От зерна до каравая. Проект от зерна до каравая. Экскурсия в хлебный магазин

07.04.2019

Цель. Приобщение детей к ценностям традиционной русской культуры, поддержание интереса к различным видам музыкальной деятельности.

Задачи.

Учить активно воспринимать музыку посредством использования музыкального фольклора;

Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

Развивать песенную творческую фантазию, умение сочинять свою мелодию для песенки птенчиков;

Формировать звуковысотный, ритмический слух, умение передавать через движения характер музыки, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;

Продолжать учить свободно ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование.

Техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный центр;

Музыкальный материал (аудиозаписи): песня «Осень наступила», шум дождя, песни из м/ф «Маша и медведь»;
Демонстрационный материал: карточки, изображающие матрешек для ориентировки в зале (врассыпную, парами, в колонну, в круг);

карточки с изображением мам птиц и их птенцов по количеству детей, музыкальная лесенка;

металлофон;
молоточек – собачка;

магнитная доска.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в зал, садятся на стульчики, здороваются друг с другом и педагогом песенкой-приветствием.

Песня-приветствие «Здравствуйте»

(по усмотрению музыкального руководителя)

Слайд 2. Маша в деревне.

Музыкальный руководитель. Ребята, вы знаете, кто нас сегодня приглашает в гости? Девочка Маша из мультфильма «Маша и Медведь». У нее дома живут разные домашние животные и птицы, и она хочет нас с ними познакомить.

Рис. 1. Маша.

Музыкальный руководитель. На чем можно поехать в гости в деревню? (Ответы детей.) Соня предлагает на поезде. Согласны? Встаньте точно так же, как Матрешки на карточке (см. рис. 2).

Рис. 2. Матрешки.

Музыкальный руководитель. Садитесь в вагончики, а машинистом будет Егорка (см. фото 1.)

Фото 1.

Слайд 3. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему и топающим шагом двигаются по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца .

Слайды 4 — 5. Маша встречает детей.

Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали.

Слайд 6. Домик Маши с домашними животными.

Музыкальный руководитель. Посмотрите на экран и скажите, кто живет у Маши дома. (Дети отвечают, что это кошка, собака, курочка с цыплятами и утка с утятами.)

Кот Васька – это первое домашнее животное, с которым хочет познакомить нас Маша.

Слайд 7. Кот Васька.

Музыкальный руководитель. Как он мяукает? (Дети отвечают.) У каждого из вас кота получился свой голос и свой характер. А сейчас покажите, пожалуйста, как мяукает кот Васька, когда он находится в добром настроении, например, греется на солнышке. (Дети ласково и нежно мяукают).

Музыкальный руководитель. А каким станет голос Васьки, когда он расстроен. Представьте, например, что у него закончилось молоко или убежала мышка.

Музыкальный руководитель. Вы уже знаете, что человек, который пишет музыку, называется … (композитор). А еще есть народная музыка, которую сочинили люди, жившие очень-очень давно. Каждый, кто слушал такую музыку, добавлял в нее что-то свое. И поэтому первоначальное авторство забылось. Сегодня я хочу познакомить вас с русской народной песней «Ходит Васька серенький». Слушайте ее внимательно и услышите, как меняется характер и поведение кота (См. рис. 2)

Слушание русской народной песни «Ходит Васька серенький» ( «Со двора, со дворика» Русские народные игры-хороводы для детей младшего возраста. Сост. М.Медведева. Москва, 2005 г.)

Рис 2. Васнецов Ю. Ходит кот по лавочке.

Музыкальный руководитель. Ребята, подскажите мне, какая звучала музыка? (Исполняет фрагменты музыкального произведения) .

Сначала музыка была спокойная, плавная – это Васька ходил, умывался.

Потом кот неслышно обходил дом – и музыка зазвучала осторожнее, тише.

А в конце песни кот Васька грозил мышкам – и музыка стала смелая, храбрая, решительная.

Понравилась вам песня? Давайте я еще ее спою для вас на следующем занятии.

Слайд 8. Домик Маши, кот и собачка.

Музыкальный руководитель. Вот прибежала к крыльцу собачка. Ее зовут Дружок.

Слайды 9, 10. Собачка Дружок.

Музыкальный руководитель. Дружок просится в дом, потому что собирается идти дождь, а Маша собачку в дом не пускает. Давайте покажем, как Дружок поднимается на крылечко по лесенке и спускается с него. Посмотрите, у меня есть маленький молоточек – с наконечником в виде собачки Дружка. Пусть он ходит по лесенке на магнитной доске вместе с воспитателем, а мы будем показывать движение мелодии рукой.

Слайды 11, 12. Собачка на лесенке.

Распевка «Лесенка» (Н.А.Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, «Музыка», 1985 г.)

Музыкальный руководитель. Как называется этот музыкальный инструмент? (Демонстрирует металлофон.) Давайте загадывать музыкальные загадки про собачку, как она двигается по лесенке: вверх, вниз или стоит на одном месте. Напомню, как нужно правильно держать молоточек.

Загадки на металлофоне.

Один ребенок играет мелодию на металлофоне, а другой – показывает молоточком на магнитной доске движение собачки по лесенке (см. фото 2

Фото 2. Загадки на металлофоне «Куда идет собачка».

Раздается шум дождя в звукозаписи.

Слайд 13. Домик Маши, дождь. Все животные спрятались.

Музыкальный руководитель. Вот и дождь начался, все домашние питомцы Машины разбежались. Дети, давайте споем песню про осенний дождик.

Дети исполняют песню «Осень наступила» Музыка и слова С.Г.Насауленко (сборник «Осенью в лесу», «Колокольчик» №19, 2000 г.).

См. Приложение 1.

Слайд 14. Домик Маши. Нет птенцов.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята, хорошо песню исполнили. Дождик закончился. Ой, посмотрите, кого-то не хватает на рисунке после дождика? (Дети отвечают, что нет птенчиков) . Да, ребята, птенцы, наверное, испугались дождя и спрятались. Давайте позовем их.

Слайды 15-17. Курица, утка, гусыня.

Музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять карточку с изображением цыпленка, утенка или гусенка. Музыкальный руководитель демонстрирует слайд с изображением мамы-курицы и поет на ноте «до» первой октавы: «Где мои ребятки? Ко-ко-ко». Дети, у которых карточки с цыплятами, поют на ноте «соль» первой октавы: «Мамочка, мы здесь. Ко-ко-ко». Дальше своих птенцов ищет мама-утка и мама-гусыня (см. рис. 3).

Рис 3. Васнецов Ю. Курочка.

Музыкальный руководитель. Ребята, а кто хочет придумать свою новую песенку для ваших птенчиков?

Песенное творчество. Дети импровизируют в исполнении несложных мелодий.

Слайд 18. Домик Маши. Все домашние животные на месте.

Музыкальный руководитель. Все птенчики вышли из укрытий. А два веселых гуся никак не хотят выходить из канавки. От кого же они спрятались? От Машиной бабушки? Давайте покажем инсценировку. Встаньте врассыпную по залу.

Инсценировка р. нар. песни «Два веселых гуся».

(М.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду». Москва, 2010)

Слайды 19, 20. Два веселых гуся.

Дети исполняют инсценировку песни «Два веселых гуся».

Рис 4. Два весёлых гуся.

Музыкальный руководитель. Все птицы нашлись. Обрадовалась Маша, и ей захотелось вместе с вами поплясать. Выходите, ребята, на «Парную пляску».

Дети исполняют «Парную пляску» лит.нар.мел. обр.Т. Попатенко (Сб. «Музыка в детском саду: песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет» Сост. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Москва, 1967 г.)

Слайд 21. Кот Васька.

Музыкальный руководитель. Машин кот Васька очень хочет, чтобы вы поиграли с ним. А кто будет котом – поможет определить считалка. Да не простая, а её придумали в старину в нашей Вологодской области в Кадуйском районе.

— Марфушека, подай ведро.

— На что ведро?

— Коров доить. Тебе водить.

Музыкально-ритмическая игра «Хитрый кот». Музыка и слова С.Г.Насауленко (Сборник «Музыкальные игры» «Колокольчик», №12, 1999 г.).

На вступление выходит кот, присаживается посреди играющих на корточки. Дети-мышки гуляют по залу и поют. С окончанием песни кот ловит мышек. Игру повторить 2 – 3 раза со сменой ведущих.

См. Приложение 2.

Рис 4. Ю. Васнецов. Тень-потетень.

Слайд 22. Маша с петушком.

Музыкальный руководитель. Очень весело играть во дворе у Маши, но нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с Машенькой, спойте ей «До свидания». На чем мы поедем обратно? Встаньте друг за другом — наш поезд отправляется в детский сад.

Слайд 23. Паровозик едет по лесу.

Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд».

Дети, как в начале занятия, встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящему и топающим шагом идут по залу под музыку «Паровоз» Л.Компанейца .

песня «Паровоз» муз. З. Компанейца, сл. О. Высотской, исп. Юлия Степанова-Пинус.

Слайды 24, 25. Детский сад.

Музыкальный руководитель. Мы вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг, и вы скажете: понравилось ли вам наше путешествие к Маше? А может быть, в следующий раз Маша нас позовет в гости к самому медведю Мише. Давайте на прощание все вместе негромко скажем: «Мы молодцы». (Дети произносят фразу.) А теперь скажите ее чуть громче, и еще громче. Вы, действительно, молодцы!

(Дети уходят из зала под музыку из мультфильма «Маша и медведь»).

Макарова Юлия Игоревна , музыкальный руководитель,

МБДОУ «Судский детский сад комбинированного вида «Светлячок»,

поселок Суда, Вологодская обл.

Лариса Витальевна
Конспект музыкального занятия в средней группе «Веселые музыканты»

Конспект музыкального занятия в средней группе «Веселые музыканты »

Цель занятия : музыкально -эмоциональное воспитание детей, комплексное развитие их музыкальности ; развитие воображения и фантазии; создание условий для объединения знаний и умений детей.

1. Закреплять вокально-певческие навыки, развивать внимание.

2. Закреплять понятия о музыкальных жанрах : песня, танец, марш.

3. Устанавливать ассоциативные связи между миром фантазий и миром реальности;

4. Воспитывать любовь к музыке и пению .

Оборудование

СD диск к программе И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки» , (средняя группа ,барабан, игрушки би-ба-бо -зайчик, котик, картинки с изображением котов, портрет композитора В. А. Моцарта;

Программные произведения : «Поскоки» французская народная мелодия,» Два кота» польская народная песня,» Пляска для зайчика»-любая музыка в 2-х частной форме , «Колыбельная» муз. В. А. Моцарта, «Зайчик» муз. М. Старокадамского, «Барабанщик» муз. М. Красева, «Ловишки с зайчиком» муз. Й. Гайдна

Ход занятия  ; (средняя группа )

Дети заходят в музыкальный зал . К ним навстречу выходит Зайчик (кукла би-ба-бо)

Педагог обращает внимание детей на пушинку, которая находится на носу у Зайчика и предлагает сдуть пушинку (вытянуть губы трубочкой и тихонько выдыхать воздух)

Муз. рук.: Ребята, а посмотрите, как скачет наш зайчик. На одной ножке, на другой ножке. Давайте и мы попробуем так же. Сначала без музыкального сопровождения , затем под музыку .

Упражнение «Подскоки» . Французская народная мелодия.

Муз. рук : Зайчик, а что это ты нам принес?

Зайчик : Это музыкальный инструмент , барабан. Хотите я на нем сыграю марш? Марш звучит бодро, энергично и под него нужно бодро маршировать. Хотите попробовать маршировать под мой марш?

Звучит «Марш под барабан»

Муз. рук : Вот, как здорово у нас получилось. А теперь посмотрите, у меня есть вот такая картинка. И я вам расскажу одну историю : Жили- были два кота, два ободранных хвоста, серый кот полез в чулан и сметану и там достал, а черный кот полез в чулан, там мышонка он поймал.

