Чемпионат мира по памяти когда. В лондоне проходит чемпионат мира по запоминанию. Тренировка для памяти

14.03.2019

Как стать чемпионом мира по запоминанию!

Для приятного чтения можете включить своё любимое радио ниже:

Действительно, существует такая штука, как чемпионат мира по запоминанию. В Лондоне собираются самые тренированные мозги, чтобы сразиться за титул чемпиона мира. Доминик О’Брайен -один из основных претендентов, много раз побеждавший в таких состязаниях.

Чемпионаты по запоминанию?

Чемпионат в столице Великобритании - один из серии «мозговых» соревнований, а начались они в 1991 г. В самом первом чемпионате участвовали всего семь человек, теперь же тысячи мужчин и женщин от Малайзии до Коста:Рики борются за то, чтобы попасть на такой престижный чемпионат.

Чтобы пробиться на чемпионат по запоминанию, нужно обладать поистине колдовскими способностями. Мастер международного класса, к примеру, может запомнить порядок расположения карт в колоде за три минуты, а в семи колодах - за час, или... 700 написанных цифр (большинство обычных людей может запомнить только семь цифр).

Во время чемпионата участники должны выполнить ряд различных заданий, в том числе назвать в нужном порядке двузначные числа, положение игральных карт, колод карт, повторить стихотворение и правильно назвать имена людей. Каждое задание соревнований начинается со слов судьи: «Нейроны готовы... Начали».

Соревнуются самые разные возрастные группы - от 13 до 60 лет -самых разных слоев населения - от домохозяек до инженеров. Известно, что самый юный из участников едва достиг 12 лет, хотя говорят, что на одном из чемпионатов был заявлен восьмилетний мальчик из Индонезии. А двое 15-летних получили титул гроссмейстеров.

Все участники разбиты на несколько категорий: юноши, девушки, мужчины, женщины, пожилые мужчины (от 60 лет) и пожилые женщины. Абсолютным чемпионом может стать представитель любой категории и ему присваивается звание чемпиона мира по запоминанию.

Тони Базан - основатель чемпионата - широко известен в мире интеллектуальных игр и обучения. Он написал большое количество книг, включая книгу «Пользуйтесь своей памятью», придумал «карту мозга» как учебное пособие. Тони решил заняться устройством чемпионата после многочисленных просьб любителей-интеллектуалов. «Мне приходилось встречаться со многими людьми, которые увлекались умственными играми, -рассказывает Тони. - Я провел анализ атлетики и понял, что существуют соревнования в каждом виде физической активности, какую только можно себе представить, и решил придумать что-то подобное для мозгов».

Он говорит о соревнованиях, как о «спорте и играх», добавляя: «Многие участвуют в соревнованиях, чтобы получить удовольствие». Тони уверен, что любой может натренировать свой мозг до уровня гроссмейстера: «Мне приходилось тренировать людей, которые утверждали, что у них ужасная память, а потом они достигали невероятных успехов. Их мозг словно избавлялся от темноты».

Доминик О’Брайен, кто он?

1. Крейтон Карвелло (слева) помогает Доминику О’Брайену тренировать мозг.

2. О`Брайен очень серьезно относится к званию гроссмейстера запоминания.

Во время прошлогоднего чемпионата мира по запоминанию внимание всех знатоков было приковано к многократному чемпиону Доминику О’Брайену. Он установил новый мировой рекорд, запомнив 54 колоды перетасованных карт, причем на каждую карту чемпион взглянул только один раз. В сумме рекордсмен вспомнил и назвал 2808 карт.

44-летний О’Брайен родом из Гуилдфорда в Сюррее, и его никак нельзя назвать счастливчиком. В школе ему поставили диагноз «дилексия», и будущему чемпиону по запоминанию совсем не просто давалась учеба. Его память в то время можно было назвать средненькой, а учителя характеризовали его как «заторможенный, с плохой концентрацией». А один из них даже заметил: «Его голова не способна что-либо удерживать продолжительное время».

После окончания школы О’Брайен работает в конторе по переработке вторсырья. Но тут жизнь его круто меняется: он увидел по телевизору программу Крейтона Карвелло «Шоу рекордсменов». Помощник психиатра Карвелло показывал, как можно легко запоминать довольно много карт. Шел 1987 г., и 30-летний О’Брайен увлекся идеей запоминания

«Мне было ужасно интересно: то ли мозги Крейтона из другого теста, то ли такие же способности можно выработать тренировкой», - рассказывает О’Брайен. Он начал тренировать свою память и через три месяца мог уже запоминать и называть шесть колод карт после одного взгляда на них.

Скоро он стал широко известен не только у себя дома. В 1994 г. О’Брайен был назван «Мозгом года», а несколько позже он получает звание гроссмейстера запоминания от британской «Брейн Траст». Работа во вторсырье вскоре была забыта окончательно О’Брайен появляется на телевидении с циклом лекций и проводит дневные презентации. Он пишет множество книг о памяти, среди которых самая известная - «Учись запоминать», и параллельно отрабатывает новые техники запоминания.

О’Брайен мог бы неплохо заработать, играя в тотализатор: он помнил множество игроков, судей, голкиперов, жокеев дерби и рекорды, начиная с 1952 г.

В доказательство того, что память многократного чемпиона мира по запоминанию может приносить не только звания, но и материальное благополучие, о нем был снят документальный фильм «Риск и деньги Лас-Вегаса», где О’Брайен, играя в блэкджэк, из 20 ООО долларов сделал 30 ООО.

Как он это делает?

Тренировка для памяти!

Перед соревнованиями О’Брайен тренируется как обычный спортсмен. Два месяца до состязаний он не пьет спиртных напитков, накачивает свои мозги кислородом, делая пробежки и играя в гольф, а также принимает витамины. Ежедневно О’Брайен тренирует память с помощью пяти колод карт, 1000 случайно выбранных чисел, 500 наугад подобранных слов (по выбору компьютера), произносимых вслух тренером, 100 случайных слов и нескольких стихотворений.

