О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. Воспитание основ духовности у детей дошкольного возраста

26.07.2019

На сегодняшний день нам доступна практически любая информация , и на любую тему, будь то планирование беременности или – легко можно найти ответы на все свои вопросы. Также о развитии ребенка , стали общедоступными разные исследования, например, методика Глена Домана, игры по пособиям Зайцева, игры Никитиных. И вот молодая мамочка начинает изучать и практиковать разные системы.

Практически всех заботит, когда малыш сядет, пойдет, скажет первое слово. Многих волнует, чтоб ребенок научился пораньше читать, писать и считать. И рано или поздно, к сожалению, часто позже, мы приходим к пониманию, что что-то мы упускаем, для того чтоб росла гармоничная личность – нужно что-то еще. – может этого не хватает нашим детям?

Наблюдаем за детьми

Давайте понаблюдаем, за тем как играют друг с другом дети. Я наблюдала и нередко видела печальную картину. Приведу пример, летом на пляже играла кучка ребят и они решили строить замки из песка. Естественно все старались что б и покрасивее, и побыстрее показать свою работу. И когда был построен первый замок, остальные как то приуныли, но продолжили свое дело. Так на песке выросло 4 замка, а пятый никак не достраивался. Так вот дети начали ругаться и спорить, кто и почему построил замок первым или вторым. И в глазах у детей читались совсем не детские эмоции, чувствовалась ненависть какая то.

А в школе часто дети собираются кучками против кого-то одного, нередко издеваются над «гадким утенком», подшучивают.

Вот тут учителя и родители задумываются. Почему так происходит? Как в таком прекрасном малыше могут жить такие уродливые чувства и эмоции?

Лучше поздно, чем никогда

Когда же начинать духовное ? Чем раньше, тем лучше. По мере взросления, ребенка будет сложнее воспитывать в этом плане, но начинать все-таки нужно.

Что такое духовное воспитание детей ? С чего начать?

На самом деле все просто. Нужно научить ребенка сопереживать, радоваться своим и чужим успехам, уважать мнение других, любить и заботиться о природе, о мире в котором мы живем.

Воспитывая своих детей, мы сами становимся лучше. Ведь самый главный пример для ребенка – это родительский пример . И научить ребенка не бросать на улице мусор легко, если мама будет выбрасывать мусор в ближайшую урну.

Если папа учит ребенка, что переходить дорогу нужно на зеленый свет, а сам периодически переходит на красный, то и эту науку ребенок с легкостью усвоит.

Примеры действий

Прививайте детям любовь к животным. Заведите традицию кормить голубей в парке, берите с собой хлеб, семечки. Рассказывайте малышу, какое доброе и полезное дело вы делаете. Расскажите о том, что голуби очень благодарны вам за заботу.

У нас дома нет собаки и как правило все остатки еды я выбрасывала, а теперь все собираю в пакетик и потом мы с сыном кормим в парке собак и котов.

Дома вместе с малышом поливайте цветы. Комментируйте свои действия. Расскажите, что о цветке нужно заботиться, поливать его, ухаживать за ним – иначе он погибнет. Можно провести аналогию с людьми, что о людях тоже нужно заботиться и любить их. Все люди изначально хорошие, а если человеку не хватает любви, то он становится угрюмым и грубым. Злобного человека просто нужно пожалеть – видимо ему, просто не хватает любви и о нем не кому заботиться.

Я привела примеры самых простых действий, которые может использовать каждый. Приоткрыта дверца в вопросе воспитания духовности у детей . Этой теме я буду уделять должное внимание, ведь от нас зависит, какими вырастут наши дети и каким будет наш мир!

Все в ваших руках.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    Сегодня уже все понимают, какое большое значение имеет духовная и моральная сторона развития человека. Ни морали, ни духовности у других живых существ нет. Мы знаем, что человек рождается с задатками стать моральным и духовным, но готовых качеств моральности и духовности у него нет. В процессе жизни человеку необходимо сформировать эти качества. Путь для этого один – воспитание: вначале как приобретение простых качеств (эдукация), а далее как приобщение к более высоким ценностям и развитие духовных качеств (робурсация). К высшим духовным качествам относятся знание истины, ответственность, человеколюбие, достоинство, свобода. Человек, обладающий такими качествами, высок и свободен в наивысшем, космическом значении.

