Препараты тератогенного действия. Тератогенез. Тератогенные факторы. Срок от момента Аномалия развития

15.03.2019

Символика архитектуры сложна и многослойна. Она основана на "соответствиях" между различными образами небесного устройства, следующих соотношениям между архитектурными структурами и моделями организации пространства. Если основные модели архитектурных соотношений несут первичную символику, вторичные символические значения связаны с соответствующим подбором индивидуальных форм, цветов и материалов, а также относительным значением, придаваемым отдельным элементам, формирующим архитектурное целое (функция, высота и т.д.). Наиболее значительным и фундаментальным архитектурным символом является "гора-храм" (вавилонский зиккурат, египетская пирамида, теокалли - ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке, буддистская ступа). В его основе лежит сложная геометрическая символика, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору. Некоторые элементы этой символики можно обнаружить и в западных культовых сооружениях, например, в готических соборах. Такие храмы часто содержат основные элементысимволики мандалы - т.е. квадратуру круга, посредством геометрической диаграммы сочетающей квадрат и круг, обычно связанные восьмиугольником как промежуточным звеном, а также элементы символики чисел (важнейшая фигура символизирует число основных факторов: например, 7 очень часто встречается в ступенчатых пирамидах; но в Храме Неба в Пекине основным числом является 3 - число атажей, умножаемое на себя, поскольку всего имеется 3 площадки и 3 крыши) (6). Восьмиугольная фигура играет большую роль как связующее звено между 4 (или квадратом) и кругом. Восьмиугольной в плане была Башня Ветров в Афинах. Другой пример - восемь колонн Храма Неба в Пекине (6). Поскольку существенным элементом символики горы является пещера в ней, то "гора-храм" не была бы завершенной без некоторого вида пещер. В этом смысле простым воплощением символа горы-пещеры являются индийские пещерные храмы: храм в действительности есть пещера внутри горы. Пещера олицетворяет собой духовный Центр, серДЦе или очаг (ср. пещеру в Итаке, или Пещеру Нимф в Порфире). Этот символ подразумевает перемещение символического центра: т.е. вершина горы мира "внешнего" переносится "внутрь" горы (и так же мир отражается в человека). На смену первоначальной вере в исключительную важность внешней формы (такой, как менгир, омфалос или колонна) приходит интерес к центру вещей в космосе, отождествляемом с "мировым яйцом". Особенным символом является купол, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес (по этой причине купола в древнем Иране всегда красили в синий или черный цвет). В этой связи, важным представляется то, что в геометрической символике космоса все круглые формы связаны с небом или небесным, все квадраты - с землей, а все треугольники (с камнем на вершине) - с огнем и со стремлением к горнему, присущему человеческой природе. Следовательно, треугольник также символизирует взаимодействие между землей (материальный мир) и небом (духовный мир). Квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя Кардинальными Точками (6). И, конечно, пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в сечении. Эта основная символика, правда, может существенно изменяться в каких-либо направлениях посредством добавления важных вторичных значений и ассоциаций. Так, поскольку христианство старается подчеркивать значение человеческой индивидуальности в противоположность космическому, символика христианских храмов выражает скорее преображение человеческой формы, чем противоположность между небесным и земным - хотя основное значение ни в коем случае нельзя игнорировать. Уже в греческих, этрусских и римских храмах это символическое противопоставление, не менее чем и символика постепенного восхождения (как в вавилонских зиккуратах), было подчинено идее храма, служащего земным отражением деления небес на упорядоченные слои, и покоящегося Haj опорах (пилонах, колоннах), которые - поскольку OHilj происходят от древних свайных построек - связывают поверхность земли с "первичными водами" океана. Типичная романская церковь сочетает символику купола и круг* с квадратом с двумя новыми элементами огромного значения^ членение тела здания на неф и два придела (символизиру" ющие Троицу) и крестообразный план, напоминающий фигуру человека, лежащего с распростертыми руками. Таким образом, центром становится не пуп человека (как обычной симметрии), а его сердце (пересечение нефа llj трансепта), тогда как главная апсида соответствует голове^ Как отмечалось выше, каждый архитектурный элемент подчиняется основной символике. Так, в готической архитектуре символ Троицы повторяется в тройных дверях- встроенных стрельчатых ар^ах, украшенных зубцами. Стрельчатый свод сам по себе не что иное, как треугольник с. закругленными сторонами, и ему присущи все значения символики треугольника, описанные выше (14, 46). Пламенеющая арка, как свидетельствует название, является символом огня, и можно было бы увидеть в эволюции готических форм в 15 веке возврат к апокалиптическим значениям, столь важным в романской иконографии (46). Дверные косяки, пилоны и боковые колонны можно интерпретировать K&V. "стражу" входа. Портики служат внешним повторением/алтарной части, которая, в свою очередь, является^программой", расположенной в центре храма. Крытые колоннады также обладают космическим и духовным подтекстом. В космическом плане и будучи истолкованы как пространственное выражение временных отрезков, они олицетворяют годовой цикл или, по аналогии, периоды жизни человека. Соотношение здесь следующее: северо-тесточки часть колоннады - октябрь/декабрь, северо-падя- - январь/март, юго-западная - апрель/июнь, юго-восточная - июль/сентябрь. Четыре времени года (oли соответствующие им периоды человеческой жизни) служат, помимо этого, аналогией четырех фаз ритуального цикла исцеления (или спасения): первая фаза - опасность, смерть, страдание; вторая фаза - очистительный огонь; Третья - исцеление; четвертая - выздоровление (51). Согласно Пинедо, южная сторона, откуда дует теплый ветер, соответствует Святому Духу, вдыхающему душу с огнем милосердия и божественной любви; север, открытый холодным ветрам, соотносится с дьяволом и его соблазнами, которые выстуживают душу (46). Рассматривая одну из наиболее характерных деталей готических соборов __ сдвоенные фронтальные башни - Шнайдер указывает, что они связаны с двумя вершинами холма Марса (а также с символами Близнецов, Януса и числом 2), тогда как купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет Гору Юпитера (или единство). Рай находится над платформой, а ад (представленный химерами) - под нею. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов, - это четыре райских реки. Три двери олицетворяют веру, надежду и милосердие. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля (иногда она еще олицетворяет небеса, на что указывает вершина треугольного стрельчатого свода) (50). Делались попытки определить также возможный аллегорический смысл других элементов архитектурного ансамбля собора. Так, согласно Лампересу, церковныестены олицетворяют спасенное человечество; контрфорсы и нависающие опоры - духовный подъем и моральную силу; крыша - милосердие и приют; колонны - догматы веры; ребристые своды - пути спасения; шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества. Достаточно очевидно, что эти особые символические значения здесь связаны с внешним видом и функциями различных архитектурных элементов. Необходимо также отметить две дополнительных вещи: во-первых, "нисходящую" интерпретацию, предлагаемую психоаналитиками, согласно которой каждое здание видится как человеческое тело (двери и окна -^открытость; колонны - силы) или дух (подвал - подсознание; чердак - ум, воображение) - интерпретация^ основанная на экспериментальной основе; и во-вторых^ возможность разработать все более сложные системы путещ сочетания большого числа символических принципов. Кублер, в его "Архитектуре барокко", анализирует пример Фр Джованни Риччи, который, следуя примеру его предшественников маньеристов Джакомо Сольдати и Винченцо Скамоцци, попытался создать новый "гармоничный" - иля идеальный - архитектурный ордер, объединяя существующие Системы (тосканский, дорический, ионический и др.) в схему, где каждая отдельная форма соответствовало определенному темпераменту или определенной стелена святости. [КЕРЛОТ] .

