Понятие нравственности с объективной точки зрения. Современная нравственность и религия

15.05.2019

Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова:

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни;

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение;

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Выдающийся философ В.В. Розанов отмечал «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…»

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»,- писал в 1962 году философ И.А. Ильин.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке…». Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё - понятия нравственности.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом С.И. Варюхина и приводит такую классификацию.

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  • 1. мотивационно-побудительный;
  • 2. эмоционально-чувственный;
  • 3. рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть и т.п.).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать - одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Чешский педагог М. Климова - Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы в практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие - одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно - выражение человечности».

Чувства - движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства - источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства - источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства - действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания детей».

Что же такое потребность вообще? Потребность - это стремление пополнить в организме то, что отсутствует для его нормального существования. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

  • 1. Нравственные потребности начинаются с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.
  • 2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к Родине, к своему народу.
  • 3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

С.И. Варюхина также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т.п. Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств. Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми детьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

  • 1. Родители должны осознавать важность этой задачи.
  • 2. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
  • 3. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, обывательский) к упорядочению человеческих взаимоотношений. Если взять к примеру, трактат древнеримского врача Галена «Гигиена страстей, или нравственная гигиена», исследования известного экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, занимательнейшее изложение основ нравственности, представленное русским физиологом И.И. Мечниковым в «Этюдах о природе человека», то можно убедиться, насколько исторически продолжителен и настроен интерес к нравственности у людей самых разных профессий и увлечений.

И.И. Мечников писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».

Итак, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.

С подобной позицией нельзя не согласиться. В самом деле, создание условий жизнедеятельности для человека, при наличии которых его психосоматические характеристики совершенствуются, выступает, например, в качестве одного из важнейших требований морали. Однако Г. Селье категоричен, а потому и абсолютизирует роль биологических законов в конституировании решающее слово за социальным образом жизнедеятельности людей. Не случайно нравственность общепризнанно выступает как общественное явление.

Нравственность как общественное явление теоретически расчленяется по меньшей мере на два уровня – отношения и сознания. Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей ее природой ко всему живому миру. Нравственность выражает меру осознания личностью своей ответственности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.

Характерной тенденцией развития социалистического общества является возрастание в нем нравственного начала. В этой связи можно зафиксировать ряд закономерностей общего процесса развития нравственности как выражение объективных потребностей социалистического строительства.

Научная база современного управления широко представлена различными теоретическими и прикладными отраслями знаний. Среди них должное место призвана занимать этика как специальная научно-теоретическая дисциплина и как нормативно- прикладная область знаний, профессионально вооружающая организаторов производства.

Нравственность - в широком смысле - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - в узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Сначала - о словах. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, - такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом - нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis - моральный и moralitas - мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» -русское слово, происходящее откорня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русскомязыке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» - нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Выступая как сфера трудового общения, коллектив оказывает значительное влияние на расширение нравственного опыта людей, на приобретение ими новых практических знаний и умений. Трудовой коллектив не может не считаться с тем фактором, что пришедшие на производство люди имеют уже собственный нравственный опыт.

Вместе с тем в трудовом коллективе благодаря активному включению людей в общественно полезную деятельность и общение, а также под воздействием идейно-воспитательной работы идет процесс коррекции нравственных стереотипов людей, их ожиданий-притязаний. В нем складываются коллективные традиции. Таким образом, нравственный опыт коллектива наглядно проявляется в виде сложившейся здесь системы нравственных отношений, в характерной для коллектива манере нравственного поведения его членов.

Слагаемыми коллективного нравственного опыта являются нравственные стереотипы, ожидания-притязания, традиции, навыки и привычки.

Нравственные стереотипы. Стереотипы – это жестко утвердившиеся в сознании людей взгляды, точки зрения оценки. Стереотипы могут быть не только индивидуальными. В трудовом коллективе, где люди совместно работают и общаются продолжительное время, складываются групповые стереотипы. Они выражают какие-то устойчивые точки зрения и оценки коллектива по различным вопросам трудовой деятельности, взаимоотношений в коллективе.

Коллективные стереотипы отражают прежде всего опыт совместной трудовой деятельности людей. Они играют весьма существенную роль как духовные ценности, на которые ориентируются люди, сообразно которым они определяют свою точку зрения, моральную позицию. Если в коллективе утвердился стереотип добросовестного отношения к труду, то здесь многие воспитательные проблемы снимаются с повестки дня. Если же утвердился отрицательный нравственный стереотип, то устойчивость его проявления через поведение людей обуславливает массу трудностей.

