Наука о цвете: радужные перспективы. Глава I. Основные проблемы учения о цвете. Основы цветоведения и колористика. Цветовой круг

07.03.2019

ʼʼОсновательное изучение великих художников, мастерски владевших цветом, привело меня к твердому убеждению, что всœе они были знакомы с наукой о цвете. Теории цвета Гёте, Рунге, Бецольда, Шеврёля и Хёльцеля имели для меня большое значение. В случае если мы хотим освободиться от субъективной зависимости, то это возможно лишь путем познания объективных основополагающих законов цветаʼʼ

Цвет - одно из наиболее сильных средств информационного, эмоционального и эстетического воздей­ствия. Им занимается целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изу­чает цвет с интересующей ее стороны.

Физику интересует энер­гетическая природа цвета и воз­можность его измерения, физиологию – процесс восприятия светового излу­чения человеком и превращения его в цвет, психо­логию – проблема воспри­ятия цвета и воздействия его на психику, его способ­ность вызывать различные эмоции. В измерении цвета большую роль играет психофизика – наука, изу­чающая взаимоотношения между физически измеряемыми стимулами* и ощу­щениями, вызываемыми этими стимулами. Анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта͵ причины и закономерности существования цве­товых значений, правила их порождения и функционирования являются пред­метом психосœемантики цвета .

Историю классификации цвета можно подразделить на 2 больших пе­риода – с доисторических времен до ХVI века и с ХVII века до наших дней (детально см. по книгам Мироновой Л.Н. ).

Первобытные и нынешние примитивные народы отождествляли цвета с наибо­лее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Это – огонь и кровь, молоко, земля и соответствуют им красный, белый и черный цвета. Эта триада нужнолго сохранила значение основной. Знаменитый английский этно­граф, ис­следователь культуры африканских народов Виктор Тэрнер заявил: ʼʼ… к числу древнейших символов, созданных человеком, принадлежат три цвета – красный, черный и белый, ассоциирующиеся с продуктами человеческого тела …Три цвета͵ связанные с сильнейшими и древнейшими переживаниями чело­веком боли и наслаждения, являются основой первичной классификации мираʼʼ.

Затем к этой триаде присоединились желтый цвет земли (у греков и китай­цев), синий цвет неба (у китайцев и египтян) и зелœеный цвет растительности (у всœех народов). В эллинистическую пору античной культуры появляются другие способы классификации – цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие.

Развитие культуры привело к усложению классификации цвета. В сред­невековой Европе, где основой жизни являлась христиан­ская религия и её догматы – цвета подразделялись на божественные и богопро­тивные. В христианском мистицизме рай выражен синим, ад – красным, земля – желтым. Серый и коричневый – презираемы. В эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной, так и средневековой классификациями цвета.

Развитие науки о цвете. Ренессансная наука о цвете вобрала в себя всœе, что было добыто предшествующими веками: учения материалистов Древней Греции, метафизику Аристотеля, мистику Платона, средневековую символику света и цвета͵ оптику Альхазена и Вителло. В это же время возникли зачатки объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении, понятые и развитые лишь века спустя. Это работы Леона Баттисты Альберти, Леонардо да Винчи, Вазари, Филесия, Телœезио, Фичино, Райма, Лаплаццо.

Ученые, внесшие вклад в науку о цвете. В развитие науки о цвете внесли вклад ученые – физики, химики, физиологи, ма­тематики, психологи, а также практики, занимающиеся окраской тканиили гравировкой, худож­ники, поэты, философы, этнографы, лингвисты.

Фундамент современных представлений о физической природе цвета и точной терминологии по цвету заложил Исаак Ньютон (1643–1727 гᴦ.), объяснив физическую при­роду цвета с использованием точной терминологии. Открыв зависимость между преломлением света и цветом, он первым попытался систематизировать мир цветов. Ньютон обнару­жил, что луч белого света можно разложить на составляющие цвета (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Эксперимент Ньютона

Получен­ную непрерывную серию цветов он назвалспектром ,описал порядок следо­вания цветов в нем идал им наименования: красный, оранжевый, желтый, зелœеный, голубой, индиго, фио­летовый . Следует обратить внимание на то, что это не отдельные цвета͵ а цветовые области . Считают, что Ньютон ввел семь наиме­нований по аналогии с семью нотами в музыке. Этот порядок мы запомнили со школьных времен как:к аждыйо хот­никж елаетз нать, г дес идитф азан (при замене наименования индиго на принятое в русском языке синий) . Он был первым, кто расположил цвета спектра в форме цветового круга (рис. 2.2) .

