Калмыцкий национальный костюм своими руками. Калмыцкая национальная одежда. Презентация «Калмыцкие национальные костюмы»

20.03.2019

К середине XX столетия население Калмыкии в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах.

Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

«Память о древнем историческом костюме калмыков исчезает». /

Мы решили провести работу по изучению традиционного костюма в рамках 15 Фестиваля детских организаций «Хамдан».

Цель работы: знакомство с традиционным национальным калмыцким костюмом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Юстинский районный Дом детского творчества»

Программа

тематического дня

«Традиционный калмыцкий костюм».

детского объединения «Алтн цаг»

2013 год

Традиционный национальный костюм является визитной карточкой народа.

К середине XX столетия население Калмыкии в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах.

Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

«Память о древнем историческом костюме калмыков исчезает». /

Д. Сычёв.

Мы решили провести работу по изучению традиционного костюма в рамках 15 Фестиваля детских организаций «Хамдан».

Цель работы: знакомство с традиционным национальным калмыцким костюмом.

1. Открытие дня.

Лидеры ДО показывают миф о национальном костюме.

Сценарий проведения открытия

Оформление: сцена – задник, мальчик, девочка в калм костюмах.

Необходимый материал:

Костюмы: калмыцкий мужской – 2 шт.

девичий розовый – 1 шт.

луна – ткань белая – 1шт, корона – 1 шт.

солнце - ткань желтая – 1шт, корона – 1шт.

ткань коричневая – 1шт.

ткань – 1 шт.

женский костюм танц. – 1 шт.

ткань зеленая – 1шт., корона – 1шт.

зеленая ткань, корона луны, солнца, ткань корисневая, белая, желтая, пояса- 5 шт.

Муз. записи. Айса Булуктаева – Тегряш, Седклин Айс, Зеленая тара – инструм., мантра.

Герои :

Девушка – Бембеева Альвина

Юноша – Джумагалиев Арман

Солнце - Манджиева Амагалан

Луна – Буваев Костя

Белый старец – Шараев Басан

Зеленая тара – Эрдниева Асия

Звучит музыка Седклин айс.

ГКЗ : На свете много мифов и легенд. Легенды о красоте, дружбе, любви. А наша легенда о калмыцком народе, о традиционном национальном костюме. Это случилось в давние времена. Жила на свете девушка Улан. Однажды она вышла погулять в бескрайнюю степь и пошла туда, куда еще никогда не ходила. И вот прекрасного юношу она увидала. И был он как снег белый и чистый. Вдруг сердце девушки так сильно забилось, она полюбила его. Юноша тоже полюбил Джиргл с первого взгляда. За этим прекрасным чувством наблюдали небесные существа и решили они преподнести им подарок такой же красоты, как и они. Тут спустилось Солнце и подарило оно девушке головной убор расшитый золотыми нитями, а юноше шапку с красной кисточкой, что означает исходящие лучи солнца. Луна подарила платья, обшитые серебряными нитями. Вскоре появился Цаган Аав и подарил он красивые широкие рукава, чтобы могли парень и юноша парить как птицы. Тут спустилась богиня Зеленая тара и подарила она красивую манишку с вышитым на ней узором, напоминающим растения. Все божества благословили молодых на долгую счастливую жизнь. Да бы они передали своим потомкам традиционный калмыцкий костюм. Улан и Бадма были очень рады такому подарку и закружились от счастья в танце как птицы.

Звучит музыка, выходят ведущие:

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые хамдановцы.(на калмыцком)

Ведущий 2. Мы, лидеры Детской организации «Алтн Цаг» рады приветствовать вас в этот прекрасный летний день.

Ведущий 1 .Сегодня наш тематический день называется «Традиционный калмыцкий костюм», девиз нашего дня:

«Эврә хувц шинәс авн хадһл

Әрүн нерән бичкнәс авн хадһл».

Ведущий 1 . Кто знает, что означают эти слова. Правильно. Это пословица «Береги платье снову, а честь смолоду».

Ведущий 2 Сегодня мы с вами многое узнаем о традиционном национальном костюме. О культуре наших предков.

Ведущий 1. Традиционный национальный костюм является визитной карточкой народа. К середине 20 столетия население Калмыки в основном перестало носить традиционную национальную одежду. Постепенно утратился опыт раскроя, пошива и декорирования народного костюма.

