Детский максимализм значение. Пройдет ли это? Их целью становится доказательство окружающим, что им «не слабо» осуществить некоторые поступки

26.04.2019

В юности человеку важно обладать самой красивой девушкой, иметь самую престижную работу, питаться самой лучшей едой и носить самую лучшую одежду… Понятие максимализм есть проявлением крайности во взглядах и требованиях, когда существует только черное и белое, все и ничего, чрезмерно завышаются претензии к людям и всему, что тебя окружает.

Это проявление определенного подхода к решению возникших проблем, когда бескомпромиссным становится выбор действий, способных к максимальному приближению цели. Юношеский максимализм характеризует определенную возрастную категорию. Ведь именно в юные годы человек обладает силами спорить со всеми, так как на его взгляд самой правильной считается высказанная им собственная точка зрения. Она представлена исключительно двумя крайними точками зрения - всё или нечего. Отсутствуют полутона или середина. Юным людям кажется, что взрослым не дано их понять, поэтому по правилам, установленным старшими по возрасту людьми, они жить отказываются. Приходиться метаться молодой душе в атмосфере непонимания. Все эти метания свойственны юношеской горячности, эгоизму, ведь в таком возрасте отсутствует опыт и способность к гибкости мышления.

Читайте также: Психология детей младшего возраста. Что следует знать о воспитании

Как максимализм проявляется?

Страдающие на юношеский максимализм индивидуумы стремятся к обладанию ВСЕМ и СРАЗУ, осуществлению «прыжка выше головы», ведению борьбы против всех, выражению протестов. Такие люди желают быть уникальными и необычными, высказывая свое мировоззрение, отличающееся от остальных.

Их целью становится доказательство окружающим, что им «не слабо» осуществить некоторые поступки:

  • определиться с весом моторной лодки и сделать попытку ее «стянуть»;
  • поднять штангу с навешенными на неё блинами и рухнуть с ней в итоге;
  • употребить залпом пол-литра водки;
  • осуществить обгон движущегося автобуса от остановки до остановки;
  • показать чудеса секса в постели девушке;
  • управлять автомобилем 12 часов, не останавливаясь и при этом, не имея прав;
  • спать пару часов в сутки и одновременно посещать место работы, учебы, ночные клубы;
  • отправиться в выходной воскресный день на работу.

Максимализм хорошо стимулирует желание достижения заветных целей

Его можно рассматривать в качестве отличного стимулятора для достижения поставленных целей (задача — «больше и дальше» выполняется максимум на семьдесят процентов). Красота человека заключается в проявлении крайностей. Юношеский максимализм свойственен энергичным индивидуумам. Привилегией зря никто не наделяется. Она выступает в роли аванса, которому характерно здорово оказывать помощь молодым людям в достижении целей и преодолении сложностей жизни. Таким образом, можно взглянуть на старые проблемы свежим взором. Юношескому максимализму присуща форма эдакой наглости, от которой приходят в шок окружающие. Пусть они еще не успели заслужить этого и все же могут попытать удержать при наличии ума и выдержки.

В дискуссиях меня часто достают одной шаблонной фразой: "У тебя юношеский максимализм , это пройдет." Особенно раздражает, когда пытаешься логически и обстоятельно доказать свою позицию, а оппонент, не желая думать, но и не уступая, кидает подобную отговорку. В юношеском максимализме меня в своё время обвиняли почти все родственники и друзья, по той причине, что я часто открыто выражал свой протест по поводу устоявшихся ценностей. Я говорил людям, что больше не могу так жить, что схожу с ума от этого однообразия и беспросветности их нормальной и "счастливой" жизни, что хочу изменить хоть что-то, а мне со скучающим видом кидали в ответ: "Юношеский максимализм. Пройдёт." Так вот, мне-таки стало безумно интересно, что это за "юношеский максимализм" такой и с чем его едят. Я погуглил и нашёл одну статейку на эту тему. А теперь разложим всё по полочкам. Хочется узнать, страдаю ли я этой ужасной болезнью или нет.

Юношеская погоня за самой красивой девушкой, за самой престижной работой, за самой лучшей едой, за самой лучшей одеждой…

Ну... Такое у меня действительно когда-то было. Но очень давно. Сейчас я стремлюсь лишь к тому, что нравится мне. То, что другие считают "самым лучшим", для меня не является важнейшим критерием выбора.

Максимализм - это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему - миру, жизни, людям). Это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель.

