Предмет метод система права социального обеспечения. Предмет права социального обеспечения. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

29.03.2019

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума. по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права -право социального обеспечения.

В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм. обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения но обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 "0 пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения но обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права. Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.

Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.



Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B.C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

B.C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям: - одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: - посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.

Думается, что названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих меж-

дународных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.

Органы колхозов в настоящее время также не являются участниками отношений по государственному социальному обеспечению. Но сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе.

Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет права социального обеспечения не входят.

Вторым критерием, который предложил использовать B.C. Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их"алиментарный" характер. Однако »ту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него

средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Таким образом, трудящиеся заранее "оплачивают" будущие социальные расходы.

Однако по современным экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения*.

По вопросу о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно высказать также следующие дополнительные соображения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год.

Во-вторых, право на социальное обеспечение возникало у конкретного лица. При реализации субъективного права на пенсию, пособие или услугу управомоченный гражданин получал его бесплатно, безэквивалентно, но нормировано с учетом прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельности, а не в порядке ответных действий за труд, на что справедливо указывала Р.И. Иванова.

В современных условиях понятие "алиментации" претерпевает определенную трансформацию. Оно будет подробно рассмотрено в следующем параграфе, посвященном методу правового регулирования.

Что касается третьего признака, то ссылка на фонды для нетрудоспособных утратила свое значение, поскольку их уже нет. Кроме того, они всегда существовали лишь в виде строки государственного бюджета и никогда фактически из него не выделялись, т.е. не функционировали в виде самостоятельных финансовых систем. Но акцент на особых источниках финансирования сохраняет свою актуальность. Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990 г. Пенси-

Малева Т. (ред.) Современные проблемы пенсионной сферы. Комментарии экономистов и демографов. М., 1997. Научные доклады. Вып. 16. С. 54.

онного фонда РФ и его территориальных отделений. В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения. Средства названных фондов формируются за счет: - обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; - ассигнований из бюджета РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств; добровольных взносов физических и юридических лиц; - прочих доходов.

Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.

Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами

ежегодно.

Как уже отмечалось, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделитьматериальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; *

Отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.Это -отношения по правоприменительной деятельности. Со-

держанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например,по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями: - бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - в связи с определением причины и группы инвалидности; - различными видами лечебных учреждений - о признании факта временной нетрудоспособности; - органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти; - органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении; - архивными учреждениями и др.

Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими государственными органами: - органами по назначению государственных пенсий; - органами службы занятости и пр.

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. Эти отношения могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.

По мнению Э.Г. Тучковой, процессуальные отношения регулируются нормами нескольких отраслей, так как право социального обеспечения не закрепляет какой-либо особой процедуры рассмотрения споров. Но каких именно отраслей автор не уточняет. Имеется в виду, что при рассмотрении спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. В частности, B.C. Андреев писал, что если разрешение спора отнесено к компетенции суда, то возникают обычные гражданско-процессуальные отношения.

Мнение о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчиненности критиковалось в юридической литературе. В частности, Р.И. Иванова указывала, что данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распределительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент власти-подчинения. Кроме того, решения вышестоящих органов в порядке подчиненности по вопросам социального обеспечения не являются юрисдикционными актами. Поэтому отношения, возникающие между физическим лицом и различными государственными органами в связи с рассмотрением споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения.

Многие ученые высказывают точку зрения о целесообразности создания специализированных судов для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Такие суды существуют во многих экономически развитых странах и подтвердили свою практическую эффективность. По сравнению с общегражданскими судами они рассматривают дела в сокращенные сроки и по упрощенной процедуре, позволяют быстрее и дешевле восстанавливать нарушенные права человека в области социального обеспечения.

Если предложение об организации в России судебных органов с аналогичными функциями (например, мировых социальных судов) получит законодательное воплощение, то отношения по рассмотрению в них дел и обжалованию их решений войдут в предмет права социального обеспечения в качестве процессуальных отношений.

Что касается предмета науки права социальною обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуаль-

ные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

  • 1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);
  • 2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);
  • 3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:

  • 1) процедурные отношения - такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы - об установлении инвалидности; лечебными учреждениями - об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа - о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;
  • 2) процессуальные отношения - такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан. Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке - к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков.

Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой.