В настоящее время сценический вариант калмыцкого национального костюма широко представлен в профессиональных и самодеятельных творческих коллективах. Специалисты отмечают, что часто в данных костюмах имеются ошибки. Для правильного использования одежды в народном стиле требуется вдумчивое отношение к национальному калмыцкому костюму и изучение традиционных вариантов.

Ну а теперь дорогие участники прошу вас принять участие в мастер-классах. Для этого прошу подойти командиров отрядов и взять маршрутные листы. По смене музыки отряды должны переходить на следующий уровень.

Отряды расходятся на мастер-классы.

Мастер классы: по 10 минут

1)Ансамбль традиционного женского и девичьего костюма .

(Эрдниева Асия). Необходимый материал: папка с фото, костюм женский, девичий.

2)Ансамбль традиционного калмыцкого мужского костюма .

(Манджиев Амгалан)

Необходимый материал: П апка с фото, костюм мужской – 2 шт.

3)Калмыцкий орнамент .

(Бембеева Альвина): Необходимый материал: Фломастеры, ватман 5 шт.,папка с фото

Мастер-классы

Ансамбль традиционного калмыцкого мужского костюма


Наряд мужчины составляли следующие элементы: 1.головной убор;
2.бешмет; 3.рубаха «киилг»; 4.манишка; 5.штаны «шалвр»; 6.пояс; 7. сапоги;
8. серьга; 9.кольцо.

Мужской бешмет (бюшмюд) отрезной по талии, с большим
количеством сборок у пояса. Длина распашного подола ниже колен,
до середины икры. Грудь открытая, небольшой воротник-стойказакрывает шею со стороны спины. Воротник - символ защиты наиболее
уязвимой части тела человека - шейного отдела позвоночника.Застёгивается бешмет только у талии на маленькие пуговицы, |стягивается поясом. Обязательно присутствующий в костюме пояс
мог быть мягким тканевым, кожаным, кожаным с серебрянымнабором. К поясу крепились нож в ножнах, кисеты, пороховница, плётка,
трубка. Дорогой по»с чернённого серебра назывался «шеркис бюс» -
черкесский пояс. Он был символом состоятельности хозяина. Крой рукава бешмета восходит к архаическим временам. Широкая верхняя часть собрана по окату в складки. Длинный (длиннее руки) зауженный к кисти рукав завершается манжетой. Рукав с манжетой имел полное сходство с передней конечностью животного, завершающейся копытом, или крылом шины. По мнению одних исследователей это связано с поклонением животному-тотему. Другие такой крой связывают с использованием нашим»* древними предками шкур животных в изготовлении одежды. Вероятно, на рукава шла та часть шкуры, которая соответствовала передней конечности животного.

Традиция ношения одной серьги в левом ухе мужчины после женитьбы,
кольца на среднем или безымянном пальцах левой руки выполняла
обереговую функцию. Это связано с представлением о местонахождении
жизненной силы у мужской. левой части (1).

мели хождение бешметы без манжет и с небольшим количеством сборок по окату рукава. Исследователи отмечали наличие у некоторых бешметов воротника-шальки, как на халате предков. Кстати, после 40 лет мужчины уже не носили бешмет и пояс, надевали распашные халаты - «лавшик» - поверх рубахи и брюк. Пояс передавался сыновьям.

Мужчины имели несколько разновидностей шапок. Головные уборы
.мужчины отличались строгостью силуэта и отсутствием декора.

Шапка «хаджилга». Верх шапки из красной ткани. На середине верха пришита красная кисть. Обычай пришивать красную кисть на головной убор восходит к ойратскому периоду. В 1437 году хан Той Лю Тай подписал указ. Всем ойратам (предкам калмыков) было предписано украшать шапки этим символом. Красная кисть - символ огня. Огонь - представитель солнца на земле. Полный этноним
калмыков - «улан залата хальмг» (калмыки с красной кисточкой).

