Конспект беседы с родителями воспитывая детей. Методическая разработка на тему: Конспект индивидуальной беседы с родителями старшей группы «Как победить застенчивость. Требования к проведению конференции

12.03.2019

Консультативная беседа с родителями воспитанника.

1. Объект беседы : родители воспитанника.

2. Тема беседы: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка»

3.Цель беседы : формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи.

4.Задачи беседы:

а) установить психологический контакт с родителями;

б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности воспитанника;

в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности;

г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в саду.

5.План беседы:

1)Приветствие;

2) Основная часть;

а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности;

б) Вопросы, заданные родителям;

в) Возникшие вопросы у родителей;

г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

3) Заключение.

Приветствие:

Здравствуйте! Меня зовут(ФИО). Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».

Основная часть:

Даже в самой в самой крайней и запущенной

форме застенчивости и неуверенность пройдут,

если для их преодоления приложить труд души.

Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками.

Часто у педагогов, которые работают с такими воспитанниками, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе.

Безрадостная картина, не правда ли?

(Ответы родителей)

А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

(Вопросы родителей)

Застенчивость - понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше.

Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» - значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».

Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».

(Вопросы родителей)

Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим.

4 причины застенчивости:

1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение.

2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность.

3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом.

4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе.

Памятка для родителей.

Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться, во взаимодействии со своим застенчивым ребенком.

1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством.

2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе.

6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Планы бесед с родителями

1. План беседы с родителями для получения
общих сведений о семье школьника

1. Какой у Вас состав семьи, возраст членов семьи, степень родства?

2. Какое у Вас образование, профессия, где Вы работаете, какой у Вас режим труда?

3. Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением детей?

4. Имеется ли домашняя библиотека, много ли в ней книг для детского чтения?

6. Какие радио- и телепередачи Вы регулярно слушаете, смотрите всей семьей? Обмениваетесь ли впечатлениями?

7. Какие газеты, журналы выписываете? Что выписано специально для ребенка? Регулярно ли он читает свою газету, журнал?

8. Как Вы обычно проводите свободное время, выходные дни?

9. Охотно ли Вы посещаете школу? Помогает ли Вам общение с учителями, классными руководителями?

10. Как Вы оцениваете свои педагогические способности? Занимаетесь ли педагогическим самообразованием, что читаете по педагогической тематике?

11. Какую Вы можете оказать помощь школе, учителю?

2. План беседы по изучению взаимоотношений в семье

1. Есть ли в Вашей семье лидер? Кто это?

2. Какой характер носят взаимоотношения между членами Вашей семьи (доброжелательные, доверительные, рыцарские, командно-авторитарные, безразличные и т. д.).

3. Налажена ли в семье взаимопомощь, действенное участие всех в делах каждого?

4. Случаются ли в семье конфликты? Между кем? В чем Вы видите их причину?

5. Проявляете ли Вы интерес к школьной жизни своих детей? Знаете ли Вы об их взаимоотношениях с учителями, школьными товарищами?

6. Сколько времени каждодневно, в выходные дни Вы общаетесь с ребенком?

7. В каких совместных делах участвуют все члены Вашей семьи?

8. Знают ли дети о Вашей работе, какую продукцию выпускаете, где она используется?

9. Уважительно ли относятся дети к Вашей профессии, выражают ли желание в будущем следовать Вашему пути?

10. Как Вы проводите свой досуг? Участвуют ли в нем Ваши дети?

11. Какие у Вас семейные увлечения?

12. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

13. Какие семейные традиции поддерживаются в Вашей семье? Какое влияние оказывают они на воспитание детей?

3. Беседы с родителями по изучению семейных традиций

1. Какие традиции хранятся в Вашей семье издавна?

2. Какие трудовые традиции сложились в Вашей семье?

3. Как, по традиции, празднуются в Вашей семье красные даты календаря, дни рождения взрослых и детей?

4. Принимают ли дети участие в подготовке семейных праздников?

5. Знают ли дети о боевых и трудовых наградах родителей, дедушек, бабушек; за что они им вручены?

6. Какие традиции Вы считаете вредными?

7. Какие традиции, по Вашему мнению, следует развивать и утверждать в нашем обществе?

8. Какое влияние оказывают семейные традиции на воспитание детей?

4. План беседы по изучению воспитательных
возможностей семьи

1. Кто в семье больше других занимается воспитанием детей?

2. Какова степень участия других членов семьи в воспитании детей?

3. Есть ли в семье единство требований к детям?

4. Что мешает воспитанию детей (недостаток времени, бытовая неустроенность, слабое состояние здоровья и др.)?

5. Оказывает ли кто-нибудь из взрослых членов семьи отрицательное влияние на ребенка? В чем оно проявляется?

6. Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными?

8. Считаете ли Вы, что понимаете своих детей, уважительно относитесь к их интересам, творческим попыткам?

