Стимулировать развитие. Развитие вашего мозга: рекомендации и упражнения. Упражнения нейробики для мозга

11.02.2019

Почти все, с чем 2-летний малыш сталкивается в своей жизни, способствует развитию его интеллектуального потенциала. Не нужно давать ему «уроки» или проводить какие-то формальные занятия. Все вокруг и есть процесс обучения!

Как стимулировать развитие ребенка

Подбирайте игрушки, пригодные для различных видов игровой деятельности. Игрушки, созданные для использования только в одном качестве, например игрушечные телефоны или кассовые аппараты, имеют ограниченное применение в играх. Чем больше различных возможностей применения у игрушки, тем больший «образовательный» потенциал она в себе несет. Выбирая игрушки для ребенка, обратите внимание на многофункциональные, побуждающие «включать» воображение. Игрушки в наборах, такие как сарай с животными, фермер и трактор, стимулируют более насыщенную и изобретательную игру, чем развлечение всего лишь с несколькими животными.

Чтобы стимулировать развитие ребенка предоставляйте ему предметы и материалы, способствующие развитию творческой деятельности. Любые безопасные вещи, которые малыш способен взять в руки, могут рассматриваться как полезные для его развития. В самом деле, простые предметы домашнего обихода, например скрученные бумажные салфетки или пластмассовые коробки, становятся отличными игрушками, потому что дети сами с помощью своего воображения переделывают их в подобие каких-то игрушек. Если ребенок провозит машинку через тоннель из бумажной салфетки, она уже становится игрушкой. Если он сворачивает другую салфетку и затыкает ей один конец «тоннеля», машинка уже не сможет проехать через него. Теперь у него уже более сложная игрушка. Самые обычные предметы, такие как деревянные ложки, пластмассовые контейнеры для продуктов, кружки, миски и кастрюли, могут доставить малышу много радости, когда он будет их сортировать, раскладывать и расставлять по местам. И не забывайте о такой ценной для развития ребенка вещи, как пустая коробка из-под обуви, которую он может сделать кроваткой для куклы, конюшней для лошадок, смешным ботинком и т. д.

Не демонстрируйте, как «правильно» нужно что-то использовать. Хорошо, если вы покажете малышу, как работает игрушка, при первом его знакомстве с ней. Но в дальнейшем позвольте использовать ее так, как ему захочется. Если он будет играть с ней по-своему, это принесет больше пользы для его развития, чем следование строгим инструкциям.

Поощряйте ролевые игры

Если ребенок просит вас принять участие в его игре, присоединитесь к нему. Пусть он решает, какова будет ваша роль, и определяет, что вы должны делать. С другой стороны, если малыш не просит вашей поддержки, лучше не вмешиваться, чтобы не отнимать у него инициативу в игре. Если в ходе игры его идеи иссякли, не поддавайтесь желанию предложить свои. Вместо этого задавайте ему вопросы типа: «Как ты думаешь, что должно случиться дальше?»

Вовлекайте ребенка в игры-считалки

Стимулировать развитие ребенка помогут игры и стишки, в которых ведется счет пальцам на руках и ногах или подсчитываются другие части тела, например уши или локти, способствуют осознанию соотношения между предметами и цифрами. Поскольку это связано для малыша с его телом и ощущениями, он осознает это соотношение намного быстрее, чем при простом счете других объектов.

Помогите ему закрепить свои познания счета и понятие «каждому по одной штуке», накрывая на стол и поясняя: «Каждому нужно приготовить по салфетке. Одна тебе - одна. Одна мне - две. Одна папе - три». Затем, помогая ребенку раскладывать салфетки на столе, приговаривайте: «Одна, две, три салфетки».

Используйте регулярные бытовые занятия как возможности для обучения

Хороший повод для обучения группированию предметов по схожим признакам предоставляет сортировка белья для стирки: полотенца - сюда, майки - туда. Отдельно займитесь носками с целью развития способности различать предметы по цвету и одновременно находить одинаковые пары.

Купание - отличная возможность для изучения таких понятий, как «количество» и «объем». Просто дайте малышу несколько сосудов разной величины, чтобы он заполнял их водой и опустошал. А во время прогулок обращайте его внимание на названия знакомых форм и фигур, например круги, квадраты или треугольники.