"Обычно предполагалось, что далекие предки этой нации в период своего переселения на восток проживали в шатрах. Их обстоятельства требовали таких жилищ; и когда они стали оседлыми, их чаяния подсказали им для укрытия от жары и бурь искать нечто более существенное. Но в качестве образца у них был только шатер; и то, что они подражали ему, их дома и пагоды, построенные в настоящее время, представляют немало доказательств. Крыша, вогнутая сверху, и веранда со своими стройными колоннами показывают весьма отчетливо изначальные черты шатра".1

Тот факт, что китайская крыша имеет искривленные скаты и углы, также объяснен в Чжоу ли, или в "Ритуале Династии Чоу", в главе о строительных правилах, где утверждается, что наклон или скат крыши около конька должен быть больше, нежели скат вблизи карнизов, потому как больший наклон в верхней части дает возможность дождевой воде стекать с большей скоростью, тогда как плавный скат нижней части крыши с загнутыми вверх краями отбрасывает воду от стены дома на некоторое расстояние.

Первые кирпичные дома, как сказано, были построены императором-тираном Цзе Гуй, 1818 г. до н.э.. Самый ранний вид кирпича, использовавшийся китайцами и до сих пор часто употребляемый в постройке домов, повсюду в небольших городах страны отливался вручную между досками и высушивался на солнце. Искривленная крыша сооружена на деревянных столбах, промежутки между которыми заполнены каменной или кирпичной кладкой.

Изначальный стиль китайской архитектуры всецело отличается от того, что было на Западе. В строительстве обычного дома фундамент сооружался посредством выкапывания мелкой траншеи, в которую помещались несколько грубо отесанных камней, положенных не в качестве клиньев, но под углом, и таким образом, чтобы взаимно поддерживать друг друга; четыре или большее количество деревянных столбов затем устанавливаются не в глиняный раствор, из которого сделан пол, но ставятся на небольшие каменные плиты, каждая из которых толще или тоньше, в том случае, если в длине этих нескольких столбов имеется различие. Четыре поперечных балки создают конструкцию, на которую возводится крыша, сооружаемая из стропил и широких черепиц. В последнюю очередь возводятся стены из глиняного раствора или кирпича. Стены, имея малую связь, или вообще не связанные с крышей или столбами, не всегда следуют с ними по одной линии, но могут наклоняться вовне или внутрь. Крыша, если она несколько неустойчива, как это обычно бывает, образует между столбами некоторый зазор, и для того, чтобы придать дополнительную опору, которая, как кажется, так необходима, большие наклонные балки или контрфорсы вбиваются в землю с каждой стороны дома. Столбы, потолок и крыша затем покрываются красной краской, стены штукатурятся, и если средства и вкус владельца позволяют, стены и карнизы покрывают позолоченными табличками, на которых нанесены краской или рельефом старые китайские иероглифы, яркие цветы или гротесковые чудовища; если пространство позволяет, то добавляются алтари и ниши для помещения в них изображений божеств.

"Дома часто пристраиваются к холмам, если таковые имеются. Там, где в изобилии лес, дома сооружаются из дерева и закрепляются столбами, между которыми натягивается грубо сплетенная рогожа, покрытая глиняным раствором и затем побеленная известью. Деревянные детали тщательно соединены и находятся на виду, что, так сказать, подобно каркасу, который можно было бы разбирать на части и по желанию менять местами. Когда дерева недостает, стены сооружаются из кирпича, глины или камня, а крыша - из черепиц с выемками или из тростника. В провинции Гуандун почти все дома сделаны из кирпича и имеют вряд ли что-либо помимо первого этажа. В городах многие дома имеют верхний этаж или, что более свойственно, - чердак. По своей высоте они не должны быть выше храмов, и того, кто осмелился бы нарушить это, разоблачают на судебном процессе и его дом уничтожают. Что касается интерьера, то помещения плохо разделяются и плохо вентилируются. Окна вместо стеклянных, решетчатые и изящно пронизаны и покрыты шелковой бумагой. Первым помещением, куда входишь, является зал для приема посторонних, который подобен гостиной и распространяется на весь дом или главное здание, если к нему присоединено несколько пристроек. Из этого зала мы проходим в другие апартаменты, в которые не может войти ни один человек, ни даже дальний родственник, если он не является очень близким родственником. Там нет пола, за исключением зажиточных домов, и нет потолка, если нет верхнего этажа. На расстоянии китайские дома выглядят снаружи симпатично, но интерьер никоим образом не соответствует тому, что снаружи. Поскольку они обычно одноэтажные, один человек иногда занимает до трех смежных зданий, и поэтому не удивительно, что города занимают огромное пространство. Перед домом всегда располагается приятный на вид дворик или площадка, которые служат для просушки риса, молотьбы и различных других целей; тыльная и боковые стороны окружены деревьями или бамбуком, и если существует несколько главных зданий, то они разделяются внутренними двориками.

Храмы, которые намного выше жилых домов, обычно имеют красивый фасад, поддерживающий сцену для актеров. Углы крыши, которая имеет более заостренную форму, чем у частного дома, загнуты вверх по типу карниза, а справа и слева от входа установлены огромные каменные львы или менее величественные изваяния. Пройдя портал, мы входим в просторный двор, окруженный длинными галереями, установленными на колонках. В дальней части двора располагается собственно храм, где находятся деревянные и каменные фигуры различных цветов, которые хотя и покрыты лаком и позолотой, в большинстве случаев выглядят весьма омерзительно. Перед ними установлены открытые блюдца и большие вазы с горящими светильниками и благовониями в честь богов. В стороне находятся один или два железных колокола и большой барабан. Помимо главного здания, которое служит святилищем, существуют боковые апартаменты, служащие помещениями для священнослужителей. Храм, построенный возле скалы, на холме или посреди рощи, являет собой весьма живописный вид. На определенных возвышенностях китайцы возводят многоэтажные башни. Они имеют шестиугольную или восьмиугольную форму и намного выше храмов. Каждый этаж увенчивается выступающей крышей, которая служит не столько для того, чтобы укрыть собою галерею, сколько привносит в сооружение красоту. Такие башни строились вблизи городов вовсе не для их защиты от врагов, но для того, чтобы обеспечить процветание их жителей и отвратить бедствия" 2

Предубеждение против двухэтажных зданий или любого здания, затмевающего соседние здания, объясняется суеверием, утверждающим, что ЭТО лишает более скромные жилища небесного покровительства. Высота также ограничена поверьем в то, что добрые духи парят в воздухе на высоте 100 футов, и это ограничение снимается только для вратных храмов и других сооружений на городских стенах. Климат и поверье в то, что добрые духи приходят с Юга, определили ориентацию зданий окнами на юг, тогда как северные стены не имеют окон. Отвращение к извилистому пути, характерному для злых духов, побудило к постройке стен духов, защищающих множество входов. По той же причине конек крыши имеет форму, изогнутую вверх и заканчивающуюся драконом.