Понятие цветового круга оказало огромное воздействие на развитие науки о цвете (систематизации цвета) и ее применения на практике.

Рис. 2.2. Цветовой круг И. Ньютона

До середины XIX столетия противоречивые теории учения о цвете соеди­нить не удавалось. Ньютон утверждал, что соединœение всœех спектральных цве­тов дает белый цвет, художники ссылались на то, что соединœение пигментов разных цветов дает темно-серый цвет.

Но в 1852 ᴦ. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821 – 1894 гᴦ.) – крупнейший немецкий ученый в области физиологи, физики и математики на­шел причину этого несоответствия взглядов. Белый свет ему удалось получить смешением не всœех цветных лучей, а всœего двух световых потоков: пары жел­тый-синий или пары красный-зелœеный. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, он пришел к понятиям ʼʼаддитивноеʼʼ и ʼʼсубтрактивноеʼʼ смешение цветов.

Процесс сложения разноцветных потоков света он назвал ʼʼаддитивным смешениемʼʼ. Аддитивное смешение цве­тов можно продемонстрировать на базе смешения (сложения) световых пото­ков трех базовых цветов: красного , зелœеного и синœего . Это первичные аддитивные цвета.

Рис.2.3 Аддитивное сложение цветов

Рис. 2.4 Субтрактивное сложение цветов

Первичными субтрактивными цветами являются: желтый , пурпурный и голубой . Две триады цветов (именуемые по первым буквам английских наименований цветов, соответственно, RGB и CMY ) образуют полный шестицветный цветовой круг, который нашел широчайшее применение в современной технике. Оказалось, что он соответствует цветовому кругу, предложенному Гете (см. ниже рис. 2.5). Этот круг в силу объективной природы цвета не должна быть составлен из других цветов.

Открытие двух видов смешения оказало огромное влияние на всœе последующее развитие науки о цвете и на практическое применение цвета в современных компьютерных технологиях. Мониторы и сканеры могут применять аддитивную систему цветов, потому что это эмиссионные, или излучающие, устройства – они могут добавлять к темноте красный, зелœеный и синий свет. Принтеры и типографские машины воспроизводят цвета на бумаге и других материалах, то есть имеют дело с отраженным светом. По этой причинœе в принтерах применяются субтрактивные цвета – голубой, пурпурный и желтый. Эти цвета являются дополнительными* к аддитивным. В модели аддитивного синтеза сочетания первичного аддитивного и первичного субтрактивного: синœего и желтого, зелœеного и пурпурного, красного и голубого цветов, подобранных в определœенном соотношении, дают белый цвет.

Возникновение последовательного образа, уменьшение насыщенности ярко-красного цвета после длительного наблюдения Гельмгольц объяснил утомлением сетчатки. Для точной характеристики цвета он предложил использовать цвето­вой тон, насыщенность и светлоту (яркость). Гельмгольц использовал мысль Томаса Юнга о том, что цветовое зрение обусловлено возбуждением в зритель­ном нерве 3-х типов рецепторов и довел её до идеи кривых сложения. Знание функций цветового сложения сделало возможным то, что в настоящее время на­зываем "спектрофотометрическим методом цветовых измерений". Впоследствии работы Кёнига, Кольрауша, Шредингера, Лютера, Геринга, фон Криса, Рёша, Дитеричи привели к возможности измерений цвета.

Одними из первых исследований замечательного физика Джеймса КларкаМаксвелла были работы по физиологии и физике цветного зрения и колоримет­рии (1852–1872 гᴦ.). В 1861ᴦ. Максвелл впервые продемонстрировал цветное изо­бражение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зелёного и синœего диапозитивов, доказав этим справедливость трёхкомпонент­ной теории цветного зрения и одновременно наметив пути создания цветной фотографии. Он создал один из первых приборов для количественного измере­ния цвета.