Зайчик : Ой, а я знаю одну польскую народную песенку, она так и называется «Два кота» Хотите ее послушать?

Муз рук : Ребята, а давайте прохлопаем ритм этой песенки. Обратите внимание на проигрыш, если бегает мышка- звуки высокие, бегает кот- звуки низкие.

После прослушивания появляется котик.

Кот : Мур, мяу, здравствуйте, ребята, вот шел я мимо, услыхал, как вы про меня песенку пели, и решил зайти к вам в гости.

Муз. рук : Здравствуй, котик! Рады мы, что ты зашел к нам.

Зайчик : Котик, а что ты любишь делать, кроме того, что мышей ловить?

Кот : Я очень люблю танцевать веселые танцы .

Заяц : Что ж давай попляшем. А ребята помогут нам в этом. Когда будет звучать 1-я часть музыки , будет танцевать котик, а на 2-ю часть буду танцевать я- Зайчик.

«Полька для Зайчика и кота» Любая музыка в 2-х частной форме .

Заяц : А я придумал игру «Пекарь» ,ребята, хотите со мною поиграть?

Пальчиковая гимнастика :

Пекарь, пекарь из муки Выполняем движение «печем

пирожки»

Испеки нам колобки, Соединить большой и указательный

Да сушки- Ванюшке Пальцы на каждой руке отдельно

Да баранки -Танюшке Соединить большие пальцы и указа-

Да бублики- Гришке, Слегка раздвинуть руки в стороны

Да крендель- Маришке. Кончики пальцев рук соединить,

локти развести в стороны.

Кот : Ну, что ж, игра твоя хорошая, но мне по душе спокойные колыбельные мелодии. Ведь под них можно, так сладко уснуть, мамы всегда своим деткам поют колыбельные песенки и качают своих малышей, мур- мяу.

Муз. рук : Тогда Котик, мы тебя покачаем и послушаем «Колыбельную» , которую написал австрийский композитор В. А. Моцарт, вот его портрет.

Муз. рук : Ребята, какой характер у этого произведения?

Дети : Музыка ласковая , спокойная, напевная. Под нее хочется уснуть.

Зайчик : А вот мне больше нравятся веселые и задорные мелодии , а самая моя любимая песенка называется «Зайчик» композитора М. Старокадомского, давайте исполним ее все вместе.

Муз рук : А у наших ребят, тоже есть любимая песенка и она как раз об инструменте, на котором ты, Зайчик сегодня нам играл. То есть о барабане.

Дети, кто хочет спеть нашим гостям эту песню? А кто хочет подыграть нам на барабане?

Песня «Барабанщик» муз. М. Красева

Зайчик : Очень мне понравилось, как вы поете. А теперь я хочу поиграть с вами, ребята. Знаете такую игру «Ловишки с зайчиком» ?

Игра «Ловишки с Зайчиком» муз Й. Гайдна.

Первый раз догоняет Зайчик, затем в игру может включиться Котик, Игра проводится 2-3 раза.

Муз рук : Что ж, хорошо мы играли с нашими гостями, но пришло время простится, давайтес Зайчиком попрощаемся, тоненьким, высоким голоском, а с Котиком – низким голосом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.




ЗАДАЧИ: Расширить представления детей об окружающим миром; Способствовать развитию умственных способностей: анализ,синтез, классификация, сравнение, обобщение; Создавать условия для развития поисково-исследовательских способностей; Развивать у детей умения пользоваться приборами помощниками при проведении экспериментов; Обогащать словарный запас; Формировать социально-личностные качества: коммуникативность, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляция своих действий; Разнообразить формы взаимодействия родителей и детей;




I ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: Обогащение среды: подбор художественной литературы по теме «Хлеб»; Подбор репродукций русских художников на заданную тему; Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах; Диагностика. Взаимодействие с родителями: - совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе; - оформление стенгазеты «Хлеб – всему голова»; - совместное инсценирование сказки «Колосок»; - изготовление «Книги интересных рецептов».








Загадки: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб) Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно) Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)


Приметы: Нельзя было начинать есть новую буханку после захода солнца: это грозило нищетой. Человек переворачивает буханку хлеба «лицом» вниз накличет на себя серьезные неприятности. Неровно нарезанный хлеб говорит о том, что столь же неровная и наполненная трудностями жизнь ожидает и человека.


II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ: Проведение цикла тематических занятий. Проведение экспериментальной деятельности. Взаимодействие с родителями: организация совместной деятельности детей и родителей по предложенной теме. Оформление фотогазет с представлением репортажей с проведенных мероприятий.


ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада Цели: закрепить знание детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; дать представления, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим; словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн- комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь-ржаной хлеб; упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; обогатить словарный запас детей: земледелец, механизатор, комбайнер, страда, урожай; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей. которые выращивают и изготавливают хлеб.














Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида "Буратино" государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский Экологический проект "От зернышка до каравая" Старший дошкольный возраст Подготовила и провела: педагог дополнительного образования по экологии Рябцева О.А. п.г.т.Усть-Кинельский Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! Актуальность. В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно "растут" булки, и проследить весь путь хлеба - от зернышка до каравая. Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. Кроме этого проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Надеемся, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания. Участники проекта: педагог дополнительного образования по экологии, воспитатели, дети старшей группы, родители Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба. Задачи: обогатить познавательный опыт детей сформировать систему знаний детей о производстве хлеба развивать у детей нетрадиционное решение дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом совершенствовать трудовые навыки детей воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия. Разработка проекта: Донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план работы. Планируемый результат: знание детей информации о злаковых культурах; понимание детьми ценности и пользе хлеба знание детей о производстве хлеба умение детей применять трудовые навыки понимание детьми важности труда хлебороба умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу. Подготовительный этап март-апрель Практический этап май-октябрь Аналитический этап ноябрь Организационная деятельность довести до участников проекта важность данной проблемы. Материал: земля, лопатки, зерна пшеницы, ржи, ячменя, миска для замеса теста, тестомешалки, хлебопечка. Образовательные области: коммуникация, познание, здоровье, чтение художественной литературы. Перспективное планирование Детская деятельностьФормы и методы организации совместной деятельностиДвигательнаяПодвижная игра "Калачи" Физкультминутки: Пальчиковая гимнастика: "Месим тесто" Экскурсия в институт селекции и семеноводства им. Контстантинова Экскурсия на пекарню Экскурсия в хлебный магазин.Игровая деятельностьСловесная игра: "Узнай по описанию", "Назови разные блюда из круп", "Вершки и корешки" Хороводные игры: "Каравай", "Земелюшка - чернозем", "Урожай у нас хорош" Познавательные занятия: "Откуда хлеб пришел?" "Как мы будем беречь хлеб" Игра: найди лишние ингредиенты Дидактическая игра: "Сложи правильно"Продуктивная деятельностьСамостоятельное выпекание хлеба в хлебопечке КоммуникативнаяОтгадывание загадок: Беседы о хлебе: Что такое злаки и из чего пекут хлеб? Пшеница. Рожь. Военный хлеб. Почему нужно беречь хлеб.Чтение художественной литературыЧтение сказок: "Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и два мышонка", рассказ К.Паустовского "Теплый хлеб", "Дом зерна" Заучивание стихотворений: В.Данько "Откуда хлеб пришел" В.Степанов "Полюшко поле" П.Руденко "Хлеб" Заучивание пословиц, поговорок: "Хвала рукам, что пахнут хлебом" "Что летом уродится, все зимой пригодится" "Хочешь есть калачи, не лежи на печи" "Не велик кусок пирога, а стоит много труда" "И обед не в обед, коли хлеба нет" "Ржаной хлебушко, калачам дедушка" "Гречневая каша - матушка наша, а хлебу ржаной - отец наш родной" и др.Исследовательская деятельностьРассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Превращение зерна в муку (камни, кофемолка) Наблюдение за тем, как температура влияет на поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус получившееся булочки; Из чего делают хлеб (тесто)ТрудоваяПосадка семян 3-х зерновых культур; Полив, прополка. Измельчение зерен в муку. Замешивание теста Уборка своего рабочего местаСоциализацияСюжетно-ролевая игра "Хлебопекарня", "Семья"; Дид.игра "Почемучка"; Сюжетно - ролевые игры: "Пекари", "Магазин" Дидактические игры: "Угадай, что в мешочке", "Разложи по порядку", "Сложи колосок", "Чем пахнет магазин", "Угадай на вкус"ЗдоровьеБеседы о пользе хлеба, о бережном отношении к немуПознаниеПодсчет зерен для высевания, из расчета 100 зерен на 1 метр; Рассматривание иллюстраций, картин с изображением уборки зерна и выпечки хлеба Знакомство с профессиями пекаря, кондитера Результат 1.Рисунки хлебных полей, 4.Разработка правил поведения с хлебом и изображение в виде знаков. 5.Экскурсии, 6.Разыгрывание сценки "Путешествие колобка", "Колосок", 7.Создание мини-музея "Хлеб всему голова" 8. Самостоятельно испеченный хлеб. Реализация проекта: Первым настоящим делом детей в проекте "От зернышка до каравая", явилось подсчет зернышек для их дальнейшей посадки. 10 детей считали по 10 зернышек,полученные 100 семян мы сеяли на 1 метр скопанной земли. таким образом мы посадили по 5 рядов 3 зерновые культуры: пшеницу, ячмень и овес.Ну а затем мы ждали появления всходов... Когда же дождались мы стали следить за отсутствием сорняков на наших грядках.В конце лета мы наблюдали образованием колосьев и осенью собрали урожай. Конспект НОД по экологии в старшей группе "Хлеб - всему голова" Задачи: 1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. 2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях. 3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов "Кусок хлеба", Х.Мянд "Хлеб", К.Кубилинскас "Снопы", рассказ Э.Шим "Хлеб растёт". Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Ход: 1. Организационный момент. Педагог предлагает детям поиграть в игру "Волшебный мяч". Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие. После игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру "Магазин" хлебобулочными изделиями. 2. Актуализация знаний. Педагог задаёт вопросы: - Откуда берётся хлеб, который продают в магазине? - Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс). - Где растёт хлеб? (в поле) - Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) - Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор) - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно) - Что дальше происходит с зерном? С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб. Педагог предлагает рассмотреть схему "Откуда хлеб пришел": сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы: - Кто сеет хлеб? - Труден ли труд хлебопашца? - Как получают муку? Не гром грохочет, не пальба - Шумят, гудят грузовики, Гремит-грохочет молотьба. Стучат на мельнице валки, Гора зерна растет до неба...Гора муки растет до неба... Ты видишь, сколько будет хлеба? Ты видишь, сколько будет хлеба? Физминутка. Едем в поле (дети встают друг за другом и "едут" на машине) На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево) В яму заехали Горки объехали И на поле приехали! Педагог предлагает детям пройти на свои места. - Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари) Педагог обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия. Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука) Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят По кусочку все съедят. (Пирог) Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) Маленькое, сдобное Колесо съедобное. (Бублик) Сидит на ложке Свесив ножки? (Лапша) Состав простой: мука, вода А получается еда, То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия) При этом педагог обращает внимание на правильную осанку детей. Пальчиковая гимнастика: "Месим тесто" - Мы тесто месили, мы тесто месили, Нас тщательно всё промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько, ни мнём, Комочки опять и опять достаём.4. Итог занятия - Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме? - Как нужно относиться к хлебу? - Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб? В заключении хочу вам прочесть стихотворение. Вот он хлебушек душистый, Вот он теплый золотистый, В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел В нем здоровье наша сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселого в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! В качестве домашнего задания предложили детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе. Это задание настолько заинтересовало детей, что они до сих пор заучивают и рассказывают новые пословицы, которые и для нас были неизвестны. Конспект НОД по экологии в подготовительной группе "Откуда хлеб пришёл" Подготовила: педагог дополнительного образования по экологическому воспитанию Рябцева О.А. Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин), чтение стихотворений Д.Кугультинов "Кусок хлеба", Х.Мянд "Хлеб", К.Кубилинскас "Снопы", рассказ Э.Шим "Хлеб растёт". Оборудование: картинки, тарелка с мукой. Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод Ход занятия Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай) А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе) А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб) Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий). Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный) Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? (Мама купила в магазине) А, как он в магазин попал, хотите расскажу? Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю Специальными машинами, сеялками. Потом вырастают вот такие колоски Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки. Физкультминутка: Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо. Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны). А теперь давайте вместе. Все попрыгаем на месте (прыжки) Выше, веселей, вот так! Переходим все на шаг (ходьба на месте) Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? (Мука, вода) Посмотрите, какие нужны компоненты соль, вода, яйца, мука, сахар, дрожжи Давайте их назовём. (Ответы детей). Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки? Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные). Молодцы! Дидактическая игра: "Сложи правильно" Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. "Как хлеб на стол попадает" Игра: найди лишние ингредиенты В заключении хочу вам прочесть стихотворение. Вот он хлебушек душистый, Вот он теплый золотистый, В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел В нем здоровье наша сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселого в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! Экспериментальная деятельность "Тепло и холод" Влияние температуры на поднятие теста Мы с ребятами решили путем исследования проверить, как влияет температура на поднятие теста и следовательно на готовый хлебобулочный продукт. В первую очередь мы замесили 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов. мы положили муку, воду, сахар, дрожжи, масло растительное и, конечно, дрожжи. Дрожжи, положенные при замесе теста, сбраживают содержащиеся в муке сахаристые вещества, разлагая их на углекислый газ и спирт. Углекислый газ, образующийся в тесте в виде пузырьков, поднимает тесто и разрыхляет его. Самостоятельно вымесили тесто. Получились два одинаковых клубочка теста. И затем один клубочек теста поставили его расстаиваться в холодильник, а другой в теплое место. И оставили на 2 часа. После расстаивания мы увидели, что тесто, стоявшее все это время в холодильнике, не изменилось. Тесто же стоявшее в теплом месте увеличилось в 2 раза, стало теплым, мягким, воздушным.Следующим этапом эксперимента стало выпекание булочек из получившегося теста. И у нас испеклись две абсолютно разные булочки. Одна булочка получилась высокая, мягкая, воздушная, а другая маленькая и жесткая. Мы вместе решили попробовать на вкусовые качества обе булочки. Мягкая булочка легко резалась, не крошилась, чего нельзя сказать о другой булочке. Она крошилась и резать её было очень проблематично, приходилось применять усилие. На вкус ребятам понравились обе булочки, мягкая булочка была похожа булочку, которую пекут наша замечательные повара на кухонном блоке, и которые мы так всегда ждем и очень любим. А жесткая булочка была похожа на сухарик который нам мама покупает в магазине, сладкий и хрустящий. Ну в конце эксперимента мы подвели итог: для выпечки изделий из дрожжевого теста требуется температура 25-35°С, т.е выше комнатной. И тогда булочки получатся пышными, мягкими и очень вкусными. если температура ниже, то дрожжи не смогут сбродить и изделия получится жестким. Сами попробуйте. Экскурсия в Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства им. П.Н. Константинова 20 сентября дети старшей группы под руководством воспитателя Джаббаровой И.А. и педагога дополнительного образования Рябцевой О.А.посетили Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства им. П.Н. Константинова. Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу. Организация детей: до института дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй - в конце. Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка. Одним из основных направлений деятельности института является изучение качества зерна, из которого в дальнейшем делают муку и пекут хлеб. Цель экскурсии: познакомить детей с профессией селекционера. технолога, т.е. человека изучающего качество выросшего на поле зерна; посмотреть технологию изучения качества зерна. Экскурсия нам очень понравилась. Спасибо большое! Экскурсия на пекарню 23 сентября дети старшей группы под руководством старшего воспитателя Ядринцевой Л.Д. и педагога дополнительного образования Рябцевой О.А.посетили пекарню ООО "Хлеб МИС". Целью экскурсии: * Познакомить детей с профессий пекаря, * Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях; * Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу. Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй - в конце. Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка. С огромным вниманием дети наблюдали процесс изготовления хлеба от просеивания муки, замешивания теста до готовой продукции, развозимой на прилавки магазинов нашего села. Дети увидели, как тесто в печи превращается в хлеб с ароматной хрустящей корочкой. В конце экскурсии ребят угостили горячими пончиками, ароматными сладкими пряниками и буханкой свежего теплого хлеба. Увидели насколько тяжела работа хлебопека и как важно беречь их труд. Самое приятное для малышей в этой встрече было угощение от пекарей: сладкая ароматная булочка! Мы благодарим весь коллектив пекарни за интересную экскурсию. Придя в группу, мы угостили всех ароматными булочками. Экскурсия в хлебный магазин Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Я.Аким. Хлеб - это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем? 26 сентября дети старшей группы под руководством воспитателя Потаповой Л.В. и педагога дополнительного образования Рябцевой О.А. отправились за ответами на эти вопросы на экскурсию в хлебный магазин Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него. Цель: познакомить детей с работой хлебного магазина. Задачи 1. Продолжить формирование понятий - магазин, продавец, шофер, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей. 2. Познакомить детей с разновидностями хлебобулочных изделий. 3. Проследить их путь от пекарни до покупателя. 4. Подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы. 5. Формировать чувство уважения к людям труда и хлебу. Оборудование: сигнальные красные флажки для остановки движения транспорта, если придется переходить улицу. Организация детей: до магазина дети идут парами. Их сопровождают два педагога, один из которых находится в начале колоны, второй - в конце. В магазине дети располагаются так, чтобы не мешать продавцам и покупателям, но в то же время все хорошо видеть. Виды деятельности: ознакомление с окружающей средой, экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка. Методические рекомендации Воспитатель предварительно договаривается об экскурсии с работниками магазина и приводит детей. В магазине воспитатель старается не рассказывать детям, а задавать им вопросы, на которые те дают ответы, основываясь на восприятии увиденного. Считают, сколько видов хлеба и булочных изделий завезли сегодня в магазин, узнают их названия. Воспитатель объясняет, чем отличается хлеб от булочных изделий, обращает внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках. В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Отмечают, что в магазине, кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят не ежедневно. Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, как выясняет, что им надо, отпускает товар. Воспитатель обращает внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Руками он прикасается только к тем продуктам, которые имеют какую-то оболочку. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями. Воспитатель поощряет их к этому. Дети делают вывод о том, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены. Сами печем хлеб И вот наконец-то после стольких экскурсий, прогулок, непосредственно образовательной деятельности, экспериментов, игр и т.