Самыми поразительными чертами в лучших местных строениях являются крыши и фронтоны со своими коньками и фантастическими горгульями (рыльце водосточной трубы в виде фантастической фигуры), сделанными из гипса и фарфора. Существует обычай китайских строителей, закрепляя верхнюю балку крыши здания, запускать фейерверки и поклоняться духам, которые осуществляют контроль над той землей, где стоит дом. Вывешивание лоскута красной материи и сита для зерна на верхней балке крыши здания, как полагают, способствует счастью, а последнее - обильному урожаю зерна в течение года. Помещение денег под основание стены или под порог у двери также способствует счастью и радости в доме. По верхам строительных лесов, на которых стоят строители, крепятся сосновые ветки, для того, чтобы обмануть блуждающих духов воздуха, дав им поверить в то, что они проходят по лесу, чтобы они не могли повредить успеху строительных работ или принести дому неудачу.

"В Китае можно увидеть наскальные надписи, увековечивающие знаменательные события, но, однако эта практика не так распространена, как в Персии, Индии и других восточных странах, ибо литература избавляет людей от этой необходимости. Тем не менее, на гладкие поверхности скал, там, где они обнаруживались под руководством геомантов, наносились иероглифы, и те места, где такие иероглифы были расположены, предполагались удачными; такие знаки, как предполагалось, имеют некоторое мистическое влияние на судьбу окружающей территории. На колоннах, дверных косяках храмов и антаблементах памятных порталов часто начертаны изречения и имена, иногда для того, чтобы увековечить отличившихся или достойных личностей, а иногда просто с целью создания узора; мастерство, показанное в вырезании этих надписей, почти неподражаемо. Правительство также задействует этот способ для издания своих законов и предписаний, так же как римляне в древности издавали свои Двенадцать Скрижалей, которые, как говорят чиновники, сохраняются в памяти навечно; надписи ровно и глубоко выгравированы на мраморе, после чего плита установлена на бросающееся в глаза место, таким образом, чтобы уберечь ее от влияния погоды" 3

"Мемориальные арки в большом количестве разбросаны по провинциям и воздвигнуты в честь отличившихся персон или чиновниками для увековечивания своих родителей (так было прежде), с особого соизволения императора. Некоторые из них воздвигались в честь женщин, которые отличились своим целомудрием и дочерним долгом. Разрешение возводить такие арки считалось великой честью. Они располагались на приметных местах в окрестностях городов, на улицах перед храмами или возле правительственных зданий. Некоторые из этих арок искусно украшены резьбой и надписями. Те, что построены из камня, скреплены шипами и гнездами таким же образом, как и деревянные; они редко превышают двадцать или двадцать пять футов в высоту. Мастерство и вкус, проявленные в симметрии и резьбе, нанесенной на некоторые из них, достойны похвалы" 4

Среди достижений китайцев можно отметить великие дороги, многочисленные каналы и огромные одно-арочные мосты; но превыше всего - "крепостной вал, длиной в десять тысяч ли", или Великую Стену, которая проходит по высоким горам, пересекает глубокие долины, соединяет берега широких рек и протягивается на длину 1500 миль.

В настоящее время среди правительственных служащих и состоятельных классов существует тенденция более или менее приспосабливаться к западной архитектуре, и сейчас построены фабрики, которые производят огнеупорный кирпич, керамические трубки, покрытый глазурью изразец, кремниевую плитку, черепицу для покрытия крыш, канализационные трубы, кирпич для кладки фундаментов и обычный строительный кирпич.

источники.

1 The Chinese Repository, Vol. II, 1833, p. 194.

2 Loc. cit.. Vol. IX, Nov. 1840. Art III. p.p. 483-4.

3 The Chinese Repository, Vol. VIII, April 1840. V. p. 644.

4 Catalogue of the Collection of Chinese Exibitis at the Louisiana Purchase Exposition, St. Louis. 1904, p. 190.

ЭМБЛЕМАТИКА

"...изображается женою стоящею или сидящею, важного или величавого вида, с длинными власами, украшенными венком, сплетенным из цветов; в ее руках чертеж здания, а возле нее лежит циркуль, наугольник, масштаб и прочие орудия." СЭ-106,с.36.

АРХИТЕКТОНСКИЕ ОРУДИЯ

Не частый атрибут персонификации Безопасности. СЭ-54,с.30.

АРХИТЕКТУРА

Основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы, В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Та, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандолы- квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма. Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник- символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками. Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси.

Это - модель организованного космоса, проявление Одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 7 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы- пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы. человека, вещей. Идея мировой оси сменяется идеей «мирового яйца».

Иудейский храм является прообразом скинии - святилища. Святого Святых, свидетельства, данного Моисею Богом: «И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли. Длиною десять локтей (сделай) брус. и полтора локтя каждому брусу ширина. У каждого бруса по два шила (на концах), один против другого.» (Исх. 26, 15-17). Для полуденной и для северной сторон скинии предписывается сделать по двадцать брусьев для каждой; для западной и восточной сторон - по восемь брусьев. Такие же нумерологически значимые указания даются относительно устройства подножий, шипов и шестов, делаемых также из дерева ситтим. И все это обложено золотой-металлом божественной славы. «Все (сделайте), как я показываю тебе и образец скинии и образец всех сосудов» (Исх. 34. 8). Скиния понимается, прежде всего, как дом, как храм Гоподень. И воплощает в себе нравственные максимы: пребывать в жилище Пэспода могут только те, «кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем, кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла» (Пс. 15, 1-2). В нем должны быть две завесы, или два покрова: внешний и внутренний. Скиния стоит во дворе прямоугольном в плане, протяженность его западной и восточной стен равна пятидесяти локтям, а протяженность северной и южной стен - ста локтям. Длина западной и восточной стен святилища равна десяти локтям, южной и северной стен - тридцати локтям. Ковчег Завета содержится в Святая Святых, за второй завесой. Храм Соломона называется в 3-ей Книге Царств «домом имени Господа» (5, 3). Его длина - шестьдесят локтей, ширина - двадцать и высота - тридцать локтей. Притвор перед храмом - «в двадцать локтей длины, соответственно ширине храма и в десять локтей ширины пред храмом. И сделал он в доме окна решетчатые, глухие с откосами. И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира (Святая Святых); и сделал боковые комнаты кругом. Нижний ярус пристройки шириною в пять локтей, средний шириною в шесть локтей, а третий в семь локтей; ибо вокруг храма извне сделаны были уступы, дабы пристройка ее прикасалась к стенам храма» (3 Цар. 2-6). Храм Соломона строился из обтесанных камней без употребления железных инструментов. Стены и потолок храма обложены кедровыми, а пол - кипарисовыми досками. Святая Святых устроена в задней стороне храма «в двадцати локтях от края», и обложил стены и потолок кедровыми досками. Давир «длиною в двадцать локтей, шириною в двадцать локтей и вышиною в двадцать локтей (3 Цар, 6, 20). Сорока локтей был храм (3 Цар. 6, 17) и был обложен чистым золотом внутри. Основное значение храма - это Божественное присутствие в нем: «И было слово 1Ъспода к Соломону и сказано ему: вот ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим, и соблюдать все заповеди Мои. поступая по ним, то я исполню на тебе слово Мое» (3 Цар. 6, 11-12). Храм - архетипический архитектурный символ. Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания. Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы. Пламенеющая готическая арка - задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Северо-восточная часть колоннады - это октябрь-декабрь, северо-западная: январь-март, юго-западная: апрель-июнь, юго-восточная: июль-сентябрь. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь: 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса. Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или гору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования, "фи двери христианского храма олицетворяют веру. надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль Божий перст, указующий конечную цель человечества. Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эмалирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характеризуют его заслуги и добродетели. Замок- место физического и духовного убежища. В.А., А.Р.

