Приучение к горшку в 2.5 года. Время пришло: когда приучать ребенка к горшку? Что такое «несадиковский» ребёнок и что делать, чтобы малыш не стал им - видео

04.04.2019

Приучение ребенка к горшку - дело не из легких, и с этим наверняка согласится каждая мама. Раньше, когда не было подгузников, наши бабушки начинали высаживать деток на горшок с пеленок, даже если те еще не умели сами сидеть. Они не хватались за голову с вопросом: "Как приучить ребенка к горшку в 2 года?". Мокрые самодельные подгузники доставляли только дискомфорт малышам, и поэтому горшок осваивался намного быстрее и проще. С изобретением одноразовых подгузников жизнь среднестатистической мамы стала спокойней, она отошла от постоянной стирки многочисленных пеленок, постельного белья, одежды, а ребенку, в свою очередь, не мешали мокрые тряпочки, его перестали беспокоить назойливые родственники с горшком. В результате средний возраст для приучения ребенка к горшку увеличился, а сам процесс стал более сложным и проблемным. Поговорим о том, об основных трудностях и важных моментах.

Когда начать высаживать ребенка на горшок

Ведущие педиатры уверяют, что то, что ребенок не просится на горшок до двухлетнего возраста, - физиологическая норма. Это объясняется тем, что человек не может контролировать процессы мочеиспускания и дефекации самостоятельно именно до такого возраста. Тем не менее настойчивость и упорство ускоряет развитие таких навыков, что и объясняет успех предыдущих поколений. То есть если ребенок ходит в подгузнике до двух лет, то это не повод хвататься за голову и расстраиваться, задаваясь вопросом о том, когда и как приручить ребенка к горшку. Всему свое время, так заложено природой.

С физиологией лучше не спорить!

Интересно, что с 6-месячного возраста и до года вырабатывается произвольная задержка дефекации и мочеиспускания. Ребенок в процессе изучения своего тела может обнаружить эти возможности, но ему еще тяжело их контролировать. В этот период можно предложить ребенку присесть на горшок, однако не ждите, что, пописав туда один раз, он начнет сразу же регулярно проситься и делать свои дела туда. Устойчивый навык формируется немного позже, когда ребенок уже может усидеть на одном месте.

Неудача подстерегает тех родителей, которые решили освоить горшок в период «кризиса первого года жизни», когда ребенок бунтует и требует самостоятельности. Бывает, что даже те дети, которые ходили на горшок до кризиса, резко отказываются от высаживаний. Когда проблемный период закончится, наступит идеальное время для приучения.

Еще одно преимущество для тех, кто думает, как приучить ребенка к горшку в 2 года, - высокая вероятность того, что ребенок уже понимает речь родителей. Большинству детей уже можно все объяснить, рассказать и избежать таким образом лишних истерик. Как научить ребенка?

К горшку - повышенные требования

Если вы поняли, что сейчас ваш ребенок находится в благоприятном для приучения периоде, первым делом нужно выбрать горшок. Сегодня на рынке товаров для детей можно найти невероятно большой их ассортимент. Разные цвета, рисунки, формы, размеры - существуют горшки на любой, как говорится, «вкус и цвет». Лучше начинать приучение с простых классических моделей, чтобы ребенок не отвлекался на рисунки и другие вещи, однако каждому свое. Рассмотрим, какие бывают горшки.

Девочке лучше приобрести простой горшок круглой формы, на котором можно сидеть со сведенными ножками. Мальчик будет чувствовать себя комфортнее на горшке анатомической формы, в котором имеется выступ спереди. Горшки бывают с крышкой и без нее. Вариант с крышкой удобен для путешествий, а также в случаях, если у родителей нет возможности сразу избавляться от содержимого горшка.

Существуют также горшки с подножкой, вставая с которого, ребенок наступает на эту самую подножку, удерживая таким образом горшок на месте. В некоторых вариантах есть специальная ручка, чтобы родителям было удобно его выносить.

Что касается материалов, здесь также есть из чего выбрать. Сейчас в основном родители останавливаются на пластмассовых горшках, однако можно встретить и эмалированные варианты. Последний отличается прочностью, удобной формой и простотой в уходе.

Пластик, из которого производятся современные горшки и сидения на унитаз, может содержать специальную антисептическую добавку, которая позволяет родителям мыть горшок без добавления средств для мытья.

Много разных вариантов

Существуют также горшки-стульчики, музыкальные горшки, модели в виде игрушек, горшки-трансформеры и дорожные варианты, которые складываются и раскладываются. Некоторые дети вообще изначально предпочитают присаживаться на унитаз, поэтому родителям стоит обратить внимание на детское сидение. Педиатры уверены, что принципиального значения все вышеперечисленные нюансы не имеют, и главное, чтобы ребенок воспринимал горшок не как игрушку, а как место, куда надо сходить по нужде. Родителям советуют обращать внимание в первую очередь не на цвет и наличие музыкального сопровождения, а на удобство, форму, качество пластмассы. Важно, чтобы горшок быстро нагревался от тела малыша.

Знакомство: как приручить ребенка к горшку

Когда родители показывают ребенку горшок первый раз, они часто не задумываются, какое важное событие происходит и насколько большое внимание нужно ему уделить. Роль играет и настроение ребенка, и внешний вид горшка, и условия, в которых происходит знакомство. Как быть? Сначала посадить ребенка и потом уже ему рассказать, что к чему? Или наоборот? А если малыш подумает, что эта новая игрушка, и не поймет, что нужно делать? Все эти вопросы роятся в голове обеспокоенных родителей, которые не знают, как правильнее поступить. Есть несколько вариантов развития событий.

