Психологическая поддержка ребенка. Как поддержать контакт с ребенком, если вы от него далеко

27.04.2019

ъДТБЧУФЧХКФЕ. лБЛ РПДДЕТЦБФШ ТЕВЕОЛБ, ЛПЗДБ ЕЗП ПВЙЦБАФ УЧЕТУФОЙЛЙ. нПЕК ДПЮЕТЙ 4 ЗПДБ, Й ПОБ ФПМШЛП ЮФП РПЫМБ Ч УБД. пОБ ДПВТЩК Й ДПЧЕТЮЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. пФЛТЩФЩК. чППВЭЕ, ДЕФЙ ЕЕ МАВСФ. оП С ОБВМАДБА ЪБ ЕЕ УЧЕТУФОЙЛБНЙ, 4-5-МЕФЛБНЙ...й ПЮЕОШ ТЕДЛП ЧЙЦХ ДПВТЩИ ДЕФЕК, УРПУПВОЩИ ОБ ХУФХРЛЙ, РПОЙНБОЙЕ, ЦЕУФЩ ДПВТПК ЧПМЙ...вПМШЫЙОУФЧП ДЕФЕК ЙЭХФ Й ВПТАФУС ЪБ УЧПЕ "НЕУФП РПД УПМОГЕН". "х НЕОС ЙЗТХЫЛБ МХЮЫЕ", "С ВПМШЫЕ", "С ХНЕА ФБЛ-ФП", "НПС НБНБ ИПТПЫБС, Б ФЧПС РМПИБС", Й Ф.Д. тЕБМЙЪХАФУС, ЧПВЭЕН, ТБЪОППВТБЪОП. рТПВМЕНБ ОЕ Ч ФПН, ЬФП, ОБЧЕТОПЕ, ОПТНБМШОПЕ УФБОПЧМЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ МЙЮОПУФЙ. оП ДЕФЙ РТЙ ЬФПН ВЩЧБАФ ЦЕУФПЛЙ, ЬФП ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОБС ЧЕЭШ. й С РПДХНБМБ, ЮФП НПЕЗП ТЕВЕОЛБ ЬФП НПЦЕФ ЛПУОХФШУС Ч МАВПК НПНЕОФ. б ЪБЭЙФЙФШУС ПВЭЕРТЙОСФЩН Ч ДЕФУЛПК УТЕДЕ УРПУПВПН (Ф.Е. УЛБЪБФШ ЮФП-ФП ФБЛПЕ ЦЕ ЙМЙ ВПМЕЕ ПВЙДОПЕ, ЙМЙ ХДБТЙФШ)ПОБ ОЕ УНПЦЕФ, Ф.Л. ОЕ БЗТЕУУЙЧОБ Й ЛБЛ-ФП ОЕ УТБЧОЙЧБЕФ УЕВС У ДТХЗЙНЙ, ОЕ ПФНЕЮБЕФ, ЮФП Й ЛБЛ Х ДТХЗЙИ, ФБЛ ТЕЧОЙЧП,ЛБЛ НОПЗЙЕ ЙЪ ПЛТХЦБАЭЙИ ЕЕ ДЕФЕК. еУМЙ ЕК УФБОЕФ ПВЙДОП, ПОБ ЪБРМБЮЕФ, ЕУМЙ ОЕФ - ХКДЕФ ПФ ТБЪЗПЧПТБ ЙМЙ, ЮХЧУФЧХС БЗТЕУУЙА, ПФ ЮЕМПЧЕЛБ. рПОСФОП, ЮФП ТБЪ ЕК ОЕ ПВЙДОП (ДБЦЕ ЕУМЙ С УЮЙФБА РП-ДТХЗПНХ), ФП ОЕ УФПЙФ ОЙЮЕЗП Й РТЕДРТЙОЙНБФШ, РТПУФП ОБВМАДБФШ ЪБ ТБЪЧЙФЙЕН УПВЩФЙК. б ЕУМЙ ПВЙДОП?нПЦОП МЙ У ЧБЫЕК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС РПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л ФБЛПК УЙФХБГЙЙ, ЧЩТБВПФБФШ РТБЧЙМШОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ ЪБТБОЕЕ, ЙМЙ У ЬФЙНЙ РТПВМЕНБНЙ ОХЦОП ТБЪВЙТБФШУС РП НЕТЕ РПУФХРМЕОЙС? й ЛБЛ ТБЪВЙТБФШУС? юФП ЕЭЕ С УНПЗХ УДЕМБФШ, ЛТПНЕ ЛБЛ ТБЪЯСУОЙФШ ДМС ОЕЕ УЙФХБГЙА Й РТПСЧЙФШ УЧПА МАВПЧШ Й РПДДЕТЦЛХ? нОЕ ЙОФЕТЕУОЩ ЧБЫЙ НЩУМЙ Й ЧЪЗМСД ОБ ЬФЙЮЕУЛХА УФПТПОХ РТПВМЕНЩ: ЛПТТЕЛФОП МЙ ХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ДБЧБФШ УДБЮЙ, ОБОПУЙФШ ХДБТ, ЙМЙ УФПЙФ РТЕДПУФБЧЙФШ ЕНХ УБНПНХ ЧЩВТБФШ УРПУПВ ЪБЭЙФЩ, Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ЕЗП ИБТБЛФЕТПН. б ЕУМЙ ПО ДБЦЕ ОЕ РПОЙНБЕФ, ЮФП ЕЗП ПВЙЦБАФ, ФПМШЛП ЮХЧУФЧХЕФ ЮФП-ФП ОЕ ФП? у НПЕК ДПЮЛПК ФБЛПЕ ВЩЧБЕФ ЮБУФП. уРБУЙВП.

