Понятие всесторонне развитая личность. Всестороннее развитие личности

12.04.2019

2.2. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания


Решение проблемы формирования и развития личности в процессе воспитания связано с проблемой определения его целей.

Цель – это мысленное представление конечных результатов. Цель воспитания есть определение (прогнозирование) тех положительных изменений, которые должны произойти в результате формирования и развития личности в ее социально-психологических качествах. Отсюда следует, что главной целью воспитания является всестороннее формирование и развитие личности. Такое содержание в цель воспитания вкладывал еще А.С.Макаренко: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания, решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться» .

В учебных пособиях по педагогике рассматриваемые понятия зачастую трактуются как синонимы, да еще с добавлением слова «гармоничное». Однако, как показано выше, понятия «развитие» и «формирование» имеют различное значение. Поэтому, когда речь идет о всестороннем формировании личности, необходимо иметь в виду изменения, происходящие в ее знаниях, способах деятельности и качествах (интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических). Следовательно, всестороннее формирование личности – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих при усвоении человеком социального опыта в его интеллектуальных, нравственных, эстетических и физических качествах.

О всестороннем развитии можно говорить тогда, когда имеют место определенные изменения во всех сторонах личности (опыте, функциональных механизмах психики и типологических свойствах). Поэтому под всесторонним развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые непосредственно или опосредованно происходят в опыте личности, ее функциональных механизмах и типологических свойствах, т.е. во всех сторонах личности.

Гармоничность всестороннего формирования и развития предполагает наличие целостности, равномерности и одновременности в формировании качеств личности и изменений в ее всех сторонах. Такое в реальности никогда не может произойти. Следует заметить, что это понимали некоторые представители теории коммунистического воспитания, поэтому всестороннее и гармоничное формирование и развитие личности они называли идеалом воспитания, к которому должен стремиться человек, но которого никогда нельзя достичь.

Поскольку воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс формирования качеств личности, то всестороннее воспитание человека включает в себя следующие составные части.

Основоположники марксизма гениально предвидели, что вместе с уничтожением капиталистического строя, частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком создадутся все условия для всестороннего развития личности. При разумных общественных отношениях в этом будет заинтересовано все общество и каждый индивид. При социализме люди будут “совершенно свободно развивать и применять все свои силы и способности”.

Утверждая, что в условиях социалистического общественного строя все люди станут обладать разносторонним знанием производства и станут выполнять различные виды труда, Маркс и Энгельс, разумеется, не считали, что при социализме не будет специалистов. Они имели в виду, что в новом обществе исчезнет характерный для капитализма “профессиональный идиотизм и всем его членам будет обеспечена возможность свободного выбора и смены профессий.

Освобожденные от гнетущей заботы о куске хлеба, люди при социализме, согласно учению основоположников марксизма, смогут в полной мере овладевать наукой и искусством. Расширится их кругозор, разовьется тонкое эстетическое восприятие, высокие моральные качества, они станут значительно крепче физически; все это потому, что в условиях социализма в подлинном расцвете каждой человеческой личности заинтересовав весь коллектив.

В обеспечении всестороннего развития всех членов социалистического общества ведущую роль призвано сыграть воспитание. Раскрывая в “Инструкции”, что именно коммунисты понимают под воспитанием, Маркс называл: “Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнения ми. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств



Умственное воспитание

В формировании всесторонне развитых людей Маркс отводил ведущее место умственному воспитанию. Это вытекалоиз его отношения к науке, которая была для него, по словам Энгельса, “исторически движущей революционной силой”.

Создав подлинно научное и в то же время подлинно революционное мировоззрение, Маркс и Энгельс дали тем самым возможность разрешить на новой методологической основе проблему умственного воспитания подрастающего поколения. Задачей умственного воспитания они считали сообщение детям подлинных знаний о природе и обществе и выработку у них на этой основе последовательного материалистического мировоззрения, необходимого им для успешного участия в деятельности, в революционной практике.

