Воспитание гения. Как воспитать гения и не свести ребенка с ума. Гения воспитывают трудности

07.03.2019

Возможно, быть мамой таланта — это тоже талант? Или что-то вроде профессии? Пытаясь ответить на этот вопрос, я почти наизусть выучила биографии одаренных граждан и авторитетно могу сказать: в деле выращивания гениев мамы всякие нужны, мамы всякие важны. Даже, если они…

…постоянно командуют
как мать ЭРНЕСТА ХЕМИНГУЭЯ
Грейс Холл всю жизнь хотела выступать в Метрополитен-опера. И, возможно, если бы не помолвка с Кларенсом Хемингуэем, ей бы это удалось. Впрочем, и у Кларенса были шансы осуществить свою детскую мечту: стать врачом-миссионером и уехать, скажем, в Гренландию. Но молодые побоялись изменить свою жизнь. Они поженились и поселились в престижном пригороде Оук-Парк близ Чикаго. Кларенс занялся частной практикой, а свободное время проводил на охоте или рыбалке. Грейс начала петь в церковном хоре, отвлекаясь от любимого дела на то, чтобы рожать детей и ругаться с непутевым мужем, который только и делал, что шлялся по округе с ружьем.
Эрнест был вторым из пяти детей Хемингуэев. И насколько он бого­творил отца, настолько неприязненно относился к матери. Многие мальчики, возможно, последовали бы его примеру, если бы мечтали ходить на охоту, а их заставляли играть на девчачьей виолончели. Кроме того, Эрни очень переживал, когда мама и папа закрывались в комнате и часами спорили. Говорила в основном Грейс, Кларенс же замыкался в себе и потом несколько дней почти не разговаривал с домашними.
Когда Эрни было 12 лет, дедушка подарил ему ружье, чем привел внука в восторг: «К черту виолончель! Теперь я настоящий мужчина!» Он мечтал охотиться, как папа, и очень не хотел, чтобы его, как отца, кто-то подчинил себе. Спустя много лет, когда Кларенс покончит жизнь самоубийством, Эрнест скажет: «Возможно, он струсил. Был болен, были долги. И в очередной раз испугался матери — этой стерве всегда надо было командовать, всегда все делать по‑своему!»
Но когда« настоящему мужчине», не идущему ни у кого на поводу, исполнилось 21, он поссорился и с отцом. Эрнест не захотел поступать в университет, отказался помогать матери по хозяйству, и родители выгнали его из дома. А когда Эрни прислал домой свою первую книгу, Кларенс отослал ее обратно с запиской: «Мне казалось, всем своим воспитанием я давал тебе понять, что порядочные люди нигде не обсуждают свои венерические болезни, кроме как в кабинете врача. Видимо, я жестоко ошибался!»
После этого Хемингуэй не виделся с семьей до самой смерти отца. Эрнест путешествовал, писал книги о войне и ее героях, пил ром, женился, разводился, снова женился. Причем выбирал Папа — так его звали все друзья и возлюбленные — женщин сильных духом, не похожих на Грейс. В предисловии к переизданию« Прощай, оружие!» Хэм написал: «Мне всегда казалось, отец поторопился, но, возможно, он не мог терпеть. Я очень любил его и потому не хочу высказывать никаких суждений». Грейс Эрнест простить так и не смог.

…прививают массу комплексов
как мать АБРАХАМА ГАРОЛЬДА МАСЛОУ

«Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что представляла собой моя мать», — писал в дневнике известный психолог Абрахам Гарольд Маслоу. Создатель Пирамиды Маслоу, по идее, должен был бы испытывать благодарность к матери: она наградила сына столькими комплексами, что, казалось, сам Бог велел ему заниматься психологией. В то время как глава семейства папаша Маслоу проводил время в пабах Нью-Йорка, Роза вела хозяйство и занималась воспитанием детей. Она без стеснения давала понять, что старший сын ее раздражает. Иногда, видимо, он раздражал ее слишком сильно: Абрахам так и не смог забыть, как мама разбила головы котятам, которых он принес домой.
«Ты никчемный лентяй! — не раз говорила Роза первенцу, и с удовольствием обещала: — Бог накажет тебя за все твои проступки!»
Несмотря на то, что отца Абрахам запомнил как пьяницу и бабника, тот пользовался у сына авторитетом. Чтобы угодить папе, молодой Маслоу поступил на юридический факультет, но очень скоро потерял интерес к этой профессии. «Хочу изучать все!» — сказал он отцу, когда тот поинтересовался, чем собирается заниматься отпрыск.
В возрасте 20 лет Абрахам женился на своей кузине Берте, в которую был влюблен со школьной скамьи, и отправился в Университет Висконсина на психологический факультет. Получив докторскую степень, Маслоу вернулся в Нью-Йорк и занялся карьерой. Он практически не общался с родителями, считал своей семьей Берту, а на похороны матери и вовсе отказался прийти.

…не уделяют ребенку внимания
как мать МЭРИЛИН МОНРО

У Нормы Джин Бейкер были прямые каштановые волосы, невыразительный рот и небольшие глаза. Кто бы мог подумать, что она превратится в платиновую блондинку с пышными формами, а от ее губ и взгляда будет сходить с ума вся Америка(да и не только она)?
Своего отца будущая звезда Голливуда не знала. Впрочем, и мама Глэдис тоже уделяла дочери очень мало внимания. Все детство Норма провела в приютах, приемных семьях, у дальних родственников и даже у коллеги своей матери. В шестнадцать лет Норма Джин выскочила замуж за двадцатилетнего Джима Дагерти, сотрудника похоронного бюро, а через некоторое время, устав от семейной жизни и работы на авиационном заводе, подалась в модели.
Джим не захотел мириться с тем, что жена проводит время, снимаясь полуобнаженной для второсортных журналов. Норму же жизнь домохозяйки не интересовала. Тем более она совершенно не умела готовить, не любила убираться, а проблемы соседок ей казались невозможно скучными. Получив развод, она занялась своей внешностью: решительно перекрасилась в блондинку и научилась красить губы так, чтобы они казались соблазнительными.
Совсем скоро Норма сменила свои имя и фамилию, стала Мэрилин Монро, секс-символом и звездой экрана. Но несмотря на все это, счастливой она себя не чувствовала. «Что я такое? На что я способна? — постоянно спрашивала она себя. — Я пустое место. Пустое место и ничего больше. У меня в душе пустота!»
Норма Джин Бейкер вошла в историю не только как актриса, певица и женщина-мечта. Синдром Мэрилин Монро — так называют психологи заболевание, вызываемое недостатком внимания родителей к ребенку. В возрасте 36 лет Монро умерла, приняв слишком большую дозу снотворного.
…считают чадо королевской особой
как мать ЭЛВИСА ПРЕСЛИ