Надо заметить, что у чемпиона не всегда была четкая схема тренировок. В начале карьеры ему пришлось долго искать систему улучшения своей памяти. В конце концов, он остановился на использовании ассоциаций, методе размещений и включил воображение - все это стало инструментами работы с памятью. О’Брайен говорит, что каждый может тренировать свою память, например, ежедневно запоминая список того, что нужно купить в магазинах. «Я постоянно совершаю прогулки, вспоминая разные места, где бывал раньше, людей, с которыми встречался, дома. Полезно также детально вспоминать свой собственный дом. Попробуйте представить, как вы выходите из дома, идете по улице, а потом вспоминайте разные предметы мебели, звуки, запахи, причем глаза держите закрытыми, -советует Доминик О’Брайен. - Сделайте список покупок из 15 наименований и по дороге в магазин просматривайте этот список. Потом проверьте, сколько вещей из списка вам удалось запомнить»
Методы О’Брайена схожи с теми, которые применяет «мозговой гуру» Тони Базан, использующий воображение и творческую мысль как инструменты работы с памятью. Если нетренированный человек пытается запоминать числа без каких-либо ассоциаций, связанных с ними, то Базан и О’Брайен запоминают, создавая ассоциативные цепочки в уме и не занимаясь простой зубрежкой. В результате запоминание перестает быть сухим и монотонным.

«Запоминание превращается в приятную игру, когда вы используете не только аналитическое мышление, но и воображение, музыкальные способности и юмор. Вместо того, чтобы запоминать серию чисел знатоки запоминания запоминают серии историй, связанных с ними», - говорит Базан.

О’Брайен считает, что для развития хорошей памяти человеку необходимо использовать оба полушария мозга. Левое - это порядок, ассоциации, логика, причинность, числа, слова и речь, а правое - воображение, цвет, фантазии, ритм, эмоции и пространственное воображение. «При каких-либо повреждениях мозга путем тренировок можно достичь нужного уровня памяти», - говорит О’Брайен.

Что знает о памяти наука?

Память человека подразделяется на следующие виды: мгновенная память, которая позволяет нам сохранять информацию и выдает ее для выполнения каких-либо заданий; кратковременная память - это промежуточное звено между новой информацией и долговременной памятью; долговременная память позволяет нам сохранять информацию, накопленную за месяцы, а порой, и целую жизнь.

Память формируется путем химического обмена между нервными клетками и корой головного мозга, таламусом, гирокампусом. Мы постоянно узнаем что-то новое. Химические изменения определяют новые связи памяти между нейронами. Эти связи могут в любое время быть активизированы и выдать нам нужную информацию.

Действие банка памяти головного мозга связано с эмоциями. Во время эмоционального стресса в теле вырабатываются стероидные гормоны, которые могут увеличить защитную реакцию. Сильная эмоция оставляет отпечаток в памяти. С другой стороны, сильный стресс разрушает запасы памяти. Существует теория, согласно которой во время сна память освобождается от информации (быстрое движение глаз человека во сне), переходит из кратковременной в долговременную. Во время травмы этот процесс нарушается, и память становится в основном кратковременной. Это приводит к непроизвольным движениям.

Ученых интересует также связь памяти с продолжительностью жизни: вероятно, что, используя теорию памяти, можно будет побороть возрастные недуги. У специалиста по вопросам памяти доктора психологии Дебры Бекериан (Университет в Лондоне) есть своя философия, которую можно сформулировать как «иметь или не иметь». Она исследовала работу мозга 75-летней японки и 30-летнего фермера, который, в отличие от японки, редко занимался ментальными упражнениями. «Очень важно понимать, что память можно улучшить, работая с “ментальными мускулами”, - подчеркивает исследователь-психолог.

Ульяновец Егор Дубровин недавно поразил жителей страны своим умением запоминать, запечатленным в шоу "Удивительные люди", которое идет на федеральном канале "Россия 1". За три минуты он "сфотографировал" большой лабиринт, а потом, с завязанными глазами, по памяти, провел по нему свою жену Юлю.

Эксперимент удался: девушка из "заточения" выбралась успешно. А благодаря Егору многие жители страны узнали о таких редких пока у нас людях - мнемонистах.

Лучший в стране

Мнемонист - человек, который освоил мнемотехнику - искусство запоминания при помощи специальных алгоритмов, в основе которых лежит создание ассоциаций. То есть, таблицу умножения они учат не при помощи зубрежки, как все, а благодаря образам. Каждая цифра Егору представляется чем-то конкретным: единица - это стрела, двойка - лебедь, тройка - рога, четверка, стул…

Мнемотехникой я занялся после окончания университета (отучился на бухгалтера) - решил развивать память, мне было интересно выучить английский язык. В школе я ходил в немецкую группу. Начал изучать английские слова, узнал о способах, позволяющих запоминать их достаточно быстро. В интернете сейчас много информации об этом, плюс, позже я наткнулся на тренинговый клуб в Питере, начал учиться у них. В итоге за два года с нуля я поднял свой уровень английского до свободной переписки. Пока не читаю сложные тексты, но свободно общаюсь с иностранцами, - рассказывает Дубровин.

Егор нашел клуб мнемонистов из Белоруссии, у которых был свой тренажер (сайт, на котором можно тренировать свою память онлайн). И поразился: оказывается, запоминать можно не только цифры, но еще и карты, картинки, лица. С того момента у него возник спортивный интерес - он решил проверить, на что способен.