Такие представления об устройстве мира, сходном с образом мандолы, и справляемые при этом обряды распространены повсеместно. Ярчайшим примером служит Пекин, сориентированный по четырем странам света и окруженный четырьмя Храмами: Неба, Земли, Земледелия и Предков императорской династии,- которые символизируют собой основные элементы космоса и четыре небесных дворца. В центре расположен Императорский дворец - символ 5-го элемента, копия центрального дворца из китайской космогонии; его тронный зал представляет собой Северный полюс, откуда Полярная звезда смотрит на Юг.

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы - квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Рассмотрим подробнее основные символы в архитектуре.

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение (возношение) к небу.

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы.

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три. Это первая из фигур задающая плоскость. От сюда символ поверхности. Как говорил Платон «Поверхность состоит из треугольников». Равносторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1. Каждая форма есть проявление или образ творческой силы, которая стоит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают божественное единство, они разделяются и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.

*Было удивительно отмечать про себя, что какой бы она не взяла предмет, то все они были связаны между собой числами, будь то симвология или нумерология.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль... Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

Солнце в виде треугольника считается лучшим Символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины..

В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний тре¬угольник или треугольник, образованный тремя пересекающи-мися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом ВНУТРИ треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники - это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.

В Китае треугольник - почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.

Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах(имеют в разрезе треугольник) означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характе ризуют его заслуги и добродетели. Замок - место физического и духовного убежища.

Готический собор в Сиднее. Преобладающая форма – треугольник.

Следующим основным символом в архитектуре является квадрат. Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.

Квадрат - это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат - мужское началопоэтому квадрат отождествляется с Землей.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения, в то время как в архитектурной символике он представляет фиксацию зданий сельскохозяйственных и оседлых народов как противопоставление динамичным и непрерывно перемещающимся округлым в плане палаткам кочевников и их стоянкам. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой.

Пригласил архитектора Пьера Ленфанта для проектирования планировки города. В те времена Джордж Вашингтон принадлежал к самому высокому рангу масонов, а масоны были исследователями древних цивилизаций, таких как Египетская и Греческая. Этому свидетельствует множество памятников в городе и вокруг него. Проектирование города осуществлялось так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для монументальных структур, включавших геометрические проекты масонской значимости, как показано на карте Вашингтона 1862г., изображенной ниже.

Джорджтаун и город Вашингтон. (Johnson"s Georgetown and the city of Washington )


Остров, известный сегодня как Остров Рузвельта (к западу от Белого дома в середине Потомака) называли масонским Островом до начала 20-ого столетия. Первоначально остров принадлежал Джорджу Мейсону (George Mason), построившему мост через Потомак со стороны Вирджинии. У Джорджа Мейсона был большой дом на острове, где он устраивал приёмы для своих друзей и гостей. Джордж Вашингтон был соседом и очень хорошим другом Джорджа Мейсона. Мейсон является автором Билля о правах Вирджинии, который позже стал американским Биллем о правах, и был добавлен в качестве первых десяти поправок к конституции США. Есть некоторые свидетельства того, что Джордж Мейсон тоже был масоном, но это не бесспорно. Простираясь на юго-запад до Потомака, Нью-хэмпширское авеню пересекает южный конец острова Мейсона. Масонский Штаб шотландских Обрядов 33-ей степени является южной частью точки, где Нью-хэмпширская авеню пересекает 16-ую улицу, примыкая к северной части Белого дома.

Показанные на рисунке это Массачусетское и Коннектикутское Авеню, исходящие из верхнего левого круга, Род-Айлендское и авеню Вермонта, исходящие из верхнего правого круга, а горизонтальная улица - улица K. Белый дом расположен в вершине пентаграммы .

На этом рисунке Массачусетское авеню и 19-ая улица, исходящая из верхнего левого круга, Род-айлендское авеню и 13-ая улица из верхнего правого круга, Нью-йоркское авеню и 19-ая улица из нижнего левого квадрата и авеню Пенсильвания и 13-ая улица из нижнего правого квадрата. Белый дом расположен в нижней точке пересечения двух больших треугольников, которые формируют гексаграмму .

В планировке Вашингтона пентаграмма и гексаграмма отлично объединены с Белым домом.

На этом рисунке пентаграмма Вашингтона, вписана в правильную гексаграмму. Каждая из шести линий, которые формируют гексаграмму в три дюйма длиной и каждый из коротких сегментов гексаграммы соответственно в один дюйм длиной.

Единицу можно рассматривать, как квадратный корень из единицы, а тройку, как квадратный корень из девяти. Расстояние между смежными внешними точками гексаграммы составляет 1.732 дюйма (AB, AC, BD и т.д.) 1.732" это квадратный корень из трех. HD и все другие сегменты состоят из двух коротких сегментов гексаграммы в два дюйма длиной. Расстояние НЕ также два дюйма длиной. Два это квадратный корень из четырех. Две диагональных линии пентаграммы (AE и BE) 2.646 дюйма длиной. 2.646 это квадратный корень из семи. Горизонтальная линия пентаграммы (СД) 3.464 дюйма длиной. 3.464 это квадратный корень из 12.

Сегмент FH в гексаграмме разделен на две части в точке G линией AE пентаграммы. Пропорция FG: GH составляет 1:2. Пропорции сегментов по всей линии CB следующие:

CF: FG: GH: HB = 3: 1: 2: 3

Пропорции линии AE разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы, следующие следующим образом:

AG: GJ: JE: = 5: 4: 6

Пропорции СД линии разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы следующим образом:

CI: IJ: JK: KL: LD = 5: 3: 4: 3: 5

На этой диаграмме точки J и K, из диаграммы выше, это центры окружностей, а сегмент JK - радиус двух кругов, формирующих эту фигуру, которая точно задана четырьмя диагональными линиями гексаграммы.

Точка пересечения этих двух кругов (M) и две точки пересечения гексаграммы (схематично изображены ниже), (N и O) формируют треугольник с угловыми величинами, практически идентичными величинам углов Великой пирамиды в Гизе.

В этой диаграмме, гексаграмма Вашингтона вписана точно в правильную пентаграмму. Все пять линий, которые формируют пентаграмму 1.618 дюйма длиной. Расстояние между всеми смежными внешними точками пентаграммы и всеми смежными внешними точками гексаграммы составляет один дюйм, φ это пропорция 1.618 к одному.

Все линии пентаграммы разделены на три сегмента другими линиями пентаграммы. Каждая линия разделена следующим образом:

.618:. 372:.618 .618/.372 = 1.618 .618 +.372 = 1

1/.618 также равняется 1.618

Длина вертикальных линий в гексаграмме 1.902 дюйма, они разделены пересекающимися диагональными линиями следующим образом:
.7265:. 449:.7265 ♦ .7265/.449 = 1.618 ♦ .7265 +.449 = 1.1755 ♦ 1.1755/.7265 также равняются 1.618 .

У двух равнобедренных треугольников образующих гексаграмму угол при вершине равен 72 ° , а углы при основании 54 °. Деление пополам этих равнобедренных треугольников горизонтальной линией пентаграммы образует прямоугольные треугольники с углами равными 36° - 54° - 90 ° . Этот специфический прямоугольный треугольник, с соотношением сторон 3:4:5. был важной геометрической фигурой, известной как mr треугольник в древнем Египте.