Глэдис Пресли относилась к своему единственному сыну(брат-близнец Элвиса погиб во время родов) с трепетностью курицы, высидевшей золотое яйцо. «Ты король! — говорила она мальчику, легко подбиравшему на гитаре любую мелодию. — Но помни, что лучший друг короля — его мама. Остальные либо недостойны тебя, либо не понимают, насколько ты гениален…»
Элвис лишь кивал в ответ: ни королем, ни гением он себя не считал. Но уже в 10-летнем возрасте Пресли с легкостью выиграл детский конкурс певцов, на который его записала мама, и с этого момента с гитарой уже не расставался. «Я же говорила тебе, — торжествовала Глэдис, — а ты не верил!»
В 18 лет Элвис решил подарить маме на день рождения свою пластинку. Он обратился в звукозаписывающую студию, и… уже через четыре года заработал свой первый миллион. Причем с первого же приличного гонорара Элвис Пресли купил« лучшему другу короля» ее заветную мечту — розовый« кадиллак». А спустя несколько лет приобрел поместье для всей семьи — Грейсленд.
Казалось, ничто не предвещало беды, но когда Элвиса призвали в армию, Глэдис не смогла пережить разлуки с сыном. Она впала в депрессию, а настроение предпочитала поднимать смесью из антидепрессантов и алкоголя. В конце концов сердце Глэдис не выдержало и она умерла. Через месяц после похорон матери рядового Пресли направили в Германию, где он встретил Присциллу Белью. «Как будто мама вернулась, — подумал Элвис, впервые увидев будущую жену, — только волосы другого цвета». Присцилла не успела окончить школу, когда Пресли попросил ее руки: он хотел быть снова вместе с Глэдис. «Будь, как эти… жены как их… декабристов, — отмел он все протесты Присциллы. — Которые из русской истории. Мы в школе проходили!» Та не смогла отказать звезде и сбежала из дома. Муж первым делом попросил ее перекрасить волосы. Брак не был счастливым. Пресли был слишком увлечен карьерой, наркотиками и тоской по матери. Когда в семье Пресли появилась дочь Лиза-Мария, Элвис слегка остепенился, но совсем перестал уделять внимание жене. Та завела роман с инструктором по айкидо, подала на развод и забрала дочь. До конца жизни король повторял в интервью: «Моей лучшей девушкой была мама…»

…показывают хороший пример
как мать МАРИИ СКЛОДОВСКОЙ-КЮРИ

С раннего детства младшие Склодовские к ежевечерней молитве добавляли: «Дай Бог здоровья нашей мамочке». Они никогда не получали от родительницы поцелуя на ночь. Ева тщательно скрывала от них свой недуг — чахотку.
В семье Склодовских было пятеро детей. И самую младшую, Маню, или как ее с пеленок звала мама, Анчупечо, любили и баловали больше других. Она отличалась от брата и сестер: в три с небольшим года научилась бегло читать, чем даже слегка испугала семейство, а в пансионе мадам Сикорской, куда ее определили получать начальное образование, почти сразу возглавила список самых талантливых учениц. Анчупечо обожала мать и надеялась стать похожей на нее. Когда маме стало хуже, каждый день после окончания уроков Маня заходила вместе с тетей в церковь и просила Бога исцелить Еву. Но чуда не произошло. Сначала Склодовские лишились старшей дочери Зоси, а спустя два года, когда Мане было 10 лет, умерла Ева — в этот день, как скажет потом Кюри, она лишилась веры в Бога.
Юзеф, Эля, Броня и Мария мечтали о высшем образовании, и если брат без труда поступил на медицинский факультет, то девушкам во времена« российской Польши» об этом нечего было и думать. Они начали копить деньги на Сорбонну, но собрать нужную сумму частными уроками не смогли. И тогда Маня приняла решение: в Париж поедет Броня, а остальные будут высылать сестре деньги. А сама устроилась гувернанткой и, обучая детей, попробовала определить свои способности. Выбрав математику и физику, она занялась самообразованием. Жизнь в услужении далась ей нелегко: одинокую девушку повсюду преследовали сплетни.
Пережить это время Марии помогли воспоминания о матери, которая до последнего дня стойко боролась с болезнью. Именно Ева, как всегда признавалась Склодовская-Кюри, научила ее никогда не сдаваться. Через некоторое время Броня удачно вышла замуж и вызвала младшую сестру в город мечты Париж. Ну, а дальнейшее известно — Сорбонна, Пьер Кюри и, наконец, Нобелевская премия.

…и становятся самым близким на свете человеком
как мать АЛЕКСАНДРА БЛОКА

Милая крошечка, Кроша, Забавник маленький — так герой Серебряного века называл в своих письмах маму. Брак Александры Андреевны Бекетовой с преподавателем Варшавского университета Александром Львовичем Блоком был неудачным. Будучи на восьмом месяце беременности, Александра Андреевна приехала домой к своей маме и к мужу больше не вернулась.
Сашура, как звали маленького Блока мать, тетки, бабушка и прабабушка, до 9 лет рос среди потакающих всем его шалостям женщин. Затем мать вышла замуж во второй раз, но на всю жизнь осталась для Александра самым близким человеком.
Он привык рассказывать матери обо всем, включая ежедневное меню и состояние здоровья, давал ей читать все свои стихи. До своей свадьбы Александр жил в родительском доме, а женившись, сразу написал маме подробный отчет: «Когда приехали(в ландо!), получили пирог от Евгения Осиповича… На кольцах вырезали имена. Кушали: супы, котлеты, бифштексы, зразы, конфеты, груши, сливы и сладкие пироги». Александра Андреевна ревновала сына к невестке, а он, не имея возможности что-то скрыть от матери или обмануть ее, писал о семейной жизни то, что знать ей не стоило. В итоге отношения между женой Блока Любовью Дмитриевной Менделеевой и свекровью стали напряженными. Иногда Александра Андреевна была строга и с сыном. «Я почти поверил тебе, что стихи мои плохи», — писал ей Блок, получивший при этом восторженные отклики от критиков. Он считал, что между ним и матерью мистическая связь: «Недавно чувствовал себя скверно, не мог уснуть. Как ты себя чувствуешь?» Александра Андреевна пережила сына всего на полтора года. До последнего своего дня она переписывала его стихи.