И это тоже когда-то было. Нынче меня на крайности особо не тянет... Хотя стоп! Я хочу жизнь КРАЙНЕ счастливой и КРАЙНЕ полноценной жизнью. Ещё стараюсь быть КРАЙНЕ адекватным. Претензий к миру, жизни, людям у меня нет никаких. Всё, что мне нужно, я возьму сам. Бескомпромиссность в выборе мер? Да нет, всегда старался отыскать оптимальное решение, которое устроило бы всех как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах

Юношеский максимализм свойственен определенной возрастной категории. Когда чувствуешь в себе силы спорить со всеми, отстаивая собственную точку зрения (разумеется, самую правильную). А самое главное - в шкале ценностей молодого человека только две крайние точки зрения - либо черное, либо белое. Нет полутонов, нет середины. «Эти странные взрослые вечно все усложняют, путают, не понимают. Мы так жить не будем!» И мечется молодая душа в море непонимания. Все это - свойственная юности горячность, юношеский эгоизм, отсутствие опыта и гибкости мышления.

О да! Силы я в себе действительно чувствую. И готов отстаивать свою точку зрения, хотя и не считаю её самой правильной. Ну по поводу чёрного и белого - тут всё ровным счётом на оборот, очень не люблю ложную двойственность. Стремления делать всё наоборот у меня нет. Горячность, эгоизм и отсутствие гибкости мышления - на это я тоже не жалуюсь. С опытом конечно хуже, жизнь ведь только начинается. Хотя повидать я успел ого-го.

Проявляется в желании иметь ВСЕ и СРАЗУ, «прыгнуть выше головы», бороться со всеми и против всех, протестовать, быть необычным и уникальным, отличаться от остальных своим мировоззрением.

ВСЕГО и СРАЗУ мне не надо. Нужно лишь самое необходимое для полноценной жизни, а так же то, что действительно интересно.
Прыгнуть выше головы? А зачем? Достаточно полностью раскрыть свой истинный потенциал - он у всех нас очень высок. Этого будет более, чем достаточно. Бороться или протестовать мне приходиться лишь тогда, когда кто-то или что-то стоит на моём пути, в этом нет ничего необычного. И я не вижу причин сдаваться, даже если большинство людей против меня. Желание быть необычным и уникальным, отличаться от остальных своим мировоззрением - такого ЖЕЛАНИЯ нет. Моё мировоззрение отличается от мировоззрения большинства людей не потому, что я хочу выделиться и быть уникальным. Я просто вижу мир по-другому.

Доказать окружающим, что «не слабо»:

прикинуть вес моторной лодки и попытаться ее «стянуть»;

навешать блинов на штангу и, поднимая, рухнуть с ней;

выпить поллитра водки залпом;

обогнать автобус, едущий от одной остановки до другой;

довести Ее до 12 оргазмов подряд;

вести машину 12 часов без остановки, не имея прав;

работать, учиться, посещать ночные клубы и дискотеки, имея на сон два часа в сутки;

пойти работать в воскресенье!

Ну всё перечисленное выше - это обычное проявление небольшого ума. А вот доказать окружающим, что тебе "не слабо" сделать что-то действительно стоящее - это совсем другое дело. Слабо открыть свою фирму и всего за пару лет превратить её в процветающую компанию? Слабо найти решение всех политическим и экономическим проблемам человечества? Слабо создать вакцину от СПИДА?

Не знаю, похоже что я как-то ни фига не вписываюсь в понятие "юношеского максимализма".
А вы что думаете, друзья?

Как-то так вышло, что в своей практике я не использую категорию «юношеский максимализм». Никогда не приходилось говорить об этом, как о проблеме. Но поймала себя на мысли, что уж очень часто слышу этот термин от людей, которые работают с детьми, и родителей. Причем – всегда в контексте жалобы. Разумеется, в какой-то момент мне захотелось разобраться – что за странная ситуация? Неужели мне все эти годы просто «везет» и я ни разу не сталкивалась с такой проблемой? Или же это мое «слепое пятно» и при анализе я просто не замечаю это явление? А может, я иначе его трактую? Так или иначе, я принялась изучать этот вопрос в литературе и параллельно перекладывать на собственный опыт и воспоминания. Вот что у меня получилось.