Как показано в диаграмме выше, все шесть внешних точек точно вписаны в пересечение окружностей из предыдущего построения.

Пентаграмма и гексаграмма также объединены в большой печати Соединенных Штатов, изображенной на обратной стороне купюры в 1 доллар.

Традиционное объяснение 13 звезд, это то же самое, что и 13 стрелок, и 13 листьев, и ягод на оливковой ветви, представление о 13 первоначальных государств, но расположение 13 пятиконечных звезд формируют гексаграмму.

Усеченная пирамида ниже уровня глаза на обратной стороне большой печати также состоит из 13 частей каменной кладки. 13 ступенчатая усеченная пирамида находится также на вершине Масонского штаба на 16-ой улице в Вашингтоне.

Границы округа Колумбия, основанного Джорджем Вашингтоном в 1791, сформировали квадрат со сторонами длиной десять миль и с центром в месте, первоначально предложенном, для памятника Вашингтону. Диагональ площади восток - запад также пересекает здание Капитолия с севера на юг, диагональ также пересекает Белый дом так же, как и Масонскую штабквартиру.

Длина диагоналей север - юг и восток - запад является десятимильными частями квадратного корня из двух, или 14.142 миль. Это расстояние преобразовывается в 43 455 древних египетских королевских локтей (Египетский «царский локоть» был равен 0,525 м), так же, как отношение величин между Великой пирамидой и размерами земли. Высота Великой пирамиды составляет 481.13 фута, деленная на 5280 фута (1 миля) равняется 0.0911231 мили. Средний радиус земли составляет 3 960 миль, деленный на 0.0911231 равняется 43 457. Периметр Великой пирамиды составляет 3023 фута, деленный на 5280 равняется 0.5725 мили. Средняя окружность земли составляет 24 880 миль, деленная на 5725 = 43 458. 3960 миль (радиус земли) деленный на 14.142 миль = 280 (число локтей в высоте Великой пирамиды). 24 880 миль (окружность земли) поделенная на 14.142 миль = 1 760 (число локтей в периметре Великой пирамиды).

Преобразование радиуса и окружности земли в локти приводит к тем же самым результатам:

3 960 миль это 20 908 800 футов, деленные на 1.718 = 12 170 430 (земной радиус в древних египетских локтях)

12 170 430 локтей земного радиуса, деленные на 43 455 280 локтей высоты Великой пирамиды.

24 880 миль это 131 366 400 футов, деленные на 1.718 = 76 464 726 (окружность Земли в древних египетских локтях)

76 464 726 локтей окружности Земли, деленных на 43 455 локтей диагонали Вашингтонского округа = 1 760 локтей периметра Великой пирамиды.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты сопротивлялись метрической системе, со времени ее использования, сетка, построенная в количественных направлениях кратных 300 м. с длинами в единицах 900, 1200 и 1800 метров, представляет собой простой и точный ключ к пониманию местоположения главных зданий и памятников в городе, наклонов углов и расстояний диагональных авеню.

С севера на юг расстояние зон 1-6 составляет 900 метров каждая. Расстояние восток - запад зоны A составляет 1800 метров. Расстояние восток - запад зон B, C и D - по 1200 метров каждая.

ОБЪЕКТ ГДЕ НАХОДИТСЯ
Национальный Собор северо-западный угол зоны 1A
Мемориал Кеннеди на Арлингтонском кладбище юго-западный угол зоны 6A
Мемориал Линкольна юго-восточный угол зоны 5A
Вашингтонский Круг восточная граница зоны A
Круг Дюпона в центре зоны 3B
Круг Логана в центре зоны 3C
Мемориал Джефферсона юго-восточный угол 6B
Белый дом в юго-восточном углу 4B
Высший Совет шотландского Обряда Масонства в юго-восточном углу 2B

Мемориал Линкольна находится в 3600 метрах к западу от Здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 1800 метрах к югу от Белого дома (половина расстояния от Мемориала Линкольна до Здания Капитолия). Белый дом - в 900 метрах к северу от оси восток - запад здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 900 метрах к югу от оси восток - запад здания Капитолия. Здание Капитолия - в 2400 метрах к востоку от оси север - юг Белого дома. Мемориал Линкольна - в 1200 метрах к западу от оси север - юг Белого дома. Первоначальный план города предполагал, что Вашингтонский Монумент будет расположен на пересечении между северной и южной осью Белого дома и восточной - и западной осью здания Капитолия. Позже выяснилось, что основание в этом месте не было достаточно устойчиво для того, чтобы выдержать вес памятника и он был, в конечном счете, смещен восточнее, и немного южнее от первоначально предназначенного месторасположения.

Высший Совет шотландского Обряда Масонства находится в 1800 метрах к северу от Белого дома. Масонский Штаб - в 3600 метрах к северу от Мемориала Джефферсона, то же самое как расстояние от Мемориала Линкольна до здания Капитолия.

Мемориал Кеннеди находится в 5400 метрах к югу от Национального Собора. Мемориал Кеннеди также -в 5400 метрах к западу от здания Капитолия.

От Белого дома до здания Капитолия авеню Пенсильвания проходит 2400 метра к востоку и 900 метров к югу. Этот наклон 24/9 сокращается до 8/3, образуя угол 20.556 градуса к юго-востоку.

Массачусетское авеню проходит от Круга Дюпон в центре зоны 3B к юго-восточному углу зоны 4D или 3000 метров к востоку и 1350 метра к югу. Этот наклон 20/9, образует угол 24.228 градуса к юго - востоку. У Род-айлендской авеню тот же самый наклон и тот же самый угол к юго - западу и северо-востоку от Круга Логана в центре зоны 3C.

Городской музей находится на пересечении Массачусетского авеню и восточной границы зоны C. От центра зоны 3B к восточной границе зоны C, Массачусетское авеню проходит 1800 метров на восток. Данный наклон 20/9, перемещает Массачусетское авеню на 810 метров к югу от центра зоны 3B к восточной границе зоны C. Так как центр зоны 3B находится в 450 метрах к северу от южной границы зоны 3, Городской музей - в 360 метрах к югу от северной границы зоны 4 (450 + от 360 до 810). Нью-йоркская авеню проходит от Белого дома до городского музея или в 1200 метрах к востоку и в 540 метрах к северу (900 - от 360 до 540). Этот наклон 1200/540 также сокращается до 20/9, образуя тот же самый угол 24.228 градуса к северо-востоку. Западная часть городского музея, Вашингтонский круг, находятся в 1200 метрах к западу и в 540 метрах к северу от Белого дома, образуя тот же самый наклон 20/9 и тот же самый угол 24.228 градуса к северо - западу для авеню Пенсильвании от Белого дома до Вашингтонского круга.

Круг Дюпона находится в 600 метрах к западу и в 1350 метрах к северу от Белого дома. Круг Логана -в 600 метрах к востоку и в 1350 метрах к северу от Белого дома. В обоих случаях наклон - 1350/600 или 9/4, образует угол 66.04 градусов к северо-западу для авеню Коннектикута от Белого дома до Круга Дюпона и 66.04 градусов к северо - востоку для авеню Вермонта от Белого дома до круга Логана.

Вашингтонский круг находится в 810 метрах к югу и в 600 метрах к западу от круга Дюпона. Он уменьшается под наклоном 9/6.66, образуя угол 53.47 градуса к северо - востоку для Нью-хэмпширской авеню, от Вашингтонского круга до круга Дюпона.