P. S. Судя по этим разнообразным примерам из жизни талантливых людей, чтобы стать таковыми, необязательно появиться на свет в образцовой семье. Достаточно просто родиться гением. И все.

Девичьи слезы

Некоторым девочкам, выросшим в исключительно талантливых женщин, было за что обижаться на своих родителей. Может быть, полезно подумать об этом, когда в следующий раз покажется, будто мама тебя совсем не понимает?

АЙСЕДОРА ДУНКАН Отец бросил семью до рождения Айседоры, оставив супругу с четырьмя детьми. Мать, увидев младенца, сказала: «Я так и знала, что родится монстр, этот ребенок не может быть нормальным, он прыгал и скакал еще в моей утробе, это все наказание за грехи ее папаши, негодяя Джозефа…» В пять лет мать отдала Айседору в школу, подделав в документах дату ее рождения. В 13 Дункан бросила учебу, а спустя 5 лет в одиночку отправилась покорять Чикаго. Затем перебралась в Европу, где начала танцевать на частных вечеринках.

АННА АХМАТОВА Мать Ани Горенко была нерадивой хозяйкой, сама Анна признавалась, что выросла в «растрепанном доме». Ее отец любил приударить за чужими женами, и родители развелись. В талант девочки первой поверила ее бонна, которая посулила ей поэтическое будущее, когда та, маленькой, нашла на улице булавку в виде лиры. Позже у Анны непросто складывались отношения с сыном, Львом Гумилевым. Младенцем его забрали бабушка с тетей, и Ахматова не слишком сопротивлялась, слабо представляя себя с пеленками. До 16 лет сын жил отдельно от матери.

СОФЬЯ КОВАЛЕВСКАЯ В детстве няня убедила ее в том, что родители отдают предпочтение сестре Анюте. Софья так и не нашла общего языка с матерью, но обожала отца. Чтобы угодить ему, она начала усиленно заниматься арифметикой и потом всерьез увлеклась наукой.

ЛЮБОВЬ ОРЛОВА Ее мать, о дурном характере которой ходили легенды, всю жизнь прожила с младшей дочерью, звездой советского экрана. Говорили, что великая Орлова с мужем нередко ночевали в гостинице, объясняя свое отсутствие дома командировками.