Если, к примеру, вы не знакомили ребенка с горшком до двухлетнего возраста, и он видит его впервые, будучи уже в состоянии понять ваше объяснение, нужно сначала преподнести необходимую информацию на доступном языке. В идеале малыш сядет на горшок и попробует что-то сделать. В худшем случае он отвернется, уйдет и расстроит тем самым маму и папу. Если такое случилось, не стоит навязываться и пытаться все равно усадить ребенка. Лучше спрятать горшок подальше и повторить попытку спустя пару недель, когда малыш уже успеет забыть о нем. Если ребенок не садится на горшок вновь, прячьте его снова и снова, пока не получится.

Если ребенок младше и еще не понимает объяснений, лучше сначала его посадить, а потом уже рассказывать. Опять-таки если не получается, лучше не настаивать, чтобы еще больше не испугать малыша и не отвернуть от этого дела.

Еще один вариант - попробовать присаживать на горшок кукол и любимые мягкие игрушки. Возможно, ребенок захочет последовать их «примеру». Вообще, здорово было бы привести старшего ребенка, который уже умеет ходить на горшок, и показать на его примере, что к чему. Хороший эффект такого приема подтверждается фактом, что второй и последующие дети начинают ходить на горшок раньше, беря пример со старших братьев или сестер.

Готовимся к промахам

Если ребенок уже иногда ходит на горшок, но делает это не совсем уверенно, лучше отказаться от подгузника и приготовиться к появлению нежелательных луж посреди комнаты. В этот период лучше убрать ковры и запастись сменным бельем. Наличие подгузника на ребенке будет только тормозить процесс и прибавлять родителям еще больше головной боли. Родители также должны подготовиться морально: держать себя в руках и не ругать ребенка в случае, если он забудет о горшке. Бывают ситуации, когда малыш успешно ходит на горшок, когда его присаживает мама, но ребенок не просится на горшок самостоятельно. Важно понять, что малышу трудно принять новшество так быстро, как хотят окружающие, и лучше, если он будет встречать поддержку и улыбку вместо наказаний.

Ребенок может испугаться!

Бывают случаи, когда дети начинают бояться писать только потому, что не хотят, чтобы их ругали родители, и терпят, что негативно сказывается на их самочувствии. Не стоит удивляться, почему ребенок (2 года) боится горшка, если родители постоянно ругают и наказывают его за что-то, что связано с горшком.

Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в процессе мочеиспускания (например, когда он уже начал писять в штаны, нельзя кричать «Эй, ты что, остановись!» и прочее). Это может стать причиной испуга и продления периода бесконтрольного мочеиспускания во сне.

Когда снимать подгузник на прогулку

Не всегда ребенок, который ходит на горшок дома с большим успехом, сообщает о своем намерении пописать на улице. Сначала лучше надевать подгузник, так как ветреная или холодная погода может стать причиной нежелательной простуды (не факт, что вы успеете быстро добежать домой или успешно переодеть ребенка на месте происшествия). Снимать подгузник следует только тогда, когда он будет систематически оставаться сухим после прогулки, или же тогда, когда ребенок начнет проситься на горшок вне дома. Еще один нюанс, что делать, если ребенок говорит о том, что он хочет пописать, в каком-то людном месте, где нет никакой возможности сделать это. Часто мамочки присаживают детей прямо посреди улицы, под деревцо или кустик. Это и правильно, и нет. Хорошо бы помнить о том, что ребенку нужны удобства, и гулять только в местах, где неподалеку есть туалет. Можно обзавестись дорожным раскладывающимся горшком и носить его с собой. Такой вариант добавляет уверенности ребенку, потому что часто дети не просятся на улице только потому, что горшка нет в поле зрения.

Как научить ребенка терпеть

Терпение - то, что придет к ребенку само. Говорят, что этому невозможно научить. Нужно просто пытаться объяснять малышу, что нужно подождать и так далее. Если ребенок научится терпеть, это уже поистине победа над горшком, и родители сразу заметят наличие такой способности. Опять-таки если ваш ребенок не умеет сдерживаться и терпеть, не нужно его наказывать, так как этот процесс больше физиологический, чем психологический.

Как отказаться от ночного подгузника

Когда основная проблема решена, и ребенок ходит на горшок дома и на улице, остается, как правило, еще один вопрос о том, как приучить ребенка к горшку ночью. Доказано, что просыпаться ночью с целью сходить на горшок малыш начнет только через некоторое время после выработки устойчивого навыка ходить на него днем. Дети, чьи родители отказались от использования одноразовых подгузников, перестают писаться во сне раньше. После двух лет благодаря задержке мочеискускания многие дети «терпят» до пробуждения. Редкий ребенок будет спать всю ночь без пробуждения для этих целей, однако если он немного пил и сходил на горшок перед сном, есть вероятность, что проснется он только утром и сразу же пойдет куда надо.

  1. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он не сходил на горшок и описал штаны, он может испугаться не только родителей, но и горшка или даже самого процесса.
  2. В случае «попадания» малыша нужно хвалить, но не перестарайтесь. Не нужно хвалить сильно бурно или награждать ребенка чем-то. Достаточно просто ласково погладить малыша и сказать с улыбкой, что он молодец и что так нужно делать всегда.
  3. Если ребенок может сесть на горшок сам, нужно предоставить ему свободу действий, и даже если он просит посадить его, попробуйте сделать так, чтобы он справился самостоятельно. Перед тем как приучить ребенка к горшку в 2 года, нужно уже работать над его самостоятельностью.
  4. Особенно демократично нужно отнестись к «авариям» в первое время, когда у ребенка режутся зубы, когда он болеет, когда увлечен игрой, в период «кризиса первого года жизни». Лучше подождите и продумайте план для того, чтобы не переживать потом, как приучить ребенка к горшку в 2 года.
  5. Не забывайте о цели! Помните, что приучение ребенка к горшку - это в первую очередь приучение справить туда нужду. Малыш не должен садиться туда только для того, чтобы его похвалили или не наказывали. Главная цель родителей - научить ребенка управлять своим организмом.