Такие отрицательные нравственные стереотипы, как позиции «маленького человека» и невмешательства, боязнь конфликтов, безответственность, приоритетность личного благополучия и др., являются сдерживающими факторами в развитии сознания личности. Социологические исследования, фиксируя распространенность в трудовых коллективах хищений социалистической собственности, свидетельствуют, что сегодня «несуны» в ряде трудовых коллективов воспринимаются как неизбежность, а безответственность стала характерной чертой служебного поведения ряда работников.

Нравственные ожидания-притязания. В структуре коллективного сознания заложено стремление людей к удовлетворению разнообразных потребностей и интересов, отдаленных и ближайших целей. Как по своему содержанию, так и по способам реализации коллективные ожидания-притязания могут быть нравственными или безнравственными. В зависимости от этого и определяются молитвы поведения коллектива, характер его реальных действий.

Трудовой коллектив обладает значительными возможностями в формировании положительных ожиданий-притязаний людей. С научно-техническим обновлением производства, освоением полного хозрасчета, с развитием социально бытовой и культурно - оздоровительной базы производства создаются условия для удовлетворения разнообразных ожиданий-притязаний трудового коллектива. Все это, несомненно, будет способствовать коллективной интеграции здоровых нравственных ожиданий-притязаний людей, а потому и соответствующих практических действий по их реализации.

Нравственные традиции. В трудовых коллективах наличие разнообразных традиций обусловлено многообразием сфер их общественной жизнедеятельности. Выступая как устойчиво повторяющиеся, сложившиеся общественные отношения людей, традиции являются специфическим социальным механизмом функционирования коллектива. Широко распространенные в трудовых коллективах революционные, боевые, трудовые, интернациональные традиции отражают все лучшее, в том числе и нравственное, что есть в социальном опыте различных поколений людей. Огромна их роль и в нравственном формировании трудового коллектива. Традиции – это своеобразные ступени духовного совершенствования коллектива. Постоянство их соблюдения придает нравственной жизни коллектива высокую гражданскую тональность.

К нравственным традициям трудового коллектива можно отнести проведение различных собраний, диспутов, «круглых столов» и т.п., на которых обсуждаются такие нравственные вопросы, как долг, честь достоинство, эффективные методы борьбы с несправедливостью, бездушием, пренебрежительным отношением к труду, некорректным общением в коллективе. Многие трудовые коллективы имеют такую интересную нравственную традицию, как разработка и соблюдение Законов борьбы за честь и достоинство коллектива, за моральный облик советского рабочего, Морального кодекса трудового коллектива, Свода социальных норм коллектива, Памяток по этике и этикету поведения руководителя. Подобные документы – свидетельство не только активного нравственного творчества трудовых коллективов, но и их заинтересованности во внедрении нравственных традиций в повседневную жизнь коллектива. Велика роль социалистического соревнования в освоении нравственных норм. Высокий нравственный смысл имеют такие традиции, как зачисление в бригаду героически погибших воинов и выполнение в связи с этим дополнительных заданий, юбилейные вахты в честь праздников, безвозмездная работа в дни общесоюзных субботников, благотворительные акции.

Нравственные навыки и привычки. Эти слагаемые нравственного опыта существенно определяют нравственное поведение членов коллектива. Надежность соблюдения нравственных принципов и норм общения во многом определяется теми нравственными навыками и привычками, которые есть в коллективе. необходимость соблюдать основные правила человеческого общежития со временем становится привычкой. Процесс высвобождения человека от старых негативных привычек вообще, и нравственных в частности, сложный и длительный.

Формирование нравственных навыков и привычек предполагает предварительную серьезную воспитательную работу по утверждению в коллективе здоровых нравственных стереотипов и ожиданий-притязаний, ценностей ориентации его членов. Огромное значение в утверждении нравственных навыков и привычек имеет практическое обучение всех членов коллектива конкретным нравственным умениям. Например, как правильно строить свои взаимоотношения с людьми в процессе трудовой деятельности, во время неформального общения. Весьма ценными являются различные виды совершенствования в коллективе, которые способствуют развитию такого нравственного опыта, как товарищеская взаимовыручка, справедливая оценка достижений других людей, управление своими эмоциями при выслушивании критики или каких-либо неприятных слов.

