Можно назвать счастливым. Каких людей можно назвать самыми счастливыми? Уверенность в своих решениях

09.03.2019

Кого можно назвать счастливым? ***Афинский правитель и законодатель Солон, живший в VI веке до нашей эры, почитался древними греками как один из «семи мудрецов». Можно перечислить имена остальных шести, но имена эти мало что нам скажут, поэтому поговорим лишь о Солоне.Солон прославился как государственный деятель и поэт. Говорят, что будучи правителем Афин он убеждал горожан в своей правоте стихами, и афиняне ничего не могли возразить. Солон издал много справедливых законов, их записали на деревянных таблицах и установили на главной площади Афин. Это были первые во всей Греции писаные законы. При Солоне высшей властью стало народное собрание с полноправным участием всех граждан. ***Солон заставил афинян поклясться, что десять лет они не будут изменять законы, а сам отправился путешествовать.И вот во время своих странствий он повстречался с Крезом, царем могущественного Лидийского государства, что располагалось в Малой Азии. Крез считался самым богатым правителем того времени. Имя этого царя стало нарицательным. До сих пор мы говорим о ком-либо: «Богат, как Крез», то есть, богаче уж быть не может.Кичась своим богатством, Крез захотел удивить странствующего афинского философа и приказал открыть перед гостем все свои сокровищницы. К удивлению лидийского царя, Солон остался невозмутим.Тогда Крез спросил афинянина: «А знал ли ты кого-либо счастливее меня?» Полагая, что счастье в богатстве, Крез, разумеется, самым счастливым человеком на свете считал себя. И изумился, услышав в ответ: «Да, конечно, знал». И Солон поведал царю о каком-то афиняне Телле, который был действительно счастлив, потому что воспитал хороших детей, прожил честную жизнь и умер на поле боя.«Хорошо, - согласился Крез. - Ну а кто же, по-твоему, самый счастливый человек после Телла?» Крез был уверен, что уж второе место ему обеспечено.Однако Солон назвал имена двух братьев Клеобиса и Битона, мать которых была жрицей богини Геры. Согласно обычаю, в праздник богини жрица должна была подъехать к храму Геры на колеснице, запряженной белыми волами. Но случилось так, что волов на месте не оказалось, и тогда юноши впряглись в тяжелую колесницу и вовремя привезли мать в храм. Все граждане прославили братьев. А гордая и счастливая мать попросила богиню даровать ее сыновьям счастливейшую участь. И богиня исполнила ее просьбу: в ту же ночь братья умерли во сне, без боли и страха. Разве не счастье умереть без страданий, выполнив свой долг? ***« А разве меня ты не считаешь счастливым?» - воскликнул Крез, возмущенный тем, что Солон ставит его ниже обычных людей.«Не знаю, - пожал плечами Солон. - Наш ум не позволяет предвидеть будущее.Человек не знает, что ему готовит завтрашний день. А счастливым можно назвать лишь того, кто в этой жизни счастлив был до конца».На том и закончилась встреча Солона с Крезом.И вскоре Крез узнал, что такое изменчивость судьбы. Сначала во время охоты погиб его сын, а потом и он сам стал пленником персидского царя Кира.Кстати, лидийский царь первым начал войну, но проиграл. Кир решил побежденного врага сжечь на костре. Взойдя на костер и почувствовав жар огня, Крез неожиданно закричал: «О Солон, Солон!..»Присутствовавший при казни Кир удивился, велел погасить огонь и спросил у Креза: кто такой этот Солон, которого он призывает в последние мгновения своей жизни.И Крез рассказал об афинском мудреце.«Только сейчас, на костре, я понял, как глупо было хвастаться перед Солоном своим богатством...» - так закончил он свой рассказ.Слова эти смутили Кира. Он велел освободить Креза, бывшего лидийского владыку, самого богатого человека на свете, сокровища которого не спасли его от несчастий.А Солон вернулся в Афины и прожил там до глубокой старости среди всеобщего почета и уважения.

Какого человека можно назвать счастливым? В чем заключается его счастье? Все ли люди видят счастье в чем-то одном, или для каждого человека оно свое? Эти вопросы являются сторонами проблемы понятия счастья, которую поднимает в данном тексте С.В.Михалков.

Размышляя над поставленной проблемой, автор уверенно говорит о том, что он - счастливый человек, и доказывает это многими фактами из своей жизни. Он видит свое счастье в том, что смог остаться на Родине и заниматься творчеством, потому что только на Родине он "мог вырасти как поэт". Счастьем С.В.Михалков считает и то, что, обретя семью, он стал отцом и дедом. "Разве это не делает человека счастливым?" - спрашивает автор. Он раскрывает и свой секрет счастья, уверяя читателей в том, что "и счастье, и долголетие человека... зависят от того, в какой мере он остается взрослым ребенком".