9. Рассказывают ли Вам дети о школе, об учителях?

10. Делятся ли с Вами дети своими планами, мечтами, просят ли у Вас совета, помощи в решении вопросов личного характера?

11. Какие трудности Вы испытываете в воспитании сына (дочери): теряетесь перед проявлениями его характера, не умеете найти правильный выход из сложной педагогической ситуации, недостает педагогических знаний и т. д.?

13. Как Вы повышаете свою педагогическую культуру, овладеваете навыками практической семейной педагогики?

14. Какая помощь в воспитании ребенка Вам необходима со стороны школы?

Список родителей, приглашенных на консультации. Сведения о них.

По 1 смене

Захарова М.А. (мать-одиночка)

Еманакова С.В. (многодетная семья)

По 2 смене:

Мырычева О.А. (мать-одиночка, малоимущая)

Табаков А.Н (неполная семья, мать лишена родительских прав)

Тематика проводимых консультаций. Ход беседы с родителями, результат.

В ходе проведения бесед по проблемам ребенка родителям была донесена информация о проблемах их детей, и предложены выходы из проблемных ситуаций. Были изучены социальные сведения о родителях, статус семьи. Темами проведенных консультаций были – «Проявление ребенком агрессии», «Проблемы межличностного общения». По каждой проблеме приглашены были на собрание родители, чьи дети имеют названные выше проблемы.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребенку:

а) преодолеть трудности;

б) использует в своем арсенале умение слушать ребенка;

в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятия ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

а) оно следует немедленно за проступком;

б) объяснено ребенку;

в) оно суровое, но не жестокое;

г) оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества. Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.

Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.

Например, если в школе «легкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребенку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправданна тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, даже самого покладистого.

Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.

В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг к другу в воспитании ребенка, это даст возможность ребенку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если это удается длительное время, а затем налагается запрет, то, как правило, результат – проявление агрессивности со стороны ребенка.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности: о родительской любви».

Описание материала: в данном конспекте просветительской беседы по теме «Вечные ценности: о родительской любви» раскрываются взаимоотношения родителей с детьми и советы по воспитанию детей. Материал будет полезен воспитателям в детских садах для проведения бесед с родителями, а также классным руководителям в школе на классных часах или собраниях.

Конспект беседы с родителями по теме «Вечные ценности : о родительской любви» в детских садах и школах.
Цель: помочь родителям в их нелегком труде – воспитании детей.
В основе любых достойных человеческих отношений лежит любовь. Например, любовь к Родине рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к избраннику - целомудрие и преданность, любовь к детям - жертвенность и ответственность.
Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка и дать ему физиологическую жизнь, еще нужно суметь открыть для него путь к любви, вере и совести, ко всему тому, что составляет источник истинного счастья и духовного характера человека.
Строить родительскую любовь необходимо на понимании и уважении личности ребенка, желании посмотреть, понять и оценить мир его глазами.
Только тогда можно найти общий язык и обойти противоречия между двумя поколениями - взрослых и детей. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- это и есть условия истинной родительской любви.
Помимо понимания и уважения к себе как личности дети должны видеть перед собой и личный пример их родителей. Они повторяют все то, что их окружает в семье и если перед их глазами есть образец любви, то и они впоследствии будут строить свои чувства по отношению к окружающим людям на основе добра и любви. Если ребенок не научится с детства любви в семье своих родителей и не привыкнет искать счастье во взаимопонимании, это может привести к его поиску в дурных и злых влечениях. Особая роль здесь отводится самому дорогому человеку – это маме. Она является центром любви в семье, примером и образцом для подражания. Но у нее порой не хватает времени заниматься в должной степени своим чадом, особенно в сегодняшнем мире. Слишком много на ней лежит обязанностей: домашнее хозяйство, работа, а если муж не является единомышленником в общем деле воспитания, то ребенок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства.
Что для взрослых кажется мелочью и недостойным внимания, для детей имеет огромное значение. Например, на вопрос, « Какими вы бы хотели видеть своих родителей?» можно услышать в ответ - внимательными или менее легкомысленными. Расскажу такой пример: «Когда мама обещает забрать дочку из детского сада в три часа дня, та ее ждет все время у окошка. Но 3 часа проходит, а мама не забирает домой и только к 5 часам приходит, да еще не сама, а бабушка. Девочка обижается и считает поступок легкомысленным. Травма в душе ребенка может остаться на долгие годы, ведь дети - ранимые и очень чувствительные существа на земле. Этот случай как раз иллюстрирует необходимость более бережного и внимательного отношения к ребенку, уважения в нем личности с самого раннего детства и ответственности перед ним. Не исключено, что такие эпизоды могут положить началу недоверия и глубокой трещине в отношениях между ней и дочерью. Чему удивляться, если в 16 лет она будет гулять по ночам, огорчать и расстраивать свою мать. В родителях ребенок должен видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга, единомышленника и наставника в жизни. Дети очень остро чувствуют неискренность, с ними надо разговаривать на равных. Многие стараются криком добиться нужного результата, но в ответ получают совсем другое отношение. Доводить информацию до ребенка нужно спокойным, ровным голосом, объясняя, а не ругая. Стоит постараться вникнуть в проблему, понять, убедить и простить.
Учиться любви надо самим родителям и учить этому своих детей. И суждено им делать это всю жизнь, изо дня в день. Главное - набираться мудрости, быть искренним и жертвенным. Иначе страшные последствия не только для них самих, но и для общества в целом может принести слепое и эгоистическое родительское чувство. И наоборот, какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить!
Участвуйте в жизни ребенка, он в этом нуждается. Слишком много в жизни соблазнов для неокрепшего сознания и при не вполне определенных жизненных ценностях. Для выработки правильного отношения к этим соблазнам необходима ваша поддержка.
Исходя из выше изложенного, можно дать несколько советов родителям:
1. Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами и чувствами своих детей, чтобы они постоянно видели от вас поддержку и заботу.
2. Говорите им, что вы их очень любите.
3. Больше времени проводите с ними, когда возможно, читайте книги, гуляйте вместе на природе, занимайтесь спортом.
4. Убедите, что вы всегда сможете понять и поддержать их в трудную минуту.
5. Не подавляйте творческую активность своим авторитетом, а наоборот помогайте развивать ее. Пусть они почувствуют себя личностями.
6. Откажитесь от практики постоянных запретов. Это вызывает желание сделать наоборот.
7. И учитесь слушать и слышать.
Следуя этим советам, я думаю можно добиться хороших результатов в вопросах воспитания детей. Они в свою очередь передадут знания и умения, приобретенные от родителей своему будущему потомству.
Все мы в ответе за будущее наших детей и всего человеческого общества.