Самое первое мое достижение было связано с шоком, который я пережил: в том самом белорусском клубе я увидел, как парень запомнил порядок 60 никак не связанных между собой цифр за 29 секунд. Я поставил цель запомнить на одну секунду быстрее него. Потратил на это полгода, был очень доволен собой. Это было мое первое спортивное достижение. Понял, что если могу за 28, то смогу и за 27, и за 26 секунд, и так далее. Сейчас я запоминаю 80 цифр за 19 секунд, - говорит Егор. - По сути, это российский рекорд - я не знаю ни одного человека из нашей страны, кто заявлял о том, что может лучше. Но до мирового рекорда мне еще тянуться и тянуться - гранды могут запомнить 80 цифр за 17 секунд.

Постигая мнемотехнику, ульяновец выяснил, что в нашей стране мнемонистов очень мало. В Америке, Европе, а также многих азиатских странах это очень распространено. У мнемонистов есть свои тренеры. В Америке с 1991 года (года рождения Егора) проходит мировой чемпионат. А у нас мнемотехника пока распространения широкого не имеет.

Очень сильные спортсмены из азиатских стран, Китая. Я думаю, это связано с их менталитетом, особенностью - они очень усидчивые. К тому же, мнемонистов там много, конкуренция большая, а, значит, есть стимул заниматься все больше и больше. У нас же люди загораются какой-то идеей, и быстро перегорают, - поясняет Егор.

Запомнить за 9 секунд

Дубровин поставил перед собой цель показать, что, к примеру, запомнить тысячу английских слов за день (а может и больше) - вполне реально. И доступно любому - стоит только захотеть.

У человека просто должна быть мотивация. Представьте преподавателя, который учит по тысяче иностранных слов в день. Есть словари, где 200 тысяч слов, и их можно запомнить. Никакой учитель столько знать не будет, а он будет, - поясняет ульяновец.

У Егора своя цель - он хочет принять участие в чемпионате, который пройдет в будущем году в Лос-Анджелесе. Туда попадают 24 лучших мнемониста со всего мира. Свой результат нужно записать на видео и выложить на сайте. Соревноваться мнемонисты будут в пяти дисциплинах: запоминании за время 80 цифр, 30 имен и лиц, 30 картинок, 50 слов и колоды карт. Нужно не просто запомнить точный порядок за ограниченное время, но еще и сделать это быстрее всех.

Каждый год мнемонисты улучшают свои достижения. Например, лет шест - семь назад считалось крутым запомнить колоду карт за минуту. Теперь же рекордсмен запоминает ее за 16 секунд. Один парень запомнил 30 картинок за девять секунд. Страшно подумать, что будет дальше, - улыбается Егор. - Россиян на этом чемпионате еще не было. Сейчас я тренируюсь по три часа в день, а многие спортсмены - по пять и более часов. Есть те, кто бросает ради соревнований университеты и все возможное время посвящает тренировкам.

В следующем декабре Дубровин собирается на еще один чемпионат - в Сингапур, куда приезжают все желающие мнемонисты (как правило, участников набирается до полутора сотен).

Егор утверждает, что в России по цифрам и словам равных ему сегодня нет. Он изучил систему, которая позволяет запомнить колоду за 20 секунд. По словам Дубровина, выучить ее равноценно тому, чтобы освоить один, а то и два иностранных языка. "Я горжусь, что мне хватило на это силы воли", - говорит ульяновец. Новая система откатила возможности Егора назад: раньше он запоминал колоду за 40 секунд, сейчас - за полторы минуты. Но мнемонист считает, что способ, который он сейчас применяет, более перспективный: он позволит, со временем, добиться лучших результатов.

Испытание в лабиринте

О том, что и в России есть мнемонисты, наконец-то рассказали на федеральном канале. Приглашение в "Удивительные люди" Егор расценивает как большой шаг вперед.

Меня нашли, скорее всего, через канал в YouTube, который я веду - даю советы, демонстрирую свои достижения. Затем, через меня, вышли на других мнемонистов - я знаю тусовку у нас в стране и бывших союзных республиках. Таким образом, организаторы шоу собрали 48 "удивительных людей", половина из которых занимались развитием памяти, - говорит Дубровин. - Для огромной страны это, конечно, очень мало.

Егор готовился к запоминанию цифр, которые диктуются с интервалом в секунду, на слух: это его любимая дисциплина. Его личное достижение - 200 цифр, мировой рекорд - 400 (их нужно запомнить, а потом, в том же порядке, записать). Но режиссеры, узнав, что Егор недавно женился, придумали номер "Лабиринт", где Дубровин и его супруга Юля работают в тандеме.

Я очень волновался - до головокружения. Со мной работал психолог. Плюс к этому, я волновался за Юлю - как она будет вести себя на публике? Но в итоге все получилось хорошо, - вспоминает молодой человек.

Номер вышел символичным: мужчина бережно ведет свою женщину по сложному пути. Егор заранее разработал специальный алгоритм для запоминания лабиринта. Ему нужно было не просто "сфотографировать" его мысленно, но еще и найти из него выход. Мнемонист чуть выбился из отведенных ему трех минут - очень волновался, но все получилось. Рабочие, строившие для Дубровиных лабиринт, потом признались им за кулисами, что во время эксперимента у них шел мороз по коже.

После передачи интерес к мнемотехнике усилился - Егору звонили, многие удивлялись, что он уже два года пытается продвигать эту науку в Ульяновске. А в ближайшее время Дубровин с товарищем хотят поставить уникальный эксперимент: выучить, параллельно, за 20 часов французский язык, и начать на нем разговаривать.

Главная моя цель - получить от этого процесса удовольствие. Это, конечно, не будет освоение сложных времен - обычный разговорный язык. Но после эксперимента мы хотим провести семинары, рассказать, что это вполне возможно, - резюмирует Егор.

Справка "РГ"

Достижения Егора Запоминает 80 цифр за 19 секунд (заочно это второй результат в мире). 49 слов - за минуту (первая пятерка мировых результатов)

Кстати

Советы Егора Дубровина тем, кто хочет улучшить свою память.

