Вижу. Слышу. Чувствую. Упр. на саморегуляцию «Якорь». Ты всегда радость для другого…

14.04.2019

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников

«Познай себя».

Цели:

    повышение уровня психологической компетентности.

    овладение практическими навыками, позволяющими определить ведущий канал восприятия; а так же развивать у ребенка все каналы восприятия

Задачи:

    дать общую характеристику 4-х репрезентативных систем;

    определить различия в способах восприятия информации.

    научиться определять людей с преобладающей репрезентативной системой по внешним проявлениям (внешний вид, поза, жесты, речь, поведение)

    выработать стратегию работы с детьми, опираясь на полученные знания о разных способах восприятия информации.

Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:

Диалог и дискуссия, мозговой штурм

Индивидуальная работа

Групповая творческая работа

Индивидуальная работа и работа в парах

Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).

Приветствие

Сегодня мы поговорим о том, чем мы с вами отличаемся друг от друга и чем похожи. Мир вокруг нас беспределен, а наше сознание такое маленькое… Способности человеческого восприятия ограничены, и нам приходится выбирать наиболее важное, а всё остальное отсеивать. Фильтрация происходит на самых разных уровнях – начиная с того, что вы можете совершенно не замечать “ненужных” людей, и, заканчивая тем, что вы просто не обращаете внимания на запах книг, находящихся у вас в руках. Мы не можем видеть и слышать абсолютно все, что нас окружает, мы выбираем наиболее важное для нас в этом мире. Нам просто приходится от чего-то отказываться, чтобы не перегружаться.

Итак, тема нашего занятия

«Видим, слышим чувствуем, думаем или как мы познаём окружающий мир»

: Цель: Убедиться в важности познания себя и окружающих нас людей, чтобы научиться правильно общаться, учиться и использовать это при подготовке к экзаменам и даже при выборе профессии.

С первого мгновения нашей жизни началось познание окружающего мира. Первый взгляд, первое услышанное слово, первое прикосновение маминых рук… Так начиналось наше вхождение в мир, восприятие всего того, что нас окружало.

Презентация

Очень важно знать о типе своего мышления и об особенностях своего восприятия, и использовать это при обучении и подготовке к экзаменам в школе, а также при выборе профессии.

Мышление – это процесс преобразования информации.

Восприятие – это те каналы, через которые окружающий мир воздействует на нас, а мы познаём его: слух, зрение, обоняние, осязание…Есть множество примеров, являющихся доказательством того, что мы видим, слышим, чувствуем и думаем по-разному.

1.Феномен синего или белого платья

Посмотрите на экран. Что перед вами: сине-чёрное или бело-золотое платье? Поднимите руку те, кто увидел сине-чёрное платье, а кто увидел бело-золотое платье? Запишите это на своих личных листочках.

Сине-чёрное/бело-золотое платье - интернет-феномен и возникший после того, как 26 февраля 2015 года в социальной сети была опубликована фотография кружевного платья дизайнера Roman Originals. Фактически сразу развязался горячий спор относительно того, какого цвета платье на фотографии: голубое с чёрными полосками или белое с золотыми. Впоследствии было выяснено, что платье, показанное на фотографии, на самом деле синего и чёрного цвета однако дискуссии относительно того, какие цвета видят разные пользователи, продолжались на многих форумах.

Феноменом заинтересовались нейробиологи, установившие, что причина заключается в из-за неправильной светоотдачи, отчасти из-за того, что фотография была обработана.

Некоторые статьи объясняли феномен плодом и предрекали, что это может навредить межличностным отношениям.

Нейробиологи Бевил Конуэй и Джей Нэйтц отметили, что изображение представляет собой , Другие учёные предполагают, что на самом деле все люди воспринимают цвета одинаково, однако многие люди могут сделать для себя неправильный вывод, что восприятие цвета платья связано с тем, что человек желает видеть, и что у многих свадебное платье ассоциируется с белыми оттенками. Те же люди, которые ведут ночной образ жизни, по наибольшей вероятности увидят синие цвета.