Сделайте чтение увлекательным

Если чтение доставляет малышу удовольствие, у него складывается мнение, что книги - это интересно и забавно. Таким образом вы на всю жизнь привьете ему любовь к учебе. Важно, чтобы вы не превращали чтение в какое-то подобие урока или обязательное занятие. Пусть книжки он выбирает сам. Если выбор затруднителен, предложите ребенку несколько книжек. Начав читать, позвольте ему самому задать ритм и тему. Помните, что детишек этого возраста не впечатляет простое монотонное чтение.

Малыш может неоднократно останавливать вас и задавать вопросы. Он может перелистнуть сразу несколько страниц вперед. Его может не интересовать текст, ему будут нравиться картинки. Не запрещайте ему это. Относитесь к вопросам как к возможности побеседовать. Если дитя перелистывает страницы, не настаивайте на возвращении назад. Не превращайте чтение в подобие урока.

И не ограничивайтесь только книжками. Используйте интересные картинки из журналов, газет и открыток, чтобы пробудить в ребенке желание придумывать собственные истории или сказки. Можете даже записать их и помочь ему сделать свою книжку.

Поддерживайте баланс игровых возможностей

Для развития детям необходимы различные ситуации и изменения в окружающей обстановке. Если ваш малыш в основном находится в помещении - дома или в детском саду, - компенсируйте это играми и прогулками на свежем воздухе.

Во время регулярных прогулок в парке он приобретет новый опыт и новые знания. Даже обычные походы в магазин или в прачечную могут оказаться интересными для него.

Что же касается детей, проводящих много времени вне дома, то необходимо сбалансировать это играми в помещении. А если большую часть дня ваш малыш проводит среди других детей, предоставляйте ему возможность побыть в тишине, когда ему никто не мешает. Чем лучше сбалансировано время пребывания в помещении со временем прогулок на свежем воздухе, тем больше интереса ребенок проявляет к окружающей действительности, тем больше познает мир и самого себя.

Как правильно стимулировать развитие одаренного ребенка дома

Не только в школе, но и дома многие родители встают перед вопросом, как подобрать правильный подход к своему одаренному ребенку. Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная окружающая среда. Под обогащенной средой подразумевается наличие в доме достаточного количества интересных предметов, способных спровоцировать у ребенка познавательный интерес и возникновение новых идей. Ребенку также должна быть предоставлена возможность воплотить эти идеи в жизнь. Несомненно, самую главную роль в этом играют родители, ведь они должны обеспечить наличие дома всяких интересных предметов, а также продемонстрировать ребенку, как их нужно использовать: что-нибудь вырезать или наклеить, почитать вслух книжку, включить музыку, собрать шкаф из Икеи, связать свитер или заклеить дырку в велосипедной шине. Взаимодействие между ребенком и родителями (или опекунами) закладывает важный фундамент для его последующего развития.

Окружающая среда имеет большое влияние

С самого рождения ребенок постоянно растет и развивается. Уровень его развития в существенной степени зависит от того, насколько хорошо он взаимодействует со своей окружающей средой. Случаи, описанные в предыдущей главе, являются тому наглядными примерами. Если ребенок растет в детдоме, где ему не уделяют должного внимания, не реагируют на звуки, которые он издает, не обращают внимания на его гримасы, то его развитие будет протекать медленнее, чем у ребенка, растущего в любящей семье, с родителями, которые с самого рождения с ним по-настоящему общаются. У детей, которым не уделяют должного внимания, уже к четырем или пяти годам наблюдается значительное отставание от сверстников, а шанс наверстать упущенное весьма невелик.

В первые два года человек усваивает такое огромное количество информации, как ни в какой другой период жизни. Уже в первые два месяца в мозгу младенца происходят наиважнейшие изменения и формируются основные нейронные связи. Этот процесс замедляется после десятого года жизни и практически прекращается после восемнадцати лет (Riksen-Walraven, 2002; см.: Ypenburg, 2009, р. 21).

