Семья в структуре общества и государства. Семья и ее роль в жизни общества. Основные задачи воспитания

31.03.2019

В последние годы в нашем обществе происходит переоценка подходов к семейной политике.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. "Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения, во всяком случае, в рамках широко провозглашаемой либеральной идеологии, - отмечает Н.М. Римашевская; - приходит в противоречие с менталитетом основной части общества, их привычными представлениями, стереотипами поведения и усвоенными населением в течение многих десятилетий ценностями. На смену идеологии всеобщего покровительства "сверху" приходит либеральная идеология суверенитета семьи и личности "снизу". Всеобщим достоянием становятся идеи, провозглашаемые в средствах массовой информации, в законодательных актах и правительственных решениях о том, что семья суверенна и ответственна перед собой в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, сознательного родительства, а также реального поведения женщины и мужчины, которые имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности".

Развивая новую концепцию семейной политики, необходимо обосновать принцип саморазвития, самообеспечения семьи, который является основополагающим в социальной политике. Важно подчеркнуть, что речь идет о создании государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Переход семьи в позицию субъекта социальной политики предполагает существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В то же время "семья как реальность, обусловлена предыдущим развитием нашей страны, находилась и находится в состоянии объекта”. Что касается принципа социальной защиты, то он применим к тем семьям, которые объективно оказались не в состоянии справиться с экономическими проблемами, выйти на минимальный стандарт уровня жизни. Социальная защита должна играть вспомогательную роль.

Однако необходимо отдавать отчет в том, что абсолютизация, искаженное понимание таких принципов организации жизнедеятельности семьи, как автономия, самообеспечение, саморазвитие, могут привести к другой крайности. Так, на первых этапах проведения реформ государство резко сократило уровень своей поддержки социальной сферы, сориентировав ее на коммерциализацию и самостоятельное выживание. При этом семья и население оказались не подготовленными к переходу к новым экономическим отношениям, выживанию в условиях кризиса. Проблема социальной адаптации (психологической, экономической, профессиональной и т.д.), как правило, решается односторонне, исключительно как проблема самой семьи, как процесс только ее приспособления к происходящим негативным переменам. "Как ни парадоксально это звучит, - отмечает А.И.Антонов, - но... семья вынуждена "подстраиваться под нужды политиков".

Негативное воздействие дезадаптации на жизнедеятельность семей, их крайне бедственное положение усугубилось утратой развитой социальной инфраструктуры, многих социальных ценностей, созданных в предшествующий период развития. В частности, были дезорганизованы и во многом разрушены системы дошкольного, внешкольного воспитания и оздоровительного отдыха детей. Известно, что в СССР это были достаточно мощные системы, включающие разветвленную сеть учреждений, материальную базу, подготовленные кадры. Они играли особую роль в развитии семейно-демографических процессов, позволяли родителям совмещать семейные обязанности с трудовой занятостью.

Нельзя не согласиться с тем, что "необходимы глубокие изменения, направленные не на одностороннюю, а взаимную адаптацию семьи и экономики. В целом они должны вести к повышению внутренних ресурсов семьи для самообеспечения, поддержания здоровья и личностного развития ее членов". "...Присущий семье здоровый консерватизм со стремлением ее к адаптации, - считает председатель Национального Совета по подготовке и проведению Международного года семьи В.Ф.Шумейко, - позволяет семье, как социальному институту, выстоять в условиях происходящего в кризисных формах реанимирования общества и государства, но адаптационные возможности семьи не беспредельны. И об этом следует всегда помнить в первую очередь, принимая новые меры в экономике или политике".

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Важнейшим принципом идеологии семейной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи семьям с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. В связи с этим важно разграничить понятия "социальное обслуживание" и "социальная защита". Социальное обслуживание предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи семье, которая носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных, других проблем и осуществляется через сеть специализированных социальных служб. Что касается социальной защиты, то она направлена не на все семьи, а на определенную социально уязвимую их часть. Кроме того, это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Такое разделение дает представление лишь об основных принципиальных подходах. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая иногда грани между двумя рассматриваемыми сферами.

В условиях социально-экономического кризиса в России семейная политика государства имеет особое значение и должна быть направлена на создание благоприятного пространства для функционирования семьи, придание реформам "семейного аспекта", превращение семей в движущую силу проводимых преобразований, на проведение экспертизы государственных решений с точки зрения воздействия на жизнедеятельность семьи и регулирование социальной напряженности в обществе на основе развития партнерских отношений семьи и государства. Кроме того, как отмечается в официальном обзоре Российской Федерации в связи с подведением итогов Международного года семьи, представленном на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, роль демократического государства в процессах развития семьи "должна состоять в проведении адекватно провозглашенным целям законодательного регулирования, распределении ресурсов, находящихся в его распоряжении, проведении политики экономического поощрения действий, направленных на цели социально-экономической поддержки семьи и женщины, принимаемых иными участниками процесса - предпринимателями, общественностью, частными лицами".

Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами. От прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом.

С точки зрения общественного содержания семья представляет собой следующие взаимосвязанные группы социальных явлений:

  • -- брак как основа семьи;
  • -- супружеские отношения как результат брака;
  • -- отношения между родителями и детьми как результат супружеских отношений.

Кроме этих типичных отношений семейными будут являться отношения между одинокой матерью и ее ребенком, между другими родственниками, а в отдельных случаях и не родственниками. Временное отсутствие члена такой семьи не нарушает этой общности. Распад такого союза будет означать, что данная семья прекратила свое существование.

В ст. 59 КоБС законодатель впервые сформулировал определение семьи.

Семья -- это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления.

Следует отметить, что законодательное определение семьи в семейном праве должно иметь общеобязательное значение и для других отраслей права.

Из данного определения можно выделить следующие признаки семьи:

  • -- наличие объединения лиц, образующих семью и являющихся ее членами;
  • -- существование между членами семьи брачного или родственного характера отношений;
  • -- взаимная моральная и материальная общность и поддержка;
  • -- наличие у членов семьи личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих институтов и умение направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от состояния их в значительной мере зависит воспроизводство населения. Особенно велико экономическое значение семьи в области организации потребления и быта. В семье не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определённые бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства. Активная роль семьи не ограничивается лишь областью общественного бытия, а продолжается в других сферах общественной жизни. Как первичная форма общности людей, семья непосредственно сочетает в себе индивидуальное и коллективное начала. В этом смысле она является звеном, связующем не только биологическую и социальную, но также индивидуальную и общественную жизнь людей, служит для них первым источником социальных идеалов и критериев поведения. При этом семья не только передаёт, но и создаёт духовные ценности, такие, как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность.

Введение

Испокон веку люди живут семьями. История развития человечества – это история развития семьи. Семья является составляющей системой государства. В данной работе будем исходить из классического определения этого термина:

Семья - согласно традиционным представлениям, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими неотъемлемыми стабильными признаками

союзом мужчины и женщины;

добровольностью вступления в брак;

члены семья связаны общностью быта;

вступлением в брачные отношения;

стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья является основной ячейкой общество. Как правило, государство – это набор различных государственных институтов. Многообразие социальных институтов, их взаимодействие и является составной частью государства. Обратимся к такому понятию государства:

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества.

Цель взаимодействия различных социальных институтов внутри государства с целью его сохранения является первоочередной задачей самих институтов. Так как целостность государства обеспечивает нормальное функционирование, как самого государства, так и самих институтов составляющих государство в целом. Основой любого социального института и государства является семья. Именно семья создает основы для функционирования социальных и политических институтов.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) - исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Политический институт – устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе.

В выше приведенном определении государства указанно, что государство это взаимодействие политических институтов. Если расположить иерархически элементы составляющие государство, то схема приобретет следующий вид:

Данное иерархическое отображение показывает предложенную мною структуру государства образования. Как видно из приведенной схемы семья является фундаментом всего многообразия как социальных, так и политических институтов которые в свою очередь составляют государство.

Разберем предложенное строение по порядку.

Семья.