Итак, юношеский максимализм – это чрезмерность, крайность в требованиях, взглядах, ожиданиях, свойственная подросткам. Другими словами, склонность воспринимать мир и самого себя в контрастных тонах. Здесь бы я хотела акцентировать внимание на слове «склонность» и в рамках этой статьи заменить его словом «способность» . Поскольку в моей практике этот самый максимализм играет колоссальную роль в становлении личности и является ценным ресурсом, уникальным свойством ребенка.

Да, действительно часто сталкиваешься с тем, что у подростка очень устойчивая, но необоснованная позиция. Один из вариантов – отрицание, противоречие общепринятым идеям. «Я знаю, как правильно; все, кто не согласен со мной, неправы, даже если это целый мир». Был забавный случай – парень 13 лет, полный, флегматичный, назовем его Юра, с первых минут начал обижать своих товарищей по группе. Обзывал, отчитывал, а самое ужасное – находил «слабые места» каждого и откровенно издевался. При этом он вел себя так, будто ему лет 30 – такой видавший жизнь мудрец. Сразу заявил, что является кандидатом в мастера спорта по боксу («только официально звание не присвоили мне, тренер не подал заявку вовремя, я после этого спорт и бросил» – степенно рассказывал он). Дал понять, что эти навыки легко применит по отношению к каждому сомневающемуся. В первый же день в столовой спровоцировал соседа на драку и, неуклюже стукнув «обидчика», ушел в палатку.

Умение выдумывать на ходу и верить в собственные фантазии у Юры было действительно впечатляющим. Но для завоевания авторитета среди ровесников этого, увы, мало… Когда он пошел на очередной виток и рассказывал нам о том, как он руководит взрослыми на стройке, мы как раз проходили мимо домов в центре лагеря. «Ну, а вот эта крыша правильно покрыта?» – спросил Юрий Михайлович, указывая на склад. «Да», – со знанием дела ответил Юра. Мы с директором переглянулись: крышу только готовили к перекрытию…

Это был уникальный случай – так прямолинейно и самоуверенно . Ничего не вышло. На деле оказалось, что Юра ленив и физически слаб. На этом фоне его пыл поубавился, но он себя все равно считал «непризнанным гением».

Такая направленность мыслей встречается часто – это «сказочники», манипуляторы, провокаторы (каждому инструктору в «Большом Приключении» знакомы эти «проверки на прочность»). Чаще всего ничем, кроме слов, они не могут отстоять свою позицию. Но через такие беспочвенные, «слепые» идеи ребята познают окружающий мир, учатся адекватно воспринимать себя и свои возможности.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми. Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар!

Сам по себе максимализм не играет здесь ведущей роли – он как бы подпитывает свойства личности. На поверхности мы видим лишь упрямство, эгоизм, наивность и т.д. Если условия взросления неблагоприятные, над подростком смеются, не уделяют ему внимания, сценарий может быть куда хуже. Непринятые обществом подростки часто объединяются. В лучшем случае – это субкультуры, где более-менее мирно можно лелеять свои взгляды. В худшем – бандитские группировки, деструктивные формы субкультур (например, неонацисты). Это уже максималисты, перешедшие от слов к делу.

Мы много говорили с Юрой: обсуждали его точку зрения, анализировали жизнь в лагере и причину неуспеха в коллективе. Он остался при своем мнении – «виноваты окружающие», но во взгляде уже читался интерес к чужому мнению. Верю, что в его случае юношеский максимализм из отрицания перерастет в иную форму – в прагматизм, как желание чему-то учиться, получать практическую пользу и думать о последствиях своих поступков, как это часто случается с нашими юными бунтарями в «Большом Приключении». . Это радует. Значит, подростка «зацепило» – остались ненайденными ответы на какие-то вопросы.

Собственно, именно о прагматическом максимализме, как о ресурсе развития личности, я и веду речь. Это тот случай, когда подросток уже может отличить несбыточное от разумного и умеет ставить цели, пусть завышенные, но все же достижимые, и он понимает, что ему нужно до нее дойти. Не украсть желаемое, не заставить кого-то силой отдать ее, как в случае с Юрой, а достигнуть самостоятельно. Это затрагивает такие категории, как целеполагание, самоконтроль, мотивация, воля и другие. Энергия максимализма питает полезные качества характера.