Марксистское требование научности образования предполагает его полную светскость, освобождение сознания трудящихся от религиозного дурмана.

Основоположники марксизма предъявляли серьезные требования к содержанию образования и его усвоению учащимися. Они считали необходимым дать им широкий круг общеобразовательных знаний, причем преподносить. их в строгой последовательности и системе, и решительно осуждали поверхностный подход к изучению учебных предметов. Маркс и Энгельс требовали, чтобы подрастающее поколение овладело в школе основами математики, химии, ботаники, зоологии. Большое значение они придавали изучению родного языка, в котором видели средство познания мира и развития мышления.. Очень важным они считали обучение подрастающего поколения и иностранным языкам для установления интернациональных связей пролетариата.

Маркс указывал на те трудности, которые приходится преодолевать человеку на пути к овладению знаниями. “В науке, - писал он,- нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

В трудах основоположников марксизма мы встречаем ценные суждения об особенностях детского мышления. В одном из своих ранних произведений Маркс дал следующую меткую его характеристику. “Если, однако,- писал од,- теоретическое мышление ребенка имеет количественный характер, то суждения ребенка, как и его практическое мышление, имеет характер прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка-это первая связь, которая соединяет его с миром. Практические органы чувств, преимущественно нос и рот, являются первыми органами, при помощи которых он оценивает мир.

Отмечая конкретный, чувственный характер мышления, детей, Маркс и Энгельс считали необходимым развивать у них способность к логическому мышлению, умение переходить от первичных представлений о конкретном явлении к раскрытию его сущности, вскрывать ту систему связей и отношений, в которые включено данное единичное явление.

Физическое воспитание

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли вопросам физического воспитания пролетарской молодежи.

Маркс с возмущением говорил о том, что при капиталистическом способе производства силы рабочего не могут нормально развиваться, так как “при своей волчьей жадности к прибавочному труду капитал опрокидывает не только моральные, но и чисто физические максимальные пределы рабочего дня... Он похищает время, которое необходимо рабочему для того, чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом.

В гимнастике Маркс и Энгельс видели одно из важнейших средств, которое укрепляет физические силы человека и в то же время способствует преодолению того одностороннего развития, на которое его обрекает господствующая на капиталистической фабрике система разделения труда. Основоположники марксизма предлагали сочетать гимнастические упражнения с военным обучением. В этом сочетании они видели также необходимое условие для подготовки рабочей молодежи к грядущим революционным боям. С этой целью Энгельс, советовал пролетарской молодежи использовать всеобщую воинскую повинность, а тем молодым людям, которым приходится ее отбывать, уже имея образование, он рекомендовал приобрести в течение года военной службы подготовку, необходимую для командира.

В социалистическом обществе, как полагали Маркс и Энгельс, будут созданы все условия, обеспечивающие нормальное физическое развитие всех его членов. Оно будет осуществляться в единстве с полноценным развитием их умственных сил, с формированием у них сильной воли и характера.

Политехническое образование

Под технологическим, или политехническим, обучением Маркс имел в виду получение молодежью знании об общих научных основах крупной промышленности и приобретение практических умений и навыков в обращении с машинами.

Огромная заслуга основоположников марксизма состоит в том, что они обнаружили в современном им машинном производстве наличие общих научных основ и установили, что, как бы ни отличались друг от друга машины, используемые в различных отраслях производства, и совершающиеся в этих отраслях технологические процессы, все они построены на применении одних и тех же законов механики, физики, химии. “Технология,- по словам Маркса,- открыла.... те немногие великие основные формы движения, в которых необходимо совершается вся производительная деятельность человеческого тела, как бы разнообразны ни были применяемые инструменты,- подобно тому как механика, несмотря на величайшую сложность машин, не обманывается на тот счет, что все они представляют собой постоянное повторение элементарных механических сил. Отсюда следует, что знание основных законов природы и техники необходимо для того, чтобы ориентироваться во всей системе производства и усвоить общие научные принципы, на которых оно базируется.

