Новообразования психического развития по эльконину. Возрастная периодизация по Д. Б. Эльконину. Возраст, связанный с появлением кризисов

20.02.2019

Каждый человек даже неосознанно знает, что такое нравственность. Психологи считают, что это выявление свободной воли каждого индивидуума, основанное на определенных принципах и морали. С момента принятия нами первого, самостоятельного решения, в каждом начинают формироваться личные, нравственные качества.

Что это - нравственность?

Современное понятие «нравственность» представляется каждому человеку по-своему, но несет один и тот же смысл. Формирование внутренних идей и решений в подсознании берет свое начало с нее, и на ней же строится социальное положение. Общество, в котором мы живем привыкло диктовать свои правила, но это не значит, что все обязаны следовать им, ведь каждый имеет право быть личностью.

Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:

  • доброта;
  • сострадание;
  • честность;
  • искренность;
  • надежность;
  • трудолюбие;
  • миролюбивость.

Нравственность и нравственные ценности

Наше общество все больше и больше стало считать, что - это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.

Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.

Нравственность в психологии

И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:

  1. Коллективные ценности – это стадные инстинкты, которые своим миром могут объединиться против остальных.
  2. Сострадательные ценности – основаны на заботе о ближнем, во блага любому обществу.

Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут , которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.


Духовность и нравственность

Два абсолютно разных понятия очень часто пересекающихся между собой. Сущность нравственности заключается в добрых делах, уважении и так далее, но никто не знает, для чего они делаются. Духовная доброта, подразумевает не только добрые дела и поведение, но и чистоту внутреннего мира. Нравственность видна всем и каждому, в отличие от духовности, которая является чем-то сокровенным и личным.

Нравственность в христианстве

Похожее сочетание двух понятий, но все с тем же разным значением. Нравственность и религия ставят перед собой общие цели, где в одном случае есть свобода выбора действий, а в другом полное подчинение правилам системы. Христианство имеет свои нравственные цели, но отступаться от них, как и в любых других верах запрещено. Поэтому обращаясь в одну из религий, нужно принять их правила и ценности.

В этой статье мне бы хотелось затронуть одну из интереснейших, на мой взгляд, тем: вопрос связи нравственности человека с его эволюцией. Для раскрытия темы, прежде всего необходимо пролить свет на сами понятия «нравственность» и «эволюция» .

Нравственность – это жизнь по совести, когда в мыслях, словах и делах человек руководствуется заповедями наших великих предков и голосом разума, помноженного на любовь сердца.

Эволюция – это наработка дополнительных к физическому телу тел Сущности человека или, иными словами, тел Души, с получением коих у человека появляются новые возможности и способности. Это то, что позволяет человеку расширить диапазон своего восприятия реальности и, при достижении определённого уровня развития, управлять пространством и материей.

Истина, забываемая многими, состоит в том, что без жизни нравственной невозможна подлинная эволюция. В наши дни в широко распространена взаимозаменяемость понятий «развитие» и «эволюция», хотя они означают далеко не одно и то же. Например, человек, изучающий иностранный язык, развивается, то есть развивает, увеличивает своё знание изучаемого языка. Или человек, занимающийся каким-либо видом спорта, также развивает в себе определённые физические параметры. Но ни иностранный язык, ни спорт не помогают человеку совершить качественный рывок, как в своём восприятии, так и в возможностях.

Сколько бы языков ни изучал человек, и сколькими бы видами спорта он ни владел – он всё равно останется жить в рамках существующих ограничений пяти органов чувств. И это – факт. Факт настолько тяжёлый и ёмкий, что его нельзя не осмыслить. Он означает, что само накопление информации вовсе не гарантирует появление у человека новых возможностей и способностей, а также не делает человека разумным и нравственным. Ведь само слово «разум » означает ни что иное, как «ум, освящённый божественным светом истины», а свет этот появляется в человеке от жизни по совести, то есть, от жизни нравственной. И никак иначе он, свет этот, появиться не может. Академик Николай Левашов написал об этом так:

«…Ещё наши предки разделяли два понятия - УМ и РАЗУМ! И в их понимании эти два понятия принципиально отличались друг от друга, хотя эти два слова и имеют общий корень УМ! Материя, осознавшая своё существование, приобретает именно УМ! И только когда носители ума достигнут просветления знанием, только тогда появляется РАзУм!!! Способность мыслить ещё не означает разумности - состояния, когда человек просветлён знанием, знанием законов природы, из которой он родился!..» ().