Невролог Лиз Элиот (Eliot, 2000) пишет: «Наш опыт в буквальном смысле формирует наш мозг. ‹…› Каждый образ, каждый звук и каждая мысль оставляет свой след в наших нейронных связях. Это меняет восприятие всех наших последующих звуков, образов и мыслей». Главным источником знаний для младенца являются контакты с окружающими его людьми, в первую очередь, контакт с родителями или людьми, которые о нем заботятся. Согласно психологу Марианне Риксен-Валравен, «правильно налаженное активное взаимодействие с родителями» имеет решающее значение для развития мозговых структур, ответственных за поведенческое и эмоциональное регулирование. «Самый ранний опыт оказывает гораздо большее влияние на развитие детей, чем какой-либо другой последующий опыт, – считает она. – Это можно объяснить тем, что именно в это время устанавливается огромное количество связей между нервными клетками головного мозга, больше, чем в какой-либо другой период развития» (Riksen-Walraven, 2002; см.: Ypenburg, 2009, р. 23). Таким образом, формирование психики ребенка начинается уже с самого момента его рождения, и решающее значение в этом процессе имеет взаимодействие с родителями.

Слишком много, слишком мало или в самый раз!

Родители одаренных детей часто опасаются перегрузить своего ребенка, и их часто предупреждают о рисках, связанных с опережающим развитием. С другой стороны, их ребенка все интересует, он полон кипучей энергии, и ему становится скучно, если оказывается, что ему вдруг нечего делать. В каком случае вы обделяете вашего ребенка информацией и ограничиваете его возможности, а в каком слишком его перегружаете?

Марисса – девочка, растущая в отзывчивой, любящей семье, в богатой на разнообразные предметы среде. Ее родители – очень образованные люди с широкими интересами, они не впадают в панику, столкнувшись с любопытством своего ребенка. Но довольно скоро даже они не в состоянии за ней угнаться. Еще в возрасте три года Марисса, увидев плакат с изображением вселенной, указала на Луну и Землю и спросила: «А как далеко от сюда до сюда?» Ответ, который дал отец, ее не удовлетворил. «Нет! От сюда до сюда!» – показала она: к полному удивлению отца, его дочь хотела знать точное расстояние от центра Земли до центра Луны. Мало того, оказывается, она поняла, что ответ отца неточен, что он указал неправильную цифру.

Мариссу уже не остановить, она все время хочет учиться новому, и каждый раз, проходя мимо окон своей районной начальной школы, она тянет свою мать заглянуть вовнутрь. «Я там хочу сидеть! – указывает она внутрь школы. – На этих стульях!» Она настаивает так сильно, что ее родителям приходится узнавать, может ли школа принять Мариссу, но ни одна начальная школа в их районе не хочет принимать ребенка, которому только исполнилось три года. В единственной школе, где ее согласны принять, преподавание ведется на французском языке. «Она может прийти, но я не буду специально для нее вести уроки на голландском языке», – говорит учитель. Марисса настолько рада, что языковой барьер ее нисколько не пугает. Она умна, и к тому же очень молода, что помогает ей быстро овладеть французским языком. Французский оказывается ей полезен, когда она в пятнадцать лет заканчивает школу и собирается поступать в университет. Она уезжает в Женеву, чтобы изучать там русский и испанский. Когда Марисса приезжает на каникулы домой, ее отец заранее думает о том, как организовать ее свободное время. «Я тебе нашел работу в банке, и ты можешь там делать вот это и это…»

«Он просто не может остановиться, – говорит, улыбаясь, Марисса, которой уже семнадцать. – Раньше мне все время было так скучно! Родители просто с ума сходили от меня, когда мне нечего было делать. Отец по-прежнему боится, что мне станет скучно, поэтому он до сих пор считает, что должен меня занимать». Пройдет еще несколько лет, прежде чем ее родители смогут расслабиться, наконец осознав, что у Мариссы теперь достаточно насыщенная жизнь и она в состоянии сама найти себе занятие.

Родители Мариссы никогда не стремились каким-то особенным образом стимулировать ее развитие, ни, тем более, его сдерживать. Дома у них говорили на арабском и на голландском, и у них была достаточно хорошая подборка книг, произведений искусства, ковров и музыки. Все это давало Мариссе массу впечатлений. Она с интересом относилась к разным культурам. Говорить на более чем одном языке ей также казалось само собой разумеющимся. Таким образом, в доме, где росла Марисса, одаренному ребенку было чем заняться. Тем не менее ее родителям было сложно за ней угнаться. Они часто недоумевали, когда оказывалось, что их дочь хотела бы сделать или узнать даже больше, чем они могли себе представить.