Согласно приведённой пирамиде семья находится в самом низу. Семья – это основа жизнедеятельности человека. Наличие семьи говорит о степени развития особи. Как известно семья не только присуще человеческой особи. Много пример в животном мире, которые, так же как и человек живут семья. Е сли у животного мира целью создания семьи обусловлено только двумя факторами:

Продолжение потомства

Забота о потомстве.

То у человека создание семьи это не только продолжение потомство. Семья это сложная система взаимоотношений материальных, духовных, психологических и т.д. Воспроизведение потомства возможно и без создание семьи. Забота и воспитание уже затруднительна без того образования как семья.

Если утрировать, то семья это союз мужнины и женщины для совместного ведения хозяйства. Семья является основой для развития человека. Это обусловлено дуальностью нашего мира. Именно соединив противоположное (мужчина и женщина) появляется продолжение их обоих. Именно исходя из такой предпосылке семья является фундаментом развития всей человеческой популяции. Семья это первое осознанное объединение человека. Как известно из истории семья уже существовала на заре человечества. Именно семья явилась основой для дальнейшего развития человека. Согласно этапам исторического развития первой эрой человечества является первобытно общинный строй. Именно благодаря объединению нескольких семей для совместной деятельности явилось прообразом образования, которое в будущем будет названного государством. Ведь в родовом объединение все члены являются родственниками. Из-за чег возникла необходимость объединяться нескольким семьям?

Эта необходимость возникла из-за того, что человек с самого своего рождения является семейным индивидуумом. Как говорилось выше семья происходит из-за дуальности нашего мира. Исходя из это семья – это соединение мужской особи и женской. Соответственно один мужчина и одна женщина создают одну семью. Классическое представление семьи это моногамия. Хотя история развития человеческого общества знает и полигамные семьи. Такие как один мужчина и несколько женщин, так и противоположные одна женщина и несколько мужчин. То такие проявления полигамия являются вынужденной мерой для поддержания популяции и выживания вида в целом. Именно из за дуальности самой природы человечества семья все таки имеет моногамную структуру. На первом этапе развития общества в целом человек существовал отдельными семьями. Но из за своего развития и стремления обеспечить более лучшие условия своего существования человек создал родовое объединение, в которое входило несколько семей связанных родственными узами. Данное объединение скорее всего носило инстинктивный характер. Объединение прошло для обеспечения ведения совместного хозяйства. Группой легче охотится, обеспечивать безопасность и т.д.

Дальнейшее развитие общество приводит к образованию социальных институтов. Социальные институты возникают в результате перераспределение обязанностей в родовом объединении. Первые социальные институты зародились для регулирования отношений и решение основной задачи общества. Семья является фундаментом для образования социальных институтов. Если бы не было бы такого образования как семья, то возникновение социальных институтов невозможно. Социальные институты созданы для решения различных задач в процессе жизнедеятельности общества.

Семья является основой государства. Если остальные два компонента схемы приведённой в начале работы: социальные институты и политические институты могут себе позволит динамику и изменение в зависимости от политического климата или других факторов. Их изменение и динамика сказывается на государстве. Но при условии если семья является крепкой то согласно данной схеме семья выступает фундаментом как остальных двух компонентов, так и государства в целом.

Рассмотрим более подробно систему Семья – Государство.

В данной системе слово семья поставлено на первое место. Семь является в целом фундаментом государства. Если в обществе не приветствуются классические семейные ценности. Если вопросы брака отодвинуты на второй план. То такое общество и государство в целом идет по пути деградации.

Семья является миниатюрной моделью государственного устроят. Она так же отражает и форму правления государства. Семья является барометром государства. Изучая институт брака в отдельно взятой стране можно сделать выводы о государстве в целом и наоборот. Любое колебания государства находит отражение в семье. Рассмотрим такое государство как Российская империя.

Российская империя по форме правления была абсолютной монархией. Власть передавалась по наследству, и царь являлся помазанником божьим. Царь обладал всей полнотой власти. Его решения не обсуждались и являлись обязательными к исполнению. Решения царя официально не обсуждались. Такую же картину мы можем наблюдать в большинстве семей того времени. В семье того времени муж и отец являлся высшей властью для своей семьи. Вся семья подчинялась его воле. Существовала строгая иерархия, как в государстве так и в семье. Не последнюю роль тут играло и то, что Российская Империя являлась православной страной. Как известно из священного писания любая власть от Бога. В стране Царь является наместником Бога на земле, ив се ему подчиняются. Так и в семьях того времени глава семейства нес ответственность за всю семью и не кто не смел ему противоречить. Такое понятие как развод или гражданский брак в то время практически не существовало. И такие прецеденты всячески попрекались как светской властью, так и духовной.

Семья того времени строилась на следующих принципах: на иерархизме, все властие главы семьи, на зависимости функций, прав и обязанностей члена семьи от пола и возраста, на господстве общих семейных интересов над индивидуальными, на приоритете роли, которую играет человек в семье и обществе, на слабой автономии семьи от общества и на огромном значении общественного мнения для семьи. Дети подчинялись родителям, жены - мужьям. Это казалось необходимой и незыблемой основой общественного порядка. Известный русский историк XVIII в. И. Н. Болтин писал в 1788 г.: «Природа учинила жену, подвластную мужу. Давши жене равные права правам мужним в противность законов природы, превращается домашнее устройство в нестроение, тишина и спокойствие - в молву и мятеж. <…> Хотеть сделать мужа и жену равными есть противоборстве порядку и природе, есть буйство, бесчиние, безобразие. <…> Государственная польза требует, чтобы жена была подчинена мужу; требует того польза сочетавшихся и польза их детей и домашних».

Исходя из того что в то время интересы семь преобладали над личными интересами мы можем наблюдать высокий уровень патриотизма во всех слоях населения того времени. Как и в семье, главное – это общие интересы, а не личные. Так и за пределами семьи интересы государства важнее личных интересов. Семья того времени отражала общую картину государства. Российская Империя являлась сильным и крепким государством.

После революции 1917 года первое, что было сделано это уравнивание прав между мужчиной и женщиной. Это был основной удар по модели семьи, которая преобладала в Российской империи. В Российской империи заключении брака было связанно с таинством венчания. Поэтому при смене политического строя в 1917 году началось гонения на религию. Так же в первую очередь было изменен процесс заключения брака. В то время было провозглашено свобода отношений.

Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния

Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки.

Гражданский брак совершается на основании следующих правил:

1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.

Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.

2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского – 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, – причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.

3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст.2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.

Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст.2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак их признается недействительным.

4. По отобрании вышепредусмотренной подписки заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957.

Как видно из выше приведенного декрета был упразднён институт церковных браков. Следует обратить внимание на дату принятие данного декрета. 18(31) декабря 1917 г. Не прошло еще и двух месяцев после революции.

В 1918 г. в Саратове во множестве попадались листовки, содержащие текст якобы нового советского декрета “Об отмене частного владения женщинами”. Документ гласил, что всех женщин от 17 до 32 лет следует “изъять и сделать достоянием народа”. Как впоследствии выяснилось, декрет был фальшивым, но его стиль вполне соответствовал стилю подлинных советских документов. Неудивительно, что его на полном серьезе цитировали вполне уважаемые зарубежные исследователи.

Равноправие женщин в России было провозглашено еще в феврале 1917 г. Проституток объявили “жрицами свободной любви”. В двадцатые годы в стране как грибы после дождя стали возникать всевозможные общества “Долой стыд” и “лиги свободной любви”, члены которых бегали по улицам голыми и пропагандировали секс без разбора. Сексуальная революция вызвала своеобразную революцию даже в структуре вооруженных сил. В Красной армии появились “венроты” – части, целиком состоящие из сифилитиков. В них даже существовали партийный ячейки, проходили собрания.

Широко известны эротические похождения Коллонтай, Рейснер, Луначарского, Маяковского, Лили Брик и ее мужа Осипа, Есенина… В 1923 г. завженотделом ЦК Виноградская писала о многоженстве и многомужестве как о вполне допустимой в верхах партии практике. Многие комсомольцы тоже полагали, что самый примитивный подход к половой жизни и есть правильный, марксистско-ленинский. Идеология по этому поводу была простой. Каждый может и должен удовлетворять свои половые желания. Половое воздержание квалифицируется как мещанство. Каждая комсомолка, рабфаковка, студентка, на которую пал выбор мужчины, должна пойти ему навстречу.

