Занятия с малышами 3 лет конспекты. Игра на классификацию. Развитие мелкой моторики

23.02.2019

Развлечение «Мальчик – пальчик» для детей второй группы раннего возраста


Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад №127 "Северная сказка" г. Петрозаводск

Описание материала: материал рассчитан на детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста), может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям.

Цель: создание радостного настроения у детей

Задачи:
- доставить детям радость
- развивать коммуникативные способности
- развивать творческие способности дошкольников
- развивать мелкую моторику пальцев

Атрибуты: пальчиковая кукла – пальчик, куклы би-ба-бо: собачка, корова, петушок, кошка

Ведущий:
Жил – был пальчик маленький,
Маленький, удаленький.
В гости к нам сюда явился
И ребяткам поклонился.
(пальчик кланяется)


- Здравствуй, пальчик!

пальчик: Здравствуйте!

Рады мы, что ты пришёл!
- Как дела?

пальчик:
Всё хорошо! А у вас всё в порядке?

Дети:
- Да!

пальчик: Утром сделали зарядку?

Дети: - Да!
пальчик: Кашу вкусную всю съели?

Дети: - Да!

пальчик: Погуляли?

Ведущий: - Не успели!

пальчик: Вы послушные ребятки?

Ведущий: - Послушные

пальчик: Или детки – шалуны?

Дети:
- Нет!

(пальчик грозит)
Нельзя шалить!

Ведущий:
Ах, пальчик, ты уж очень строгий!
Смотри, какие малыши –
Они шалят совсем немного,
Ты не сердись, ты нам спляши!

(пальчик делает отрицательное движение)

Наверное, скучно одному?

(пальчик кивает, соглашаясь)

Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
Пальчику вы помогите,
Вместе с ним сейчас спляшите!

Громче, музыка играй,

Всех на танец приглашай.

Мальчик – пальчик наплясался

(пальчик прячется в кулачок)

Ой, кого-то испугался!

(звучит фонограмма - лай собаки)


Это к нам пришла собачка,
Испугала мальчик – пальчик.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И собачку прогоните!

Упражнение «Стукалка»

Собачка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – мычание коровы)

(появляется игрушка би-ба-бо корова)


Это к нам пришла коровка,
Черно – белая головка.
Она крутит головою,
Забодает нас с тобою!
Эй, коровка ты, корова,
Испугала пальчик снова.
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
И коровку прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Коровка испугалась и прочь убежала.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»


(Пальчик прячется в кулачок)


(звучит фонограмма – голос петушка)


Пришёл Петя - петушок,
Ярко – красный гребешок.
Громко – громко он кричал
И наш пальчик испугал.

Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Петушка прочь прогоните!

Упражнение «Стукалка» (дети стучат кулачком о кулачок)

Петушок испугался и прочь убежал.

Девочки и мальчики,
Покажите пальчики!
Громче, музыка играй,
Всех на танец приглашай.

Упражнение «Пляшут пальчики»

(Пальчик прячется в кулачок)

(звучит фонограмма – голос кошки)

(появляется игрушка би-ба-бо кошка)


Это кошка прибежала
И наш пальчик испугала
Согнулись пальчики в кулак,
И кулачки как застучат.
Кулачки, сильней стучите
Кошку прочь вы прогоните!

Упражнение «Стукалка»
(дети стучат кулачком о кулачок)

Кошка испугалась и прочь убежала.

Долго пальчики плясали,
Очень пальчики устали.
На ладошке притаились
И под щёчку улеглись.
Пусть немножко отдохнут,
А потом плясать начнут.

Звучит «Колыбельная»
(пальчики отдыхают под щёчкой)

Девочки и мальчики,
Кого боялись наши пальчики.
Кто же к пальчикам прибегал,
Голосочком их пугал?

(дети называют животных, музыкальный руководитель по очереди показывает игрушки)

Больше, пальчик, ты не бойся,
Ни о чём не беспокойся!
Очень много пальчиков
У девочек и мальчиков.
С тобой мы подружились
И долго веселились.
Тебя в обиду не дадим,
Ото всех мы защитим.
Нам пора уже прощаться,
На прогулку собираться.
Пальчик, снова приходи,
И веселье приноси.
До свидания!