И каждый человек, конечно же, обретает счастье в чем-то индивидуальном.

В правильности такой точки зрения меня убеждают произведения художественной литературы. Так, герои романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Андрей Болконский и Пьер Безухов ведут спор о счастье. Пьер говорит, что счастлив тот, кто делает добро. А князь Андрей считает, что достаточно никому не вредить. Однако, после беседы с Пьером в Болконском просыпается "что-то лучшее, что было в нем". И в конце концов оба героя стали действительно счастливыми людьми.

Проблему счастья поднимает и А.И.Солженицын в своем рассказе "Один день Ивана Денисовича". Главный герой произведения видит счастье в том, что не заболел, не угодил в карцер, получил на обед лишнюю порцию. А главное - в честном труде. А.И.Солженицын восхищается мужеством и терпением героя.

Таким образом, прочитанный текст заставил задуматься о том, что каждый человек может стать счастливым. И счастье можно обрести в совершенно разных вещах. Но в конечном счете все зависит только от самого человека.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Какого человека можно считать счастливым? Этим вопросом люди задаются уже много лет, но однозначного ответа не существует. Маленькие дети говорят, что счастливый человек, это тот, кто обладает здоровьем, семьей, друзьями, деньгами. Это нам говорят родители с детства. Но на самом деле, что такое счастье? Для кого-то счастье — это успех, для кого-то — семья, для кого-то — здоровье, а для кого-то — и сама жизнь. Стопроцентного ответа нет. Каждый человек — кузнец своего счастья, и для каждого оно разное. Глядя на людей, нельзя сказать, что этот или другой человек счастлив, потому что имеет все, а этот нет, потому что живет в нищете. А может, как раз наоборот! Человек, который имеет все — несчастный, ведь никто не знает, что у него на душе, что он чувствует и через что ему пришлось пройти. А тот человек, глядя на которого, мы чувствуем печаль и сострадание, возможно и является одним из самых счастливых людей. Пусть у него нет дома, денег, работы, но у него есть жизнь. Он живет и радуется каждой минуте. Возможно, именно для таких людей, счастье в самой жизни. Я считаю, что человек только сам может сказать счастлив он или нет, а кого-то судить мы не в праве.

Учитель русского языка и литературы Белова А.Э.

Урок литературы в 10 классе

Цели:

    Разобраться в сложной философской категории

    Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, развивать мышление.

    Воспитывать умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, соблюдая основные правила спора

Методы обучения:

Метод активного диалога

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся

Подготовка учащихся к активной работе

Вступительное слово учителя

Счастье, счастливый человек, счастливая семья, счастливая старость – мы часто слышим эти слова. Но всегда ли мы задумываемся над их смыслом.

Определение цели урока

Сегодня мы с вами поговорим о том, какого человека можно назвать счастливым, и много ли нужно человеку для счастья.

Как вы думаете, счастливый человек внешне отличается от несчастливого?

(учащиеся высказывают свою точку зрения)

Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он улыбается, глаза излучают свет, он идет изнутри, у него все, за что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливы.

Заранее вам дано было задание написать сочинение о том, какого человека можно назвать счастливым? Хочу зачитать несколько отрывков из ваших сочинений.

Счастливый человек – это тот, у которого все есть. Есть дом, машина, деньги. Он все может себе позволить. Например, поехать туда, куда хочет и с кем хочет…

Счастливый человек тот, у кого есть надежные и верные друзья. В народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Разделите любую беду со своими друзьями, и она не будет вам казаться такой страшной…

Я думаю, что счастливый человек – это тот, кто умеет любить и которого все любят. «Все на свете движется любовью…»

Счастливый человек – здоровый человек. . Я хочу, чтобы мои родные люди никогда не болели и были всегда рядом. Для меня нет ничего дороже этого… Когда человек здоров физически и духовно, то все ему по плечу…

Работа в группах

Учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от того, чью точку зрения они разделяют.

Есть и такие ребята, которые в своих сочинениях не ограничились каким-то одним аспектом счастья. Они станут оппонентами тем, кто сейчас попробует защитить точку зрения своей группы в вопросе, какого же человек можно назвать счастливым. (5 группа)

Коллективная работа

(дискуссия)

В разное время разные люди под счастьем понимали абсолютно противоположное.