2. Вращающаяся девушка

Посмотрите на экран. Перед вами «Вращающаяся девушка». В это мгновение одни из нас видят, что девушка вращается вокруг своей оси по часовой стрелке, другие, наоборот, против часовой стрелки.. Запишите это на своих листочках. Итак, кто утверждает, что балерина вращается по часовой стрелке, поднимите руку, а кто считает, что она вращается в обратную сторону?

Картинка, вызвавшая ажиотаж, восторг, бурю обсуждений и ряд пародий в интернете летом 2007 г. - рисунок в формате gif с силуэтом вращающейся вокруг своей оси девушки. Утверждалось, что это тест-картинка для зрительного восприятия и упражнение для воображения .

Если человек видит вращение по часовой стрелке - то он логик, т.е. у него более развито левое полушарие, если против - интуит (правополушарник )

На чем базируется это утверждение и где аргументация, автор умалчивал. А самое интересное, что "усилием воли" можно заставить крутится девушку в сторону, противоположную той, какую вы сперва увидели. Если не получается, можно попробовать сделать это следующим образом: "отрезать" краем браузера ноги и смотреть только на их вращение, представляя вращение против. Кстати, направление движения легко переключается через тень.

Многие утверждали, что у этой картинки 2 цикла и стороны вращения сами меняются, но раскладывание картинки через программу Imafe Ready говорит, что это не так.
А некоторым кажется, что она не крутится ни вправо, ни влево, и вообще не поворачивается к зрителю лицом. Начинает вращение по часовой стрелке, и когда становится к зрителю попой, останавливается и вращается против часовой стрелки

Сейчас мы увидели по-разному. Но мы также по-разному слышим музыку, шум ветра. По-разному чувствуем и думаем.

Всё зависит от того, как мы устроены внутри, какой тип мышления и восприятия преобладает

По результатам предварительного тестирования мы объединили вас в 4 группы.

Группы смешанные для лучшей совместной работы.

Имея разные репрезентативные системы восприятия, вы будете друг друга дополнять.

3. Кто мы: мыслители или художники? Определить это можно с помощью несложного теста (Тест «Мыслители или художники?)

В зависимости от доминирующего (преобладающего) полушария наше мышление левостороннее или правостороннее, логическое или образное, ин-туитивное. Вы успешны или при изучении математики или литературы.

Если коротко…

Всю информацию из мира человек получает по 3 каналам: он видит, слышит, чувствует.

Каналы восприятия: зрение, слух и чувства - одни из наиболее важных фильтров, при помощи которых человек просеивает, поступающую к нему извне, информацию.

Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Кинестетический (от греческого “кинес” - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние (мышечные, ощущение в желудке), эмоции, запах, вкус).

Каждая система имеет свои тонкости и особенности. Например, самая скоростная – визуальная. А кинестетическая самая медленная.

Мы с вами уже говорили о том, что для каждого типа восприятия характерны свои особенности. Рассмотрим их с помощью таблиц.

Сравнительная таблица: предикаты, поза, тип тела, главное слово.

4. Описать комнату так, как это сделал бы Визуал, Аудиал, Кинестетик. Обратите внимание на слова (предикаты), которые вы использовали при описании.

Например, комнату можно описать так:

- Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется, что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.

- Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.

- Ну, ничего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже - хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.

5. «Что за окном»?

Цель : пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках»,дигиталах.

Посмотрите в окно, и одной короткой фразой ответьте, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением, начинающихся с фразы «Я ВИЖУ, Я СЛЫШУ или Я ЧУВСТВУЮ». Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.

У каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».

6. Ещё раз обратить внимание на особенности «аудиала», «визуала», «кинестетика», «дигитала».

--- Невозможно забыть любимых героев мультфильмов. Но кто они, и почему они такие разные?

