Что такое любовь вообще. Любовь

11.02.2019

Любовь это … в высказываниях и цитатах философов, писателей, психологов, социологов, представителей искусства, гуманистов, богословов, педагогов, историков, государственных и общественных деятелей, ученых, поэтов, и просто известных и выдающихся людей. Яркие, интересные с юмором и серьезные, глубокие, а иногда и очень простые… В общем самые интересные мысли о том, что же это — любовь.
Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.
Александр Пушкин

Любовь - это эгоизм вдвоем.
Жермена де Сталь

Любовь - это… проявление бессмертного начала в существе смертном.
Платон

Любовь - это взаимное святотатство.
Кароль Ижиковский

Любовь - это счастье, которое дрожит от страха.
Д. Х. Джебран

Любовь - это океан чувств, отовсюду окруженный расходами.
Томас Дьюар


Поль Жеральди

Любовь - это счастье, которое дарят друг другу.
Жорж Санд

Любовь - это краткий промежуток времени, когда лицо противоположного пола точно такого же мнения о нас, как и мы сами.
Магдалена Самозванец

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остаётся.
Лев Николаевич Толстой


Пауло Коэльо

Любовь - это награда, полученная без заслуг.
Рикарда Хух

Любовь - не жалобный стон далекой скрипки, а торжествующий скрип кроватных пружин.
Сидни Перлмен

Любовь - это самый проверенный способ преодолеть чувство стыда.
Зигмунд Фрейд

Любовь - это игра в карты, в которой блефуют оба: один, чтобы выиграть, другой, чтобы не проиграть.
Анри Ренье

Любовь - это чудо цивилизации.
Стендаль

Любовь - это способ услышать «Дорогой» или «Дорогая» после занятий сексом.
Джулиан Барнс

Любовь - это торжество воображения над интеллектом.
Генри Луис Менкен

Любовь - это все. И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь - это энергия жизни.
Роберт Браунинг

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении.
Антуан де Сент-Экзюпери

Любовь - это все, что тебе нужно.
Джон Леннон

Любовь - это сплошные ловушки и капканы. Когда она хочет дать знать о себе, то показывает лишь свой свет, а порождаемые им тени скрывает и прячет.
Пауло Коэльо

Любить - это значит утверждать неповторимое существование другого человека.
С. Л. Рубинштейн

Любовь - это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А. С. Макаренко

Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и са-мое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачива-ется под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает его в товар.
К. Гельвеций

Любовь - это не один из атрибутов Божества, а сумма всех Его атрибутов.
Д. Гиббонс

Любовь - неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
М. Монтень

Любовь - это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…
Н. А. Бердяев

Любовь - это самый короткий путь от одного сердца к другому: прямая линия.
М. Бедиль

Любовь - это сознание своей истинной жизни, единой во Всем. Дети, приходя ОТТУДА, еще ясно чувствуют эту жизнь и ее единственное вполне доступное нам проявление в любви. Сознание своей личной жизни есть самообман. Старость понемногу освобождает от него. Совсем освобождает смерть.
Л. Н. Толстой

Любовь - это средоточие человеческой жизни.
Т. Гьятсо
Любить - значит вместе смотреть в одном направлении? Возможно, но только, если смотрят не в телевизор.
Жильбер Сесброн

Любить - значит перестать сравнивать.
Бернар Грассе


Франсуа Мориак

Любовь - самая лучшая косметика.
Джина Лоллобриджида

Любовь не есть начало жизни, а только признание сознания начала жизни, Бога.
Л. Н. Толстой

Любовь - это высочайшая и предельная цель, к которой только может стремиться человек. Спасение человека заключено в любви и достигается через любовь.
В. Э. Франкл

Любовь - это заблуждение, будто одна женщина отличается от другой.
Генри Луис Менкен

Любовь - лучшая косметика. Но косметику купить легче.
Ив Сен-Лоран

Любовь - это зубная боль в сердце.
Генрих Гейне

Что такое любовь?.. Вероятно, это мозаика чувств, из которой нельзя выкинуть ни одного ка-мушка.
А. Б. Мариенгоф