Нравственная сфера трудового коллектива заждется, образно говоря, на трех опорах: нравственных ценностях, механизмах нравственного саморегулирования и нравственном опыте. Нами были определены наиболее значимые для практической деятельности управления нравственные устои трудового коллектива. Подчеркнем, что речь шла не о коллективе вообще, а о его нравственной сфере, где решающая роль принадлежит нравственным отношениям и состояниям, которые формируют и функционируют в общественной жизнедеятельности коллектива. Руководитель, знающий об этих устоях нравственной сферы трудового коллектива. Руководитель, знающий об этих устоях нравственной сферы трудового коллектива, сможет более осмысленно маневрировать ими в воспитательной работе.

Хозяйственник с развитыми деловыми достоинствами может тем не менее оказаться неспособным руководить коллективом, если ему недостает нравственно-психологических качеств. Но надо признаться, что к столь однозначному пониманию абсолютной необходимости таких качеств для осуществления управленческой деятельности мы приходим с немалым запозданием. При выдвижении человека на руководящую должность было принято говорить о его деловитости и идейно-политическом кругозоре. Разумеется, не располагая этими качествами, невозможно руководить, но беда в том, что нравственно-психологические качества, такие, как честность, неподкупность, скромность и др., отодвигались на второй, а то и третий план и сжимались до безликой, казенно-округлой формулы: «морально устойчив».

В результате нравственная нетребовательность закономерно привела к печальным последствиям, дав дорогу к руководящим должностям людям аморальным. «И не случайно сегодня мы так остро столкнулись с негативными явлениями именно в морально-нравственной сфере».

Во всяком трудовом коллективе все связанное с нравственно-психологическими качествами руководителя воспринимается, по вполне понятным причинам, особенно обостренно. Качества эти необходимы для создания в коллективе климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной дисциплины трудовых отношений, закрепления у людей чувства удовлетворенности трудом.

Нравственно-психологические качества отличаются исключительным разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности. Рассмотрим некоторые из этих качеств - те, что нам представляются наиболее характерными.

Способность привлекать к себе людей. У иного руководителя есть как будто все необходимое, чтобы стать уважаемым в своем коллективе: ум и знания, организаторские способности и трудолюбие, широта кругозора и правильное понимание проблем системы, а уважение не завоевано. У такого руководителя, выражаясь словами Фирдоуси, «великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава». Неспособность наладить с подчиненными нормальные, деловые взаимоотношения, базирующиеся на понимании их психологии, нежелание улавливать их настроения и откликаться на них нередко сводят на нет усилия руководителя, порождают в системе нежелательные социально-психологический климат и стиль работы. Корни многих просчетов в управлении следует искать именно в несостоятельности нравственных его качеств. Поэтому в управленческой деятельности нравственно-психологические качества являются такой же профессиональной чертой, как политическая зрелость, профессиональная компетентность, организаторские способности. Деловые качества, не облагороженные нравственностью, могут и не оправдать себя.

Напомним, что руководство - это всегда есть руководство людьми, повседневное их воспитание, притом прежде всего не циркулярами, не инструкциями, не разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью, собственным примером, своим нравственным обликом. Людям импонирует руководитель, склонный к коллективному принятию решений, поощрению критики и самокритики, подавлению тенденций бюрократизма и подхалимства, доверяющий сотрудникам и справедливо оценивающий результаты их труда, предпочитающий методы убеждения методам принуждения.

Большое значение имеет умение менеджера подбирать себе помощников, четко распределять функции, обязанности и ответственность каждого из них, предоставлять им возможность самостоятельно решать возникающие в ходе производства вопросы, сохраняя за собой оперативный контроль работы звеньев. При всех обстоятельствах менеджер призван быть ярко выраженным лидером.

Лидер – человек, обеспечивающий интеграцию групповой деятельности, объединяющий и направляющий действия всей группы. Лидерство характеризует отношения, в основе которых лежит доверие, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление перенимать положительный опыт. Доверие к лидеру определяется его человеческими качествами, особым авторитетом, ответственным отношением к делу и людям. Отношения лидерства в оптимальном варианте совпадают с формальными полномочиями менеджера.