пФЧЕФЙФШ

уЛЙТФБН 25 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

65 50

рТПВМЕНБ ОЕ Ч ТЕВЕОЛЕ, РТПВМЕНБ Ч ЧБУ.
чЩ ВПЙФЕУШ ФПЗП, ЮЕЗП ОЕФ Й ДМС ЮЕЗП, ЮЕУФОП ЗПЧПТС, ПУОПЧБОЙК ВЩФШ ФПЦЕ ОЕФ. рПЮЕНХ ВЩ ЧБН ФПЗДБ ОЕ РПДХНБФШ ОБД ФЕН, ЮФП ДЕМБФШ, ЕУМЙ ОБ ЧБЫЕЗП ТЕВЕОЛБ (ОЕ ДБК ВПЗ, ЛПОЕЮОП) ЧДТХЗ ХРБДЕФ НЕФЕПТЙФ? ьФПЗП РПЛБ ОЕ УМХЮЙМПУШ, ОП С ОБВМАДБА ЪБ НЕФЕПТЙФБНЙ Й ПЮЕОШ ТЕДЛП ЧЙЦХ ДПВТЩЕ НЕФЕПТЙФЩ, УРПУПВОЩЕ ОЕ РТЙЮЙОЙФШ ЮЕМПЧЕЛХ ЧТЕД. чУЕ ВПМШЫЕ ХВЙЧБАФ, ТБЪТХЫБАФ, УЦЙЗБАФ. тЕБМЙЪХАФУС, Ч ПВЭЕН, ТБЪОППВТБЪОП. рТПВМЕНБ ОЕ Ч ФПН, ЬФП, ОБЧЕТОП, ОПТНБМШОПЕ СЧМЕОЙЕ. оП НЕФЕПТЙФЩ РТЙ ЬФПН ОЕУХФ УФПМШЛП ЗПТС, ЬФП ИПТПЫП ЙЪЧЕУФОБС ЧЕЭШ. й С РПДХНБМ, ЮФП НПЕЗП ТЕВЕОЛБ ЬФП НПЦЕФ ЛПУОХФШУС Ч МАВПК НПНЕОФ...
б ЕЭЕ С РПДХНБМ, ЮФП УМЙЫЛПН НОЙФЕМЕО Й ЬФП ОЕ РТЙОЕУЕФ НПЕНХ ТЕВЕОЛХ РПМШЪЩ.
оХ ЮФП, ХЪОБЕФЕ УЕВС? уНЕЫОП? оЕ УНЕКФЕУШ. ьФП ЧЩ (ЙЪЧЙОЙФЕ ЪБ РТСНПФХ).
рПДХНБКФЕ, ЮФП ЧЩ ИПФЙФЕ ДМС УЧПЕЗП ТЕВЕОЛБ? чЩ ИПФЙФЕ ОБХЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ВЩФШ ЧЩЫЕ ДЕФУЛЙИ ТБЪВПТПЛ? йМЙ, НПЦЕФ ВЩФШ, ОБХЮЙФШ ДБЧБФШ УДБЮЙ? оЕФ, ЙЪ ЧБЫЕЗП ЧПРТПУБ ЧЙДОП, ЮФП ЧЩ ИПФЙФЕ чппвэе ХВЕТЕЮШ ДПЮШ ПФ ЛБЛЙИ-МЙВП ОЕЗБФЙЧОЩИ УФПТПО ЦЙЪОЙ, НПМ, "ДБ, С ЪОБА, ЬФП ОПТНБМШОП, ЮФП ДЕФЙ ЦЕУФПЛЙ, ОП ОЕМШЪС МЙ УДЕМБФШ ФБЛ ЮФПВЩ НПА ДПЮЕОШЛХ ЬФП ОЕ ЛПУОХМПУШ, Б ФП ПОБ Х НЕОС ФБЛБС НБМЕОШЛБС, ВЕЪПВЙДОБС?". чПФ ЛБЛПК РПДФЕЛУФ С ТБЗМСДЕМ Ч ЧБЫЕН ЧПРТПУЕ УЧПЙНЙ (ВЩФШ НПЦЕФ, ВМЙЪПТХЛЙНЙ) ЗМБЪБНЙ.
чБЫЕ ЦЕМБОЙЕ РПОСФОП ОБ ЧУЕ УФП. оП ФБЛЦЕ ОБ ЧУЕ УФП ПОП Й ОЕЧЩРПМОЙНП.
лУФБФЙ, ЧЩ ОБРТБУОП ДХНБЕФЕ, ЮФП ЪБЭЙФБ ФЙРБ "ХДБТЙФШ", "ПВПЪЧБФШ" ЙМЙ "РПЦБМПЧБФШУС/ТБУУЛБЪБФШ" - ДЕФУБДПЧУЛБС. ьФП ОЕ ДЕФУБДПЧУЛБС ЪБЭЙФБ, Б ПВЭЕЮЕМПЧЕЮЕУЛБС. й УЧПКУФЧЕООБ ПОБ ДБМЕЛП ОЕ ЧУЕН МАДСН Й ДБМЕЛП ОЕ ЧП ЧУЕИ УЙФХБГЙСИ. ьФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП Й ДМС ДЕФУЛПЗП УБДБ. фБН ЧЕДШ ФПЦЕ МАДЙ, РТПУФП НБМЕОШЛЙЕ. :-) дЕФЙ ЦЕУФПЛЙ, ОП ЬФП ФПМШЛП ОБ ОБЫ "ЧЪТПУМЩК" ЧЪЗМСД. рПФПНХ ЮФП НЩ ВПМЕЕ УЛТЩФОЩЕ Й УДЕТЦБООЩЕ. б ДЕФЙ, ДЕФЙ УЧПЙ ЬНПГЙЙ ОЕ УЛТЩЧБАФ, ПОЙ УНЕАФУС, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ НПЦЕФ ВЩФШ ВПМШОП, РПФПНХ ЮФП ПО УНЕЫОП ЧЩЗМСДЙФ, Б ФЩЛБФШ РБМШГЕН Х ОЙИ ОЕ СЧМСЕФУС ЮЕН-ФП ОЕРТЙМЙЮОЩН. чЩ ДХНБЕФЕ, ЧБЫБ ДПЮШ ДТХЗБС? оЕФ. уМПЦОЩЕ УПГЙБМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС, ЛПЗДБ ИПЮЕФУС УНЕСФШУС, Б ОХЦОП, РПЮЕНХ-ФП ЦБМЕФШ, РПУФЙЗБАФУС УП ЧТЕНЕОЕН. й ПУПЪОБОЙЕ ФПЗП, ЮФП ЕУМЙ Х ФЕВС ЮФП-ФП ЪБВЙТБАФ, ФП ОБ ЬФП ОХЦОП ПВЙЦБФШУС (ЦБМПЧБФШУС, НУФЙФШ), ФПЦЕ РТЙДЕФ ОЕ УТБЪХ. оЕ ФПМШЛП Л ЧБЫЕК ДПЮЕТЙ, ЛП ЧУЕН МАДСН (ОБЧЕТОСЛБ, Х ОЕЕ Ч ЗТХРРЕ ЕУФШ ДТХЗЙЕ ДЕФЙ У РПИПЦЕК ЮЕТФПК).
чБН УЙМШОП РПЧЕЪМП: Х ЧБУ ПФЛТЩФЩК Й ДПВТЩК ТЕВЕОПЛ. оЕ ЪБЗПОСКФЕ ЬФЙ ЛБЮЕУФЧБ ЧОХФТШ, ОЕ РТСЮШФЕ ЙИ. еУМЙ ЧБН ЛБЦЕФУС ЦХФЛП ОЕУРТБЧЕДМЙЧЩН ФП, ЮФП ПОБ ТБЪДБЕФ/Х ОЕЕ ЪБВЙТБАФ ФЕ ЦЕ ЙЗТХЫЛЙ, РПЗПЧПТЙФЕ У ЧПУРЙФБФЕМЕН, РХУФШ ПОБ РПОБВМАДБЕФ ЪБ ФЕН, ЮФПВЩ ЧБЫХ ДПЮШ ОЕ РТЙФЕУОСМЙ. пДОБЛП, РПЧФПТАУШ, ЕУМЙ ЧЩ УЮЙФБЕФЕ, ЮФП "и" ЬФП РМПИП, ФП УПЧЕТЫЕООП ОЕ ЖБЛФ, ЮФП ЧБЫБ ДПЮШ УЮЙФБЕФ ФБЛЦЕ. еУМЙ ДЕЧПЮЛБ ПИПФОП ИПДЙФ Ч УБДЙЛ, ЕУМЙ Х ОЕЕ ФБН ЕУФШ ЛТХЗ ПВЭЕОЙС, ЕУМЙ Л ОЕК ФСОХФУС ДТХЗЙЕ ДЕФЙ, ЪОБЮЙФ, ЧУЕ ОПТНБМШОП, РХУФШ ЧУЕ ВХДЕФ, ЛБЛ ВХДЕФ.
