Конспект урока по изо (фгос) - «русский народный женский костюм» (5 класс). Народный праздничный костюм Урок изо 5 кл народный праздничный костюм

23.06.2020

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Передник (запон) - одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок Занавеска - длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

Просмотр содержимого документа
«Народный праздничный костюм»

  • 5 класс

Народный праздничный костюм


Цели урока:

  • Закрепить знания о народном костюме;
  • Ознакомить с понятием ансамбль и значением колорита в одежде;
  • Развить эстетический вкус;
  • Привить интерес к народному творчеству.

  • Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

  • Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д.С.Лихачев


Женский костюм

  • Рубаха – основа женского народного костюма.
  • Сарафан

  • Пояс
  • Передник (запон) – одежда из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок
  • Занавеска – длинная туникообразная одежда с рукавами и прямоугольным вырезом до лопаток.

  • Душегрея – короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки.

  • Епанечка – разновидность душегреи, короткая утепленная кофта без рукавов и воротника, державшаяся на бретельках.
  • Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти. Одежда замужних женщин.


Сочетание белого и красного цветов – отличительная черта как вышивки, так и народной одежды в целом.


Головной убор

«Кокошник»

«Сборник»

«Повойник»


Мужской костюм.

  • Основой мужского костюма была рубаха, которая имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) . Рубаха носилась навыпуск и обязательно подпоясывалась. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали также вышивкой.

  • Обязательной частью одежды русского крестьянина были штаны (порты), которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, простой люд – холщовые. Заправлялись они в сапоги, или обертывались длинными кусками ткани (онучами). Поверх надевали зипун.

  • Кафтан – традиционная верхняя одежда
  • Армяк – одежда, похожая на халат. Одевали поверх кафтана

Орловский костюм

Курский костюм

Тамбовский костюм


Рязанский костюм

Смоленский костюм

Воронежский костюм


  • В чем секрет красоты русского народного костюма?
  • Какую роль играли узоры в убранстве крестьянского костюма?

Практическая работа

  • Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде

Отправить

Класснуть

Запинить


Цели: познакомить учеников с особенностями русского праздничного костюма, рассказать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма.

Материалы: иллюстрации различных видов русского народного костюма; бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

Каждый из вас интересовался, как выглядели наши предки, во что были одеты. Сегодня мы поговорим и об этом.

2.1. Народный праздничный костюм

В древности на Руси существовало два типа костюма: будничный и праздничный. Традиции пошива русского костюма складывались в течение многих веков. Образы, которые мы встречаем в украшении полотенца, можно увидеть и в вышивке народного костюма.

Основой женского костюма была рубаха. Шили ее из домотканого льняного или конопляного полотна. Нарядную рубаху женщина надевала только по праздникам. На севере нашей страны шили своеобразные рубахи-долгорукавки, рукава которых достигали двух метров. Рубаха непременно была украшена вышивкой. О вышивке мы говорили на прошлом занятии.

– Как вы думаете, для чего служила вышивка на одежде наших предков? (Вышивка на рубахе выполняла функцию оберега и защищала людей от горестей и болезней.)

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахами-«сенокосицами». Их носили без сарафана. Богатство украшения рубахи сулило счастье ее владелице.

В раннюю пору замужества женщину на Руси называли молодухой. Ее костюм был богато украшен, что символизировало цветущий возраст. Из узорного штофа были сшиты сарафан и душегрея. Душегрея чаще была отделана золотыми полосами, что придавало наряду еще больше красоты. Голову украшал высокий кокошник, убранный каменьями. А поверх него повязывалась шелковая шаль, которая переходила в накидку. Украшением для головы в будние дни служила лента-повязка.

Женский наряд русского Севера зачастую называют сарафанным комплексом, ведь его главными элементами были сарафан и рубаха. Рубаху на Руси носили с давних времен, и считалось, что ее ни в коем случае нельзя продавать. Она была главной, а порой и единственной одеждой на Руси. Для красоты и удобства рубаху затягивали пояском.

В южной части России вместо сарафана носили поневу – домотканую юбку из шерсти, которую укрепляли по талии поясом. К ней прилагался передник, на котором присутствовала символика земли. Он служил оберегом для беременной женщины. По праздникам поверх поневы надевали навершник из нарядной ткани. В изготовление праздничного костюма женщины вкладывали всю свою душу.
Очень красивы и необычны головные уборы северянок – в основном, это кокошники, украшенные золотой нитью и речным жемчугом. Девичья коруна напоминала царский венец, на который походил парчовый косник, украшенный жемчугом. В будни же девушки украшали свою голову лентой или платком.