Нам предстоит выполнить сложное задание: определить какой тип восприятия характерен для героев любимого мультфильма?

Демонстрация фрагментов мультфильма «Винни Пух и…»

Итак, кто они? Какие признаки наиболее характерны для них?

7 . «Репка» Цель: Закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции об особенностях «аудиала», «визуала», «кинестетика», дигитала.

Вспомним одну из самых первых детских сказок

Фрагмент мультфильма «Репка»

Каждая группа получает раздаточный материал под названием «Активный словарь «аудиала», «визуала», «кинестетика», «дигитала".

Ваша задача - пересказать своими словами известную сказку «Репка» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке («аудиал», «визуал», «кинестетик», «дигитал»).

На подготовку вам дается 5 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

Обсуждение:

Насколько трудно или легко было выполнять данное упражнение?

Знание своей системы восприятия очень важно при обучении, при подготовке к экзаменам и даже при выборе профессии.

8. В этом году вы впервые сдаёте экзамены . Очень важно правильно подготовиться к нему, чтобы избежать лишних волнений и получит хорошие оценки. Рассмотрим советы по подготовке к экзаменам. Итак, как должны готовиться к экзаменам «аудиалы», «визуалы», «кинестетики», «дигиталы»?

На обсуждение 3 мин.

(Каждая группа получила советы по подготовке к экзаменам.)

Итак, как должны готовиться к экзаменам «аудиалы»?

Как должны готовиться к экзаменам «визуалы»?

Как должны готовиться к экзаменам «кинестетики»?

И наконец, как должны готовиться к экзаменам «дигиталы»?

Надеемся, что каждый из вас выберет оптимальный способ подготовки к проверке ваших знаний.

Но если вдруг случайно вы вытянете не свой счастливый билет, то всегда есть выход даже в безвыходной ситуации

Просмотр сюжета киножурнала «Ералаш» («Экзамен»)

Рефлексия занятия.

Цель: получить обратную связь от участников группы, подвести итог занятия.

Спасибо всем за работу. Занятие окончено.

Палитра чувств

ОСЯЗАНИЕ. Это чувство развивается первым и работает начиная с шестого месяца внутриутробной жизни. После рождения ощущения становятся конкретнее. Благодаря множеству рецепторов на коже младенец получает различную информацию: холодно, тепло, жестко, влажно, больно... Больше всего рецепторов находится на руках и губах. Кормление грудью помогает развитию связей между разными ощущениями: ребенок трогает мамино тело, пробует на вкус молоко, чувствует запах, слушает мать и иногда смотрит на нее. Начиная с 4–5 месяцев он ощупывает предметы руками, а потом засовывает их в рот. Прикасаясь к себе и посасывая пальцы рук и ног, ребенок познает свое тело. Шевелясь, получает представление о его размерах и учится производить движения: протягивает руку, чтобы схватить игрушку.

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ. Новорожденный не держит головку, тонус его мышц понижен. Благодаря вестибулярному аппарату он чувствует, что его держат, а позже сможет найти ориентиры в пространстве. Примерно в 6 месяцев наступает пик чувствительности к изменениям «гравитационных ощущений»: малыш начинает активно двигать головой. Чуть позже он принимается раскачиваться, переворачиваться на бок: голова меняет свое положение относительно туловища, стимулируя систему равновесия во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат часто работает «в паре» со зрением и окончательно созревает между 7 и 10 годами.

СЛУХ. Он тонок еще в утробе и почти совершенен при рождении. Новорожденный различает звуки низкие и высокие, знакомые и непривычные, родной язык и чужой, даже голоса. Он предпочитает высокие тона. В возрасте 1 месяца он вздрагивает от резких звуков. В 3 месяца – способен отыскать источник звука и повернуть к нему голову. В 5 месяцев приподнимает или поворачивает головку, когда слышит свое имя, даже если при этом в комнате довольно шумно. К шестому или седьмому месяцу наступает время лепета – это важный этап овладения языком. Нужно обязательно проверить слух ребенка, который не лепечет к 8 месяцам или делает это редко.

