Дата публикации: 14.03.16
Тема: "Моя семья".
Руководитель проекта: Мырчинкова Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта - 2 недели.
Период выполнения - с________ по ________.
Возраст детей - 4-5 лет.
Цель проекта: расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1.Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3.Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Актуальность проекта. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители : повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья».
Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже».
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный.
1.Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?».
2.Составление перспективного плана мероприятий.
3.Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический).
III этап - заключительный
Перспективный план мероприятий
Сроки реализации | Цели, задачи |
|
Понедельник | НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья» | |
Чтение. РНС «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки. |
|
Д/и «Чей я ребенок, угадай» | Учить находить на выставленных фотографиях маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство. |
|
Вторник | Беседа «Выходной день в моей семье» | |
Чтение. РНС «Гуси-Лебеди» | Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Развивать творческое воображение, речь детей. |
|
Д/и «Сложи картинку» | Учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания. |
|
Среда | НОД по ОО «Речевое развитие» – «Рассказывание белорусской народной сказки «Пых» | Учить детей пересказывать знакомую сказку совместно со взрослым. Учить узнавать героев сказки по характерным признакам. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажей сказки. |
Чтение. М. Матвеева «Синяя чашка» | Помочь детям понять скрытые мотивы героев произведения, приобщить их к словесному искусству. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. |
|
Четверг | НОД по ОО «Познавательное развитие» – «Домашний труд» | Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи. Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми. |
Чтение. К. Паустовский «Теплый хлеб» | Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение. |
|
Д/и «Закончи предложение» | Способствовать развитию у детей речевой активности, быстроты мышления. |
|
Пятница | НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) – «Мебель для моей семьи» (стол, стул) | Учить описывать предмет; учить соблюдать пропорции деталей при лепке, прищипывать пластилин с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара. |
Чтение. С. Маршак «Сказка об умном мышонке» | Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. |
|
Д/и «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | Учить детей изменять глаголы по числам и лицам. |
|
Понедельник | НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) – «Моя семья» (продолжение) | Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке. |
Чтение. В. Катаев «Цветик-семицветик» | Развивать произвольное внимание, слуховую память; развивать связную речь, формировать неречевые способы общения; формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь; воспитывать умение слушать друг друга. |
|
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?» | Развивать мелкую моторику рук. |
|
Вторник | Беседа «Как я помогаю родителям?» | Помочь разобраться в своих трудовых обязанностях по дому. Воспитывать уважительноеотношение к труду. |
Чтение. Е. Пермяк «Мамина работа» | Познакомить детей с профессией штукатура. Формировать представления детей о трудовых операциях, выполняемых штукатуром, результате его труда. |
|
Д/и «Дружная семья» | Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи. |
|
Среда | НОД по ОО «Речевое развитие» – «Группировка предметов: одежда, обувь, головные уборы» | Закреплять обобщающее понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»; уточнять представления об одежде; учить различать ее по сезонам. Учить договаривать предложения, отвечать на вопросы. |
Чтение. Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Формировать ценностные представления о профессиях, труде на основе произведения художественной литературы. |
|
Д/и «Родственные отношения» | Придумать загадки по плану: как этот человек выглядит? Что он делает дома? Кто он мне? |
|
Четверг | Беседа «Как мы отдыхаем?» | Уточнить знания детей о понятии "отдых" и показывать его необходимость; формировать представления о том, что люди не только работают, но и отдыхают. |
Чтение. В. Белов «Мамина дочка» | ||
Д/и «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать?» | Помочь детям вспомнить и назвать ближайших родственников . |
|
Пятница | Театр картинок «Маша и медведь» | Вызвать чувство радости. Создать веселое настроение. Способствовать отзывчивости на доступные возрасту литературно- художественные произведения. Воспитывать умение наблюдать за развитием действия в представлении. Закрепить знания о русских народных сказках. |
Чтение. А. Барто «Как Вовка бабушек выручал» | Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. |
|
Д/и «Скажи, как тебя ласково дома называют» | Активизация ласкательных существительных. |
Результативность . Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, о том, что в результате проведенных мероприятий в рамках проекта (беседы, НОД, чтение художественной литературы, дидактические игры) прослеживается положительная динамика в духовно-нравственном воспитании дошкольников в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Используемая литература
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».
Педагогический проект
«Моя семья»
средняя группа
Реализовали: воспитатели
Орлова Е.В,
МДОУ «Детский сад № 17
общеразвивающего вида»
«Без прошлого нет будущего»
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая «малая Родина». Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с этим мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Тип проекта: краткосрочный (с 2.02. 2015 по 21.02.2015, 3 недели).
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 17 общеразвивающего вида».
Режим работы : во время и вне НОД.
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы (дети 4-5 лет), родители
Риски : сроки проекта совпали с повышением заболеваний ОРВИ, малый охват детей, родителей.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Риски : сроки проекта совпали повышением заболеваний ОРВИ, малый охват детей, родителей
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
II этап – основной (практический)
III этап-заключительный
Ожидаемые результаты проекта:
· Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
· Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
· Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»
· Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»
Приложение
Этапы | |
1 этап подготовительный |
Опрос детей: «Что я знаю о семье?» |
2 этап основной | НОД из цикла «Я и моя семья» Познавательное «Моя семья» Рисование «Моя семья» Лепка «Мама» Развитие речи. Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых». Познавательное «Домашний труд» Рисование «Моя семья (продолжение)» Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)» Развитие речи. «Группировка предметов» Конструирование «Мамины косички» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Цветик-семицветик» В. Катаев «Мамина работа» Е. Пермяк «Чем пахнут ремесла» Д.Родари «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Старый дед и внучек» Л.Толстой «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский «Похищенное имя» Дидактические игры: «Кем быть?» «Сложи картинку» «Определи возраст» «Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Исправь Незнайку» «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». «Назови как тебя дома ласково называют?» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин». Беседы: «Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» «Что такое генеалогическое древо моей семьи» «Как я помогаю родителям» Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. Театрализация по сказкам «Дедка и Репка» «Маша и медведь» «Курочка Ряба и золотое яйцо» Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» Консультация «Что такое генеалогическое древо?» Выставка «Генеалогическое древо семьи» Папка-передвижка «Тайна моего имени» Оформление альбома «Тайна имени Выставка детских рисунков «Моя семья» |
3 этап заключительный | Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже» Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ |
Используемая литература
1. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: , 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. , «Работа с семьей»: -М.: , 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»
6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»
Проектная деятельность в средней группе «Моя семья – моя крепость»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. /Л.Н. Толстой/Приложение №1:
История непростой жизни и большой любви Петра и ФевронииПриложение №2:
Мудрый отец. (Русская сказка)Приложение №3:
Мама спит, она устала... (Е. Благинина)