(пальчик прощается с детьми)

Задачи:
Образовательные – закрепить знания цветов (красный, синий, желтый,зеленый); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить знания «большой», «маленький».
Развивающие – развивать мелкую моторику, речевую активность, умение отвечать на вопросы педагога.
Воспитательные – создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование:

Игрушка «Колобок» — из соленого теста; кубики (красного, синего, зеленого, желтого цветов); большие и маленькие мячики; рисунок елочки, домика на магнитной доске.

Организационный момент:

А) «Дружно за руки беритесь
И в кружочек становитесь
Мы ребяткам очень рады (идут по кругу держатся за руки)
Нам в ладоши хлопать надо « (хлопают в ладоши)

Б) ««Дружно за руки беритесь
И в кружочек становитесь
И гостям мы тоже рады (идут по кругу держатся за руки)
Нам в ладоши хлопать надо» (хлопают в ладоши)

2. Вот как мы хорошо поприветствовали друг друга и наших гостей.
Садитесь на стульчики (коврик).

Приготовьте ушки, глазки
-Нам письмо пришло из сказки:
«Здравствуйте, ребятки!
Пишут вам дед и бабка
Ох,случилася беда:
Испекли мы колобка

Положили на окошко
Чтобы он остыл немножко
Колобок лежать устал
Прыгнул вниз и убежал
Вы, ребятки, помогите
Колобка нам разыщите!»

— Поможем бабке и дедке найти колобка?
А как же мы его узнаем?
Давайте вспомним, какой колобок. Задает вопросы:
Какой формы колобок?
Покажите в воздухе, нарисуйте круг, вот какой он круглый. Дети обводят рукой круг.
Какого цвета колобок? (желтого)
Из чего он сделан? (из теста)
На что он похож? (на кружок, на солнышко, на мячик…)
Как вы думаете, куда покатился колобок? (в лес)
Ну,что ж пойдемте в лес искать колобка. 1,2,3, — мы покружились и в лесу мы очутились.
Фонограмма звуки леса (30 секунд).

Физкультминутка:
А в лесу растут высокие деревья – тянут руки вверх
Ветви тянутся до самого неба.
А травка низкая – приседают.
А деревья-то какие высокие – тянут руки вверх.
Налетели серые тучи, ветер стал деревья качать – качают руками.
И зашумели деревья – ш-ш-ш.
И последние осенние листочки
Срывает ветер – упали на землю
И листочки падают, падают, падают (показывают руками)
И ложатся на землю (ладошками на полу).

— Ой, смотрите-ка куда один листочек улетел.
Подходят к листочку у деревьев. Что там под листочком (достает кубик)
Может,это колобок?
А что это? (кубик) (он красный, у него есть уголки, он не катится). Наводящие вопросы: кубик может катится? (нет)
А что можно с кубиком делать? (играть,строить).
Ребята, а здесь целая корзина кубиков.
Воспитатель аккуратно переворачивает корзину.
Сколько кубиков? (много)
Правильно кубиков много и они разного цвета, давайте построим башенки.
Слушайте внимательно:
Предложить 1 ребенок – из красных кубиков (3 кубика)
2 ребенок – из желтых кубиков (4 кубика)
3 ребенок – из синих кубиков (4 кубика)
4 ребенок – из зеленых кубиков (5 кубиков)

Дети строят башенки.
Воспитатель спрашивает:
Сколько у тебя…кубиков?
Какого цвета башня у тебя…?
У кого самая высокая башня?
Молодцы! Ой, ребята, заигрались мы кубиками. Пусть ваши башенки стоят, звери ими полюбуются. А нам надо дальше идти. Колобка надо найти.
(Пока дети строили в противоположной стороне положить мешок с мячиками.) И идти в ту сторону.

Вот мы шли, шли, шли и мешок нашли.
Что же там в мешке лежит?
Давайте потрогаем, пощупаем.
Дети обследуют мешок (что-то гладкое, круглое).
Может, это колобок? Может, это яблоки, мячики…? Как ты думаешь? А ты…?
Давайте посмотрим.