    Задач воспитания очень много – не то, что выполнить, упомнить все невозможно, – поэтому волей-неволей приходится выделять приоритетные по важности. Но кто докажет, что воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе – задача менее важная, чем, например, подготовка к жизни в гражданском обществе? Попытка делить задачи на главные и второстепенные, основные и сопутствующие вряд ли продуктивна. Единственный выход: взять за основу вечные человеческие добродетели, которые имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда, а затем с учетом нынешних реалий и будущих изменений определить на их основе базисные (стержневые) качества и сделать их перечень обозримым.

    Наша тревога – воспитание нравственности, духовности. Если бы это было возможно, то все воспитание следовало бы сосредоточить вокруг простых и понятных каждому истин – библейских заповедей, которые постулируют примерно одинаковые для всех конфессий ценности. В Священном писании воспитатель найдет и добродетели, к которым следует стремиться, и грехи, которых надо избегать. Задача воспитателя – прививать школьникам нравственность не декларированием моральных заповедей в сочетании с угрозами наказания, а прежде всего личным примером.

    Задачи воспитания множатся, и этому не будет конца, потому что усложняется жизнь и на ее вызовы необходимо искать адекватные решения. Но если мы будем только наращивать ответы, не устраняя причин возникновения новых проблем, то далеко продвинуться не сможем. Вечная мудрость подсказывает единственный правильный выход: чтобы не натыкаться всякий раз на очередной нерешенный вопрос, нужно устранить общую причину, решить коренную проблему. Ни одну конкретную задачу мы не сможем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности. Тогда сами собой отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания. Духовный человек настолько возвышен, что контролировать его по мелочам как несмышленого ребенка нет никакой необходимости. Повышение духовности устраняет общую причину невоспитанности человека во всех сферах. Следовательно, если мы хотим достичь стабильного успеха, нужно прекратить суету по каждому конкретному поводу и все воспитание подчинить генеральной цели – воспитанию духовности.

    Как российской школе удавалось стоять на прочных основах духовности в прежние времена? История сохранила для нас ценный опыт и надежные способы решения воспитательных задач, и нет никакой необходимости уходить от того, что давало надежные результаты в прошлом. Российская педагогика духовности и нравственности всегда стояла на крепких основаниях мудрости, традиций, православия. Она всегда шла в русле мирового духовного процесса. Вопросами духовности много занимался российский философ, поэт и педагог Г. С. Сковорода (1722–1794). Он считал, что основная задача воспитания – сохранить здоровье ребенка, научить его признательности, привить чувство долга. Признательность (евхаристия) – главный показатель духовной зрелости. Все беды происходят от того, что молодежь не чувствует признательности, благодарности и не знает своего долга по отношению к тем людям, которым она обязана всем: "Из неблагодарности – скука, кража, разбой, кровопролитие и вся беззаконностей бездна". Важным ориентиром на пути формирования духовных ценностей личности Г. С. Сковорода считал второе, символическое, рождение – духовное преобразование человека, которое достигается при условии спокойной, чистой совести.

    К. Д. Ушинский пытался вечные способы формирования духовного человека внедрить в практику русской школы. Он пламенно призывал к организации надлежащего морального влияния на подрастающие поколения, но вместе с тем весьма прохладно относился к изучению в школах основного духовного предмета – Закона Божьего, требовал религиозное воспитание заменить светским. На этой почве даже возникли недоразумения, вследствие которых Ушинский был фактически отстранен от преподавания. Отдавая должное педагогическому гению Ушинского, мы должны теперь отметить, что великий педагог ошибался, пытаясь противопоставить отточенным веками методам формирования духовной личности "школьные" способы незрелого светского воспитания.