Нынешний этап перестройки управления в России революционен, поскольку изменениям подвергаются, прежде всего, психология управляющего, стиль его хозяйственного поведения, происходит переоценка менеджерами своего места и роли в системе управления. В эру острой конкуренции и глобальных перемен руководителю уже недостаточно быть просто менеджером, какой бы высокой ни была его квалификация. Согласно преобладающей ныне точке зрения, деятельность менеджера имеет больше технический характер (планирование, работа с бюджетом, организация, контроль). Сфера действий менеджера-лидера гораздо шире. Вместо последовательного, постепенного развития такой деятельности менеджер стремится к коренным преобразованиям и обновлению.

Лидер предвидит в будущем возможности, которых не видят другие.

Он выражает свое отношение в концепции, в простой и ясной картине, которая, по сути, является мечтой, раскрывающей, чем должна стать организация или в каком направлении ей нужно развиваться. Менеджер добивается понимания этой концепции, объясняя, что она осуществима, но что её реализация зависит от вклада каждого работника. Своим примером, руководящей ролью, воздавая должное людям за их успехи, воспитывая у них гордость за свою работу, он вдохновляет сотрудников на воплощение концепции в жизнь.

Можно выделить следующие основные черты современного руководителя:

Доступен каждому работнику, тон обсуждения любых проблем неизменно доброжелателен;

Глубоко вовлечен в процесс управления персоналом, постоянно уделяет внимание системам поощрения, лично знаком со значительной частью работников, много времени уделяет поиску подходящих кадров и их обучению;

Не терпит кабинетного стиля управления, предпочитает появляться среди рядовых работников и обсуждать проблемы на местах, умеет слушать и слышать, решителен и настойчив, охотно берет на себя ответственность и часто идет на риск;

Терпим к выражению открытого несогласия, делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии;

Вину за неудачи принимает на себя, не теряя времени на поиск виновников, для него самое главное – преодолеть ошибку;

Поощряет самостоятельность подчиненных, причем мера этой самостоятельности точно соответствует способностям и профессионализму работника;

Без необходимости в работу подчиненных не вмешивается, а контролирует только конечный результат и ставит новые задачи;

Уверен в себе и собственных силах, неудачи воспринимает как временное явление;

Постоянно перестраивает свою работу, ищет и внедряет новое, поэтому возглавляемая им организация оказывается более мобильной и устойчивой в кризисных ситуациях, эффективно функционирует и интенсивно развивается.

С указанными чертами управляющего-лидера тесно связаны особенности его поведения, стиля работы. В условиях рыночных отношений авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу. В чем же проявляется этот стиль? Во-первых, распоряжения и приказы уступают место убеждению, строгий контроль – доверию.

Это отражает переход от внутриорганизационных отношений типа «начальник - подчиненный» к отношениям сотрудничества, кооперации партнеров, равно заинтересованных в успехе дела. Во-вторых, управляющие-новаторы стремятся развивать коллективные формы работы единой «командой», что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп. В-третьих, менеджеры-новаторы всегда открыты для любых новых идей – от коллег, подчиненных, клиентов. Более того, поведение, приоритеты, ценностные установки этих управляющих создают для окружающих среду, в которой свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой рабочих взаимоотношений. В-четвертых, руководитель-новатор всемерно стремится создать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, он старается не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью, а главное публично признает заслуги сотрудников.

Подведём некоторые итоги. Кто такой нравственный руководитель?

Из сказанного выше вытекает следующий вывод: нравственному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и заработать; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться деллигировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. При негативном поведении неформальных вожаков и лидеров необходимо предпринять комплекс мер по их нейтрализации, переориентации, а в крайнем случае – по их общественному развенчанию.

Трудовой коллектив воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. В.А.Сухомлинский предостерегал, что надо бояться остановки в нравственном развитии людей, бояться их моральной окрестности. Подобное можно казать и о трудовом коллективе. Необходимо постоянное нравственное совершенствование коллектива.

Достижению этого должны способствовать усилия хозяйственных, партийных и общественных организаторов производства.

Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, руководитель должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

1. Сухомлинский В. А. "О воспитании" - Москва: Политическая литература, 1982 - с.270

2. Кармин А.С. Культурология: Культура социальных отношений. - СПб.: Лань, 2000.

3. Татаркевич В, О счастье и совершенстве человека., М. 1981. – С. 26-335

4. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. – М., 1989.- С. 382-484

5. http://psylist.net/uprav/kahruk2.htm

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы - категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Рассматривая общетеоретические вопросы преступлений против нравственности в уголовном праве Республики Казахстан, прежде всего, следует остановиться на самом понятии нравственности. Данный вопрос важен не только с познавательных моментов, но и с позиций законотворчества и правоприменительной практики. От того или иного подхода к решению данной проблемы зависит принципиальная позиция, с которой следует подходить к оценке содержания и сущности преступлений рассматриваемой категории. В зависимости от того, как будут сформулированы концептуальные подходы к разрешению проблем, соответственно будут решаться как теоретические, так и прикладные аспекты регламентации преступлений против нравственности.