Немецкий физиолог Эвальд Геринг (1834–1918 гᴦ.) внес огромный вклад в учение о цвете, разделив его на физическую, физиологическую и психоло­гическую области. Сам он занимался исследованием процессов адаптации и опыта при оценке цвета в меняющихся условиях, цветовой памятью и констант­ностью цвета. В отличие от своих предшественников Геринг считал, что основными цветами являются не три, а четыре цвета. Он оперировал парами дополнитель­ных цветов: желтый – синий и красный – зелœеный и полагал, что в сетчатке имеются три вещества, каждое из которых вызывает впечатление дополнитель­ных цветов. Ощущение желтого и красного возникает в процессе разложения цветочувствительного вещества, а зелœеный и синий – в результате его восста­новления. К этим двум парам добавляется пара черный-белый.

Химика Вильгельма Оствальда (1853–1932 гᴦ.) вспоминают в первую очередь в связи с теорией цвета͵ хотя он был химиком, и ему была присуждена Нобелœевская премия по химии за 1909 год. Он заложил фундамент методологии (исследований по проблеме развития науки и планирования научной работы с целью сделать ее более интенсивной) и зани­мался нормализацией организации науки в международном масштабе. На свои средства он основал институт организации умственного труда. Из его 45 книг 16 посвящены учению о цвете, а 5 – живописи. А ведь цветом он начал заниматься в 61 год. Он был основателœем журнала ʼʼDie Farbeʼʼ. Его цветовая система (он был создателœем "Руководства по гармонии цвета") широко использовалась в довоен­ной Германии.

Для характе­ристики цвета͵ в отличие от характеристик Гельмгольца, Оствальд предложил использовать долю абсолютного (полного, чистого) цвета͵ долю белого и долю черного. В сумме эти значения для каждого цвета составляют единицу. Эти характеристики впоследствии были использованы в других цветовых системах.

Цветом занимается наука и искусство . В течение двух последних столетий научные аспекты восприятия цвета являлись предметом интереса не только ученых, но и художников, музыкантов и писате­лей. Как сказал . Одним из самых замечательных основоположников науки о цвете был Давид Л. Мак Адам ʼʼПочти всœе, кто внесли вклад в науку о цвете, были одержимы интересом к цвету в искусстве. Использование объек­тивных методов...вытекало из трудностей, свойственных проблемам цвета и его применения, решением которых они были увлеченыʼʼ.

Иоганн Вольфганг Гёте – ученый, поэт, гуманист, автор труда ʼʼУчение о цветеʼʼ (1810 ᴦ.), один из непримиримых противников теории Ньютона. Научный интерес Гёте к цвету вдохновлен естественными оптическими явлениями и колористическими традициями Ренессанса в живописи, с которыми он столкнулся во время своей первой поездки в Италию (1786-1788 гᴦ.). Гёте рассматривал всœе явления, связанные с цветом, с позиций воздействия цвета на человека. Он различал воздействие на организм человека (физиологическое) и воздействие на его внутренний мир (психофизиологическое). Изучение воздействия различных цветовых впечатлений на психику позволило ему первым представить их в виде четкой системы. Основой его теории и системы стало наличие двух противоположных полюсов – света и тьмы. Гёте заметил, что по­сле длительного восприятия какого-нибудь цвета в глазу вызывается дополни­тельный цвет в виде последовательного образа. Он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод – равновесие, гармония достигается при помощи дополнительных цветов. Сочетание противоположных в круге цветов он назвал гармоничным, сочетание родственных (сосœедних) – негармоничным, а сочетание отдаленных сосœедних цветов – характерным. Он построил цветовой круг, но последовательность цветов в нем - ϶ᴛᴏ не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а цветовая взаимосвязь, состоящая из двух треугольников, или трех пар дополнительных цветов. Он считал, что ʼʼрадугу не­правильно приводили до сих пор в качестве примера цветовой цельности: ей ведь не хватает главного цвета͵ чистого красного цвета͵ пурпура " . Его цветовой круг состоял из шести цветов: желтого, го­лубого, пурпурного, зелœеного, синœе-фиолетового, желто-красного (рис. 2.5). ʼʼС этими тремя или шестью цветами, которые удобно располагаются в виде круга, единственно и имеет дело элементарное учение о цвете. Все остальные, до бесконечности меняющиеся оттенки относятся уже скорее к прикладной об­ласти, относятся к технике художника, маляра …ʼʼ . Гете предложил объединить цветовые явления единым кругом, связи в котором оказались не случайными, а закономерности – устойчивыми. Не в каждом круге такая закономерность реализуется. Противолежащие цвета в круге выбирались таким образом, чтобы быть дополнительными друг к другу. Гете говорил, что диаметрально противоположные цвета являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя.