  1. Мозг запоминает так называемые привлекательные проекты. Вы должны понимать, для чего это делаете, иметь не хлипкую мотивацию, вроде: "Все учат английский, и я хочу выучить". Нужно выбрать то, что действительно важно и желанно.
  2. Изучать мнемотехнику можно по книгам. Хорошие варианты - "Первые 20 часов" Джорджа Кауфмана (по ней мы будем учить французский), "Суперпамять" Тони Бьюзена.
  3. Нужно помнить, что легко не будет. Отличия мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае человек читает и потом много раз повторяет, таким образом запоминая. А мы запоминаем сразу, но потом должны, следуя определенному алгоритму, повторять. Через месяц упорной работы сформируется "несгораемый запас", который уже не даст вам откатиться назад, на него будет наслаиваться новое.
  4. Я советую своим ученикам заниматься так же, как принимать таблетки - три раза в день. Например, по 20 минут, чтобы общее время доходило до часа.
  5. Не стоит себя ругать, если сразу не получается. Нужно просто продолжать заниматься. Со временем вы уже не сможете запоминать по-другому, как делали это раньше.

Он провел для читателей «ВН» свой мастер-класс, рассказав о том, как запомнить сложные цифры и незнакомые слова.

- Константин, вы занимаетесь развитием памяти с 15 лет. Работаете по чужим методикам или изобрели свою?

Мнемотехника - это система, придуманная еще 2500 лет назад, и суть ее заключается в правильной постановке предмета запоминания.

Есть три базовых принципа мнемотехники – образы, ассоциации и связки. Задача заключается в том, чтобы ассоциациями упростить себе запоминание. На первых порах людям кажется, что для того, чтобы составить кодировку, нужно еще больше времени. Внутренняя обезьянка в голове твердит: «Лучше так зазубрю это слово». Но зазубришь 30 слов - и через неделю из них будешь помнить в лучшем случае 10. Ведь 70% слов пропадает, если их не повторять. А обучившись системам мнемотехники и построению ассоциаций, мы, создав кодировки, даже через месяц вспомним слово через ассоциацию.

Так, на сцене канала «Россия» я должен был выполнить : запомнить число, состоящее из 21 цифры, меньше чем за минуту, а потом воспроизвести от первой цифры до последней и в обратном порядке, называя любую цифру из строчки. Я могу хоть сейчас воспроизвести все это число, которое запомнил меньше чем за минуту, не повторяя.

- Где это можно применить? Зачем нам держать в голове редко используемые слова и даты?

Мнемотехника применяется абсолютно в любой отрасли - в повседневной жизни приходится запоминать номера телефонов и список покупок в магазине, учить математические формулы или стихотворения, не забывать выключить утюг, газ, свет, воду. Школьникам, например, сложнее всего запоминать исторические даты. Запоминание чисел базируется на системе, которая называется «буквенно-числовой код». Мы идем по образам. Например, дата вхождения Башкирии в состав Российского государства - 1557 год. Как это запомнить? Башкир созвучно со словом башка. Опускаем единичку в начале даты - и так понятно, что это событие произошло в минувшем тысячелетии. Остается 557. Проговариваем вслух несколько раз пять-пять-семь. Отчетливо слышатся звуки ППС. Для меня это созвучно со словом «ПеПСи». Представляю себе, как на голову кому-то выливают бутылку «пепси». Все, ассоциация 557-башкиры надежно засела в голове. Меня спросят: захват Астраханского ханства? В голове промелькнет - «астры привез ПаПаШа» это пять-пять-шесть, 1556 год. И это будет куда действеннее, быстрее и эффективнее, чем стандартная зубрежка.

Формулы тоже легко запоминаются, это лишь процесс понимания образов. Простой пример: синус - синий, косинус - коса, тангенс - Таня, котангенс - котенок, интеграл будет выглядеть в виде змеи. Когда я рассказываю это детям, они в восторге!

- Какие еще школьные и не только школьные предметы помогает изучать мнемотехника?

Мнемотехника применяется в изучении иностранных языков. В первую очередь это словарный запас, необходимый минимум нужных слов. Однажды ко мне пришел ученик и пожаловался, что ему никак не дается китайский. По сути, все китайские иероглифы видятся нам с первого взгляда нелогичными закорючками, но человек, владеющий китайским, как-то их читает. То есть в них заложен смысл, а это определенная кодировка. Я начал думать, как же можно применить в изучении иероглифов мнемотехнику, и выяснил, что принцип базируется на визуальном соответствии иероглифа с чем-либо знакомым. Например, цифра 6 на китайском выглядит вот так: 六. Мысленно пририсовываю к ней фары, черточка сверху похожа на трещину на лобовом стекле или на дворник, а нижние палочки - на грязь под капотом. Получился старый разбитый автомобиль, похожий на ВАЗ 2106, именуемый в народе «шестеркой». Проделав такой простой путь, вы очень упростите себе процесс запоминания без нудной зубрежки. А самое интересное, что потом мы не вспомним, что это ВАЗ 2106: видя иероглиф, мы просто понимаем его смысл.

- Мнемотехника сейчас не менее популярна, чем ментальная арифметика. Ее вы тоже преподаете?

Как человек, который занимался иллюзионом, могу сказать, что ментальная арифметика - это такой же фокус. Фокус, который показывают родителям и за который родители платят деньги, не более. В жизни ментальная арифметика применяется редко, разве что при покупках в магазине и решении небольших задачек, а практического применения нет. Это хорошая логическая задачка, как решение судоку или сканвордов, чтение или игра в шахматы - в общем, любая умственная нагрузка. Я сторонник практического применения своих навыков. Мне ближе школа устного счета, или, как ее называли в советское время, занимательная математика. На чемпионате в 2011 году в финале нам дали задание - запомнить два трехзначных числа, умножить их, запомнить ответ, сложить между собой, запомнить ответ, вычесть из большего меньшее, запомнить ответ, поднять руку и записать все эти три числа. Вот такие задачки решаем мы для тренировки, но опять же, повторюсь, просто арифметика практической пользы не имеет. Некоторые утверждают, что она развивает память, но… Пусть утверждают!

