Как научить ребенка есть фрукты. Как заставить детей кушать овощи. Почему дети не хотят есть овощи

10.02.2019

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

Сила тяжести;

Сила точки опоры;

Не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

В зоне тайги;

В лесостепной зоне;

В зоне смешанных лесов,

В степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик - для выбора, левый - для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция - установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

Оценка тестов может быть:

Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

Дихотомическая (сделал - 1, не сделал - 0).

Педагогическое тестирование: достоинства и недостатки

Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа.

Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы с потоком студентов 100-120 человек.

Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.

Но, не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.

К достоинствам следует отнести:

Как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность студента, учащегося;

Исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как, настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя;

    ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

    универсальность, охват всех стадий процесса обучения.

Отметим и другие достоинства тестирования.

Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным студентом, а также помогает преподавателю скорректировать курс.

В итоге следует заметить, что использование с 1 курса тестирования студентов поможет объективно провести аттестацию вуза, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет ВУЗам формировать высококлассных специалистов в различных областях российской экономики.

В статье рассмотрены способы конструирования тестовых заданий закрытого типы. Приведены требования к построению содержательной части и описаны методы оценивания результатов проведенного тестирования.

  • Особенности проектирования нестандартных тестовых заданий
  • Особенности определения валидности педагогического теста
  • Использование программных средств тестирования в педагогической практике

Педагогический тест представляет собой систему дидактических заданий специфической формы, позволяющей оценить уровень обученности учащихся: совокупность их представлений об объекте познания, знания, умения и навыки в той или ионной области содержания.

Отнеся педагогическое тестирование к инновационным методам оценивания, выделим следующие его преимущества:

  1. Более высокая объективность контроля.
  2. Оценка знаний становится более дифференцированной (больше градаций оценки, возможность переводить полученную оценку в любую шкалу оценивания).
  3. Более высокая эффективность (можно проводить контроль одновременно на больших группах учащихся).
  4. Обработка результатов проводится быстрее (особенно в случае компьютерного тестирования).

На основе исследований Федерального института педагогических измерений (США) и ряда отечественных тестологов выделим основные этапы конструирования педагогических тестов:

  1. Этап целепологания (определяем вид, ресурсные возможности, источники финансирования, бюджет, круг привлекаемых специалистов).
  2. Подготовительный этап (анализ и отбор содержания проверяемого материала, определение типов и количество используемых знаний, установка требований времени проверки, определение системы оценивания, выработка условий проведения).
  3. Этап составления теста.
    1. Разработка и апробация тестовых заданий (в репрезентативных группах).
    2. Определение и расчет показателей качества созданных заданий (валидность, надежность),.
    3. Анализ результатов проведенной апробации.
  4. Этап проведения теста и анализа полученных результатов
    1. Стандартизация теста (единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий).
    2. Подготовительные работы по техническому оснащению.
    3. Отслеживание проведения теста.
    4. Обработка результатов, получение статистических данных для анализа. Подготовка итогового отчета.

Тестовые задания бывают нескольких типов. Самый популярный из них – тип тестовых заданий закрытого типа, они получили широкое распространение в основном из-за легкости автоматизации. Задания закрытого типа предполагают выбор одного или нескольких правильных ответов из нескольких предложенных вариантов. Основной недостаток таких заданий – возможность угадывания.

Выделим основные правила составления тестовых заданий:

  1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
  2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражает содержание обучения.
  3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
  4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все» и «никогда».
  5. Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова «большой», «небольшой», «малый», «много», «мало», «меньше», «больше».
  6. Избегайте вводных фраз и предложений имеющих мало связи с основной мыслью.
  7. Неправильные ответы должны быть разумными, не должно быть явных неточностей.
  8. Реже используйте отрицание в основной части. Избегайте двойных отрицаний («Почему нельзя не делать?»).
  9. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
  10. Из текста заданий необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа путем угадывания.
  11. Из числа тестовых заданий закрытого типа исключайте задания требующие громоздких вычислений.
  12. Используемая терминология не должна выходить за рамки учебного курса.
  13. Текст заданий и варианты ответов должны быть записаны разными шрифтами, для быстрого их отличения друг от друга при выполнении.
  14. В начале каждого теста должна быть предусмотрена инструкция по его применению.

