Конспект занятия-беседы «Семья, семейные традиции. Воспитательный час: "семейные традиции". IV. Рассказы детей: «Мое родословие»

04.03.2019

План занятия

1 .О традициях, обычаях, обрядах.
2 .Выступление семей.
3 .Беседа со зрителями.
4 .Это интересно…
5 .Итог.

Оборудование: плакаты посвящённые Году семьи, пословицы, стенд с рисунками детей, книжки-раскладушки, стенд с семейными фотографиями.
Цель занятия: воспитать у детей любовь к родителям, уважение к старшим, к семейным традициям.

Ход занятия

Все вы знаете, что 2008 год в России объявлен Российским Годом семьи, а в Башкортостане - 2008 год – год социальной поддержки семьи. И сегодня наше занятие тоже будет относиться к этой теме.

Ученица читает стихотворение.

Моя семья.
Семья - в этом слове и папа, и мама, и я.
В семье много радости, мира, тепла.
Я очень хочу, чтобы папа и мама
Всегда были вместе, всегда были рядом.
Я с ними гуляю, играю, живу.
Своею любовью я их берегу!
Пусть папа и мама живут долго-долго,
Ведь я этого очень и очень хочу!
Я в школе и дома уроки учу.
Хочу быть похожа на маму свою.
Она все умеет: и шить, и вязать.
И вкусно готовить, и пыль вытирать.
А праздник наступит
И наша семья
Готовит на кухне большого гуся.
Это наша семейная традиция.

Наша тема сегодняшнего занятия: «Семейные традиции» .

Обычаи и традиции - важнейшие элементы культуры любого народа. Они закрепляют и воспроизводят в жизни молодого поколения зачастую всё самое лучшее, что было достигнуто за прошедшие века в общественной и личной жизни народа.
Обычай, традиция, обряд - схожи друг с другом. Но всё-таки у них есть и различия.

Слово «традиция» означает передачу обычаев и обрядов из поколения в поколение одного народа. Традиции, в отличие от обычаев, обращены к духовному миру человека. Они выполняют роль средств стабилизации, воспроизведения и повторения общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование моральных и духовных качеств человека, требуемых этими отношениями. Например, традиционная вежливость предписывает людям обычай приветствовать встретившегося на улице знакомого человека. Во многих российских деревнях и сёлах и сегодня на улице приветствуют любого встречного человека, знакомого и незнакомого. А традиционное гостеприимство предписывает усаживать гостя за стол и угощать его «чем Бог послал». То есть всей имеющейся в доме пищей.

Огромная ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности. Благодаря традициям, обычаям и обрядам один народ наиболее всего и отличается от другого.
Сегодня в гостях у нас 4 семьи.

Семья Сазоновых:
мама - Сазонова Юлия Владимировна
сын - Константин

Семейная традиция: профессия - учитель: бабушка, дедушка, мама.

Основная традиция нашей семьи - это передача профессии из поколения в поколение. Я - педагог, мама и папа тоже были учителями. Также, как и моя бабушка. Не знаю какую профессию выберет мой сын, но мне бы очень хотелось, чтобы он продолжил традицию нашей семьи.

И ещё, в нашей семье очень любят традиционные русские праздники: Рождество Христово, Великую пасху, праздник Ивана Купала, очень любим народные песни, частушки. Моя племянница посещает фольклорный ансамбль «Ручеёк», где также их знакомят со старинными обычаями, песнями. В русской традиционной одежде она исполнит частушки.

Исполняются частушки.

Костя:
И ещё мы очень любим традиционный Новый год.

Мой итог

О традициях празднования Нового года можно говорить бесконечно. В разных странах свои традиции встречи Нового года.
Вспомните, как встречаем его мы…

Под звон курантов мы торопимся загадать заветное желание, заранее готовим подарки своим близким. Новый год стараемся встретить в новом платье, накрываем щедрый праздничный стол.

А какие праздники мы ещё отмечаем со своей семьёй? (Обращение к ребятам сидящим в зале). 8 Марта, 23 февраля, День влюблённых, День Республики, «Сабантуй».

Я очень рада, что вы вспомнили замечательный башкирский праздник «Сабантуй»

По башкирской традиции, мальчиков с 4-5 лет учили сидеть в седле. Ребята постарше овладевали национальной борьбой «куреш». А на празднике «Сабантуй» показывали своё мастерство.

Семья Киселёвых:
мама - Киселёва Светлана Николаевна
сын - Никита

Семейная традиция: народно-прикладное искусство (ручной труд)

Мне очень понравилось выступление девочки, но ещё больше понравился её костюм. С каким терпением и старанием шили это замечательное платье.

В нашей семье очень почитается ручной труд. Мои родители были большими мастерами. Дедушка был отменным резчиком по дереву. Он прекрасно мастерил мебель, резные наличники, ставни. Папа мой делает и сейчас вот такие шкатулки и рамки для фотографий. Бабушка научила маму вязать крючком и спицами, вышивать салфетки и скатерти. Я так же овладела этим ремеслом. Посмотрите, пожалуйста, всё это я делаю своими руками. У сына тоже золотые руки. Он вышивает. Пока получается не очень хорошо, но всё впереди. Вот такие традиции в нашей семье.

Мой итог

Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционноенародное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.

Семья Давлетбаевых:
мама – Давлетбаева Зарина Фаритовна
дочь - Алина

Семейная традиция: семейные праздники .

Традиция нашей семьи - это воспитание любви к искусству. В нашей семье очень любят музыку, театры, художественную литературу. Мы любим читать и обсуждать прочитанное. Моя дочь Алина лауреат конкурса чтецов. Она с удовольствием посещает театральный кружок.
Алина читает стихотворение.

Алина:
А ещё я очень люблю традиционный праздник День рождения.
Песня « День рождения»

Мой итог

Это здорово!
С незапамятных времён есть такая традиция, праздновать День рождения. Считалось, что именно в этот день злые силы приближаются к человеку. Поэтому все члены семьи и друзья собирались под одной крышей, чтобы защитить именинника добрыми мыслями, пожеланиями и, конечно же, подарками.