Заключение

Быстро приучить ребенка к горшку - главная цель родителей, однако быстрота - не главное. Гораздо важнее сам процесс, и нужно сделать его как можно менее проблемным как для ребенка, так и для родителей. Чем спокойнее будут родители и чем уравновешеннее они будут вести себя при возникновении проблем, тем проще будет малышу в психологическом плане. Учтите все рекомендации, изложенные выше, и у вас обязательно получится научить ребенка проситься на горшок! Желаем удачи!

Содержание статьи:

О посещении туалета ребенком некоторые мамы начинают мечтать, как только малыш самостоятельно садится и очень расстраиваются, когда им не удается обучить свое чадо данной «науке». Некоторые даже относят нежелание крохи расстаться с подгузниками к признакам отставания в развитии. На самом же деле, всему свое время! Кроме того, необходимо обладать знаниями, как приучить ребенка к горшку, чтобы данная процедура не пугала малыша.

Когда стоит приобретать горшок?

О возрастных рамках отказа от подгузников многие специалисты ведут споры по сей день. Александр Михайлович Казьмин - профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета выделил следующие этапы появления подсознательной реакции у ребенка, связанные с горшком:

1. Первые признаки не безразличия на мокрые трусики - 1 год и 2 месяцев.
2. Первые демонстрации необходимости посещения туалета выраженным беспокойством или плачем - 1 год и 6 месяцев.
3. Все возможными способами начинает извещать взрослого о том, что ему нужно посетить туалет - 1 год и 10 месяцев.
4. Остается сухим на протяжении дня - 2 года.
5. Самостоятельно снимает трусики, перед тем как усесться на горшок - 2 года.
6. Выражает свое желание посетить туалет словами - 2 года и 3 месяца.
7. Самостоятельно может снять трусики, сесть на горшок и одеться по завершению процесса - 3 года.

Подводя итог вышеприведенных заключений, можно утверждать, что только с полутора лет стоит начинать приучать ребенка к горшку. Лишь к 3-м годам он может отточить данный навык до совершенства. Однако не стоит забывать и об индивидуальных особенностях развития детей. Расставание с подгузниками может настать как раньше, так и позже указанных возрастных рамок. Поэтому прежде, чем начинать путь малыша к горшку, следует проанализировать его развитие.

Среди признаков готовности ребенка к горшку можно выделить следующие:

Малыш самостоятельно может присесть на корточки и подняться в вертикальное положение;
- кроха умеет поднимать игрушки с пола и раскладывать их по местам;
- ребенок начинает понимать предназначение горшка – самостоятельно садится на него (без снятия штанишек) или усаживает любимого мишку (куклу);
- малыш различает, когда родители его хвалят, а когда – ругают;
- может выразить свои желания жестами или звуками;
- ребенок просыпается сухим после дневного сна и не опорожняется в течение 1,5-2 часов во время бодрствования;
- испытывает дискомфорт от мокрых трусиков.

Какой горшок лучше всего приобрести?

Сегодня разнообразие горшков на рынке гораздо превышает спрос потребителя. Производители изготавливают предметы детской ванной комнаты на любой вкус и цвет. Однако для того, чтобы горшок не просто стал элементом интерьера, а полезной вещью, следует знать на какие критерии отбора ориентироваться. Среди них можно выделить:

1. Материал. Он должен быть теплым. Детям сложно приспособиться к холодным железным или керамическим ночным вазам. Поэтому предпочтение следует отдать пластику, который выпускается в богатой цветовой гамме и не создает сложностей при уходе.
2. Комфорт. Хорош, чтобы горшок обладал спинкой и имел соответствующее анатомическим особенностям строения малыша отверстие.
3. Устойчивость. Он не должен переворачиваться вместе с ребенком, если малыш внезапно потянулся в сторону за игрушкой.
4. Мобильность. Небольшие параметры горшка и наличие крышки позволяют брать его с собой в поездку.
5. Эффективность. Музыкальные и светящиеся горшки, не смотря на свою привлекательность, создают у детей неправильное чувство восприятия и предназначение данного предмета в их жизни. Лишние функции превращают туалет в игрушку.
6. Качество. Горшок должен быть выполнен из прочного, гладкого материала и не обладать острыми выступами.

Состоящий из нескольких элементов горшок должен легко разбираться и не иметь областей сложных для мытья.

Как правильно знакомить ребенка с горшком?

Приняв решение, что ваше чадо готово забыть о подгузниках и мокрых трусиках, необходимо изучить некоторые правила курса обучения пользования горшком и обратить внимание на проверенные опытом хитрости.

В целом, следует пройти 5 основных этапов :

1. При первом знакомстве ребенка с горшком продемонстрируйте ребенку его предназначение. Отлично использовать для этого куклу, в функциональность которой включено опорожнение.
2. Связывайте сначала высаживания малыша на горшок с определенными процессами режима дня: до и после пробуждения, прогулки, перед и после окончания приема пищи.
3. Откажитесь от применения памперсов в дневное время. Благодаря этому ребенок сможет изучить собственную физиологию и постепенно прийти к осознанию роли горшка в его жизни.
4. Каждый раз, когда малыш опорожниться на горшок, хвалите его. Однако выражайте свое довольствие лишь в виде слов, нет необходимости давать ребенку сладости или новые игрушки за старания.
5. Завершающим этапом обучения должно стать самостоятельное высаживание крохи на горшок в независимости от времени дня. При этом важно наблюдать за реакцией малыша, которую он выражает прежде, чем опорожниться.