Прочитала статью и хочу рассказать о своей истории. Как-будто все привратности моей жизни точно соответствуют описанному. Согласно СВП получается, что я типичный "звуковик", мои родители типичные "анальники".
В дошкольные годы и первые школьные меня родители часто ругали: за плохо помытые руки, за неубранные игрушки, за неаккуратный почерк итд. У меня случались истерики, а родители начинали мне тогда говорить, какие они гуманные: мил, Мишу за такое наказывают ремнем, Степу тоже и Верке достается итд. Ругая за почерк, за одну ошибку в диктанте, за которую я получила 4, за плохой рисунок на 3, они мне постоянно говорили, вот будешь так учиться начнутся двойки. И они начались. Первую двойку схлопотала уже во 2 классе. Неужели они были так правы. "Ну вот, что мы говорили"-это стало началом длинной лекции о моем будущем, где я буду подметать мусор. Я проревела всю ночь. Кончилось тем, что я пыталась, правда неумело, скрывать двойки, ведь двойки были доказательством родительской правоты. А родители удивлялись. Мне постоянно читали нотации не только о том, что я позорю семью и буду подметать мусор, но и о том, как плохо скрывать двойки. И вот однажды, в 4 классе, после очередной плохо скрытой двойки они мне сказали: "Мы не понимаем, зачем тебе это надо - скрывать двойки? Ведь мы тебя за двойки не бьем. Вот других за двойки бьют, но они не скрывают" Я спросила: "Если их бьют, то почему они не скрывают?"-"А потому что они хотят быть честными"-был ответ-"но если они такие честные, такие хорошие, то почему их бьют?"-не унималась я-"потому что двойки от лени, от безделия, получив ремня они берутся за дело"-"то есть, по-вашему, ремень это хорошее средство?!-удивилась я-Но ведь вы сами сказали, что за двойки меня не бьете! Вы же сами себе противоречите!"-"Но ведь у тебя истерика когда мы тебя ругаем"-удивились родители-"то есть вы, получается только ругаете, а не боритесь с моей ленью таким хорошим средством, как ремень? Вы же сами говорите это хорошее средство и при этом даже не пытаетесь его применить? А вдруг бы это действительно помогло бы мне бороться с ленью?"-"Но ведь ты скрываешь двойки от нас"-"Может потому и скрываю, что вы только ругаетесь и не помогаете бороться с ленью эффективно"-"Хорошо доча, значит ты сама считаешь что за двойки нам следует тебя не ругать, а наказывать ремнем?"-"Да"-ответила я-"Хорошо, раз ты сама это понимаешь, значит, из тебя еще может получиться что-то дельное. Хорошо, давай тогда договоримся: ты больше не будешь скрывать двойки, но за каждую двойку мы тебя будем наказывать ремнем. Ты сама будешь снимать штаны и ложиться на кровать..." Не помню, сколько прошло времени после разговора, но получив двойку, я действительно это не скрыла. Увидев двойку в дневнике родители, на этот раз лишь немного упомянув про лень и дурь в голове спросили: "Ты помнишь, мы с тобой договорились, что за двойки мы тебя будем наказывать ремнем?"-"Помню"-"Договор все еще в силе?"-"Да"-ответила я и почувствовала, что столбенею-"Ну что-ж, раз так-снимай штаны и на кровать" Первое наказание ремнем было, помню, не очень сильным, сразу после наказания мне сказали "Подойди". Взяв за подбородок спросили "Ты понимаешь, что мы тебя любим и хотим чтобы ты хорошо училась, закончила институт и была счастлива? Но ты ленишься и поэтому тебя надо было наказать. Мы тебя справедливо наказали?"-"Да"-ответила я-"Ты ведь не хочешь подметать улицы?"-"Нет"-ответила я-"Ну ладно, иди и делай уроки". После порки я действительно начала упорно учиться, пошли отличные оценки, но хватило ненадолго. И вот мне снова приходится снимать штаны, ложиться на кровать и подставлять попу под ремень. Вот так и пошло: получаю ремня-начинаю во-всю учиться-снова "развинчиваюсь"-снова ремень. Так продолжалось почти до конца школы. Причем вот что любопытно: в первый раз меня пороли несильно, а вот после 2-3 раз ерзала, когда садилась. По-видимому, это как у Достоевского, первое убийство Раскольникову далось с трудом, а уже перейдя эту грань, он легко решился на второе. В итоге школу закончила с медалью, а вот из института дважды чуть не вылетела. Все удивлялись, как медалистка могла так плохо учиться в институте. Скажу сразу, никаких увлечений в духе БДСМ у меня нет и никогда не было. СВП мне помогла понять что же было на самом деле. Сперва с точки зрения моих родителей. В глубине души они как типичные "анальники" были "за ремень", но боялись, что если они меня побьют, это может меня от них отдалить. Ведь даже, когда они меня ругали, это приводило к истерикам. Это было своего рода "плотиной", удерживавшей их от ремня. После разговора в 4 классе "плотина" была "прорвана" и они уже не опасались, что я буду на них обижаться за "справедливое наказание". И вот, наконец, "свершилось": "провинившаяся" дочь лежит на кровати с голой попой и получает "по заслугам" Неужели это произошло? Остается только убедиться, что она понимает "справедливость" наказания и что они ее любят и хотят ей добра. А дальше-по Достоевскому. А с моей точки зрения? До разговора в 4 классе родители меня "морально пытали". А ведь для "звуковика" это хуже ремня. И ремень стал для меня своего рода спасением и защитой от моральных пыток. Но я вовсе не жаждала получать ремня, поэтому после каждой порки начинала усиленно учиться, но, поскольку я "звуковик", этого хватало ненадолго.Прочитала статью и хочу рассказать о своей истории. Как-будто все привратности моей жизни точно соответствуют описанному. Согласно СВП получается, что я типичный "звуковик", мои родители типичные "анальники".
В дошкольные годы и первые школьные меня родители часто ругали: за плохо помытые руки, за неубранные игрушки, за неаккуратный почерк итд. У меня случались истерики, а родители начинали мне тогда говорить, какие они гуманные: мил, Мишу за такое наказывают ремнем, Степу тоже и Верке достается итд. Ругая за почерк, за одну ошибку в диктанте, за которую я получила 4, за плохой рисунок на 3, они мне постоянно говорили, вот будешь так учиться начнутся двойки. И они начались. Первую двойку схлопотала уже во 2 классе. Неужели они были так правы. "Ну вот, что мы говорили"-это стало началом длинной лекции о моем будущем, где я буду подметать мусор. Я проревела всю ночь. Кончилось тем, что я пыталась, правда неумело, скрывать двойки, ведь двойки были доказательством родительской правоты. А родители удивлялись. Мне постоянно читали нотации не только о том, что я позорю семью и буду подметать мусор, но и о том, как плохо скрывать двойки. И вот однажды, в 4 классе, после очередной плохо скрытой двойки они мне сказали: "Мы не понимаем, зачем тебе это надо - скрывать двойки? Ведь мы тебя за двойки не бьем. Вот других за двойки бьют, но они не скрывают" Я спросила: "Если их бьют, то почему они не скрывают?"-"А потому что они хотят быть честными"-был ответ-"но если они такие честные, такие хорошие, то почему их бьют?"-не унималась я-"потому что двойки от лени, от безделия, получив ремня они берутся за дело"-"то есть, по-вашему, ремень это хорошее средство?!-удивилась я-Но ведь вы сами сказали, что за двойки меня не бьете! Вы же сами себе противоречите!"-"Но ведь у тебя истерика когда мы тебя ругаем"-удивились родители-"то есть вы, получается только ругаете, а не боритесь с моей ленью таким хорошим средством, как ремень? Вы же сами говорите это хорошее средство и при этом даже не пытаетесь его применить? А вдруг бы это действительно помогло бы мне бороться с ленью?"-"Но ведь ты скрываешь двойки от нас"-"Может потому и скрываю, что вы только ругаетесь и не помогаете бороться с ленью эффективно"-"Хорошо доча, значит ты сама считаешь что за двойки нам следует тебя не ругать, а наказывать ремнем?"-"Да"-ответила я-"Хорошо, раз ты сама это понимаешь, значит, из тебя еще может получиться что-то дельное. Хорошо, давай тогда договоримся: ты больше не будешь скрывать двойки, но за каждую двойку мы тебя будем наказывать ремнем. Ты сама будешь снимать штаны и ложиться на кровать..." Не помню, сколько прошло времени после разговора, но получив двойку, я действительно это не скрыла. Увидев двойку в дневнике родители, на этот раз лишь немного упомянув про лень и дурь в голове спросили: "Ты помнишь, мы с тобой договорились, что за двойки мы тебя будем наказывать ремнем?"-"Помню"-"Договор все еще в силе?"-"Да"-ответила я и почувствовала, что столбенею-"Ну что-ж, раз так-снимай штаны и на кровать" Первое наказание ремнем было, помню, не очень сильным, сразу после наказания мне сказали "Подойди". Взяв за подбородок спросили "Ты понимаешь, что мы тебя любим и хотим чтобы ты хорошо училась, закончила институт и была счастлива? Но ты ленишься и поэтому тебя надо было наказать. Мы тебя справедливо наказали?"-"Да"-ответила я-"Ты ведь не хочешь подметать улицы?"-"Нет"-ответила я-"Ну ладно, иди и делай уроки". После порки я действительно начала упорно учиться, пошли отличные оценки, но хватило ненадолго. И вот мне снова приходится снимать штаны, ложиться на кровать и подставлять попу под ремень. Вот так и пошло: получаю ремня-начинаю во-всю учиться-снова "развинчиваюсь"-снова ремень. Так продолжалось почти до конца школы. Причем вот что любопытно: в первый раз меня пороли несильно, а вот после 2-3 раз ерзала, когда садилась. По-видимому, это как у Достоевского, первое убийство Раскольникову далось с трудом, а уже перейдя эту грань, он легко решился на второе. В итоге школу закончила с медалью, а вот из института дважды чуть не вылетела. Все удивлялись, как медалистка могла так плохо учиться в институте. Скажу сразу, никаких увлечений в духе БДСМ у меня нет и никогда не было. СВП мне помогла понять что же было на самом деле. Сперва с точки зрения моих родителей. В глубине души они как типичные "анальники" были "за ремень", но боялись, что если они меня побьют, это может меня от них отдалить. Ведь даже, когда они меня ругали, это приводило к истерикам. Это было своего рода "плотиной", удерживавшей их от ремня. После разговора в 4 классе "плотина" была "прорвана" и они уже не опасались, что я буду на них обижаться за "справедливое наказание". И вот, наконец, "свершилось": "провинившаяся" дочь лежит на кровати с голой попой и получает "по заслугам" Неужели это произошло? Остается только убедиться, что она понимает "справедливость" наказания и что они ее любят и хотят ей добра. А дальше-по Достоевскому. А с моей точки зрения? До разговора в 4 классе родители меня "морально пытали". А ведь для "звуковика" это хуже ремня. И ремень стал для меня своего рода спасением и защитой от моральных пыток. Но я вовсе не жаждала получать ремня, поэтому после каждой порки начинала усиленно учиться, но, поскольку я "звуковик", этого хватало ненадолго.