Семья Бикмаметовых:
мама – Бикмаметова Альфия Маратовна
сын - Тимур

(звучит башкирская песня)
Семейная традиция: уважение к старшим. Шежере .

В башкирских национальных семьях помнят не только свой день рождения, а до 7-10 колена башкир должен знать поколение своих предков. В нашей семье мы составили своё шежере. Здесь написаны имена наших прородителей, т.е. от кого мы произошли. В нашей семье традицией является огромное уважение к своим родителям. Младшие никогда не перечат старшим, а постоянно заботятся о них, помогают во всём.

Мой итог

Знать историю своей семьи, соблюдать традиции своего народа. Это достойное занятие.
Любовь к Родине начинается в семье в отношении к старикам, родителям. И это замечательно, что мы помним имена своих бабушек, дедушек. Чем занимались наши прабабушки и прадедушки. Это наша гордость. Спасибо вам за ваше шежере.
Кто ещё хочет сказать о своих семейных традициях?

Саша Егоров:
В нашей семье есть такая традиция. В День Победы - 9 мая мы с мамой дарим ветеранам цветы.

Мой итог

По истине дань памяти ВОВ вызывает глубокое уважение. Есть такая традиция у каждого народа - вставать на защиту своей Родины. Воспитывать достойных защитников Отечества.

Егоров Саша вырос в семье творческих родителей. О его традиции поздравлять ветеранов 9 мая, писали в газете «Вечерняя Уфа», Его стихи печатали в газете «Иглинские новости». А ещё, он написал продолжение произведения Мустая Карима «Радость нашего дома». Перед смертью Мустай Карим беседовал по телефону с Сашей.

Творческая личность тоже ведь воспитывается в семье. Если в семье любят ходить в театр, петь, танцевать, то и дети растут творческие. Никита и Ольга покажите нам свой танец. (Бальный танец)
Вот и растут два таланта в двух семьях. А у Никиты и мама занимается бальными танцами.

У каждого народа есть свои традиции. Например…

«Знаете ли вы…» Это интересно. (Дополнительный материал. На усмотрение преподавателя)

Испания.

Основной праздник Рождество: этот вечер проводят исключительно с семьёй, за богато накрытым столом. От мала до велика отдают предпочтение сладкому: пирожки из винного теста, миндальные пирожные, и печенье с тмином.

Вьетнам.

Во Вьетнаме Новый год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы зажигают костры в парках, садах или на улице. Около них собираются несколько семей, на углях готовят особые лакомства из риса. В эту ночь забывают все ссоры, прощают все обиды, ведь Новый год - это праздник дружбы! Весь следующий день вьетнамцы проводят в семье.

Берег Слоновой кости.

Жители Берега Слоновой кости ежегодно проводят традиционный праздник памяти предков. В ходе торжеств проходит обряд «очищения» от неприятностей и допущенных за минувший год промахов и недостойных поступков. Целую неделю горожане и стар и млад отплясывают под грохот большого священного томтона. В ритуальных песнях звучат призывы о помощи к духам предков.

Индонезия.

В Индонезии обитатели одного из островов каждый год меняют имя. Делают это для того, чтобы сбить с толку нечистую силу. Происходит это так: проснувшись первого января, члены семьи заслоняют рот ладонью, говорят друг другу своё новое имя. При этом кто-нибудь из родственников колотит в бубен, чтобы злой дух никак не сумел подслушать. Если же два соплеменника встречаются где-нибудь на дороге, то оба садятся на корточки и шепчут своё имя на ухо другому, изо всех сил колотя палкой или ладонью по земле. Имя каждый выбирает себе сам. В результате чего, происходят различные казусы. Так, в какой-то год половину жителей деревни звали Майкл Джексон.

Традиции Ближнего Зарубежья.

Подводя итоги тёплого семейного вечера я хочу пожелать вам:

Дай Бог Вам мудрости в решениях
И умножение лучших качеств.
Традицией пусть в доме будет
К старшим большое уважение.
С детьми прекрасное общение
И понимание их чудачеств.

У каждого народа - свой обычай, у каждой семьи - свои традиции. Но для всех нас, людей, должна стать главной традицией - жить по законам добра и справедливости. Пусть в каждой семье главным богатством станет бережное отношение друг к другу, сочувствие и взаимопонимание.

Пусть в каждом сердце разгорится огонёк любви, который мы трепетно будем передавать из поколения в поколение, как передаём сейчас из рук в руки вот эту свечу- символ домашнего очага и душевной теплоты.

4 семьи передают эту свечу из рук в руки и говорят тёплые слова. (Саша Егоров играет на гитаре).

I семья:
Наша семья желает вам ребята выбрать любимую профессию. О ней сейчас уже пора задуматься. И ещё, живите дружно, весело, любите друг друга.
И мы вам дарим подарок - книгу.

II семья:
Мы хотим пожелать вам, чтобы любое дело в ваших руках спорилось. Мы вам дарим вязаную салфетку. И если девочки заинтересовались моими работами, то я приду в школу и научу работать крючком и спицами.

III семья:
Интересуйтесь культурой, искусством, которые вас окружают. Черпайте благодатную энергию в музеях, театрах, библиотеках. Жизнь ваша станет намного богаче. Я дарю вашему классу диск с классической музыкой.

IV семья:
Любите край наш - Башкортостан. Берегите его. Ваши потомки скажут вам спасибо. Я дарю вам традиционное башкирское блюдо чак-чак.

Мой итог

Большое спасибо вам за подарки и пожелания. Но и мы не останемся в долгу перед вами. Всем присутствующим на нашем празднике мы дарим семейные календари.

