Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой
4 слайд
Описание слайда:
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.
5 слайд
Описание слайда:
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
6 слайд
Описание слайда:
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
9 слайд
Описание слайда:
Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.
10 слайд
Описание слайда:
Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)
13 слайд
Описание слайда:
Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;
14 слайд
Описание слайда:
Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.
15 слайд
Описание слайда:
Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»
16 слайд
Описание слайда:
Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»
17 слайд
Описание слайда:
Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»
«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»
«Традиции и обычаи бурятского народа»
Актуальность проблемы:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.
Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.
Задачи:
Познакомить детей с национальными традициями и обычаями;
Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;
Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.
Описание проекта:
Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель — привить знания о родном крае через занятия:
По ознакомлению с природой;
По фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.
Формы проведения:
Занятия по ИЗО;
Творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);
Экскурсии.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
Освоение проектного метода;
Профессиональный рост;
Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
Иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;
Знание и составление своей родословной;
Знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
Знание и умение играть в бурятские народные игры;
Умение работать в группе.
Принципы реализации проекта:
Доступность;
Систематичность и последовательность;
Наглядность и занимательность.
Проект состоит из 3 этапов:
В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста.
приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.
В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.
Татьяна Алекберова
Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии»
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида
г. Улан-Удэ
Проект
Приобщение дошкольников
к этнокультурным традициям и обычаям
Старший воспитатель
Алекберова Т. И.,
педагог высшей
квалификационной
Г. Улан-Удэ
Тип проекта : познавательно-творческий .
Продолжительность : краткосрочный.
Вид проекта : групповой, фронтальный.
Цель проекта :
приобщение и обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям культуры народов Бурятии .
Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев .
Задачи :
Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа .
Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов .
Формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа .
Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям , обычаям , культуре.
Прививать в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.
Ключевые идеи проекта :
Состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям и обычаям предков , направленной на эффективное развитие ребенка на разных возрастных этапах.
Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и системного подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализация преемственных и интегрированных связей.
Проект состоит из трех этапов :
Подготовительный :
Подготовка атрибутов, макетов, экспонатов для музея-диорамы «Юрта кочевника» совместно с родителями.
Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.
Проектная деятельность с детьми и родителями.
Подбор специальной литературы по родному краю.
Подготовка и репетиционная работа музыкального руководителя, учителя бурятского языка , воспитателей детей подготовительной группы возраста к проведению интерактивной площадки «Степные игры» в рамках сетевого взаимодействия, с участием родительской общественности.
Посещение Музея истории Бурятии для ознакомления с бурятскими обрядами , элементами национального бурятского костюма .
Основной
Деятельность педагога с детьми :
Экскурсия в Музей-диораму «Юрта кочевника» .
Показ-выставка, знакомство с элементами национальной бурятской одежды в Музее истории Бурятии .
Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента .
- Беседы на темы : «Сагаалган в нашей семье» , «Символика и цвета хадаков, их значение» , «Пять драгоценностей» , «Особенности убранства бурятской юрты » , «Знакомство с представителями знаков зодиака-символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Значение лошадей в жизни бурят » , «Знакомство с бурятскими национальными инструментами» .
- проектная деятельность : «Волшебные лошади» , «Юрта» .
Чтение художественной литературы : «Бурятские народные сказки » , легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу . Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.
- ЗКР : знакомство с новыми словами, определениями «Дэгэл» , «Малгай» , «Унты» , и. т. д.
- Игровые технологии : знакомство с народными подвижными играми- «Малгай нюулга» , «Алтан нааша» , «Шагай наадан» , «Варежка» , «Волки и овцы» , «Реки и озера» .
- физическое воспитание : знакомство с народными спортивными играми : стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.
Художественно-эстетический блок : знакомство с бурятским орнаментом , рисование, аппликация, украшение национальной одежды, предметов мебели, убранства, юрты. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов . Заучивание и пение песен на бурятском языке , танцы с элементами бурятского фольклора . Драматизация сказки на бурятском языке .
Приглашаем родителей для участия в интерактивных занятиях, мероприятиях.
Участие в конкурсе-выставке поделок, рисунков, посвященных празднованию Сагаалгана с участием родителей дошкольников .
Заключительный :
Презентация проектной деятельности – проведение интерактивной площадки «Степные игры» с участием родителей, в рамках межсетевого взаимодействия и развития межнациональных отношений для педагогов и детей ДОУ поселка Восточный и Загорск г. Улан-Удэ.
Ожидаемый результат :
Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев , традиций , особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии .
Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ,
Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания.
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ для выработки единого образовательного пространства и создания, доступной, значимой, эмоционально-комфортной среды для пребывания дошкольников в ДОУ .
Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания : формировать в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я» , высокопознавательной активностью , с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов , населяющих Республику Бурятия .
Самое главное и важное – чтобы ребенок знал,
уважал, чтил, берег и развивал традиции ,
обычаи , культуру и фольклор своего народа .
Публикации по теме:
Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.
Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов» Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов».
Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день» Осень близится к своему завершению. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц. Не оставили.