Следует констатировать, что в течение многих лет ведутся споры о понимании категории нравственности. Хотя в литературе, как научной, так и ненаучной, очень часто обращаются к проблемам нравственности, морали и духовности.

Вопрос о понимании нравственности в правовом контексте в научной литературе до сих пор носит неоднозначный характер.

Философы, как и юристы, высказывают различные взгляды о круге общественных отношений, составляющих сущность нравственности, а поэтому каждый из них по-своему определяет это объективно существующее социальное явление.

Нравственность нельзя рассматривать в отрыве от понятий мораль и духовность. Тем не менее к числу спорных относится вопрос об их тождественности, а также следует ли вообще разграничивать данные категории. В литературе мораль и нравственность чаще толкуются как явления одного порядка.

Если обратиться к существующим определениям, то чаще всего нормы морали трактуются как правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, социальных групп, организаций.

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Например, В.С.Нерсесянц так и утверждает: «отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах».

Нравственные же нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Таким образом, там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствовался ими в своем поведении, по мнению философов, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного. ; В принципе в этических явлениях всегда присутствуют два момента: личностный (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок) и объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Если исходить из этого правила, то первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй – нравственности. Поэтому вытекает некий посыл, в соответствии с которым, когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности, точнее о групповых и обще-социальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях. Это утверждение, пожалуй, самое распространенное и часто используемое в юридической литературе и в диссертационных исследованиях. ;


Вместе с тем, будучи особой формой общественного сознания и видом общественных отношений, мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный или идеализированный характер. Имея в виду осуждение или одобрение тех или иных поступков, моральная ответственность выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение.

В свою очередь, специалисты в области правовой этики также дифференцируют понятия «мораль», «нравственность» и «нравственное сознание». Например, по мнению А.С. Кобликова, нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону.

Исследователь М.С. Строгович, выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Существуют различные подходы к пониманию природы и специфики морали. В методологическом отношении можно выделить две основные концепции: историко-генетическую и историко-системную.

Историко-генетический метод относится к числу наиболее распространённых в социальных исследованиях. Он развивался с опорой на эволюционные идеи, и его суть состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения. В данном случае, история этикирассматривается как циклогенез этических систем, где на каждом этапе их развития выделяются качественные характеристики данных систем.

В нашем случае больший интерес представляет второй подход – историко-системный. Мораль здесь предстает как вид духовно-практического производства человека в качестве социально-нравственного существа. Такое представление о морали проводит линию на признание ее стороной человеческой жизнедеятельности, сквозным элементом всей (в том числе и юридической) общественной практики. При таком подходе подчеркивается, что с разными условиями духовно-практического «производства» связана целая серия расколов нормативной системы – между официальной и неофициальной моралью, между целесообразностью и нравственностью, между общественным мнением и совестью.

Такие расхождения порождают многочисленные противоречия между разными нормативными системами, в том числе и теми, которые являются предметом нашего исследования. Например, между личностным восприятием морали и официальной обязательностью правовых требований, между чувством морального долга и рациональностью правовой нормы и т.д. Индивид оказывается одновременно как бы в нескольких «аксиологических мирах», воплощая в каждом из них разные, подчас несовместимые, оценки и устремления.

В целом историко-системная модель объяснения морали исходит из философской традиции, представляющей мораль как сторону человеческой деятельности, основанную на дихотомии добра и зла. Вместе с тем она не учитывает регулятивного характера морали как существенного момента взаимосвязи ее с правом.

В этом же ключе описывал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: «Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства, – утверждал философ, – дана нам …для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности».

Между тем, как это следует из вышеприведенных определений, мораль как и нравственность всегда общественна по своему содержанию и тесно связана с нормами права. Например, С.А. Комаров считает, что общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Нравственность в Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, долга, чести и т.п., которые проявляются по отношению к людям или природе. Духовность человека есть составная часть нравственности. Очень часто понятие духовности приравнивается к религии. Это связано по всей вероятности с тем, что речь идет о душе человека, его подчиненности неким высшим силам. Оставим это учение богословам. Констатируем тот факт, что духовность вплетена в ткань нравственности и неразрывна с ней.