д. мы решили самостоятельно испечь хлеб, с помощью хлебопечки. Теперь мы знаем какие продукты необходимы для выпекания хлеба: вода, мука, сахар, соль, и конечно дрожжи. Перед началом работы, мы одели фартуки и косынки. И работа закипела, друг за другом добавляем ингредиенты для хлеба. Все мы положили в хлебопечку и стали наблюдать, что же будет происходить... И вот все завертелось, закрутилось, и получилось тесто. Затем закрыв хлебопечку, мы оставили её на 4 часа, подходить и печься. Мы наблюдали через окошко в хлебопечке, сначала тесто поднималось, потом снова крутилось, вертелось, а потом опять поднимало и только потом стал выпекаться хлеб, в групповой комнате запахло ароматным запахом хлеба. И вот наконец то, пришло время посмотреть результат... Вот такой хлеб у нас получился, на ужин мы кушали самостоятельно испеченный хлеб. И был самый вкусный на свете. Сами попробуйте. Экскурсия на кухню Цель: познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах. Задачи 1. Показать детям, как повара готовят булочки 2. Помочь ребятам понять, что и здесь многое зависит от уже знакомых им живых организмов - дрожжей. Организация детей: они стоят на кухне группой или проходят мимо кухонного оборудования, если это возможно. Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей. Методические рекомендации: педагог строго следит за соблюдением правил безопасности. Дети идут на экскурсию на свою кухню, когда там выпекаются изделия из теста. Они должны увидеть весь процесс - от замеса теста до вынимания горячих булочек из печи. Если тесто подходит долго, на кухню можно сходить 2-3 раза. Кухонные работники, по предварительной договоренности с воспитателем, комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов. Воспитатель. Видите, ребята, вам готовят еду таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так повар и помощники работают каждый день, чтобы вы всегда были сытыми. Вкусно они готовят? Вам нравится? Дети отвечают. Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что каждый день готовят для нас очень вкусно. Дети благодарят работников кухни и уходят. В последующие дни во время завтрака, обеда или ужина педагог напоминает детям об их экскурсии на кухню, предлагает определить, с помощью какого оборудования было приготовлено то или иное блюдо, каким способом его готовили. Спрашивает, понравилась ли еда, обещает передать благодарность работникам кухни. Приложение Игра в слова Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе). Объясните выбор каждого слова. Словарь: мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, "усатый", мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы и сриней, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади. Комментарий для взрослых: Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали? Четвертый лишний Выделите лишнее слово, объясните свой выбор: картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза. Конкурс "Кто назовет больше изделий из теста?" Все команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпаются, его продолжают взрослые. Конкурс для детей "Что - сначала, что - потом". Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их и последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель или один из родителей контролирует правильность и скорость выполнения задания. Конкурс для родителей "Кто быстрее замесит тесто" От каждой команды приглашаются по одному или два представителя, и дается одинаковый набор продуктов. Задание для детей и родителей: "У вас имеются остатки хлеба. Что можно из них приготовить? Дайте рецепт". Побеждает команда, назвавшая большее количество способов использования хлеба. Задание для мамы и ребенка: из предложенных продуктов приготовить бутерброд. Работают одновременно все пары. Бутерброд оценивается не только по вкусовым качествам, но и по оригинальности оформления. Набор продуктов должен быть достаточно большим, чтобы участники имели выбор для развития собственной фантазии. Подвижная игра " Что мы делали - не скажем, а как делали - покажем" Из взрослых выбирается один ведущий - Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходят к Царю. Между ними происходит следующий диалог: - Здравствуй, Царь. - Здравствуйте, дети. Где вы были? - На мельнице (или в другом месте, где происходят задуманные действия). - Что вы делали? - Что мы делали - не скажем, а как делали - покажем. Составь рассказ-описание с опорой на план 1. Как называется злак? 2. Как выглядит злак? 3. Где родина злака? 4. Какие полезные вещества содержатся в злаке? 5. Какие блюда можно приготовить из злака? 6. Дополнительные сведения, известные детям. Народные приметы Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист. Комары появились - пора сеять рожь. Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила. Когда шишки на елке станут красными, а на сосне - зелеными, пришла пора ячмень сеять. Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса. Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела - пора гречиху сеять. Пословицы и поговорки Почему в народе говорится: "До поры до времени не сеют семени"; "Весной час упустишь, годом не наверстаешь"; "Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево"; "Кто весной не сеет, тот осенью жалеет"; "Не пиры пировать, когда хлеб засевать"; "Сей в срок - будет прок!"; "Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь"; "Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится"; "Хорошо зерно в землю спать уложишь - хорошо и разбудишь, сыт будешь"; "Кто пахать не ленится, у того хлеб родится"; "Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет"; "Какова земля, таков и хлеб"; "Клада не ищи, а землю паши - и найдешь"; "Когда сеют и жнут, не говорят, что мозоли жгут"; "Будет хлеб - будет и обед"; "Кто хлеб носит, тот есть не просит"; "Сей овес хоть в воду, да в пору"; "Кто кукурузу сеет, тот год от года богатеет"; "Хозяйство без кукурузы, что дерево без корней"; "Не соберешь овес - наглотаешься слез"; Из чего сварили кашу? Назовите злак, из которого сварили кашу. Пшенную - (просо) Гречневую - (гречиха) Перловую - (ячмень) Геркулесовую - (овес) Манную - (пшеница) Овсяную - (овес) Кукурузную - (кукуруза) Физкультурные минутки Едем в поле (дети встают друг за другом и "едут" на машине) На кочку наехали (подпрыгивают, приседают, делают повороты вправо, влево) В яму заехали Горки объехали И на поле приехали! Пальчиковая гимнастика Мы тесто месили, мы тесто месили, Нас тщательно всё промесить попросили, Но сколько ни месим и сколько, ни мнём, Комочки опять и опять достаём. Загадки Вот на мельнице пшеница Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука) Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят По кусочку все съедят. (Пирог) Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) Маленькое, сдобное Колесо съедобное. (Бублик) Сидит на ложке Свесив ножки? (Лапша) Состав простой: мука, вода А получается еда, То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия) Бьют меня палками, Жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере, Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб.) Анкетирование детей старшего возраста (начало проекта) Обследовано 27 детей ВопросзнаютНе знаютБез чего не вырастит хлеб?324Как превращается зерно в муку?225Как превращается мука в тесто?522Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?324Какие профессии тружеников села вы знаете?126 Анкетирование детей старшего возраста (конец проекта) ВопросзнаютНе знаютБез чего не вырастит хлеб?252Как превращается зерно в муку?261Как превращается мука в тесто?27-Какие машины вы знаете, которые помогают выращивать хлеб?252Какие профессии тружеников села вы знаете?243 Список использованной литературы 1. "Мы" Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: "Детство-Пресс", 2000.- 240с. 2. Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез", 2004. - 40с. 3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с. 4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с. 5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С. 6. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. 7. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство "Скрипторий 2003", 2011. - 160с. 8. Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с. 9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с. 10. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с. 11. Шорыгина Т.А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с 12. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с. 13. Шорыгина Т.А. Фрукты. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 64с. 14. Шорыгина Т.А. Ягоды. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 56с. 15. Экологические праздники для старших дошкольников. Зенина Т.Н. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128с. : http://www.o-detstve.ru/ Портал "О детстве" 2 Моя педагогическая инициатива 2012 http://www.o-detstve.ru/ Портал "О детстве" Моя педагогическая инициатива 2012