Маркс и Энгельс полагали, что люди, обладающие должными общеобразовательными знаниями и общетехнической культурой, не только смогут разобраться в конструкции самых разнообразных машин, но и сравнительно легко и быстро научатся управлять ими.

Основоположники марксизма понимали, что требование вооружить рабочих полноценными технологическими знаниями встретит решительное сопротивление со стороны буржуазии и потому, естественно, сможет быть осуществлено лишь после свержения капиталистического строя. Только “неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического.

Политехническое образование, согласно учению Маркса и Энгельса, даст возможность рабочему, который при капитализме является простым придатком к машине, стать в условиях социализма полновластным хозяином производства. Они предвидели, что люди, всесторонне развитые, хорошо ориентирующиеся во всей системе производства, понимающие устройство машин и умеющие управлять ими, получат при разумном общественном строе широчайшие возможности для развития своей инициативы и творческой мысли, а это будет способствовать повышению производительности труда рабочих и подъему всего социалистического производства.

Воспитание пролетарской морали

Маркс и Энгельс уделяли много внимания воспитанию у подрастающего поколения определенных моральных представлений и соответствующего нравственного поведения. Научное разрешение проблемы нравственного воспитания, которое было впервые дано марксизмом, неразрывно связано с его учением о морали как одной из форм общественного сознания. Маркс и Энгельс установили, что нормы морали, являясь продуктом исторического развития, в условиях классового общества неизбежно приобретают классовый характер. Они разоблачили сущность буржуазной морали, показав, что в основе ее лежит интерес накопления капитала - “голый чистоган”.

Маркс и Энгельс разработали теоретические основы учения о новой пролетарской морали, признав нравственным такое поведение, которое способствует борьбе рабочего класса против гнета и эксплуатации. В процессе этой борьбы в среде лучших представителей рабочего класса зарождаются элементы новой пролетарской морали: верность народу, товарищеская взаимопомощь, умение поступиться личными интересами во имя торжества общего дела, революционная отвага, дисциплинированность.

Эта мораль по своей классовой сущности является пролетарской. Но рабочий Класс, освобождая человечество от всех и всяких форм эксплуатации, уничтожает и классы, как таковые. Поэтому пролетарская мораль, как подчеркивают основоположники марксизма, станет в конечном счете общечеловеческой. Свое полное развитие она получит в коммунистическом обществе, в котором будут установлены истинно человеческие отношения между людьми.

В содержание этой новой высокой морали, а следовательно, и нравственного воспитания основоположники марксизма включали развитие у пролетариата чувства патриотизма. Утверждая, что в условиях капитализма “рабочие не имеют отечества”, они призывали их свергнуть буржуазию и создать свои, пролетарские государства. Энгельс предвидел вероятность оборонительных войн, которые придется вести коммунистическим стра-

нам с выступающими против них капиталистическими государствами. В связи с этим он указывал, что член коммунистического общества “должен защищать действительное отечество, действительный очаг”; он “будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью, перед которыми должна разлетаться, как солома, механическая выучка современной армии. Воспитание у рабочего человека готовности бороться за освобождение своего отечества от оков капитализма и защищать свою социалистическую родину основоположники марксизма неразрывно связывали с развитием у него пролетарского интернационализма, братской солидарности по отношению к трудящимся всех стран.

Важной стороной. пролетарской морали Маркс и Энгельс считали коллективизм. Они указывали, что в буржуазном обществе, представляющем собой “объединение одного класса против другого”, господствует “мнимая коллективность”, при которой личная свобода существует только для людей, принадлежащих к господствующему классу. Только в социалистическом обществе, как установили основоположники марксизма, индивид получает все возможности для своего всестороннего развития и ему будет обеспечена действительная личная свобода. В коммунистическом обществе подрастающее поколение будет воспитываться в духе социалистического гуманизма, в духе искренней любви и уважения к человеку.