Цель проведения мероприятия

  • Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
  • Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
  • Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
  • Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
  • Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

План проведения мероприятия:
I. Введение.
1.Исполнение песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
2.Исполнение учащимися песни «Родительский дом».
II. Что такое семья, дом?
1. Выступление классного руководителя.
2. Стих-е «В семейном кругу».
3. Этапы подготовки к классному мероприятию.
4. Стих-е «Как появилось слово «семья»?»
5.«Что такое семья?»- мнения уч-ся в сочинениях и анкетах- обобщение.
III. Семейные традиции.
1. Стих-е «Вчерашний день, минувший год».
2. Генеалогическое дерево
а) определение понятия «генеалогическое дерево».
б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся
в) интервью с учащимися «как составлялось генеалогическое дерево и что получилось?»
г) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» и советы и
выводы.
V. «Кем я могу гордиться в моей семье?»- выступление учащихся
с отрывками из своих сочинений.
1. «Мой прадедушка».
2. «Папа - для меня все».
3. «Мои дедушка и бабушка».
4. «Моя мама»
5. Мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Семейные династии.
7. «Наши имена».
8. «Загляните в семейный альбом».
а) стих-е «жизнь человека - только миг».
б) история традиции
9. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
10. Традиция проведения свободного времени в семье.
а) стих-е «Дом»
б) «тепло семейного очага».
в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений о проведении свободного времени в семьях.
11. Кулинарные традиции
а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений
б) стих-е «Дом»
12. Семейные праздники
а) рассказы учащихся.
IV Выводы
1. Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции.
2. Результаты анкетирования.
3. Наш класс-это семья
а) наши традиции и праздники.
б) гостеприимство
в) для чего нужны семейные праздники?
г) цирковой номер

V. Заключение
1. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные учащимися.
2. «Строительство дома по кирпичикам» («Из чего состоит дом?»)
VI. Приложение:
1. Вопросы анкеты, результаты анкетирования.
2. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.
3. «Строительство дома по кирпичикам».
4. «Домострой»
5. «Слова великого Конфуция».
6. Подготовительная работа к мероприятию.
VII. Список использованной литературы.

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Дата проведения: 17 ноября 2006 года.
Место проведения: МОУ СОШ №7
Участники: учащиеся 7 «а» класса.

Список использованной литературы:

1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.
3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.
4. Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.
5. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
6. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.

Подготовительная работа к мероприятию:
1. Изречения о семье, пословицы, поговорки.
2. Разучивание песни «Родительский дом», муз-ое сопровождение.
3. Стихи о доме, семье.
4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
5. Анкетирование родителей, родит. собрание, мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции».
7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в Семейный альбом».
8. Составление родословной своей семьи.
9. Семейные вещи, сделанные своими руками - выставка.
10. Кондитерские изделия.
11. Сбор пословиц и поговорок учащимися класса.
12. Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты.
13. «Кирпичики семейного дома».
14. Грамоты класса.
15. Стол, муз. сопровождение для муз.номера (цирковой номер)
16. Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

1-
Семейные праздники. Семейные традиции.
Изречения: (на доске)
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».
(А. Н. Острогорский)

«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости».

«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)

«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним».

«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
А. С. Макаренко
«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитает человека». (Восточный период)

3-
5. «Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша
семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

III. Семейные традиции.
1. Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке.
Прошедший век - он в нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давнее участие, волненья
Еще отбрасывают свет.

2. Генеалогическое дерево.
а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогла написать Саша Е. 29, немного поменьше 22 - Саша Ц. и 21- Катя К.
в) Интервью.
И сегодня не только мы, но и корреспондент газеты «Ленские вести» хочет задать Саше Е. несколько вопросов.
Кор.: Саша, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне
интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Саша: 29 имен.
Кор.: Как долго ты работала над ним?
Саша: Несколько часов.
Кор.: Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Саша: Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось?
Саша: Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других
Городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Саша: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно
Расскажу о тебе в нашей газете.
Саша Ц.: «А у меня 22 имени. Мне пришлось (постоянно) расспрашивать маму и
папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного
о них».
Катя К.: «У меня 21 имя. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

4-
г) Советы и выводы.
Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
Юля Ф. (прадедушка)
1. «Я могу гордиться многими в нашей семье. Но особенно я горжусь моими прадедушкой, бабушкой и братом. Мой дедушка Василий был на войне. Он уничтожил много врагов и героически пал в бою. Прадедушка был награжден медалью «За храбрость», которая храниться в музее. Я уже с 6 лет поняла, какую он принес пользу Родине».
2. Наташа С. (папа)
«Я очень горжусь нашей семьей. Особенно папой! Несмотря на то, что мы все вредные
и непослушные, он умеет держать нас в руках. Хотя у нас очень большая семья: три
брата, две сестры и самый любимый член семьи собака - Цой, мы все живем дружно и
весело».
3. Алеша К. (дедушка, бабушка)
«Мой дедушка проработал 46 лет на заводе металлоконструкции. А в 88-м году приобрел запущенный участок земли и начал его разрабатывать. Так - как там очень тепло, ведь недалеко море, он посадил фруктовые деревья, ягоды, овощи. Сейчас ему 73 года, и он души не чает в своей фазенде. Моя бабушка проработала в ателье более сорока лет. Она вдвое перевыполняла план. Ее награждали почетными знаками и медалью к столетию Ленина».
3. Саша Е.:
«Я, как и многие, из своей семьи больше всех люблю свою маму. Я с ней делюсь своими секретами, тайнами. Она меня всегда поддерживает во всем. Я знаю ее любимый город, даже любимые конфеты. С мамой мы бываем во многих городах. Когда мы вместе идем прогуляться, можем прокатиться с горки, поесть мороженного. Она у меня самая лучшая мама на свете».

4. Мини-сочинения родителей о своих детях.
Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.
1. В. Б.А.:
«Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противоположное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки определится с одним делом».