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей 4-5 лет (средняя группа)

Тема: «От зернышка до каравая»

Составила: Мулик Т. В., воспитатель ГБДОУ «Детский сад №129»,

г. Севастополь,

Цель: Формирование представлений о том, какой путь проходит зерно,

чтобы стать хлебом, о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление детей о том, откуда берется хлеб, кто и как его

выращивает, выпекает.

Продолжать знакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных

Знакомить детей со злаковыми растениями (пшеница, ячмень, просо, овес,

Обогащать и активизировать словарь детей.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности

в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать

свою точку зрения.

Развивать познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику,

умение оценивать свое эмоциональное состояние.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к труду людей,

выращивающих его.

Прививать интерес к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу

жизнь, страну лучше и богаче.

Воспитывать интерес к русским народным традициям.

Планируемые результаты: имеет представление о том, кто и как

выращивает хлеб; умеет сравнивать, анализировать, делать выводы,

обобщения; может образовывать прилагательные от существительных; знает

правила пользования хлебом; активен в самостоятельной двигательной

деятельности.

Интегрируемые образовательные области : «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально

коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа : активизировать в речи детей: трактор, плуг, комбайн,

элеватор, мукомольный завод, хлебозавод, колосья, пшеница, рожь,

хлеборобы, пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

2.Экскурсия в хлебобулочный магазин

3.Рассматривание и сравнение зерен пшеницы и ржи.

4.Посев пшеницы и наблюдения за ее ростом.

5.Лепка хлебобулочных изделий из пшеничной и ржаной муки. 6.Разучивание

стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе. 7.Чтение украинской

народной сказки «Колосок». 8.Загадывание загадок по теме.

9.Дидактические игры: «Что сначала, а что потом», «Назови профессию»,

«Что из какой муки испекли?», «Скажи какой?», «Что нужно для работы

хлебороба».

Оборудование: набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба,

медиапроектор, каравай, Петушок - ребенок, конверт, картинки: «Правила

обращения с хлебом», «Хлебное поле», колоски (раннее сделанные детьми).

Ход НОД:

Дети заходят вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости! Давайте с ними

поздороваемся.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя земля!

Нам здороваться не лень:

Всем мы скажем: "Добрый день! "

Воспитатель: Мы рады гостям, добро пожаловать! Ребята, а как в старину

на Руси встречали и сейчас встречают гостей?

Дети: Гостей встречают хлебом - солью.

Входит ребенок в русском народном костюме с подносом, на котором каравай

хлеба с солью на рушнике, и говорит приветствие:

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Воспитатель: Вот так раньше встречали гостей. А знаете почему? Потому

что хлеб считался и считается главным богатством народа. В давние времена

зерном расплачивались за купленный товар.

Зерно играло роль денег. «Золотое зерно» говорили не только из-за

золотистого цвета зерна, но и также из-за его высокой цены. Русский народ

всегда с уважением относился к хлебу и называл его караваем. Каждая

краюшка хлеба – это огромный труд людей разных профессий.

Послушайте стихотворение (ребёнок читает):

Ребенок: Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким)

Стук в дверь. Заходит петушок – ребенок.

Петушок: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки петушок?

Дети: Из сказки «Колосок».

Петушок: Я пришел к вам за помощью. Мышата не берегут хлеб, относятся

к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него.

Расскажите, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем петушку. Расскажем, как люди

выращивают хлеб, может быть тогда мышата поймут и будут относиться к

хлебу бережно.

Воспитатель: А кто выращивает хлеб? (Хлеборобы). Весной они

подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(Показ слайда – Вспашка земли)

Дети: Весной пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его,

а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Воспитатель: Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

Дети: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших

грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Воспитатель: Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Показ слайда - Посев).

Дети: Сеют зерно сеялки. К севу все уже готово! И кипит работа снова… В

сеялки полным –полно насыпается зерно. С ранней зорьки до темна в землю

сеется оно!

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

Дети: Нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает

дождь. (Показ условных знаков).

Воспитатель: А сейчас давайте покажем, как вырастает пшеница.

Физминутка «Пшеница»

Чтобы выросла пшеница

Мы идем сейчас трудиться.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинаем мы сажать (шаг на месте).