Любить - значит видеть чудо, невидимое для других.
Ф. Мориак

Любовь есть чудо, нравственное чудо.
В. В. Розанов

Любовь - настоящий Орфей, поднявший человечество из животного состояния.
Э. Ренан

Любовь - есть благоговейное, религиозное восприятие конкретного живого существа, виде-ние в нем некого божественного начала. Всякая истинная любовь - все равно, отдает ли себе отчет в этом сам любящий или нет, - есть по самому существу религиозное чувство.
С. Л. Франк

Любовь твоя - это алтарь мой.
Еврипид

Любовь есть высшая реальность, первопричина… Любовь есть конечная цель мировой исто-рии, аминь вселенной.
Новалис

Любовь - вечное преуспеяние.
Иоанн Лествичник

Любовь - это боль, любовь - это шрамы, любовь - это раны и отметины.
Love hurts, love scars, love wounds and marks
Nazareth

Любовь есть истинное, высшее благо, которое разрешает все противоречия жизни и не только уничтожает страх смерти, но и влечет человека к жертве своего существования для других.
Л. Н. Толстой

Любовь - причина всех благ.
Ефрем Сирин

…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни - более того, единственная подлинная ее основа…
С. Л. Франк

Любовь есть благо. Недаром в самом деле во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется любовью. Если любовь часто бывает жестокой и разрушительной, то причина тут не в ней самой, а в неравенстве людей.
А. П. Чехов

Высшая ценность на этой Земле - Любовь.
А. А. Блок

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель

Любовь - соль добродетелей.
Ефрем Сирин

Любовь - высоким помыслам сестра.
С. П. Щипачев

Любовь по Богу есть переход от зла.
Иоанн Лествичник

Любовь - враг излишеств. В ней, как и в еде, следует отдавать предпочтение не количеству, а качеству.
А. и С. Голон

Любовь есть как бы некое умиленное пение из глубины; но глубина неодухотворенного ин-стинкта может умилиться на соблазн и петь от наслаждения грехом.

Любовь есть доброта - не только потому, что она окружает сочувствием свой любимый предмет, печется о нем, страдает и радуется вместе с ним, но и потому, что любовь, сама по себе, дает человеку счастье и вызывает у счастливого потребность - осчастливить все и всех вокруг себя и наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного.
И. А. Ильин

Любить - это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.
П. Верлен

Любовь - последняя и самая тяжелая детская болезнь.
Автор неизвестен

Любовь - наше второе рождение.
О. Бальзак

Любовь есть возрождение.
В. В. Розанов

Любовь - это казна счастья: чем больше она дает, тем больше получает.
В. Мюллер

Любовь есть не что иное, как желание счастья другому лицу.
Д. Юм

Любовь - огонь, тоска по счастью.
Его неодолимой власти
Любая тварь подчинена.
Лопе де Вега

Любовь - девиз человеческой жизни.
Д. Д. Минаев

Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь бла-женная и бесконечная.
Л. Н. Толстой

…Любовь - корень жизни.
В. В. Розанов

Любовь - сладкая сердцевина жизни.
Нем.

Любовь - апофеоз жизни.
А. И. Герцен

Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни.
Л. Н. Толстой

Любовь - это желание жить.
М. Горький

Любовь - вещь идеальная, супружество - реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Иоганн Вольфганг Гете

Любовь - как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.
Николай Александрович Бердяев

Любовь является великим украшением жизни. Она заставляет природу цвести, играть краска-ми, петь чудеснейшие песни, танцевать великолепные танцы.
А. В. Луначарский

Любовь - это апофеоз красоты, красота - это сама женщина.
Д. Д. Минаев

Любовь - пышный, изящный цветок, венчающий и оканчивающий индивидуальную жизнь; но он, как все цветы, должен быть раскрыт одною стороною, лучшей стороной своей к небу всеобщего.
А. И. Герцен