Если верить современным исследованиям, гением становятся после 30 лет. Но как быть с теми, чьи таланты проявляют себя уже в детстве? Мы решили разобраться, как определить, что в семье растет гений и как правильно его развить.

Признаки гениальности

Каждый родитель считает своего ребенка самым одаренным. Но что на этот счет говорят врачи? Можно ли определить, будет ли ваш ребенок вундеркиндом? Вообще, современная наука не даст вам ответа на этот вопрос. Но существуют естественные признаки, по которым можно определить, что ваш ребенок гений.

Первый звоночек гениальности – это быстрый рост. Медики полагают, что если ребенок быстро растет, то быстрее развивается – у него раньше развивается мимика, он раньше начинает говорить – в 14 месяцев одаренные дети могут связать предложения. У него первым из сверстников проявляются интересы к другим языкам.

Кстати, склонность к изучению языков – еще один признак гения. Язык, по мнению психологов, отлично развивает мышление. Отсюда все истории о пользе билингвальных детских садов.

Ваш младенец быстро запомнил, что фруктовое пюре, которое подает ему мама, появляется из холодильника? Он обладает хорошей концентрацией и может долго проводить время за одним делом? Отлично! С высокой долей вероятности вы растите одаренного ребенка. Недавнее исследование, в котором приняли участие восемь вундеркиндов, показали, что все они обладают феноменальной оперативной памятью – той, которая удерживает в мозгу информацию для разработки. У вундеркиндов ее объем больше, нежели у простых детей.

От вундеркинда до аутиста один шаг

Дети-вундеркинды всегда вызывали у окружающих удивление и благоговение. Сам термин вундеркинд идет в ногу с понятием успех. Но, несмотря на феноменальные способности, отличную память и высокие результаты, вундеркинды обладают уровнем умственного развития не превышающим средний. По крайней мере, к такому выводу пришли исследователи после тестирования гениальных детей.

Хуже того, согласно исследованию, опубликованному недавно в журнале Intelligence, большинство гениев несут в себе много аутистических черт, прежде всего, их внимание к деталям. Кроме того, в семьях, где рождаются вундеркинды – в первой и второй степени родства часто встречаются аутисты. На основе проведенного эксперимента с восьмью вундеркиндами, в трех случаях аутизмом страдали около десятка ближайших родственников.

Да и сами вундеркинды несут в себе угрозу отколоться от общества и резко перейти с пути быстрого развития на путь деградации. Бытует мнение, что дети просто не выдерживают того давления, которое на них оказывают окружающие. Но обратный процесс начинается иногда совсем в раннем возрасте. Например, Time приводит пример, когда ребенок заговорил в три месяца, а через год разучился.

Как воспитать гения

В общем, вундеркинды – палка о двух концах. И встречаются они редко. Согласно исследованиям, на 100 тысяч детей приходится один вундеркинд. Одаренных намного больше, но талант – это всегда труд, в том числе и родительский.
Исходя из последних исследований, современные ученые дали следующие советы по воспитанию будущих гениев:

Развивайте терпение

Во-первых, не давайте ребенку много смотреть телевизор, особенно до двух лет. Современная статистика гласит, что 59% маленьких детей имеют под боком не один, а целых два телевизора. Эксперт Роберта Голинхофф подчеркивает, что это не приносит никакой пользы, напротив, снижает познавательные навыки и крадет время, которое нужно вашему чаду для развития. Кроме того, ученые советуют с детства учить ребенка терпению. Однажды в американской школе группе детей предложили одно печенье, с условием, что второе они смогут получить, только если немного подождут. В итоге, у тех, кто прождал больше, показатели по школьному тесту были на 210 пунктов выше, чем у тех, кто не смог выждать и минуты.

Берегитесь компьютера

Кстати, о компьютерных играх. Это враг номер один в мире современной педагогики. Недавняя статья в научном журнале "Педагогические технологии" доктора Бари гласила, что дети, которые играют в компьютер больше двух часов в день, показывают результаты на 9,4% ниже, чем те, кто больше интересуется другими вещами, например, книгами, музыкой или спортом.