Эмпирический подход Гёте вынудил признать крайне важно сть включения в полный цветовой круг неспектрального пурпурного цвета. Пурпурный цвет занимает свое законное место во всœех современных цветовых системах.

Рис. 2.5 Цветовой круг Гете

Гете относился к цветам как к видимому выражению чувств – эмоциям и подразделял их в отношении друг к другу следующим образом: характерные, гармоничные, бесхарактерные и слабые. Самые гармоничные цвета - ϶ᴛᴏ те, которые расположены напротив друг друга, на концах диаметров цветового круга. Именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга.

В отличие от его симметричного круга, цветовой круг Ньютона с семью цветами и неравными углами, не показывал симметрию и взаимозависимость, которые Гёте расценивал как существенные особенности цвета.

К ошибкам в смеше­нии пурпурного цвета с красным и долгое использование в практике обучения в качестве трех первичных цветов – красного, синœего и желтого мог привести тот факт, что Гете привычный нам ʼʼкрасныйʼʼ называл ʼʼжелто-краснымʼʼ, а пурпурный – ʼʼкраснымʼʼ (ʼʼНужно представить себе вполне чистый красный цвет, совершенный, высушенный на белом фарфоровом блюдечке кармин. Мы не раз называли данный цвет, вследст­вие его высокого достоинства, пурпуром... это высшее из всœех цветовых явле­ний возникает из встречи двух противоположных концов (спектра), которые постепенно сами подготовились к соединœению" .

Теория индукции, созданная Гете, впервые объяснила научным методом феномен цветовой гармонии. Он заметил, что всякий цвет порождает в органе зрения реакцию сопротивления этому пришедшему извне раздражителю. Происходит феномен автоиндукции: возникновение цвета͵ противоположного наблюдаемому. Так, красный порождает в органе зрения зелœеный (требует зелœеного), желтый требует фиолетового, синий - оранжевого. Теперь стало ясно, почему в живописи красный требует зелœеного, а синий требует желтого.

Гете рассматривает и другие атрибуты цвета͵ связывая их с человеческими эмоциями. Он ввел список ʼʼплюсʼʼ, куда входят такой цвета͵ как желтый и желто-красный, несущие свет, силу, тепло и ʼʼминусʼʼ, к примеру, синий, который отождествляется с тенью, холодом, слабостью, тоской.

То, что ставилось Гете в вину, – художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора "светоносной души человека" получила в работе Гете убедительное подтверждение. В его учении правильные положения, касающиеся психологического воз­действия цвета͵ уживаются с неверными представлениями о физической при­роде света. Так, он считал, что белый свет представляет собой единое целое и неразложим.

Филипп Отто Рунге (1777 – 1810 гᴦ.) – выдающийся живописец романтиче­ской школы, современник Гёте. Их взгляды совпадали. Он предложил всœе многообразие цветов представлять не в виде цветового круга, а в виде шара (подробнее см. в разделœе ʼʼСистематизация цветаʼʼ).

У. Тернер (1775-1851 гᴦ.) интересовался работами Исаака Ньютона, изучил книгу Гёте о цвете и на ее базе создал некоторые композиции.

Проблемами цвета и его законами Эжен Делакруа (1798-1863 гᴦ.) активно занимался всю свою жизнь. Делакруа в своих работах применял принципы, почерпнутые из книг ʼʼЗакон одновременного контраста цветовʼʼ ("De la loi du contraste simultane des couleurs et de l"assortiment des objets colores considere d"apres cette loi dans ses rapports avec la peinture"), 1839 ᴦ. и "Цвета и их применение в производственном искусстве при помощи хроматических кругов" ("Des couleurs et leurs application aux arts industriels a l"aide des cereles chromatique"), 1864 ᴦ., Мишеля-Эжена Шёвреля (1786-1889 гᴦ.) – известного французского химика, члена Парижской академии наук, управляющего красильным производством на гобелœеновых мануфактурах в Па­риже.