Любовь есть соединение любимого человека со своими искреннейшими идеями, осуществле-ние через него своего смысла жизни.
А. П. Платонов

Любовь - и смысл, и цель всей сути сущей, -
Одной любовью жив любой живущий.
Хафиз Хорезми

…Но если любовь… есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь - это стремление к бессмертию.
Сократ

Любовь - величайшая награда для человека.
Д. Д. Минаев

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.
Эрих Фромм

Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую можно подарить, и все же она у тебя останется.
Автор неизвестен

Любовь - подарок добровольный.
И. Гёте

Любовь - самое утреннее из наших чувств.
Б. Фонтенель

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.
Николай Бердяев

Любовь - самое мощное из человеческих чувств; дружба же самое благородное и самое де-ликатное дополнение к любви.
Неизв. автор

Любовь - высочайшее чувство; она столько выше дружбы, сколько религия выше умозрения, сколько восторг поэта выше мысли ученого. Религия и любовь, они не берут часть души, им часть не нужна, они не ищут скромного уголка в сердце, им надобна вся душа, они не делятся, они пересекаются, сливаются.
А. И. Герцен

Любовь есть не просто субъективное чувство, в силу которого то, что мы любим, «нравится» нам, доставляет нам радость или удовольствие. Предмет любви часто, напротив, доставляет нам огорчения и страдания…
С. Л. Франк

Любовь - прекрасное, волнующее, трогательное чувство.
Ж. Бедье

Любовь - дитя иллюзии и одновременно мать разочарования.
Мигель де Унамуно

Любовь - самое интимное и неприкосновенное чувство.
В. А. Сухомлинский

Любовь - вернейшее родство.
И в мире ближе нет его.
Лопе де Вега

Любовь - это попытка мужчины удовлетвориться одной-единственной женщиной.
П. Жеральди

Любовь - главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.
Б. Рассел

Любовь - кольцо, а у кольца нет конца.
Русская народная пословица

Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.

Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ().

Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос) , φιλία (фили́я) , αγάπη (агапи) .
Филия (φιλία) - любовь дружеская, эрос (ἔρως) - любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) -любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) - любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).

Подразумевает ли Божественная любовь всепрощение?

Как Беспредельный, Бог обладает полнотой безграничных совершенств (см. подробнее: ). В этом смысле Он именуется Всесовершенным. Любовь есть одно из принадлежащих Ему совершенств, одно из Божественных свойств ().

Безграничная любовь Божия изливается на всё Его творение, в том числе на людей. Как в отношении мира, так и в отношении человека это свойство проявляется в ниспослании благ, обнаруживаясь во всех делах Его . Особым образом Божественная любовь проявилась в деле человека ().

Однако, чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть к этому внутренне готов. Готовность же подразумевает не что иное как особое состояние духа, желание жить в любви с Богом и , нежелание жить во .

Если же какой-либо грешник не хочет освобождаться от грехов, и пороков, не стремится жить праведной жизнью, не слушает Бога, враждует против ближних, то что ему делать в Царстве святых? Ведь жизнь в этом Царстве подразумевает совершенно обратное.

Определение беззаконников на вечное пребывание в аду не будет внешне (юридически) наложенным наказанием, но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою.

В этом также проявятся Божьи благость, любовь, милосердие. Как это ни покажется странным, но по соображению отцов, хотя в аду нераскаянным грешникам придётся страдать, окажись они не в аду, а в Раю, их страдания были бы куда более мучительными.

Евангелие по Матфею ():
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Любить любящих нас мы все умеем, благотворить тем, от кого мы ожидаем ответной любви и благих дел, мы тоже умеем. Это умеют все, и не Христовы ученики. То, что отличает Христова ученика от язычника, от человека, чуждого Евангелию, – это способность любить, не ожидая взаимности, благотворить, не ожидая себе ничего в ответ, любить не только любящих, но и врагов, т.е. тех, кто нас ненавидит, кто творит нам зло, кто желает зла. Это самая низшая грань христианской любви: кто любит меньше, тот еще по-евангельски не научился любить. И это слово Христово неумолимо.