Откройте для ребенка музыку

Музыка – секрет успеха в развитии вербальных навыков у ребенка. Недавно в Америке провели эксперимент, где приняли участие ученики из музыкальных школ Бостона до десяти лет, которые к тому времени уже три года занимались музыкой. Как указывают авторы, эксперимент показал, что дети из музыкальных школ оказались в несколько раз способнее в изучении языков, и вообще были более интеллектуально развиты, нежели их сверстники.

Соберите библиотеку

Другой важный фактор развития – книги. Исследователь Эванс, в своей статье «Семейная, школьная культура. Успех образования», - сообщил, что дети, росшие в доме, где было более 500 томов, учились на 36% лучше, чем их сверстники из семей меньших библиофилов. Конечно, не стоит забывать, что жить в окружении книг мало, нужно их еще и читать.

Не бойтесь детского сада

Ну и последнее - социализация. Рано или поздно перед всеми современными родителями встает вопрос – отдавать ли ребенка в детский сад или не стоит. Наука голосует «за». Чтобы сделать такой вывод ученые проследили за жизнью двух групп сирот от 3-4 лет до 40. Одни посещали дошкольное учреждение, другие нет. В итоге группа, прошедшая подготовительную школу, к 27 годам имела в несколько раз больше шансов купить себе собственный дом, нежели те, кто были предоставлены сами себе. Результаты исследования вышли в статье доктора Швайнхарта «Время жизни: о пользе дошкольного обучения вплоть до сорока лет». Социализация и умение направить безграничную энергию вашего чада в правильное русло – вот гарант успешного будущего, утверждают ученые.

Главное не переборщить

Но в воспитании, как и везде очень важно соблюдать меру. Гении гениями, но не стоит забывать, что практически у каждого известного истории гения были свои причуды.

Взять, например, Эйнштейна. Не человек, а легенда. Наверное, весь мир вспоминает его добрым словом, кроме жены. Однажды он решил изменить их семейные отношения на деловые и предложил контракт. Не самый выгодный для своей второй половины. Она должна была продолжать приносить ему, по-прежнему, три раза в день его обед, содержать одежду в чистоте, а главное - при других женщинах становиться простой домоправительницей.

Непростым сожителем был и Людвиг ван Бетховен. Создавал хаос он так же великолепно, как и сочинял сонаты. В доме всегда были разбросаны ноты, тарелки с объедками, книги. По крайней мере, так вспоминали о нем современники. Если это еще можно назвать творческим беспорядком, то особой его «гениальной фишкой» был отказ от бритья во время работы над новым произведением. Людвиг полагал, что бритье лишает его вдохновения. Вместо этого, он выливал себе на голову ведро холодной воды.

Но больше всего своим безумством запомнился Сальвадор Дали. Возможно, потому, что он сам хотел выглядеть сумасшедшим. Его жизнь была такой же шокирующей, как и творчество. Одни его дневники с размышлениями об экскрементах чего стоят. Больше всего он любил эпатировать публику. Однажды в 1936 году на Международной сюрреалистической выставке он решил прочитать лекцию, надев водолазный шлем. Надо сказать, что при этом чуть не задохнулся. Когда же оторопевшие зрители спросили, почему он так оделся, Дали ответил, что так ему было удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям.

Врожденная грамотность проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают

Желание взрастить малолетнего вундеркинда и воспитать его до уровня гениальности не дает покоя родителям вот уже несколько поколений. О том, как развить одаренность в ребенке, а не свести ее на нет, рассказала профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Юркевич.

- Виктория Соломоновна, насколько я знаю, тема раннего развития была крайне популярна во времена позднего СССР. Известно, что происходило с этими детьми потом? Все они выросли гениями?

Ранним развитием у нас стали заниматься даже раньше, где-то в 60-70-е годы прошлого столетия. Подобные течения были распространены по всему миру. В Японии был очень популярен Масару Ибука со своей книгой «После трех уже поздно». Он считал, что самый благоприятный возраст - до трех лет, когда ребенок уже что-то понимает и еще не утратил своей природной потребности в познании.

В России были свои герои. Их тогда называли учителями-новаторами: Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова, Михаил Щетинин. Потом были Никитины, которые пытались создать новые игры, возможно, техническое обеспечение для них, чтобы развивать ребенка. С тех пор эта тенденция держится. Посмотрите, какой набор сейчас в группы 3-4 лет!

Идея раннего развития сама по себе правильная и нужная: то, что легко в одном возрасте, может быть трудно в другом. Физиологи подтверждают: дошкольный возраст - самый сензитивный, чувствительный в плане развития способностей.

Другое дело, что в любой идее нужно держаться здравого смысла . Когда это течение у нас только зарождалось, идеологи всегда делали акцент на слове «сотрудничество». Даже с маленьким ребенком родителям не стоит занимать позицию ментора. Работа должна строится на основе модели так называемых субъект-субъектных отношений, когда оба участника взаимодействия - деятели своего общего дела. Иными словами, когда ребенок сам автор, или соавтор своего развития.

Но всякий понимал эти методы в силу своего опыта, интуиции и готовности. Начались перекосы. Стали появляться кубики то Зайцева, то Домана, обещающие научить ваше чадо читать в два года. В принципе, это реально. Девочки в два-три года точно могут читать, мальчики чуть медленнее развиваются, но годам к трем-четырем их тоже этой технике можно обучить. Но, к сожалению, в этом возрасте они еще не подготовлены к содержательному чтению. Технику они выучили, а читать сколько-нибудь осознанно, вполне понимая смысл прочитанного - нет.

Получается так (у меня были такие дети в большом количестве): «читать я научился с трех лет, но читать не люблю». Главная задача родителя - не как можно раньше научить читать, а сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение в нужном - лучше именно в дошкольном - возрасте.

Врожденная грамотность - я это явление часто наблюдаю - проявляется чаще всего у детей, которые достаточно рано и с интересом начали читать. Сегодня у меня был мальчик, который читает с трех лет. У него врожденная грамотность развита именно потому, что все эти слова он начал видеть в самое чувствительное время. Но это одаренный ребенок, с так называемым ускоренным развитием.