Киилк - распашная короткая нижняя рубаха из светлой (белой)
ткани. Одна пола рубахи запахивалась на другую, затем обе

заправлялись в шаровары. Рубаха имела большой воротник до 18 см

шириной, длинные широкие рукава. Рубаха сшита без плечевого шва.
Шаровары (шалвр) шили из ткани синего цвета. Зимние
изготавливались из кожи или овчины. «Крой традиционных брюк
прост: два куска ткани соединялись с использованием ластовицы; в

подшитый верхний край вдевался шнур из той же ткани» (1). Штанины внизу

заправлялись в сапоги.

Кожаные сапоги шились с высоким каблуком. Это было удобно при
верховой езде.

Манишка надевалась под бешмет, маскируя его вырез. На
повседневной манишке линия центра украшалась тесьмой.

Праздничная манишка вышивалась растительным орнаментом.
Вышивка выполнялась золотыми и серебряными нитками. В комплекс
мужского костюма мог входить узкий жилет - камзол. Жилет
декорировался шитьём золотыми и серебряными нитками.

Ансам6ль традиционного девичьего костюма

Элементы наряда девушки-калмычки: 1.головной убор; 2.платье «бииз»;
3.серьга; 4. накосник; 5.пояс; 6.рубаха «киилг>>; 7.корсет; 8.манишка,
9.шалвр; 10.сапоги.

Девичье платье «бииз(э)» традиционного национального покроя:

Отрезное по линии талии, широкая складчатая юбка, длинные с
пышной сборчатой головкой рукава. На рукавах от подмышки до запястья

разрез «керчм» обшивался кружевом или бахромой. Облегающий силуэт

верхней части бииз(э) с остроугольным вырезом на груди. Под вырез

надевалась манишкэ. прямоугольной формы. Под манишкой корсет-камзол,

маскирующий развивающуюся грудь, и рубаха «киилг». Праздничная

манишка украшалась золотной рельефной вышивкой растительного

орнамента. Рельефная вышивка золотом и серебром выполнялась в три этапа:

подстил - настил – гладь. И платье и манишка имели воротник-стойку.

Покрой и пошив женского и мужского бешмета схожи. Только у девичьего
платья длинный не распашной двухуровневый подол. Кстати, до конца 19
века бешмет молодых мужчин тоже имел разрезы на рукавах и назывался
также - бииз(э) (Г). Второе название девичьего платья - бешмет (бюшмюд).
Платье обязательно стягивалось матерчатым поясом. Пояс украшался
орнаментом-оберегом, выполнениям в технике аппликации, Мотивы
геометрического орнамента символизировали небесные светила.

При достижении 14 лет девушки заплетали волосы в одну косу и уже не
имели право ходить с непокрытой головой. На конец косы прикреплялась
подвеска, расшитая бисером и мелкими морскими ракушками. Подвеска
«йовун» (ювон) служила украшением и оберегом от сглаза.

Г олову покрывали сшитыми из бархата, сукна, парчи шапочками с

красной кисточкой: джатаг, тоорцг, томша и др. Большое
распространение имела шапочка-пилотка «камчатка». В правое ухо
девушки надевали серьгу, кольца носили на мизинцах обеих рук.

Калмыцкий орнамент

Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.

Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.

Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра. На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

Мастера прикладного искусства широко использовали безграничные возможности цвета. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.

Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.

Все известные ныне мотивы калмыцкого орнамента можно подразделить на четыре исторически сложившиеся группы: геометрические, растительные, животные и астральные.

К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д.

Для множества мотивов такого рода характерна ломаная линия. Большой шаг (угол зигзага) создает впечатление спокойной ритмичной повторяемости. В зеркальном отражении он получает совсем иную, новую трактовку.

Зигзаг может применяться как самостоятельно, так и в комбинации с одной (подчеркивающей) или двумя (замыкающими его с обеих сторон) прямыми линиями.

Меандр ("ниточка счастья") изображался на самых дорогих одеждах. Он комбинировался с другими орнаментами и сам мог повторяться несколько раз, трансформировался и получал совершенно иные очертания.

На характер растительного орнамента Калмыкии в первую очередь влияла окружающая природа, тесно связанная с жизнью и бытом скотовода. Так, в золотошвейном искусстве нашла отражение богатая флора степи. Условия кочевой жизни способствовали постепенному сложению культа солнца и воды, воды и земли.

Очень часто можно встретить древние изображения земли, напоенной дождем, рождающей растительность, которая прорастает и зацветает. Во многих видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, дерево, металл, тиснение на коже) особенно популярно изображение лотоса.