В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений. В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

  • - по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • - предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • - процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  • Тема 3. Правоотношения по социальному обеспечению
  • 1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
  • 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • 3. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению
  • Тема 4. Трудовой стаж в праве социального обеспечения
  • 1. Понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды
  • 2. Страховой стаж
  • 3. Общий трудовой стаж
  • 4. Выслуга лет военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов
  • 5. Непрерывный трудовой стаж
  • Тема 5. Пенсия по старости
  • 1. Понятие пенсии по старости и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по старости на общих основаниях
  • 3. Досрочное назначение трудовых пенсий по старости по условиям труда и гражданам из числа работников летно-испытательного состава
  • 4. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф
  • Тема 6. Пенсия по инвалидности
  • 1. Понятие инвалидности. Причины инвалидности
  • 2. Понятие пенсии по инвалидности и ее виды
  • 4. Пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву
  • Тема 7. Пенсия по случаю потери кормильца
  • 1. Понятие пенсии по случаю потери кормильца и ее виды
  • 2. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • 3. Пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву
  • Тема 8. Пенсия за выслугу лет
  • 1. Понятие пенсии за выслугу лет и ее виды
  • 2. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • 3. Пенсия за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 9. Назначение и выплата пенсий
  • 1. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
  • 2. Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
  • 3. Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов
  • Тема 10. Пособия по временной нетрудоспособности
  • 2. Размеры пособий по временной нетрудоспособности
  • Тема 11. Государственные пособия гражданам, имеющим детей
  • 1. Общие вопросы предоставления государственных пособий гражданам, имеющим детей
  • 2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
  • 3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • 4. Пособия, предоставляемые женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
  • Тема 12. Пособия по безработице
  • 1. Понятие пособий по безработице. Безработные и занятые граждане
  • 2. Размеры и продолжительность выплаты пособия по безработице
  • Тема 13. Иные виды государственных пособий
  • 1. Социальное пособие на погребение
  • 2. Государственные единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений
  • 3. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих
  • Тема 14. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан
  • 1. Ежемесячные компенсационные выплаты студентам, учащимся и аспирантам
  • 2. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
  • Тема 15. Меры социальной поддержки
  • 1. Понятие мер социальной поддержки
  • 2. Меры социальной поддержки, предоставляемые государственными органами рф
  • Тема 16. Государственная социальная помощь
  • 1. Понятие государственной социальной помощи
  • 2. Социальные пособия, материальная помощь и помощь в натуральном виде, предоставляемые малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
  • Тема 17. Социальное обслуживание
  • 1. Понятие, принципы и формы социального обслуживания
  • 2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • 3. Осуществление отдельных форм социального обслуживания
  • 4. Предоставление временного приюта в доме ночного пребывания
  • Тема 18. Социальное обеспечение
  • 2. Единовременные и ежемесячные страховые выплаты
  • 3. Социальная защита граждан, занятых на опасных объектах
  • Тема 1. Право социального обеспечения как отрасль российского права

        Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

        Предмет и метод права социального обеспечения

        Принципы права социального обеспечения

    1. Понятие социального обеспечения и права социального обеспечения

    Социальное обеспечение как реально существующее об­щественное явление нуждается в научной дефиниции. Одна­ко, несмотря на то, что разработка данного понятия ведется в различных отраслях знания с начала XX в., в науке и сегод­ня нет единства взглядов по вопросу о его основных призна­ках и содержании. Причина этого кроется в неоднозначности и многогранности термина «социальное обеспечение». С со­циологической точки зрения, это социальный институт, по­средством которого удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в поддержке со стороны общества. С экономи­ческой точки зрения, это совокупность экономических отно­шений, возникающих в процессе распределения доходов для поддержки нетрудоспособных членов общества.

    Выработанные в юридической науке концепции социаль­ного обеспечения можно разделить на две большие группы: социальное обеспечение в узком и широком смысле.

    Социальным обеспечением в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осу­ществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Иначе говоря, при рассмотрении социального обеспечения в узком смысле сфера его действия определяется по кругу лиц и источнику финансирования. Такой подход к определению названного понятия прослеживается уже в научных трудах 1930-х гг. Названный подход представляется неполным, по­скольку не дает возможности отграничить социальное обеспечение от других видов распределения из общественных фондов потребления хотя бы потому, что нередко из фондов, предназначенных для социального обеспечения, обеспечиваются и трудоспособные граждане.