- Интересно, а в быту вам помогают ваши навыки? Вы, наверное, идеальный муж - вам не нужно 10 раз напоминать о том, что нужно вынести мусор?

На этот вопрос должен отвечать не я. С вашего позволения, переформулирую ваш вопрос: «Все ли вы запоминаете, и все ли нужно запоминать?» Сам себе задал вопрос, сам на него и отвечу: не нужно грузить свой мозг тем, чем он грузит сам себя. Поэтому я категорически против запоминания списка дел на день и всех задач и идей, которые приходят в наш мозг. Бывает такая ситуация - вы сидите, думаете: «Сегодня нужно сделать отчет, заехать в магазин за хлебом, позвонить начальнику и отвезти документы, а еще нужно заехать в магазин за хлебом, стоп, я же уже думал об этом». А потом приходишь домой, ложишься спать и, находясь в состоянии между сном и бодрствованием, вдруг понимаешь: «Елки-палки, я же не позвонил!» Ввиду того, что я знаю, как мозг нагружается, я понимаю, как его разгружать. Записывайте! Записывая задачи, вы снимаете нагрузку со своего мозга и даете ему спокойно думать, ведь помнить и думать одновременно очень сложно.

Но на выходных я стараюсь очищать свою память, чтобы напрасно не захламлять свой мозг. В моей голове это выглядит так: я беру тряпочку, мочу ее водой и в прямом смысле стираю ненужную информацию. Это кажется смешным, но, чтобы стереть образ, нужно показать мозгу, что мы совершили процесс. Иногда меня спрашивают: «Константин, а можно ли убрать из головы то, что очень сильно волнует?» С точки зрения мнемотехники я говорю - нет. С точки зрения психо­анализа - возможно. Если у вас есть негативные воспоминания, которые вы хотите стереть из своей памяти, это к психологу, я занимаюсь запоминанием.

Досье

Константин Дудин , двухкратный рекордсмен мира по запоминанию, победитель чемпионатов по запоминанию 2010 и 2011 годов. Победитель проекта «Сверхспособности» на телеканале «Наука 2.0», участник шоу «Удивительные люди» на телеканале «Россия 1»

Закрытая тема для разговоров - что ты сегодня забыл. Очки, часы, амулеты, кошельки - нехватку обнаруживают уже в зале. Все не важно. Это мемориада - соревнование людей с лучшей памятью в мире.

Тони Бузан, президент чемпионата по запоминанию: "Меня вдохновил ваш русский ученый Александр Лурье. Если есть чемпионаты по бегу и прыжкам, почему не соревноваться в работе главного нашего мускула - мозга? Память бесконечна, если ее тренировать. Значит, возможно сделать так, чтобы голова с возрастом работала лучше".

Карты памяти мемористов - профессиональных спортсменов-запоминальщиков. Они натренированы: каждое событие - дерево с ветвями. Цифры - образы. Так теперь для Тима выглядит его отпуск. В такие же карты он превращает встречи с друзьями и списки продуктов к Рождеству.

Тим Фулфорд, меморист: "Если мне надо запомнить цифру 70 - я знаю, это коробка. 77 - торт".

Константин Скудлер, меморист: "Для чемпионата все помню. Для школы - ничего. По истории особенно - там имена, даты - так все это тяжело дается".

10-летний Константин на правах самого молодого запоминальщика выпытывает секреты у вундеркинда повзрослее. 8-кратный чемпион мира Доминик в "черных списках" всех казино Лас-Вегаса - слишком много помнит. Не "человек дождя", но карты считает лучше крупье.

Доминик О’Брайен, 8-кратный чемпион мира по запоминанию: "Секрет один - сосредоточиться и включить воображение, придумывать образы. Меня из школы выгнали за то, что я читать не научился. В 30 лет начал тренировать память - уже 4 книги сам написал".

В кулуарах абсолютная тишина. Мозг тех, кто внутри - на пределе. Можно спугнуть. Как войти в состояние полной сосредоточенности - каждый придумывает сам. Жевать, играть, спать, молиться - ничто не возбраняется при создании образов. Кроме химического допинга. Испытания в 10 этапов - сотни абстрактных картинок, страницы бинарных таблиц, число Пи до максимально возможного знака. Вспомнить все - 200 незнакомых имен за 15 минут, 50 дат за 5 минут и расклад 30 колод карт за час. Самый сложный этап для новичков - за час цифры запомнить на одних карточках и за два часа вписать их в том же порядке в другие. Юниоры просто засыпают или по-школьному сбегают в туалет.

Запомнить 2 тысячи цифр в произвольном порядке за час. Чемпион прошлого года ошибся лишь 4 раза. Для этого он просто придумал считалку, в которой дал номера поросятам со своей фермы - один поросенок пошел погулять, два поросенок пошел посчитать. И потом просто ушел в свой мир.

Игры разума. Запоминальщики любят, когда их сравнивают со слонами, которые никому никогда ничего не забывают. Хотя оговариваются - в нашем спорте главное не то, сколько помнишь, а то, сколько вспомнить можешь. К будничной жизни не имеет никакого отношения - победитель в этапе "вспомнить 300 цифр за 5 минут" жалуется в кулуарах: банкомат съел кредитную карту, а я так и не вспомнил образов, из которых состоял ПИН-код. Коллеги сочувствуют со знанием дела: у нас такое бывало. Не вспомним, когда.