    Не только российская школа, но и образовательные учреждения многих стран мира сделали ошибку, встав на светский путь воспитания. Вместе с Законом Божьим из учебных заведений ушла духовность. Чтобы совсем не лишить школу духовного источника, читались курсы философии, логики, этики, но это не могло решить задачу полновесного духовного воспитания детей и подростков. Окончательно разрушила духовные основы воспитания атеистическая пропаганда, внедренная в советскую школу. Духовность заменили идеологией, формирование которой поручили молодежному крылу партии, состоявшему из октябрятской, пионерской и комсомольской организаций. Система работала великолепно: последствия ее атеистических усилий еще долго будет ощущать наше общество. Но сегодня в молодежных организациях состоит едва 5–7% подростков, поэтому естественно, что такие организации не могут стать ни центрами, ни источниками духовного воспитания.

    Что же остается? Интуитивно чувствуя нарастающую деградацию духа, общество начинает требовать от учебных заведений возрождения духовного воспитания. Родители начинают искать для своих детей школы, где учат не только основам наук, но пытаются формировать духовные основы жизни, прививать определенные нравственные ценности. В прессе появляются статьи с требованиями родительских комитетов открыть курсы, классы, предметы, факультативы, где дети могли бы получить представление о вечных человеческих добродетелях, приобщиться к духовно-нравственной культуре. Направления духовного возрождения открываются во многих учебно-воспитательных заведениях. Университеты строят церкви и часовни, воскресные школы при духовных заведениях продолжают наборы слушателей, многочисленные религиозные организации набирают учеников. Процесс развивается в нужном направлении, но стихийно и неуправляемо, поэтому необходимо выработать общую платформу, единую точку зрения, чтобы вернуть школу на дорогу духовного развития, с которой она когда-то сошла.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕ

    Хаитов Лазизбек Азаматович

    Преподаватель кафедры философии

    Бухарского государственного университета

    Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ее морально - духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границы эгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально - духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностного самоопределения. С этой целью первым президентом Узбекистана И.А. Каримовым была создана концепция национально-духовного возрождения, которая направлена на коренное духовное обновление общества. В качестве ключевых моментов концепции духовного возрождения И. Каримов выделяет следующие:

    Приверженность общечеловеческим ценностям;

    Укрепление и развитие духовного наследия народа;

    Свободная самореализация человеком своего потенциала;

    Патриотизм .

    Для достижения главной цели - построение гражданского общества с высокоразвитой экономикой? необходимо обогатить национальный духовный опыт передовыми достижениями мировой культуры. К передовым ценностям современной цивилизации относятся, прежде всего, ценности, связанные с построением правового демократического общества - соблюдение прав человека, свобода предпринимательства, свобода слова, свобода прессы и т.п. Эти демократические ценности имеют принципиальное значение для нашего общества, поскольку ни в историческом, ни в этнокультурном плане не противоречат менталитету нашего народа. Напротив, основные демократические ценности, такие как предпринимательство, социальная справедливость, культурная терпимость имеют исторические корни на нашей земле.

    Укрепление и развитие духовного наследия предполагает, прежде всего, его глубокое изучение. Освоение духовного наследия способствует развитию национального самосознания, национальной самобытности, лучшему пониманию своего места в мировом историческом процессе. Решение этой задачи предполагает восстановление объективной истории народа, восстановление забытых имен, изучение деяний великих предков.

    Важнейшим фактором духовного возрождения является патриотизм. Осуществить глобальное переустройство общества может только патриот, то есть человек, для которого его собственная судьба неотделима от судьбы родины. Однако этот патриотизм должен быть свободен от национализма и национальной ограниченности, он должен иметь здоровую рациональную основу, включающую в себя знание объективных социальных потребностей и интересов родной страны.

    В духовном возрождении общества можно выделить несколько этапов. Целью первого этапа являлось освобождение мышления людей от пережитков старого режима, прежних догм и устаревших мировоззренческих установок. национальный духовный общество личность

    На нынешнем этапе возникла новая задача, которая заключается в том, чтобы формировать духовность свободного гражданского общества, воспитывать свободных, всесторонне развитых людей.