Сибирский праздничный костюм был по-своему своеобразен. Мужчины и женщины носили ненецкую малицу (длинную одежду без единого разреза), изготовленную из оленьего меха шерстью внутрь, с капюшоном и рукавичками. Сарафаны шили, в основном, из хлопчатобумажной дабы (привезенная из Китая ткань типа бязи или холста, обычно отбеленная или крашенная в синий цвет). Праздничная одежда шилась из восточного шелка.

Свадебный костюм был самым нарядным, торжественным и богато украшенным. Древние крестьяне верили: как пройдет свадьба, такова будет и жизнь молодых. Свадебный костюм обычно дополняли различными бусами и ожерельями. А его самой драгоценной частью был головной убор. По нему определяли возраст женщины. Свадебный костюм шили задолго до торжества, так как он требовал больших усилий и огромных затрат времени.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основу составляла рубаха-косоворотка, которая шилась из белой, синей и красной ткани. Вокруг талии завязывались порты – неширокие длинные штаны. На ноги надевали лапти. Поверх рубахи носили зипун, а голову укрывала шапка из сукна или войлока.
Что касается обуви, то надо сказать, что люди на Руси ходили не только в лаптях (хотя они и были самой прочной обувью). В Сибири и Поморье лаптей не было. Там чаще всего носили кожаную обувь – сапоги, полусапожки, башмаки. Также существовали некие коты – обувь, похожая на просторные туфли, чтобы нога в шерстяном носке легко в нее входила. Обувь украшалась так же тщательно, как и костюм. Различные узоры делали обувку более веселой и праздничной.

2.2. Украшения

Украшения на Руси выполняли функцию оберега. Их обычно помещали на голове, чтобы мысли и разум были защищены, на шею и грудь – чтобы защитить душу и сердце, на руки и ноги – чтобы предотвратить ушибы и ранения. Материал, из которого делались обереги, должен был быть добротным и являться хорошим проводником доброй энергии. Золото символизировало свет, серебро – чистоту. Больше всего украшений носили молодухи и женщины-матери.

Головными уборами на Руси служили венцы, кокошники, диадемы. Они оберегали головы женщин. Головной убор символизировал небо, а по форме он мог напоминать птичьи головки, гребешки и хохолки. Украшали их, как правило, золотой или серебряной нитями, различными камнями и орнаментами.

Существовали подвески к головному убору. Рясны – вертикальные полосы, идущие от кокошника к груди, которые напоминают дождевые струи.

На Руси носили кольца (височные кольца – заушницы), они выполняли функцию опознавательного знака. Кое-где встречались кольца с полукруглыми щитками с семью лучами, где-то имелись спиралевидные или браслетообразные кольца. Славяне с озера Ильмень носили ромбические кольца. Круг и спираль символизировали солнце.

Браслеты и обручи были распространены по всей Руси. Их носили и мужчины, и женщины. У мужчин они служили символом мужества и отваги. Классическая тема на браслетах – земля и вода. Браслеты и обручи изготавливали из разных материалов: серебра, золота, бронзы, стекла, меди и т. д. Очень распространены были браслеты из проволоки. Носили их на обеих руках, иногда даже по несколько штук сразу.

Кольца и перстни также являлись украшениями на Руси. Они говорили о знатном происхождении своих хозяев. Их носили даже маленькие дети. Такие украшения чаще всего передавались по наследству от матерей к дочерям. На перстнях было по три квадратных клейма, в которых заключался заклинательный смысл. Существовали обрядовые кольца, которые использовали для вызывания дождя.
Был и еще один вид украшений, преимущественно девический, который назывался лунницей. Такое украшение имело форму луны или солнца, и носили его на груди. Солнце олицетворяло мужское начало, а луна – женское. Это украшение было символом супружества.

Гребни использовали как обереги-подвески. Чаще всего они состояли из двух голов животных или двуглавой птицы. Русский гребень считался мощным оружием против злой нечисти. Иметь дома гребень значило быть богатым. Делали их, в основном, из дерева или кости. Считалось, что он мог защитить от всех болезней.

Но наиболее любимыми украшениями женщин были бусы и ожерелья. Ожерелье плелось, в основном, из разноцветного бисера. Зеленый бисер указывал на богатство хозяйки.

Славянские украшения-обереги делят на мужские и женские. На женских оберегах присутствовал конь, который даровал им мудрость и счастье. Среди амулетов довольно часто встречаются птицы. Некоторые амулеты выполнялись в виде двух ложек, что значило: он принадлежит молодоженам. Ложки символизировали благополучие.

Для сохранности домашнего имущества использовали амулеты-ключи, а маленькие ключики являлись символом приданого. Топорики оберегали как мужчин, так и женщин. Топор был знаком Перуна (Бога грома и молнии). Такие обереги защищали людей от внезапного зла.

3. Творческое задание

А сейчас гуашью мы попробуем нарисовать русский народный праздничный костюм. Костюм может быть как женским, так и мужским (головной убор, основной комплекс, обувь).