Воспитатель аккуратно вываливает мячики на пол.
Что это? Колобок?
Нет. Это мячики. Мяч похож на колобок? Какой он формы? Какого цвета?
Да, мяч очень похож на колобка. Только вспомните из чего сделан колобок (из теста), а мячики резиновые.

Мяч – это игрушка, с ним можно играть. Помогите мне все мячики собрать:
Все большие мячики – в большую корзину,
Все маленькие мячики – в маленькую корзину.

Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, задает вопросы:
Какой у тебя мячик (маленький)
В какую корзину положить этот мячик? (в большую)
Молодцы! В мячики будут играть белочки и зайчики. А нам дальше надо идти колобка найти.

Ой, ребятки! Кто-то за пеньком сидит и тихонечко дрожит!
Дети тихонько подходят. Воспитатель говорит и берет в руки колобка.
Кто же это тут сидит
И не весело глядит
У него румяный бок. Кто же это? (колобок)

Какой колобок: желтый, круглый, сделан из теста.
А какой колобок веселый или грустный? (грустный)

Колобок оказывается в лес укатился и в лесу заблудился.
Ах, какой ты непослушный колобок. Разве можно убегать из дома от Бабки и Деда, и ходить в лес одному? (Нет, нельзя)

Ребята, давайте поможем найти тропинку, по которой колобок покатится домой.
Дети подходят к мольберту.
— В лесу много тропинок, но колобок круглый и тропинка тоже из кружков. Дорожку по которой покатится колобок надо выложить из кружков.
Дети выкладывают дорожку из кружков.

Посмотрите, а колобок уже больше не грустит, он увидел тропинку по которой ему надо возвращаться домой и стал весело улыбаться!
Какой колобок? (веселый)
Колобок благодарит вас за то, что вы нашли его в лесу, указали тропинку домой. Он обещает быть послушным. больше никогда не убегать, слушаться бабку и деда.
А вам за помощь дарит вот эту корзиночку с вкусными грибочками!

Название: Конспект занятия по познавательному развитию
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, 1-ая младшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный дом ребенка №1»
Месторасположение: Россия,г. Ярославль, Моховая,14

Козлова Татьяна
Конспект занятия для детей 2–3 лет «Путешествие на волшебном паровозике»

Конспект занятия для детей 2–3 лет «Путешествие на волшебном паровозике»

Задачи:

1. Обогащать сенсорный опыт детей в игровой деятельности путём действий с предметами различной формы, величины и цвета.

2. Углублять представления о свойствах геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

3. Формировать навык работы с логическими блоками Дъенеша, повторять названия геометрических фигур и их цвет.

4. Создать эмоциональное настроение у детей, активизировать развитие ребёнка и словарный запас по сенсорному развитию.

5. Продолжать развивать координацию рук и моторику пальцев.

Демонстрационный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); конфеты: большая и маленькая; Логические блоки Дьенеша, конусная пирамидка; сухой бассейн; разноцветные кубы по количеству детей; 2 шаблона солнышка и лучики к нему (разноцветные прищепки или разноцветные ладошки); макет дерева украшенное шарами и разноцветные ниточки такого же цвета.

Вхождение в сказку

Воспитатель: «Здравствуйте ребята, сегодня отправляемся в сказочное увлекательное путешествие, но прежде чем мы отправимся, давайте поздороваемся с гостями».

II.Основной этап

Воспитатель: «Наш друг «Волшебный паровозик» предлагает нам отправиться в увлекательное путешествие, где нас ждут остановки на необыкновенных станциях.

Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь.

Время приближается, поезд отправляется

Дети садятся на разноцветные кубы, выстроенные в ряд и хлопают по коленкам сначала медленно потом быстрее, быстрее (Изображая стук колес) Вот поезд наш мчится Колёса стучат, А в поезде нашем, Ребята сидят, Чу-чу-чу, далеко вас укачу! (Звучит весёлая музыка)

Первая станция «Солнечная» Воспитатель: Детки, посмотрите сколько у нас в группе солнышек. («Солнышки» подвешены на дугах).