А теперь обратимся к себе: как мы умеем любить тех, которые нас любят? Все забывающей, щедрой, радующей, освобождающей их любовью, или наоборот – любовью, которая накладывает на них цепь, удручает их жизнь, суживает все их существование и бытие, любовью себялюбивой, хищной? Чаще всего мы любим тех, кто нас любит и о ком мы готовы сказать «этого человека я люблю»; любим, подчеркивая, что я люблю и он — предмет моей любви. Но как редко бывает, что наша любовь такова, что любимый нами является предметом нашего служения и благоговения, как редко бывает, что наша любовь для него бывает свободой, расширением сердца, простором, и радостью, и становлением…

Это все еще не евангельская любовь. Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой, Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

Вот перед чем мы стоим: не слушатели, а творцы закона унаследует жизнь вечную. Каждый из нас должен стать перед этой заповедью Христовой, должен произнести суд над каждой своей дружбой, над каждой своей любовью, над каждой своей враждой, над каждой своей отчужденностью, произнести суд евангельский и, себя осудив, разобравшись в себе, должен приступить к тому, чтобы жить евангельски, а не лжесвидетельствовать жизнью на Христа.

Вот перед чем мы стоим и перед чем мы станем когда-нибудь, когда встанем перед лицом Господним и увидим, какой любовью Он нас возлюбил и чем мы Ему ответили, какой любовью Он любил и как мы дорогих Ему, любимых, родных отстраняли и втаптывали в землю. Тогда будет поздно любить, а теперь перед нами вся жизнь, потому что одного мгновения достаточно, чтобы эта жизнь стала Христовой. Но для этого надо произнести суд над собой и положить начало неумолимой жестокости к себе и бесконечного милосердия к другим. Аминь.

1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
2. ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
3. ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
4. УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
5. ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
6. КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
7. ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
8. ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
9. БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
10. ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
11. ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

38 517 0 Здравствуйте! В этой статье мы обратимся к вопросу о том, что такое любовь. В чем её суть? Какая бывает любовь? Обо всем об этом кратко и ясно мы поговорим в этой статье.

Любовь - это предмет споров учёных из области философии, психологии, физиологии и других наук. Это вопрос, с годами не теряющий актуальности и для умудрённых опытом семейных пар.

Если провести опрос населения относительно данного явления, то, вероятнее всего, большинство ответов будет из разряда: «Любовь – это когда…» То есть говоря о ней, мы всегда обращаемся к сердцу, описывая разные ощущения, которые испытываем, когда любим. А как же иначе? Ведь что бы ни утверждали, но любовь – это чувство, и с этим уж точно никто не поспорит.

Любовь в разных науках

Если говорить кратко, то любовь – это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. В ней всегда присутствует заинтересованность в том, кого (что) любишь, желание проявлять заботу о нём, что-то ему отдавать и посвящать своё время.

Биологическая трактовка

В каждой науке свой подход к изучению любви. Химики и биологи утверждают, что в её основе лежат обычные процессы, происходящие в организме человека. В частности, антропологи выяснили, что в период страстной любви вырабатывается дофамин, позволяющий испытывать удовольствие и дающий ощущение удовлетворённости. Кроме того, пребывание в данном состоянии снижает чувство страха, подавляет негативные эмоции вследствие воздействия на соответствующие зоны мозга.

Существует также теория, что мы притягиваемся друг к другу по запаху, который сознательно не ощутим.

Эволюционная концепция указывает на то, что любовь выступает инструментом выживания, поскольку помогает поддерживать долгосрочные отношения, объединяться и поддерживать друг друга, противостоять угрозам.

Психология

В психологии есть несколько определений любви и концепций относительно её природы.

Любовь, с точки зрения этой науки, — это высшая степень эмоционально положительного отношения к объекту, ставящего его в центр собственных интересов и потребностей. А также это сильное устойчивое чувство, обусловленное сексуальными потребностями. Любящий человек стремится занять ключевую роль в жизни объекта привязанности, чтобы вызвать у него интерес и ответную симпатию.