Плохо, когда родители чуть ли не логарифмам учат с пяти лет. Таких я тоже знаю. В общем, какие-то перекосы с ранним развитием, к сожалению, неизбежны.

- Как стремление родителей «воспитать одаренность» отражается на детях?

Бывает, что очень плохо. Посещение «одаренных» групп часто приводит к тому, что дети теряют интерес к деятельности, к которой по-настоящему не готовы , а бывает, что как-то обходится.

Здесь очень важна позиция родителей. Если мама отдала ребенка каким-то психологам-педагогам, которые его обучают, но при этом где-то что-то сама объясняет, не требует, не заставляет, а старается заинтересовать, то все обходится без особого вреда. В целом же, в 2-3 года дети еще не могут получить удовольствие от чтения.

- Получается, проблема не в самих методиках, а в том, что родители их неверно трактуют?

Идея в два года учить ребенка чтению сама по себе дурная, но вред от этого всегда может уменьшиться, и даже исчезнуть с умной мамой.

Родителям важно понимать, зачем они что-то делают. Есть абсолютный закон развития ребенка: если он не любит то, что делает, если делает что-то по требованию взрослых, способности не развиваются. Навык он получит, знания получит, но способности… Многие матери не знают про этот закон, но интуитивно понимают, что если ребенок не хочет, не нужно его заставлять. Другие не понимают. Такие постоянно требуют: «Ну-ка, давай читай, ты же умеешь», «Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь». Это лучший способ отбить охоту к чтению.

- Существуют ли серьезные научные исследования, подтверждающие пользу или вред раннего развития?

Научные исследования, физиологические, все-таки пока недостаточно убедительны. Но на практике мы видим, что вреда от раннего развития иногда больше, чем пользы. Тот же японец Ибука не говорит: «Учи его!», он говорит: «Ребенок хочет познавать мир, дай ему такую возможность, предоставь богатую среду».

Каждому ребенку даются хорошие задатки. Из них вырастают способности. Но, к сожалению, большая их часть остается незамеченными, без употребления.

Правда заключается в том, что необходимо рано предоставить ребенку богатую развивающую среду , тогда и будет больше шансов разглядеть, развить его способности.

Как можно раньше начинайте рисовать с детьми, собирайте конструктор, читайте про животных, решайте веселые задачки, если ему стало интересно, покажите, как работает какая-то техника, предложите головоломки. Ребенок сам выберет. Но никакое насилие здесь в принципе невозможно.

Я вижу много крайностей. Бабушка - учитель начальных классов на пенсии - решила сделать пятилетнего внука одаренным. Она каждый день ему по четыре урока устраивала: письмо, чтение, математика… «Ты мало старался!», - говорила она ему. Она очень любила внука, но считала, что жесткость не повредит - гения же растит! Он, конечно, прошел в первый класс знаменитой гимназии, но в пятый его уже не взяли, сказали, натасканный, но высоких способностей нет. Чисто технически он очень рано что-то выучил, запомнил, но способности от таких занятий не развивались.

- А с какого возраста можно изучать с ребенком иностранный язык?

Бывает по-всякому. И очень хорошо, и не очень хорошо. Я видела много детей с речевыми проблемами, с заиканием, которые были вынуждены учить два языка сразу - так называемых билингвов. В идеале, лучше начинать изучать иностранный язык только тогда, когда родной освоен (девочки уже в 3-4 года хорошо говорят, мальчики чуть позже). Вот тогда самое время для чужого языка.

- Предположим, что «гений» у нас наполовину готов: и читает, и считает, и пишет. И вот он идет в обычную школу, где все это ему предлагают учить снова. Естественно, что ему это не интересно. Но что же делать?

Это очень большая проблема. Раньше в случае с одаренными детьми мы перескакивали в класс постарше, но оказалось, что вреда в этом больше, чем пользы. Представьте, ему пять лет, и мы его сажаем в класс с восьмилетними. По интеллекту он действительно восьмилетний, но эти дети не будут с ним общаться как со сверстником. В результате, он не выстраивает нужные социальные связи, не развивает социальные навыки.

В некоторых школах есть классы для одаренных. Кроме того, есть возможность домашнего обучения. Есть еще какие-то способы работы. Но эта проблема каждый раз решается индивидуально. Если социальные навыки хорошие, можно перевести его в класс постарше, если нет - ищешь другой путь. Могут ли родители сами заниматься? Есть ли деньги на дополнительные занятия? Все это важно. Если ребенок опережает в развитии своих сверстников на 3-4 года, лучше все-таки обратиться к специалисту за советом.

- А сегодня раннее развитие у нас все так же в моде?

Сама идея, что время до школы нужно использовать с толком, никуда не делась. Другое дело, что уже нет этих крайностей с ранним чтением, перехлеста в сторону научения вроде уже нет. Да и призывы растить гениев с двух лет звучат все реже. И слава Богу. опубликовано

беседовала Анна Семенец

Есть одна легенда о том, что родители новорожденного малыша хотели знать, когда им надо начинать воспитывать своего ребенка. Они обратились за советом к мудрецу. «Когда родился ваш малыш?», - спросил мудрец. «Три дня назад», - ответили родители. «Вы опоздали ровно на три дня», - ответил старец.

Современные родители не отстают в своем желании воспитать своего ребенка как можно лучше. Сегодня существует много методик воспитания детей, только надо выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу.

Методика Монтессори. Ребенок должен решать сам

Сегодня чрезвычайной популярности набирает методика Марии Монтессори. Это итальянский педагог и психолог. Девизом ее системы воспитания детей можно назвать то, что педагог не должен делать за ребенка то, что малыш может делать сам.

В мире уже давно существуют детские сады и школы, которые работают по этой системе. Самые известные люди, которых воспитывали по Монтессори, - Джордж Клуни, Билл Клинтон, Билл Гейтс.

Что же сделало этих людей такими успешными? Кажется, сработал основной принцип педагогической системы Монтессори - ребенок сам определяет свои интересы и занимается тем, что действительно хочет делать.