Сначала вам нужно выполнить эскиз костюма, запечатлеть основные детали и лишь затем выполнить рисунок в цвете. В конце украсьте костюм орнаментом.
(Работу можно сопроводить русскими народными мелодиями.)

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Вместе с этим также читают:

ГБОУ НАО «Средняя школа п.Харута»

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

«Народный праздничный костюм»

учителя изобразительного искусства и черчения

Талеевой Марины Валентиновны

п.Харута, 2015г.

Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: индивидуальная

Предполагаемый результат:

Художественно-творческий:

    создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;

Метапредметный: (УУД)

    познавательные действия – умение строить художественный образ;

    регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;

    коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.

Личностный:

    чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

    понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

    умение формировать эстетические чувства, художественно – творческое мышление и фантазию;

    умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;

    умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с образным строем русского народного костюма, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде, символикой орнамента и цвета.

    Воспитывать национальное самосознание к русскому народному творчеству.

    Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.

    Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Музыкальный ряд: русские народные песни

Материалы для учащихся: Клей, ножницы, ткани, тесьма, бисер, нитки, иголка.

Материалы и оборудование для учителя:

    ПК, мультимедиа, экран

    Презентация «Сокровища из старого сундука»

    Раздаточный материал - шаблон фигуры человека.

    Репродукции картин русских художников – И.П.Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Е.Маковский «Девушка в кокошнике», А.П.Рябушкин «Свадебный поезд в Москве», «Русские женщины 17 столетия в церкви», «Воскресный день», В.Васнецов «Снегурочка»

Ход урока :

художественной задачи.

Конспект урока:

Этап урока

№ слайда

1.Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Рапорт дежурного по классу, проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

2. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.

Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

«Красна девица идёт,

Словно павушка плывёт,

На ней платье голубое,

Лента алая в косе,

На головушке перо»

О каком образе говорится в этой песне?

(В этой песне говорится о русской девушке.)

Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?

(Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину )

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Оказывается, внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".

О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с традиционным русским костюмом, научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?

Составим схему нашего урока.

Познакомиться с историей костюма

Изучить правила украшения

Выполнить творческую работу

Оценить свою работу

Итак, мы отправимся в далекие прошлые времена - на просторы нашей необъятной Родины, в деревню с запахом только что вынутого из печи душистого хлеба, с благоуханьем скошенной сочной травы. Окунуться в жизнь самых простых русских людей.

Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Ответы детей.

Правильно, действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. А когда крестьяне отдыхали?

(Когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным )

Праздника ждали и готовились к нему.

Как готовились к праздникам? (Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство )

Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она с большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто передавалась из поколения в поколение по наследству. Хранили такие наряды в специальном ящике с крышкой – сундуке.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником.

На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

В южных районах России был распространен другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки).

Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Ее украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером.

И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.

Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".

Посмотрите, какие они были красивые, разных форм в работах русского художника Константина Маковского!

Рассмотрим на слайдах одежду разных губерний, а также картины русских художников, где изображаются женщины в народных костюмах.

3.Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Что такое орнамент?

Для чего вышивали орнамент?

Какие символы применяли в орнаментах?

Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.

4.Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

5. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка

художественной задачи.

Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания народного костюма в материале.

На основе увиденного материала о костюме будем выполнять аппликацию костюма. Можно пользоваться рисунком фигуры человека. Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определите колорит и характер, вид головного убора. Вам в помощь на доске представлена последовательность выполнения аппликации. Прочитайте.

Техника безопасности при работе с ножницами и иголкой.

6. Этап «Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

Приступаем к работе (тихо звучит музыка )

Учитель делает целевые обходы:

    контроль организации рабочего места

    контроль правильности выполнения приёмов работы

    оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

    контроль объёма и качества выполненной работы.

7. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.

Учебник, страница 50-59, задание 3

8. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Рефлексия:

мне было интересно…

меня удивило…

мне было трудно…

мне захотелось…

Ученики выходят к доске со своими работами.

Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Литература:

1.Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2005

2.Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2012.

http://www.google.ru

МОУ Хайтинская ООШ

Открытый урок

изобразительного искусства

Тема: Народный праздничный костюм.

Учитель ИЗО:

Тема: «Народный праздничный костюм».

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Образовательная :

Раскрыть:

Народный праздничный костюм как целостный художественный образ;

Северорусский и южнорусский комплекс одежды;

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России;

Цель которой, создание русского праздничного костюма.

Вы сейчас попробуете изобразить русский праздничный костюм, выполнить работу в цвете, не забывая об основных цветах и мотивах вышивки.

Этапы работы:

Выбрать вариант костюма;

Построить общую форму костюма;

Наметить места украшений и орнамента;

Определить колорит (цвет) костюма;

Выполнить в цвете работу.

