Проект "Бурятские мотивы" по ознакомлению детей ДОУ с бурятской культурой проект (старшая, подготовительная группа) на тему. Зооморфные мотивы в бурятских орнаментах Программа обычаи и традиции бурят в доу

26.09.2019

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой

4 слайд

Описание слайда:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

5 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

6 слайд

Описание слайда:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

9 слайд

Описание слайда:

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

10 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)

13 слайд

Описание слайда:

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

15 слайд

Описание слайда:

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»

16 слайд

Описание слайда:

Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»

17 слайд

Описание слайда:

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»

«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»

«Традиции и обычаи бурятского народа»

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.

Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.

Задачи:

Познакомить детей с национальными традициями и обычаями;

Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;

Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.

Описание проекта:

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель — привить знания о родном крае через занятия:

По ознакомлению с природой;

По фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.

Формы проведения:

Занятия по ИЗО;

Творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);

Экскурсии.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

Освоение проектного метода;

Профессиональный рост;

Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

Иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;

Знание и составление своей родословной;

Знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

Знание и умение играть в бурятские народные игры;

Умение работать в группе.

Принципы реализации проекта:

Доступность;

Систематичность и последовательность;

Наглядность и занимательность.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный (сентябрь — октябрь):
  2. определение темы проекта;
  3. формулирование цели и определение задач;
  4. подбор материала по теме проекта;
  5. составление плана основного этапа проекта.
  6. Основной этап (октябрь — февраль):
  7. экскурсии в краеведческий музей в Кырменской СОШ;
  8. в дом-музей имени В.Б.Борсоева;
  9. экскурсия в Кырменскую сельскую библиотеку;
  10. знакомство с растительным и животным миром Кырменской долины;
  11. просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят;
  12. беседы на темы «Мы живем в таежном крае», «Бурятская юрта», «Традиции и обычаи бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Моё родное село»;
  13. чтение художественной литературы: сказки «Нерпа и нерпенёнок», «Омулевая бочка», «Медведь», и другие народные сказки;
  14. посещение мини-музея «Жилище, быт, одежда бурят»;
  15. дидактические игры: «Найди пару», «Расставь мебель в юрте», «Найди бурятский орнамент», «Подбери похожий орнамент»; народные бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку» и другие;
  16. подготовка и проведение национального праздника: «Сагаалган».
  17. Заключительный этап (март-май):
  18. конкурс на лучший рисунок и рассказ на тему «Родные просторы»;
  19. викторина с детьми «Что я знаю о своих предках и о родном крае»; коллективная работа (коллаж) «Детство», «Мой край»;
  20. конкурс чтецов.

В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста.

приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений. Одно из направлений воспитания нравственно-патриотических чувств – национально-культурное выражается в знании подрастающим поколением своей национальной культуры, её самобытных и благотворных традиций и обычаев, в основе которых лежит уважительное отношение к культуре народов Прибайкалья – бурят.

В нашем многонациональном крае, отличающимся многообразием традиций и обычаев, буряты как коренной народ Прибайкалья занимает стержневое место в соцветии культуры. Поэтому образовательный процесс и строится на тесном сопряжении, единстве и взаимосвязи с историей бурят. Дошкольники – это особый национальный колорит. Научив сейчас быть толерантным к детям разных национальностей, а особенно к коренным жителям, ребёнок сможет стать настоящим патриотом своей малой родины… Это будет способствовать пробуждению в ребёнке национального самосознания. Самое главное – дети приобщаются к истокам национальной бурятской культуры.

Татьяна Алекберова
Познавательно-творческий проект «Приобщение дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям народов Бурятии»

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

№ 161 «Ёлочка» общеразвивающего вида

г. Улан-Удэ

Проект

Приобщение дошкольников

к этнокультурным традициям и обычаям

Старший воспитатель

Алекберова Т. И.,

педагог высшей

квалификационной

Г. Улан-Удэ

Тип проекта : познавательно-творческий .

Продолжительность : краткосрочный.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Цель проекта :

приобщение и обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям культуры народов Бурятии .

Формировать чувство любви к Малой Родине на основе изучения на основе изучения национальных и культурных традиций и обычаев .

Задачи :

Организация, обогащение и развитие образовательной и предметно-пространственной среды ДОУ на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народа .

Обогащение социального опыта дошкольников к традициям и обычаям русского и бурятского народов .

Формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа .

Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям , обычаям , культуре.