5-
2. А. Н.Г.:
«Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой «Виской», но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто ездит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку».
3. Ц. М.А.:
«Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом на даче».
4. К. Е.К.:
«Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому. Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень (для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется, как прошел день, расскажет о своих проблемах».
5. А. О.Л.:
«Удивила моя дочь в возрасте 5 лет, старшей было 7 лет. Придя вечером с работы, а работала по сменам, испекли хлеб, т.к. с зарплатой ВТО время было туговато. А в дальнейшем постоянно удивляют».
6. Ф. И.Н.:
«Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это их обязанность, кормят курей, убирают в сарае».
7. Б. Т. Н. (Гуляшова Ю):
«Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!»
8. М. В.Д.:
«Мой сын немного плохо стал себя вести на уроках, плохо стал учиться. Это меня очень огорчает. Зато дома он мне очень много помогает. Я работаю на 2-х работах и иногда просто не успеваю дома что-то сделать. Он мне дома все уберет, помоет посуду, вытрет пыль. Один раз даже к моему приходу приготовил сам кушать. Вычитал в поваренной книге как приготовить драники. Было очень вкусно. Спасибо ему».
9. С. М.А.:
«Мой сын немного упрям, его нельзя много хвалить, часто задирается к старшему брату и начинается драка. Но если его что-то попросить, он с удовольствием тебе поможет, сходить в магазин, уберет со стола, поможет в огороде. Он трудолюбивый и любит чем-то заниматься, без дела не любит сидеть. Он у нас молодец!!!»
10. К. Л.В.:
«Моя дочь - обыкновенный ребенок, но немного активная, иногда не реагирует на мои замечания. Приходится надавливать, но в то же время внимательна к родителям, помогает по дому, уделяет большое внимание, когда нездоровится, старается сделать какие-то небольшие подарки, сюрпризы к праздникам, порадовать родителей».
11. К. И.Б.:
« Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, к-ая его интересует. Может лениться, но помогает делать домашнюю работу, особенно, если нужно что-то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники. Убирает в квартире, но без удовольствия. А вообще-то он ласковый».
12. З. Е.И.:
«Моя дочь бывает, удивляет меня то с лучшей стороны, то немного с плохой, но все равно для меня она самая лучшая и всегда радует».
-6-
13. К. Г.Ф.:
«Мой сын добрый и ласковый человек. Но иногда он меня разочаровывает, т. к. ленится учиться. Если бы не ленился, то учился бы на «4» и «5». Он хороший помощник по дому, всю мужскую работу взял на себя. Где выключатель отремонтирует, где шурупчик прикрутит. В трудную минуту всегда поможет. В общем, я довольна своим сыном, он для меня надежда и опора».
14. Ш. Т.Н. (Светлолобов):
«Мой сын не всегда послушный, но зато он может приготовить что-нибудь вкусное (салат, умеет выпекать блины), может убрать в квартире, даже, если его не просить, но возникает подозрение, что в школе что-то не так - или «2» или поведение- «неуд». Мой сын - мой помощник по домашнему хозяйству».
15. Ш. О.И.:
«Мой сын, в общем-то, не любит трудиться. Его надо заставлять. Но когда я поранила ногу и мне трудно было вставать, он сам напек блинов и поднес к моей кровати на стульчике. Я была счастлива, что он старался всю домашнюю работу взять на себя, т. к. летом папа живет на даче».
16. Д. А.И.:
«Мой сын меня огорчает своими знаниями, поведением. Но он сам может отремонтировать гирлянды, провести в своей комнате свет, хоть и не аккуратно, отремонтировать магнитофон и при этом он у него играет, сделать розетку. Так же под настроение он может испечь вафли, бисквит. Он практически не совсем плохой ребенок».
17. С. Н. (воспитатель):
«Трудолюбивая, участвует во всех мероприятиях, помощница в семье, рукодельница. В учении не всегда имеет хорошие оценки, но старательна, переживает за учебу. Хорошо занимается с младшими детьми. Очень ответственная, все доводит до конца. От семьи входит в состав детсовета.»
18. Е. В.М.:
«Огорчила своими оценками за четверть, отношением к учебе. Но дома она первая моя помощница, все делает: убирается, готовит еду. А в этот раз удивила больше всего. Я не собиралась справлять свой день рождения, приехала с работы, как всегда поздно, уставшая, а моя дочь накрыла стол, приготовила салаты. Я была в восторге.
19. С. А.А.:
«Моя дочь активная, шустрая и очень способная девочка. Учится в школе и параллельно заканчивает муз. школу, занимается баскетболом, волейболом. Любит участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах. Она по знаку Скорпион, а Скорпионы обидчивые и нагловатые люди. Не смотря на свой юный возраст, она хорошая помощница во всем».
5. Семейные династии.
Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Так, например, в семье Ф., сложились две династии учителей и пожарников:
«Моя бабушка работала учителем истории. Ее уроки были настолько интересными, что историю учили с большой охотой даже лодыри. Однажды летом она позанималась со мной, устроила викторину, загадала загадки и рассказала так, что мое внимание притягивало словно магнитом. С тех пор у меня есть интерес к истории.
Другая моя бабушка работает так же педагогом- воспитателем в семейном детском доме, где работает и моя мама, и моя милая сестра, которая учится на преподавателя. Мой старший брат Валера так же связал свою жизнь с историей и учится в одном из престижных институтов страны на юриста. Я им не просто горжусь, но и стараюсь равняться на него».
В семье Степы Ш. тоже есть династия:
«У нас в семье мама, папа и старший брат железнодорожники».
-7-
А.: «А у нас моя мама и бабушка работают по одной специальности - бухгалтер».
Ап.: «У нас мамин брат пошел по стопам своего деда и стал военным».

6. «Наши имена»
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников.
Кеша Б.: - Кеша, Иннокентий, в чью честь тебя назвали?
- В честь дедушки.
Толя Д.: - А тебя Толя?
- Тоже в честь дедушки по папиной линии.
Степа Ш.: - И меня в честь дедушки Степана.
Денис А.: - У нас дядю Борю назвали в честь его дяди по бабушкиной линии. А мое
имя в честь святого Дениса.
Саша Ц.: - Мое имя Александра совпало с именем дедушки Александр.
Саша Ф.: - Мою сестру Дашу назвали в честь бабушки по папиной линии.
Антон С.: - Меня назвали в честь лучшего друга папы.
К.: - Мою старшую сестру Иру назвали в честь бабушки.
К.: - Мою маму назвали в честь маминой тети Ириной, а моего брата Юру
назвали в честь маминого деда.
Г.: - Мою старшую сестру Ирину назвали в честь бабушки по маминой линии.
К.: - Меня назвали в честь маминого брата Владимира, мою сестру Надю в честь
бабушки.

