Конспект по рисованию 2 мл гр. Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе. Тематика занятий: разноцветные клубочки, веточки и ягодки, чашки и тарелочки, игрушки и многое другое

19.04.2019

Занятие по рисованию во второй младшей группе

Тема: «Божья коровка»

Программное содержание:

1.Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка.

2.Развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

3. Учить детей рисовать насекомого.

4. Продолжать учить создавать композицию на основе зеленого листочка.

5. Усовершенствовать технику рисования гуашью.

4. Развивать чувство формы и цвета, интерес к насекомым.

5. Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание стихотворения о божьей коровке.

6. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать.

Оборудование:

Игрушка «Божья коровка» или картинка с изображением божьей коровки. Листы бумаги, вырезанные в форме листика и тонированные в зеленый цвет. Гуашь красная и черная. Ватные палочки.

Клеенки, бумажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за божьей коровкой.

2. Разучивание потешки:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях, (Показ игрушки). Узнаете? Кто же это?........

Правильно это божья коровка. Вспомните, где мы могли их видеть?

Мы часто встречались с божьими коровками во время прогулок.

Расскажите, какие они, божьи коровки? Опишите их внешний вид. Нравятся ли они вам? Почему? Как нужно вести себя при встрече с этим насекомым?

Правильно нужно оберегать божьих коровок.

Ребята посмотрите, почему-то наша гостья Божья коровка, совсем заскучала. Как вы думаете, почему?

Давайте вы сейчас нарисуете Божьих коровок - подружек для нашей гостьи. Но рисовать вы будете сегодня необычным способом (не кисточками, а ватными палочками и пальчиком). Вот такая Божья коровка должна у вас получиться (показ готовой работы), а как вы будете рисовать, я сейчас объясню.

Посмотрите на листике простым карандашом нарисована Божья коровка,вам будет нужно сначала раскрасить контур Божьей коровки ватной палочкой методом тычка(палочку держать перпендикулярно листу, следующее пятнышко рисовать рядом с предыдущим –получается полоска из маленьких пятнышек). Серединку тоже будете закрашивать методом тычка.

Напомните мне, каким цветом должна быть спинка? .......

Потом нарисуем голову и пятнышки на спинке у Божьей коровки, но уже пальчиком. Каким цветом голова и пятнышки у Б.к.? …….

Согласны? Но сначала мы сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Божьи коровки».

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

Ребятки, видите у каждого из вас на столе лежат зеленые листочки, на них нарисован контур Б.к. ,еще гуашь красного и черного цвета, две ватные палочки(одна для красной, а другая для черной гуаши), также салфетки.

Для чего вам они понадобятся? …….

Приступайте к работе.

Какие красивые Божьи коровки получились у вас, ребята. Как настоящие, живые Божьи коровки.

Наша гостья очень рада, что у нее появилось много новых подружек. Теперь она точно не будет скучать.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

Да ты просто красный жук, - вторили другие. Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе.

Тема: «Постирушки».

Программное содержание. Учить проводить чередующиеся линии красного и синего цвета от одного края листа до другого. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета. Продолжать учить правильно держать кисть; набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса. Учить хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать полотенце заданным узором. Формировать умение создавать несложные композиции, повторяя изображение одного элемента. Учить детей располагать изображения по всему листу. Развивать внимание, умение рассматривать предметы. Воспитывать живой интерес к проблемной ситуации, желание решить ее. Развивать в ребенке ощущения душевного удовлетворения, удовольствия, радости от встречи с новым предметом; чувство эмоциональной отзывчивости.

Используемые материалы: мальберт, игрушка медведь, полотенца с чередующимися красными и синими полосками, веревка бельевая, прищепки, тазы, мягкие игрушки, предметы заместители кирпичики –мыло, гладильная доска, утюг, музыкальное сопровождение.

Раздаточные материалы: Ѕ альбомного листа, гуашь синего и красного цвета, кисть, стакан для воды, подставка для кисти, тряпочка.

Ход занятия.

Играет музыка.

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас на лесную полянку.

Слышите пение птиц и журчанье ручья? Что там происходит? Посмотрим?

(художественное слово)

Затеяли зверушки

Однажды постирушки.

Поднялась в лесу возня,

Толкотня и беготня.

Трут, стараются, хлопочут

В ручейке белье полощут.

Тут серьезно – не игрушки

У зверушек постирушки.