Основоположники марксизма не только разработали теоретические основы пролетарской морали. Вся их личная жизнь была примером подлинного коммунистического поведения.Она была целиком и полностью отдана борьбе за счастье человечества, за торжество идей коммунизма.

Как человек Маркс отличался исключительной правдивостью, справедливостью, преданностью друзьям. Многолетняя дружба Маркса и Энгельса является идеалом высокой дружбы, основанной на общности интересов и полном единстве взглядов.

Маркс был прекрасным семьянином. Несмотря на большую занятость, он всегда находил время для воспитания своих дочерей, отправлялся с ними на загородные прогулки, принимал участие в детских играх, читал им вслух произведения мировой литературы. Маркс чрезвычайно любил детей. Он, по словам В. Либкнехта, был не только нежнейшим отцом, “его притягивали к себе, как магнит, и чужие дети, встречавшиеся на его пути, в особенности беспомощные и несчастные.

Эстетическое воспитание

Маркс и Энгельс считали, что всесторонне развитой человек должен понимать произведения искусства и быть способным любить прекрасное. Для этого ему необходимо дать соответствующее эстетическое воспитание. “Если ты хочешь наслаждаться искусством,- писал Маркс,- то ты должен быть художественно образованным человеком. Но при этом он подчеркивал, что для развития у человека эстетических чувств требуются благоприятные общественные условия. При капитализме искусство является достоянием имущих классов и недоступно трудящимся. Только победа пролетариата, как гениально предвидели основоположники марксизма, обеспечит расцвет искусства и сделает его подлинно демократическим. Они неоднократно указывали, что произведения искусства, обладающие должной идейной направленностью и высокими художественными достоинствами, являются эффективным средством познания действительности. Маркс называл искусство художественно-духовным освоением мира.

Многие люди хотят стать всесторонне развитыми и хорошо образованными во всех сферах жизни. Концепция такого развития зародилась во времена Возрождения (Ренессанса), поэтому всесторонне образованного человека называют «человек эпохи Возрождения», а в качестве самого яркого примера приводят Леонардо да Винчи. Стать по-настоящему многогранной личностью не так-то легко, однако возможно. Для этого нужно активно следовать своим увлечениям и интересам, получать разнообразные впечатления и постоянно работать над своим образованием.

Шаги

Часть 1

Получайте разнообразный опыт

    Исследуйте окружающий вас мир. Удовлетворять свою любознательность, открывая мир вокруг себя, - это один из лучших способов стать более разносторонним человеком. Путешествия, новые блюда, новые интересы и увлечения расширят ваш кругозор и помогут взглянуть на многие вещи по-новому.

    Испробуйте новые занятия. Если вас заинтересовало какое-то занятие или друг пригласил вас присоединиться к нему, возьмите и попробуйте: вы получите новые впечатления и расширите свои горизонты. Даже если в конце концов новое занятие вам не понравится, вы все равно станете более осведомленным в этой области и в целом разносторонним, чем если бы вы вообще решили не пробовать.

    Вступите в клубы по интересам в своем городе, районе или учебном заведении. Общение в их среде даст вам возможность познакомиться с самыми разными людьми и мнениями. В таких клубах можно узнать разные точки зрения, а это поможет вам стать более развитым.

    Путешествуйте как можно чаще. Вы можете узнать очень много нового и интересного о разных местах, странах и культурах. В путешествиях у вас будет возможность познакомиться с новыми людьми, историями и мнениями, что, конечно, повлияет на ваше саморазвитие.

    Пробуйте новые блюда. Не бойтесь попробовать блюда незнакомой кухни, если у вас появилась такая возможность. Новые продукты, сочетания и вкусы помогут узнать и оценить чужую культуру и даже могут положительно повлиять на ваше здоровье.