Его исследования оказали ощутимое влияние на развитие науки о цвете. Один из базовых принципов его теории: яркие, контрастирующие цвета͵ взятые в разумных пропорциях, не меняют своего оттенка, а напротив, делают друг друг более четкими, сочными. Когда же два подобных цвета взяты в небольших количествах и распространяются по поверхности, в результате получается практически новый цвет - уже тусклый и непривлекательный. Работа с красителями и крашением навела его на мысль об изучении взаимного влияния цветов. Каким образом следует смешивать цвета? Когда краски гармонируют и когда контрастируют? Результаты его исследований оказали большое влияние на улучшение художественной и эстетической ценности продукции не только на мануфактуре Гобелœена, но и на других фабриках Франции. Благодаря достижениям Шевреля улучшилось качество цветной печати по ткани и бумаге, производство географических карт, мозаик и даже декоративное садоводство.

На принципах его теории импрессионисты разработали свой подход к цвету, включающий применение всœей гаммы красок без смешивания, отделœение локального цвета от цвета͵ окрашенного светом и расположение мельчайших точек чистого тона друг подле друга с таким расчетом, чтобы эти тона смешиваясь в глазу зрителя, создавали третий цвет. Этот химик разработал законы цветовой гармонии, принятые и в настоящее время. Οʜᴎ послужили основой развития пуантилизма. Его интересовали проблемы, возникающие при взаимодействии цветов на поверхности. Он установил, что эффект одновременного цветового контраста и цветовые сдвиги тем больше, чем ближе по размеру сравниваемые цвета и чем ближе они находятся друг к другу.

Позже интерес к книгам Шеврёля проявил художник Йозеф Альберс и представители школы оп-арт, искавшие пути повышения яркости цвета.

Многие художники ознакомились с теорией цвета по книгам авторов, которые упростили труд Шевреля и включили в них понятия, применимые в живописи. Одним из таких авторов был Огден Николас Руд (1831-1902 гᴦ.) американский физик, художник, преподаватель, который стремился навести мост между наукой и искусством. В своей книге ʼʼModern Chromaticsʼʼ, 1879 ᴦ., он объяснил многие понятия, которые были еще неизвестны многим художникам: различные типы смешения цветов, цветовые характеристики и т.п.

Неоимпрессионисты Жорж Сёра (1859-1891 гᴦ.) и Поль Синьяк (1863-1935 гᴦ.) оказались под глубоким влиянием книги Огдена Руда и применили свои знания при создании своих полотен.

Иоханнес Иттен (1888-1967гᴦ.), швейцарский художник, теоретик нового искусства, крупней­ший исследователь цвета в искусстве и один из ведущих преподавателœей зна­менитого Баухауса, разработал теорию о цветовых контрастах. В своей книге ʼʼИскусство цветаʼʼ он разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового проектирования. Она написана на базе на­блюдений за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов.

Йозеф Альберс (1888-1976 гᴦ.), художник и теоретик цвета͵ один из лидеров геометрической абстракции, член школы искусства и индустриального дизайна Баухауса, уделял особое внимание именно взаимодействию и относительности восприятия цвета. Он определил, что исходя из определœенных ситуаций, один и тот же цвет может восприниматься как два разных оттенка. В 1963 мастер опубликовал главный теоретический труд ʼʼВзаимодействие цветовʼʼ, где изложил свои идеалы стерильно-чистой формы как крайне важно й первоосновы творчества. Оказал большое влияние на развитие оп-арта и пост-живописного абстракционизма.

Кандинский В.В. (1866 –1944 гᴦ.), русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 в., преподаватель Баухауса. Особенно известным стал его курс ʼʼЦветʼʼ, в котором он предложил ассоциации между основными цветами и основными геометрическими фигурами: желтый – треугольник, красный – квадрат и синий – круᴦ. Кандинский преподавал теорию цвета от истории развития различных цветовых систем до психологии восприятия цвета и специфики работы с ʼʼне-цветамиʼʼ - черным и белым.

Альберт Х. Манселл (1858-1918 гᴦ.), художник и преподаватель Массачу­сетской художественной школы, заинтересовался методом для обучения детей цвету. Исходя из того, что му­зыка оснащена системой, с помощью которой каждый звук определяется высо­той тона, интенсивностью и длительностью, для обозначения цвета использовал систему, основанную на цветовом тоне, светлоте и насыщенности. В течение многих десятилетий эта система, носящая его имя, широко использо­валась в США, где ее обозначения были включены в государственные стан­дарты США и Американского общества испытания материалов (ASTM). На обо­значениях Манселла основаны всœе японские стандарты по цвету, а Британский институт стандартов использует ее в стандартах для обозначения цвета красок. До настоящего времени систему Манселла используют в научных исследованиях как образец равномерного цветового пространства.