лПОЕЮОП, Ч УБДХ, ЛБЛ Й Ч МАВПН ЛПММЕЛФЙЧЕ, ЕУФШ УЧПЙ МЙДЕТЩ, ФЕ, ЛПЗП УМХЫБАФУС ВПМШЫЕ, ОБД ЛЕН ОЕ УНЕАФУС ДТХЗЙЕ, ЛФП ЪБВЙТБЕФ УБНЩЕ МХЮЫЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Х ЛПЗП "ДЕДХУЛБ - ЗЙОЕМБМ". чЩ ИПФЙФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫБ ДПЮШ ВЩМБ ФБЛЙН МАДЕТПН? оЕФ? б ЧРТПЮЕН, ЧБЫЕ ЦЕМБОЙЕ ОЕ ФБЛ ХЦ ЧБЦОП, ЧБЦОП, ИПЮЕФ МЙ ВЩФШ МЙДЕТПН ЧБЫБ ДПЮШ.
пФЧЕЮХ ОБ ЧБЫЙ ЧПРТПУЩ:
рПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л ПРТЕДЕМЕООПНХ РПЧЕДЕОЙА Ч ЛБЛПК-МЙВП УЙФХБГЙЙ, РПЛБ ПОБ ОЕ ОБУФХРЙМБ, ОЕМШЪС. ьФП РТПУФП ВЕУРПМЕЪОБС ФТБФБ ЧТЕНЕОЙ: ТЕВЕОПЛ ОЕ РПКНЕФ, П ЮЕН ЕНХ ФПМЛХАФ МЙВП ОЕ ЪБРПНОЙФ. уФПМЛОХЧЫЙУШ У ОПЧПК ДМС ОЕЗП УЙФХБГЙЕК, ТЕВЕОПЛ УБН РТЙНЕФ ЛБЛПЕ-ФП ТЕЫЕОЙЕ. еУМЙ УЙФХБГЙС РПЛБЦЕФУС ЕНХ ЧЩДБАЭЕКУС, ПО ЕЕ ЪБРПНОЙФ Й, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, РПДЕМЙФУС У ЧБНЙ (ПО ЦЕ Х ЧБУ ОЕ УЛТЩФОЩК, Б ДБЦЕ УЛПТЕЕ ОБПВПТПФ). й ЧПФ ФПЗДБ НПЦОП ВХДЕФ ЧЩТБВБФЩЧБФШ Х ТЕВЕОЛБ ПРТЕДЕМЕООЩК ФЙР ТЕБЛГЙЙ ОБ ФП ЙМЙ ЙОПЕ УПВЩФЙЕ: "НПМ, Ч УМЕД. ТБЪ УЛБЦЙ ФБЛ-ФП Й УДЕМБК ФП-ФП" ЙМЙ "ФЩ ЛБЛ ПО ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБК, ЬФП РМПИП". й ФП, ЧУЕ ЬФП ОХЦОП ДЕМБФШ, РПУФПСООП ХЮЙФЩЧБС, ЮФП ЧЩ НПЦЕФЕ УЮЙФБФШ РТБЧЙМШОЩН ПДОП, Б ДПЮШ - ДТХЗПЕ.
чПУРЙФЩЧБС ТЕВЕОЛБ, РПНОЙФЕ, ЮФП ДЕФУЛЙК НЙТ ОЕ ГЧЕФОПК, Б ЮЕТОП-ВЕМЩК: Х ОЙИ ОЕФ УМПЦОЩИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК, ОЕФ ДПМЗЙИ ПВЙД ДТХЗ ОБ ДТХЗБ, ЧТБЗПЧ ОЕФ Й ДТХЪЕК ФПЦЕ ОЕФ. ф.Е. ЧУЕ ЬФП ЕУФШ, ОП УЕЗПДОС, Б ЪБЧФТБ ДТХЗ ХЦЕ НПЦЕФ УФБФШ ЧТБЗПН, У ФЕН, ЮФПВЩ РПУМЕЪБЧФТБ УОПЧБ УФБФШ РЕТЧЩН ДТХЗПН. еУФШ ЮЕТОПЕ Й ВЕМПЕ, РМПИПЕ Й ИПТПЫЕЕ. рПЬФПНХ, ХЮБ ТБЪВЙТБФШУС, УПЧЕФ "ЛБЛ РПУФХРБФШ" ДБЧБКФЕ ОБ ЛБЦДХА ПФДЕМШОХА УЙФХБГЙА - РПУФЕРЕООП ТЕВЕОПЛ убн РТЙЧЕДЕФ ЬФЙ УПЧЕФЩ Ч ЛБЛПЕ-ФП РПДПВЙЕ УЙУФЕНЩ Й ЧЩТБВПФБЕФ УЧПЕ ПФОПЫЕОЙЕ. рТЙ ЬФПН, РПНОЙФЕ, ЮФП ЧБЫ ТЕВЕОПЛ ФБЛЦЕ НПЦЕФ ВЩФШ ОЕРТБЧЩН, Й ЬФП УМЕДХЕФ РПТЙГБФШ.
хЮЙФШ ТЕВЕОЛБ ДБЧБФШ УДБЮЙ ОЕ УМЕДХЕФ. оБПВПТПФ, УФПЙФ ЧПУРЙФЩЧБФШ Ч ТЕВЕОЛЕ ФП, ЮФП РТЙНЕОЕОЙЕ ОБУЙМЙС - ЬФП УБНПЕ РПУМЕДОЕЕ УТЕДУФЧП ХВЕЦДЕОЙС. мХЮЫЕ, ЕУМЙ ЧУЕ ЧПРТПУЩ ТЕЫБФШ НЙТОП. дХНБА, Ч ЧБЫЕН УМХЮБЕ, ЬФБ РТПВМЕНБ ОЕБЛФХБМШОБ - Х ЧБУ ЛБЛ ТБЪ НЙТОЩК ТЕВЕОПЛ. с ВЩ РТЕДПУФБЧЙМ ЕНХ РТБЧП УБНПНХ ТЕЫБФШ, ЛБЛ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ ОЕЗБФЙЧОЩЕ УФПТПОЩ ЦЙЪОЙ.
й ОБРПУМЕДПЛ ЛПЕ-ЮФП ЙЪ ОБХЛЙ:
хЮЕОЩНЙ ХУФБОПЧМЕОП, ЮФП ДЕФЙ ОБЮЙОБАФ ЧПРТЙОЙНБФШ ДТХЗЙИ МАДЕК ЛБЛ УПРЕТОЙЛПЧ ФПМШЛП У 3-4 МЕФ, ФПМШЛП Ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ Х ОЙИ ОБЮЙОБЕФ УЛМБДЩЧБФШУС ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЪБ "НЕУФП РПД УПМОГЕН" ОХЦОП ВПТПФШУС, Й ЙНЕООП У ЬФПЗП ЧПЪТБУФБ Х ОЙИ РПСЧМСАФУС ФБЛЙЕ ЮЕТФЩ ЛБЛ ИЙФТПУФШ, ПВНБОЮЙЧПУФШ, ПВЙДЮЙЧПУФШ, ЮХЧУФЧП УПВУФЧЕООЙЮЕУФЧБ ОБ ЧЕЭЙ, РПСЧМСАФУС РЕТЧЩЕ БЧФПТЙФЕФЩ Й УФТЕНМЕОЙЕ ЙН РПДТБЦБФШ.
фБЛ ЮФП У ЧБЫЕК ДПЮЕТША ЧУЕ ОПТНБМШОП, ПВЙДЮЙЧПУФШ Л ОЕК ЕЭЕ РТЙДЕФ, ИПФС Й ОЕ ВХДЕФ, С ДХНБА, ЕЕ "УЙМШОПК" ЮЕТФПК:-))) б ЕУМЙ ХЮЕУФШ, ЮФП Ч УБДЙЛ (ЮЙФБК, ЛПММЕЛФЙЧ) ПОБ РПЫМБ ФПМШЛП УЕКЮБУ (Б ДП ЬФПЗП, ОБЧЕТОП, РТПУФП ЛХРБМБУШ Ч НПТЕ МБУЛЙ, БЗБ?:)), ФП ОЕФ ОЙЮЕЗП ХДЙЧЙФЕМШОПЗП, ЮФП ПОБ ЕЭЕ ОЕ ОБХЮЙМБУШ ТЕБЗЙТПЧБФШ ОБ ЛБЛЙЕ-ФП РТЙФЕУОЕОЙС.