Как узнать, когда вы уделяете ребенку недостаточно внимания, или же наоборот, заходите слишком далеко в своем стремлении поддержать ребенка в его занятиях и интересах? Нужно ли удовлетворять любопытство малыша, которому всего 2–3 года, или же это еще слишком рано? На эти вопросы мы постараемся ответить ниже.

Необходимо реагировать на потребности ребенка в развитии

Чуткость родителей является очень важным фактором в развитии ребенка. Родители должны быть восприимчивы к сигналам, которые посылает им ребенок, и серьезно вникать в его познавательные потребности. Для большинства родителей этот процесс протекает естественно. Если ваша дочь еще не говорит, но уже на все показывает пальчиком и при этом вопросительно на вас смотрит, то, скорее всего, вы сами начнете называть вслух те вещи, на которые она показывает: стол, мячик, кошка, собака, книжка, кукла. Именно таким образом ребенок и узнает, как эти вещи называются. Но если вдруг ребенок двух или трех лет спрашивает вас, как называются те или иные буквы или цифры, как, например, спрашивала Сюзанна в самолете, то в таких случаях и родителям, и педагогам становится не по себе, ведь, согласно основным представлениям о развитии ребенка, такие вопросы совершенно не по возрасту. Некоторые эксперты даже считают, что поощрение такого поведения является «информационной перегрузкой» и советуют родителям этого не делать. Данный «совет» можно считать полностью необоснованным, даже не принимая во внимание тот факт, что хронологический возраст мало что говорит об уровне психического развития. В конце концов, взрослый всего лишь реагирует на вопросы ребенка. О стимулировании здесь не может быть и речи, а уж тем более о «перегрузке». В психологии развития под «стимулированием» понимают обычное, естественное общение взрослого с ребенком. Общение считается основным двигателем развития ребенка. Правильное стимулирование – это не занятие устным счетом с младенцем в колыбельке.

Что такое правильное стимулирование?

Сесилия растет в трущобах на окраине Лимы (Перу). Ее поселок находится на голой песчаной равнине. Дома особо делать нечего. Вся семья спит вместе в одной большой кровати. В материальном плане они не имеют практически ничего, но и в духовном плане семья мало что может предложить Сесилии. Ее родители настолько поглощены своей борьбой за существование, что они счастливы, если могут накормить своих детей досыта. И дома, и в округе очень мало интересных предметов. Ее родители часто уходят из дома, а в те редкие моменты, когда они дома, у них нет сил для занятий с детьми.

Винсенту повезло гораздо больше. Его отец – художник, а мать – учитель географии. Их дом наполнен книгами по самым разнообразным темам, а также картинами и материалами для занятий живописью и рисованием. Кроме того, дома есть фортепиано и бас-гитара. Отец работает на дому, да и мать довольно много времени проводит дома, у них часть бывают гости, с которыми ведутся интересные для Винсента беседы. В их районе много всего интересного, и на свои вопросы Винсент часто получает подробный ответ.

Окружающая среда может быть скудной или насыщенной как в материальном, так и в образовательном плане. Дома у Сесилии в материальном плане нет практически ничего, да и в образовательном плане у ее родителей нет возможности стимулировать ее развитие. У родителей Винсента есть на это время, и материально они достаточно благополучны. Короче говоря, у Сесилии нет ничего, а у Винсента есть все. Таким образом, получается, что Винсенту гораздо проще, чем Сесилии, развить свои врожденные таланты и интеллект. Предположим, что по своему уровню одаренности они одинаковы, как две капли воды. Тем не менее очень высока вероятность того, что, когда они станут взрослыми, Винсент будет гораздо более здоровым, более социально успешным и, следовательно, более беззаботным, чем Сесилия.