Дистрактором в тестовых заданиях закрытого типа назовем вариант неверного ответа. Слово «дистрактор» произошло от английского слова «distract», которое переводится как «отвлекать». Таким образом, дистракторы – это неправильные ответы, которые отвлекают и сбивают с толка испытуемого.

Выделим требования к дистракторам:

  1. В основной части задания должно быть больше ключевых слов, в ответах не более трех наиболее ключевых слов.
  2. Ответы к одному заданию должны приблизительно одной длины.
  3. Все дистракторы к каждому заданию должны быть равнопривлекательными.
  4. Дистракторы не должны быть неполными правильными ответами, превращающимися в правильные при определенных условиях.
  5. Не должно быть неработающих дистракторов (их обязательно должны выбирать).
  6. Частота выбора дистракторов должна быть примерно одинакова.
  7. Из ответов необходимо исключить повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания.
  8. В ответах не рекомендуется использовать слова: «все», «ни одного», «никогда», «всегда», «ни один из перечисленных», «все вышеперечисленные». В отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа.
  9. Из числа дистракторов исключают ответы вытекающие один из другого.
  10. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания.
  11. Желательно не использовать в ответах следующие слова: «да/нет», «верно/неверно». Рекомендуется создавать более содержательные ответы.
  12. Если номер ответа совпадает с его числовым значением, то они обязательно пишутся в одной строке (1. 1 Бит, 2. 2 Бит, 3. 8 Бит, 4. 4 Бит). Если дистракторы это слова, то их желательно расположить в алфавитном порядке.

Заметим, что большое количество дистракторов уменьшает вероятность угадывания, но требует большего времени при разработке. Плохо знающие материал учащиеся пытаются найти правильный ответ путем угадывания по «формальным» признакам: самый длинный ответ, самый умный ответ, хорошо обоснованный ответ).

Под фасетом понимается форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста. Фасетный тест представляет собой большой массив элементов – фасеток, из которых путем различных сочетаний конструируются тестовые задания.

Приведем небольшие примеры фасетного теста:

  1. В одном килобайте {мегабайте, гигабайте} содержится байт:
  2. Дата начала Советско-финской войны {Второй Мировой войны, Великой Отечественной войны}

Таким образом, для снижения вероятности угадывания мы можем порекомендовать:

  1. Увеличение количества дистракторов в задание до 4-х.
  2. Использование фасетов заданий.
  3. Жесткое временное ограничение на выполнение задание.
  4. Использовать формулы для коррекции баллов с учетов возможности угадывания.

Оценивать результаты проведенного тестирования можно по-разному.

Алгоритмы оценки выполнение тестового задания:

  • Дихотомическая оценка выполнения задания. Термин «дихотомически оцениваемые тестовые задания» означает, что ответ экзаменующегося находится только в одной из двух возможных категорий, правильный (за него выставляют 1 балл), или неправильный (0 баллов).
  • Политомическая оценка выполнения задания. Термин «политомически оцениваемые тестовые задания» означает, что за разные ответы на задание проставляют несколько различных чисел

Рассмотрим несколько методов оценивания заданий закрытой формы.