Следует отметить работы российских ученых в области цвета. Первые идеи трехкомпонентности цветового зрения высказаны нашим великим ученым Ломоносовым М. В. в его ʼʼСлове о происхождении света͵ новую теорию о цветах представляющем, июля 1 дня 1756 ᴦ. говорен­номʼʼ.

Причиной света͵ по Ломоносову, является ʼʼзыблющеесяʼʼ (колебательное) движение частиц эфира. Эфир состоит, как думал Ломоносов, из частиц троя­кого рода, отличающихся друг от друга своим размером. Три рода частиц эфира могут совмещаться и приводить в ʼʼколовратноеʼʼ (вращательное) движение три рода частиц материи. При этом ʼʼпервой величины ефир совмещается с соляною, второй величины со ртутною, третьей величины с серною... материеюʼʼ

Из этих же материй состоит и ʼʼдно окаʼʼ. Посредством ʼʼдна окаʼʼ мы видим цвета͵ благодаря тому, что ʼʼефирные частицы сцепляются с совместными себе частицами первоначальных материй, тела составляющихʼʼ. Итак, по Ломоно­сову, разная степень возбуждения трех различных цветоощущающих ʼʼматерий дна окаʼʼ лежит в базе видения нами всœех цветов окружающего мира.

ʼʼНаконец, нахожу, – формулирует Ломоносов основную идею своей теории цветов, – что от первого рода ефира происходит цвет красной, от второго жел­той, от третьего голубой. Протчие цветы рождаются от смешения первыхʼʼ. То есть, по его мнению, основными цветами являются красный, желтый и голубой.

Российские ученые XX века – колориметристы и светотехники: Н.Д. Ню­берг, С.В. Кравков, Г.Н. Раутиан, Л.И. Демкина, Н.Т. Федоров, М.М. Гуревич, В.В. Мешков, С. О. Майзель, Е. Б. Рабкин и множество специалистов, зани­мающихся цветовыми измерениями в различных отраслях промышленности, внесли большой вклад в науку о цвете и ее применение.

Глава российской школы колориметрии – Юстова Елизавета Николаевна. Всю свою жизнь (97 лет) до самых последних дней она посвятила колориметрии. Автор фундаментального исследования и определœения основной физиологиче­ской системы RGB зрительных приемников глаза и характеристик их спек­тральной чувствительности. Разработала новые оригинальные таблицы для об­наружения дефектов цветового зрения, комплекс метрологических средств для организации службы цвета в стране, образцовое колориметрическое оборудо­вание. Решение фундаментальной задачи определœения спектральной чувствительности человеческого глаза, блестяще ею выполненное, приведено в знаменитом курсе физики Ричарда Фейнмана. Ее девиз: ʼʼЛюбовь в жизни - ϶ᴛᴏ вектор.
Размещено на реф.рф
Взаимодействие между приемником и излуча­телœем. Один человек излучает любовь, а другой принимает ее. Колориметрия это тоже любовь. Любовь глаза к цвету! ... что касается колориметрии, то я сейчас не представляю себе жизни без нее. Такая наука одна на свете: она не может без живого человека, ведь главный измерительный прибор, изначаль­ный инструмент колориметрии - ϶ᴛᴏ наш глазʼʼ.

Общие сведения о цвете

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, химии, физиологии, эстетики и психологии .

Физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.

С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.

Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов.
Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.

Цветоведение изучает основные характеристики цвета, основные, составные и дополнительные цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний и многое другое.

Наука о цвете возникла давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.

В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.

Выдающиеся художники и теоретики эпохи Возрождения: Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Джорджо Вазари (1511 – 1574), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Альберти и Леонардо да Винчи открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции (это изменение цвета под воздействием другого цвета), предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий – желтый, красный – зеленый. Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.

Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 – 1727), Ломоносов (1711 – 1765), Гельмгольц (1821 – 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749 – 1832) написал специальный труд «Учение о цветах».

Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.

И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.

М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.

Глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят и все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.

Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить вос- приятие цвета, нам нужен источник света.
Отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза,

Рисунок 2 – Трехкомпонентность цветового зрения

информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра .

Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)

«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.

