукой, ногой или же всем телом. Ниспадающее движение, выраженное линией, является сущностью рисования форм. Линия -это застывшее движение, другими словами - это путь движения. Жизнь линий происходит в одномерном мире. Линии становятся четко видимыми, контрастируя с бумагой. Так мы можем использовать насыщенные тона мелков, мела или карандашей в рисовании форм. Цвет в этой области не играет роли. Глазу нужно дать возможность следовать за движением свободно, без препятствий. Мы выбираем для описания глаголы, а не существительные, которые слишком закрепляют движения и часто вызывают фиксированные образы. Слова «засыпать» или «пробуждаться» дают ученику больше, нежели слово «спираль». Мы говорим сейчас о внутреннем движении, порождающем внешнее. Глаголы имеют тенденцию подчеркивать процесс, пройденный путь.

Живопись вводит нас в двухмерное пространство, в глубину, созданную различными цветовыми эффектами. Цвета образуют пространство благодаря своему чистому действию. Подходящий для этого термин - «цветовая перспектива». Чтобы рассматривать рисунки с этой точки зрения, требуются определенные упражнения для глаз. Очень легким кажется установление связей между светом и линией, а для создания пространства нужна еще и тьма. Среди работ классических художников XX века можно найти много примеров цветовой перспективы. Они боролись за новый путь мышления и отвергали старые традиции. Картины становились более «плоскими», и в результате более выразительным становилось взаимодействие цветов. Физически ощущаемое пространство уступало дорогу новому альтернативному представлению реальности. Размытые пятна, фиксированные композиционные схемы больше не играют роли в их работах. Когда смотришь на полотна Сезанна, замечаешь, что нарисованные объекты свободны от своего окружения благодаря тому, как были использованы цвета. Кажется, они освобождаются от силы притяжения земли, создавая, таким образом, новую реальность в ином измерении.

Вот как Штайнер подчеркивает особенности этих картин: «Глубокое проникновение в цвета, так или иначе, рассеивается, и художественный подход сегодня уступает дорогу искаженному творческому подходу. Сегодня мы предпочитаем рисовать, пластически формируя трехмерные фигуры людей на полотнах. С этой целью была развита пространственная перспектива, которая, в общем-то, появилась в 5-й послеатлантической эпохе и которая со своей точки зрения одни объекты превращает в задний план, а другие - в передний, при этом предлагая только пространственные формы. Все это вначале отвергает наиболее важный для художника материал, так как он творит на плоской поверхности, а не в пространстве, и это достаточно нелепо - хотеть пережить вещь в пространстве, базируясь на плоскостном материале».

Искусство, которое по-настоящему нуждается в физическом пространстве, проявляет себя в скульптуре. Лепка из глины -пластицирование - это мир, в котором существуют понятия «спереди и сзади», «справа и слева», «сверху и снизу». Скульптура исследует пространство и в своем развитии отдает себя пространству. Мы можем наблюдать скульптуру с разных точек зрения.

В программе свободной вальдорфской школы мы видим, что эти три различные способа взаимодействия с пространством - через линии, цвет и образ - представлены в трех отдельных курсах обучения: рисовании форм, живописи и лепке. В старших классах средней школы эти направления могут, безусловно, переплетаться всеми возможными способами. Но в первые три года обучения в школе очень важно эти три сферы разделять и осознавать, в какой именно сфере учитель находится с учеником сейчас. Каждая из них отвечает определенным потребностям, по-своему отражая художественные процессы. Поэтому очень важно быть бдительным, как при использовании цвета в рисовании форм, так и определяя область живописного в лепке глиной. Работая в четко разделенных трех сферах, учащиеся не будут склонны в рисовании форм заполнять оставшиеся области цветом или начинать рисовать кисточкой. Соединение живописи и рисования может быть уместно для определенных целей, однако в ритмичном недельном уроке очень важно сначала рассмотреть и открыть все возможности работы с одно-, двух- и трехмерным пространством.