Вот только некоторые примеры как после революции разрушалось понятие семьи которые были приняты в Российской империи. Если бы понятие семьи осталось такое же как и при Российской империи. То новая власть, не смогла бы полностью утвердится. Так как это противоречило бы общепринятым основам семьи. Семья как я уже говорил выше, является фундаментом государства. На старом фундаменте трудно построить, что то новое не похожее на то, что было раньше на этом фундаменте. Именно для этого необходимо было разрушить основы семейных ценностей принятые при Российской империи.

О том, что как семья влияет на государство говорит и дальнейшее историческое развитие нашей страны. После 1917 года, когда фактически было полностью разрушено понятие семьи. И семья превратилось в что то метафорическое. При таком отношении к семье невозможно было создать сильное и стабильное государство. И после того как основная задача была выполнена. Институт старой семьи был разрушен. А без этого не возможно было реставрации предыдущего строя в стране. Было приняты меры по укреплению семейных ценностей но уже под эгидой того политического строя который существовал на тот момент в стране.

Конец повальному распутству невольно положила 20-летняя крестьянка Люба Белякова, приехавшая работать на один из ленинградских заводов. В августе 1926 г. в Чубаровском переулке на Лиговке ее изнасиловала “группа товарищей” в количестве примерно 40 человек. Среди насильников были комсомольцы и кандидаты в члены ВКП(б). Обычно за подобные “шалости” давали до 5 лет, но “чубаровское дело” получило такой общественный резонанс, что грозило сорвать все планы индустриализации страны. Поэтому рабоче-крестьянская Фемида не поскупилась: 6 человек были приговорены к расстрелу

После этого началось изменение отношения как к самому понятию семья. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники – Маркс и Энгельс против половой распущенности. Были опубликованы 12 половых заповедей революционного пролетариата. Вот некоторые из них: половой подбор должен строиться по линии классовой, пролетарской, революционной; любовь без флирта, ухаживаний и кокетства; в интересах революционной целесообразности можно вмешиваться в половую жизнь.

Власти не зря забеспокоились: в 1934 г. на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. 1936 г. можно считать годом установления “полового контроля» за личностью. На долгое время в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944 г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов”

Если разобраться. То можно увидеть, как семья отразило само изменение государства. Восстановление института семьи в классическом ее понимании. Началось после прихода к власти И.В.Сталина. И на тот момент, когда вся власть сконцентрировалась в его руках, семья приобрела классический свой вид. Фактически она отразила единовластие в стране, которое сформировалось на тот момент. Это можно проследить по процедуре расторжения брака.

Сразу после революции развод можно было получить в органах ЗАГС немедленно после подачи заявления хотя бы одним из супругов. При И. В. Сталине разводы стали вновь резко ограничены. Развестись можно было только через суд, причем районные народные суды такого права не имели, разводящимся официально надо было давать объявление в газету.

Все эти мероприятия были направлены на укрепления семьи. Так как это было необходимо для построения сильного и стабильного государства.

Современная Россия

После 1991г. сильные политические потрясения отразились и на семье. В условия нестабильной политической ситуации количество браков уменьшилось. Если провести аналогию 1917 году. То можно увидеть много общих факторов. После распада СССР была провозглашена так называемая сексуальная революция. В обществе преобладала свободная любовь. Семейные ценности были не актуальны. Молодым людям пропагандировалась, что семья это не главное. Главное удовольствие. Как и при изменении политического устройства в государстве в 1917 году первое, что было разрушено – это семья. Было введено такое понятие как «гражданский брак». Когда мужчина и женщина живут без официального оформления отношений в соответствующих органах.

Ниже расположены графики, которые отражают статистику браков и разводов в России. Данные взяты с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Если рассмотреть данные графики в контексте исторических событий которые происходили в нашей стране то наглядно видно как политическая ситуация отражается на самой семье. Особенно это отражает график количества разводов. При послаблении тоталитарного режима в ССССР мы наблюдаем на графике неуклонный рост количества разводов. Та же тенденция наблюдается на графики количества браков.

Если рассматривать семью как барометр государства. То эта теория находит свое подтверждение и в других странах мира. В 40-50 х годах 20 века США и Европейские страны придерживались традиционного взгляда на формирование и уклад семьи. В этих странах была классическая модель семьи. Глава семейства был на верху иерархии. Хотя демократия наложила свой отпечаток и на семейный уклад в этих странах. В отличии от государств с монархическим укладом в демократических странах в семье главные решения принимаются коллегиально.

Но к концу 20 века и началу 21 века в странах Европы и США пошло наступление на такое образование как семья. Семья в классическом понимании стала рушиться. В этих странах началось активное насаждение идеи однополых браков. В этих странах наблюдается стойкое уничтожение понятия классической семьи.

В странах Европы в последние десятилетние идет неукоснительное снижения количества браков и растет количество разводов.

За последнее десятилетие наибольший рост количества разводов отмечен в Португалии, о чем свидетельствуют данные исследования Института семейной политики – неправительственной организации со штаб-квартирой в Мадриде. За период с 1995 по 2004 год количество разводов в Португалии выросло на 89 проц, в Италии – на 62 проц, а в Испании – на 59 проц

О кризисе семьи в странах Европы говорят следующие данные:

Численный состав европейских семей сокращается. За 25 лет (1980–2005 гг.) средняя величина домохозяйства уменьшилась с 2,82 человека до 2,4. В некоторых странах этот показатель едва превышает 2 человека: в Германии (2,1), Дании (2,1), Финляндии (2,1) и Швеции(2,2). Наибольший размер средней семьи фиксируется на Мальте (3,2), Кипре(3,1), в Румынии (2,9) и Испании (2,9).

Растет число домохозяйств, состоящих из одного человека. Их доля достигла 27,7%. Более 54 млн европейцев живут в одиночку.

Все больше становится домохозяйств, где нет детей, – 67%. И лишь 17% семейств имеют двух и более детей.

В Англии статистика несколько иная, хотя можно проследить общую тенденцию характерную для всей Европы.

Современная тенденция во многих Европейских странах направленную на легализацию однополых браков, на упразднение таких понятий как мать и отец, разращение нетрадиционным семья усыновлять и воспитывать детей. Все это имеет далеко идущие последствия. Такое развитие событий это вторая часть постепенного угасания такого исторического и политического понятия как Европа. К первой части начала упадка можно отнести так называемую сексуальную революцию. Именно с начала сексуальной революции в Европе и во многих других государствах началось постепенная деградация самого государства и его жителей. Сексуальная революция в первую очередь наносит удар по семье. Как говорилось выше семья это государство образующее основа. Разрушение данной основы приводит к разращению основ и самого государства.

Экономика, семья, государство.

На протяжении всей истории развития человечества экономика играет значительную роль в жизни человека. Стабильная экономическая обстановка в государстве гарант его независимости и развития. Рассмотрим такую ситуацию характерную для экономики последнего времени как – экономический кризис. Обратимся к энциклопедическому определению понятия экономический кризис.

Экономический кризис – (др.-греч. κρίσις - поворотный пункт) - серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Как говорилось в предыдущем материале семья является фундаментом государства. Рассмотрим зависимость отношения с семейным ценностям и возникновения экономических кризисов. Любая революция в государстве в первую очередь и это исторически подтверждено старается изменить само понимание семьи и семейных ценностей. Выше приводилась для примера ситуация в России в 1917 году. Большевики, не успев прочно укрепиться у власти в первую очередь издают декрет направленный в первую очередь на разращение классической патриархальной семьи. Что влечет за собой подмены семейных ценностей. Как бы это не звучало не политкоректно и не толерантно. Уравнивание в правах мужчины и женщины – это самоубийственный шаг для любого государства. Именно исходя из самой природы, мужчина и женщина разные. Они созданы для разных целей. Уравнивание прав мужчины и женщины ведет к тому, что мы наблюдаем в настоящие время. Многие женщины особенно в странах запада выбирают в место создание семьи, карьеру. В результате в самый подходящий для деторождения возраст они занимаются карьерой и работой. Основную задачу женщины как продолжение рода они ставят на второй план. В итоге такая ситуация негативно сказывается на государстве в целом. Уменьшение населения, ухудшение демографической ситуации и т.д.