Ось Мемориального моста и Мемориального проспекта простирается от мемориала Линкольна в северо-восточном углу зоны 6A к мемориалу Кеннеди в юго-западном углу зоны 6A, или в 1800 метрах к западу и в 900 метрах к югу, с наклоном 2/1, образуя угол 26.565 градуса к юго - западу. В юго-западном конце Мемориального проспекта находится Памятник женщинам - войнам. Простирающаяся на юго-запад от Вашингтонского круга, Нью-хэмпширская авеню пересекает центр памятника женщинам - войнам в юго-западном конце Мемориального проспекта.

Вашингтон, а также большинство его зданий и памятников ориентированы по направлениям север-юг, запад-восток. На этой карте Вашингтона, восток находится наверху, а карта звездного неба показывает созвездие Орион, восходящее на востоке над Вашингтоном, так же, как это делалось каждый день в течение прошлых двухсот лет. Пояс Ориона указывает на Сириус, самую яркую звезду в небе. В то время когда Орион восходит и находится низко на восточном горизонте, пояс Ориона занимает вертикальное положение, указывая на Сириус расположенный ниже. В диаграмме, Сириус яркая звезда ниже Ориона, возле верхнего края карты Вашингтона. Яркая звезда над Орионом это Aldebran, альфа-звезда в созвездии Тельца.

Ось древнего египетского храма Исиды в Дендере ориентирована к восходящей точке Сириуса на восточном горизонте. Предрассветный восход этой звезды считался временем магии. Гигантские храмы строились с таким расчетом, чтобы главный портал был ориентирован на точку горизонта, где раз в год, в ожидаемое утро, появлялся Сириус. Более 200 лет назад, в то время, когда была спроектирована авеню Пенсильвания, угол этой улицы от Белого дома до здания Капитолия указывал на восходящую точку Сириуса на широте Вашингтона. Если смотреть на юго - восток вниз по авеню Пенсильвания, Сириус поднимается прямо над зданием Капитолия. Если посмотреть выше в небо, Орион находится над Сириусом и над зданием Капитолия с точки обзора на авеню Пенсильвания, в то время, как Сириус поднимается над горизонтом.

На рисунке солнце показано ниже горизонта на левой стороне диаграммы. Из-за вращения земли вокруг солнца, каждый день, относительно неподвижных звезд, солнце поднимается немного позже. Одновременно с Сириусом, Солнце поднимается на широте Вашингтона, только 15 августа. Это известно как гелиокальный восход Сириуса. До этого времени года солнце или выше или слишком близко к горизонту поднимающихся видимых звезд. Древние Египтяне базировали свой календарь на гелиокальном восходе Сириуса, который сигнализировал начало ежегодного наводнения Нила. Христиане празднуют успение Девы Марии 15 августа, связывая успение с первым появлением Сириуса (Исиды) в небе как раз перед рассветом.

Украшенный звездными блестками головной убор на статуе и на вершине купола Капитолия предполагает звездную символику, совместимую с направлением авеню Пенсильвания, нацеленную на точку восхода Сириуса выше здания Капитолия. На фотографии показана обновлённая статуя, после реставрации в 1993.

Орион также определял запад на широте Вашингтона, в течение прошлых двухсот лет. С точки обзора на здании Капитолия, Орион располагается прямо позади памятника Вашингтону. Располагаясь на западе, пояс Ориона горизонтален и указывает на положение Сириуса на юго - западе. С точки обзора на здании Капитолия Сириус располагается над рекой Потомак, нацеленный на авеню Мэриленд. С точки обзора на здании Капитолия, Альдебаран располагается над Белым домом, указывая, на авеню Пенсильвания.

МОНУМЕНТ ВАШИНГТОНА

В то время как Франция и Англия дебатировали, должен ли главный меридиан пройти через Лондон или Париж, Томас Джефферсон утверждал, что главный меридиан должен пройти через Вашингтон, округ Колумбия, а именно через северо - южную ось Белого дома. Мемориал Джефферсона находится на этой же самой оси, на юг от Белого дома. Масонский Храм и Парк Меридиана находятся на этой той же оси на север от Белого дома.

Мемориал Линкольна находится на западе от Капитолия, а Мемориал Джефферсона на юге от Белого дома. Расстояние от Белого дома до оси восток - запад Капитолия - то же самое, что и расстояние от мемориала Джефферсона до оси восток - запад Капитолия. Расстояние от мемориала Линкольна до Капитолия - удвоенное расстояние от Белого дома до мемориала Джефферсона. Расстояние от Капитолия до северо - южной оси Белого дома - удвоенное расстоянием от мемориала Линкольна до северо- южной оси Белого дома.


Вид монумента с юго-запада, если стоять лицом к северо-востоку.

Первоначально Вашингтонский Монумент планировалось установить на пересечении осей восток - запад Капитолия и северо - южной оси Белого дома, но когда строительство началось, было определено, что основание в том месте было не достаточно прочное, для веса памятника и месторасположение было перемещено немного на восток.

Западный фасад Монумента.
Внутри монумента, за барельефом Вашингтона находится лифт. Восточный обзор Капитолия. Библиотека Конгресса находится позади Капитолия справа. Здание Верховного Суда находится позади Капитолия слева.

Вид на Запад, на мемориала Линкольна - на заднем плане, и нового мемориала Второй мировой войны - на переднем плане.

Южный вид на Мемориал Джефферсона.

Северный вид на Белый дом (Эллипс на переднем плане).

Стороны и высота Монумента имеют количественные соотношения. На уровне земли длина стороны составляет 55.5 футов (666 дюймов), а высота Монумента составляет 555.5 футов. Отношение десять к одному между длиной стороны и высотой было смоделировано вслед за древнеегипетскими обелисками, у которых то же самое отношение. 555.5-футов высоты Монумента можно преобразовать в 6666 дюймов.

Учитывая длину 20.6 дюймов для древнеегипетского локтя, Монумент состоит из 323.6 локтей: 6666 деленное на 20.6 = 323.6. 323.6 деленное на φ (1.618) равняется 200.

Высота Монумента равна 200 древним египетским локтям φ. Учитывая, что древнеегипетский локоть состоял из полутора древнеегипетских ступней: Высота Монумента равна 300 древнеегипетских ступней φ.
МАСОНСКИЙ МЕМОРИАЛ ДЖОРДЖА ВАШИНГТОНА

Масонский Мемориал Джорджа Вашингтона был создан на основе описаний египетского маяка в древней Александрии, одного из семи чудес древнего мира. Мемориал находится на другом берегу Потомака, но тоже в Александрии - пригороде Вашингтона, штат Виржиния, как раз внутри границы диагонального квадрата, который первоначально обозначал территорию Вашингтона, округ Колумбия. Мемориал находится в конце Королевской улицы, которая заканчивается на Потомаке. Королевская улица - главная улица Александрии. Неподалеку находится станция Amtrak и станция метро, которая пересекает королевскую улицу как раз к востоку от мемориала.

Этот снимок был сделан с платформы станции метро лицом на запад.

Этот снимок был сделан со станции метро после наступления темноты.

Этот снимок был сделан прямо перед мемориалом:

Этот снимок был сделан от наружной части передних колон и показывает стеклянные двери и окна в главном входе мемориала. Снимок выше и следующие три ниже были сделаны, как раз после 9:00 11 октября 2003. Солнце немного южнее центра и отбрасывает солнечный свет немного севернее центра.