Существует так же несколько проверенных хитростей , помогающих родителям ускорить процесс обучения. В их число входят:

1) демонстрация старшего ребенка процесса пользования горшком;
2) соблюдение разумных временных рамок высаживания. Не следует удерживать малыша на горшке более 5-ти минут. В противном случае, он начнет избегать встречи с данным предметом быта;
3) отсутствие скованности и дискомфорта в одежде. Специалисты рекомендуют начинать знакомство с горшком в летний период, когда, чтобы опорожниться, малышу достаточно снять только трусики, а не еще ряд вещей с различными пуговицами, завязками и подтяжками;
4) правильное расположение горшка. Следует ставить его на видном для ребенка месте;
5) применение во время обучения обучающей литературы или видео. Чтение таких книг ребенку как: «Макс и горшок», «Медвежонок и горшок» и других, а так же демонстрация познавательного видео дополнительно стимулирует кроху к самостоятельности.

Нельзя точно сказать, сколько продлится курс обучения. Как уже говорилось, каждый ребенок – индивидуален. Одни осваивают горшок за пару недель, другим для этого требуются месяца.
Однако существуют несколько методик, которые, по мнению специалистов, дают возможность ускорить процесс обучения.

Метод английских мам или как приучить ребенка к горшку за 7 дней по системе «Довольный малыш»

Известная акушерка – Джина Форд, являющаяся автором множества книг по уходу за детьми, уделила особое внимание вопросу обучения ребенка азам использования горшка. Англичанка считает, что освоить данное умение малыш может всего за неделю. Согласно отзывам мам, методика отлично работает для деток, которые уже полностью понимают, что им говорят взрослые и могут самостоятельно снять штаны и трусики.

День 1

Сразу после пробуждения с ребенка необходимо снять памперс и посадить его на горшок не более чем на 10 минут. Если процесс так и не увенчался успехом, повторите процедуру через 15 минут. Данный интервал времени между очередными попытками «поймать малыша на горячем» рекомендуется выдерживать до тех пор, пока ребенок не выполнит ожидаемое вами действие. В тот период пока кроха сидит на горшке, постарайтесь чем-то отвлечь его. Процесс не должен быть ему в тягость. После удачного завершения высаживания выдержите интервал в 1,5-2 часа до очередной серии попыток добиться от ребенка опорожнения на горшок.

День 2

Ненавязчиво предлагайте ребенку пописать на горшок, интересуйтесь, не хочет ли он опорожниться. Если он хотя бы 2 раза за день самостоятельно выполнит то, что от него требуется, считайте, что это успех. Постарайтесь, чтобы день прошел максимально спокойно, без каких-либо эмоциональных всплесков.

День 3

Создайте для ребенка режим посещения туалета. Высаживайте его на горшок после пробуждения, приема пищи, а так же перед сном и прогулкой. В последнем случае, по мнению Джин, важно не просто достичь успеха, а объяснить малышу, зачем необходимо пописать незадолго до выхода на улицу.

День 4 и все последующие

Именно с четвертого дня, согласно методике, ребенок начинает самостоятельно садиться на горшок. Однако если он заигрался, родители должны предлагать ему посетить туалет через каждые 2 часа. В последние дни, поставьте горшок ближе к туалету, чтобы малыш не воспринимал его как игрушку и четко понимал предназначение данного предмета. Не забывайте хвалить ребенка за каждое его стремление к самостоятельности.

Экспресс-курс освоения горшка за 3 дня

Для удачного применения ускоренной методики вам потребуется максимальное количество свободного времени. Так как эти дни следует полностью прожить досугом ребенка. Работающие родители могут взять отгул в пятницу и провести все выходные непрерывно с малышом.

Несколько слов о подготовке к началу обучения

Прежде, чем приступать к обучению, отправьтесь вместе с ребенком в детский магазин одежды и вместе выберите для него нижнее белье. Расскажите ему, что он уже взрослый, и может, как мама и папа, обходится без памперсов.

Так же подготовьте на совместный уикенд какую-нибудь развлекательную программу. Приобретите новые игрушки, книжки, подберите познавательные мультфильмы, увлекательные игры. При проявлении чрезмерного внимания, дети лучше понимают то, чего хотят от них взрослые и стараются их не огорчать.

Важно, чтобы к процессу обучения подключились все члены семьи. В ином случае, малыш может справлять нужду лишь только при маме или папе. Так же необходимо заранее проинформировать ребенка о своих намерениях. За неделю до воплощения методики в реальность ежедневно рассказывайте крохе, что вскоре он будет обходиться без подгузников.

Первый день

Сразу после пробуждения снимите с ребенка памперс. Отлично, если этот день он проведет голышом, изучая свое тело и естественные физиологические процессы. Без трусиков и подгузника ему будет проще самостоятельно сесть на горшок, который следует поставить в комнате, в которой малыш будет проводить больше всего времени. Однако если вы желаете сразу приучить ребенка справлять нужду в туалете, установить данный «аксессуар» там.

Усильте в этот день питьевой режим. Как можно чаще предлагайте малышу сок, компот, воду и т. д. Максимальное количество опорожнений позволит вам уловить манеру поведения вашего чада, перед тем, как он собирается справить нужду.

После того, как связь реакции его организма и желания пописать будет установлена, высаживайте кроху на горшок. После повторяйте попытки каждые 20 минут. Хорошо, если после каждой процедуры опорожнения вы будете мыть с ребенком руки, это позволит параллельно с умением пользоваться туалетом привить ему правильные манеры.