Уменьшение населения – это первый этап разрушение экономике страны. Семья в классическом понимании является основой государства и гарантам стабильности в экономики. Современный экономический кризис Европы как ни странно совпадает со вторым актом который направлен на разрушение многих стран Европы (первый акт это сексуальны революция). На фоне тяжелой экономической ситуации в Европе многие страны легализуют однополые браки и ставят классическую семью на второй план. Туже картину мы можем наблюдать и в США. На фоне экономического кризиса вызванного по утверждению экспертов кризисом в кредитной системе. В США уже давно понимание классической семьи давно отсутствует.

Вследствие того, что наносится удар по классическому понимании семьи многие страны подвержены не только политическим но и экономическим шатаниям. Особенно это заметно на фоне различных революций. Как я уже говорил первое, что делает любая революция это пытается изменить семейное право. По тому какое отношение к семье занимает новая власть можно судить о том, что новое правительство планирует. Если наносится удар по семье в ее классическом понимании, то действия и программа нового правительства направлена не на развитие и укрепление государства, а на его крах. И наоборот если новое правительство всецело направлено на укрепление семьи и классических семейных ценностей, то государство будет, крепнут и развиваться. И быстро оправится от потрясений революции.

Зависимость семьи и экономики очень хорошо можно проследить на событиях в России. Не для кого не является секретом, что в 1991 году в России произошла самая настоящая революции. Она была менее кровавой чем в 1917 году. Но в результате событий 1991 года в стране резко сократилось количество браков и выросло количество разводов. Молодежи стали пропагандироваться такие «ценности» как свобода отношений, частая смена половых партнеров и мысль, что семья и дети – это то, что тянет их назад и не дает развиваться. Такая пропаганда и ситуация в стране длилась до конца 90-х годов 20 века. Соответственно в то время не о какой стабильности нельзя было говорить. Экономики страны практически была полностью парализована.

После 2000 года был намечен курс на изменение экономической ситуации в стране. И в то же время начинают появляться первые государственные направленные на поддержку семьи и материнства. И если изучить динамику преобразование экономической деятельности в России с начала 2000 годов, то можно проследить следующую тенденция. Развитие и укрепление экономии в России идут вместе с программами направленные на укрепление и поддержки классического обнимания семьи. Особенно это прослеживается на следующем графике количества браков в Российской Федерации:

Приведем ниже график инфляции в Российской Федерации:

Для объективности данных приведем график Валовый внутренний продукт (ВВП) России, 1990-2011 гг. и ВВП на душу населения в России, долларов, 1990-2011 гг.

Из всего выше перечислено следует. Что не зависимо от формы политического правления в государстве. Главенствующую роль в построении общества и самого государства в целом играет семья. Если государственная политика не направлена на укрепление института семьи в ее традиционной форме. Такое государство обречено на внутренний и внешний кризис. Который впоследствии привет к тому, что государство исчезнет. Если в государстве не преобладает крепкая и устойчивая семья как ячейка общества. То государству следует незамедлительно начать работать в данном направлении. На второй план могут отойти некоторые государство образующие факторы. Но укрепление семьи – это пусть к возвеличиванию и укреплению государства в целом. Так же наличие крепким и классических семей влияет на экономическую ситуацию в целом. Так как нормальная семья это основа общества, гарант роста экономических показателей и государства в целом.

Государство и семья: основы взаимосвязи

ВУЗ - КФУ
Объем работы - 20 страниц формата A4
Год защиты - 2017

Оформите предварительный заказ, чтобы узнать стоимость работы.

Введение………………………………………….………………………………..3
§1. Теоретический аспект взаимосвязи государства и семьи……….…..5
§2. Современная семейная политика государства………………..……12
§3. Государственная защита семьи……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список источников………………………………………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

Семья и государство принадлежат к базовым элементам институциональной структуры общества, инымисловами: это ведущие социальные институты общества, находящиеся в непрерывной диалектической взаимосвязи и взаимодействии. Отметим, что в социологическом аспекте взаимоотношения семьи и государстваосвещены слабо. Отчасти это объясняется тем, что в нашей социально-философской и социологической литературе основное внимание уделялась раскрытию взаимосвязи государства с экономикой, определениюроли производства в развитии и смене форм семьи.
Вопрос же о взаимодействии государства с другимиэлементами надстройки и с общественными явлениями, не относящимися ни к базису, ни к надстройке, ккоторым принадлежит семья, почти не разработан. В результате возникла иллюзия, что развитие семьи всецело зависит от экономики, влияние же государства и его политики явно недооценивалось. Равным образомне учитывалось и обратное влияние семьи на экономику, право и государство.Занимая прочное место в системе общественных отношений, семья всегда была объектом особого внимания со стороны государства. Сам характер объективной связи, существующий в триаде: семья – государство – общество, обуславливает сложный, диалектически противоречивый процесс взаимодействия этихчастей.
Цель данной работы состоит в изучении взаимосвязи государства и семьи. Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятия государство и семья и проблем их взаимосвязи;
2. рассмотреть современную семейную политику государства;
3. выявить особенности государственной защиты семьи.
В написании работы использовались законодательные акты: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, где прописывается роль государства как защитника семьи и соблюдения прав внутри семьи. В качестве литературы использовались работы А.И.Антонова, С. В. Дармодехина, Е. И. Зритнева и других. На современном этапе развития права вопросы взаимодействия семьи и государства весьма актуальны, государство активно проводит программы по защите семьи, но комплексных работ, охватывающих правовые аспекты взаимосвязи государства и семьи немного.
Объектом работы является теория государства и права.
Предмет работы - взаимосвязь государства и семьи.
При написании работы была выдвинута гипотеза о том, что институт семьи и государства тесно связанны между собой, и эта связь осуществляется посредством государственной семейно политики.
Методологическую базу работы составили методы теоретического анализа правовой и социологической литературы, метод сравнения, аналитические методы.