    Проблема духовности является чрезвычайно сложной. С одной стороны, духовная жизнь человека и общества очевидна. Для каждого человека его «Я» это прежде всего внутренний, духовный мир. И наличие в обществе духовной сферы, включающей в себя религию, философию, мораль, науку, искусство, несомненно. Трудности возникают при попытке дать всеобъемлющее определение духовности. Духовность не улавливается посредством естественнонаучных категорий. Она не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабо поддается рационально-теоретическому толкованию. Ее можно выявить через человеческую субъективность, в ней проявляется духовность. К сфере человеческой субъективности относятся знания, чувства, эмоции, воля, идеалы. Человеческая субъективность объективируется, материализуется вовне в виде текстов, чертежей, схем, символов, произведений искусства, письменных источников литературного, религиозного, научного, этического и др. содержания.

    Духовность существует и в индивидуализированной форме, как свойство личности, и как интегрированное состояние многих людей, общества в целом. Структурными компонентами духовной сферы общества являются духовное наследие, культура, ценности, просвещение и идеология.

    Духовное наследие - это нематериальное культурное наследие, созданное усилиями прошлых поколений. Сюда относятся:

    Устные традиции, включая в язык в качестве носителя духовного наследия;

    Исполнительские искусства;

    Обычаи, обряды, празднества;

    Знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

    Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

    Другой важнейшей составляющей духовной сферы общества являются ценности. Понятие ценности выражает человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности. Ценности делят на предметные и субъектные. Предметные ценности - это то, что оценивается: природные богатства, продукты труда, социальные явления и отношения, исторические события, культурное наследие, научная истина, действия людей, произведения искусства и предметы религиозного поклонения. Субъектные ценности - это способы и критерии оценивания. Понятия добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного - все это есть критерии оценивания.

    Ценности делят также на материальные и духовные. Критерием такого деления выступают потребности человека и общества. Предметы и явления природной и социальной действительности, удовлетворяющие материальные потребности, составляют систему материальных ценностей.

    Предметы и явления, удовлетворяющие духовные потребности. Относятся к духовным ценностям. Отсюда вытекает, что субъектные ценности и продукты духовной деятельности - идеи, теории, идеалы, знания, этические и эстетические нормы, религиозные учения произведения искусства и литературы - составляют систему духовных ценностей. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении его существования, называется культурой.

    Духовность личности - это богатство внутреннего мира человека. Он состоит из четырех взаимосвязанных частей:

    Функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру;

    Совокупность явлений духовной культуры (наука, искусство, религия, народное творчество, СМИ, традиции и обычаи, система образования и воспитания, отдых и спорт);

    Воля (твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость);

    Установившаяся в обществе интеллектуальная и эмоциональная среда - духовная среда.

    Различные формы духовной деятельности остаются элементами исходной целостности. Их специфика выражается в присущей каждой из них особой структуре и определенного набора функций. У истока различных форм духовной деятельности лежат различные стороны человеческой личности: эмоции, чувства, интеллект, воля. Эмоции проявляются в виде субъективных переживаний личности и в изменениях функционального состояния всего организма. Чувства - способность к интенсивным, глубоким и устойчивым переживаниям. Интеллект - способность к понятийному мышлению, суждению преобразованию мира. Воля - способность человека сознательно и целенаправленно осуществлять свою деятельность.

    Ценности - наиболее важные и значимые явления в жизни людей, материальные и духовные богатства, прошедшие длительный период отбора, постоянно обогащающиеся. Они оказывают положительное социальное, экономическое, духовное влияние на общество. Ценности воплощены в различных сферах культуры, соответственно выделяют материальные и духовные ценности. К духовным ценностям относятся: научные, религиозные, эстетические (художественные), правовые, социальные, этические и т.д. Различают следующие виды ценностей: национальные, региональные, общечеловеческие. В духовных ценностях отражается общественная природа человека, а также условия его бытия. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины, правды человечество выражает свое отношение к конечной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние.

    Духовность воплощается в культуре. Духовность - усвоенное содержание культуры, превращенное во внутреннее убеждение, мировоззрение, потребность. Духовность - идейное сущностное содержание культуры, культура - ее внутренне организованная, внешне целостная универсальная форма. Духовность - проявление и объяснение общечеловеческих ценностей в содержании культуры, соотнесенное с историческим опытом народа и степенью осознания потребностей современного общественного прогресса.