И так ребята, приступаем к работе.

Во время работы, вы услышите записи фольклорного коллектива

«Ладушка», которые как и вы создавали праздничные костюмы и напевали эти душевные песни.

(Звучит мелодия народного фольклора).

IV . Итог урока.

Ребята, сегодня мы рассматривали северный и южный праздничный костюм русского народа.

Какие элементы костюма отнесём к северному рус. нар. костюму?

(Рубаха, сарафан, епанечка, душегрея)

Перечислите элементы южного костюма? (Рубаха, понёва, передник)

Таким образом, сегодня мы прикоснулись к нашей культуре, традициям русского народа, ведь в праздничном костюме отражалась широта души, сила воли, красота, целостность мира, нерасторжимость земного и небесного в образе строе народной праздничной одежды.

V . Рефлексия

1.Что было самым интересном на уроке?

2.Продолжите фразу: «Самым трудным на уроке было тогда когда…».

Спасибо за работу. Оценки за урок.

VI . Домашнее здание: Закончить работы в цвете.

Технологическая карта урока по ИЗО в 5Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Бисеналиев Н.И.

Предмет: ИЗО

Класс 5

Тема: «Народный праздничный костюм»

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение символики и колорита в одежде.

Планируемые результаты: В познавательной сфере:

Давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

Описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

Анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

УУД :

Личностные:

Знание народных традиций;

Чувство гордости за русскую культуру;

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные:

- Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

Прогнозировать ситуацию будущих событий.

Познавательные:

Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

Устанавливать причинно следственные связи.

Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Формы работы:

Индивидуальная работа над эскизом русского народного костюма (женский или мужской

Основные понятия: Костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, порты, зипун.

Ресурсы: Учебник, раздаточный материал, презентация, разработанная учителем, рисунки с изображением русских народных костюмов

Технологическая карта изучения темы

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1-этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение

2-й этап. Актуализация. Определение темы занятия

Отмечает присутствующих. Приветствует учащихся.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

- Для того чтобы определить тему нашего урока мы должны разгадать кроссворд.

1) что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища (символы)

2) неизменная спутница крестьянских женщин (прялка)

3) цвет, который олицетворял собой мужское начало (красный)

4) предмет для новорожденного (люлька)

5) элемент прялки (лопасть)

6) главный символ в древнем народном искусстве (солнце)

Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися

Ребята, какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

Получили ключевое слово урока- КОСТЮМ

- Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы.

Рассматривают изображения мужского и женского костюмов

Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм;

Рассматривают изображения костюмов народов России

Определим различие костюмов разных территорий России.

Смыслообразование.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.

Самостоятельное выделение познавательной цели,

3 этап выявления места и причины затруднения

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка?

Как выглядели народные костюмы, как и зачем их украшали?

Все в костюме напоминает о красоте родной земли. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Показ презентации и эскизов костюмов, которые подготовлены учащимися старших классов

Умение анализировать и обсуждать;

Оценивание объективных трудностеё

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4 этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает игру «Наряди куклу».

Показ выполнения работы на доске (учитель выполняет поэтапно эскиз костюма на доске)

(Приглашаются ученики,которые выбирают необходимые элементы костюма для куклы

Коррекция (внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона и реального результата)

Формулирование в коммуникативной форме конкретной
цель своих будущих действий, устраняющих причину
возникшего затруднения;

Умение сотрудничать с собеседниками, использование речевых средств общения

5 этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталоиИтогину

Даёт

Самостоятельную творческую работу:

На основе увиденного материала о костюме выполните эскиз костюма по выбору(мужской или женский). При выполнении работы можно использовать шаблоны фигуры человека.

Индивидуальная работа

Демонстрируют умения работать над эскизом русского народного костюма;

Умение управлять поведением и деятельностью

Умение организовать учебное сотрудничество: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.

6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает презентовать творческую работу

Демонстрируют свою работу

Анализируют работы

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, принимать чужую точку зрения, оппонировать собеседнику

7 этап Рефлексия

Организует обсуждение результатов работы, решение проблемы, выполнения поставленной цели

Чему мы учились на уроке?

Что нового и интересного узнали?

Какие существуют основные элементы в русском народном костюме?

Чем отличается «Северный» костюм от «Южного»?

Осознанно строят выводы

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их

Осуществляют итоговый контроль

Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8 этап- домашнее задание

Задаёт и комментирует домашнее задание

Предлагает найти материал о русских народных праздниках и обрядах.

1 уровень – просто найти:

2 уровень – представить в письменной форме;

3 уровень- представить в письменной форме с презентацией

Выбирают уровень

Воспринимают информацию,

Осознанно фиксируют информацию