7. «Загляните в семейный альбом».
Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
а) «Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, к-ые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.

8. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится
-8-
много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук.

9. Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.
а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях, анкетах и ваши родители тоже.

в) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном времени в семье.
Саша М.:
«Летом мы ездим в отпуск к бабушке на Украину. Там очень тепло, растут яблоки, груши, сливы и другие фрукты. Я помогаю бабушке и дедушке ухаживать за их хозяйством. После этого мы ходим с дедушкой на рыбалку. А еще мы ездим на море в Одессу».
Паша Г.:
«В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто выходим на природу. Там мы жарим шашлыки и печем картошку. Иногда мы с папой ходим на рыбалку. Зимними, холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.»
Вова К.:
«Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах и странах. Я был с семьей в Иркутске, Баку, Ростове, Канске, Москве, Новосибирске и в Китае - в Пекине, откуда привез очень много красивых сувениров»

10. Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
а) Саша Ц.:
«По традиции мы каждую субботу лепим вареники, почти всегда с картофелем. В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра. Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт».
-9-
Саша Д.:
«А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в нашу семью. Это печенье «Розочки».
Настя В.:
«Любимое блюдо в нашей семье - рыбный пирог. Это блюдо готовит папа. Он готовит его по выходным, или когда приезжают гости».
Наташа С.:
«А у нас в семье любит готовить и стряпать моя старшая сестра Люда. Лучше всего у нее получается «Праздничный торт» и торт «мама».
б) «Дом- это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом»

11. Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
а) Рассказы уч-ся.
Юля Г.:
«Мы всегда встречаем Новый год вместе. Самое мое любимое занятие- это ходить с папой в лес за елкой. Потом мы с папой наряжаем ее, а мама готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи. Потом я помогаю маме печь торты и
делать, разные салаты. Потом мы украшаем стол. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится тепло и радостно, как будто попадаешь в какую- то сказку, где все хорошо и прекрасно».
Настя С.:
«Мы к празднику готовимся всегда заранее. Делаем красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения, веселые коктейли из мороженного. Недавно мы проводили у нас в Детском Доме «День Семьи». Когда утром мы проснулись, увидели под подушкой у каждого записочки с добрыми пожеланиями. Потом мы проводили веселые игры».
Женя К.:
«Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники вся семья собирается дома за столом, приходят гости. Мы придумываем конкурсы, поздравления и проводим их. Праздники нужны людям, на празднике человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее и дружнее становится».
Яна А.:
«В нашей семье все праздники любимые, но особенно Новый год и Дни рождения. Вся семья собирается вместе: папа, мама, сестра, я и бабушка, и никто никуда не уходим, и не старается уйти. Собравшись вместе, мы разговариваем о разном, обсуждаем какие- то проблемы, незначительные.»

IV. Выводы:
1. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
2. Результаты анкетирования.
Для чего нужны «Семейные праздники»?:
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные
-10-
праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

3. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.
б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
в) Цирковой номер (выступает Н. С.)
Катя К. получила задание: найти пословицы и поговорки о семье, доме, родителях. И сейчас она представит их вашему вниманию. (Катя зачитывает, написанные на ватмане пословицы и поговорки)
«Строительство дома по кирпичикам» - Из заранее заготовленных «кирпичиков» уч-ся строят «дом»- см. приложение.

«ДОМОСТРОЙ» (Сильвестр)
эта книга посвящена русской семьи. Всякая благочестивая семья имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений между членами семьи и экономическое строительство. Если хотя бы одному из этих столпов не уделять внимание, дом (семья) «покосится».
В первой главе - «Наставление отца сыну».
18 глава касается непосредственно взаимоотношений между членами семьи». Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем». К чему же призывает автор книги Сильвер? «Любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проведя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или проклят людьми; того, кто бьет отца и мать,- пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютой смертью от гражданской казни…
- Итак, на первом месте духовная жизнь семьи. Вот таков приоритет ценностей. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь.

Слова великого Конфиция:
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

1-
Анкета и результаты анкетирования:
(в анкетировании приняло участие 25 учащихся)
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие - 13 3) нормальные - 4
2) отличные - 5 4) не очень хорошие - 3
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да - 23 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники - 9 5) праздники и поездки - 2
2) ужин в кругу семьи - 4 6) не знаю - 5
3) поездки - 1 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин - 1
4) всё, многое - 2
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно - 12 4) когда как - 1
2) часто - 4 5) редко - 4
3) как получится - 1 6) всегда - 3
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом - 5 8) смотрим TV передачи - 3
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 5 9) общаемся - 2
3) обсуждаем учёбу - 1 10) вместе проводим досуг - 2
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 1 11) читаем - 1
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы - 1 12) шутим, смеёмся - 1
6) занимаемся семейно - бытовым трудом -1 13) отдыхаем - 1,
7) делимся впечатлениями - 1
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко - 16 2) иногда - 6 3) нет - 3


Полный текст материала Классный час "Семейные традиции. Семейные праздники" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

ГБОУ «Заинская школа № 9 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Семейные
традиции»
Шайхулова Е. М.
Классный руководитель

Заинск 2017 г.
Тема классного часа: Семейные традиции.
Класс: 2
Цель: углубление представлений учеников о ценности семьи и соблюдении
добрых традиций, объединяющих родных и близких.
Задачи:
познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются традиции
и культура народа;
раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия,
гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации
совместного отдыха;
развивать навыки ответственного поведения в семье; интерес к истории своей
семьи, семейным традициям и традициям класса;
показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями
уникальности, неповторимости каждой семьи; нашего класса;
развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию
для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности,
эстетический вкус;
воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и
дедушек на основе общего интереса к истории семьи; класса;
воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения.
Ход классного часа
I.
Организация класса. Вступление.
Приветствие детей.
Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.
II.
Создание проблемной ситуации.
1. Постановка проблемы
­ А начать урок мне бы хотелось с интересного задания на смекалку.
­ Как называются такие задания? (Ребус)
­ Разгадайте ребус. (Слайд 1)