    Культура - явление социального бытия человека и человечества, представляет собой единство материального и идеального, бытия и отношения, объективного существования и его идеального осмысления. Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, т.е. получив материальное воплощение в предмете, знаке, образе, символе. Структурными элементами духовной культуры являются наука, Философия, право, искусство, литература, мораль, образование, СМИ, обычаи, традиции, религия.

    Среди законов функционирования культуры одним из наиболее значимых является закон преемственности культурного развития. Для развития культуры необходимо ее сохранение, передача от старших поколений к младшим. Духовное наследие - заимствованные из прошлого духовные ценности, идеи, образцы, опыт, навыки, знания, т.е. любые результаты и способы творческой деятельности людей. Содержание духовных ценностей, их пересмотр и переоценка, способы их соотнесения, формы хранения и трансляции, вкусы, характер эстетического восприятия действительности находятся в непрерывном движении и изменении. Преемственность проявляется во всех сферах освоения человеком действительности, она протекает в виде локальных и глобальных процессов. Условия превращения возможностей использования духовного и культурного наследия в действительность не во всех обществах одинаковы. Они опосредуются социально-экономическими, политическими и идеологическими факторами. От них зависит объем, интенсивность, избирательность наследования. Но не существует таких обществ или народов, которые не имели бы или не использовали духовное и культурное наследие.

    Элементы структуры духовности личности включают в себя развитие мышления, памяти, восприятия, формирование мировоззрения и выработка характера, настойчивости, трудолюбия, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие склонностей и способностей, необходимых в обществе, развитие потребности в дальнейшем самообразовании. Только обладающие такими качествами люди могут сохранять духовное наследие нации и народа.

    Духовность прежде всего оберегает нацию, национальную культуру, образ жизни. Она исполняет роль социально- культурного фильтра и старается воспрепятствовать проникновению в национальную жизнь чуждых ей явлений, побуждает усвоить необходимые для национального развития достижения других народов. Духовность - это потенциал самосохранения и саморазвития нации, народа. Поэтому, важнейшей стороной духовности является забота о сохранении культурного наследия, исторических традиций, обычаев, обрядов. Благодаря независимости глубже и шире изучается культурное и духовное наследие узбекского народа, возрождаются духовные ценности прошлого. Целью является не восстановление буквально всех традиций и обрядов, т.к. многие из них устарели, а в том, чтобы, опираясь на опыт прошлого двигаться вперед.

    Литература

    1. Каримов И.А. Независимость и духовность. - Т.: Узбекистан,1994.

    2. Каримов И.А. Юксак маънавият - енгилмас куч. Т., Узбекистан, 2008. - 176 с.

    3. Отамуратов С., Хусанов С., Раматов Ж. Маънавият асослари. Учебное пособие. - Т., 2002. - с. 24-30.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Факторы и средства социализации личности: философия семейного воспитания и функции семьи. Влияние семейных традиций на становление и воспитание личности. Процесс воспитания детей как формирование и социализация личности: выявление потребностей и целей.

      курсовая работа , добавлен 25.08.2011

      Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

      контрольная работа , добавлен 04.01.2012

      История идей о гражданском обществе, современные концепции. Взаимосвязь государства, права и гражданского общества. Экономическая свобода и свобода труда. Воспитание ответственности и формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества.

      курсовая работа , добавлен 20.12.2013

      Личность – граница и безграничность социального. Сущность личности. Этапы воспитания: социализация, образование, самовоспитание. Теория ролей. Самореализация личности. Основные участники процесса социализации личности. Разновидности ролевых конфликтов.

      реферат , добавлен 02.08.2013

      Понятие личности в системе человекознания. Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

      реферат , добавлен 11.05.2009

      Соотношение понятий "социализация" и "воспитание". Стадии развития личности с точки зрения отношения к трудовой деятельности. Социально-психологические механизмы социализации. Роль российских молодежных движений как элемента гражданского общества.

      реферат , добавлен 04.05.2015

      Личность как социальная единица, существующая в том или ином обществе; социальная среда. Процесс социализации личности: сущность, динамика, стадии, способы и средства. Роль личности в развитии общества, ее формирование и целенаправленное воспитание.