УЮБУФМЙЧП

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

:)) рТСНПФБ - ЬФП ИПТПЫП, ОП ЛБЛ-ФП СДХ НОПЗПЧБФП:)) нПЦОП ВЩМП ПЗТБОЙЮЙФШУС РЕТЧЩНЙ 2 ЖТБЪБНЙ Й ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ПФЧЕФПН:) нОЕ РТЙЫМПУШ РТПЧЕУФЙ ОБД УПВПК ТБВПФХ, ЮФПВЩ ОЕ ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШУС "ПВЭЕЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН" (ЙМЙ ЧУЕ-ФБЛЙ ДЕФУБДПЧУЛЙН? :0-))УРПУПВПН:)) пФЧЕФ НОЕ РПОТБЧЙМУС, УРБУЙВП. дБ, ЦЕМБОЙЕ ЪБЭЙФЙФШ ПФ ЧУЕЗП - ОПТНБМШОП ОБ ЧУЕ УФП, ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК ТПДЙФЕМШ, ПУПВЕООП НБНБ, У ОЙН УРТБЧМСЕФУС, ЬФП ФТХДОП, ПФУАДБ ФБЛПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЙОЖБОФЙМШОЩИ Й ВЕУРПНПЭОЩИ МАДЕК. йОФЕТЕУОБС Й РПМЕЪОБС НЩУМШ - ЮФП Ч ДЕФУЛПН НЙТЕ ОЕФ ПФФЕОЛПЧ, ПВ ЬФПН ЧУЕ ЧТЕНС ЪБВЩЧБЕЫШ. б ЧПФ У ОБХЛПК С ОЕ УПЧУЕН УПЗМБУОБ:))) уПРЕТОЙЮЕУФЧП, УПВУФЧЕООЙЮЕУФЧП (Й ОЕ ФПМШЛП ОБ ЧЕЭЙ), ПВЙДЮЙЧПУФШ ЮБУФП РТПСЧМСАФУС ХЦЕ Ч 1,5-2 ЗПДБ, Х НЕОС НБУУБ ФПНХ РТЙНЕТПЧ. й ЛПММЕЛФЙЧ ФХФ ЮБУФП ОЙ РТЙЮЕН. еЭЕ ТБЪ УРБУЙВП. — CФБУС
уФБУС!
ъБ СД чЩ НЕОС ЙЪЧЙОЙФЕ. рМЪ. й ЪБ "НЕФЕПТЙФЩ" ФПЦЕ. оХ, МАВМА С УТБЧОЙЧБФШ Й ДПЧПДЙФШ УЙФХБГЙА ДП УНЕЫОПЗП, ЮФПВЩ РПФПН ЕЕ ТБЪТЕЫЙФШ. йОПЗДБ ЬФП Л НЕУФХ, Б ЙОПЗДБ РБМЛБ РЕТЕЗЙВБЕФУС.
с ЧППВЭЕ-ФП Л МАДСН ПЮЕОШ ИПТПЫП ПФОПЫХУШ, Б Л НБМЕОШЛЙН ЮЕМПЧЕЛБН - ПУПВЕООП. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП ЕУМЙ С ВХДХ ПФЧЕЮБФШ чБН РТСНП, ВЕЪ ЧЕЦМЙЧПК ЪБХЧБМЙТПЧБООПУФЙ чЩ ВЩУФТЕЕ УНПЦЕФЕ РПОСФШ, ЛБЛЙЕ НЩУМЙ С ИПЮХ ДП чБУ ДПОЕУФЙ. чЙЦХ, ЮФП чЩ ПФМЙЮОП УРТБЧЙМЙУШ.
у ОБЙМХЮЫЙНЙ РПЦЕМБОЙСНЙ чБН Й чБЫЕК ДПЮЕТЙ — уЛЙТФБН
Ajbor 25 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