Подтверждением этому могут служить академики, не способные выйти за существующие в науке догмы; учёные, подсиживающие друг друга ради лакомой должности и званий; высокообразованные члены правительств мира, действия коих противоречат всем нормам нравственности и разумности; бизнесмены, ради сиюминутной прибыли уродующие природу загрязнением со своих производств, и так далее, и тому подобное…

В течение всего лишь одной своей жизни в физическом теле нравственный человек может завершить планетарный цикл своей эволюции, развив в себе эфирное, астральное и четыре ментальных тела, которые, вместе с физическим, составляют семь тел человека, что соответствует семи уровням Земли, образованным семью первичными материями. Как писал , «наличие ментальных тел даёт человеку, их имеющему, колоссальную психическую силу, посредством которой такой человек может влиять на процессы, происходящие в природе, как в локальном, так и в планетарном масштабе. Только силой своей мысли влиять и управлять процессами, происходящими в человеческом обществе. Видеть и слышать прошлое, настоящее и будущее… и многое другое. Такая сила должна быть и может быть только у человека с чистыми помыслами, чистой душой и открытым к добру сердцем» (). И завершение планетарного цикла развития человека даёт ему возможность начать качественно новый этап своего развития: космический этап эволюции .

После смерти физического тела, Сущность (Душа) человека попадает на тот уровень Земли, который соответствует эволюционному уровню, которого Сущности удалось достичь во время текущей жизни в физическом теле. И каким бы умным ни был человек, сколькими бы регалиями, и богатствами ни обладал, но если его жизнь не была нравственной, ему не удастся попасть на высокие уровни нашей планеты по одной простой причине: за свою жизнь такой человек не сумел развить в себе высшие тела Сущности, дающие такую возможность. И если жил человек инстинктами (эмоциями) или с преобладанием оных, то он попадает на нижнеастральный уровень планеты, где отбывают своё «наказание» преступники и просто бездуховные люди, которых окружают на этих «этажах» Земли разные «астральные животные». И если у людей, попавших туда, слабая энергетическая защита, то они, в прямом смысле этого слова, могут быть съеденны этими существами. А «гибель Сущности означает, что весь эволюционный опыт и наработки всех воплощений, которые были у Сущности, исчезают навсегда… это – эволюционная гибель…» ().

Очень многие люди не верят в то, что, живя нравственно, они смогут получить от жизни желаемое, так как видят, что часто те, кто как раз ведёт жизнь безнравственную, имеют успех и процветание, в сегодняшнем понимании этих терминов. Такие люди забывают, что внешний материальный успех и широкий доступ к разнообразным удовольствиям покупается ими слишком большой ценой: потерей Души и, вполне вероятно, невозможностью дальнейшей тысячелетней жизни.

Наши предки жили по Ведическим законам , которые дали им их покровители – Боги. Кем же были эти Боги? Под богами славяно-арии понимали людей, уровень развития которых намного превышал их собственный уровень. И Боги славян – Сварог, Перун, Велес, Лада Богородица и другие – дали им морально-нравственные заповеди, исполнение коих неизбежно ведёт человека к просветлению знанием, созданию всё новых тел Сущности, и безконечному развитию. К счастью для нас, после многих столетий сокрытия «Славяно-Арийских Вед» , сейчас часть из них опубликована и доступна для чтения всех, интересующихся подлинным прошлым Руси и всего мира. А это означает для нас прекрасную возможность изучения и понимания тех нравственных основ, на которых была построена жизнь наших великих предков, а значит, и возможность самим строить свою жизнь на прочном, проверенном многотысячелетней историей, фундаменте.

Будьте правдивы Душой и Духом,

Миры держаться Истиной. Их врата – Истина;

Ибо сказано, что в Истине покоится Безсмертие .

(«Славяно-Арийские Веды», Сантии Веды Перуна. Круг Первый. Сантия 4).

Нравственность и соответствующие нравственные нормы - это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы - разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в пороках. Нравственность - это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность - это суть истинного Достоинства Человека.