Нина Царева
Конспект беседы с родителями «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Конспект беседы с родителями

«Воспитание культуры общения у дошкольников »

Форма проведения : традиционное собрание.

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка младшего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; воспитывать культуру общения ; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники : родители , воспитатель , учитель-логопед.

Место проведения : помещение группы.

План проведения :

1. Вступительный этап.

2. Основная часть :

3. Педагогический доклад «Совсем немного науки» ;

4. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап

Приглашение родителей на собрание .

Изготовление памятки для родителей

Создание видеофильма .

2. Организационный этап

- Оформление выставок :

Методическая литература по теме родительского собрания ;

- «Что читаем» (детская художественная литература) .

3. Вступительный этап

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся на стулья. Приветствие родителей , объявление темы собрания.

4. Основная часть

Педагогический доклад «Совсем немного науки»

Рассказываю родителям о том , что овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности : на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Выступление логопеда

Просмотр и обсуждение видеофильма «Игры развивающие речь ребёнка» .

5. Подведение итогов собрания

Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием , играм с мозаикой.

Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор , мозаику и так далее.

Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.

Принимать активное участие в работе детского сада.

Сшить костюмы для героев сказок «Репка» , «Курочка Ряба» .

Ведение родителями дневника развития речи своего ребёнка.

6. Рефлексия (2 мин.) прощальное поздравительное слово для гостей и родителей .

Результат :

Родительское собрание проведено с учетом возрастных особенностей детей. Все части взаимосвязаны между собой и плавно переходят из одной в другую. Была создана игровая мотивация, положительная атмосфера, которая продолжалась на протяжении всего собрания. Характер взаимодействия педагога, родителей и логопеда доверительный, доброжелательный. Также для родителей был создан добродушный прием и настрой. Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, познавательная деятельность в образовательной области «Социализация» прошла и закончилась на положительном эмоциональном подъеме. Все присутствующие в зале остались довольны проведенным мероприятием.

Литература

1. Программа «Детство» - С-Пб «Детство-Пресс» , 2000.

2. Нравственное воспитание в д/с . М : «Просвещение» , 1975.

3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М : 2009.

4. Емуарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. «Путешествие в страну этикета» Д/В №11, стр. 58.

Публикации по теме:

Формы и технологии работы с родителями по приобщению дошкольников к ценностям истории и культуры родного края Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Цель: Расширить знания детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, воспитывать бережное отношение к природным.

Деловая игра с родителями «Коррекционные приёмы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР» Основная часть. 1. Игра «Пожелание». Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят.

Цель: Просветить родителей в вопросах воспитания в ребенке навыка опрятности. А также улучшить взаимодействие детского сада с родителями,.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста» Воспитание культуры общения детей старшего возраста Проблема формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии.

Круглый стол для педагогов. Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Круглый стол с педагогами. «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Цель: * Привлечение внимания родителей к вопросу воспитания.

Педагогический совет «Развитие у детей звуковой культуры речи с учетом правильного произношения и культуры общения» Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что каждый гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности. По рекомендации.