    • Если вы живете в большом городе, вам будет довольно легко попробовать новые блюда любой кухни. Вы наверняка сможете найти рестораны большинства культур: просто поищите то, что вам нужно.
    • Если вы живете вдали от мегаполиса, подумайте о том, чтобы самостоятельно готовить блюда разных народов. В книгах или в интернете вы найдете рецепты блюд, которые можно легко приготовить у себя дома.
    • Можете даже сервировать стол в соответствующем стиле, выбрав подходящую посуду и салфетки.
  1. Знакомьтесь с новыми людьми. У каждого человека свое мнение и свой взгляд на вещи, который формируется на основе его личного опыта. Встречайтесь с новыми людьми, у которых можно узнать что-то новое, чтобы стать более развитым человеком в разных сферах.

    Станьте волонтером или просто помогайте другим. Простые проявления доброты и помощь людям чудесным образом повлияют на вашу жизнь и внесут в нее разнообразие. Волонтерство поможет узнать много нового и стать более развитым человеком.

    Часть 2

    Учитесь и еще раз учитесь
    1. Займитесь самообразованием. Важный фактор развития разносторонней личности - это самообучение, которое основывается на самостоятельном изучении материалов из разных источников. Без новых знаний вы не сможете развиваться, поэтому, чтобы расширить свой кругозор, прежде всего, вам нужно образование.

      • Для самообразования можно использовать множество разных источников. Можно брать уроки, читать учебники, смотреть учебные и документальные фильмы или даже просто общаться на какую-то тему с другим человеком - все это даст вам новую информацию и расширит ваш кругозор.
    2. Посещайте учебные курсы и другие занятия. Можно продолжать свое образование в течение всей жизни, посещать семинары и лекции, получать дополнительное профессиональное образование или проходить повышение квалификации. Развитие интеллекта и навыков поможет посмотреть на вещи с другой стороны, а также стать интересной и всесторонне развитой личностью.

      Читайте разные источники и средства массовой информации. Чтение разнообразных публикаций поможет вам понять мнения и взгляды, отличные от ваших. Это лучший способ стать более развитым и расширить свой кругозор.

      Вырабатывайте свое мнение и точку зрения. Используйте новую информацию и опыт, чтобы сформировать собственный взгляд на те или иные вопросы. По-настоящему многогранную личность отличает умение не просто получать знания, но и использовать их в своей жизни.

Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связывался с этими поня­тиями. Но что необходимо для счастья человека? При каких дей­ствиях он чувствует себя свободным? Для педагогики эти вопросы важны тем, что ответы на них раскрывают содержание цели вос­питания, следовательно, и содержание самого воспитания в зна­чительней мере.

философия дает ответы на вопросы о сущности счастья и сво­боды, но единого учения об этических категориях в философии, как и в других науках, нет.

Древнейшие философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармонично развитой личности, централь­ными качествами которой являются мудрость, здоровье, благо­родство. В «Диалогах» Платона мы находим утверждение, что сча­стливым может быть только человек мудрый. Мудрость же не толь­ко в философских рассуждениях, но и в правильном использо­вании вещей на основе знания, сочетающегося с умением что-то делать и пользоваться сделанным. Мудрости можно научиться, она не придет сама собой (см.: Платон. Диалоги. - М., 1986. - С. 113-135).

Мудрыми, а значит, и счастливыми могут быть и мастер игры на флейте, и грамматик (мастер написания и прочтения текстов), и искусный кормчий, военачальник, врач и плотник. Трудолюбие как способность завершить избранное дело, как добровольная терпеливость и безупречная способность к труду тоже должны быть присущи человеку (см. там же. - С. 429).

Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному (у Аристотеля мышление человека есть высшее блаженство, ра­дость жизни), составляло цель воспитания. Ее достижению служи­ло обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластич­ность тела, способность рассуждать, делать вычисления, укрепляло силу воли и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царивший в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и ду- х °вных качеств, совпадающей с понятием добра как цели вос­питания.