По мнению психолога Р. Стернберга , любовь включает в себя три компонента:

  • страсть (сексуальное влечение);
  • интимность (близость, эмоциональная поддержка, помощь, доверие);
  • обязательства (верность друг другу).

В классическом психоанализе З. Фрейда любовь отражает исключительно сексуальное влечение, выступающее мощным стимулом развития человека.

Э. Фромм выделяет два вида любви: плодотворную и неплодотворную .

  • Первая выражается в проявлении интереса, заботы, предполагает воодушевление, наслаждение, познание друг друга и саморазвитие. Это зрелая любовь, основанная на взаимном уважении.
  • Вторая – неплодотворная любовь – связана с наличием жёсткого контроля над другим человеком, желанием полностью им обладать. Это незрелая эгоистическая любовь. Она не приводит к взаимному развитию, а, наоборот, разрушает его. Такие отношения обычно наполнены различными негативными чувствами.

По мнению А.В. Петровского , любовь основана на интимном влечении и характеризуется внешними проявлениями этого чувства по отношению к другому человеку, желании вызвать ответную любовь к себе. В ней обязательно должны присутствовать открытость и доверие. Лжи в ней не место.

Э. Хатфильд выделяет страстную любовь (сексуальное влечение и эмоциональные вспышки) и сострадательную (основанную на общности интересов и ценностей, дружбе, приятном совместном общении и взаимной поддержке). Идеальное развитие отношений – это переход страстной любви в сострадательную.

Любовь, влюблённость, страсть, привязанность: в чём отличия?

Безусловно, все эти понятия переплетаются и не всегда удаётся поставить чёткие границы между ними. Но всё же существуют весомые различия.

Любовь и страсть

Страсть предполагает резкое возникновение сексуального влечения к представителю противоположного пола. Протекает она бурно, насыщена сильными эмоциями и требует немедленной разрядки. Страсть часто является начальным этапом любовных отношений, но может и сопровождать их длительное время, вспыхивая в определённых ситуациях.

Страсть возможна и без любви, она возникает только между половыми партнёрами с целью удовлетворения сексуального желания.

Любовь – явление более широкое и многогранное. Её можно испытывать и к мужу (жене), и к ребёнку, и к родителям, и к другу, и к питомцу, и к стране, и к человечеству в целом. Поэтому любовь без страсти тоже встречается довольно часто.

Любовь и влюблённость

Влюблённость практически всегда является началом создания романтических отношений. Она предполагает бурное возникновение чувств и сексуального желания. Очень часто влюблённость основана на внешней привлекательности. В отличие от страсти, она может не быть настолько интенсивной и всепоглощающей и обычно более продолжительна по времени и более возвышенна. Именно такой обычно является первая любовь, которая часто и заканчивается на стадии влюблённости.

Влюблённость более поверхностна и менее осознана, чем любовь. В ней ещё может не быть общности интересов, взаимной поддержки и уважения. В идеале с развитием отношений влюблённость должна плавно перейти в любовь.

Существенная разница между этими явлениями в том, что, влюбляясь, мы идеализируем образ объекта симпатии, неосознанно усиливаем его желаемые для нас стороны личности, не замечаем недостатки. Мы любим в нём то, что нас «зацепило» и то, что сами додумали. Со временем этот образ меняется, и если мы разочаровываемся и не находим других ценностей в человеке, то отношения заканчиваются. Если же мы находим новые интересные стороны друг в друге, сближаемся духовно, то наступает новый этап в их развитии – любовь.

В отличие от влюблённости, любовь не предполагает идеализацию друг друга и самообман. Любя, мы принимаем другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и слабостями.

Любовь и привязанность

Любовь и привязанность довольно часто находятся в тесном союзе, и чем дольше длятся отношения, тем крепче этот союз. Но путать их не следует, поскольку нередко бывает так, что любви между мужчиной и женщиной вроде как и нет, а вот привязанность сильная.