В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время – работники кино, специалисты в области рекламы, фотографы и многие другие.

Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности.

Изучение цветоведения дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

Цветоведение

Наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет - характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет

Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.

Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом - красные цвета.

Цвета радуги - это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета - холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).

Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные - хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.

Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным - синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными).

Решение о том, как должен использоваться цвет и нужен ли цвет вообще, должен применять дизайнер и фотохудожник заранее, до начала работы с материалом.

Как средство дизайна цвет применяется:

  • для привлечения внимания к материалу;
  • для создания определенного настроения;
  • для возбуждения нужных эмоций;
  • для придания солидности публикации.

Некоторые цветовые комбинации смотрятся лучше, некоторые хуже. Одни цвета способны сочетаться, другие – нет. Надо не только уметь работать с цветами, но и знать, когда применять цвет.

Как и любое средство оформления публикации, цвет нужно использовать осторожно. Произвольное размещение цветов на полосе редко приводит к хорошему результату. Цвет ради цвета – это распространенная ошибка оформления, за которую расплачиваются порчей публикации.

Иногда даже незначительное внесение цвета резко повышает выразительность публикации. Карты, схемы, диаграммы особенно хорошо смотрятся в цвете. Цвет также резко усиливает выразительность простых и четких рисунков.

С помощью цвета можно значительно улучшить вид старых черно-белых фотографий, при привнесении в них желтого или зеленого цвета.

Все вышесказанное говорит о преимуществах и недостатках использования цвета. Положения науки об использовании цвета смотри далее .

Вначале приведем основные характеристики цвета.

Основные характеристики цвета. В природе существуют две группы цветов: 1) ахроматические , т.е бесцветные, к которым относят белый, черный и все серые цвета, и 2) хроматические , т.е цветные.

Хроматические цвета различаются по следующим основным признакам: цветовому оттенку (тону), чистоте цвета, насыщенности цвета, светлости или относительной яркости.

Чистота цвета определяется наличием примеси белого цвета в данном спектральном цвете. Чистый спектральный цвет имеет чистоту, равную 100%.

Насыщенность цвета характеризует степень отличия данного хроматического цвета от ахроматического (серого) цвета. Так, красный или синий спектральные цвета кажутся более насыщенными по сравнению, например, с желтым спектральным цветом, даже если они оба имеют чистоту, равную 100%.

Насыщенность не следует путать с чистотой цвета.

Рис. B.03. Дополнительные цвета (Additional, черные линии)
и триады (Triades, голубые линии).

Как следует из названия, дополнительный цвет как бы "дополняет" текущий цвет до белого. Следовательно, если материал поглощает "основной" цвет, глаз человека увидит этот материал окрашенным в дополнительный цвет. Это необходимо учитывать при печати цветными чернилами на цветной бумаге. Дополнительный цвет также противоположен по яркости основному. Так, желтый и синий цвета резко различаются по яркости (близости к белому цвету). В то же время цвета зеленый и магента (светло-пурпурный) близки по яркости.

Цветовые триады служат основой для построения цветовых моделей. С помощью любой триады можно получить белый (или дополнительный к нему – черный) цвета, и вообще всю гамму цветового круга. С помощью двух цветов этого достигнуть невозможно.

Для основных оттенков в палитре публикаций лучше всего подбирать дополнительные цвета и/или триады. Именно эти сочетания оттенков () лучше всего смотрятся на публикации. В то же время не рекомендуется сочетать оттенки, близкие на цветовом круге. Это – 100% несочетающиеся цвета. Лучше использовать немного оттенков, но варьировать их насыщенность и яркость (см. раздел C.4 .)

Фотографируя объекты окружающего мира, делая цветные публикации, не забудьте проверить, как будут выглядеть Ваши работы дальтониками. Большинство людей, страдающих дальтонизмом, не различают только красные цвета. Хотя встречаются и люди, не различающие зеленые и синие цвета. При этом вовсе не значит, что дальтоники видят неразличаемые ими цвета в "черном" цвете. В их мозгу как-бы "записана" выявления цвета при неполной о нем информации. И мозг позволит им скомпенсировать отсутствие соответствующих рецепторов! Единственно, что не может их мозг – различить цвета одинаковой яркости и насыщенности.

30.03.2008, Версия 0.1.00 Beta

08.04.2006, Version 0.01a build 1