Писатель Джошуа Фор (Joshua Foer) 10 лет назад побывал на чемпионате по запоминанию в качестве журналиста, а спустя год уже стал его победителем. Свое исследование памяти он подробно описал в книге «Прогулки по Луне с Эйнштейном». Публикуем стенограмму лекции Фора с конференции TED , в которой он утверждает, что запомнить порядок карт в колоде может любой человек.

Представьте, что вы стоите перед дверью своего дома. Обратите внимание, какого она цвета и из какого сделана материала. Теперь представьте себе группу тучных нудистов на велосипедах. Они участвуют в велопробеге нудистов и несутся прямо к вашей двери. Очень важно, чтобы вы это всё действительно представили. Они изо всех сил крутят педали, с них льётся пот, их качает из стороны в сторону. Они врезаются аккурат в дверь вашего дома. Велосипеды и колеса разлетаются в разные стороны, спицы втыкаются где надо и где не надо. Переступите порог вашего дома. Войдите в прихожую или холл, что там у вас с другой стороны, и обратите внимание на качество освещения вокруг. Свет падает сверху прямо на Коржика. Коржик машет вам рукой, взгромоздившись на лошадь гнедой масти. Это говорящая лошадь. Вы почти чувствуете, как его синий мех щекочет вам ноздри. Вы слышите запах овсяного печенья с изюмом, которое он вот-вот запихнёт себе в рот. Пройдите мимо него и зайдите в вашу гостиную. Там во всей её красе представьте себе Бритни Спирс. Едва прикрытая одеждой, она танцует на журнальном столике и распевает «Ещё разок, детка». Теперь пойдёмте за мной на кухню. У вас на кухне вместо пола мощёная жёлтая дорога, по которой из вашей духовки к вам направляются Дороти, Жестяной Дровосек, Страшила и Трусливый Лев из «Волшебника из Страны Оз». Они держатся за руки и вприпрыжку направляются к вам.

Представили? Теперь открывайте глаза.

Я хочу рассказать вам об очень странном соревновании, проводящемся каждую весну в Нью-Йорке. Оно называется Чемпионат США по запоминанию. Я ездил туда несколько лет назад в качестве научного журналиста, ожидая, видимо, что это будет чем-то вроде Суперкубка учёных. Участниками были кучка парней и несколько девушек разных возрастов и разной степени чистоплотности.

Они соревновались в запоминании произвольных чисел после всего одного просмотра. Они запоминали имена десятков незнакомцев. Они за несколько минут заучивали целые стихотворения. Они соревновались, чтобы узнать, кто быстрее всех запомнит порядок карт в перетасованной колоде. Я втихомолку восхищался: «Вот это да! Да это же просто какие-то уродцы».

Я решил поговорить с некоторыми участниками. Вот этого парня зовут Эд Кук и он приехал из Англии, где он известен, как обладатель самой натренированной памяти. Я спросил его: «Эд, а когда ты понял, что у тебя есть столь незаурядные способности?» Эд ответил: «Да нет у меня никаких способностей. У меня совершенно заурядная память. Любой участник этих соревнований тебе скажет, что у него средние способности к запоминанию. Мы натренировали себя, чтобы демонстрировать такое сверхъестественное мастерство запоминания. Для этого мы использовали древние приёмы, изобретённые ещё в Греции 2500 лет назад. Те же приёмы, которыми пользовался Цицерон, когда заучивал свои речи, или средневековые учёные, которые заучивали книги целиком». Я ответил: «Вот это да! А почему я никогда про такое не слышал?»

Мы стояли за дверями зала, где проходили соревнования, и Эд - такой замечательный умница англичанин, хоть и малость эксцентричный, вдруг говорит: «Джош, вот ты - американский журналист. А ты знаком с Бритни Спирс?» Я удивился: «Что? Нет, не знаком. А тебе это зачем?» «А затем, что уж очень хочется научить Бритни Спирс запоминать порядок карт в перетасованной колоде и показать это всё по телевизору. И все увидят, что любой человек способен этому научиться».

Я ему ответил: «Я, конечно, не Бритни Спирс, но, может быть, ты меня научишь? Надо же с чего-то начинать». Так началось моё очень своеобразное приключение.

Большую часть следующего года я посвятил тому, чтобы не просто тренировать память, а ещё и изучать её особенности, пытаться понять, как она работает, почему иногда она отказывается работать, и какие у неё есть скрытые резервы.

Я познакомился с кучей потрясающе интересных людей. Вот этого мужика зовут И.П. У него проблемы с памятью. Может даже у него самая плохая в мире память. Дела его настолько плохи, что он даже не помнит, что у него проблемы с памятью. Это просто потрясающе. То есть перед вами этакая необычайно трагическая личность, но в то же время он - живое доказательство того, насколько наши воспоминания определяют нашу личность.

А на другом конце спектра был вот этот мужик. Его зовут Ким Пик. Он был прообразом героя Дастина Хоффмана в «Человеке дождя». Мы провели вместе полдня в библиотеке в Солт-Лейк-Сити, заучивая наизусть телефонный справочник - увлекательнейшее занятие.

Потом ещё я прочёл кучу трактатов, посвящённых проблемам памяти, написанных две с лишним тысячи лет назад на латыни в античные времена и позже в средневековье. Я узнал много интересного и полезного. Вот, например, такой факт, что когда-то мысль о том, что память нужно тренировать и развивать, никому не была столь чужда, как это кажется сегодня. Было время, когда люди тратили время на свою память, заботливо наполняя её содержимым.