Любящий человек всегда чувствует свободнее того, кто просто привязан к кому-либо. Привязанность отличают такие черты, как: зависимость от другого человека, страх его потерять, привычка быть рядом с ним, которая выражается примерно так: «Совершенно не представляю жизни без него».

Привязанность более пассивное явление, чем любовь. Люди могут никак не проявлять свои чувства, они просто готовы быть рядом и терпеть друг друга. Любовь предполагает активные отношения: духовную и физическую близость, заботу и взаимную поддержку, совместный досуг, личностное развитие друг друга.

В привязанности довольно часто стираются личные границы, человек как бы растворяется в своём партнёре. А тот, кто любит, никогда не теряет своего «Я» и внутреннюю свободу. Любящие люди уважают личное пространство и интересы друг друга.

Как отличить любовь от привязанности? Что такое любовь и зависимость.

Именно союз любви и привязанности всегда положительно сказывается на отношениях, даёт и тому и другому чувство защищённости, надёжности и спокойствия. Главное – чтобы каждый испытывал истинное счастье, находясь рядом друг с другом.

Виды любви

С древности любовь разделяли на несколько видов в зависимости от того, как и по отношению к кому она проявляется.

«Эрос» страстная любовь, предполагающая следование сексуальным инстинктам, интенсивные чувства, самоотдачу и полное растворение в объекте любви. Длится она обычно непродолжительный период, после которого либо уходит, либо перетекает в другой вид любви.
«Филиа» любовь, основанная на дружбе, в ней на первое место ставится духовная составляющая отношений, общие интересы и ценности, уважение друг друга. Она может возникать между членами семьи и друзьями.
«Сторге» любовь, предполагающая доброе, нежное отношение к другому человеку, взаимопонимание и поддержку. Развивается она длительное время и связывает родственников (мужа и жену, сестёр и братьев, родителей и детей).
«Агапэ» бескорыстная любовь, выражающаяся в самопожертвовании ради любимого человека. В христианской религии таковой является любовь Бога к человеку.
«Людус» половое влечение, предполагающее флирт и получение удовольствия.
«Прагма» любовь, которую контролирует разум. Обычно она связана с некими корыстными интересами и выгодами.
«Мания» любовь, связанная с одержимостью, ревностью, желанием полностью обладать объектом привязанности и во всём его контролировать.
«Филаутиа» любовь к себе, основанная на принципе: чтобы любить других, нужно нравиться себе и уметь о себе заботиться.

Кого мы любим?

  • Любовь к романтическому партнёру (парню/девушке, мужу/жене) предполагает влюблённость и страсть как составляющие сексуального удовлетворения. Со временем они перестают доминировать и уступают место (но и сами полностью не уходят) другим качествам любви: уважению, взаимной поддержке, преданности, сопереживанию. Романтическая любовь имеет важное биологическое значение, создавая и поддерживая благоприятные условия для продолжения рода.

А что такое любовь для мужчины? В первую очередь, это гарант стабильных отношений, возможность заботиться о хрупкой и милой избраннице, быть рыцарем рядом с ней, восхищаться ею и страх её потерять. Также любовь для мужчин выражается в комфортной и уютной атмосфере в семье, регулярном и интересном сексе и уважении личного пространства.

  • Любовь к себе выражается в понимании себя, самопринятии, адекватной самооценке и удовлетворённости собственной личностью. Любовь к себе выступает основой для других видов любви, поскольку если мы постоянно недовольны собой и испытываем внутренний дискомфорт, то не можем полноценно дарить искреннюю любовь окружающим и притягивать к себе людей. Поэтому один из самых универсальных советов по созданию и улучшению разного рода отношений – наладить, прежде всего, контакт с собой и начать себя уважать.
  • Любовь к детям основана на взаимной привязанности, проявлении заботы, нежности по отношению к ребёнку, умении жертвовать своими интересами ради его здоровья и развития. Чем сильнее вклад в воспитание, чем доверительнее и теплее детско-родительские отношения, тем более гармонично развивается личность малыша.