Духовность человека, личности, индивида раскрывается через самопознание собственного бытия, собственного поведения, собственных ощущений и собственных желаний. Высокодуховный человек не способен на поступки, которые не отвечают его внутреннему ощущению, не согласуются с его разумом. Духовная жизнь человека связана с познанием мира, цели и смысла жизни. При непонимании этих категорий, а чаще потери смысла жизни, потере собственного «Я», могут наступить кризисы духовного здоровья человека. А это, в свою очередь, требует лечения, чем и занимается современная психология, т.е. лечением души. Оставим эту тематику психологам и вернемся к понятиям мораль и нравственность.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность следует рассматривать во взаимосвязи с духовностью.

Довольно четкая позиция по данному вопросу изложена в работе С.Арутюнян «Идентичность: от теории к практике». Исследуя культурологическую трактовку кризиса идентичности, она попыталась сравнить мораль и нравственность. При этом находит их совершенно различными, нетождественными понятиями. По её мнению:

1) мораль всегда есть явление социально-групповое: мораль семьи, сформированной социальной группы, классовая мораль и т.п.

Нравственность есть всегда общечеловеческая, нет нравственности группы, класса, партии;

2) мораль есть свод норм и предписаний, социальной группы, навязанных извне. Нравственность «произрастает» изнутри и не имеет ничего общего с нормами и стандартами;

3) мораль есть средство регуляции общественного поведения и создана в первую очередь для управления. Нравственность, «произрастая» изнутри, в первую очередь и направлена на себя. Если мораль направлена вовне, то нравственность направлена вовнутрь;

4) моральный поступок оценивается извне и может быть либо поощрен, либо наказан. Нравственный поступок находится вне наказания-поощрения, то всегда есть самоотношение и самооценка.

Переживания, связанные с аморальным поступком, всегда внешне ориентированы и ничего общего не имеют с глубинными личностными переживаниями. Поступок, связанный с нравственными переживаниями, всегда имеет внутриличностную основу. Трудно не согласиться с таким мнением. Безусловно, мораль и нравственность не есть некие статические показатели жизни человека. Они подвергаются постоянному движению и развитию. Индивид в течение своей жизни должен выбирать и строить свои действия сообразно сложившимся в обществе правилам и нормам поведения с учетом сложившегося (или складывающего) собственного духовно-нравственного мироощущения. Поэтому духовно-нравственное развитие играет важную роль в процессе жизни человека. Возможно, это несколько упрощенная формула процесса самореализации человека. Но в рамках данного исследования нами предпринята попытка определиться с понятиями и категориями изучаемого явления, механизмами их реализации в условиях социокультурной нестабильности и кризиса нравственности.

Процесс взаимодействия морали и нравственности в ходе личностного роста находится в состоянии конфликта, если у человека развита нравственность. «Отсутствие конфликта, – пишет С.Арутюнян, –свидетельствует о том, что личностного роста не происходит, сложность разрешения этого конфликта представляется как сложность личностного роста. Нормальное органическое личностное отношение в этих конфликтах – это первенство нравственности над моралью. В конечном итоге взаимоотношение морали и нравственности – центральная и сложнейшая проблема становления личности, которая должна быть решена на базе практической психологии, философии, педагогики. При этом отсутствие духовности есть препятствие на пути развития личности».

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам.

1. Мораль и нравственность категории не тождественные. Нравственность как категория общечеловеческая всегда имеет внутри-личностную основу. Мораль выступает как свод предписаний для общества.

2.Духовно-нравственное развитие человека обеспечивает его психическое здоровье и должно рассматриваться в контексте объекта посягательства в уголовном законодательстве в группе преступлений против нравственности.

В современном обществе всерьёз говорить о нравственности - это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам - дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.

Всё дело в том, что нравственность - понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.

Нравственность - это то, что отличает нас от животных

Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком - это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос - почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе - своим инстинктам. Другое дело - человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.

Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора - это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца - есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них - безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.


Золотое правило нравственности

Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  • В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  • В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
  • В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  • В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  • В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи - «Что посеешь - то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.


В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу - сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия - значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.

Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.

Синонимы нравственности

Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие - то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха - этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель - то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.


Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции - сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями - всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них - задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:


  • - ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума - задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • - благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • - неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • - воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение - это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • - нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления - просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.