  1. Традиционный метод. Данный метод подсчета баллов заключается в следующем: суммируются все баллов по каждому заданию.
    1. Оценка с весовым коэффициентом. При условии выбора испытуемым только правильных ответов начисляется полный балл, в противном случае начисляется ноль баллов. Недостаток данного способа заключается в снижении дифференцирующей способности задания, т.к. испытуемые с «частичным набором знаний» и испытуемые с «полным отсутствием знаний» практически не различимы.
    2. Метод частичного балла. Суть данного метода заключается в следующем: частично баллы начисляются в случае выбора даже не полного ответа, но в случае выбора в сочетании с правильными ответами некого дистрактора – баллы обнуляются полностью или частично уменьшаются.
  2. Коррекция баллов с учетом возможного угадывания. По данному методу производятся вычисления по следующей формуле: Zi=Xi-Wi/(k-1), где Zi - скорректированный тестовый балл i-го испытуемого, Xi – тестовый бал i-го испытуемого без коррекции, Wi - число ошибочных ответов у i-го испытуемого, k – количество ответов в заданиях (должна быть постоянная величина). Например: В тесте было 30 заданий, на каждое давалось по 4 ответа. Испытуемый на 20 заданий ответил правильно, 10 заданий выполнено с ошибками. Вычисляем балл по форме оценки с весовым коэффициентом, но с учетом коррекции по угадыванию: Zi=20-10/(4-1)=16,7.
  3. Метод коррекции «Правильный + пропуск». Формула, основанная на модели случайного угадывания, которая корректирует " эффект угадывания ", имеет вид: Zi=Xi+Hi/k, где Xi –- скорректированный индивидуальный балл i-го испытуемого, Xi - число правильных ответов i-го испытуемого, Нi - число пропущенных заданий у i-го испытуемого, k - число вариантов ответов в каждом задании (все задания должны иметь k вариантов). Предположим, что студент А и студент Б сдают некоторый тест. Тест состоит из 150 заданий закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Студент А правильно ответил на 90 заданий, а оставшиеся 60 заданий он пропустил (так как не был уверен в выборе ответа). Студент Б также правильно ответил на 90 заданий, однако на остальные 60 заданий он ответил путем простого угадывания. Так как студент Б имеет шанс в 25% угадать правильный ответ, то он может набрать 15 дополнительных баллов только путем угадывания. При традиционном подсчете баллов студент А наберет 90 баллов, в то время как студенту Б будет начислено 105 баллов. Таким образом, индивидуальные баллы у этих двух студентов имеют значительную разницу, которая не отражает однако уровень их подготовки, а является лишь функцией склонности к угадыванию правильного ответа. Эта разница должна учитываться, так как тестирование проводится, как правило, однократно, а его результаты существенно влияют на аттестацию. Если же мы применим к подсчету баллов метод коррекции «Правильный+пропуск», то мы получим одинаковое количество баллов у данных студентов (105). Таким образом данный способ позволить правильно дифференцировать студентов по их уровню знаний.

Резюмирую все вышесказанное, отметим, что задания закрытого типа в педагогических тестах широко распространены. Основная причина такого широкого распространения это лёгкость как компьютерной автоматизации, так и ручного анализа. Для данного типа заданий выработаны методы конструирования содержания и весь необходимый инструментарий правильного оценивания испытуемых с учетом всех возможных погрешностей, в том числе фактора угадывания.

Список литературы

  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока. Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Векслер В.А. Обучение взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования. Отчет о НИР (ГОУВПО «ДВГСГА»)

Тесты можно разделять по многим признакам. Основная классификация - по направленности теста: оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания. Поскольку сайт посвящен вопросам использования тестов в образовании, то дальше речь пойдет именно о последних - тестах знаний.

Традиционные тесты

Традиционный тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Нетрадиционные тесты
К нетрадиционным тестам можно отнести тесты интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты.

1. Интегративные тесты

Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Диагностика проводится посредством предъявления таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (обобщенных, явно взаимосвязанных) знаний двух и большего числа учебных дисциплин.

2. Адаптивные тесты

Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности и дифференцирующей способности каждого задания. Эта система создана в виде компьютерного банка заданий, упорядоченных в соответствии с интересующими характеристиками заданий. Самая главная характеристика заданий адаптивного теста - это уровень их трудности, полученный опытным путем, что означает: прежде чем попасть в банк, каждое задание проходит эмпирическую апробацию на достаточно большом числе типичных учащихся интересующего контингента.

Виды тестовых заданий

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

  • тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных);
  • тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Немаловажное значение играет финансовое, кадровое и ресурсное обеспечение, а также запас времени, которым располагает разработчик.

    Множественный выбор - испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

    Альтернативный выбор - испытуемый должен ответить «да» или «нет»

    Установление соответствия - испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

    Установление последовательности - испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

    Свободное изложение - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

    Дополнение - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)