В 2014 году в одной из групп «Большого Приключения» я познакомилась с Мишей. Подросток приехал к нам в Карелию отдыхать в полном смысле этого слова: в чемодане у него оказались лишь майки, шорты и шлепанцы. Еще помню панаму. Вот и все. Полной неожиданностью для него стало весло в руках и перспектива идти в поход. О туризме мальчик ничего не знал. Миша оказался контактным, общительным, сам над собой смеялся. Но накануне строго прервал смешки и серьезно произнес: «Я буду лучшим в этом походе и лучше всех научусь грести». В команде были ребята и постарше, и более опытные. Но вернувшись, команда поздравила Мишу с дебютом, и каждый признал, что он превзошел их ожидания и сдержал свое обещание. А этим летом я с радостью узнала Михаила в одной из команд. Он был уже хорошо, по-походному, экипирован, но оставался таким же простым и трудолюбивым участником. Спасибо, что смог добиться своей почти нереальной цели. Продемонстрировал образец прагматического максимализма, дополненного великолепными личностными качествами.

Да, был велик риск остаться в проигрыше, но когда, если не в юном возрасте, учиться проигрывать?! В отличие от взрослого, подросток не видит рамок, и именно это позволяет ему выходить за их пределы, добиваться таких вершин, которые пугают приземленных людей, либо вовсе им не видны.

Как-то в «Артеке» в моем отряде были девочки-балерины. Чудесный народ! Вы никогда не задумывались, почему ребенок упорно занимается, скажем, балетом? Это боль, физические нагрузки, это огромное количество времени, которое его сверстники проводят во дворе. В конце концов, это диета и отсутствие полноценных каникул. В раннем детстве, допустим, ребенка увлекают и держат интересные занятия, мастерство педагога и влияние родителей. Подросток же имеет возможность отказаться от занятий – элементарно прогуливая их или занимаясь без усердия. Многие бросают навсегда. Но кто-то остается и не дает себе поблажек. Мои балерины сами отпрашивались – вместо пляжа – на стадион и тренировались часами в жару и дождь. Подчеркну – в лагере, где не было надзорного ока ни родителей, ни педагога. Не потому ли, что в голове у юного труженика живет мечта, превратившаяся в цель – быть самым лучшим, самым красивым, самым талантливым, самым знаменитым артистом балета. И каждый раз, засыпая, он видит картинки своего чудесного – практически несбыточного – будущего?.. Именно юношеский максимализм, с его наивностью, свежестью и энергией дарит подростку калейдоскоп возможностей.

Мы, взрослые, не имеем права говорить о том, что максимализм – это плохо и его нужно «пережить». Не смеем вздыхать, как нам тяжело находиться рядом с такими «сложными» детьми, как Юра или прочие, «говорящими о всяких глупостях и не имеющими тормозов». Максимализм – это не проблема ребенка, это его дар! Но это проблема взрослых, и ответственность за ее решение не нужно перекладывать на подростка. Если ребенок ругается матом, бьет стекла в школе, думает только о себе и сбегает из дома – это не юношеский максимализм, не нужно обманывать себя и ждать, что «трудный возраст» скоро пройдет. Это эгоизм, дурное воспитание, низкие моральные ценности – что угодно, но все это исходит не от самого ребенка – это отражение окружающего мира. Юношеский максимализм – катализатор, усилитель, а вот на что он будет направлен, зависит от взрослых. От нас с вами.

Я считаю, что лучшими методами для «приручения» юношеского максимализма являются:

  • Общение. Доброжелательное общение ребенка со значимыми для него взрослыми, совместное времяпровождение. Искренне интересуйтесь жизнью подростка, его мнением, взглядами, делитесь своими. Стройте доверительные отношения, как бы трудно это не было. Будьте искренними;
  • Личный пример. Нельзя требовать от ребенка соблюдать чистоту в комнате, если во всем доме никогда не убирают. Так и к общечеловеческим ценностям невозможно приобщить, не основываясь на них в жизни;
  • Самореализация в действии. У ребенка должна быть возможность делать что-либо самостоятельно. Не одна конкретная задача – сходить за хлебом, а целый процесс, который нужно организовать и реализовать собственными силами. Например, спланировать выезд с отцом на рыбалку – учесть транспорт, подготовить снаряжение, запастись провизией и т.д. Чтобы подросток практическим путем учился расставлять приоритеты, добиваться цели, а также мог анализировать, насколько сильно может отклоняться конечный результат от первоначального плана и почему.