Этот снимок сделан в стеклянных дверях, снова указывая на запад (Вашингтон смотрит на восток). Статуя расположена в конце зала с колоннами, который находится позади передних дверей и окон. Прямой солнечный свет ударяет в одну из колонн на северной стороне зала. В момент весеннего и осеннего равноденствий солнце светит непосредственно на статую.

А это масонские регалии, которые носит Вашингтон .

Проблема фармакотерапии во время беременности чрезвычайно сложна и многокомпонентна. Она включает вопросы изменения фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств (ЛС) в различные периоды гестационного процесса, особенностей их влияния на материнский организм, проникновения ЛС к эмбриону и плоду, лечебного и токсического действия ЛС на плод, роли плаценты в метаболизме и транспорте ЛС, влияния, в т.ч. побочного, на течение беременности и родов, а также многие другие. Среди всех этих многочисленных вопросов наиболее острым всегда был и остается вопрос отрицательного действия ЛС на плод.

При назначении медикаментов беременной женщине абсолютным становится значение принципа «Nonnocere». Если отрицательное (побочное, нежелательное) действие ЛС во всех областях медицины почти всегда имеет обратимый характер, устранимо при отмене или даже снижении дозы, то в акушерстве оно может оказаться фатальным: ребенок,родившийся с медикаментозно обусловленным нарушением внутриутробного развития, будет страдать от него в течение всей жизни. При этом речь идет не только о грубых анатомических (морфологических) дефектах, выявляемых сразу после рождения и чаще всего ивалидизирующих человека, но и о функционально-метаболических нарушениях, психических поведнческих отклонениях, которые могут проявиться в любом периоде постнатального онтогенеза.

В «Терапевтическом справочнике Вашингтонского университета» (1998), книге, выдержавшей 28 переизданий и ставшей одним из самых популярных медицинских руководств для практикующих врачей, так определен принципиальный подход к применению лекарств во время беременности:

« Если это не диктуется крайней необходимостью, следует избегать назначения любых медикаментов в первом триместре беременности и, по возможности, во время второй половины менструального цикла у женщин с сохраненной детородной функцией. На протяжении всей беременности нужно ипользовать минимум лекарственных средств».

Тератогенное (от греч. teras– урод,teratos– уродство) действие (ТД) лекарств – это способность их нарушать эмбриональный морфогенез, приводя к возникновению пороков развития плода. Обычно под ТД подразумевают влияние ЛС или других ксенобиотиков непосредственно во время беременности. Между тем, причиной тератогенеза (кстати, наиболее частой) могут быть мутации в половых клетках родителей или даже более отдаленных предков, вызванные теми же лекарствами. Таким образом, ТД в этом случае оказывается опосредованным (через мутации) и предшествующим (осуществляется до наступления беременности).

Пренатальный онтогенез после оплодотворения яйцеклетки разделяют на периоды бластогенеза, эмбриогенеза и фетогенеза. Соответственно, патология, возникающая в эти периоды, называется бластопатией, эмбриопатией и фетопатией.

С 16-17-го дня после оплодотворения начинается собственно эмбриональный период, во время которого происходит интенсивный органогенез, а чувствительность к ТД медикаментов наиболее высокая. Различные системы и органы формируются в различные сроки, но к 56-му дню внутриутробного развития (полные 10 недель беременности) у эмбриона уже окончательно сформированы почти все основные органы, и он становится плодом. После этого срока продолжается формирование (гистогенез) и созревание лишь центральной нервной системы, органов чувств и половых органов. Приведенные сроки органогенеза имеют принципиально важное значение, поскольку в зависимости от времени действия повреждающего фактора зависит, в каком органе или системе возникнет порок развития. Наиболее грубые тяжелые уродства возникают до 36 суток внутриутробного развития. От 36 до 56 суток еще возможно формирование пороков твердого неба, мочевых путей и половых органов. Развитие истинного дисморфогенеза, т.е. развитие больших анатомических врожденных пороков в более поздние сроки беременности маловероятно.

Токсическое воздействие ЛС во время наиболее длительного, продолжающегося до конца беременности фетального (плодового) периода может вызвать замедление роста плода, а также морфо-функциональные нарушения отдельных клеточных систем, но не образование специфических пороков развития. Вместе с тем, полностью исключить их нельзя, т.к. развитие органов слуха и зрения, половых органов, особенно женских, занимает значительную часть фетального периода, а нервной системы – весь период до рождения (и продолжается, кстати, в детском возрасте). Именно поэтому ЛС, влияющие на эти органы и системы, потенциально опасны и после 10 недель беременности.

Механизмы тератогенного действия лекарств изучены недостаточно. Тератогены различной природы по-видимому действуют по-разному, нарушая каждый определенные молекулярно-клеточные звенья процесса эмбриогенеза. Вместе с тем, поскольку в период эмбриогенеза чрезвычайно интенсивно происходит синтез нуклеиновых кислот, белков и липидов, все препараты, ингибирующие биосинтетические процессы, способны вызывать дисморфогенез. Так действует, например, широко известный антибиотик актиномицин D(в клинике не применяется, используется во многих экспериментальных моделях), молекула которого, встраиваясь между цепями нуклеотидов ДНК, препятствует синтезу информационной РНК и таким образом подавляет синтез белка.

ТД может осуществляться путем влияния на проницаемость лизосомальных мембран и активность лизосомальных ферментов, что в конечном счете приводит к активизации процессов детерминированной гибели клеток – апоптозу или, напротив, к блокированию последнего. Предполагается, что по этому механизму в период эмбриогенеза могут действовать глюкокортикоиды.

Одним из важнейших постулатов тератологии до настоящего времени остается утверждение: для возникновения того или иного порока развития основное значение имеет период эмбриогенеза (срок беременности), во время которого действует повреждающий агент – ЛС. Причем, это значение существенно больше, чем значение специфической природы действующего агента. Исходя из этих достаточно подтвержденных экспериментальными и клиническими данными представлений, сформировалась концепция о критических периодах, основной особенностью которых является высокая чувствительность эмбриона к действию повреждающих факторов, в том числе тератогенных ЛС. У развивающегося зародыша человека это 15-56 суток внутриутробного развития (4-10 недель беременности), причем в пределах этого периода наиболее опасен в плане возможности тяжелых и даже несовместимых с жизнью аномалий промежуток от 17 до 36 суток. В таблице проиллюстрирована зависимость характера возникающего порока от срока действия повреждающего фактора.

Характер дисморфогенеза плода человека в зависимости от сроков действия повреждающих факторов. (по B . Krauer et al ., 1984)

Срок от момента Аномалия развития

Оплодотворения(дни)

24 Анэнцефалия

28 Менингоцеле

27-40 Укорочение конечностей

30 Атрезия пищевода, трахеопищеводный свищ

30 Атрезия желчного пузыря

34 Транспозиция крупных сосудов

36 Расщепление верхней губы

42 Диафрагмальная грыжа

42 Дефект межжелудочковой перегородки

49-56 Атрезия 12-перстной кишки

Роль собственно лекарства, его химической структуры в возникновении специфического порока развития устанавливается довольно сложно.

Значение характера ряда ЛС для их тератогенности доказывает и существование специфических медикаментозно обусловленных фетальных синдромов. Наиболее известными среди них являются варфариновый, гидантоиновый и триметадиновый, но достаточно типичные повреждения плода вызывают также вальпроевая кислота, тетрациклин, андрогены, несколько менее клинические четкие – аналоги витамина А, разные цитостатики (миелосан, циклофосфамид, метотрексат, аминоптерин), пеницилламин, лития карбонат,ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента.