Можно выделить основные принципы этой методики.

1. Определяем интересы ребенка

Но этот способ нельзя воспринимать буквально, ведь интересы ребенка разные и порой меняются каждый день.

2. Забыть о запретах

Но надо понимать, разницу между тотальными запретами на все и вседозволенностью. Психологи рекомендуют определить четкий круг запретов, которые ребенок может запомнить, особенно на то, что опасно для жизни малыша.

3. Не ругать

Тут надо понимать разницу между пояснением и криком. Нужно объяснять ребенку следствия его поступка, чтобы он сам понял, что поступил плохо, а не просто говорить «нельзя».

4. Не хвалить

Наверное, этот пункт трудно выполнить почти всем родителям. Но тут имеется в виду, что не надо захваливать свое чадо, чтобы ребенок не делал того, что нравится родителям, а поступал так, как хочет делать сам.

5. Не критиковать

Не надо сравнивать ребенка с другими детьми и поддавать сомнению его даже незначительные достижения.

6. Не стимулировать

Родители или педагог не должны подталкивать ребенка заниматься тем, что нравиться взрослым. Можно предложить игрушку, но не надо подстрекать малыша с ней играть.

Ребенок должен жить в реальном мире. Но это правило также нелегко выполнить. Ведь, читая сказки, мы развиваем фантазию у ребенка, учим доброте и взаимопомощи.


У этой системы есть плюсы и минусы. Главный минус в том, что дети, которые занимаются по системе Монтессори или ходят в такой садик, трудно адаптируются в школе. Они часто не понимают правил дисциплины и не готовы учить то, что им неинтересно.

Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Эта методика считается альтернативой системы Монтессори. Главная цель - гармоничное развитие ребенка.

Основные моменты этой методики:

1. Ребенок должен развиваться в своем темпе

В то же время родители должны предоставить для этого все доступные средства.

2. Игрушки должны быть из натуральных материалов, куклы без лиц - это развивает фантазию у детей

3. Воспитатель - пример для подражания у ребенка

4. Учебный материал поделен на части: духовную, душевную, практическую

В духовной части уделяют внимание активному мышлению, в душевной - музыке, в практической - рисованию, лепке.

5. Воспитываем человеческие ценности на исторических примерах

Популярные методы обращения в рыцарскую эпоху. Дети переодеваются в средневековые костюмы, разыгрывают сценки.

Методика Глена Домана. Как воспитать гения

Доктор Глен Доман - нейрохирург. Он работал с детьми-инвалидами, в которых была поражена нервная система. Доктор изобрел свою методику, которая оказалась очень действенной для развития памяти у детей. В результате больные дети через некоторое время догоняли здоровых в своем развитии.

Что же придумал Глен Доман? Он попробовал показывать детям карточки с рисунками и называть, что там изображено. Такой урок должен длиться несколько секунд, а всего уроков в день может быть и до пятидесяти.

Также большое значение его методика воспитания уделяет физическому развитию детей. Он уверен, что для новорожденного надо максимально много времени проводить на полу или специальном приспособлении. Детей нужно вертеть и крутить разными способами, учить преодолевать препятствия.

Самые важные принципы методики Домана:

1. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше шансов воспитать его эрудитом

2. Хвалите ребенка за его достижения

3. Не учите детей без их интереса

4. Регулярные занятия - залог успеха

5. Не проверяйте знаний у малыша

6. Каждый ребенок может вырасти гением, надо лишь постараться.

7. Маленькие дети воспринимают и запоминают огромное количество информации. После 6 лет способности памяти не такие большие.

Система воспитания Никитиных. Минимум опеки - максимум любви

Эту систему открыли для себя и миру педагоги-новаторы Никитины, испытав на собственных детях. Все методы приходили со временем и опытом. Вот основные правила воспитания, которые вывели для себя Никитины.

1. Закаляйте ребенка

Холод - главный враг болезней. Но закалять ребенка надо постепенно.

2. Не надо заставлять ребенка есть

И речь идет не только о перекорме. Если какой-то ребенок Никитиных отказывался от еды, его не кормили вообще. Но до следующего «планового» приема пищи никаких перекусов.

3. Движение - жизнь

Огромное значение в семье уделялось физическому развитию. Дети лазали по турникам, канатам, лестницам. При этом никто не указывал, как именно надо заниматься ребенку - все по собственному желанию.

4. «Нет» лишней опеке

Согласно методике воспитания Никитиных, не надо излишне опекать детей - они многое могут сами. Когда их дети начинали ползать и ходить, родители практически не страховали малышей. И ребята учились группироваться, правильно падать и поддерживать баланс тела. Если малыша страховать, он перестает полагаться на свои силы.

5. «Да» взрослым игрушкам

Если ребенку интересно играть не куклой, а ложкой, тапочками, феном - пожалуйста, лишь бы не было опасности для жизни. Но надо четко выделить, какие взрослые вещи можно брать, а какие - нет.

6. Собственный пример - стимул для детей

По мнению отца семейства, если что-то делать с любовью и интересом, дети искренне заинтересуются делами родителей.

7 . Развивайте ребенка с помощью настольных игр, головоломок, ребусов, загадок

Очень важно, чтобы вся семья принимала участие в домашних играх, это развивает не только мышление, но и формирует командный дух.

Но у этой системы есть вторая сторона медали, которую увидели сами Никитины. Их дети были эрудированы не по годам. В школе они не привыкли напрягаться, а когда запас их знаний иссяк, они просто не умели учиться. Несмотря на физическое развитие, они не стали чемпионами в спорте.

Горе от ума

Выбирая методы воспитания для своего малыша, надо помнить, что они должны быть полезны для вашего ребенка и подходить именно ему.

Задумайтесь, так ли нужно делать из своего ребенка гения? Принесет ли это ему счастье? Или просто вы пытаетесь удовлетворить свои амбиции, заставляя детей делать то, что им не нужно.

Стоит помнить правило, которое все эти педагоги открыли для себя: не бегите вперед поезда с обучением, воспитывайте малыша с любовью и искренним интересом - и тогда результаты действительно вас удивят.