Эти два относительно крайних, но не вымышленных примера, показывают, что дома должны быть вещи, которые способны вызывать у ребенка любопытство и которые он сам захочет опробовать. Активная педагогическая стимуляция частично строится на этом. Это может быть все что угодно: книги, музыкальные инструменты, художественные принадлежности, коньки или игрушки. Но одного наличия разнообразных вещей в доме недостаточно. Родители должны также время от времени подталкивать детей к тем или иным идеям, помогать им (если ребенок этого хочет) и реализовывать с ребенком совместные проекты.

Правильное стимулирование развития подразумевает использование имеющихся ресурсов, но без навязывания ребенку вещей, к которым он не имеет никакого интереса, без перегрузки его информацией, идеями и занятиями. Перегрузка приводит к тому, что у ребенка практически нет возможности сделать собственный выбор и нет времени для того, чтобы иногда просто ничего не делать, что тоже иногда бывает полезно. Таким образом, правильное стимулирование развития подразумевает, что даже если в доме есть достаточно интересных вещей, не нужно рассчитывать, что развитие ребенка будет протекать само собой, автоматически. Каждый ребенок нуждается во взаимодействии со своими родителями. Даже воробей учится летать, подражая своей маме. Поэтому время от времени вы тоже должны заниматься со своим ребенком. Движущей силой для этого должны быть не только ваши собственные интересы и интересы вашего ребенка, но и то удовольствие, которое приносит вам общение с вашим ребенком.

Что такое излишнее стимулирование?

Излишнее стимулирование происходит, когда вы постоянно подталкиваете ребенка ко все большим достижениям или же когда вы предлагаете ему такое количество информации, что она превращается для него в хаотичный поток импульсов, или когда вы не даете ребенку ни времени, ни шанса для того, чтобы разобраться, чего же он хочет сам. Если для вас больше важна собственная потребность выделиться, нежели удовлетворение любопытства вашего ребенка в той степени, в какой он сам об этом просит, то можно констатировать, что вы слишком давите на своего ребенка. Неправильно, например, заранее учить свою дочь читать, чтобы у нее потом в школе было преимущество перед другими детьми. Если буквы ей пока не интересны, то в таком случае вы ставите для своего ребенка слишком высокую планку. Если же, наоборот, он сам в юном возрасте уже спрашивает вас о значении букв, то в этом случае как раз правильно начать заниматься с ним чтением.

Если родители во всем делают акцент на «достижения», то все удовольствие, которое дети получают от занятий, куда-то быстро исчезает. Так, например, воскресная поездка на велосипеде для семилетнего Ремко является не отдыхом, а достижением: «Мы проехали семь километров! Какое фантастическое достижение!» – кричат его родители вместо того, чтобы подчеркнуть наслаждение, которое они получили от поездки: «Как мы здорово прокатились по лесу и погода была просто замечательная!».

О пользе праздношатания

«Иди-ка ты чулки вязать», – говорила прабабушка нашей бабушке. Шататься без дела, надоедать окружающим и пялиться в окно было в ее глазах недопустимым времяпрепровождением. Вот так и сидели бабушка и три ее сестры в один ряд и вязали длинные шерстяные чулки, если им, конечно, не надо было быть в школе, таскать уголь или делать какие-нибудь другие полезные дела. Если вы хорошо умеете вязать, то вы можете одновременно с вязанием думать о чем-то другом. К счастью, бабушка хорошо умела вязать, и благодаря этому ее свободный дух не был полностью задавлен утилитарными устремлениями ее матери.