Нравственный человек - это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.
Если перефразировать, то нравственность можно определить так. Нравственность - это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.
Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества.
Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает
Основа нравственности - это различение Добра и Зла, и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло - читайте здесь. Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.
Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.
Также существует заблуждение, что Нравственность - это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых Душа человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла.
Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.
Потому знания о добре и зле, о том, что делает человека Достойным, Сильным, Успешным, а что его делает ничтожным, падшим, глупым и беспомощным, являются самыми востребованными в обществе!
В идеале, воспитанием Нравственного и Достойного Человека должно заниматься государство. И делать это нужно начинать с детских лет. С детства нужно формировать достойную личность, нравственного человека, гражданина и патриота, как это делалось во все времена в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах.
Чего я искренне желаю вам и вашим детям!

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

  • 1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  • 2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  • 3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  • 1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  • 2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  • 3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  • 4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  • 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  • 6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  • 7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Задание для самостоятельной работы

1. Основные определения

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) -- психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие.

Возрастная периодизация онтогенеза - это выделение периодов жизни человека по анатомо-физиологическим и социально-психическим признакам. Возрастные периоды - это сроки, необходимые для завершения определенного этапа онтогенеза.

Психологический возраст - это оценка уровня личностного и умственного развития человека, который выражен в сравнительной характеристике с тем возрастом, представители которого показывают в среднем данный уровень.

Ведущая деятельность - деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию человека в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Иначе, превращение межличностных отношений в внутриличностные, отношения с самим собой.

Психологический кризис - это переломный этап в жизни человека, рубеж между старым и новым опытом, качественный переход из одного состояния в другого.

Психическое развитие - отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности индивида, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует, воспитывается в определенных социальных условиях.

Психологическое новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

Социальная ситуация развития - это все, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) -- период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период - период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х лет наиболее сензитивен для развития речи, активная речь обогащает психическое развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет сензитивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения с другими людьми-взрослыми и сверстниками.

2. Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии -- эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития -- фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно - потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно- потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

Ограничения:

эпоха раннее детство.

Период Младенчество (2-12 месяцев)

Социальная ситуация: "Мы" - ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологичеки.

Ведущая деятельность: Непосредственное эмоциональное общение и близким взрослым. Ходьба, возникновение мотивированных представлений.

Кризисы: 0-2 мес. кризис новорожденности (переход от пренатального к постнатальному развитию, изменение типа жизни). 1 год - кризис первого года жизни (распад Пра-Мы)

Новообразование кризиса: Возникновение индивидуальной психической жизни, перестройка физиологических механизмов существования. психический развитие кризис детский

Сфера Развития: Мотивационно-потребностная.

Период Ранний возраст (1-3 года).

Социальная ситуация: Распад "Пра-Мы", приобретение относительной самостоятельности, свобода перемещения и автономия намерений.

Ведущая деятельность: Предметно-орудийная. Использование предмета как орудия. Речевое развитие - центральная линия развития.

Кризисы: Кризис "я сам" (3 года).

Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму. Суть кризиса: перестройка отношений между ребенком и взрослым, в пользу возрастания самостоятельности ребенка.

Новообразование кризиса: Ребенок называет себя, используя местоимение "я" - становление самосознания, гордость за достижения. Рождение автономной личности с намерениями и желаниями, тенденция к самостоятельной деятельности, похожей на деятельность взрослого.

Сфера развития: Познавательно-умственная.

Эпоха детство.

Период Дошкольный (3-7 лет).

Социальная ситуация: Распад совместной деятельности с взрослым.

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Развитие мотивационно-потребностной сферы, преодоление эгоцентризма, развитие идеального плана, развитие произвольности Новообразование - наглядно-образное мышление.

Кризисы: Кризис 6-7 лет. Симптоматика: потеря непосредственности, манерничание, симптом горькой конфеты.

Суть кризиса: формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру

Новообразование кризиса: Вступление в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно-полезную деятельность.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная.

Период Младший школьный (7-11 лет).

Социальная ситуация: Ребенок-близкий взрослый" и "ребенок- социальный взрослый".

Ведущая деятельность: Учебная (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия - интеллектуализация.

Кризисы: Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости

Новообразование кризиса: Возникновение представления о себе как "не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими.

Сфера развития: Познавательная сфера, интеллект.

Эпоха отрочество.

Период Младший подростковый возраст (12-15 лет).

Социальная ситуация: Господство детского общества над взрослым.

Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками. Осваиваются нормы социального поведения.