В случае если малыш наотрез отказывается садиться на горшок, не принуждайте его и не усаживайте силой. Скажите, что повторите действие еще раз после чтения книги или просмотра мультфильма. Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок пописал после сна, прогулки и основного приема пищи, а так же перед тем, как отправиться спать, гулять.

Как можно эмоциональней комментируйте ваши действия и хвалите малыша за его старания. К примеру: «Какой ты молодец, что пописал на горшок. Ты уже совсем большой, как мама или папа» или «Ты не успел в туалет. Ничего страшного, мы сейчас с тобой уберем, а в следующий раз ты сядешь на горшок». Однако стоит отметить, что не всем детям нравится гиперопека, поэтому внимательно следите, как именно ваше чадо реагирует на ваше чрезмерное внимание.

Второй и третий дни

Оставшееся для обучения время можно провести дома либо разнообразить досуг прогулкой на свежем воздухе. Поведение родителей не должно ничем отличаться от поведения в первый день. Однако если вы собираетесь на улицу, постарайтесь не отходить далеко от дома и прихватите с собой небольшой горшок. Ведь не каждый малыш изъявит желание пописать на травку. В общем, создайте для него максимально комфортные условия.

За все эти дни будьте готовы к тому, что ребенок может еще хоть и не часто, но забывать о своих обязанностях. Ни в коем случае не ругайте за его оплошности. Лучше сделайте вид, что вам просто неприятна ситуация и вы расстроены. Смените малышу белье и попросите отнести мокрые трусики в предназначенную для этого корзину.

Как приучить ребенка к горшку по Комаровскому

Известный педиатр – доктор Комаровский считает, что раньше, чем в 1,5 года пытаться заставить ребенка повзрослеть, нет смысла. Так как он будет справлять нужду на уровне рефлекса, а не осознания всего процесса.

Знаменитый доктор считает:

1) оптимальный возрастной период для сознательного использования горшка – 22-30 месяцев. Комаровский утверждает, что даже, если вы начнете обучать ребенка пользоваться туалетом еще в 1 годик, то все равно полностью завершите этот процесс, не ранее, чем к 2,5 годам. Лишь с этого возраста малыш начинает полностью осознавать все тонкости процессов мочеиспускания и дефекации. Согласно же статистике, полное отсутствие промашек, в среднем припадает на возрастной период – 32-36 месяцев;
2) не стоит смотреть на детей знакомых и родственников. Каждый ребенок – индивидуальность, нет смысла принуждать его писать на горшок чуть ли не с пеленок, если соседка по подъезду, рассказала, что у нее это получилось;
3) следует начинать процесс приучения к горшку сразу после того, как вы поймете, что ваше чадо понимает значение слов: «пописать» и «покакать»;
4) оптимальное время для обучения – лето;
5) необходимо создать ребенку определенный режим посещения туалета, о котором уже не раз говорилось выше, постепенно увеличивая количество высаживаний;
6) удачные попытки нуждаются в похвале, промахи – в сдерживании негативных эмоций;
7) можно сразу знакомить малыша с взрослым унитазом, предварительно оборудовав его специальным сидением.

Педиатр утверждает, что если нет определенных проблем со здоровьем, все дети полностью самостоятельно посещают туалет или пользуются горшком к 4-ем годам. Однако большинству родителям не терпится достигнуть успеха в данном деле гораздо раньше.

Услышать подробную речь Комаровского можно в следующем сюжете:

Приучения ребенка к горшку в зависимости от возраста

Весь путь малыша к освоению горшка можно поделить на определенные возрастные периоды, в каждый из которых родителям стоит потихоньку прививать ребенку навыки пользования туалетом.

Как приучить ребенка к горшку с 6 месяцев

Первые попытки высаживать кроху на горшок можно предпринимать, как только он научится самостоятельно сидеть, но при условии, что у грудничка наблюдается регулярный стул. В этот период родители добьются лишь выработку привычки не вставать некоторое время с «аксессуара» туалета. Понимание того, что хотят от ребенка взрослые – в этот период является недостижимой целью.

Как правило, регулярный стул наблюдается лишь в первой половине дня. Поймать малыша «на горячем» после дневного сна – бесполезное дело. Не старайтесь силой усаживать малыша на горшок, ваше упорство может надолго отбить желание у ребенка даже лицезреть предмет туалета.

Как приучить ребенка к горшку в один год

В период 12-18 месяцев мочеиспускательная система ребенка еще работает в автоматическом режиме, и он испражняется, не контролируя процесс. По мере взросления мускулатура всех органов укрепляется и малышу не требуется столь частого посещения туалета.

Начиная с года, ребенок уже может сам обнаружить последствия мочеиспускания и дефекации и выразить свое чувство дискомфорта от ходьбы в мокром белье.

На данном этапе родители могут продолжить процесс высаживания крохи на горшок, при условии регулярного стула. Однако длительность времяпровождения на нем не должна превышать 10-ти минут. Обязательно, следует хвалить чадо после каждого раза, как он покакал или пописал на горшок.

Не ожидайте, что малыш начнет самостоятельно проситься в туалет. В этом возрасте вы можете лишь ловить его процессы автоматического мочеиспускания и дефекации.

Как приучить ребенка к горшку с 1,5 лет

Как уже не раз говорилось выше, 18 месяцев – идеальный возраст ребенка, чтобы начать обучать его просится на горшок. Ведь именно в этот период большинство детей начинают ощущать наполненность мочевого пузыря или прямой кишки.