Прививать в детях чувство патриотизма, толерантности, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.

Ключевые идеи проекта :

Состоят в создании современной модели приобщения дошкольников к традициям и обычаям предков , направленной на эффективное развитие ребенка на разных возрастных этапах.

Введение этнокультурного материала в практику работы дошкольного учреждения в организации целенаправленного и системного подхода на доступном для детей уровне восприятия и понимания, развитие сознательности и стремления к творческой деятельности, реализация преемственных и интегрированных связей.

Проект состоит из трех этапов :

Подготовительный :

Подготовка атрибутов, макетов, экспонатов для музея-диорамы «Юрта кочевника» совместно с родителями.

Разработка демонстрационного, игрового, информационного материала для показа детям.

Проектная деятельность с детьми и родителями.

Подбор специальной литературы по родному краю.

Подготовка и репетиционная работа музыкального руководителя, учителя бурятского языка , воспитателей детей подготовительной группы возраста к проведению интерактивной площадки «Степные игры» в рамках сетевого взаимодействия, с участием родительской общественности.

Посещение Музея истории Бурятии для ознакомления с бурятскими обрядами , элементами национального бурятского костюма .

Основной

Деятельность педагога с детьми :

Экскурсия в Музей-диораму «Юрта кочевника» .

Показ-выставка, знакомство с элементами национальной бурятской одежды в Музее истории Бурятии .

Мастер-класс по рисованию узоров национального бурятского орнамента .

- Беседы на темы : «Сагаалган в нашей семье» , «Символика и цвета хадаков, их значение» , «Пять драгоценностей» , «Особенности убранства бурятской юрты » , «Знакомство с представителями знаков зодиака-символами 12-летнего цикла по буддийскому гороскопу», «Значение лошадей в жизни бурят » , «Знакомство с бурятскими национальными инструментами» .

- проектная деятельность : «Волшебные лошади» , «Юрта» .

Чтение художественной литературы : «Бурятские народные сказки » , легенды, эпосы, знакомство с подвигами Гэсэра, с народным героем Будамшу . Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин по теме.

- ЗКР : знакомство с новыми словами, определениями «Дэгэл» , «Малгай» , «Унты» , и. т. д.

- Игровые технологии : знакомство с народными подвижными играми- «Малгай нюулга» , «Алтан нааша» , «Шагай наадан» , «Варежка» , «Волки и овцы» , «Реки и озера» .

- физическое воспитание : знакомство с народными спортивными играми : стрельба из лука, скачки, перетягивание палки, борьба.

Художественно-эстетический блок : знакомство с бурятским орнаментом , рисование, аппликация, украшение национальной одежды, предметов мебели, убранства, юрты. Знакомство и слушание национальных бурятских инструментов . Заучивание и пение песен на бурятском языке , танцы с элементами бурятского фольклора . Драматизация сказки на бурятском языке .

Приглашаем родителей для участия в интерактивных занятиях, мероприятиях.

Участие в конкурсе-выставке поделок, рисунков, посвященных празднованию Сагаалгана с участием родителей дошкольников .

Заключительный :

Презентация проектной деятельности – проведение интерактивной площадки «Степные игры» с участием родителей, в рамках межсетевого взаимодействия и развития межнациональных отношений для педагогов и детей ДОУ поселка Восточный и Загорск г. Улан-Удэ.

Ожидаемый результат :

Расширение кругозора воспитанников; обогащение их социального опыта в области знаний национального колорита, обычаев , традиций , особенностей быта, культуры, фольклора народов Бурятии .

Вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ,

Педагогическая помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка в области поликультурного воспитания.

Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ для выработки единого образовательного пространства и создания, доступной, значимой, эмоционально-комфортной среды для пребывания дошкольников в ДОУ .

Воспитание и обучение детей в рамках развития этновоспитания : формировать в детях позиции креативного, коммуникативного проявления, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я» , высокопознавательной активностью , с потребностями в творческом самовыражении, знающим и принимающим этническую культуру разных народов , населяющих Республику Бурятия .

Самое главное и важное – чтобы ребенок знал,

уважал, чтил, берег и развивал традиции ,

обычаи , культуру и фольклор своего народа .

Публикации по теме:

Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций» На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД.

Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов» Конспект НОД Тема: «Этнокультурное воспитание детей средней группы, путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре нивхов».

Познавательно-творческий проект для старших дошкольников «Синичкин день» Осень близится к своему завершению. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, то есть день встречи зимующих птиц. Не оставили.