Существуют родители, которые чересчур перегружают своих детей, и это принимает форму, так сказать, «интеллектуального вязания чулок»: они считают, что ни одна минута не должна быть потрачена зря. С урока игры на фортепиано их ребенок идет на балет, затем он делает домашнюю работу по фортепиано, затем он делает школьную домашнюю работа, и все это сопровождается постоянными комментариями и разъяснениями со стороны родителей. Если ребенок вдруг увидел в небе звезду, то его сразу же ведут на урок астрономии, если ребенок что-нибудь купил на карманные деньги, то его ведут на урок математики: его просто пичкают информацией. Родители часто попадают в эту ловушку. Дети задают так много вопросов, что у родителей иногда возникает желание дать хоть какой-нибудь, может быть, даже самый бессмысленный ответ. Но очень умные дети задают очень умные вопросы, да еще и в большом количестве. Родители привыкают выкладывать, как на конвейере, факты и объяснения или, например, придумывать, какие книги и фильмы лучше помогут новому увлечению ребенка. Иногда это заходит слишком далеко. Стремление родителей понять и принять своего ребенка заслуживает уважения. Но каждому человеку, каким бы одаренным он ни был, необходимо время для того, чтобы переработать и упорядочить полученную информацию. Мы имеем в виду информацию в широком смысле слова, например, все, что вы видите и слышите на улице по дороге в школу: тротуарные плитки, пение птицы, шум транспорта, щелканье светофора, человека, который преграждает вам путь, человека, вызывающего у вас страх, или же соседку, машущую вам рукой. А иногда бывает полезно просто тихо посидеть и ничего не делать. Именно в эти моменты полученная информация ищет себе место в вашем сознании. Каждому человеку важно время от времени прислушаться к самому себе: понять, что его раздражает, волнует, возбуждает, в каких ситуациях он чувствует себя комфортно. Эти чувства можно осознать, даже когда у вас нет на это свободного времени. Но наличие свободного времени увеличивает шанс правильно оценить, какие люди, места и занятия вам подходят. Самопознание необходимо для того, чтобы делать правильные выборы в течение всей жизни.

Из книги Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку автора Соболева Александра Евгеньевна

2. Ветер перемен, или Как правильно выбрать школу для ребенка Трудности учебного года позади, а «неуды» в дневнике по-прежнему не дают вам уснуть… Если и вас, и учителей не устраивают отметки вашего ребенка – пора всерьез задуматься. Нет, не об успеваемости, а о школе,

Из книги Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я автора Миллер Алис

I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами Все, что угодно, кроме правды Мы знаем на собственном опыте, что для излечения душевных заболеваний есть очень действенное и весьма эффективное средство: правдиво рассказать себе историю своего

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

Глава 4. РЕБЕНОК В СЕМЬЕ. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Глава 3 Садимся за стол: научить ребенка правильно питаться Двенадцатилетний сын Кэти ест всего несколько продуктов. Любой завтрак, обед или ужин в семье проходит с боем. Как ответственная мать, Кэти перепробовала практически все. Когда Робби был маленьким, он упорно

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Одаренные дети автора Монкс Франц

Глава 8 Когда еще не поздно распознать одаренного ребенка? Важно сделать это как можно раньше Безусловно, об одаренности ребенка лучше всего узнать как можно раньше. Одаренность важно распознать еще до того, как ребенок начал отставать в школе и потерял всякую мотивацию,

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

Как правильно должно происходить отделение ребенка от матери? Ребенок растет… И первые проблески осознавания у ребенка о том, что он и мать отдельные существа появляются примерно в 8–9 месяцев. Дети в это время начинают играть в такую игру: уронил игрушку, ее подняли -

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Глава 11. Индивидуально-личностные свойства в развитии одаренного человека Анализ индивидуально-личностных свойств будет проводиться в контексте вопросов о «психологических мишенях» деятельности по образованию одаренной молодежи. Можно фокусироваться на развитии

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Глава 3 Как стимулировать позитивные чувства и стать счастливее «Счастье состоит из мгновений. Нежный поцелуй или улыбка, добрый взгляд, сердечный комплимент – бессчетные капельки удовольствия и доброжелательности». Сэмюель Тейлор Кольридж (1772–1834) В этой главе мы

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Как научить ребенка правильно относиться к деньгам? Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ. К. Хаббард Прежде всего доверять и не придираться по поводу и без. Вы выдаете ребенку деньги на карманные расходы. Сразу же обсудите, что

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Активное доречевое развитие

Относительно других навыков, которые осваивает малыш в раннем возрасте, речь развивается довольно долго. Малыш уже умеет ходить и даже бегать, но полноценно разговаривать ему еще не удается. Однако уже с первых месяцев жизни происходит активное доречевое развитие, которое специалисты разделяют на несколько групп по возрастам малышей.