ЗРЕНИЕ. С первых часов жизни ребенок видит вас, если вы рядом или прямо перед ним. Все остальное – в сером тумане. Исследователи доказали, что младенец узнает лица и с первых недель жизни отличает папу и маму от других людей. Он любит движение: когда в поле его зрения перемещается какой-то объект, он часто фиксирует на нем взгляд, а потом следит за ним глазами и иногда поворачивает голову. Известны случаи, когда ребенок нескольких дней от роду протягивал ручки, чтобы прикоснуться к лицу человека, который улыбается или говорит с ним. В 4 месяца он пристально следит за медленно движущимся предметом. Он различает яркие цвета и некоторые оттенки: розовый и красный, например. Малыш способен оценить расстояние до игрушки. Начиная с 5–6 месяцев глаза помогают ему исследовать то, что он держит в руках. С течением времени его зрительные способности продолжают оттачиваться: он начинает воспринимать глубину пространства, расширяется поле зрения, его острота и так далее. И только в 10 лет зрительные возможности ребенка достигают уровня взрослого человека.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ. Эти два ощущения тесно связаны. Обоняние играет важную роль с самого начала жизни малыша: новорожденный может узнавать запах своей амниотической жидкости. Во время кормления грудью он способен отличать материнское молоко от другого. Он идентифицирует запах матери начиная с третьего дня жизни. Если с ребенком часто занимается отец, он узнает и его запах. Обонятельные способности развиваются в обучении, тогда как вкус – дар врожденный. Это доказал исследователь Якоб Штайнер, который давал младенцам пробовать пищу четырех основных типов вкусов. Сладкое доставляло им большое удовольствие, а кислое и горькое вызывало отторжение. Из этого следует, что вкусовое восприятие рефлекторно. По мере того как пища становится более разнообразной, ребенок устанавливает все более тесную связь между вкусом и запахом. Его способности к их идентификации возрастают с опытом. Они очень разнятся от ребенка к ребенку, причем девочки, по всей видимости, более чувствительны к вкусам и запахам, чем мальчики.

От 0 до 4 месяцев

Есть контакт!
Новорожденный немного растерян после шока от появления на свет. Чтобы успокоиться, ему нужно соприкоснуться с вашей кожей, почувствовать ласку, услышать ваш голос. Известно, что ребенок слышит мать за несколько недель до рождения и отличает ее голос от других. Все это нужно для того, чтобы он сумел как можно быстрее найти свою маму и установить с ней прочнейший контакт. Ведь его физическое и психическое развитие активно продолжается и после рождения на свет. И для этого ему нужны другие люди, поэтому его сенсорные способности в первую очередь призваны установить контакт с теми, кто будет о нем заботиться.

Выстроить приоритеты
Когда младенец открывает глаза, он различает предметы лишь на расстоянии 20–35 см. Именно столько требуется, чтобы видеть мать, находясь у нее на руках. Дальше пространство размыто, еще дальше − пустота. То же с осязанием: поначалу новорожденный пользуется им лишь для того, чтобы ощущать, как мама его кормит, укачивает, щекочет. Он концентрируется на общении с ней. Органы чувств ребенка менее развиты по сравнению со взрослым. Лишние ему не нужны, и специальные механизмы это регулируют.