В мифологическо-эпическом мировоззрении калмыцкого народа большое место занимал животный мир, как реальный, так и фантастический (лошади, верблюды, орлы, змеи, драконы, шулмусы и т.д.).

Очень распространено изображение жука.

Общий сбор. Объявление о начале игры.

Сценарий проведения игры «"Бюшмюд тогтатн".

Необходимый материал: кукла бумажная, детали костюмов, 5 гуашей, кисти 10 шт. двусторонний скотч, буквы «бюшмюд», фото с костюмами народов мира.-5 шт.

Ведущий . Дорогие хамдановцы, сейчас вы узнали небольшую информацию о национальном костюме. А теперь мы хотим проверить вас, насколько вы были внимательны. Сейчас мы сыграем в игру «"Бюшмюд тогтатн".

Ведущий . Дорогие командиры подойдите и возьмите свою куклу (на калм.) и маршрутные листы (на калм.) Вам надо одеть эту куклу в традиционный национальный костюм. Сзади на кукле написано в какой костюм надо ее одеть. Итак, удачи вам! Как меняется музыка, значит надо переходить на следующую игру.

(Отряды расходятся на игру)

Игра «"Бюшмюд тогтатн". В этой игре отрядам раздаются куклы, которые они должны одеть в национальный костюм.

Игра 1 . "Хамдан ухалцья".

Ведущий : Шараев Басанг.

Реквизиты: Гуашь - 6 цв.(белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий), аппликации: шапки - 5 шт.

Описание: Ведущий задает 6 вопросов отрядам по темам мастер-классов. По итогам конкурса он выдает шапки из бумаги, которые они на месте разрисовывают. Чем больше вопросов они отвечают, тем больше красок они получают.

Игра 2. "Мергн күн"

Ведущий: Джумагалиев Арман

Реквизиты: Буквы, вырезанные из листа формата А4 ("Б", "Ю", "Ш", "М", "Ю", "Д"), 3-5 дротиков, аппликации: рукава - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Из отряда выбирается один участник. Его задача выбить каждую букву из слова "БЮШМЮД". Дается 10 попыток. Сколько букв выбил, столько цветов он получает.

Игра 3. " 6-гч санан"

Ведущий: Буваев Константин

Реквизиты: "Пояс", аппликации: пояса - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Выбирается один человек из отряда. Ему завязывают глаза поясом. Он должен на ощупь угадать 6-ых представителей его команды, которых выберет ведущий. Скольких ребят угадал, столько получает цветов.

Игра 4. "Ут модн".

Ведущий: Эрдниева Асия.

Реквизиты: Шест, длинной 2-3 метра, аппликации: манишки - 5 шт., гуашь - 6 цв.

Описание: Все представители отряда попарно должны передать друг-другу шест. С каждым падением палки отнимается один цвет краски.

Игра 5. "Хәдрис"

Ведущий: Манджиев Амгалан.

Реквизиты: Аппликации: шаровары и сапоги - 5 пар, гуашь-6 цв.

Описание: 12 человек из отряда должны поочередно в одном ритме станцевать шаг "товшур". Дается на выполнение 5 мин. Если одновременно получилось у двух- 1цв, у четырех - 2 цв, у шести - 3 цв. и т.д.

Общий сбор. Объявление результатов игры.

Ведущий Вы очень хорошо потрудились, но сейчас мы вам не будем объявлять результатов игры, это все произойдет вечером. Сейчас командиры отрядов возьмите следующее задание. (вытягивают фотографии с костюмами – бурятский, монгольский, алтайский, китайский, кавказский.)

Ведущий. Вам надо до вечернего мероприятия придумать легенду или миф о костюме на картинке. Оценивать это будет многоуважаемое жюри. Итак, дорогие друзья мы с вами не прощаемся, до вечера.

Отрядам раздаются задания для вечернего мероприятия.

Конкурс для отрядов « Легенды ЭХО».

Отряды должны показать легенду, миф о национальном костюме: бурятский, алтайский, китайский, монгольский, кавказский.

Участников оценивает жюри. Ведущие: Бембеева Альвина, Боваев Пюрвя.