    Под социальным обеспечением в широком смысле понимаются урегулированные нормами права общественные отно­шения, возникающие между гражданами, с одной стороны, и органами государства, органами местного самоуправления, организациями - с другой, по поводу предоставления гражданам из специализированных, особым образом созданных денежных фондов всех видов материального обеспечения при наступлении не зависящих от пони субъектов обеспече­ния обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение их доходов, повышенные расходы, малообеспеченность, с целью предупреждения, смягчения или устранения неблагоприятных последствий наступления этих рисков, а также поддержания определенного минимального жизненного уровня.

    Анализ данного определения позволяет выделить следую­щие основные признаки социального обеспечения:

    1) социальное обеспечение представляет собой целый ряд общественных отношений, урегулированных нормами права;

    2) субъектами данных отношений выступают гражда­не и органы государства, органы местного самоуправления, а также организации (в первую очередь речь идет о работода­телях);

    3) социальное обеспечение финансируется за счет бюджет­ных средств и средств специализированных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхо­вания РФ, Федерального и региональных фондов обязатель­ного медицинского страхования). С 1 января 2010 г. формиро­вание внебюджетных фондов осуществляется за счет уплаты обязательных страховых взносов;

      в качестве объектов социального обеспечения высту­пают блага, предоставляемые гражданам: пенсии, пособия, компенсационные и страховые выплаты, медицинская по­мощь, социальная помощь, социальная поддержка, социаль­ное обслуживание, дополнительное социальное обеспечение и др.;

      граждане обеспечиваются указанными благами при на­ступлении особых случаев (иначе они называются социальны ми рисками), в их числе: достижение определенного возраста, инвалидность, признание гражданина безработным, рождение ребенка и др.;

      наступление рисков влечет наступление неблагоприят­ных последствий, таких как снижение или утрата доходов, по­вышенные расходы и др.;

      цель социального обеспечения - предупреждение, смяг­чение или устранение неблагоприятных последствий, а также поддержание определенного минимального жизненного уров­ня граждан и членов их семей.

    Социальная политика - целенаправленное воздействие го­сударства, общественных объединений и организаций на суще­ствующую систему общественных отношений, задача которо­го - улучшить условия быта и труда широких слоев населения. Основными целями социальной политики Российской Федера­ции в настоящее время являются:

      определение путей и способов обеспечения в долгосроч­ной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан;

      снижение темпов естественной убыли населения, ста­билизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожи­даемой продолжительности жизни;

      формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности меди­цинских услуг, объемы, виды и качество которых должны со­ответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки;

      создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта;

      повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

    Обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищ­ного фонда потребностям населения;

    Значительное улучшение качества природной среды и эко­логичес-ких условий жизни человека, формирование сбалансиро­ванной экологически ориентированной модели развития эконо­мики и экологически конкурентоспособных производств и др.

    Следует иметь в виду, что содержание социальной полити­ки (как и политики в любой иной сфере) в правовом государ­стве закрепляется в законах, а не в подзаконных актах, прини­маемых органами исполнительной власти (даже высшими).

    Социальная защита населения - система общественных от­ношений по обеспечению условий для нормальной жизнедея­тельности населения. В нее входит деятельность государства, органов местного самоуправления, общественных организа­ций, предприятий по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, оказанию помощи семье, охране здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения, охра­не труда, регулированию заработной платы и доходов насе­ления, обеспечению граждан жильем, регулированию права собственности граждан, материальному обеспечению и об­служиванию нетрудоспособных и других нуждающихся в со­циальной защите лиц. Социальная защита является практи­ческой деятельностью по реализации основных направлений социальной политики.

    Право социального обеспечения можно определить как от­расль права, как науку и как учебную дисциплину.

    Право социального обеспечения как отрасль права - сово­купность норм, регламентирующих общественные отношения, складывающиеся при реализации прав граждан на соци­альное обеспечение.

    Право социального обеспечения как наука - совокупность идей, теорий, представлений, взглядов ученых о социальном обеспечении.

    Право социального обеспечения как учебная дисциплина - совокупность знаний, навыков, умений и квалификаций, ко­торыми должны овладеть студенты в процессе изучения дис­циплины.

    По объему наиболее широким является определение по­нятия права социального обеспечения как науки, поскольку предметом науки выступают не только действующие на сегод­няшний момент нормы, но и история развития социально­го законодательства, особенности социального обеспечения в зарубежных странах, предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также международно-пра­вовое регулирование социального обеспечения. Наиболее узким по объему является понятие права социального обеспе­чения как учебной дисциплины. Содержание учебной дисци­плины определяется потребностями подготовки специалистов и различается в разных вузах и на факультетах.