      контрольная работа , добавлен 23.11.2010

      Понятие, разновидности, структура и элементы социального поведения личности в современном обществе. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения, диалектика и механизмы данного процесса. Саморегуляция социального поведения личности, ее методы.

      курсовая работа , добавлен 25.01.2011

      Опасность социальных групп риска для общества и отдельной личности. Проблема деформации ценностных ориентаций у граждан. Молодежь группы риска: основные проблемы. Факторы риска, имеющие наибольшее значение в плане воспитания детей, подростков и молодежи.

      реферат , добавлен 21.08.2015

      Развитие младенца, признаки подражания человеческой речи. Факторы формирования личности. Роль садика и школы в социализации личности. Социальные и поведенческие нормы, воспитание, образ поведения и знания, которые приобретает ребенок в обществе.

    Раскрытие сущности человеческого духа, сохранение и укрепление здоровья тела, воспитание, обучение чтению, счёту и письму, основам наук, а также обучение конкретной специальности с помощью соответствующих образовательных программ и есть многоуровневая, едино множественная цель общего и профессионального образования, единая цель человеческой жизни.

    Универсальная задача образования ХХ1 века - осознание и раскрытие человеческой души – истинного, бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к обществу задача образования заключается, прежде всего, в постижении обучающимся национальной идеи России.

    По отношению к природе - воспитывать в человеке разумно нравственное отношение к ней и к её высшим силам.

    По отношению к самой себе задача образования заключается в его расширенном само воспроизводстве как целостной, духовно нравственной системы обучения и воспитания.

    Метод педагогической деятельности является главной составляющей идеей образования, ибо он превращает педагогическую мысль в практику. Это и есть реально действующая, практическая педагогика. Универсальный метод образования есть практически действующее самосознание предмета, реализующее свою универсальную цель – духовное рождение человека

    Подход к проблеме духовно – нравственного образования

    По своему понятию педагог есть живой носитель смысла жизни и образования.

    Истинное назначение педагога – духовное творение человека, рождение его в общей культуре.

    Душа – это поток переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и не приятных, значительных и не значительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.

    Известный физиолог академик П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский в своей работе “Происхождение духовности” (М., 1989) предприняли попытку комплексно охарактеризовать истоки духовности, её историческое происхождение и современные формы бытия. Итоги анализа показали, во- первых, что духовность есть такое состояние личного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во- вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В- третьих, духовность есть абсолютно позитивное свойство человеческого рода. Она развивается в постоянном преодолении относительно бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность, в- четвёртых, означает гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

    “Жизнь детей во многом задаёт бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… . Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни”. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости воспитания с яркостью говорят наши дни. Человечество, лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст новый лучший мир без духовного обучения.

    Что же такое духовное воспитание и обучение?

    Что под этими словами подразумевают несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

    Строго религиозное воспитание в рамках, какой- либо одной концессии;

    Воспитание души ребёнка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

    Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

    Но разве в жизни можно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? и т.д.

    Когда-то философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет всё рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для простого смертного это задача невозможна. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

    “Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящее разумное сознание людей в чувство” (Л.Н.Толстой).

    Всё больше выкристаллизовалась мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствуют формированию отношения к миру и самому себе.

    Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывается и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

    Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение, как перекладывание занятий из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить.

    Все это, однако, не означает того, что не нужно учиться, не нужно овладевать обычными знаниями, не нужно изучать то, что люди до тебя давно знали. Ты то ведь не знаешь. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать себе опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

    Опыт преподавания ИЗО искусства показал, что в педагогике искусства не хватает самого искусства, что тяготение методик преподавания предмета к принципам преподавания предметов естественно-научного цикла лишает их ценнейшего средства – не только учить но и воспитывать.

    Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится – очевидным, смутное делается – ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.

    Как же это донести до ребёнка, как сделать так, чтобы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребёнка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

    Первый способ передачи – самый обычный – слова. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, - наука о том, как для глаза передать то, что знаешь другому. И третий способ – музыка, пение, наука, как передать своё настроение, чувство.

    Каждому педагогу необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том, чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира Детства. Подняться, а не снизойти.

    Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. “Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни” (К.Паустовский).

    Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснётся. Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдаёт свой свет людям.