Сценарий

Необходимый материал : грамоты, таблица результатов, муз. записи «ишкимдык», фон для ведущих. кавказская, китайская, алтайская, бурятская, монгольская.

Амгалан и Костя исполняют танец «Ишкимдык»

Звучит музыка, выходят ведущие в калм. костюмах.

Ведущий 1. Добрый вечер дорогие хамдановцы. Мы очень рады вас видеть на нашем конкурсе «Легенды ЭХО».

Ведущий 2 . Этот вечер мы посвящаем не только калмыцкому костюму, но и костюмам всего мира. Существуют различные легенды о калмыцком костюме, содержание которых, как мне кажется, желательно сказать каждому, кто интересуется этой тематикой. Одна из этих легенд, сочиненная иностранными путешественниками, сообщала, что «одежда калмыков состоит из невыделанных кож звериных» или, что «калмыки ходят, завернувшись совершенно грубую шерстяную материю или в выделанную кожу, в сапогах и шапках, вовсе не изящных».

Ведущий 1 . А сейчас, дорогие ребята, мы хотим услышать вашу легенду о костюмах разных народов. Вам были розданы картинки с костюмами, о которых надо было придумать свою историю.

Ведущий 2 . Это были костюмы: бурятский, ал

тайский, китайский, кавказский, монгольский. Некоторые скажут, почему именно эти платья. Мы их выбрали потому, что они родственные нашему национальному костюму. И мы бы хотели услышать в конце каждого выступления, чем схожи и чем отличаются костюмы от калмыцкого.

Ведущий 1 . Надеюсь, наши участники хорошо подготовились, пожелаем им удачи. А оценивать ваши выступления будет наше глубокоуважаемое жюри.

  1. _____________________________________________________________
  2. _____________________________________________________________

Ведущий 2 . Итак, все формальности соблюдены, можем начинать. И первыми на эту сцену выйдут 1 отряд ____________________ с костюмом______________________.

Идет выступление.

Ведущий 1 . А сейчас встречайте 2 отряд_______________________ с легендой о костюме_________________________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2 .. Пока остальные готовятся разрешите мне рассказать вторую легенду о калмыцком костюме.

Вторая легенда повествует о китайском происхождении калмыцкого женского костюма. Основой этой легенды послужил отрывок из китайской рукописи, где упоминалось, что дочери китайских князей и царедворцев, выдаваемые в течение двух столетий за усуньских владельцев и полководцев, не смогли не оказать благотворного влияния на смягчение нравов отдаленных предков нынешних калмыков, внося в их жизнь систему воспитания детей и сообщая этому народу свои обычаи, костюмы и этикет, составляющие всю суть китайского воспитания.

Ведущий 1 .. Ну а сейчас встречайте со своим выступлением 3 отряд ______________. Он представит костюм _________________________________.

Идет выступление.

Ведущий2 .. Дорогие участники, пожалуйста, сдайте свои бумажные куклы, которые вы одели в национальный костюм жюри. Оценка этих костюмов идет в общий зачет.

Ведущий 1 .. Итак, давайте поприветствуем следующий 4 отряд _______________ с костюмом _________________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2 .. Ну а теперь вы услышите третью легенду о калмыцком костюме.

Третья легенда – о роли женщины Северного Кавказа в создании орнаментального украшения (вышивок) калмыцкого женского костюма. Феодальная калмыцкая верхушка неоднократно роднилась с черкесской знатью: на сестре черкесского мурзы Казбулата был женат Пунцук – Мончак. Шестой калмыцкий хан Дондук – Омбо, внук Аюки – хана, был женат на дочери Баксанского князя, кабардинке Джане. надеюсь, благодаря этим легендам вы понялаи, что калмыцкий костюм имеет интересную историю.

Ведущий 1 .. А сейчас дорогие зрители давайте увидим последнее выступление 5 отряда _______________________. С костюмом ________________________.

Идет выступление.

Ведущий 2. Ну а пока жюри оценивает ваши легенды, лидеры АДО «Алтн цаг» исполнят для вас песню «Мини Терскн»

Исполняют песню.

Ведущий 1 . Дорогие друзья, давайте пригласим на эту сцену наше жюри для оглашения результатов.

Оглашение результатов

Ведущий 2 .. Дорогие друзья, надеюсь, вам понравился сегодняшний день, посвященный традиционному национальному костюму. Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма.