Зверушки полотенца постирали. Какие они красивые, с узорами!

Ребята, Мишка наш грустный сидит. Давайте спросим, что случилось!

Дети: Мишка, что случилось?

Мишка: у всех зверушек красивые полотенца, с узором, а у меня нет узора на полотенцах.

Воспитатель:

Про какой узор говорит Мишка?

Давайте встанем так, чтобы всем было видно полотенца!

Дети: полоски!

Воспитатель:

Да, полоски! Смотрите, ребята, полоски на полотенцах идут от одного края до другого края, от одного края до другого. Все полотенце в полосках!

Полоски чередуются по цвету (разных цветов): эта полоска синяя, это полоска красная, снова синяя полоска, теперь опять красная.

Скажи (имя…) какая эта полоска по цвету?(красная) Проведи по ней пальчиком…красная полоска, идет от одного края полотенца до другого края.

Скажи (имя…), а какая эта полоска по цвету? (синя) Проведи по ней пальчиком…синяя полоска, идет от одного края полотенца до другого края.

Мишка: а я придумал как украсить мои полотенца! Сейчас я нарисую на них красные и синие полоски.

Мишка садится рисовать: берет кисть, окунает в воду и говорит: « Плавай, кисточка, плавай! Вперед – назад, вправо – влево»; «вылезай, кисточка из воды!»; промокает кисть о тряпочку «легла – встала»; «окунись, кисточка в краску!» - снимает лишнюю краску, - « не капает».

Положу кисточку на лист и проведу линию от одного края до другого края! Получилось! Синяя полоска от одного края полотенца до другого! Окунись, кисточка, в красную краску! – снимает лишнюю краску, - «не капает!» «Проведу линию от одного края до другого края…Ой –ой! Что же случилось? Почему у меня получилась грязная полоска?!

Дети: Мишка забыл промыть кисть!

Воспитатель: да, Мишка, ты забыл промыть кисть и краски смешались! Красная краска испачкалась! Ребята, что нужно было сделать Мишке?

Дети: окунуть кисть в воду и сказать слова: « Плавай, кисточка, плавай! Вперед – назад, вправо – влево»; «вылезай, кисточка из воды!»; промокает кисть о тряпочку «легла – встала»; «окунись, кисточка в краску!» - снимает лишнюю краску, - « не капает».

Мишка повторяет действия и говорит: « Получились полоски красные и синие от одного края до другого. Теперь промою кисточку и положу на подставку….УУУУ, как у меня много полотенец! Мне одному не справиться!

Дети: мы поможем!

Мишка: Вот спасибо! Тогда выбирайте полотенца и садитесь за столы.

Воспитатель: ребята, поставьте ровно ножки, положите перед собой ручки и ничего не трогайте.

Воспитатель поворачивается лицом к мальберту и говорит: « Поднимите вверх правую руку и проведите пальчиком по листу слева направо, от одного края листа до другого. Так мы будем рисовать полоски!»

Воспитатель:

Ребята, с чего начнем работу? (ответы) Окунем кисть в стакан с водой! А что нужно сделать чтобы полоска не получилась грязной?(Промыть кисть.)

Можете начать украшать полотенца! (Приступайте!)

Воспитатель подходит к детям, испытующим затруднения.

Закончившим детям воспитатель помогает положить сушить полотенце и предлагает С/р. игру «Постирушки».

Все дети закончили, воспитатель приглашает встать так, чтоб всем было видно украшенные полотенца.

Воспитатель:

Мишка доволен! Чему он радуется? (ответы)

Мишка: Да! Вот на этом полотенце полосочка идет от одного края до другого. А у этого, полоски чередуются по цвету! Красная полоска, потом синяя, красная и снова синяя…как я и хотел. Спасибо, ребята, за помощь!

Содержание моего занятия соответствует программе данной возрастной группы и изобразительным возможностям детей. Здесь присутствует сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями: ранее дети уже учились рисовать прямые линии красками одного цвета, на таких занятиях как «нарисуй ленточку» и «лесенка»; на этом занятии мы впервые использовали краски двух цветов.

На занятии воспитывалось умение слушать словесные указания, следить за наглядным показом и выполнять действия, соответствующие предложенным воспитателем.