55 50

уОБЮБМБ ИПЮХ УЛБЪБФШ УРБУЙВП ЪБ ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ЪБУФБЧЙМ ЪБДХНБФШУС Й ПЪБДБЮЙФШУС ФПЦЕ (ОБЫЕК НБМЩЫЛЕ 2 ЗПДБ, Й С ХЦЕ ФПЦЕ ЧЙЦХ, ЮФП УЛПТП ОБДП ВХДЕФ ОЕ ФПМШЛП ЧЩОПУЙФШ ЗПТЫПЛ, ОП Й РТЙОЙНБФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ ВПМЕЕ УХЭЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН:)). лПОЛТЕФОЩИ УПЧЕФПЧ ДБФШ ОЕ НПЗХ. еУФШ ОЕЛПФПТЩЕ ТБЪНЩЫМЕОЙС. нПЦОП МЙ РПДЗПФПЧЙФШ ТЕВЕОЛБ Л УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ ЕЗП ПВЙЦБАФ. рП-НПЕНХ, ЧТСД МЙ, РПФПНХ ЛБЛ ДБЦЕ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ ПЮЕОШ ТЕДЛП УРПЛПКОП Й ЖЙМПУПЖУЛЙ УОПУЙФ ПВЙДЩ. б ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЮЕЛ ОБЮЙОБЕФ УЧПК УПВУФЧЕООЩК РХФШ, ПО РПМХЮБЕФ ФЕ ЦЕ УБНЩЕ УЙОСЛЙ Й ЫЙЫЛЙ, ЮФП Й ЕЗП ТПДЙФЕМЙ Ч ВЩФОПУФШ ДЕФШНЙ, ЙОБЮЕ, ЧЙДЙНП, ОЕ ОБХЮЙФШУС ЦЙФШ Ч ПЛТХЦЕОЙЙ МАДЕК. лПОЕЮОП ЦЕ, РПНПЗБФШ ОБДП. лБЛБС НПЦЕФ ВЩФШ РПНПЭШ? дБ чЩ Й УБНЙ РТЕЛТБУОП ПФЧЕФЙМЙ: "тБЪЯСОЙФШ УЙФХБГЙА Й РТПСЧЙФШ МАВПЧШ Й РПДДЕТЦЛХ". йЪ УЧПЕЗП ДЕФУЛПЗП ПРЩФБ, РТБЧДБ, ВПМЕЕ РПЪДОЕЗП, ОЕЦЕМЙ 4 ЗПДБ, НПЗХ УЛБЪБФШ, ЮФП РПДДЕТЦЛБ ОХЦОБ ОЕ ЦБМПУФМЙЧБС (ВЕДОЕОШЛЙК ФЩ НПК, ЧУЕ ФЕВС ПВЙЦБАФ, ЙДЙ, ФЕВС РПЦБМЕА), Б ФБЛБС, ЛПФПТБС ЧПЪЧЩУЙФ ТЕВЕОЛБ Ч УПВУФЧЕООЩИ ЗМБЪБИ, Ф.Е. РТЙНЕТОП ФБЛБС: ДБ, НБМШЮЙЛ ПФПВТБМ Х ФЕВС ЛХЛМХ-НБЫЙОЛХ-ЛПОЖЕФХ, ДТБЪОЙМУС, ОП ОЕ ВХДЕЫШ ЦЕ фщ, ФБЛБС хнойгб, ТБУУФТБЙЧБФШУС ЙЪ-ЪБ ФБЛПЗП НБМЕОШЛПЗП ЗМХРЩЫЛЙ. й РХУФШ Ч ФПФ ЛПОЛТЕФОЩК НПНЕОФ, ЛПЗДБ НБМЩЫ РМБЮЕФ ПФ ПВЙДЩ, ОЙЛБЛЙЕ УМПЧБ ОЕ УНПЗХФ ЕНХ РПНПЮШ (ФХФ, ЛПОЕЮОП, ОХЦОБ ТПДОБС Й ФЕРМБС НБНБ, Л ЛПФПТПК НПЦОП РТЙЦБФШУС), ОП, ПРСФШ ЦЕ, РП УПВУФЧЕООПНХ ПРЩФХ, ЧУЕ ЬФП ПФЛМБДЩЧБЕФУС ЗДЕ-ФП Ч ПТЗБОЙЪНЕ:). й ЕУМЙ РПЛПРБФШУС Ч УПВУФЧЕООПК РБНСФЙ, ФП ПГЕОЛБ ЛБЛПК-МЙВП УЙФХБГЙЙ УЧПЙНЙ ТПДЙФЕМСНЙ РТСНП-ФБЛЙ ЧЯЕДБЕФУС Ч ФЕВС, УФБОПЧЙФУС ФЧПЕК ТПДОПК. ьФП С Л ФПНХ, ЮФП ЧП НОПЗПН ДЕФЛЙ РПЧФПТСАФ УЧПЙ ТЕБЛГЙЙ ОБ РТЙНЕТЕ ТПДЙФЕМЕК. фХФ ХЦ ОБДП ДХНБФШ, ЛБЛЙН ИПЮЕЫШ ЧЙДЕФШ УЧПЕЗП НБМЩЫБ, Й УППФЧЕФУФЧЕООП УЕВС ЧЕУФЙ.
еЭЕ ТБЪ УРБУЙВП ЪБ ЧПРТПУ. вПАУШ, ОЕ ПФЧЕФЙМБ ОБ ОЕЗП, ИПФШ Й УФБТБМБУШ ЮФП-ФП УДЕМБФШ. оП чЩ РПВХДЙМЙ НЕОС РПДХНБФШ ПВ ЬФПН. рПЦБМХК, РПРТПВХА РПДОСФШ МЙФЕТБФХТХ Й УПЧЕТЫЙФШ ПРТПУ УЧПЙИ ДТХЪЕК-ТПДЙФЕМЕК:) уРБУЙВП!