Воспитатель: Протяните свои ручки вверх, давайте поздороваемся с ними. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно. Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. А какого же цвета наши солнышки? (Ответы детей). На какую фигуру похожи солнышки? (Ответы детей: круг). Что еще есть у солнышек? (Лучики). Какие лучики у солнышек? (Длинные, короткие).

Воспитатель подводит детей к столу и предлагает по очереди выбрать шаблон солнышка, назвать его цвет и разложить вокруг него на столе такого же цвета лучики: разноцветные ладошки или прищепки. Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик (разноцветные прищепки и прищипывает по цвету к солнышку).Молодцы! Теперь солнышки радостные, веселые и улыбаются нам с вами.

Упражнение «Волшебный паровозик»

Воспитатель: «Ребята наш паровозик предлагает продолжить наше путешествие… Отправляемся!

Упражнение «Волшебный паровозик» Станция «Конфетная»

Дидактическая игра «Волшебные конфетки»

Воспитатель: Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес, а сам убежал в лес. (Воспитатель подводит детей к столу, на нем лежат 2 огромные конфеты, укрытые белой скатертью). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ребята, посмотрите, какие огромные конфетки лежат на столе. Теперь сравним конфетки по величине. Эта какая конфетка? (Ответы детей. Большая). А эта? (Ответы детей: маленькая).

Д/игра «Надень фигуры на стержни».

Воспитатель предлагает одному ребёнку выбрать самую большую конфетку. Назвать её цвет. Помогает развернуть с одного края. Саша, просунь, пожалуйста, руку, возьми, что там лежит. Что это? (У меня квадратик жёлтого цвета и т. д.). Дети по очереди извлекают геометрические фигуры, называют их цвет, форму. Затем вставляют все вместе их на стержни. (Логические блоки Дьенеша)

Д/игра «Собери пирамидку». Затем воспитатель предлагает другому ребёнку выбрать другую маленькую конфетку. Назвать её цвет. Помогает развернуть с одного края. Воспитатель вытряхивает содержимое на стол. Что это? (Разноцветные колечки). Дети нанизывают колечки на стержень по величине, называя их по цвету.

Воспитатель: «Увы, но нам опять пора в путь».

Упражнение «Волшебный паровозик»

Станция «Разноцветные шарики»

Воспитатель: «На этой станции живут веселые шарики, вы можете искупаться в них». Дети лежат в сухом бассейне (под весёлую музыку) Затем детям предлагается прокатить разноцветные шарики в разноцветные воротики, называя их по цвету.

Воспитатель: Воспитатель обращает внимание на дерево (макет дерева украшенное шарами).

Как у наших у ворот

Чудо - дерево растёт.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А разноцветные шарики!

Да не простые, а волшебные. Воспитатель предлагает одному ребёнку снять шарик с дерева и назвать его цвет. Затем подобрать ниточку такого же цвета. Затем все дети по очереди выбирают себе шарик, называют цвет и подбирают ниточки такого же цвета. Воспитатель дарит детям разноцветные шарики.

Итог: Воспитатель: «Уже поздно и нам пора отправляться домой, садитесь в паровозик, поехали! (Звучит музыка.) Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие на «Волшебном паровозике». Вам понравилось? (Ответы детей). Шарики, которые я вам подарила, тоже понравились? Ребята, давайте улыбнемся друг другу и скажем гостям до свиданья! Дети уходят.

Список использованной литературы:

1. Венгер, Л. А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: дис. доктор психол. наук: 13.00. ОО / Леонид Абрамович Венгер. - МГУ им. М. В. Ломоносова, 1968. – 109 с.

2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. : Просвещение, 1978. 95 с.

3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М, ; Мозаика – синтез, 2009

Публикации по теме:

Конспект по ФЭМП в старшей возрастной группе «Путешествие на паровозике» Программное содержание: Развивать умения считать в пределах 10, формировать навыки счета по порядку, навыки прямого и обратного счета, продолжать.