В «Большом Приключении» мы успешно и в каждой покидающей лагерь группе я вижу юношей и девушек, которые откликнулись на наши старания. Они смогли сделать первые шаги навстречу себе, либо хотя бы позволили себе взглянуть на альтернативный путь взросления: без слез родных и чувства собственной неполноценности. Вы видите отражение этого в наших письмах и, верю, в своих детях.

Напоследок хотелось бы пожелать, чтобы у каждого взрослого всегда оставалось хоть немного максимализма, который поможет ставить высокие цели и верить в собственные силы. Ведь все великие открытия вначале кажутся лишь фантазиями, а все гении – мечтателями.

Каким бы сильным ни было желание, но невозможно найти человека, чувствующего абсолютно то же, что и мы. Каждый имеет своё уникальное мироощущение и отношение к окружающей действительности. На основе тех или иных личностных качеств формируются индивидуальные свойства человека. Максимализм - одно из таких качеств. Максималист - кто это? За какие особенные черты людей могут называть максималистами?

Что такое максимализм?

Толковые словари дают очень лаконичные определения этому термину. Максимализм - склонность личности к чрезмерным крайностям. Это не позволяющая адекватно реагировать на несовершенство чего-либо. Максимализм может быть полноценной человека, а может проявляться только в некоторых вопросах и ситуациях.

Каких людей принято называть максималистами?

Максималист — это человек, который видит только «чёрное» или «белое». Говорят, он не воспринимает полутона, не терпит середины. Максималист — это тот, чья жизнь - сплошная погоня за целями. Он определяет для себя планку на грани возможностей, и все его последующие действия направлены на то, чтобы этой планки достичь.

Подростковый максимализм: причины и следствия

У причин нет. Есть только определённый возраст, достигнув которого молодые люди склонны воспринимать происходящее через призму контрастов. Именно юношеским максимализмом зачастую оправдывают открытые протесты молодых людей против устоявшихся стандартов. Это может выражаться в частых кардинальных изменениях точки зрения, постоянном желании оспаривать чужое мнение, своеобразных способах самовыражения.

Как бы ни проявлялся юношеский максимализм, важно, чтобы рядом со вспыльчивым, впадающим в крайности подростком были благоразумные взрослые, способные здраво воспринимать его экстремальные порывы и направлять потоки бушующей энергии в нужном направлении.

Кто такой хронический максималист?

Но не всегда максималист - это человек, который проходит очередную ступень взросления. Порой юность уходит, а перечащие реалиям жизни, остаются.

Взрослый максималист - это человек неуживчивый, упрямый, нежелающий воспринимать чужое мнение. Иногда это качество проявляется и с другой, положительной стороны. Желание стать лидером, добиваться во всём успехов: в работе, творчестве, семейных отношениях - хорошая мотивация, способствующая активным действиям.

Причины хронического максимализма родом из детства. Чаще всего взрослый максималист - это тот, кому в детстве много чего запрещали, либо наоборот - потакали каждой прихоти.

Как проявляется максимализм в чувствах?

Максимализм «высоких» чувств проявляется чаще всего у женщин. Эталоны в любви - главная причина их разочарований. Избраннику подобает соответствовать идеалу и подходить по всем параметрам, а отношения должны быть полны страсти, глубокого взаимопонимания, романтизма. Мы знаем, что сказки воплощаются в реальность крайне редко, а значит, ценитель возвышенных отношений, скорее всего, вынужден смириться с несовершенством и довольствоваться малым либо остаться холостяком и дальше продолжать тщетные поиски идеала.

Максимализм чувств чаще всего возникает из-за нехватки жизненного опыта, поэтому является временным явлением.

Перфекционист - это тоже максималист?

Синоним к этому слову достаточно сложно подобрать, но есть понятие, сходное с максимализмом. Перфекционистов иногда называют поумневшими максималистами. Отличительной чертой их является то, что они имеют завышенные требования только к себе. Перфекционисты стараются довести до совершенства всё, что касается их и их деятельности. Так как идеала достичь очень трудно, то эти люди практически никогда не бывают довольны результатами своей работы.

Стремление к совершенству: чем и почему это плохо

Что значит максималист? Хорошо или плохо, если в гранях вашей личности присутствует это качество? По этому поводу присутствует два абсолютно противоположных мнения. Есть люди, которые думают, что максимализм как черта характера - это один из страшных пороков, но находятся и такие, кто считает это качество полезным. Давайте рассмотрим, что хорошего и что плохого в максимализме. Начнём с хорошего:

  • наличие собственного мнения;
  • обязательная расстановка жизненных целей и приоритетов;
  • стремление к идеалу;
  • зачастую максималисты яркие и неординарные личности, с которыми полезно общаться;
  • активность;
  • стремление к победе, желание и умение побеждать.