§1. Теоретический аспект взаимосвязи государства и семьи

Мировой исторический опыт свидетельствует, что семья в периоды любых потрясений и кризисов остается наиболее устойчивой социальной структурой. Становление и развитие семьи происходит в результате взаимосвязей и взаимодействия политической, экономической, социальной, духовной сфер жизнедеятельности общества и государства и определяет как образ жизни семьи, так и общества в целом.
Семья - исторически возникший феномен - изначально стала важнейшей структурной единицей социальной организации общества, выполняяобразующую функцию в его воспроизводстве и развитии на протяжениимногих тысячелетий. В силу своей специфики, определяемой отношениямисупружества, родительства, родства и т. д., она является своего рода микросоциумом, в котором формируются соответствующие социальные связи, осмысливаются нормы и принципы человеческих отношений, происходитпервичная социализация.
Семья является уникальным социальным институтом, посредникоммежду индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы,становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.Именно поэтому обостряется проблема семьи в современной ситуацииглобальных подвижек и изменений условий функционирования общества-сообщества и перехода его в новое состояние, когда нарушаются прежние и
возникают принципиально новые обстоятельства жизнедеятельности и разрушаются многие нормы прежних отношений. В какой степени и как изменялась и изменяется функциональная нагрузка семьи в организации и воспроизводстве нового Социума? И если изменяется, то в какой мере и как?
Учитывая, что семья выступает микросоциумом, практически неделимойединицей социальных связей, совершенно очевидна ее (особая) образующаяроль. Поэтому возникает проблема выявления и раскрытия оснований построения систем новых структурных связей ее в социуме и оптимальныхусловий ее функционирования и действия в нем.
В условиях разрушающихся, разрушенных социальных связей и формирования новых, адекватных рынку гражданских отношений, семья становится уникальным консолидирующим и интегрирующим началом. Государство заинтересовано в нормальной, активно действующей семье, способной выработать новую жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание в условиях нестабильного трансформирующегося общества, но и успешное развитие. В переходный период, когда государство еще не выработало эффективных механизмов регулирования рыночной экономики и только начался процесс формирования гражданского общества, возрастает
роль семьи в развитии государства и становлении гражданского общества и патриотическом воспитании гражданина России.
Семейная политика социального государства – это политика, направленная на формирование благоприятной политической, социокультурной и экономической среды для жизнедеятельности семьи, реализации ее основных социальных функций, на гармонизацию внутрисемейных отношений, взаимоотношений семьи, индивида и государства, на обеспечение необходимых условий развития института семьи как основы стабильности политической системы общества.
В настоящее время Россия, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений, самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития: «...экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки». Должны осуществляться «партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями...» . Данное направление основывается на признании непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека. В реальной жизни государство, резко сократив поддержку семей, не обеспечивает адекватные меры для их адаптации, своевременно не осуществило (и мало осуществляет в настоящее время) необходимые структурные преобразования.
При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым экономическим отношениям и выживанию в условиях системного кризиса.
Российских ученых, занимающихся исследованиями современной российской семьи, можно разделить на сторонников кризиса семьи и модернизации семьи.
В соответствии с этим складываются две концепции государственной семейной политики: кризисная и модернизационная.Сторонники кризиса семьи негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни.
1. В рамках этой концепции семья и ее интересы имеют приоритет перед правами и интересами индивидуума. Подчеркивается необходимость создания социокультурных условий для повышения субъектной роли семьи:
«Семье (а не только индивидууму) предоставляется качественно новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее самостоятельного функционирования» .
2.Данный подход, безусловно, играл и играет большую роль в деле привлечения внимания органов власти и общества к проблемам российской семьи, в осознании ценности семьи для индивида и государства. В то же время он не реализуем в политической практике на уровне семейного законодательства, т.к. в настоящее время под воздействием гражданских инициатив корпоративное государство, выражающее интересы тех или иных групп общества, постепенно трансформируется в государство, призванное консолидировать и выражать наиболее значимые, актуальные общественные интересы, и в рамках европейской модели социального государства его первичной клеточкой рассматривается социализированная, социально ответственная личность.
Именно на это обращают внимание сторонники концепции модернизации семьи, отмечая такие позитивные перемены в семейных отношениях, как переход от патриархальной семьи, с господством мужчины и распространенным насилием над другими членами семьи, с экономической
зависимостью женщин и детей от мужчин, к семье эгалитарной, где мужчины и женщины имеют равные права и возможности и строят свои отношения на принципах партнерства. Ими отмечается также важность перехода от традиций нерегулируемой рождаемости и многодетности к планированию семьи, т.е. к сознательному родительству и выбору числа детей.
Но исторический опыт свидетельствует, что первичной структурой общества является все-таки семья, а не индивид. Современные культурно-исторические реалии требуют изменения отношений между семьей и государством. Семья – это партнер государства. Без поддержки со стороны семьи невозможны успешные политические и социальные преобразования. Степень устойчивости семьи – это индикатор стабильности общества.
Жестко проблема семьи встала в условиях современной России. Проводимые в 90-е гг. прошлого века реформы российского обществапривели к глубоким изменениям жизнедеятельности семей. Многие из них,лишившись прежней опеки государства, не сумели адаптироваться к новымусловиям существования, оказались неподготовленными к новым социально-экономическим условиям, не выработали механизмов своей защиты,жизненных стратегий, необходимых для выживания.
Особенно сложное положение характерно для семей с несовершеннолетними детьми. Стремительное падение реальных доходов семей обусловило ихмассовую бедность. Кризисные тенденции в жизнедеятельности семей усугубляются дестабилизацией ранее сложившейся в стране социальной инфраструктуры, систем дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительногоотдыха детей, строительства и распределения государственного жилья, культурного, бытового, санаторно-курортного обслуживания. Принимаемые социальные программы недостаточно учитывают реальное экономическое положение семей, неконкурентоспособность многих учреждений социальнойсферы. Крайне низкой остается средняя продолжительность жизни, недостаточно реализуется трудовой и интеллектуальный потенциал населения. Углубилась дезорганизация жизни семей, возросла нестабильность браков, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции.
Снизилась роль семьи в социализации детей, в формировании системотношений в российском обществе, когда исторические процессы трансформации семьи переплетаются с возникновением острейших проблем, вызванныхсоциально-экономическими преобразованиями.
Совершенно очевидно, что современное состояние социального института семьи требует принятия неотложных мер по его укреплению и развитию.Опыт мирового сообщества показывает, что институциональные проблемысемьи эффективнее решаются с помощью специально организованной системы государственной семейной политики. Ее общественная значимость обусловлена специфическими проблемами современной семьи, необходимостьюобеспечения взаимной адаптации государства и семьи, повышения ее роли вобщественном развитии, оптимизации деятельности других социальных институтов в интересах семьи.
Вто же время в нашей стране семейная политика как система деятельностигосударства еще не сложилась, принимаемые в социальной практике мерыне охватывают всего комплекса проблем, носят краткосрочный характер ине представляют собой системно организованного процесса. В результате коренные интересы социального института семьи целенаправленно не учитываются. В связи с этим весьма актуальным является исследование проблем теории и практики семейной политики, научная разработка ее целей, задач,принципов, направлений, механизмов осуществления.
Обновление российского общества сегодня невозможно без актуализации адаптивных ресурсов семьи, в основе которых лежит разумный баланс традиционалистских основ с модернизационными устремлениями к реализации индивидуальности и автономности поведения человека в семье и за ее пределами. Бытийное пространство семейного социума – как лакмусовая бумажка для оценки эффективности государственной семейной политики, играющей приоритетную роль в разработке концепции формирования той или иной модели семьи в модернизирующемся российском обществе. Основными ценностными приоритетами в процессе трансформации российского общества называют автономию личности, демократизацию взаимодействия форм общественного и индивидуального бытия, актуализацию личностных ресурсов человека, его стремления к самореализации.
Методологическую основу проектирования семейной парадигмы составляет, во-первых, общефилософское положение о признании приоритета семьи в системе жизненных ценностей, во-вторых, оценка факторов регулятивного воздействия на функционирование семьи. Объективно обусловленным средством такого воздействия является государственная политика, поскольку базовые признаки гражданского общества не развиты и социальная роль государства в общественной системе пока еще достаточно значима. Государство обладаетмеханизмом регулирования интеграционных процессов в обширном поле семейных взаимодействий различных типов для обеспечения развития социально значимого потенциала семьи. С этих позиций должны осмысливаться новые модели семейных отношений, определяться общественно одобряемые способы их сочетания с сохранением социально ценных компонентов прошлого.