Следует просто несколько раз показать и рассказать ребенку, как и для чего, следует пользоваться горшком, а далее дело за поощрением и терпением. Необходимо хвалить кроху каждый раз, как он попроситься в туалет и быть готовым к нерегулярным промахам.
Если вы знаете, уже примерный режим испражнений малыша и замечаете, что уже подходит время, а малыш увлечен игрой, напомните ему о необходимости воспользоваться горшком.

Не плохо, даже если ребенок начнет проситься в туалет уже с мокрыми штанишками. Это означает, что чувство дискомфорта пока сильнее чувства наполненности мочевого пузыря. Со временем, указанная последовательность поменяется. Ни в коем случае, не ругайте его за мокрое белье.

Если же ребенка просто мучают неприятные ощущения от грязных штанишек, объясните ему, что этого можно избежать, если вовремя садиться на горшок.

Как приучить ребенка к горшку с 2-х лет

К 24 месяцам жизни строение мочевого пузыря малыша укрепляется на столько, что он может оставаться сухим на протяжении 2-х часов. Большинство деток перестают испражняться во время дневного и ночного сна. Поэтому, если вы только начинаете учить ребенка пользоваться горшком, необходимо высаживать его сразу после сна, соблюдая на протяжении дня 2-х часовой промежуток, опять-таки, не забывая о похвале.

С 2-х лет, многие дети уже могут словесно проситься в туалет, а так же выполнять просьбу родителей, выраженную в мягкой форме, посетить туалет.

Повторное приучение

В практике родителей бывают случаи, когда ребенок резко отказывается от пользования горшком, хотя до этого уже регулярно посещал туалет. В чем же причина столь неприятного конфуза? Чаще всего источником проблемы могут быть:

1) конфликты в семье. Желая обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать и протестовать. Отказ от горшка – одна из возможных реакций на сложившуюся ситуацию;
2) резкая смена обстановки. Появление нового члена семьи, переезд или развод так же неоднозначно отражаются на развитии малыша;
3) кризис трехлетнего возраста. В этот период дети начинают резко взрослеть и предпринимают попытки делать то, что хочется им, а не окружающим;
4) заболевания или ухудшение самочувствия в период прорезывания зубов.

Для того чтобы устранить создавшуюся проблему, следует искоренить причину протеста или нежелания ребенка посещать туалет и только после этого необходимо аккуратно, «без кнута» напоминать ребенку о его обязанностях.

Подведя итог…

Буквально 3-4 десятка лет тому назад новоиспеченных мам вообще не интересовал вопрос о том, когда же ребенок приучиться к горшку. Тем не менее, все мы обладаем навыком посещения туалета. Современные женщины, наоборот, стараются ускорить все жизненно важные процессы развития ребенка, что порой оставляет негативные последствия в виде психологической травмы. Поэтому стоит задуматься: а стоит ли торопить события?

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Годовалому младенцу. Малыш уже осознает свои желания и потребности, понимает речь взрослых и умеет выражать свои желания. Все это поможет вам научить кроху ходить в туалет и отказаться от подгузников.

2 года - лучшее время для приучения к горшку

Несмотря на обилие сторонников раннего высаживания детей, педиатры всего мира рекомендуют начинать обучение туалетным навыкам в возрасте от 1,5 до 2 лет. Именно в это время малыш начинает осознанно контролировать мочеиспускание и дефекацию, может сдерживать желание помочиться на протяжении нескольких часов.

Двухлетний ребенок уже знает назначение своих органов, понимает, что все его выделения оказываются в подгузнике. Родителям остается только объяснить крохе, что вместо памперса нужно использовать специальное устройство - горшок. Если первое время вам придется регулярно высаживать кроху, то позднее нужно приучать его самостоятельно проситься на горшок и использовать его без посторонней помощи.

Независимо от того, какой горшок для детей вы выбрали, он должен всегда находиться в поле зрения и в пределах досягаемости ребенка. Идеальное место для него - укромный уголок на полу в детской. На начальном этапе вы можете использовать несколько горшков, расставив их в разных комнатах, и со временем уменьшая их количество. Когда малыш будет справлять нужду без промахов, горшок можно перенести в туалет или ванную.

Мальчишкам можно оборудовать небольшую табуреточку перед унитазом, чтобы они могли самостоятельно писать стоя, как папа. Пусть отец продемонстрирует сынишке, как правильно поднимать сидение, справлять нужду и опускать сидение. Для удобства малыша можно оборудовать сидение специальной петлей, за которую его можно легко поднимать и опускать.

Когда ребенку исполнится 2 года, его можно обучать не только справлять нужду, сидя на «пластмассовом троне», но и совершать ряд сопутствующих операций. Это значит, что малыш должен уметь самостоятельно найти горшок, использовать его по назначению, а затем вылить его содержимое в унитаз и сполоснуть водой. Более того, кроха должен своими силами справляться со сниманием и надеванием трусиков и штанишек.

Чтобы малютка почувствовал, как сильно вы ему доверяете, и активнее развивал самостоятельность, откажитесь от пеленального столика и разместите детское белье и одежду на полках, до которых легко дотянется ребенок. В случае «осечки» малютка сможет самостоятельно переодеться и бросить испачканное белье в корзину.

Ребенок не ходит на горшок. Как быть?

Все дети в возрасте до трех лет осваивают базовые туалетные навыки, потому не стоит поднимать тревогу, если ваш двухлетка пока не может обходиться без памперсов. При правильном подходе к тренировкам, приучить подросшего малыша проситься в туалет можно всего за несколько недель.