В землю зернышко попало (присесть).

Прорастать на солнце стало (руки над головой).

Дождик землю поливал, (встряхивать кистями)

И росточек прорастал (медленно вставать, руки над головой).

Ветерок его качает (наклоны в стороны),

С ветерком росток играет.

Потянулся наш росток (потянуться на носочках, руки вверх),

Получился колосок.

Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот они лежат уже на моей руке (протягивают ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а много их растет (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

Воспитатель: Вот и выросла пшеничка!

(Показ слайда – Колосящееся поле).

Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер

дует и колосья превращаются в золотые волны. Посмотрите на колоски. Как

вы думаете, почему колос называют золотым?

Дети: Варианты детей. (Он желтый, как и золото. Потому что он золотистого

Воспитатель: Правильно. А еще, ребята, колос называют золотым потому,

что продукт, который делают из зерна пшеницы – хлеб - он очень ценный для

нас, поэтому его и сравнивают с золотом.

Воспитатель: Пришла пора уборки. Отгадайте какая машина убирает

Загадка: Для уборки урожая, на поля я выезжаю.

И за несколько машин там работаю один. (Комбайн)

(Показ слайда – Уборка урожая)

Воспитатель: Какие работы выполняет комбайн?

Дети: Комбайн большими острыми ножами срезает колосья и обмолачивает

их. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет вместе с комбайном.

Воспитатель: Ребята, смотрите к нам заглянул лучик солнца. Давайте

поиграем с ним глазками.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца там найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Воспитатель: Лучик спрятался, а мы продолжаем. Кто знает, куда шофер

увозит зерно?

Дети: Зерно везут на элеватор.

Ребенок: Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

(Показ слайда - Элеватор)

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые

называются элеватором. Там его сушат и хранят. Куда везут зерно с элеватора

и для чего?

(Показ слайда – Мукомольный завод)

Дети: На мукомольный завод. Сюда привозят зерно и перемалывают в муку.

Воспитатель: А кто работает на мукомольном заводе?

Дети: На заводе работают мукомолы.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Представьте, что вы – мукомолы.

Пальчиковая игра «Мукомол». (Дети встают полукругом)

Мукомол, мукомол, ты нам зерна молол (круговые движения рук перед собой).

пеки (сыплют

сайки (показывать

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовали нас, веселимся мы сейчас (хлопаем в ладоши).

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать

муку). Что

делают с мукой?

(Показ слайда - Хлебозавод)

Дети: На специальных машинах муку везут на хлебозавод. Здесь из муки

делают тесто и пекут хлеб.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему хлеб бывает белый и черный, и

имеет разный вкус? (Ответы детей)

Дети: Потому что черный хлеб пекут ржаной муки, а белый - из пшеничной.

Воспитатель: Оказывается, все дело в том, из какого зерна вырос колосок.

Игра «Какой колосок»

Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.

Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.

Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.

Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.

Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.

Воспитатель: А что еще выпекают на хлебозаводе? Назовите

хлебобулочные изделия.

(Показ слайда – Хлебобулочные изделия)

Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

Дети: А потом его - в машины

И развозят в магазины.

Вот откуда к нам на стол

Вкусный теплый хлеб пришел!

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Не зря

говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, какие еще вы знаете пословицы и

поговорки о хлебе?

(Ответы детей)

«Нет хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет песня».

«Каждую крошку в ладошку».

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска; а хлеба край, так и в доме рай».

«Хлеб да вода – богатырская еда».

«Покуда есть хлеб и вода, все не беда».

«У кого хлеб родится, тот всегда веселится».

«С хлебом русский человек богатырь из века в век».

Воспитатель: Ребята, смотрите - кто-то перепутал картинки. Давайте

расставим их по порядку.

Д/игра «Что сначала, а что потом»

(Дети расставляют набор картинок по порядку).

Воспитатель: На Руси хлеб всегда ценили и относились к нему с

величайшим уважением.

Ребенок: Вот каравай, на него посмотри,

Добрые руки его испекли.

Ты, дружочек, не ленись,

Хлебу низко поклонись.

Обойди весь белый свет,

Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Петушок, теперь ты понял, как трудно выращивать и выпекать

Петушок: Теперь я тоже буду бережно относиться к хлебу и мышатам

расскажу, чтобы они берегли хлеб. Только вы скажите мне, куда девать хлеб,

если он останется после обеда?

Воспитатель: Давайте расскажем петушку, как нужно обращаться с хлебом.

(Показ картинки – дети называют правила).

Правила обращения с хлебом:

1. Береги хлеб, он дорого достается.

2. Не бери хлеб грязными руками.

3. Хлеба надо брать для еды столько, сколько сможешь съесть, а если

останется, то выбрасывать его нельзя. Надо засушить или доесть в

следующий раз.

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на

земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Воспитатель: Мы положим картинки с правилами в конверт и передадим их

мышатам, чтобы они бережно относились к хлебу и не забывали, как трудно

выращивать хлеб.

Петушок: Спасибо, ребята! Мне очень у вас понравилось. За это я подарю

вам свой волшебный колосок. До свидания. (Петушок уходит)

Воспитатель: Ребята, а у нас тоже есть колоски – мы их сделали на прошлом

занятии. Давайте из них сделаем хлебное поле. Колосок Петушка поставим

в центре и назовем его – «Поле дружбы».

(Дети вставляют колоски в заготовку – «поле»).

Воспитатель: Вот какое золотое поле получилось! Давайте сделаем золотые

волны. (Дети дуют на колоски – упражнение на дыхание).

Рефлексия.

Воспитатель: Чему было посвящено наше занятие? Кому мы рассказывали о

хлебе? Почему мы Петушку так много рассказали? Как вы думаете, мышата

будут плохо обращаться с хлебом? Чему мы научились сегодня на занятии?

(Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе.

Много раз уже звучала для ребят такая речь: Хлеб у

нас - всему начало, Мы

должны его беречь. Об

этом вы не забывайте, дети,

Все с хлеба начинается на свете. (М. Познанская)

На этом наше занятие закончено. Все ребята молодцы!