Кризисы: Кризис 15 лет. Формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания.

Новообразование: кризиса Открытие "Я", возникновение рефлексии - на ее основе самосознания, осознание своей индивидуальности.

Сфера развития: Мотивационно-потребностная, усвоение моральных норм.

Период Старший подростковый возраст (15-17 лет).

Социальная ситуация: Подросток находится в ситуации моратория - нужно самоопределиться.

Ведущая деятельность: Учебно-профессиональная.

Кризисы: Кризис 17 лет. Завершение эпохи подростничества, начало вступления во взрослость.

Новообразование кризиса: Ценностные ориентации в сфере идеологии и мировоззрения, построение жизненных планов во временной перспективе.

Сфера развития: Познавательная деятельность. Становится более специфичной, появляется самообразование.

3. Таблица "Возрастная периодизация развития"

Ведущая деятельность

Социальная ситуация развития

Психологические новообразования

Младенчество от рождения - 1год

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого

Ситуация нераздельного единства ребенка и взрослого "мы". Ситуация комфорта.

Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении, ходьба, речь (первое слово, автономная речь).

Ранний возраст 1-3 г

Предметно-манипулятивная деятельность

Ребенок-ПРЕДМЕТ - взрослый. Интерес к предметному миру и его познавание.

Развитие речи и наглядно-действенного мышления, стремление к самостоятельности, "внешнее Я сам" по Выготскому, отделение себя от окружающих сравнение себя с ними.

Дошкольный 3-7 л

Сюжетно-ролевая игра

Ребенок - Взрослый. Интерес к миру взрослых, познавание мира человеческих отношений.

  • -возникновение первого цельного схематичного мировоззрения. В центре мировоззрения стоит человек.
  • -ребенок начинает осознавать что такое хорошо, а что плохо;
  • -преодоление трудностей и чувство долга;
  • -ребенок стремится управлять собой, поступками;
  • -ребенок осознает свое место среди окружающих, понимает, что он не большой, а маленький, что он все может;
  • -потребность в общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Младший школьный 7-11 л

Учебная деятельность.

Ребенок - Учитель.

  • -Произвольность психических процессов,
  • -внутренний план действий;
  • -развитие интелектуально-познавательной деятельности;
  • -осознание своих собственных изменений- в результате учебной деятельности;
  • -ответственность;
  • -произвольность и самоконтроль, нормы поведения;
  • -самопознание;
  • -начало развития теоритического мышления.

Подростковый 12-15 л

Интимно-личностное общение

"Что я такое?" Сравнение со взрослыми и детьми. Стремление быть взрослым. Нахождение свое место в детском обществе.

  • -Самооценка, критическое отношение к людям;
  • -стремление к "взрослости";
  • -осознание своей индивидуальности;
  • -контроль поведения;
  • -развитие рефлексии (Л.С. Выготский)
  • -возникновение самосознания (Л.С. Выготский);
  • -глубокое понимание других людей. Понимание самого себя приводит к стремлению найти место в обществе.

Юношеский 15-18л

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение.

Расширение диапозона социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей мерой самостоятельности. Сохранение определенной зависимости от взрослых. Расширение временного диапозона. Обращенность в будущее. Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Самоопределение.

  • -готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
  • -жизненные планы;
  • -идентичность;
  • -мировоззрение;
  • -внутренняя позиция;
  • -устойчивое самосознание;
  • -целостные ориентации.

Молодость, взрослость и зрелость 20-60

Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей -- труд, семья, общение -- остается постоянным, но изменяется их соотношение

Принятие на себя полноты ответственности

  • -построение стратегии жизни;
  • -зрелость;
  • -смысложизненные решения;
  • -новый уровень интеллектуального развития;
  • -материнство (отцовство).

старение и старость 60 и более

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности.

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости.

  • -понятие полноты своей жизни;
  • -мудрость;
  • -интегративность, цельность.

Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням:

  • физического;
  • психического;
  • духовного;
  • и интеллектуального развития.

Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.

В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье более подробно будет рассмотрена именно возрастная периодизация Эльконина Д. Б. - как наиболее популярная в рамках современной отечественной психологии.

Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.

Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом "раннее детство") позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов:

  1. Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
  2. Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами.
  3. До 7 лет. ВД этого периода - ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
  4. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания).
  5. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
  6. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: "Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?" ВД - учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее.

Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.