­ Послушайте стихотворение.
­ А что же такое семья?
1. Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
2. Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
СЕМЬЯ (Слайд
2)
­Давайте проверим, знаете ли вы, что такое семья с помощью игры.
2. Игра.
­ На столах в белых конвертах карточки со словами и словосочетаниями.
Выберите те, которые относятся к теме: Семья
взрослые и дети,
живут вместе,
дом,
папа и мама, дедушка и бабушка,
дружба и любовь,
забота друг о друге,
радость и печаль,
традиции,

любимые дети,
уважение и радость,
хорошая погода,
брошенный щенок,
разорённые гнёзда,
сорванный цветок,
светит солнце.
Все согласны с подобранными словами? Повторим хором СЕМЬЯ – это…
(Соберем лепестки)
III. Определение темы урока.
А слово ТРАДИЦИИ тоже подходит к теме СЕМЬЯ?
Значит какие традиции …
(Учитель прикрепляет табличку СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.)
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
Хором читают с доски.
Да тема классного часа: СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
(Слайд 3)
IV. Работа по теме. Основная часть.
1. Понятие «семья».
­ Что же такое «семья»? Обратимся к толковому словарю С. Ожегова.
Семья­ 1.Группа живущих вместе близких родственников.
2.Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Дружная школьная семья.
­ В этом слове семь «Я». Что это значит? Как вы думаете?
­ Это значит: «Я повторён в детях моих 7 раз».
Считалось, что в каждой семье должно быть 7 человек. Издавна цифра 7
считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту
земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

­ Меняются времена, нравы, семимильными шагами движется вперёд научно­
технический прогресс. Но во все времена непреложной ценностью остаётся
семья. Почему? (Учащиеся высказывают своё мнение)
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и
родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому
желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности,
заботе и уважению.
­ Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько
поколений. Как вы это понимаете? (Поколение ­ это родственники близкого
возраста, например, старшее поколение ­ бабушки и дедушки, среднее
поколение ­ родители, младшее поколение ­ дети, внуки бабушек и дедушек).
­ А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?
­ Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это
родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
2. Пословицы о семье.
­ Вспомните пословицы о семье, и соберем их из разных частей. На столах в
синих конвертах карточки с разрезными пословицами.
Как вы их понимаете?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
За общим семейным столом еда вкуснее.
Добрая семья прибавит разума­ума.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Коли в семье лад, так не нужен и клад.
Семья в куче ­ не страшна и туча.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
(Слайд 4)

­ Мудрые русские пословицы о семье отличаются житейской
проницательностью и пониманием важности сохранения крепкой и дружной
семьи.
3. Разминка:
­ Вы все любите отдыхать. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время
разминки. Встаньте. Слушайте задание и выполняйте.

­ Те, у кого есть старший брат или младший братишка, приседайте.
­ У кого есть сестра или сестрёнка помашите над головой рукой.
­ Кто помогает близким, попрыгайте.
­ Хлопните те, кто очень любит свою семью.
4. День семьи в России.
Среди множества торжественных дат особое место занимает День семьи. Этот
праздник акцентирует внимание на традиционных человеческих ценностях и
исторической преемственности поколений.
­ Когда отмечается День семьи? (8 июля)
(Слайд 5)

Решение о
было принято в 2008 году.
появлении данного праздника
5. Уточнение значения слова «Традиция».
Знакомство с традициями семей

.
Игра «Назови традицию».
На столе лежат карточки с изображением семейных традиций. Каждая группа
вытягивает две карточки. После обсуждения называет традицию и кратко о
ней рассказывает.
(Слайд 6)
­ Поднимите руки ребята, у которых в семье соблюдается такая традиция.
­ Какие ещё семейные традиции есть в ваших семьях?
­ Нужны ли семейные традиции? Зачем?
­ Когда вы будете взрослыми, какие традиции будут в ваших собственных
семьях?
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками,
укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые

передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт,
задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Родители дают имя такое, какое им
нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь дедушки, бабушки,
мамы, папы?
– Еще одной из традиций в России является присвоение отчества ребенку.
­ А вы, ребята, знаете, что такое отчество?
Отчество ­ часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени
отца.
Русские отчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об
этом относится к 945 году. Однако до XIII века частота употребления отчеств
была невысокой.
Начиная с 15­го столетия, именование с «­вичем» считалось особой
привилегией, такое право имели только знатные люди.
Отчества незнатных людей, в России первоначально образовывались как
краткая форма имени, например: «Иван сын Петров» или, в более позднем
варианте, «Иван Петров»; «Фёдор сын Лукин» - «Фёдор Лукин». Так
появились отчества и фамилия людей.
Существует традиция собирать и хранить семейные фотографии и
старинные вещи, оставшиеся от предков.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция?
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного
времени.
­ Как вы проводите свободное время и отпуска в своей семье? Где побывали в
течение лета?
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
(Рассказы детей о традициях в их семьях.)
6. Физминутка (динамическая) под песню А.Ермолаева «Моя семья».
­ А какая ваша семья? Давайте вместе дадим характеристику своей семье
(большая, дружная, честная, отзывчивая и т. д) Посмотрите, эти слова
характеризуют человека. Значит СЕМЬЯ – это ЧЕЛОВЕК. А если человек
поранил руку, ударил колено, то ему больно. Эту боль чувствует все тело.
Значит, если в семье кому – больно, то эту боль чувствует вся семья, а если
кому – то радостно, весело, то весело всем. Поэтому все ваши удачи и неудачи
переживают все члены вашей семьи, то есть они учатся вместе с вами во 2
классе. И это замечательно.
1. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
. Беседа о классном коллективе.
7. Формирование сплоченного коллектива