В качестве напоминания способов действия, направления линий при рисовании использован показ жестом у мольберта. В результате этого, каждый ребенок до того как начнет рисовать, произведет движение рукой и вспомнит направление движений, что облегчит задачу изображения. Эти движения должны быть произведены отчетливо, чтобы были видны детям.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы: обследование, рассматривание предмета, с целью уточнения формы, цвета и др. качеств предмета. При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест.


Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.
В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.
Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.
В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).
Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.
На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.
В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.
Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.
Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.
Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.
В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.
Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.
Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.
Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

К концу года дети могут
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
Создавать изображения предметов из готовых фигур.
Украшать заготовки из бумаги разной формы.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»
Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

Занятие 3. Рисование «Идет дождь»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)
Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»
Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.

Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)
Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)
Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.

Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)
Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).

Октябрь


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.

Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»
Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.

Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).

Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.

Занятие 15. Лепка «Колобок»
Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).

Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.

Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»
Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»
Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.

Занятие 19. Лепка по замыслу
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

Занятие 20. Рисование по замыслу
Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Ноябрь


Занятие 21. Рисование «Красивые воздушные шары (мячи)»
Программное содержание. Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Занятие 22. Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках»
Программное содержание. Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Занятие 23. Лепка «Крендельки»
Программное содержание. Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений.

Занятие 24. Рисование «Разноцветные колеса» («Разноцветные обручи»)
Программное содержание. Учить рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку (салфетку). Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Учить детей рассматривать готовые работы; выделять ровные красивые колечки.

Занятие 25. Аппликация на полосе «Шарики и кубики»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию пальчиками «Осеннее дерево» для детей 2 младшей группы пошагово с фото.

Подготовила воспитатель ГБДОУ ЯСОТ №10 г.Стаханова Колибабчук Мария Андреевна
Материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, всем творческим людям.
Задачи:
- Продолжать учить рисовать пальчиками – опускать в краску кончик пальца и ставить отпечатки на листе бумаги.
- Развивать фантазию, воображение, творческий подход к работе.
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Прививать любовь к нетрадиционному рисованию, любовь к красоте родной природы в осеннее время.
Предварительная работа: рассматривание репродукций осенних пейзажей, иллюстраций, альбомов по теме "Осень"
Дидактическая игра с осенними листьями «Осенние листочки».
Составление осенних букетов во время прогулок, рассматривание деревьев.
Просмотр видео «Золотая осень. Времена года для детей»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки», « Ветер»

Оборудование:
Листы белой бумаги формат А4, на котором заранее нарисован ствол дерева с ветками;
Жидкая гуашевая краска в тарелочках трех цветов – красная, желтая, зеленая;
салфетки бумажные и влажные матерчатые;
демонстрационный материал с изображением осеннего леса, деревьев;
Листочки бумажные по - количеству детей желтого, зеленого и красного цвета.
Аудио запись спокойной мелодии.

Ход занятия

Ребята, здравствуйте, посмотрите какой красивый букет я собрала сегодня по дороге в детский сад. Смотрите, какие красивые листочки здесь есть. Какого они цвета?
- Правильно, зеленые, красные, желтые!
А почему листочки опадают, ребята?
- Правильно, потому что наступила осень!

Давайте мы с вами превратимся в листочки и немного потанцуем!
Дети танцуют под спокойную мелодию.
Воспитатель говорит слова:
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Прямо по дорожке.
Падают листочки,
Прямо к нам на ножки!
Ветер дунет – полетим
Мы туда, куда хотим!

Предлагаю деткам занять свои места за столами.
К нам гость, ребята!
Появление игрушки-ежика.


Ребята, посмотрите, что нам принес ежик! Чудесную картинку с изображением осеннего дерева.
Посмотрите, какое оно красивое! Осень разукрасила это дерево тремя цветами: красным, желтым и зеленым.


- Посмотрите, что лежит на столе перед вами. Это гуашевые краски, для того чтобы рисовать.
Но сегодня мы с вами будем рисовать необычным способом - пальчиками.
Мы с вами будем художниками, и каждый из вас раскрасит свое осеннее дерево.
Посмотрите, как я это делаю.(показываю технику выполнения работы)
- Мы опустим пальчик в желтую краску и поставим печати, это будут наши желтые листочки, салфеточкой пальчик вытираем.
- Потом зеленой краской поставим печати, вытираем пальчик, и также желтой краской. Некоторые листочки летят по воздуху, кружатся. Некоторые легли на землю.
Напоминаю, что нужно аккуратно работать с красками, не пачкать лист бумаги и пользоваться салфеткой.
Дети выполняют задание и ставят отпечатки на листе бумаги.




- Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились! Как вы думаете, наш гость ежик доволен вашими рисунками? По-моему, он очень доволен!
Подводим итоги. Любуемся красотой получившихся деревьев.


- Вы все молодцы, отлично поработали!
Ежик всем вам принес подарки осеннего леса-яблочки! Раздаем детям яблоки.

Занятие по рисованию в детском саду. Вторая младшая группа. Тема «Радуга цветов»

Автор работы: Якушева Светлана Ивановна. Детский сад премиум класса "Алтын бесік"
Описание: открытое занятие по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе детского сада.
Назначение: данный материал будет полезен для воспитателей детского сада, педагогов дополнительного образования.
Программное содержание:
1. Закрепить знание детей о цветах радуги.
2. Продолжать учить рисовать пальчиками и располагать рисунок по середине листа.
3. Развивать умение различать и называть цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
4. Создать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результатов работы, воспитывать эстетическое отношение к природе. Вызвать интерес к изображению радуги.
Используемый материал: картинки – солнышко, тучка, радуга, краски, альбом для рисования.
Ход занятия:
Дети, я очень рада видеть вас, мальчиков и девочек! Приглашаю
в наш круг радости!
- Здравствуй, солнце золотое! (руки поднимаем вверх)
Здравствуй, небо голубое? (руки отводим в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (все беремся за руки)
Очень рад вас видеть я! (раскачиваем руки)
А давайте ребята, мы с вами позовем солнышко к нам в гости!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Воспитатель выставляет картинку солнышка.

Воспитатель: - А на этой картинке что нарисовано? (солнышко)
- Какой формы солнышко (круглое)
- Какого цвета? (желтое, рисуем в воздухе круг)
Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Что нарисовано на картинке? (правильно тучка, дождик идет)
-Какого цвета тучка? (голубого)
- Какой она формы? (овальной, рисуем в воздухе пальчиком овал)
-Ребята, послушайте меня. Когда идет дождик и светит солнышко появляется разноцветная радуга. (выставляю картинку с изображением радуги)
Посмотрите, какая радуга красивая. Давайте назовем, какие цвета у радуги. (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Ребята, а давайте мы немного отдохнём.


Физминутка «Дождик»
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)
Капля два. (Прыжок.)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой.)

Дети садятся за столы
- Ребята какого цвета солнышко (Жёлтое.)
- Какого цвета тучки и дождик? (Синие.)


Воспитатель помещает на магнитную доску картинку с изображением радуги.
- Посмотрите на радугу. Какие цвета вам знакомы? (Дети называют цвета соотнося их со знакомыми природными явлениями: жёлтый, как солнце; зелёный, как травка; красный как ягодка и т. д.)
- Вот какая оказывается красивая радуга - разноцветная.
- Давайте с вами нарисуем красивую радугу.
Воспитатель: Посмотрите, перед вами лежит палитра с красками. Те цвета, которые есть у радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это именно те цвета, которые нам понадобятся для работы.
Перед началом работы я вам покажу как правильно нужно рисовать радугу.
Показ и объяснения воспитателя.
Пальчиковая гимнастика «Радуга»

Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
А теперь ребята приступаем к работе вместе со мной.
Дети приступают к работе и рисуют радугу.


Воспитатель: Предлагаю вам послушать стихотворение о радуге, которое поможет вам запомнить цвета радуги.
«…. Я на радугу-дугу полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную на лугу подстерегу.
Я на красную дугу наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой вижу новую дугу.
Эта новая дуга зеленее, чем луга.
А за нею голубая, точно мамина серьга.
Я на синюю дугу насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой возьму да побегу…» Елена Благинина.
Воспитатель : ребята, вы послушали замечательное стихотворение.
Воспитатель:
-ребята, а что мы сегодня делали на занятии?
Дети:
- рисовали радугу
Воспитатель:
- а какие цвета есть в радуге?
Дети:
-красный, синий, зеленый и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая радуга у нас сегодня получилась. Вы молодцы. Эту радугу я повешу в низу, чтобы ваши родители любовались ею тоже. Вы все сегодня умницы. В конце занятия проводиться игра «Солнышко и дождик».
После игры воспитатель раздает угощения детям в виде разноцветных капелек.
Нашему делу конец – каждый из нас молодец!