Общение с малышом до года

С самого рождения родителям необходимо ласково разговаривать с малышом, петь колыбельные. Произносите слова с разного расстояния, обходите кроватку во время пения, чтобы малютка следил за источником звука. С 3 месяцев стимулируйте ответный лепет, общайтесь эмоционально, поддерживайте улыбку и радость малыша. После 6 месяцев вы можете вести диалог с ребенком, только вместо слов он будет лепетать, повторять слоги и пытаться повторить простейшие слова типа «мама», «киса», «дай» и прочие. Задержку развития речи по физиологическим причинам можно заподозрить примерно после 4 месяцев, если кроха не реагирует на громкие звуки, не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не гулит и не улыбается.

Этапы развития речи первого года

2 месяца - пребывая в хорошем расположении духа, младенец произносит короткие однотипные звуки. 3-4 месяца - малыш начинает гулить, растягивать гласные звуки. 5 месяцев - гуление становится разнообразнее, появляются согласные звуки. 6 месяцев - младенец пытается вести диалог, произносит звуки в ответ на обращение к нему, имитирует интонацию. Начинает понимать значение простых фраз, может замолкать, следя за реакцией взрослого. 7 месяцев - малыш говорит слоги, иногда они даже складываются в слова, пусть еще и не осознанно. 8 месяцев - пытается повторять слова из двух слогов, которые слышит от взрослых, но еще не понимает их значение. 9 месяцев - произносит первые осознанные слова (обычно «мама», «папа», «дай» и т. п.). 10 месяцев - внимательно прислушивается к речи взрослых, пытаясь понять значение слов. Появляются новые слоги в лексиконе, может показывать пальчиком на носик, ищет глазами родителей при вопросе типа «Где мама?». 11-12 месяцев - ребенок знает около 10 слов, понимает около 20 слов. Может повторить простое, только что услышанное слово.

От года до двух

Правильному развитию речи в этом возрасте способствуют не только беседы с взрослыми, но и определенные задачи. Научите малыша выполнять ваши короткие и простые просьбы - «принеси мяч», «возьми игрушку», «пойди на кухню» и т. п. Учите кроху названиям окружающих предметов, блюд, которые он кушает, животных, частей тела. На развитие речи оказывает влияние мелкая моторика. Центры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику рук тесно взаимосвязаны, поэтому выполняя упражнения на развитие пальчиков, можно положительно влиять и на речь малыша. Предлагайте игры, где необходимо щупать, перебирать, выполнять какие-либо действия с небольшими предметами различной фактуры и формы. Чаще лепите фигурки из теста, раскладывайте по баночкам бусины, пересыпайте крупу - подобные занятия способствуют развитию моторики, а значит, и речи.

С двух до трех

Обучайте кроху свойствам предметов, их назначению. Показывайте картинки и просите провести ассоциативные связи (дождик-зонтик, тарелка-ложка и т. п.). Читайте малышу рассказы и стихи, чтобы научить воспринимать устную речь без сопровождения зрительными объектами. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые не нужно долго обдумывать, стимулируйте высказывания, учите характеризовать его эмоции и впечатления. А как вы стимулируете развитие речи у малыша?

Каждой мамочке на заметку: 10 способов помочь малышу заговорить

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»

– «Меня зовут Маша»

– «Привет. Маша! А я мама Оля»

– «Привет, мама Оля! А это кто?»

– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,

Если только захочу!

Я и маленького братца

Обуваться научу!

Вот они сапожки –

Этот с правой ножки, этот с левой ножки!

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Эта – с левой ножки,

Эта – с правой ножки!

Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики.

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)

Рисование и письмо

Аппликация и лепка

Игры с пуговицами и петельками

Игры с ленточками

Игры-шнуровки

Игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)

Игра на клавишных инструментах

Простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)

Игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!

Погулять выходят мыши!

А за ними рыжий кот,

Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

А нужно ли вообще просить прощение и за что?

Это интересно!

Просмотрено

Методы релаксации при беременности, или как заставить себя не нервничать.

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Строгость в воспитании - это тоже любовь

Все о воспитании

Просмотрено

В пять лет у малыша может наступить кризис возраста

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты

Медицина

Просмотрено

Комаровский: Вы убиваете мой народ, из-за вас все будут стоять в черных очередях к детским гробикам

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Почему детям нужно петь колыбельные песни

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня (детские и взрослые)

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось.

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра)

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи.

Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

8. Делайте акцент на играх для развития мелкой моторики

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы (для мам деток от 1,5 лет)

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.