Материнская и отцовская любовь различаются. Мать и дитя связаны биологически и социально (так как были единым целым до рождения). Отец и ребёнок имеют только социальную связь. В этом смысле матери открыт больший опыт в познании и понимании малыша. Отцу обычно сложнее даётся улавливание его потребностей, он склонен подключать разум (но такая тенденция характерна отнюдь не для всех).

  • Любовь к родителям основывается на привязанности, которая сформировалась ещё в младенчестве, и на благодарности за заботу и воспитание.
  • Любовь к людям , которая в действии называется альтруизмом. Это бескорыстная помощь всем вокруг, самопожертвование ради других. Человек, испытывающий такую любовь, всегда готов заниматься благотворительностью.

Этапы любви

Это чувство всегда находится в развитии и с момента возникновения проходит ряд этапов.

Этапы любви Название этапа Описание
1 Влюблённость
Чаще всего это самое романтичное время в жизни пары. Объятия, поцелуи, подарки, комплименты, учащённое дыхание и биение сердца – признаки, которые наиболее ярко выражены именно в этот период. Преобладает сильная увлечённость друг другом. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
2 Пресыщение, привычка Отношения становятся более спокойными, страсть уже не так сильна. Влюблённые привыкают друг к другу, идеальные образы постепенно рассеиваются, происходит реальное осознание черт друг друга.
3 Отчуждение, конфликты Этот этап – настоящее испытание для пары! Недостатки друг друга могут начать раздражать. Происходит выяснение отношений, ссоры. Растут взаимные требования, снижается терпимость друг к другу. Либо влюблённые расстаются (печальнее всего то, что эта стадия обычно застаёт пару в браке), либо находят друг в друге новые ценности и общие интересы, и отношения начинают развиваться в другом ключе.
4 Терпение, примирение Пара учится принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками, прощать и уважать личное пространство каждого. Важный вывод и навык этой стадии – не пытаться переделывать друг друга, а создавать условия для взаимного развития и совершенствования отношений.
5 Самоотдача, бескорыстие Мы чувствуем в себе желание больше отдавать, чем получать, не требуем ответной реакции на свои действия так, как это было раньше. Хочется безвозмездно дарить удовольствие друг другу.
6 Дружба Супруги уже научились многому: жертвовать собственными интересами ради семьи, уважать и поддерживать друг друга, преодолевать конфликты, совместно создавать уютный быт. Дети уже подросли, и пара снова может посвятить больше времени друг другу.
7 Истинная любовь Наступает стадия, когда супруги достигают духовной близости. Отношения стабильны и гармоничны. Взаимопонимание, принятие и спокойствие превыше всего, требовательности и недовольствам здесь нет места. Даже спустя годы такая пара на вопросы: «Любите ли вы друг друга?» и «Счастливы ли вы вместе?» — утвердительно ответит «Да!»

Признаки того, что человек влюблён

Как понять, что нахлынуло это сильное чувство? Обычно человек меняется и физически, и психологически.

  1. Начинает тщательнее следить за своей внешность, ведь хочется выглядеть привлекательнее, чтобы вызвать у объекта любви ответную реакцию.
  2. Улыбается и старается поддерживать контакт глаз с тем, в кого влюблён.
  3. При встречах с любимым человеком может испытывать волнение, которое иногда бывает трудно скрыть (покраснение кожи, дрожь в конечностях и т. д.)
  4. При общении старается сократить дистанцию, хочет прикоснуться.
  5. Желание постоянно находиться рядом с возлюбленным (возлюбленной): ищет встречи, пишет, звонит. Любым способом старается напомнить о себе.
  6. Поведение может кардинально измениться. Человек может резко поменять привычки, увлечься новыми видами деятельности и пр.
  7. Он стремится проявлять заботу о том, кого любит: жертвует собственными интересами и временем, хочет сделать приятное.
  8. Готов постоянно говорить о том, кого любит в кругу друзей и подруг.
  9. Интересуется всем, чем живёт его объект любви (факты из биографии, хобби, предпочтения и т. д.)
  10. Искренне делится своими мыслями, эмоциями, рассказывает о себе.