Мы только что закончили изучение творчества Н.Некрасова. Одна из главных проблем, затронутых поэтом в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: «Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни». Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Проверка индивидуальных домашних заданий. (выступление учащихся)

Понимание счастья разными героями поэмы:

    Помещик

    Матрёна Тимофеевна

    Персонажи из главы «Счастливые»

Кто же, по мнению поэта, счастлив на Руси? Выводы .(запись в тетради)

Работа со словарем

По латыни счастье называли «фортуной», с французского языка оно переводиться как «шанс», а с английского – «удача». В русском языке слово счастье имеет общеславянские корни – приставка «съ» – в значении – «хороший» и часть - «доля», «удел». Первоначально слово счастье употреблялось в значении «хорошая доля», «совместное участие».

В словаре русского языка счастье – это чувство и состояние полного и высшего удовлетворения.

Работа с текстом Виктора Розова.

Обсуждение. Выводы.

Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом: « И еще - « вникай сам».

В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе - беда.

(В. Розов).

Подведение итогов урока:

Составляем схему:

Какого человека можно назвать счастливым?

Счастье – иметь всё необходимое для интересной жизни.

Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.

Счастье – в общении с друзьями и родными.

Счастье – быть здоровым уметь заботиться о здоровье своём и окружающих

Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.

Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.

Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.

Рефлексия

Теперь давайте вспомним весь наш урок. Вы не хотели бы поблагодарить кого-либо из присутствующих за интересное мнение или умение держаться в споре, а может, за что-нибудь еще? (высказывания учащихся)

Домашнее задание:

Путь к счастью… Ученые выделяют пять ступеней:

Подумайте, на какой ступени к наивысшему счастью находитесь вы?

Стоит ли стремиться выше и для чего? Стоит ли изменить свое отношение к людям, к самому себе?

Афинский правитель Солон является автором множества справедливых законов, многие из которых дошли даже и до наших дней. Однажды Солон сказал, что собирается посмотреть на мир и заставил всех афинян поклясться, что за время его отсутствия (10 лет) они будут следовать всем его законам и не изменять их. Во время этого путешествия с ним произошло много интересных историй, но одна из них очень популярна и показательна до сих пор, и позволяет понять в чем же заключается настоящее счастье для отдельно взятого человека....

Во время своего странствия Солон встретился с царем Лидийского государства, а также самым богатым человеком того времени - Крезом. До Креза уже дошли слухе о мудром афинянине и тот решил произвести на него самое лучшее впечатление и показал ему все свои несметные сокровища. К удивлению Креза, на Солона горы золота и украшений не произвели никакого восторга.

На вопрос Креза: «Знал ли ты кого нибудь счастливей меня на этом свете?», Солон ответил что знал, и рассказал о афинянине Телле, воспитавшим хороших и умных детей, проживший честную жизнь и достойно погибшем на поле боя.

Крез несколько удивился, но посчитал, что второе место уж по праву принадлежит ему. Однако Солон и тут дал неожиданный ответ. Он сказал что считает более счастливыми своих братьев Клеобиса и Битона дочерей жрицы богини Геры. В каждый праздник этой богини, жрица обязательно должна была подъехать к храму на колеснице с запряженными в нее белыми волами. Но по какой-то причине этих волов не оказалось и сыновьям пришлось впрячься в тяжелую колесницу самим. В результате они вовремя доставили мать в храм и та, за это попросила богиню Геру даровать своим детям счастливейшую участь. Этой же ночью оба брата без боли и страданий умерли во сне. Это ли не настоящее счастье - без страданий умереть и с честью выполнив свой долг?

Возмущенный Крез спросил - «неужели Солон не считает его счастливым человеком?». На что тот ответил:

«Не знаю, наш ум не позволяет увидеть будущее и человек не знает, что ему готовит следующий день. А счастлив лишь тот, кто в этой жизни был счастлив до последней минуты.

Крез не обратил на слова Солона особого внимания, посчитав его просто безумным стариком. Однако вскоре, он убедился, что мягко говоря был не прав. Во время войны против Персии Крез попал в плен. Персидский царь Кир, приказал сжечь Креза на костре и когда первые языки пламени начали касаться его тела он прокричал - »О, Солон, Солон!".

Заинтересовавшийся Кир приказал потушить огонь чтобы узнать, кто же такой этот Солон, которого в последние мгновения своей жизни вспоминает Крез. Крез рассказал историю о встрече с афинским мудрецом и заметил, что:

" Только сейчас, перед самой смертью я понял, как гулпо было хвастаться своими бесчисленными богатствами перед Солоном".

Эта история так подействовала на персидского царя, что он велел освободить Креза, который после этой истории в корне пересмотрел все свои взгляды на жизнь. А Солон кстати дожил на своей родине, в Афинах до глубокой старости и умер в почете и уважении всех окружающих.