    Одним из проявлений духовного я является творческая интуиция художника, поэта, философа, учёного.

    М. Шагал писал: “Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас ходящих по этой грешной земле”. Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.

    Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает, кроме самих звуков и их сочетаний, ещё что- то другое, что можно назвать внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый, несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз, а то невысказанное, о чём они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.

    Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств, природы или человеческого лица, добрые поступки пробуждают в нашем сердце что- то иное, говорят нам о чём – то далёком, непосредственно недоступном, смутно различаемом; нашей души достигает весть о чём- то потустороннем, запредельном. До нашей души, согласно Франку, доходит голос как бы издалека, говорящий о некоем лучшем, высшем мире. Совершенно несущественно, называем ли мы это голосом совести или голосом Бога. Важно лишь то, что мы испытываем в интимной глубине нашего сердца живое присутствие и действие некой силы, о которой мы непосредственно знаем, что это сила высшего порядка, что нашей души достигла некая весть издалека, из иной области бытия, чем привычный, будничный мир.

    Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и всё это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под его неуклонным воздействием.

    Детское творчество и духовность

    В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания, в том числе художественных способностей, видится в формировании эстетического отношения в мире – к искусству, природе, людям и, наконец, к самому себе – через развитие умения воспринимать и создавать художественные образы. При этом художественный образ понимается как “знак” для передачи эстетической информации; специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях; форма оценочного выражений мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

    Следует заметить, что художественный образ лежит в основе всей передаваемой детям визуальной культуры (а не только искусства) и является центральным, связующим звеном в системе педагогического опыта. При этом развитие способности воплощать в образах свои чувства и размышления с помощью различных выразительных средств – наиболее сложная задача художественного воспитания.

    художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт соответствующие образы в своём воображении при восприятии произведения искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах деятельности.

    Способности к изобразительной деятельности предполагают лёгкость создания образов изобразительно – выразительными средствами, основанием которой служит интуитивно – эмоциональное синкретическое восприятие.

    Изобразительная деятельность – основной путь развития способностей ребёнка, так как способности проявляются и развиваются в адекватной деятельности. Изобразительная деятельность – тот вид художественного творчества, в котором активность ребёнка приводит к наглядным, осязаемым, ощутимым результатам.

    Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребёнку передавать не только содержание темы, но и своё личное отношение к ней.

    Мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живёт ребёнок, условиями, в которой он формируется как личность и как творец. Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и при наличии соответствующей возрасту “Я – концепции творца”.

    В связи с этим представляется, что развивающиеся художественные способности – это Ценность не только и не столько педагогическая, но и социальная. Лучше сказать социально – педагогическая.

    Как считал философ В.Соловьёв, “для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность… свет разума не может ограничиться одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности….творить в красоте”. Эта идея объединяет помыслы и надежды двух веков, в которых нужны не “лишние люди”, а творцы – глубоко мыслящие, тонко чувствующие, созидающие прекрасное.

    В детях все величайшие возможности

    Поразительное создание природы – ребёнок. Как в нём подчас умещаются радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок…

    Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладёт своё приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд необходимо возложить на одну из этих чаш, при каком распределении сил между природным потенциалом и общественным воспитанием ребёнок будет достойно развиваться с надеждой на будущее.

    Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни суевериями, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

    Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.

    Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и потребность любви – являются единственными побуждениями в жизни.

    Каждый ребёнок в детстве, в пору формирования личности, должен что – то “увидеть” - не важно что; важно, чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память сердца, чтобы произошло “прикосновение” к миру и родилось изумление перед ним.

    Это может быть солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, или полная луна, или “пенящиеся” ветви цветущих яблонь. Такое видение, открытие мира называют созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество.

    Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, то он остаётся один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла и однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла.

    Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, учёных. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что – то от себя. Везде где есть место человеческой деятельности, имеет место творчество.

    Необходимо не забывать о духовной основе творчества мастеров. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

    Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими то правилами, единственными и обязательными для всех.

    От рождения до 12 лет Руссо предлагает заботиться о развитии тела и органов чувств ребёнка, больше тренировать чувства, потому, что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными.