§2. Современная семейная политика государства

В различные исторические эпохи может существовать или равное отношение семьи и учреждений властипо поводу ответственности индивида за свои действия, то есть ответственности индивида перед семьей итем самым перед обществом, или же преобладание непосредственной личной ответственности перед государством.
Проблемы семьи и ее отношений с обществом в силу объективной значимости ее в организации и воспроизводстве любого социума-предмет особоговнимания современного человека. Они находят отражение в философских,социально-политических, религиозных воззрениях, национальных культурах.Многовековые семейные традиции народов мира представлены в Библии,Коране, многих произведениях античных (Платон, Аристотель и др.) и средневековых авторов.
Что касается политики государства в отношении семьи, то вплоть до конца80-х гг. она не являлась предметом специального научного анализа. Новыйэтап в развитии научных взглядов в этой области относится к началу 90-х гг. исвязан с процессами осознания роли семьи в обществе, необходимости осуществления целенаправленной государственной семейной политики.
Последнее обстоятельство связано с отношением государства к семье как к объекту управления иманипулирования, а не как к относительно автономной системе, независимой от государства. С одной стороны, такое восприятие семьи способствует прямому и косвенному вмешательству государства в регламентацию отношений супругов, родителей и детей, родственников. С другой стороны, дает возможность для личности ориентироваться непосредственно на внесемейные институты, минуя семью, видоизменяет и самосемейное поведение индивидов, их внутрисемейные роли. Именно такие объектно-субъектные отношения (вкоторых государство выступало в качестве субъекта, а семья в качестве объекта социального воздействия)складывались между двумя социальными институтами российского общества – семьей и государством напротяжении ХХ века.
Такое положение вещей в России имеет свои объективные исторические закономерности. Примат государства над личностью, семьей и обществом – это специфика исторического развития нашей государственности. С этой точки зрения, вся история государства Российского – это скрытая и открытая конфронтациимежду государством и обществом. «В нашей истории либо власть «давила» свой народ, либо народ «давил»свою власть. Согласие, объединение этих сторон наступало лишь тогда, когда внешний враг или природныекатаклизмы угрожали самому бытию российского общества, в экстремальных ситуациях его жизни и развития. В отличие от стран Запада, государство в России всегда отличалось чрезмерной авторитарностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию. Именнооно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить и о чем думать и мечтать. Именногосударственная власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой.
Главными целями семейной политики являются:
1. обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;
2. повышение качества жизни российских семей;
3. создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;
4. обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
Государственная семейная политика ориентирована на социальную защиту семьи. Основные направления этой социально значимой деятельности в современных условиях можно свести к следующему:
1. Поднять уровень и роль доходов в экономике семьи, укрепить ее экономическую самостоятельность. Это означает: отказаться от пережитков патерналистской стратегии государства, свойственной дорыночной социально-экономической системе, изменить соотношение платных и бесплатных услуг в структуре жизненных благ семьи в сторону платных. Но для этого заработная плата работника должна стать достаточной для содержания его самого и его семьи.
2. Создать материально-финансовые, социальные, правовые и психологические предпосылки для возрождения и расширения производственной функции семьи. В условиях становления рыночных отношений этому будут способствовать различные виды частной (семейной) собственности: фермерские хозяйства, семейные промышленные, торговые, коммунальные и иные предприятия, а в государственном секторе экономики - семейный подряд и надомное производство.
3. Изменить отношение общества к ведению домашнего хозяйства, уравнять его в правах с другими формами хозяйства и производства. В частности, следует женщин, занятых воспитанием детей, надомным трудом, уравнять в правах на социальное страхование и помощь государства в случае болезни и получении пенсии по возрасту с теми женщинами, которые работают на государственных, частных, смешанных предприятиях и в учреждениях.
4. Более адресно, дифференцированно и последовательно проводить политику материальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, включая выплату компенсаций, выделение денег на детское питание и одежду, школьные учебники и т. п.
5. Проводить в жизнь политику поддержки молодых семей - заключение трудовых договоров с гарантиями предоставления единовременного кредита на приобретение (строительство) жилья, на обзаведение домашним хозяйством, предметами длительного пользования и т. п.
6. Увеличить ежемесячные пособия одиноким матерям на детей до 16 лет, приведя их в соответствие с прожиточным минимумом и соответствующей индексацией.
7. Разрабатывать и внедрять научно обоснованные и практически ориентированные программы социальной помощи семье, психолого-педагогического содействия супругам, родителям и детям с целью стабилизации семейных отношений, упрочения семьи как важного социального организма воспроизводства человека и общества, их полноценного развития.
Семейная политика затрагивает интересы населения, всех слоев общества, она активизирует общественную и политическую деятельность, ее проведение на федеральном, региональном и локально- территориальном уровнях может объединить или расколоть общество, поэтому столь важно, чтобы общественное мнение было готово к преобразованиям подобного рода и поддерживало их. Семейная политика не должна быть делом только отдельных групп и организаций, ее успех прямо зависит от степени вовлеченности в эту деятельность всего общества – прежде всего от степени социального участия населения, в том числе предпринимателей, финансистов, менеджеров, от взаимодействия правительственных и неправительственных учреждений, научных, общественно-политических, профсоюзных, культурных и религиозных организаций, от направленности средств массовой информации, литературы и искусства.
Таким образом, государственная семейная политика-это самостоятельное направление социальной политики, система комплексной деятельности государства, направленная на социальный институт семьи как целостный объект с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли, обеспечения суверенитета и благополучия семьи на основе правового регулирования ее отношений с государством. Такое понимание семейнойполитики выводит семью и государство на качественно новый уровень социальных отношений семьи и общества и отличается от традиционных подходов.
Во - первых, семье как особой целостности (а не только индивидууму) предоставляются качественный новый социальный статус, реальные права, государственные гарантии, необходимые для ее функционирования.
Во - вторых, семейная политика осуществляется с помощью специально организованной системы деятельности на основе правового регулирования от ношений семьи и государства.
В - третьих, в компетенцию семейной политики включаются не все общесоциальные, а только специфические, институциональные проблемы семьи.
В - четвертых, семейная политика направлена на семью как особый социальный институт и целостный объект.
В - пятых, семейная политика носит системный, комплексный характер, охватывает основные сферы функционирования семьи в обществе.
В - шестых, государство соблюдает суверенитет семьи, создает условия для наиболее полной реализации ее прав и интересов, роли субъекта политики.Государственная семейная политика призвана системно решать задачиукрепления семьи и семейных ценностей; обеспечения ее интересов в процессе общественного развития; осуществления экспертизы жизнедеятельностисемьи, а также принимаемых органами власти решений с точки зрения их соответствия цели и принципам государственной семейной политики; созданиянеобходимых условий для реализации семьями своих функций на основе собственной трудовой деятельности; активизации субъектной роли семьи в процессе осуществления государственной семейной политики; обеспечения защиты социально уязвимых семей.
Объектом государственной семейной политики выступает семья как социальный институт.Предмет семейной политики включает совокупность специфических проблем семьи, характеризующих ее как социальный институт. Принципиальноважно дифференцировать их от общесоциальных проблем, которые свойственны всему населению страны, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье и решаются средствами социальной политики. Это проблемы,связанные прежде всего с функционированием макроэкономической и социальной сфер, систем здравоохранения, образования, культуры, занятости.
Принимаемые в рамках социальной политики меры, конечно, оказываютвлияние на семью, однако они недостаточно учитывают ее интересы как социального института. Семейная политика все более четко дифференцируется в рамках общей социальной политики, становится более целенаправленной в ориентации на конкретный объект - семью как особый социальныйинститут, призвана защищать интересы и права семьи. Именно семейная политика позволяет выявить специфические проблемы семьи и найти им решение. Поэтому отождествление социальной и семейной политики неправомерно и приводит фактически к отрицанию последней.
Необходимо также дифференцировать семейную политику в целом и политику в отношении детей и женщин. При самой тесной объективной взаимосвязи они являются самостоятельными направлениями социальной политики, поскольку в предмет семейной политики включаются только специфические семейные проблемы жизнедеятельности детей и женщин. При соотнесении семейной и демографической политики следует иметь в виду, чторепродуктивная функция - это только одна из многих функций семьи.
Изменение социальных отношений в государстве потребовало выработки соответствующих положений и сохранения определенных принципов.Прежде всего, государство признает социальные права семьи, являющейсяосновой жизнедеятельности человека, и необходимость их законодательного закрепления. При предоставлении семье (а не только индивидууму) полноценного социального статуса ее интересы целенаправленно учитываютсяв процессах социально-экономического и культурного развития общества,деятельности органов власти, осуществления федеральных и региональныхпрограмм. В законодательство включается комплекс правовых норм, регулирующих не только отношения между индивидуумами-членами семьи, но иотношения семьи и государства. Государство гарантирует макроэкономические и социальные стандарты, необходимые для самостоятельного функционирования семей в обществе; целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семей в процессе их жизнедеятельности; создание условий для обеспечения суверенитета семей. По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемахсемьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связис этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной исоциальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.
Государство обеспечивает целенаправленный учет и реализацию институциональных прав и интересов семьи в различных областях общественнойжизни, в деятельности органов власти, при планировании, разработке и реализации социально-экономических программ, прогнозировании развитиястраны. Реализация цели и принципов государственной семейной политикиконтролируется на основе проведения фамилистической экспертизы принимаемых на различных уровнях власти решений с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность семьи.
Государство взаимодействует с семьей на основе партнерских отношений, обеспечивает баланс прав и ответственности государственных институтов и семьи, создает необходимые условия для активизации социально-экономического потенциала семьи, включения ее в качестве субъекта в систему социальных отношений.
Государство не ограничивает семейную политику социальной защитой
семей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Должны быть обоснованы рациональные объемы социальной защиты и соответствующие
адаптационные механизмы, исключающие патернализм.
Важным условием эффективности семейной политики является дифференцированный подход, учитывающий особенности социально-экономического развития страны, исторического этапа трансформации института семьи, моделей и структуры семей, их потребностей и интересов.