Помимо дозы, характера ЛС и срока его применения, важным фактором, определяющим ТД, является наследственная предрасположенность или видовые и индивидуальные генетические особенности. Мощнейший человеческий тератоген талидомид обладает слабым ТД у крыс, собак и практически не действует на хомячков. Напротив, нетератогенная для человека ацетилсалициловая кислота вызывает врожденные уродства у мышей и других лабораторных животных.

В 1980 году Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FoodandDrugAdministration–FDA) было введено распределение ЛС на категории в зависимости от степени риска и уровня неблагоприятного влияния на плод, в первую очередь тератогенного.

КАТЕГОРИЯ А. На основании исследований на животных и полноценных контролируемых клинических испытаний установлено, что ЛС безвредно для плода как в Iтриместре, так и в более поздние сроки беременности. Пример – хлорид калия.

КАТЕГОРИЯ С. У животных установлено тератогенное или другое неблагоприятное (токсическое) влияние на плод, контролируемые клинические испытания не завершены или не проводились. Польза применения может превышать риск. Пример – изониазид.

КАТЕГОРИЯ D. Тератогенное или другое неблагоприятное действие на плод человека установлено. Применение во время беременности определенно связано с риском, который, однако, может быть ниже, чем ожидаемая польза. Больная должна быть проинформирована о возможных последствиях. Примеры – диазепам, фенобарбитал.

КАТЕГОРИЯ Х. Тератогенное действие доказано в эксперименте и в клинике. Риск применения во время беременности безусловно превышает возможную пользу. ЛС категорически противопоказано беременным и женщинам, которые могут забеременеть. Примеры – аминоптерин, изотретиноин.

Лекарственные средства, абсолютно противопоказанные во время беременности (категория Х)

Аминоптерин* Множественные аномалии, постнатальная задержка развития

плода, аномалии черепно-лицевого отдела, смерть плода.

Андрогены* Маскулинизация плода женского пола, укорочение конечнос-

тей, аномалии трахеи, пищевода, дефекты сердечно-сосудис-

той системы.

Диэтилстильбэстрол* Аденокарцинома влагалища, патология шейки матки, патология

пениса и яичек.

Стрептомицин** Глухота.

Дисульфирам** Спонтанные аборты, расщепление конечностей, косолапость.

Эрготамин** Спонтанные аборты, симптомы раздражения ЦНС

Эстрогены** Врожденные пороки сердца, феминизация плода мужского

пола, аномалии сосудов.

Ингаляционные Спонтанные аборты, пороки развития.

анестетики**.

Иодиды, йод 131 Зоб, гипотиреоз, кретинизм.

Прогестины Маскулинизация плода женского пола, увеличение клитора,

(19-норстероиды) пояснично-крестцовое сращение.

Хинин** Задержка психического развития, ототоксичность, врожденная

глаукома, аномалии мочеполовой системы, смерть плода.

Талидомид * Дефекты конечностей, аномалии сердца, почек и желудочно-

кишечного тракта.

Триметадион* Характерное лицо (V-образные брови и низко посаженные

глаза), задержка психического развития, аномалии сердца, глаз

Ретиноиды Аномалии конечностей, лицевого отдела черепа, пороки сердца,

(изотретиноин*, ЦНС (гидроцефалия, глухота), мочеполовой системы, недораз-

этретинат*) витие ушных раковин. Отставание умственного развития

Примечания: * - Тератоген ** - -Вероятный тератоген.

1.При составлении данной таблицы и следующей использовано более десяти источников,

которые представлены в списке литературы. В случаях, когда в различных источниках

стрептомицин в одних случаях причислен к категории D, а в других – Х, нами он включен

2.Если указана группа препаратов, считается, что данное побочное действие присуще всем

представителям, если дополнительно в скобках указаны конкретные ЛС, значит для других

представителей группы такое действие не характерно или не установлено.

Лекарственные средства, применение которых во время беременности связано с высоким риском (категория D )

Лекарства Последствия для плода

Антибиотики

Тетрациклины* Дисколорация зубов (коричневая окраска), гипоплазия

зубной эмали, нарушение роста костей.

Аминогликозиды Врожденная глухота, нефротоксический эффект

(амикацин,канамицин,

нетилмицин,тобрамицин)

Гризеофульвин При применении вIтриместре сиамские близнецы(очень

Фторхинолоны Артропатии

Хлорамфеникол Агранулоцитоз, грей-синдром в неонатальном периоде

(левомицетин)

Нитрофурантоин Гемолиз, желтая окраска зубов, гипербилирубинемия в неона-

тальном периоде (более опасен в конце беременности)

Антидепрессанты

Лития карбонат* Врожденные пороки сердца(1:150), особенно часто аномалия

Эбштейна, аритмии сердца, зоб, угнетение ЦНС, гипотензия,

неонатальный цианоз.

Трициклические Нарушения со стороны органов дыхания, тахикардия, задерж-

ка мочи, дистресс-синдром новорожденного

Ингибиторы МАО Замедление развития плода и новорожденного, нарушения

поведенческих реакций.

Кумариновые Варфариновая (кумариновая) эмбриопатия

производные*

Индометацин Преждевременное закрытие артериального протока, легочная

гипертензия, при длительном применении – замедление

роста, нарушение сердечно-легочной адаптации(более опасен

в IIIтриместре беременности)

Противосудорожные

средства.

Фенитоин* (дифенин) Гидантоиновый фетальный синдром

Вальпроевая кислота* Расщепление позвоночника, расщепление неба, нередко

дополнительные малые аномалии – гемангиомы паховая гры-

жа, расхождение прямых мышц живота, телеангиэктазии,

гипертелоризм, деформация ушных раковин, замедленное

развитие

Фенобарбитал Угнетение ЦНС, понижение слуха, анемия, тремор, синдром

отмены, гипертензия

Ингибиторы АПФ** Маловодие, гипотрофия плода, контрактуры конечностей,

деформация лицевого черепа, гипоплазия легких, иногда ан-

тенатальная гибель плода(более опасны во второй половине

беременности)

Резерпин Гиперемия слизистой носа, гипотермия, брадикардия, угне-

тение ЦНС, летаргия

Хлорохин Понижение слуха

Противоопухолевые Множественные уродства развития, замершая беременность,

средства* задержка внутриутробного роста плода

Антитиреоидные Зоб,изъязвление срединного отдела волосистой части головы

средства(тиамазол*)

Производные сульфонил- Часто различные пороки развития(не доказано), гипогли-

мочевины** кемия, гипербилирубинемия в неонатальном периоде

Производные Депрессия, сонливость в неонатальном периоде(вследствие

Бензодиазепина очень медленной элиминации).Редко – пороки развития,

(диазепам, хлозепид) напоминающие алкогольный фетальный синдром, врожден-

ные пороки сердца и сосудов(не доказано)

Витамин А в дозе> Пороки сердца и сосудов, дисморфизм ушных раковин и др.

10 тыс МЕ\сут* (подобно ретиноидам)

Витамин Dв большой дозе Кальцификация органов

Пеницилламин** Вероятны дефекты развития соединительной ткани – задерж-

ка развития, патология кожи, врикозное расширение вен,

ломкость венозных сосудов, грыжи

Примечания: * - Тератоген; ** - Вероятный тератоген