­ А наш классный коллектив можно назвать семьей?
­ Почему?
­ А какие традиции существуют в нашей школьной семье? (Отмечать Дни
рождения, праздники всем классом, участвовать во всех школьных
мероприятиях всем классом)
Традиционные классные и школьные мероприятия.
День Знаний;
День Здоровья;
Экскурсии в библиотеки;
Экскурсии в музеи;
День именинника;
День Учителя;
А, ну­ка, мальчики;
А, ну­ка, девочки;
Изготовление кормушек для птиц.
Мы участвуем в различных предметных олимпиадах и конкурсах, и
традиция нашего класса – занимать призовые места.
У нас с вами тоже школьная семья. Впереди годы совместной учебы, жизни.
И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем
заботиться друг о друге, и помогать друг другу. А значит у каждого из нас,
будут свои обязанности.
­ Каковы ваши обязанности в семье?
­ Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок,
никто не может учиться за нас,
заботиться друг о друге.
­ Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было
тепло, уютно.
Мы убедились, что наш класс – это тоже семья, только особая. И как в
любой семье нам тоже нужны уважение и уют. Мы тоже заботимся
друг о друге и помогаем друг другу, но как в каждой семье у нас

бывают ссоры. Я думаю, каждый из нас может внести свой вклад,
чтобы в нашей школьной семье было тепло, радостно и комфортно
всем.
V.
Заключение. Рефлексия.
­ Давайте скажем несколько тёплых слов своим родным
Мама и папа для меня самые…
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
­ Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были,
мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом ­ это не только
крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Вывод: ­ Скажите, что для вас – СЕМЬЯ?
1.Семья – это самое ёмкое слово.
В нём слышится «семя» ­ жизни основа.
Семь «Я» ­ это семеро, связанных прочно,
И будущих жизней – надёжный источник.
2.Семья – это радостный детский смех.
Семья – это то, что в жизни нам дарит успех.
Пусть опорой друг другу родные!
И пусть всех минуют несчастья любые!
3.Семья – нашей жизни надёжный оплот,
Что в детстве и в старости нас бережёт.
Семья – на любви построенный дом,
Пусть радость и счастье царствуют в нём!
4.Пусть дети и взрослые помнят всегда:
Семья – это главное! Через года
Сумейте вы счастье своё пронести.
Пускай только лучшее ждёт впереди!
­ Я хотела бы предложить поработать над проектом «Семейные традиции
учащихся нашего класса)
Поднимите руку кто ЗА.
­ Попросите помочь родителей составить рассказ о традициях вашей семьи.
Вместе с родителями, бабушками и другими родственниками подготовьте
фотографии к своему рассказу.
(Слайд 7)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.
­ Итак, о чём мы сегодня говорили с вами?
­ Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
­ Что было для вас интересно на уроке?
­ Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и
реликвиях?
(Слайд 8)

­
Берегите свою семью, любите своих родных, чтите семейные традиции и
семейные ценности. Семья – это самое главное, что есть у человека в жизни.
На этом классный час окончен.

Классный час «Семья и семейные ценности»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание обучающихся на значение слова «семья» в их жизни;

Задачи:

Образовательная : расширить знания учащихся по теме семья.

Воспитательная : воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.

Развивающая : развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.

форма классного часа: диспут, выступление, викторина

необходимые материалы:

Ход материала

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Классный руководитель : (на фоне спокойной музыки)

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Дом – это опора. И как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, мы всегда возвращаемся в наш родительский дом – начало всех начал.

А что же такое семья?

Как вы понимаете это слово?

(ответы студентов)

Это слово понятно всем, как слово « хлеб» и « вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья –это дом, папа и мама, близкие родственники. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда-то о нём не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева всё так же ответила «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я,я,- тихо молвила Ева.-Я,Я».

Сказала она знаменитых семь «я»-

Вот так на земле появилась семья.

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Есть тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, поговорки, пословицы. В них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца:

В гостях хорошо, а……..(дома лучше)

Не красна изба углами, а……(красна пирогами)

Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду)

Каково на дому, ………….(таково и самому)

Дом вести, ……………….(не бородой трясти)

Не нужен клад,………….(когда в семье лад)

Сто лет назад население России быстро увеличивалось. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10,20 и более человек. Представьте себе дом на селе начала двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки –все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству успевает, другой в поле, третий уроки учит. Такой дом был настоящей твердыней. За малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. И сегодня мы с любовью говорим о членах своей семьи.

· Что главное во всякой семье? конечно, любовь и взаимопонимание. Есть такая пословица « Счастье – не птица, само не прилетит».

· Из чего же складывается семейное счастье?

(ответы студентов)

Я хочу вам поведать легенду: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

И все?

У старика из легенды семья была многодетной.

А какие известные многодетные семьи вы знаете?

(Больше всего детей за всю жизнь родила наша соотечественница, первая из двух жён крестьянина Фёдора Васильева из Шуйского уезда. Женщина с 1725 по 1765 год рожала 27 раз и родила 69 детей:16 двойняшек, 7 тройняшек и 4 четврняшек.

В семье А.П. Чехова было шестеро детей.

В семье царя Николая второго- пятеро детей)

А знаете ли вы, какие праздники семьи празднуют в нашей стране?

Что вы знаете о святых Петре и Февронье? Почему их чтят на Руси? (Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед смертью монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят небесное благословение на вступающих в брак.

А что такое семейные традиции?

(обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение)

Какие семейные традиции есть в ваших семьях?

(ответы студентов)

Народные семейные традиции:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей.

Викторина. Я вам предлагаю поучаствовать в викторине.

    Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина)

    Как по латыни будет звучать слово «семья»? (фамилия)

    Как по итальянски звучит слово «семья»? (мафия)

    Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась птицей Геры? (аист)

    Эта римская богиня счастья и удачи покровительствовала новорождённым, целой семье, девам, отдельно могла покровительствовать замужним женщинам, мужчинам. Кто же она? (Фортуна)

    Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)

    К какой семье относится русский язык? (К индоевропейской языковой семье)

    Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома?

а) Род;

б) Число;

в) Падеж;

г) Склонение.

    От имени какой богини произошли слова ладить, ладный, налаживать? (От имени Лады богини красоты, любви и брака).