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

РПЧФПТАУШ, РТПВМЕНЩ ОЕФ, ИПФЕМПУШ ХЪОБФШ ТБЪОЩЕ НОЕОЙС. рТПУФП ЛБЦДЩК ТБЪ, ОБВМАДБС ДЕФУЛЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙС, ЧПЪЧТБЭБАУШ Л ЬФПНХ ЧПРТПУХ. ъДЕУШ, УЛПТЕЕ ЧУЕЗП, ОЕФ ЮЕФЛЙИ БМЗПТЙФНПЧ РПЧЕДЕОЙС, ТЕЫЕОЙЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОП Ч ЛБЦДПК УЙФХБГЙЙ Й У ЛБЦДЩН ТЕВЕОЛПН...рПЬФПНХ РЩФБАУШ ЧЩЧЕУФЙ ДМС УЕВС ЛБЛЙЕ-ФП ПВЭЙЕ РПМПЦЕОЙС. УРБУЙВП. — CФБУС
Nyns 27 ОПСВТС 2003 ЗПДБ

50 50

х НЕОС УПЪДБМПУШ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ, ЮФП ЧБЫБ ДПЮШ ХЦЕ ХНЕЕФ ТЕЫБФШ РПДПВОЩЕ РТПВМЕННЩ: "ЕУМЙ ЕК УФБОЕФ ПВЙДОП, ПОБ ЪБРМБЮЕФ, ЕУМЙ ОЕФ - ХКДЕФ ПФ ТБЪЗПЧПТБ... ЙМЙ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ. чЩ ХЦЕ РПДЗПФПЧЙМЙ ЕЕ Л ПВЭЕОЙА. пОБ ХНЕЕФ ПВЭБФШУС ПЮЕОШ ИПТПЫП. пОБ ОЕ ЙЭЕФ ЛПОЖМЙЛФПЧ. чПЪНПЦОП, ЪБ ЬФХ УРПЛПКОХА ХЧЕТЕООПУФШ Й ОЕЪМПВМЙЧПУФШ ЕЕ Й МАВСФ Ч УБДХ. чПЪНПЦОП, ЧЩ УМЙЫЛПН ТБОЙНЩК Й НОЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ (ЮФП УЛТЩЧБФШ, ОБН - НБНПЮЛБН - ЮБУФП ЛБЦЕФУС, ЮФП ОБЫЕЗП ТЕВЕОЛБ ПВДЕМЙМЙ, ПВЙДЕМЙ), ОП ТЕВЕОПЛ "ЧБТЙФУС" Ч УЧПЕН НЙТЕ Й ЧЙДЙФ ЕЗП РП-УЧПЕНХ, УП УЧПЕК ЛПМПЛПМШОЙ. й ПГЕОЙЧБЕФ ФПЦЕ РП-УЧПЕНХ. пФ ЧБУ ОХЦОБ ФПМШЛП РПДДЕТЦЛБ Й МАВПЧШ. еУМЙ ЦЕ (ОЕ ДБК в.) ЮФП-ФП ОЕРТЙСФОПЕ Й ОЕРТЕДЧЙДЕООПЕ РТПЙЪПКДЕФ, ЧЩ ВХДЕФЕ РЕТЧПК, Л ЛПНХ ПОБ ПВТБФЙФУС ЪБ УПЧЕФПН.
фБЛ ЮФП НПЕ НОЕОЙЕ: ТЕЫБФШ РТПВМЕННЩ ОБДП РП НЕТЕ ЙИ РПУФХРМЕОЙС. чУЕ ОЕ РТЕДХУНПФТЙЫШ. дБ Й Х ЧБУ УП ЧТЕНЕОЕН ФПЮЛБ ЪТЕОЙС ЛПТТЕЛФЙТХЕФУС.
хДБЮЙ.

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка – это процесс:

В котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Который помогает ребенку избежать ошибок;

Который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него . Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.


2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).


3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит. Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств. Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка. В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.

Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.

Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог – что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Примерами такого оценивания являются утверждения типа:
«Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами». Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности. Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соотвествует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством: отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово»,«вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи»,«Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»); прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его); совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним); выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Развитие эффективного стиля общения

Очень часто взрослые, общаясь с детьми, стремятся соперничать с ними.
Взрослый может думать: «Для меня важно настоять на своем». Подобную философию было бы полезно заменить пониманием того, что «настоящий победитель тот, кто умеет обращаться с другими людьми». Барьеры между взрослым и ребенком рухнут, возрастет ощущение собственной полезности, нужности, отношения в семье, в школе заметно улучшатся.

Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба – и ребенок, и взрослый
– позволят друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым.

Эффективное общение – это: принятие того, что сообщает партнер; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.

Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также овладение таким навыком общения, как
«рефлексивное слушание и сообщение».

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание является важным навыком общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и пр. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщения с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков – обратную связь.
Обратная связь есть не что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. В свою очередь, собеседник может сказать: «Да, именно это я и имел в виду» или «Нет, я не это имел в виду. Я попробую объяснить снова».
Эти компоненты – сообщения, обратная связь и проверка подтверждения – составляют процесс обратной связи.

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»

– ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –

– ПОДТВЕРЖДЕНИЕ – в эффективности рефлексивного слушания и использования процесса обратной связи можно убедиться на следующем примере.

Мать слышала, как ее сын, вернувшись из школы, сказал: «Какой плохой день! Учительница рассердилась на меня и назвала лгуном за то, что я забыл принести домашнее задание. Она кричала на меня! Вот записка от неё».

Для того чтобы проверить, насколько правильно она поняла сына, и для того, чтобы удостовериться, что он действительно огорчен школьным происшествием, мать может сказать: «Похоже у тебя сегодня и вправду был ужасный день». Это послужит сыну сигналом, поняла ли мать, что он хотел сказать. В данном случае мать правильно поняла сына и он говорит: «Ты можешь повторить это еще раз». На этот раз мать, подумав, говорит: «Наверно ужасно стыдно, когда на тебя кричат перед всем классом. Ребенок, в свою очередь, соглашается: «Конечно стыдно и мне очень плохо». Дальнейший разговор может выглядеть примерно так:

МАТЬ. Я готова поспорить, что ты задет и обижен её критикой.