Но есть и обратная сторона медали. Что можно сказать плохого о максималистах:

  • излишняя категоричность мешает им трезво смотреть на вещи;
  • болезненная страсть к навязыванию своего «единственно правильного» мнения, окружающим;
  • неумение проигрывать;
  • склонность к самобичеванию.

Нужно ли бороться с максимализмом

Зачастую негативные проявления максимализма становятся проблемой не для обладателя данного качества, а для его ближайшего окружения.

Первое правило общения с максималистами - не спорить на волнующие их темы. Практически любой диалог, касающийся «проблемного» для максималиста вопроса, может с лёгкостью обратиться в отчаянную дискуссию на повышенных тонах. Максималист - это человек, в общении с которым вам придётся применить всё своё терпение, логику и такт.

Если речь идет о юношеском максимализме - то здесь может помочь только время. После двадцати, с накоплением жизненного опыта, проявления этой черты характера постепенно сходят на нет. Сформировавшаяся личность, ощущая в себе признаки максимализма, в первую очередь должна научиться пользоваться уникальной особенностью правильно. Это значит - чётко определиться с целями и стремиться к лидерству в определённых сферах деятельности, а не растрачивать энергию на попытки объять необъятное.

Определение понятия «максимализм» вовсе не указывает на то, что юношеский максимализм - это болезнь. Это характеристика, которая становится присущей характеру подростка в определенный период его личностного развития.

Отвечает ли возрастная психология на вопрос, когда именно этот период наступает?

Возраст, по достижении которого подростку начинает быть свойственен юношеский максимализм, ни один психолог не называет, так как переходный возраст начинается у каждого ребенка индивидуально. У одного в четырнадцать, у другого в шестнадцать, у третьего - в восемнадцать лет.

Проявления юношеского максимализма как семейная проблема

Как же проявляется юношеский максимализм? Прежде всего, ребенок принимается испытывать на прочность семейные устои, принципы его родителей. При этом он начинает всем вокруг «давать советы», так как ему кажется, что все вокруг не правы. Так проявляется нравственный максимализм. Он может принять совершенно любую форму. Может оказаться, что родители подростка, по его мнению, мало читают, мало зарабатывают, мало времени проводят с семьей, не обращают на него внимания или, напротив, слишком его балуют.

В глазах ребенка проблемы, которые имеются в семье, начинают принимать угрожающие размеры. Именно в этом возрасте подросток может их принимать слишком «на свой счет» и полагать, что во всем виноват именно он. Это состояние опасно тем, что не находя в себе сил разрешить ситуацию в семье, ребенок-максималист, может войти в состояние депрессии, и даже суицидальное состояние. Именно поэтому так важно в этот период развития не оставлять ребенка один на один с его проблемами, полагая, что состояние это пройдет само собой.

Юношеский максимализм и подростковый коллектив

В этот период ребенок может стать как центром коллектива, так и его изгоем. В зависимости от того, является подросток экстравертом или интровертом, он будет либо превращать те эмоции, которые переполняют его, в новые идеи (увлекаться новыми видами спорта каждую неделю, придумывать развлечения для своих друзей, становясь таким образом незаменимым генератором идей в компании сверстников), либо замыкаться в себе (давая выход эмоциям в индивидуальном творчестве, лирических переживаниях). При этом не существует «лучшего» пути. Родителям, чей ребенок сорви-голова приходит домой только после полуночи в «потрёпанном» виде, хотелось бы, чтобы он, лучше, писал стихи, а родители отличника, на лице которого уже полгода не было улыбки, предпочли бы более компанейского сына... Однако, каждый подросток переживает данный период по-своему и задача родителей в данном случае не указывать, не переделывать, но, наблюдая, постепенно подталкивать ребенка к срединному пути.

Как помочь ребенку пережить период юношеского максимализма?

Но как же подтолкнуть ребенка, как его направить так, чтобы не стать при этом таким же максималистом и морализатором, как и он сам. Прежде всего, действуйте незаметно и «от противного». Позвольте ребенку почувствовать, что он абсолютно свободен, но и ответственность за свои поступки будет нести сам. Будет лучше, если этому его научите вы, а не улица.