На протяжении нескольких последних столетий мы изобрели целый набор приёмов - от алфавита до свитков и манускриптов, рукописных книг, печатного станка, фотографии, компьютеров и коммуникаторов - всего того, что постепенно всё больше облегчало нашу задачу сохранения и передачи воспоминаний. Вплоть до того, что мы полностью сложили с себя эти обязанности, бывшие когда-то неотъемлемой частью нашего сознания. Эти технологии сделали возможным наш современный мир, но они и нас изменили. Они изменили наши культурные традиции. Я даже не побоюсь утверждать, что они изменили нашу способность мыслить. У нас пропала необходимость что-либо запоминать и иногда кажется, что мы забыли как это делается.

Одним из последних мест на Земле, где вы ещё найдёте людей, увлечённых этой проблемой тренировки и развития памяти, как раз и является вот это уникальное состязание по запоминанию. В нём нет даже ничего уникального - такие соревнования проводятся по всему миру. Я был покорён. Мне хотелось узнать, как эти парни такого добились.

Несколько лет назад исследовательская группа Университетского колледжа Лондона собрала таких чемпионов по запоминанию вместе в одну лабораторию. Им хотелось узнать: неужели у этих людей мозги как-то иначе устроены, чем у нас с вами? Ответ получился отрицательный. Может быть тогда они умнее нас с вами? Они устроили им тесты на определение умственных способностей. Оказалось, что нет - не умнее они.

Впрочем, одна разница всё же была замечена между умственными способностями этих чемпионов и людей из контрольной группы, с которыми производили сравнение. Чемпионов протестировали на томографе и сканировали их мозг в процессе запоминания чисел, лиц людей и фотографий снежинок. Сканирование показало, что у чемпионов по запоминанию активизировались другие участки мозга, нежели чем у остальных людей. Было замечено, что они использовали, или казалось, что использовали, часть мозга, отвечающую за пространственную память и перемещения. Почему? И можем ли мы извлечь что-то полезное из этой информации?

Соревнования по запоминанию очень похожи на своего рода гонку вооружений, когда из года в год кто-нибудь придумывает всё новые и новые способы быстрейшего запоминания, а остальные конкуренты вынуждены его догонять.

Это мой друг Бэн Придмор - трёхкратный чемпион мира по запоминанию. Здесь перед ним на столе лежат 36 колод перетасованных игральных карт, порядок которых он будет пытаться запомнить в отведённый час, используя отточенные приёмы собственного изобретения. Он использовал похожую технику, чтобы запомнить точный порядок 4140 произвольных двоичных чисел за полчаса. Да.

И несмотря на то, что существует множество приёмов запоминания для участия в таких соревнованиях, все эти различные техники сводятся к тому, что психологи называют развивающим кодированием.

Этот приём можно легко продемонстрировать с помощью забавного парадокса, известного под названием парадокс Булочкина/булочника. Вот в чём его суть. Если я попрошу двух людей запомнить одно и то же слово, и скажу одному: «Запомни, что этого человека зовут Булочкин». Фамилия у него такая. А другому человеку я скажу: «Запомни, что этот человек - булочник». А позже я пойду и спрошу этих людей: «Помните то слово, что я просил вас запомнить? Вы помните, что это было за слово?» Вероятность того, что тот, кому я сказал, что фамилия человека была Булочкин, вспомнит это слово меньше, чем у того, кому я сказал, что он булочник по профессии. Одно и то же слово, но странно, что запоминается по-разному. В чём тут дело?

Фамилия Булочкин для вас ничего не значит. Она абсолютно оторвана от любых воспоминаний, роящихся у вас в голове. А вот известное всем слово булочник. Мы знаем булочников. Булочники носят забавные белые колпаки. У булочников руки испачканы в муке. Булочники вкусно пахнут, приходя с работы. Возможно, вы даже знакомы с каким-нибудь булочником. И когда мы впервые слышим это слово, мы сразу начинаем оставлять ассоциативные зацепки, которые позже помогут нам выудить эту информацию. Искусство запоминания, на котором построены все эти соревнования, как и искусство запоминания фактов в повседневной жизни, заключается в том, чтобы превратить Булочкиных в булочников. Вы берёте информацию, оторванную от контекста, не несущую для вас никакой смысловой или значимой нагрузки, и превращаете её во что-то, что имеет для вас смысл, что как-то соотносится с другой информацией у вас в голове.

Одна из наиболее детальных методик такого запоминания была изобретена 2500 лет назад в Древней Греции. Она называется дворец памяти . Вот история её создания. Когда-то раз поэт по имени Симонид отправился на банкет. Вообще-то его пригласили для развлечения, потому что в те времена, если вы хотели закатить супер-дупер вечеринку, вы не приглашали диджея, а приглашали поэта. Он вышел на сцену, прочёл наизусть стихотворение, потом вышел из зала, и в этот самый момент банкетный зал рухнул и все, кто находился внутри, погибли. И они не просто погибли, а их тела были искалечены до неузнаваемости. Никто не знал, кто конкретно находился внутри, никто не мог указать, где кто сидел. Тела невозможно было должным образом похоронить. Горе на горе сидит и горем погоняет. Симонид стоит рядом с развалинами, единственный оставшийся в живых среди руин, закрывает глаза и вдруг понимает, что перед его мысленным взором предстают все гости, присутствовавшие на банкете, и то, где они сидели. И он стал брать родственников за руки и проводить их через руины к их любимым.

В этот момент Симонид осознал одну вещь, которая, я думаю, нам всем интуитивно знакома. Несмотря на то, что у всех у нас дела обстоят неважно с запоминанием имён, телефонных номеров и подробных инструкций от коллег по работе, у нас замечательная зрительная и пространственная память. Если бы я попросил вас повторить первые 10 слов истории про Симонида, которую я вам только что рассказал, вам скорее всего пришлось бы туго. Но я могу поспорить, что если я попрошу вас вспомнить, кто сидит верхом на говорящей гнедой лошади у вас в гостиной в этот самый момент, вы это себе представите.