Знакомясь с богатейшей сокровищницей калмыцкого народного искусства, я думаю, что нельзя не восхищаться ею и не удивляться таланту степняка.

Ведущий 1 .. Вытесняясь из нашего обихода постепенно, народный костюм, к сожалению, претерпевает изменения во внешнем виде. Согласно опросам наших бабушек, носивших калмыцкое платье, они порой не узнают его на артистах. Настолько стилизованными становятся костюмы, что действительно, тревожно становится за судьбу исконно народного наряда. Раньше у каждого артиста был свой собственный, индивидуально сшитый именно для него костюм, которым он отличался от других. Сейчас все отошли от этого, шьют костюмы массово. В какой- то мере, мы считаем, что это оправданно, так как для танцевальных коллективов, хоров, требуется одеть большое количество участников в соответствующие костюмы. Но, к сожалению, за валом теряется индивидуальность.

Ведущий 2 .. Еще хуже бывает, когда при пошиве не соблюдаются основные каноны изготовления калмыцкого платья; очень часто, к месту и не к месту, стали употребляться яркие цвета (уместные для молодых) для костюмов пожилых людей, укрупняются элементы орнамента и чаще, чем хотелось, применяется аппликация, что снижает художественные достоинства калмыцкой вышивки. И в результате - внешняя стилизация, а не сценический костюм в национальных традициях, то есть внешняя стилизация заменяет народный дух.

Ведущий 1 ..Но все же я считаю, что благодаря именно сценическому мы сегодня имеем хотя бы общее представление о народном калмыцком костюме.

Ведущий 2 . Я считаю, что мы должны помнить о том, что калмыцкий костюм – это художественное наследие калмыцкого народа . И поэтому отношение к нему должно быть уважительным.

Ведущий 1 .. И на этой прекрасной ноте мы с вами не прощаемся, дорогие хамдановцы, а лишь говорим до скорой встречи.

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) - ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI - начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Численность современных калмыков в России - 183 372 человек

(Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков - тибетский буддизм школы Гелуг.Самоназвание калмыков, хальмг

(хальмгуд), вероятнее всего, происходит Флаг респ.Калмыкия

от тюркского прилагательного калмак -

«отделившийся», «отколовшийся» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет).

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы. Герб респ.Калмыкия

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

Головные уборы

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые

Большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

Так же распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов.

Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.

1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг

Калмыцкий национальный костюм

Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

Мужская одежда

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.

Чапан - мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.

Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи

Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка.
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным.


Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.


Калмыцкий женский праздничный костюм

(Костюм принцессы Сувсы)

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги.


Символика цветов на одежде

Особо почитались в народе красный и желтый цвета.

Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Люди, живущие на огромных безбрежных просторах, обжигаемых солнцем, где в мареве горячего воздуха растворяется линия горизонта, где любая гладкая поверхность отражает пучок солнечных лучей, поклонялись солнцу и его частице – пламени огня. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно.

Голубой – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности.

Зеленый – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне.

Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север.

Белый означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность.

Черный – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти.

Чудесная цветовая гамма вышивок как нельзя лучше гармонирует с цветом костюма, с полным его убранством. Законами этой гармонии и объясняется тот или иной характер цветовых сочетаний в орнаменте вышивок: в зависимости от общего вида костюма – его покроя, цвета и т. д. – в орнаменте подчеркивается единственно необходимый, главный цвет – то красный , то синий , то золотой , то нежно-розовый . Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»).

Вышивка на одежде

-Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду -- и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками.

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

- Традиционные калмыцкие орнаменты которые вишивали на манжетах, воротниках, манишках и подолах женских и мужских платьев.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.


Украшения

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ в., тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.

Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть. К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки - только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко – из золота, а для бедных – из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод.Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами.Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины обязаны, иначе в загробном царстве. Женщины носили серьги в ушах, девушки - в одном правом, мужчины - в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится в правой половине тела, а душа мужчины - в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож - все это мужчина носил слева.

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов.Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее - серебро - для защиты души, а на руках медь - для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье . Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро - цаган-менгн, золото - алтн, ценилась платина - цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы - шур, бирюза - ойун чолун, жемчуг - сувсн, янтарь - хув, нефрит - бендерьян чолун, халцедон - манн, яхонт - бадм чолун, яшма- хас, хаш, рубин - улан чолун, бриллиант- джиндмн, вачир и др.