    Надо учиться видеть, учиться слышать окружающую природу.

    Младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

    В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

    Нужно стать способным к творчеству всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

    Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам, ибо зрелый настоящий опыт выражается в делах.

    Духовное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, искусство, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста и роста души ребёнка. Дети – всегда единственное будущее рода человеческого - писал В. Сараян.

    Талант и творческое созерцание

    Увидеть что – либо впервые чрезвычайно трудно. Наши знания, образование, привычки – всё сейчас же приводят в привычные штампы. Мы видим, как идёт первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя давно его ждали, и, вместо того чтобы порадоваться, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают, мы говорим: “Что тут удивительного? Это просто циклон принёс холодный воздух!”

    Однако с удивлённого видения и начинается творчество.

    Талант и творческое созерцание часто даются детям не в соразмерности. Одному даётся дар выражать и изображать, но не даётся сила творческого созерцания. Другому наоборот.

    Искренность и глубина созерцания делают ребёнка поэтом. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божьим.

    Природа есть Родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая всеми талантами, переходящими в историю культуры.

    “В художественном акте” могут участвовать все силы души – такие, для которых у нас есть слова и названия (чувства, воображение, мысль, воля), и такие, для которых у нас, вследствие бедности языка и чрезвычайной ограниченности внутреннего наблюдения, ни слов, ни названий ещё нет.

    Мир чувств ребёнка во всей его неисчерпаемой сложности и утонченности: аффекты – глубокие, пассивно вынашиваемые раны сердца, от которых душа как бы заряжается, сосредотачивается в себе, но не разряжается; и эмоции – эти вырывающиеся из сердца восклицания, вопли и бури, разряжающие внутреннюю атмосферу.

    Духовно – практическое отношение человека к миру рассматривает мир не как чуждый и противостоящий человеку своей объективностью, но наоборот, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это целостное отношение, в котором чувства и мышление не разделены, а мир воспринимается непосредственно “свой”, “мир человека”, как продолжение своего “я”. Изобразительную деятельность детей одновременно сопровождают два психологических различных процесса: один – рассудочный и вполне осознанный ребёнком, другой – образный, по большей части им не осознаваемый.

    Каждый художник, по – своему видит и внешний, материальный мир, и внутренний мир души.

    У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк мистицизма.

    Сказка в процессе воспитания

    Сказка – универсальный способ разговора с детьми на разные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

    Каждый ребёнок мечтает когда – нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне.

    “Сказка – звонкое, блестящее, лучшее в свете золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей” (Г.Х.Андерсен).

    Нет человека, который не рассказывал бы или не знал бы сказку, который не был бы покорён задушевностью, красотой, весёлостью, наивностью и мудростью народной сказки.

    Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сюжеты. Это является символом единства народов и их духовной взаимосвязи.

    Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти своё счастье. Неслучайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно- техническими достижениями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно – нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

    Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всём этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребёнок думал.

    Не слушайте сказку при свете дня. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волнующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и однозначный вид. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребёнок не давал чётких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Ещё лучше, когда сам ребёнок сочиняет сказку, рассказ, они как нельзя лучше подсознательно позволяют широко открыть красоту души своей, естество.

    Важно, чтобы в конце беседы был подведён главный итог, главная мысль, заложенная в сказке.

    Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

    Заключение

    Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово!

    Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

    Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

    Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному “голосу Божию”, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

    Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

    Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог.

    Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Это требует от педагога живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой педагог найдёт путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести ещё не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали.

    Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) необходимо истинное значение природы, законов, смысла и эволюционного назначения, следовательно, нужно изучать, преподавать и претворять в повседневную жизнь науку духа, без которой абсолютный смысл жизни и образования не может быть осознан и практически осуществлён.

    Вопросы духовности человека и общества всё более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности государства и т, д.

    Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём.

    Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего государства.

    Список литературы

    1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996. - 436 с.

    2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Издательство удмуртского университета, 1996. - с. 8. - 106.

    3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. - 380 с.

    4. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

    5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. - 220 с.

    6. Фицпатрик Д. Диалог с ребёнком. М.: Аквариум, 1996. - 393 с.

    7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001. - 176 с.