СЫН. Да! Так же, как и я готов поспорить, что и ей случалось забыть что-нибудь и, возможно, ее никто не «клевал» за это.

МАТЬ. Большинство из нас думает именно так, когда кто-нибудь нас задевает.

СЫН. Ну, это несколько успокаивает.

На этом примере отчетливо видно, что рефлексивное слушание с обратной связью способствует выяснению и пониманию проблемы, нахождению решения.
Если же обратную связь установить не удается, возникают непонимание, раздражение и фрустрация.

Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание разницы между закрытым и открытым ответом. Закрытый ответ показывает, что взрослый либо не слышит и на понимает ребенка, либо предпочитает игнорировать его рассказ. Другими словами, он ограничивает сообщение.

Открытый ответ свидетельствует, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит. Открытые ответы стимулируют ребенка продолжать свой рассказ. Кроме того, открытые ответы отражают чувства ребенка, стоящие за его рассказом.

Открытые ответы можно распределить по следующим категориям:

«Стартеры»; «Я понимаю», «О-о-о», «М-м-м», «Я хотел бы побольше узнать об этом», «Расскажи мне еще что-нибудь».

Молчание: ничего не говорите, но всем свои видом продемонстрируйте заинтересованность в разговоре.

Открытые вопросы вместо закрытых вопросов.

Открытые вопросы призваны не просто информировать взрослого о чем- либо, а помочь ребенку прояснить его проблемы. Напротив, закрытые вопросы по своей сути приближаются ук утверждению и на них можно ответить лишь «да» или «нет». Разницу между открытым и закрытым вопросами легче понять на конкретном примере.

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: «Не мог бы ты мне сказать, что произошло сегодня в школе?» или «Как ты относишься к тому, что друзья тебя игнорируют?»

ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС: «У тебя сегодня был хороший день?» или «Ты сердишься на свою подругу за то, что она тебя не замечает?»

Рефлексивное слушание требует от родителей и педагогов понимания многообразия чувств ребенка и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате ребенок чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.

Рефлексивное слушание предполагает определенные установки и формы поведения. Прежде всего это общая установка взрослого по отношению к ребенку: «Я беспокоюсь о тебе, и меня интересует все, что с тобой происходит и что ты делаешь», а также вербальные и невербальные формы поведения, как бы говорящие ребенку: «Я слушаю тебя».

Установки и чувства, необходимые для осуществления рефлексивного слушания, включают:

Желание выслушать ребенка и понимание того, что это займет некоторое время;

Желание помочь данному конкретному ребенку;

Принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка;

Признание того, что чувства ребенка – это его истинные чувства;

Отношение к ребенку как к самостоятельной личности с его индивидуальной идентичностью и чувствами;

Глубокая убежденность в способности ребенка управлять своими чувствами, преодолевать их и находить решение;

Понимание того, что чувства преходящи, не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.

Необходимые для рефлексивного слушания формы поведения:

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ :

Зрительный контакт: смотрите на ребенка, с которым вы беседуете, но не сверлите его взглядом;

Язык жестов, естественные и свободные позы;

ВЕРБАЛЬНЫЕ , стимулирующие ребенка продолжать рассказ и помогающие ему уяснить сказанное:

Обратная связь, позволяющая ребенку узнать вашу интерпретацию того, что он сказал;

Рефлексия чувств;

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. Знайте, когда использовать рефлексивное слушание.

Наиболее эффективно оно в тех случаях, когда у ребенка возникает проблема и у вас достаточно времени на её решение.

2. Знайте, когда не следует пользоваться рефлексивным слушанием.

Если вы как педагог или родитель чувствуете, что ребенок вас не принимает или отталкивает, не нужно пытаться применить этот метод, в этом случае он не принесет успеха.

3. Развивайте свое умение слушать. Практика сделает «рефлексивное слушание» повседневным и привычным для вас делом. Не бойтесь разочарований, пробуйте снова.

4. Смиритесь с тем, что поначалу вам будет не совсем легко пользоваться «рефлексивным слушанием».

Овладение любым новым навыком сначала всегда сопровождается чувством неуверенности. Это справедливо и для рефлексивного слушания.

5. Пытайтесь комбинировать другие навыки межличностного общения с рефлексивным слушанием.

Используйте рефлексивное слушание в сочетании с исследованием альтернатив, определением того, кому «принадлежит» данная проблема и т.д.

Читайте также

Правила поведения на детском утреннике

Бантики, красивые платья, нарядные костюмы - ваш малыш на своем первом утреннике в детском саду такой милый и трогательный. Он первый раз на сцене, а вы с остальными родителями в зрительном зале. Конечно, каждый родитель знает о том,как нужно вести себя на детском утреннике, но готовясь пойти на праздничное мероприятие в детский сад, вспомнить некоторые из правил все же следует.


Маленькие дети хорошо помнят и считают «своими» тех людей, которых видят регулярно. Лучше всего каждый день. Годовалые ребята способны не забывать родственников и не дичится при каждом новом визите, если встречаются с ними 2-3 раза в неделю. Чем старше малыш, тем он дольше будет помнить человека, то во что играл с ним и о чем разговаривал.

Раньше, для того чтобы сохранять в памяти ребенка родственников, живущих далеко, использовали в основном фотографии и напоминали малышу о тех или иных событиях связанных с человеком. Самые маленькие детки, конечно, со временем на зубок знали, кого и как зовут и с удовольствием всех показывали в семейных альбомах, но на качество встреч вживую это практически не влияло. Общение с человеком, который говорит и двигается, дети воспринимают совсем иначе, даже если про него постоянно слышат и рассматривают его статичное изображение – фотографию. Если родственник навещал годовалого ребенка раз в месяц, то все равно требовалось время, чтобы наладить контакт.

В последние годы очень многие родители стали использовать видеосвязь через интернет. И даже малыши в возрасте до года, с большим интересом участвуют в общении с человеком на экране. Дети отвечают звуками или, если умеют, отдельными словами, подражают движениям взрослого на экране, слушают песенки, сказки. И что самое интересное, потом, когда родственник приезжает в гости «по-настоящему», дети его узнают и нет долгого периода привыкания, как к незнакомцу.