Целевой ориентир: способствовать формированию у детей сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Задачи: развивать у детей умение ориентироваться в заданном пространстве, умение находить предметы по заданным свойствам, активную речь, мелкую моторику, развивать мыслительные операции; учить детей использовать в соей деятельности элементы моделирования; закрепить умение детей правильно определять и называть сенсорные эталоны (цвет, форма, величины); воспитывать бережное отношение к пособиям, умение выполнять совместно задания.

Оборудование: геометрические фигуры, пирамидки, игрушка зайчика, плоскостные модели.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку. В зале дерево с осенними листиками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в осеннем лесу, какие разноцветные листики, ветерок подует и листики тихонько полетят с деревьев т упадут на землю пестрым ковром. Покажите, мне как падают листики.

Упр. 1 «Листопад»

Листопад, листопад.
Листья желтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад. (

(поднять руки - веточки вверх, постепенно опуская, делая круговые, плавные движения кистями рук - падают листики).

Воспитатель: Посмотрите под деревом лежит мешочек.

На мешочке изображен зайка.

Упр. 2 «Чудесный мешочек»

Предложить детям определить какой формы лежит предмет в мешочке.

Дети: Круглый (шарик; как мячик).

Воспитатель: Ребята, а кто нарисован на мешочке?

Дети: Зайчик.
Воспитатель: Значит Зайка забыл мешочек. А какой овощ круглой формы любит Зайка?

Дети: Капусту.

Воспитатель вынимает из мешочка капусту. Уточняет вместе с детьми форму, цвет капусты (круглая, зеленая).

Воспитатель: Давайте отнесем капусту зайчику в лес.

Найдите дорожку из желтых кругов, мы по ней пойдем к зайчику.
Дети находят дорожку, объясняют свой выбор (желтые круги, как листики на деревьях, как солнышко и т. д.)
Дети под музыку идут по дорожке, подходят к столу.

Воспитатель: Я знаю, Вы любите играть. Давайте соберем пирамидки.
Предложить детям собрать пирамидку (кольца от нескольких пирамидок лежат в корзиночке. Один ребенок собирает желтую пирамидку, другой разноцветную. Дети должны проговаривать цвета.
Лучше взять пирамидки нескольких видом. В конце задания педагог хвалит детей за правильно выполненное задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ещё одна дорожка. Какого она цвета, какой формы камушки?

Дети: Зеленая, квадратики.

Воспитатель: Предлагает детям по ней идти. Дети идут.

Подходят к столу, садятся. На столе волшебная корзиночка закрытая платочком.

Воспитатель: Открывает коробочку, в ней лежат геометрические фигуры (треугольники, квадраты, круги). Предлагает им рассмотреть и назвать форму и цвет.

Дети: Зеленый треугольник, красный квадрат, синий квадрат.

Педагог предлагает собрать: елочки, домик, машинку по схеме.
(схема цветная, у детей линейная модель. Дети в работе используют метод наложения).
При выполнении работы, дети называют какие они используют геометрические фигуры, каких цветов.

Воспитатель: Дети, у нас есть ещё одна дорожка. Кто мне подскажет, какого она цвета?
Дети: Красная, треугольники.

Дети идут по ней.
Подходят к домику. Выходит Зайка.

Зайка: Здравствуйте, ребятки.

Дети: Здравствуй, Зайчик.

Воспитатель: мы нашли твою капусту и принесли её тебе.

Зайка: Спасибо. За это я с вами поиграю. У меня в корзиночке лежат разноцветные фигурки, но я их все перепутал. Нужно их разобрать.

Дидактическая игра «Найди пару».

Предложить детям разобрать геометрические фигуры по цвету и форме, опираясь на сенсорный ориентир. Дети выполняют работу и объясняют свой выбор.

Зайчик: Молодцы, справились Вы с моим задание. За это я Вас угощу сладкой, хрустящей морковкой.

Угощает детей морковкой.

Дети: Спасибо, Зайчик.

Воспитатель: А теперь нам пора домой возвращаться.

Дети идут по дорожкам домой (красная, зеленая, желтая).

Название: Конспект занятия для детей 2-3 лет по развитию сенсорных эталонов «В гости к зайчику пойдем»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ ЯО «Областной специализированный Дом ребенка № 1»
Месторасположение: г. Ярославль, Ул. Моховая, 14