Любовь всегда интересна во всех её аспектах и проявлениях. Но сколько бы мы о ней ни говорили, понять, что это такое, мы сможем лишь тогда, когда сами испытаем это чувство. Любите и берегите ваши отношения, если внутренний голос подсказывает, что «вот она – пришла настоящая любовь!»

Любить двоих возможно?! Полигамия. Моногамия.

Полезные статьи:

То, что за историю существования человечества никто не сумел найти формулу любви, о многом и многом говорит. Почему люди влюбляются? Разве можно просчитать чувства и заставить кого-то по-настоящему полюбить? Нет, конечно. Любовь – то, что случается. Она имеет множество вкусов и оттенков.

Точно определить, что это за чувство, сложно. Ясно одно: для каждого оно проявляется по-своему. К примеру, мужчины и женщины ощущают действительность по-разному. Значит, каждый из нас вкладывает свое понимание в слово «любовь».

Объяснение для мужчин

Для мужчины это восхищение своей женщиной, желание оберегать ее и защищать от проблем. Именно поэтому ваш любимый, услышав жалобу на проблему, захочет немедленно ее решить. Есть запрос – должен быть ответ. Это мужская позиция.

Кроме того, любовь для мужчины – это не предел мира. Он может спокойно строить карьеру или добиваться успеха в социуме, совершенно не задумываясь о необходимости создать отношения.

Объяснение для женщин

Для женщины это весь ее мир. Она стремится быть ближе к своему избраннику, купаться в его внимании и постоянно чувствовать мир через призму их отношений.

Такая «назойливость» может наскучить мужчине, следовательно, для женщины важно уметь соблюдать дистанцию, проявляя любовь так, как хочет ее получить любимый. Через принятие и веру в него.

Для детей

Дети видят мир гораздо проще, чем взрослые. Они внимательно смотрят вокруг, порой выдавая такие вещи, о которых взрослые не задумываются.

Например, о важности заботы друг о друге (мама любит папу, поэтому каждый день гладит рубашки) или принятии (у меня во рту не хватает зубов, но я не стесняюсь улыбаться, потому что друзья все равно меня любят). Простые истины, но как интересно звучат в детских устах!

Краткие и ясные примеры (рассуждения) из жизни

В жизни много примеров настоящего чувства:

Один мужчина ежедневно приходил к жене, потерявшей память, чтобы снова и снова знакомиться с ней. Когда его спросили: «Зачем вы это делаете, она ведь вас не помнит?». Он ответил: «Зато я помню ее».

Девушка осталась с парнем, несмотря на то, что он получил тяжелую травму и врачи обещали ему существование, прикованное к инвалидной коляске. Однако вера любимой придала ему силы, и он победил свою болезнь.

И примеров довольно много. Но это глобальные истории. Гораздо чаще любовь проявляется в мелочах:

  • заваренный кофе и теплая булочка рано утром;
  • принесенный зонтик в проливной дождь;
  • звонок поздно вечером и один-единственный вопрос: «Как ты добралась?»;
  • встреча поздно ночью в аэропорту в другом городе.

Мелочи составляют настоящую, крепкую любовь.

Есть ли она вообще? - Любовь?

Если в вашем сердце поселился подобный вопрос, значит, вы обожглись на отношениях. Подумайте: может то, что вы принимали за настоящее, крепкое чувство, было увлечением? Так стоит ли из-за него ставить крест на всем?

Любовь есть! И она пронизывает историю человечества. Сколько фильмов снято о ней, сколько книг написано… Эта тема никогда не сходит с уст людей. А значит, она истинная.

Не закрывайте сердце

Позвольте Любви случиться.. . И когда это чувство вновь наполнит вас от пяток до макушки, отдайтесь потоку, ощутив полноту жизни! И тогда к вам придет настоящее счастье.

Будьте счастливы!