Гете, великий учитель в области познания жизненных процессов природы, обращает наше внимание на свои доводы о цвете следующим образом: «Цвет - это элементарный природный феномен, предназначенный для нашего зрения; он выражает себя, как и все другое, через разделенность и контраст, через смешивание и объединение, усиление и разделение, который лучше всего наблюдать и понимать во взаимоотношениях с этими основными природными формулами».

Гете воспринимает мир цвета как берущий начало в «деяниях и страданиях света». Таким образом он строит целостность мира из света, тьмы и «мутной среды», - трехчленный мир с цветом в центре. В «мутной среде», между светом и тьмой, появляются цвета. В своей физике он постоянно возвращается к концепции метаморфоз, полярности и интенсификации («Steigerung», букв. - нарастание, возрастание, усиление). Этим он выражает процессы, которые происходят за пределами видимого мира, но которые, однако, определяют окончательные проявления в нем.

Гете различает только два чистых цвета: синий и желтый. Они - полярны, а значит, в чистом желтом невозможно обнаружить синий и наоборот. Это открытие - результат сравнения того, что происходит, когда замутненное вещество находится перед светом, и когда освещенное вещество находится перед тьмой. Когда пронизанная светом мутная среда находится перед тьмой, появляется сине-фиолетовый цвет. Когда солнце освещает земную атмосферу, голубой цвет неба парит перед чернотой вселенной. Желтый/красный мы можем выделить из солнца, когда его свет мягко струится благодаря атмосфере в течение дня и сильнее затенен на рассвете или закате. Желтый, оранжевый и красный, следовательно, происходят из активности тьмы перед светом, синий и фиолетовый - из работы света во тьме.

Эти два простых феномена являются принципами учения о цвете Гете. Путем усиления обоих процессов появляются желто-красный и сине-красный цвета. Когда эти два цвета «светят» друг на друга, возникает пурпурный. Когда смешиваются синий и желтый, формируется зеленый, замыкая круг. Этот цветовой круг возникает из развития и взаимодействия цветов, выражая действие жизненных сил. В разделе 6 мы коснемся этого детальнее.

Точка отсчета у Гете в том, что роль тьмы так же велика, как и роль света. Свет - это причина того, что предметы освещены, после чего мы можем за ними наблюдать. В открытии прафеномена Гете Штайнер нашел подтверждение идеи о полярности в природе и человеке. Все живущие существа соединяют в себе противоположности. Эти противоположности постоянно нуждаются в уравновешивании. Штайнер продвигается еще дальше в описании тьмы, цвета и света как духовных сущностей, основываясь на феноменах в области физической и душевной жизни, а также духовности человека. В вышеупомянутом порядке работают три отдельных силы: свет, тьма и их уравновешивание. Эту идею трехчленности можно найти и у Аристотеля. В красно-желтом цвете свет доминирует над тьмой. В сине-фиолетовом - тьма доминирует над светом. А в зеленом - они находятся в равновесии. Правильно говорил Гете: «Моя теория цвета стара как мир». Его понимание природы прокладывает мост между самопознанием и познанием мира.

У Гете самое главное - это то, как он производит свои наблюдения и откуда он извлекает свои заключения. Его способ наблюдения стал новым методом исследования. Он с головой погрузился в реальность, но не встретил там тех идей, которые возникли у Ньютона. Ньютон рассматривал цвета как рассеивание света в виде веера. Это представляет все цвета одинаковыми по качеству, а по сути различие же только в количественном (т.е. в количестве вибраций в секунду). Гете открывает путь к научному, но не материалистическому наблюдению и рассмотрению цветов. Его теория цвета формирует важнейшую основу живописи.

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.


Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779). Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» (#794). Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» (#798).

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше (#802).

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным» (#819).

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого (#822).

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым - «пошло-противным» (#829).

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной» (#831).

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый (#838-848).

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.