§3. Государственная защита семьи

Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
- расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;
- установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
- содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
- развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России. Если государство начнет поиски социальной политики, которая будет поддерживать семьи.
Социальная защита – совокупность практических мероприятий, проводимых государством для поддержания материального благополучия тех слоев населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно зарабатывать деньги для поддержания среднего для данного общества уровня жизни.
Социальная защита семьи базируется на следующих принципах:
1. Реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Это означает, что выбираются те факторы, на которые можно повлиять хотя бы в перспективе: разрабатывается система льгот, организуется просвещение семьи и обществ.
2. Дифференциация подхода к различным типам семей. В социальной защите принята классификация семей по типам: маргинальная, кризисная, благополучная, процветающая. В зависимости от типа семьи проводится и социальная защита.
3. Работа по активизации жизненного потенциала семьи. В основе этого принципа лежит английская пословица «Лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить его этой рыбой». То есть социальная работа призвана показать человеку, семье выход из кризисной ситуации, а идти по пути преодоления кризиса семья будет самостоятельно.
4. Равенство всех семей на поддержку государством. Независимо от типа, к которому относится семья, от существа имеющейся проблемы любая семья может обратиться в органы социальной защиты за помощью.
Семья как социальный институт для многих стала основным источником психологической стабильности, так как после нескольких десятилетий государственно контролируемой экономики приспособиться к рыночной людям удается с большим трудом. Выживание семей имеет большую значимость для выживания и успеха.
Первая проблема – существенное ухудшение здоровья России. Рассмотрим три наиболее важные проблемы.нации и фактическая тенденция к естественной убыли населения. Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность.Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым распространением малодетности (один-два ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости. Сложившаяся ситуация с рождаемостью дополняется еще и опасностью возрастания у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний. В стране ежегодно рождается не менее 80 тысяч неполноценных детей.
Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.
Вторая проблема, проистекающая из рыночных преобразований экономики, и поляризация доходов и связанное с ней «отсутствие» среднего класса как фундамента стабильности. Поляризация доходов является результатом: 1) существенно возросшей дифференциации заработков, 2) зарегистрированной и незарегистрированной безработицы, 3) сверхприбылей отдельных предприятий, 4) вторичной занятости отдельных групп работников, 5) приватизации, которая обогатила тонкий слой населения. В результате оказались две России не только с точки зрения потребительского рынка – появились люди с различным поведением, идеологией, имеющие разные предпочтения и ориентации в жизни.
Третья проблема является продолжением второй – это экстремальная бедность и маргинализация части населения. Это бездомные и нищие, которые потеряли все ресурсы в новых рыночных условиях. Сюда входят также беспризорные дети и проститутки.
Конечно, некоторые источники этих проблем имеют долговременные причины и связаны с экономической неэффективностью коммунистической системы. Однако резкий переход к капиталистическому образу жизни сделал многих людей беспомощными. Для них общество распалось на куски, и они потеряли устойчивость. Социальная атмосфера, особенно в городах, насыщена стрессами и напряжением, поэтому проблемы антисоциального поведения растут. Во всем этом хаосе наиболее стабильной структурой для многих русских людей остается семья.
Падение общественного производства и рыночные отношения привели к усилению экономических функций семьи. Экономическая значимость семейной ячейки растет с развитием надомничества, формированием семейных производств, расширением самообслуживания семей. Запасы основных продуктов и садовые участки часто являются базой для физического выживания людей. Кроме того, семья выполняет функцию психологического убежища, служит оплотом стабильности в обществе, наполненном враждебностью, агрессивностью и взаимным недоверием. В семье также решаются острейшие проблемы, связанные с группами социального риска – инвалидами, наркоманами, вернувшимися из тюрем, отказниками и безработными.
Семья как институт могла бы стать катализатором формирования среднего класса, столь необходимого для эффективности экономических реформ. Сильные браки были бы в этом большой поддержкой.
Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обострение проблем семьи в современной обществе, с одной стороны, иявно прослеживаемая неадекватность сложившейся ситуации ее функционирования и проводимых государством мероприятий - с другой, полагаютнеобходимость разработки оснований и принципов формирования и введения новой, специально направленной, дифференцированной государственной семейной политики, выполняемой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Необходимость государственной семейной политики обусловлена прежде всего потребностями самого общества и его институтов в повышении ролисемьи в общественном развитии, более полной и эффективной реализацииее социальных функций. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению институциональныхпроблем семьи.
Учитывая вышеназванные обстоятельства развития современного российского общества, характер и прежде всего недостатки проводимой государством в отношении семьи политики, отмеченные, в частности, выше, можновыделить несколько важных направлений и задачв построении реально действенной государственной семейной политики как особой, самостоятельнойсферы общегосударственной политики.
Одним из важнейших направлений в этом плане является научное обоснование необходимости выделения семейной политикив качестве самостоятельной сферысоциальной политики государства. Другим значимым направлением в построении семейной политики является разработка теории семейной политики и теоретическое обоснованиепринципов развития и структурно-содержательной и функциональной нагрузки ее в общей системе управления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

I. Правовые акты

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. N 4. ст. 445.
2. Семейный кодекс РФ от 29.12. 1995 № 223 - ФЗ // "Собрание законодательства РФ". 01.01.1996. N 1. ст. 16

II. Специальная литература

1. Антонов, А.И. Семья как социальный институт// Основы социологии.- 2004. – № 2. -С. 15-25.
2. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI веке. –М., 2000. - 278 с.
3. Дармодехин С.В. Семья и государство. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 278 с.
4. Зритнева, Е.И. Социология семьи. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 176 с.
5. Кравченко, А.И. Социология.– М.: Изд-во Проспект, 2005. - 254 с.
6. Радугин, А.А. Социология. – М.: Центр, 2003. - 176 с.
7. Холостова, Е.И. Социальная работа. – М.: Инфра-М, 2006. – 576 с.

III. Справочная и другая литература

1. Юридический словарь / Под ред. В.Н. Додонова, В.Д. Еракова.- М.: Инра-М, 20001.- 543 с.

IV. Интернет-источники

1. Ласько А.И. Семья и государство. // Политика, государство и право. – Октябрь, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politika.snauka.ru/2012/10/524
2. Бутаева М. Государственная семейная политика // Власть.- 2010.- № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/04/Gosudarstvennaya_semejnaya.pdf

Понятие семьи. Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании детей. Семья удовлетворяет важнейшую потребность отдельных людей и общества в целом в воспроизведении рода. Она играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

При определении родства исходят из двух критериев. Во-первых, имеет место супружеское родство. Мужчина и женщина, вступая в брак и образуя семью, становятся родственниками друг другу не по крови, а по брачному союзу. В этот же круг с образованием семьи входят и родственники супругов (отцы и матери, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры и т.д.). Происходит своеобразное слияние двух семей. Во-вторых, родство может иметь характер кровнородственной связи. Такая связь существует между родителями и детьми, между братьями и сестрами, двоюродными родственниками. Соединение этих двух типов родства выражается единым термином – «родня».