Если ребенок упорно отказывается привыкать к новым правилам, попробуйте полностью исключить памперсы на несколько дней. Когда же малыш намочит штанишки, объясните, что избежать повторения ситуации можно, воспользовавшись горшком. Перед началом подобного эксперимента стоит обезопасить мягкую мебель и ковры, а в кроватку постелить одноразовую пеленку. Одноразовые подгузники при таком подходе позволяется надевать только на время прогулок в холодное время года.

Детки, которые боятся горшка, часто наливают лужи, стоит только позволить им встать с «пластмассового трона». Привлекайте малыша к уборке луж и кучек, чтобы он почувствовал свою ответственность за совершенный поступок. Обязательно объясните, что можно обойтись и без уборки, если справлять нужду в предназначенный для этого сосуд.

Обучать двухлетнего ребенка проще, чем младенца, ведь он понимает ваши слова. Если малютка упорно наливает лужи по всему дому, проведите с ним беседу. Объясните, что справлять нужду нужно именно в горшок, ведь так поступают и мама с папой, и другие дети. Хорошо, если старший брат или сестра продемонстрируют крохе, как они ходят в туалет. При отсутствии такой возможности, предложите малютке собственный пример, доказав, что в использовании горшка нет ничего страшного.

Хотя пластмассовый туалет в первую очередь должен служить для опустошения мочевого пузыря и кишечника, некоторым деткам не хватает игрового элемента. Составляйте малышу компанию, пока он сидит на горшке, рассказывайте стишки или сказки. Мальчишкам в горшок можно положить бумажные кораблики и предложить «утопить» их.

Распространенные ошибки родителей

Каждое успешное использование горшка нужно хвалить, но не устраивать из этого настоящий праздник. Оцените самостоятельность крохи и напомните, что использовать горшок гораздо приятнее, чем ходить в мокрых штанишках и вытирать пол.

С другой стороны, не стоит слишком налегать на тренировки. Не заставляйте свое чадо часами сидеть на горшке, и не усаживайте его каждые 10 минут, это лишь вызовет у крохи неприязнь. Не нужно постоянно навязывать малютке мысли о необходимости освоения туалетных навыков. Ребенок сам начнет проситься в туалет, если вы правильно построите свои тренировки.

Запретите всем членам семьи, в особенности бабушкам, ругать и стыдить ребенка за “проколы”. Двухлетка сам может понять, что поступил плохо, дополнительная негативная реакция со стороны близких взрослых лишь усугубит чувство вины и затормозит процесс обучения. Излишние негативные высказывания могут вылиться в психологические проблемы в будущем.

Любой серьезный стресс может помешать обучению, потому не стоит тренировать малыша, если он или кто-то из членов семьи плохо себя чувствует или недавно перенес болезнь. Мешает приучению к горшку и смена обстановки, потому не затевайте тренировки, если вы планируете переезжать или недавно сменили место жительства. Малышу нужно почувствовать себя в безопасности на новом месте, прежде чем он сможет выработать новые навыки. Утрата одного из близких родных или развод родителей - серьезная психологическая травма для малютки, позвольте ему оправиться от нее, прежде чем развивать туалетные навыки.

Каждый малыш рано или поздно осваивает горшок, потому вам нужно лишь запастись терпением и использовать разные методы, пока вы не найдете лучший вариант обучения. Если вы начнете обучение туалетным навыкам с двух лет, скорее всего, уже через год ваше чадо будет использовать горшок без единого промаха.

На протяжении довольно длительного периода тысячи молодых пар, у которых появился первенец, а также второй или третий ребенок, прислушиваются к советам доктора Комаровского, одного из самых опытных и авторитетных российских педиатров. Его рекомендации помогают справиться с множеством проблем, возникающих не только у родителей, впервые занимающихся воспитанием ребенка, но и у тех, кто уже благополучно преодолел их ранее.

Физиологическое и анатомическое строение у малышей практически ничем не отличается, но вот особенности психики и упущения в воспитании могут появиться даже на двадцатом младенце. Как приучить ребенка к горшку – проблема, которая возникает у многих родителей, и в разном возрасте. В большинстве случаев, малыш в 2 года уже приучен обходиться без памперсов и обращаться к взрослым за помощью для отправления естественных надобностей.

Ранний возраст обучения и его особенности

Причины, которые привели к такой проблеме, могут быть и физиологического, и психологического плана, и те, кто не прислушался вовремя к советам доктора в то время, когда надо было начинать процесс привыкания, могут нагнать упущенное в более позднем возрасте. Комаровский уверен, что в 2 года – абсолютно нормальное время для выработки такого рефлекса, потому что в период с полутора до двух лет, малыш уже обладает всеми особенностями развития, которые существенно облегчат задачу его родителей.

Развитие происходит по индивидуальному сценарию, а не по учебнику педиатрии, в котором указаны усредненные цифры, выведенные на основании статистических данных.

И если приучить ребенка к горшку не получилось в то время, которое старшее поколение считает обязательным, зная, как правильно это сделать, можно легко справиться с задачей. Тем более, что в 18-24 месяца для этого есть и физиологические, и психологические предпосылки.

Традиционный взгляд на возраст обучения и привыкания к хождению на горшок – 8-19 месяцев. Именно так старшие поколения старались приучить своих детей, и, в большинстве случаев, довольно успешно. Это был трудоемкий и длительный процесс, требовавший терпения и времени. Доктор Комаровский уверен, что привычка ходить на горшок в возрасте от 7 месяцев – не более, чем условный рефлекс, выработанный на определенные звуки, которые издают терпеливые родители, усаживая малыша на емкость для отправления надобностей.