Страничку создавали: Козлова Ангелина

Маслов Владислав

Калинина Ксения

Всегда здороваетесь со знакомыми? Калмыки – "правнуки" ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия, - пошли значительно дальше. В их языке существуют варианты приветствий на все случаи жизни!

При встрече калмыки говорят менд , что дословно переводится как "здоровье". Интересно, что в зависимости от контекста и статуса визави слово это применяется в различных вариациях. Просто менд – аналог русского "привет" - так здороваются с ровесниками или младшими. Старших, особо уважаемых или же нескольких человек сразу приветствуют словом мендвт, что трактуется как пожелание здоровья. Ещё несколько веков назад все личные письма калмыков начинались со слов мендин бичг , что дословно переводится "письмо здоровья". Менд суртн – вежливое уточнение о том, как поживают и здоровы ли родственники собеседника из других мест. Передавая привет знакомым произносят менд килюлтн . Людям, отправляющимся в путь, в качестве пожелания попутного ветра и доброй дороги говорят менд амулнг иртн .

Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и "дарителя".

Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.

Жилища и быт калмыков

Самоназвание представителей этого народа на калмыцком языке - хальмг или хальмгуд, на монгольском - халимаг. В настоящий момент, если верить Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории России проживает 183 372 калмыка, есть небольшие группы калмыков и за границей. Большинство исповедуют буддизм (тибетская школа Гелуг).

До начала позапрошлого столетия в селениях калмыков хотонах жили в основном семьями. Дома в хотонах ставили в круг и в любой момент могли перенести. По центру пасли скот, там же проходили общие сборы жителей селения. В девятнадцатом веке калмыки "осели": появились постоянные, не поддающиеся перевозке дома, планировка хотона стала линейной.

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад. Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами.

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные.

Традиционная одежда

Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку. На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их "краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки.

Женщины также предпочитали синие штаны и белые рубахи, но другого фасона: длинные, с открытыми воротами и разрезами до талии спереди. Начиная с подросткового возраста, девушки надевали поверх рубахи и штанов камзол, плотно стягивающий фигуру, который не снимали даже ночью, во время сна. Также носили похожий на длинное платье ситцевый или шерстяной бииз, стянутый на талии поясом с накладными металлическими бляхами. Ещё одним вариантом костюма был бирз – широкое платье без пояса. Головным убором женщин была маленькая шапочка, похожая на берет, с твёрдым обручем внизу. Когда женщина выходила замуж, она заплетала волосы в две косы и пропускала их через специальные накосники . Как и мужчины, калмычки носили кожаные сапоги.

И мужчины, и женщины любили украшения. У калмычек, естественно, они были более разнообразны: серьги, заколки, шпильки из всех возможных материалов от золота до кости, с драгоценными камнями или без. Мужская часть населения обходилась серьгой в левом ухе, кольцом и браслетом-амулетом.

5 интересных фактов о Калмыкии и калмыках

  • Калмыкия – самый безлесный регион России.
  • Покровитель сайгаков – буддийское божество плодородия и долголетия Белый Старец. Поэтому на сайгаков запрещено охотиться в те моменты, когда они собираются в стаи: считается, что Белый Старец их доит.
  • Для изучения известного калмыцкого эпоса "Джангар" существует отдельная научная дисциплина "джангароведение".
  • В Элисте проходит посвященный вышеупомянутому произведению праздник "Джангариада".
  • Калмыки упоминаются в стихотворениях А.С. Пушкина "Памятник" и "Калмычка", а также в романе "Капитанская дочка" (сцена с калмыцкой сказкой).

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. Мужская одежда В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями. Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Чапан- мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца. Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка. У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса. Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков. Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами. Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично. Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы. Калмыцкий женский праздничный костюм (Костюм принцессы Сувсы) Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения. «Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками. Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом. Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека. Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом. Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться. До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей. Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой. Калмыцкая обувь Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. В Калмыкии зачастую можно встретить современную молодежь в стилизованных одеждах с национальным калмыцким колоритом: головные уборы, женская и мужская одежда с национальным орнаментом.