Семья – это «маленькая страна» со своими законами, правами и обязанностями, финансами, заботами о материальном благосостоянии. Здесь выполняются такие важные социальные функции, как власть и управление, образование и воспитание, разделение труда, хозяйственная деятельность, сохранение культурных традиций, связь поколений и т.д. Поэтому общество и государство придают важное значение упрочению семейных отношений, видя в них основу своей устойчивости. Для того, чтобы укрепить позиции семьи, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, суммы которых возрастают с каждым последующим ребенком.

Ядром семьи, её основой являются супружеские, брачные отношения. Брак – это исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Государство торжественно оформляет появление каждой новой семьи, помогает ей преодолевать трудности, регулирует отношения, заботится о детях.

Схема: Структура семьи. По числу родителей семьи подразделяются на полные (при наличии обоих родителей) и неполные (при отсутствии одного из родителей). По количеству поколений семья делится на нуклеарную (в ее состав входят родители и дети) и расширенную (включая бабушек и дедушек). По выбору места жительства семьи подразделяются на те, в которых молодожены живут с родителями мужа или жены, и те, в которых молодожены живут отдельно от родителей.

Функции семьи. В людях заложен инстинкт отцовства и материнства, потребность иметь детей. Поэтому рождение ребенка – самое важное событие в семье. Репродуктивная (от лат. reproduction) функция семьи состоит в биологическом воспроизводстве человека как вида Homo sapiens. Ребенок дает и матери, и отцу высокие чувства, которых ничем другим не компенсировать. «Жизнь без детей, что земля без цветов» – говорит народная мудрость. Дети выступают главной ценностью не только семьи, но и всего общества уже по той причине, что без них нет будущего ни у рода, ни у народа, ни у государства.

С данной функцией тесно связана воспитательно-регулятивная функция. Она состоит в воспитании детей, определении норм поведения членов семьи в различных сферах жизни. Воспитание детей в семье - большой ежедневный труд, и физический (например, когда ухаживают за малышами), и умственный (когда, заботясь о духовном развитии ребенка, беседуют с ним, поощряют проявление и развитие определенных нравственных качеств).

Хозяйственно-бытовая функция семьи связана с обеспечением материальных условий жизнедеятельности домочадцев и ведением домашнего хозяйства. Она подразделяется на функцию производства, распределения и потребления материальных благ в рамках семьи, а также на функцию наследования семейного имущества. Семья – это не только отношения между родственниками, но и само место проживания, хозяйственная деятельность, бытовые условия жизни. В доиндустриальных обществах двор крестьянина, мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно служили и местом проживания семьи. В индустриальных же обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно отделились друг от друга. Многие стороны быта современной семьи насыщаются техникой: активно используются стиральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, радиоаппаратура и т.д.

Рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) функция семьи проявляется в обеспечении её членам комфорта и домашнего уюта, в организации рационального досуга и отдыха, в создании условий для укрепления здоровья. Большинство родителей трудятся на производстве или в учреждениях, дети учатся в школе, а отдыхать все приходят домой, в семью.Правда, для работающих на производстве мам дома зачастую начинается не отдых, а «вторая смена» в рамках выполнения хозяйственно-бытовой функции: приготовить ужин, постирать бельё, навести порядок в квартире. А ведь мамам тоже надо отдохнуть. Поэтому им должны помогать и папы, и дети.

Эмоционально-психологическая функция семьи состоит в удовлетворении потребностей членов семьи в любви и дружбе, в уважении и признании, эмоциональной поддержке и психологической защите, в формировании чувства защищенности. В древности для человека самым страшным наказанием было изгнание из рода, лишение его поддержки родичей. Одиночество и для современного человека остаётся очень болезненным состоянием, которого все стараются избегать. В семье человек обретает близких, дорогих, родных, любимых людей. В хорошей семье все любимы и значимы. Члены семьи вместе переживают радости и горести, решают жизненные проблемы, поощряют успехи детей.

Связь поколений. В понятие поколения вкладывают различный смысл.Например, родители, дети, внуки - это три последовательных поколения. Промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называется продолжительностью поколения (в среднем это около 30 лет). Вместе живущие поколения людей образуют возрастную структуру населения города, области, страны. В историко-культурных исследованиях понятие поколения чаше всего имеет символический смысл. Оно характеризует здесь участников или современников важных исторических событий. Например, говорят о поколении Великой Отечественной войны, поколении людей эпохи «перестройки».

Связь поколений особенно ярко проявляется в семье. От поколения к поколению передается накопленный обществом багаж культуры: жизненный опыт и знания, житейская мудрость и религиозные верования, моральные нормы. Здесь дети получают первый опыт взаимодействия с другими людьми на основе общих норм поведения, обычаев, традиций и ритуалов.

Современные тенденции развития семьи. В наши дни наметились две основные тенденции в развитии семейных отношений. Первая связана с сохранением, укреплением или даже возрождением традиционной семьи, где основная роль принадлежит мужу. Он является хозяином, собственником имущества, обеспечивает экономическую самостоятельность семьи. Все остальные члены семьи должны беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства.

Вместе с тем все чаще встречаются семьи, в которых отношения между мужем и женой строятся на основе равенства, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей. Здесь женщины активно участвуют в жизни общества, в экономическом обеспечении семьи и играют важную роль в принятии семейных решений. Широкое распространение данного типа семейных отношений, с одной стороны, способствовало росту самосознания женщины, ее социальному и культурному развитию. С другой стороны, предпочтение, отдаваемое личной свободе, порой наносит ущерб взаимной ответственности супругов и сплоченности семьи. Уменьшается число лиц, официально вступающих в брак, ослабевает прочность семейных отношений, увеличивается количество разводов. Часто люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не регистрируют, или же брачные отношения юридически оформляются тогда, когда появляются дети.

Каждый из двух типов семей обладает своими достоинствами и своими недостатками. В традиционной семье больше порядка и стабильности, зато в семье нового типа больше эмоций и свободы. Основой удачного супружества может быть как первый, так и второй тип семейных отношений. Но при одном условии: если оба супруга нацелены на один и тот же тип отношений. Проблемы возникают при столкновении разных представлений о том, какой должна быть семья. Даже если будущая семья представляется как нечто среднее между описанными типами, с признаками и одного, и другого (а таких семей немало сегодня), то для прочности брака необходимо, чтобы все-таки в конкретных сферах отношений было сходство взглядов и ожиданий между супругами. Если ожидания оправдываются, а представления не расходятся, особых разногласий у членов семьи не будет.

Для современной семьи характерна нуклеаризация, т.е. стремлениемолодых супругов жить отдельно от родителей. Часто это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстрее идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни. Меньшая зависимость от родителей способствует формированию ответственности. Вместе с тем такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Экономические преобразования в обществе способствуют его дифференциации, появлению новых типов семей. Понятно, что семья бизнесмена отличается от семьи безработного. В семьях людей, поглощенных бизнесом, дети материально обеспечены, но часто лишены духовно-нравственного общения с родителями, родители поручают воспитание детей нянькам, гувернанткам и остаются чуждыми для них. В семьях фермеров дети обычно раньше, чем в других семьях, вовлекаются в трудовую деятельность.

Если раньше семья создавалась преимущественно для продолжения рода, передачи накопленных прежними поколениями материальных ценностей, более экономного расходования сил и средств на жилищное обеспечение, то сегодня семья - это, прежде всего, духовное сообщество, содружество во имя интересной, культурной и богатой впечатлениями жизни. Семья создает чувство устойчивости в бурно изменяющемся мире, помогает сообща выработать тактику поведения в обществе и определить жизненные перспективы.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете слова: «семья - ячейка общества»?

2. Расположите перечисленные в параграфе функции семьи в порядке их значимости в современном обществе. Поясните свое мнение.

3. В чем состоят преимущества многодетной семьи? Какие меры предпринимает наше государство для поддержки многодетных семей?

4. Какой мотив заключения брака в наше время является ведущим? Почему вы так считаете?

5. Что вы понимаете под ценностями семейной жизни? Приведите примеры из жизни вашей семьи, ближайшего окружения.

6. Охарактеризуйте роль семьи в современном обществе. Как вы понимаете утверждение: «здоровье общества» зависит от «здоровья семьи»?