Но выработка условного рефлекса на звуки - это, скорее, удел домашних питомцев, чем путь развития, по которому должен идти человеческий ребенок. Если приучать ребенка к горшку в 2 года, и при этом точно знать, как это правильно делать, желаемого результата можно достичь гораздо быстрее, не затрачивая много времени и вырабатывая четко осознанную необходимость.

Способность контролировать физиологические рефлексы и чувство неловкости за отступление от определенных правил социума – более действенный рычаг управления сознанием, чем реакция на звуковые сигналы и холодный край горшка. Основная проблема, которая может появиться при раннем обучении горшку может проявиться спустя некоторое время, и состоять она будет как раз в том, что впоследствии можно с успехом использовать.

Как только малыш научится контролировать свою мочеиспускательную функцию, он начинает противиться насильственному высаживанию на горшок, потому что его надобности уже не будут соотноситься с определенными звуками. Руководствоваться он будет позывами, возникающими в соответствующих системах, а родителям останется только направлять их в полезное русло.

Если же процесс адаптации был, по мнению взрослых, успешно завершен в раннем возрасте, то в 1,5-2 года их будет очень удивлять тот факт, что малыш отказывается садиться на горшок, когда ему не нужно в туалет, а затем демонстративно (по их мнению) справлять нужду в штанишки.

Ранний период приучения к горшку, по мнению доктора Комаровского, оказывает вредоносное воздействие на психологическую мотивацию и рефлекс мочеиспускания одновременно. Фактически ребенку навязывают еще одно звено в рефлекторной цепи, закрепляющейся в мозгу.

Естественная взаимосвязь выглядит, как «переполненный мочевой пузырь – горшок», а вырабатывается более сложная – горшок + слова родителей – наполнение пузыря – мочеиспускание». В зрелом возрасте это может отозваться болезнями мочеполовой системы, но если приучать ребенка к горшку в 1,5-2 года, возникновения ложных взаимосвязей не произойдет. Как объяснить это старшему поколению, которое, по старинке, требует, как можно раньше отказаться от памперсов и высаживать малыша на стульчик с горшком? Но это уже дело молодых родителей.

Определяющие факторы и педиатрические нормы

Доктор Комаровский делает свои утверждения на основании усредненных педиатрических данных о физиологическом развитии ребенка, наблюдениях и научных фактах. Это может помочь молодым папе и маме, которые будут заниматься социальной адаптацией своего долгожданного любимца, но усредненные данные отнюдь не являются непогрешимой догмой. Особенности индивидуального развития – вот тот стартовый барьер, от которого им следует отталкиваться.

Согласно данным, которые приводятся в учебниках педиатрии, и к которым обращается известный на всю Россию педиатр, развитие среднестатистического малыша происходит так:

  • возможность контроля за выделительными процессами ребенок получает только после года, и у некоторых она наступает гораздо позже;
  • окончательное формирование нервной и выделительной системы начинается по истечении 12 месяцев с момента рождения, и это только начало длительного процесса, который заканчивается к 3 годам;
  • устойчивый контроль над естественными отправлениями формируется незадолго до 2 лет и длится этот процесс до трехлетнего возраста;
  • любые попытки воспитать привычку ходить на горшок до года носят характер негативных, потому что только в год, да и то далеко не каждый малыш обретает предпосылки для успешного начинания процесса.

Если прислушиваться к мнению доктора Комаровского, можно определить готовность своего, неповторимого, уникального и развитого не по возрасту ребенка, чтобы не торопить или не замедлять его приучение к горшку. Есть целый ряд признаков, по которым можно ориентироваться, насколько своевременным является возраст для эпопеи с горшком. Для этого нужно уделять малышу максимум внимания и четко анализировать любые ситуации. Он готов к началу привыкания, если:

  • неоднократно демонстрировал свою готовность сходить в туалет родителям, и пользовался при этом жестом, словом или звуком;
  • он ходит в туалет по большому примерно в одно и то же время, и количество раз, положенное по норме для его возраста;
  • когда его собираются высаживать, а подгузник остался сухим на протяжении более, чем 1,5-2 часа;
  • понимает значение слов покакал и пописал и улавливает разницу между ними;
  • выражает недовольство по поводу полного памперса;
  • может показать части тела и предметы одежды;
  • умеет самостоятельно раздеваться, или, по крайней мере, пытается это сделать.

Если все (или большая часть) перечисленных признаков налицо, можно спокойно заниматься переводом малыша из памперсов на более взрослый режим осознанного существования. Это не значит, что успех будет достигнут моментально, но предпосылки для этого существуют и определяют значительные шансы.

Методические предпосылки

Каждая мама должна быть непросто восторженной родительницей, но и тактичным и последовательным педагогом. Чтобы приучить к горшку малыша, применяются определенные педагогические принципы, которыми непременно нужно пользоваться:

  • не ожидать моментального результата, без проколов и осечек, и не выходить из себя, если они случаются;
  • первое время надевать на время сна памперс и хвалить ребенка, если он остался сухим;
  • успешный поход должен сопровождаться бурными и восторженными похвалами, неудача ни в коем случае не должна вызывать негативные эмоции, ругань или наказание;
  • ребенок должен видеть горшок, его содержимое, процесс выливания и мытья, после дефекации или мочеиспускания, но игра с горшком или перемещение его с места на место недопустимы;
  • после спонтанных походов на горшок нужно вырабатывать распорядок дня и связывать процессы со знаковыми событиями (Комаровский рекомендует обязательно сажать перед сном, прогулкой, и игровым временем).

Эти принципы – не догмы и не заповеди, и можно использовать сразу детское сиденье на унитазе, если малыш выразит к этому желание. Это только основные тенденции, которые можно применить, чтобы быстро завершить процесс адаптации к горшку.