Таким образом, современные технологии, позволяют сохранять контакт с близкими людьми, даже совсем маленьким детям. Это хороший пример использования гаджетов во благо малышу. Я расскажу немного о том, во что можно играть и общаться с малышом по видеосвязи.

Игра «в ладушки». Эта игра не требует физического контакта, движения руками активные и их хорошо видно. А так же, она очень хороша для начала общения с экрана, потому что чаще всего, уже известна ребенку и он охотно начнет повторять движения.

Пение знакомых малышу потешек и песенок тоже может помочь организовать обоюдно приятное общение.

Колыбельная и несколько слов на сон грядущий могут стать приятным ежевечерним ритуалом.

Можно рассказывать малышу простые сказки. Если есть тематические игрушки к сказкам, то можно и показывать. Но это, конечно, не обязательно.

Такие «сеансы» общения с малышом не нужно делать долгими дети быстро устают и переключают внимание. Для поддержания контакта с ребенком важнее регулярность, чем длительность разговора.

Если вы считаете, что ваш ребенок живет в постоянном напряжении, разрываясь между учебой, спортивной секцией, выполнением домашних заданий и участием во внешкольных мероприятиях, понаблюдайте за его поведением. Признаки, о которых мы расскажем далее, могут свидетельствовать о стрессе.

Признаки могут быть постоянными или кратковременными

Все эти симптомы могут появляться в течение короткого времени, затем уходить, возвращаться вновь, оставаться на более длительный срок. Стрессовая ситуация проявляется следующим образом:

  • У ребенка наблюдается изменение пищевых привычек (отсутствие аппетита или страсть к перееданию).
  • Появляется страх разлуки с родителями.
  • Наблюдаются ночные кошмары, капризы и регулярный плач.
  • Малыш грызет ногти, сосет пальцы или вырывает волосы на голове.
  • Он жалуется на постоянные головные боли и проблемы с пищеварением.
  • Ребенок имеет привычку жевать одежду, грызть канцелярские предметы.
  • Он часто остается один в комнате, избегает общения с друзьями.
  • Малыш проявляет повышенную агрессивность по отношению к сверстникам и грубит взрослым.

Как помочь детям преодолеть стресс?

Родительская поддержка имеет решающее значение в преодолении стресса у ребенка. Находитесь рядом с сыном или дочерью, поощряйте любое выражение чувств. Помните о том, что держать в себе накопившиеся проблемы разрушительно для эмоционального здоровья детей. Расскажите, что трудные времена бывают у всех людей, и это нормально, когда кто-то жаждет уединения.

Снизьте свои требования к ребенку, если видите, что он страдает. Это поможет несколько разгрузить давление. Обеспечьте малышу питательную пищу, богатую витаминами и макроэлементами. Не забудьте о контроле режима дня. Если ребенку необходим дополнительный отдых, введите практику дневного сна.

Выполните вместе с крохой несколько расслабляющих упражнений с использованием глубокого дыхания. Включите медитативную музыку, но избегайте возбуждающего воздействия оживленной графики.

Поощряйте рисование, занятия живописью, написание стихов, лепку. Творческие направления лучше всего отражают чувства. Предложите ребенку выплеснуть напряжение с помощью движений: танцев, криков, занятий спортом. Поощряйте желание играть. Когда дети воссоздают реальность посредством кукол, они видят, что могут контролировать ситуацию.

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что одной из самых злободневных социальных проблем на сегодняшний день является уход отца из семьи. Когда из семьи уходит отец, у ребёнка, как правило, развиваются определенные комплексы, поэтому мать, воспитывая малыша, должна знать об этом и заранее предупредить их развитие.

Уход отца из семьи, зачастую, дети переживают,как личную трагедию. Именно с этого момента жизни ребёнка начинается множество страданий и душевной боли, чреватых длительными последствиями. Маме очень важно помочь малышу пережить этот переломный момент в жизни и поддержать его.

С чего начать? Прежде всего, маме необходимо поговорить с ребёнком. Не нужно откладывать разговор на потом, так как не нание причины происходящего лишь только усугубит всё. У малыша может развиться чувство вины, будто он является причиной того, что папа ушёл. Важно заверить ребёнка в своей любви, а после чего объяснить, что отныне папа с мамой будут жить отдельно, потому что они перестали любить друг друга. Заверение в любви очень важно для малыша: он должен осознать, что мама и папа по-прежнему, несмотря ни на что, очень сильно любят его.

К тому же маме необходимо контролировать себя и избегать в присутствии ребёнка высказываний о бывшем супруге в негативном свете: для малыша он всё так же остается любимым папой, а такие реплики сильно ранят ребёнка. Стремление подорвать у малыша уважение к бывшему своему спутнику жизни не принесет пользы. Напротив, раздоры между родителями очень болезненно отражаются на детях: в конце концов, это может привести к тому, что они вообще перестанут уважать обоих родителей.

Кроме того, маме нужно стараться избегать обидных замечаний такого типа, как: «Ты нисколько не отличаешься от своего отца!» или «Ты такой, как твой отец!» Важно не забывать: какую бы душевную боль ни причинил бывший супруг, он все также остается отцом малыша, так нуждающегося в любви, воспитании и внимании со стороны папы и мамы.

Не секрет, что очень сложно строить отношения с бывшим мужем, когда вопрос касается совместной опеке над ребенком: маму могут одолевать множество эмоций и противоречивых чувств, но их очень важно сдерживать. И ни в коем случае нельзя малыша использовать в качестве «средства», с помощью которого можно было бы оказать давление на бывшего супруга, добиваясь своего! Это лишь навредит ребёнку! И если продолжать в таком же духе, то бывший муж, во избежание ожидающих его оскорблений, унижений и других подобных ситуаций, может просто напросто перестать общаться с ребёнком. А это, поверьте, очень плохо отразится на малыше: ребёнок получит эмоциональную травму!

Ещё одна проблема, с которой может столкнуться малыш в неполной семье - отсутствие родительской заботы. Если из семьи ушёл отец, то финансовые проблемы, связанные с обеспечением семьи, как правило, ложатся на плечи мамы. Ей приходится больше времени уделять работе, чтобы заработать достаточно денег, в результате чего страдает эмоционально ребёнок: он обделён вниманием и временем. Во избежание этого, маме нужно постараться учесть потребность ребёнка в общении с ней.

А самое главное, что мама может сделать для малыша, когда из семьи уходит отец - подарить ему свою любовь. Поверьте, мамина любовь - это очень важное качество, которое поможет ребёнку освоиться в новой для него обстановке!


Татьяна