    1. Понятие и виды соц. защиты

    Соц. защита – это система мер, осуществляемая обществом и гос-вом по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни по поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

    Виды соц. защиты:

    1. обеспечение пенсиями;

    2. обеспечение пособиями;

    3. бесплатное мед. обслуживание;

    4. предоставление санаторно-курортного лечения;

    5. соц. помощь семьям, имеющим детей;

    6. обеспечение жильем за счет гос. фондов и т.д.

    2. Понятие, предмет, метод и система ПСО

    ПСО – это самост. отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые др. отношения по материальному обеспечению и соц. обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а т/ж тесно связанные и ними процессуальные отношения по разрешению споров и процедурные отношения по установлению юр. фактов.

    Предмет ПСО – это совокупность общ. отношений, урегулированных данной отраслью права:

    Отношения по пенсионному обеспечению;

    По соц. обслуживанию;

    По выплате пособий;

    По бесплатному мед. обслуживанию;

    Процессуальные отношения.

    Метод ПСО – это способы и приемы правового воздействия на те отношения, которые составляют предмет. Это сочетание императивного и диспозитивного метода, при этом в большинстве случаев применятся императивный метод, который выражается в четком нормативно-правовом регулировании соц. помощи и обслуживании.

    Признаки метода ПСО:

    Сочетание централизованного и локального способов установления прав обязанностей субъектов;

    Права и обязанности могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем;

    Все права и обязанности субъектов определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

    Характеризуется спецификой санкций, применяемых к правонарушителям и способы защиты нарушенного права.

    Система ПСО – это внутренняя структура, выражающаяся в единстве согласованности составляющих ее норм, а т/ж в их дифференциации на институты:

    1. Общая часть раскрывает предмет и принципы ПСО;

    2. Особенная часть состоит из 2 институтов, имеющих самост. объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условиях, размеры предоставления гражданам различных видов соц. обеспечения (пенсий, пособий и т.д.);

    3. Спец. часть состоит из норм, регулирующих межд.-правовые аспекты соц. обеспечения.

    3. Принципы ПСО

    Принципы – это руководящие, отправные начала, в соотв. с кот. осущ-ся правовое регулир. общ. отношений.

    В общем виде не сформулированы ни в КРФ, ни в иных н/п-а, регулирующих сферу соц. обеспечения. Они м/б выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания норм права в обл. соц. защиты:

    1. всеобщность означает, что право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, военнослужащие, беженцы, переселенцы, безработные независимо от пола, возраста, расы и вероисповедания;

    2. всесторонность означает, что необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность;

    3. доступность . Этот принцип реализуется в 2-х аспектах:

    Заключается в том, что условие соц. обеспечения реально достижимо;

    Гос-во возлагает на соотв. гос. органы, а в ряде случаев и на работодателей обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых док-тов;

    4. принцип различия условий и уровня соц. обеспечения ;

    5. многообразие видов обеспечения :

    - мат. помощь – оказывается в форме ден. выплат и выражается в форме пенсий, пособий, компенсаций.

    Пенсия – это регулярная ден. выплата (в расчете на месяц), которая производится в уст. законом порядке опред. категориям лиц из внебюджетных фондов и др. источников, предназначенных для опред. целей.

    Пособия – это ден. выплаты, назначенные гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания дополнительной мат. помощи.

    - соц. обслуживание – заключается в оказании мат. поддержки в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос. органов или общ. орг-ций в пользу обеспечиваемого. Соц. обслуживание вкл. в себя:

    Протезирование;

    Предоставление ср-в передвижения инвалидов;

    Бесплатное проф. обучение инвалидов;

    Санаторно-курортное лечение;

    Обслуживание на дому и т.д.

    4. Источники ПСО

    ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе гос. пенсионного страхования»;

    ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»;

    ФЗ «О ветеранах»;

    ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ»;

    ФЗ «Об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

    ФЗ «О гос. пособиях гражданам, имеющих детей»;

    ФЗ «О гос. соц. помощи»;

    ФЗ «О доп. мат. обеспечении гр-н РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ»;

    ФЗ «Об обязательном мед. страховании в РФ»;

    ФЗ «О погребении и похоронном деле»;

    ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»;

    ФЗ «О соц. гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний»;

    ФЗ «О соц. защите инвалидов в РФ»;

    ФЗ «О соц. обслуживании гр-н пожилого возраста и инвалидов»;