В Средние века почти повсеместно на Земле господствовала подчинения и служения человека Богу. В значительной мере ^а в несколько измененном виде сохранилась и до нашего вре-

е Ни. Различные религиозные учения - буддизм, магометанство, Рйстианство, иудаизм и т.д. - имеют свои особенности. Общим

я Них в отношении цели воспитания является подчинение по-

мыслов и дел человеческих служению Богу. Воспитание к н сформировать такую личность, которая все свои мысли и д ел ° посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной Жизни на небесах после перехода в другой мир. Счастье подлинное - в вечной жизни. Земная жизнь - лишь подготовка к ней. И она определена божественным проведением. Смирение, посвящение дел своих церкви, усердие в исполнении религиозных обрядов стойкость в вере и отстаивании ее интересов, надежда на боже­ственную помощь, спасение и понимание неотвратимости нака­зания за грехи. На этих положениях основано воспитание во всех религиозных школах.

В эпоху Возрождения поэты и художники (Данте, Рафаэль и др.) вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе, провозглашению безграничных возможностей воли и разума личности в противовес учению об аскетизме и подчине­нии церкви. Великие географические открытия в астрономии и биологии дали мощный толчок развитию философии зарождаю­щейся буржуазии - философии активного преобразования мира, инициативы, предприимчивости, индивидуальной ответствен­ности.

В этот период наблюдается возвращение к идее гармонично­го развития личности, которая в окончательном и философ-ско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всесторон­нем и гармоничном развитии личности было развито советски­ми педагогами (Н. К. Крупская, А. В.Луначарский, А.С. Макарен­ко, В. С. Сухомлинский и др.).

Обосновывается необходимость всестороннего и гармонично­го развития личности тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в эко­номике всестороннее развитие личности каждого члена обще­ства становится не благим пожеланием, а объективной потреб­ностью. С одной стороны, эта необходимость обусловлена высо­кими требованиями технико-экономического развития к лично­стным качествам человека, а с другой - потребностью самого человека во всестороннем развитии своих задатков с целью при­способления (выживания) в условиях борьбы за существование в быстро изменяющемся мире техники и общественных отно­шений.

Личностно-психологической основой этой цели является е с " тественное стремление человека к совершенствованию и совер" шенству.

Это справедливо считается необходимой основой для послеДУ" ющего освоения любой специальности.

В данной статье будет раскрыто, как всестороннее развитие личности определяет баланс вашей жизни. По ходу прочтения вы сможете проанализировать свою жизнь и определить, как гармония вашей жизни соотнесется со всесторонним развитие вашей личности.

Человек существо коллективное. Мы развиваемся в обществе. Социальная жизнь для каждого из нас очень важна в той или иной степени. Современное общество прививает человеку ценности жизни – что важно, а что нет. Каждый из нас стремиться к своему счастью:

  • кто-то хочет быть финансово независимым;
  • кто-то найти свою вторую половину;
  • кто-то поправить здоровье.

Компромисс между «надо» и «я хочу»

Мы мечтаем, стремимся реализовать свои желания. Внешние обстоятельства диктуют нам свои условия жизни. Человеку приходится согласовывать свои внутренние устремления с внешними обстоятельствами. Не каждому человеку удается реализовать свои мечты, достигнуть своих целей, стать тем, кем он хочет быть, жить той жизнью, которая ему нравиться. Жизнь превращается в некий компромисс между «надо» и «я хочу». Человеку приходится приспосабливаться к внешним условиям жизни, отказываться от своих желаний, брать от социальной жизни то, что предлагается, а не то чего на самом деле хочется. В итоге внутреннее напряжение человека растет, перерастает в абстрактную неудовлетворенность процессом жизни. Жизнь приобретает блеклые краски, мы начинаем жить неинтересной, рутинной жизнью. Постепенно мы теряем баланс жизни, тонкую настройку, которая позволяет чувствовать радость, счастье, удовлетворенность по жизни. Окружающая нас гармония превращается в дисбаланс.

Баланс жизни – всестороннее развитие личности

Для того что бы понять, что имеется в виду, когда говорят баланс жизни человека, рассмотрим аспекты жизни человека в современном обществе.

Человек проявляется в своей жизни в основном по восьми направлениям (индивидуально их может быть больше):

1. Здоровье.

2. Деньги.