Весь смысл дворца памяти заключается в том, чтобы создать эту воображаемую конструкцию перед вашим мысленным взором и заполнить её образами тех вещей, которые вы хотите запомнить. И чем более сумасшедшее, странное, причудливое, забавное, похабное или противное изображение у вас получится, тем больше оно вам запомнится. Этому совету уже более 2000 лет и он встречается в самых ранних латинских работах, посвящённых запоминанию.

Так как же это работает? Представьте себе, что вас пригласили выступить на главной сцене конференции TED, и вы хотите выступать без бумажки и выучить своё выступление так, как это сделал бы Цицерон, если бы его пригласили на TEDxRome 2000 лет назад. Вы можете начать с представления себя стоящим перед дверью вашего дома. Вы придумываете какую-нибудь совершенно сумасшедшую, дурацкую, незабываемую историю, которая напомнит вам, что в первую очередь вы хотели рассказать про это странное соревнование. Потом вы зайдёте в дом и перед вами предстанет образ Коржика, сидящего верхом на Мистере Эде. И это напомнит вам, что вы собирались представить вашего друга Эда Кука. А затем перед вами возникнет образ Бритни Спирс, чтобы напомнить смешную историю, которую вы хотели рассказать. Потом вы идёте на кухню, и четвёртая тема вашего выступления о том, в какое удивительное приключение вы попали за последний год, и каких друзей встретили на своём пути.

Именно так римские ораторы заучивали свои выступления: не слово в слово, потому что так только ещё больше запутаешься, а от одной темы к другой. Даже само словосочетани «вводное предложение» происходит от греческого слова «topos», что в переводе означает «место». Этакий осколок прошлого, напоминающий о временах, когда говоря об ораторском искусстве и искусстве риторики, люди мыслили такими пространственными категориями. Выражение «в первую очередь» относится к тому, что в вашей памяти занимает первое место.

Мне всё это казалось просто удивительным и я очень этим увлёкся. Я съездил на ещё несколько соревнований по запоминанию. У меня появилась идея написать больше, чем просто статью, об этом сообществе участников таких соревнований. Но была одна проблема. И проблема эта в том, что эти соревнования патологически скучны. (Смех) Я не шучу. Всё это напоминает группу людей, сдающих ЕГЭ. Самый драматичный момент состязания - когда один из участников начинает массировать свои виски. Но я же журналист, мне же нужно о чём-то писать. Я знаю, что в головах у всех этих людей происходят потрясающие вещи, но у меня нет к ним доступа.

И я понял, что если я хочу рассказать эту историю, мне надо немного побыть в их шкуре. Я начал понемногу тренироваться. Сначала по 15-20 минут каждое утро, прежде чем взять в руки Нью-Йорк Таймс, я пытался что-нибудь запомнить или заучить. Это могло быть стихотворение. Это могли быть имена из старого школьного альбома, купленного на толкучке. И меня всё это увлекло с невероятной силой. Кто бы мог подумать. Привлекательность была не в том, что я тренировал память. Вы постоянно улучшаете вашу способность к творчеству, к придумыванию этих абсолютно идиотских, похабных, смешных, а главное незабываемых образов, которые будут представать вашему мысленному взору. Я очень этим увлёкся.

Вот я в полной экипировке участника соревнований. Шумопоглощающие наушники и полностью изолированные защитные очки: оставлены только две малюсенькие дырочки, потому что отвлечение внимания - самый большой враг соревнующихся.

Я вернулся на тот же турнир, о котором писал годом раньше. И решил, что я могу попробовать поучаствовать - в качестве социального журналистского эксперимента. Может получиться хороший эпилог к моему расследованию. Проблема в том, что эксперимент встал с ног на голову. Я выиграл этот турнир, тогда как такого просто не должно было случиться.

Это, конечно, приятно уметь заучивать наизусть речи, запоминать номера телефонов и списки необходимых покупок, но дело в общем-то не в этом. Это всё просто уловки. Приёмы, которые работают, потому что они основаны на очень простых принципах работы мозга. И вам совсем не обязательно строить дворцы памяти или запоминать порядок карт в колоде, чтобы воспользоваться этим простым пониманием того, как устроен и работает ваш мозг.

Мы часто говорим о людях с феноменальной памятью как будто у них есть некий природный дар, но это не так. Великолепную память можно развить. На самом элементарном уровне мы запоминаем, когда мы концентрируемся. Мы запоминаем, когда мы чем-то очень увлечены. Мы запоминаем, когда нам понятно, почему та или иная информация или опыт важны для нас, что в них особенного, в чём их яркость. Когда мы можем преобразить их таким образом, что они приобретут смысл в свете всей остальной информации, которой занят наш мозг. Когда мы сможем превратить Булочкиных в булочников.

Дворец памяти и другие приёмы запоминания - это всего лишь мелкие хитрости. Да по сути это даже и не хитрости никакие. Эти приёмы работают, потому что они заставляют вас работать. Они заставляют вас обращаться к глубинам подсознания, вызывая тем самым состояние полноты сознания, которое мы обычно не практикуем в повседневной жизни. Но никаких хитростей не существует. Только так и можно что-то запомнить.

Я хотел бы, чтобы вы запомнили из моего выступления то, что мне самому запомнилось при встрече с И.П. - человеком, потерявшим память настолько, что он даже не помнит, что у него есть проблемы с памятью. Наша жизнь - это собрание наших воспоминаний. Сколько мы готовы ещё потерять из нашей и без того короткой жизни на проверку сообщений в Blackberry или iPhone, не обращая внимания на живых людей, сидящих напротив, разговаривающих с нами, продолжая быть настолько ленивыми, что оказаться неспособными к глубокому мышлению?

Я на собственном опыте убедился, что в каждом из нас дремлют необычайные способности к запоминанию. И если мы хотим прожить запоминающуюся жизнь, нам нужно быть людьми, которые помнят о том, что нужно помнить.