    Почему на Руси вплоть до XVIII века кузнец считался покровителем семьи и брака? (он ковал кольца)

    Один из свадебных обрядов на Руси окручивание заключался в том, что у молодой девушки расплетали косу, делали из неё две, закручивали их вокруг головы и надевали бабий кокошник. А кого в те времена называли самокруткой? (девушку, вышедшую замуж без воли родителей)

    В больших крестьянских семьях на Руси существовал обычай менять обязанности членов семьи через неделю: один пас скот, другой молол муку и т.д., через неделю менялись. Возникла даже поговорка, значение которой со временем кардинально изменилось. Какая? (Мели, Емеля, твоя неделя)

    Как в старину в России назывался свадебный обряд?

а) «Щи»; б) «Каша»; в) «Окрошка»; г) «Кулебяка».

(Отсюда берёт истоки русская пословица «С ним каши не сваришь»?)

    На каком музыкальном инструменте в сказке Пушкина играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?

а) На балалайке; б) На гуслях; в) На баяне; г) На свирели.

    Как звучит русская фруктовая пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? (яблоко от яблони недалеко падает)

    О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства? (матрёшка)

    Какое выражение стало символом большой семьи?

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

    В последнее воскресенье какого месяца в РФ отмечается День матери?

а) Февраль;

б) Март;

в) Сентябрь;

г) Ноябрь.

    В каком месяце отмечается День Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности?

а) Февраль;

б) Май

в) Июль;

    Как известно, «золотая» свадьба празднуется через 50 лет после вступления в брак, «серебряная» – через 25, «ситцевая» – через один год. А когда празднуется свадьба, которую в народе называют «зеленой»? (В день вступления в брак или день свадьбы. Это и есть сама свадьба.)

    Какой роман И.С. Тургенева вдохновил Василия Перова на создание картины «Старики-родители на могиле сына»? («Отцы и дети»)

    Какой роман Льва Толстого начинается словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему...»? («Анна Каренина». Следующее предложение: «Всё смешалось в доме Облонских».)

    Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка»)

    Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме, семейный климат.)

    Как называется «любовный» «семейный» союз гриба и водоросли? (Лишайник)

    Какой «семейной» картиной нельзя полюбоваться в Третьяковской галерее?

    а) «Сватовство майора»; б) «Разборчивая невеста»; в) «Неравный брак»; г) «Свадьба в Малиновке». (Это кинокартина.)

    Чем отличается «Свадьба Фигаро» от «Женитьбы Фигаро»? (Первое – это опера Моцарта, а второе – комедийная пьеса Бомарше.)

Рефлексия

Цель : подведение итогов классного часа.

Уважаемые студенты, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?

Может ли кто-то прожить без семьи?

И в конце нашего классного часа я предлагаю вам выучим несколько семейных заповедей.

1) Свято храни честь своей семьи;

2) Люби свою семью и делай её лучше;

3) Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

4) Дари родителям радость, не огорчай их;

5) Умей найти и выполнить дело на радость членам своей семьи.

- Спасибо за работу, до свидания!

Воспитательский час "Семейные традиции"

Цель проведения:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;

Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей учащихся;

Формирование интереса к совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:

Плакат «Семейные традиции»;

Фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

Выставка «Семейные реликвии»;

Выставка поделок учащихся «Своими руками»;

Выставка поделок родителей «У мамы руки – золотые!»;

Выставка угощений «Мамины секреты»;

Фонограммы песен «Родительский дом», «Семейный альбом».

Ход мероприятия

Звучит песня «Родительский дом»

Воспитатель

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках, получим уроки семейной любви и доброты. Мы очень долго готовились к этой встрече: писали сочинения о своей семье и заполняли анкеты, разыскивали старинные семейные вещи, расспрашивали родителей о своих прадедушках и прабабушках, изготавливали поделки, разучивали танцы.

2. «Семейный архив».

Есть замечательная семейная традиция – хранить память о своих предках.

3. «У мамы руки – золотые!».

Нет ничего святее слова «мама». Мама – первый учитель и друг, самый близкий и верный.

И какие замечательные слова нашли вы, ребята, чтобы рассказать о своих мамах в сочинениях «Моя мама – Марья-искусница» (рассказы детей о своих мамах)

Чтение стихов детьми.

Руки мамочки моей –

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы!

Целый день они летают,

Будто устали не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют –

Руки мамы все умеют!

Будьте и вы, ребята, внимательны и добры к мамам, нежно любите, уважайте, берегите их!

Музыкальный номер.

4. «Кто я? Какой я?».

Думаю, что вы искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими и помогаете им.

А вот какими видят вас ваши родители, об этом они написали в своих миниатюрах - зарисовках. А вы отгадайте, о ком из вас идет речь?

Чтение миниатюр - зарисовок.

5. «Своими руками».

Рассказ о выставке поделок детей «Своими руками».

Музыкальный номер.

6. «Поговорим о династиях».

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии. В одной семье – династия врачей, в другой – педагогов. Есть не только профессиональные, но и музыкальные династии. Об этом мы узнали из сочинения «Музы в нашем доме» (чтение отрывков из сочинений детей).

7. Семейный отдых.

Вы писали о других интересных традициях в ваших семьях, например, как проводите праздники.

Выступления детей о любимых семейных праздниках.

Во многих семьях любимый вид отдыха – отдых на природе.

Пантомима «Как мы однажды отдыхали» (исполняют дети).

Многие писали о том, как заботятся о престарелых близких. Это тоже одна из традиций в наших семьях.

Сценка «Бабушки и внуки» в исполнении детей.

8. «Загляните в семейный альбом» (звучит песня «Семейный альбом»).

К нашему празднику мы подготовили фотовыставку, на которой представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Как вы думаете, с какой она связана традицией?

Да, нужно собирать и хранить семейные фотографии, потому что они надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни.

Конкурс на самую интересную фотографию.

9. «Загадки бабушкиного сундука».

Что дом делает домом, не похожим на другие дома? (Вещи)

Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, становятся семейными реликвиями. Мы провели поиск старинных предметов. Расскажите о них (рассказы детей).

Эти вещи – не только предметы старины, это память о родных, близких.

10. «Семейное фирменное блюдо».

Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение.

Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, рыба, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас. Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

Конкурс «Семейное фирменное блюдо».

11. Заключительное слово.

Мы сегодня много говорили о разных семейных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны?

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.