3.Бизнес / карьера.

4. Личностный рост.

5. Духовный рост.

7. Отношения.

В каждом из вышеприведенных аспектов есть свой особый баланс. С каждым направлением связаны те или иные желания человека. Если человек не может достичь своих целей в какой то из областей своей жизни, он начинает испытывать чувство неудовлетворенности.

Например, возьмем аспект «Деньги» — если есть нехватка денег, и нет возможности улучшить ситуацию, то можно себе представить, что приходится переживать и чувствовать человеку каждый день.

А теперь представьте себе, что в каждой из областей жизни присутствует наличие неудовлетворенности. Естественно человек становиться неудовлетворенным по жизни, начинает сетовать на судьбу, думать о себе как о несчастном человеке. Воспринимает жизнь как нечто, что приносит дискомфорт, страдания, где необходимо бороться за существование.

Само ощущение счастья по жизни для каждого человека достаточно субъективно. Для одного человека положение вещей вполне может сойти за счастье, для другого может восприниматься как дискомфортное состояние, отсутствие удовлетворенности.

К примеру, финансовый достаток — для каждого из нас зависит от наших потребностей и естественно у каждого из людей он будет разным, а значит и степень удовлетворенности тоже разная.

Это далеко не полная картина — ведь на самом деле нельзя провести четкой границы между аспектами жизни человека. Каждый из направлений взаимовлияет друг на друга.

Ценности в жизни человека

Особую роль в балансе жизни играют наши ценности (материальные, моральные, духовные). В соответствии с ними мы стараемся действовать, проживать нашу жизнь. Если человек забывает о них или не учитывает, он не может построить счастливую гармоничную жизнь.

К примеру, мы устраиваемся на престижную высокооплачиваемую работу. На первый взгляд нас все устраивает и мы очень довольны, у нас хорошая зарплата. По истечении времени наш уровень удовлетворенности постепенно может измениться от » + » к » — «. Ощущение радости от работы проходит, и рутина начинает засасывать. Почему это происходит? Где делся тот «+»? Возможно при поступлении на работу мы не учли еще одной нашей ценности (к примеру: личностный рост) — нам должна нравиться работа, рабочая обстановка должна развивать нас как личность, требовать от нас личностного развития, самосовершенствования. Или возможно мы знали, что не все наши запросы сможет удовлетворить данная работа (в основном удовлетворяет только финансовые). Тогда мы сознательно пошли на компромисс без учета наших ценностей. В любом случае человек чувствует себя в такой ситуации неуютно.

Здесь может быть два варианта событий:

  • человек начинает менять ситуацию в соответствии со своими ценностями и запросами или
  • приспосабливается, продолжая жить с чувством дискомфорта по жизни.

Как же жить, действовать, сохраняя баланс и гармонию в жизни?

Что если баланс нарушен? С чего начать? Прежде всего, необходимо рассматривать свою жизнь цельно не фрагментировано. Не делить ее на работу, быт, хобби и т. д. Постараться видеть взаимосвязь и взаимовлияние аспектов жизни. Если мы сильно ринемся зарабатывать деньги или добиваться успеха (без учета баланса жизни) — то мы можем потерять в секторе «здоровье» и нам придется тратить заработанные деньги для его восстановления или отношения в семье могут ухудшиться, так как мы стали меньше уделять внимания своему спутнику по жизни и своим детям и т. д.

Ключом к балансу жизни является всестороннее развитие личности, т.е необходимо развиваться не в одной выбранной области жизни (например, бизнес или карьера), а учитывать все области жизни, и расти в каждой из них.

Так же необходимо определить наши ценности. Что действительно важно для нас, а что нет? Обозначить свои приоритеты. Согласовать наши желания и действия в соответствии с нашей системой ценностей. Начать совершать действия в соответствии с нашими приоритетами.

P.S. Как это сделать правильно и какие применять методики? Об этом подробнее мы будем рассматривать в следующих статьях.

Желаем Вам хорошего настроения и позитивных перемен в жизни!