Все сразу

Долгое время считалось, что каждый из органов чувств у маленьких детей работает сам по себе. По логике, новорожденный должен двигаться от простого к сложному. Но это оказалось заблуждением. Способность поворачивать голову на звук или протягивать руку к близкому предмету дается от рождения. Это моторная реакция (восприятие − действие). Возможность глазами узнавать предмет, который ребенок прежде держал во рту или в руке, говорит о другой его способности: соотносить два ощущения − зрительное и осязательное.
Чтобы понять этот нюанс, представьте, что вы удерживаете в руке малыша погремушку и тихонько ею встряхиваете. Несколько лет назад считалось, что, хотя ребенок видит погремушку, слышит ее звук и прикасается к ней, три этих ощущения никак не связаны друг с другом в его сознании. Как если бы он воспринимал три разных предмета: один гремит, другой обладает видимой формой, а третий чувствуется на ощупь. Но в таком случае каким образом он через несколько недель осознает, что эти три ощущения относятся к одному и тому же объекту? Или в более общем смысле – что мир состоит не из раздробленных частей? Иными словами: это означает, что ребенок обладает большими возможностями, чем мы склонны его наделять. Он узнает погремушку, устанавливая связь между тем, что он видит, и тем, чего касается рукой или ртом.
Мир его ощущений более цельный, чем предполагалось прежде, и в то же время более сложный. Между гладким шариком и шариком с пупырышками ребенок выберет последний. Его интереснее полизать или поскрести. Расходуя в первые месяцы огромное количество энергии, младенцы много спят и быстро утомляются, поэтому чрезмерно стимулировать их активность просто бесполезно.

От 4 до 12 месяцев

Материал для исследований
Малышу от 18 до 20 недель, у него прибавилось энергии, поэтому он меньше спит. Приглядитесь к нему − он уже преодолел некоторый рубеж: умеет пользоваться ручками, машет ими, кладет их в рот себе и вам, когда вы говорите. Если показать ему какой-нибудь предмет, он пытается его взять. Покончено с врожденным хватательным рефлексом, когда его рука разжималась и сжималась помимо воли на всех предметах, которые приближались к ладони.

Возьму и укушу
Младенец пользуется глазами, ушами, пальцами и даже языком с конкретной целью − познать реальность. Чтобы понять принципы ее организации, строение предметов, их форму и цвет, нужно сравнить полученные данные с уже известными вещами. Но ребенку еще не с чем сравнивать. Он будет формировать свое представление о мире во время игр и общения, и в этом ему поможет умение координировать ощущения. Плюшевый мишка, кубик, ложка, кусок хлеба − словом, все, что оказывается в пределах его досягаемости, он хватает, встряхивает, переворачивает, стискивает, перекладывает из руки в руку и нередко засовывает в рот.
Выбирая, что бы отправить себе в рот, ваш малыш пользуется прежде всего глазами и иногда руками. С течением времени эта привычка проявляется все более явственно. Благодаря самым разным экспериментам развивается практический ум ребенка. Он запоминает, что его движения могут оказывать воздействие на окружающие предметы. И осознание этой способности вызывает в нем неутолимое желание все потрогать.

Его выбор
Все более умело перемещаясь в пространстве и расширяя поле зрения, он приобретает и больше возможностей для действий. Теперь ему нужно научиться выбирать. Малышу придется решать, схватить или отпустить тот или иной предмет, повернуть голову на шум или нет, положить в рот это лакомство или какое-то иное, и так далее. По каким критериям он это делает? Неизвестно, однако некоторые черты его будущего характера при ближайшем рассмотрении уже различимы. Он может отдавать предпочтение тактильным ощущениям (постоянно возиться с игрушками и книжками, передвигать с места на место предметы), предаваться созерцанию: сидя в манеже смотреть, как вы хлопочете по хозяйству… Некоторые дети больше доверяют ушам: они внимательно слушают шумы, музыку, сами издают звуки, все время что-то лепечут себе под нос. Но не стоит стараться причислиь малыша к конкретному типу: многие дети не имеют ярко выраженных предпочтений, их привлекает все сразу. В этом случае им нужно постоянно предлагать все новые и разнообразные игры и благосклонно реагировать на их часто меняющиеся пристрастия.

Вижу, слышу, чувствую

Каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир или, как говорят специалисты, имеет определённую модальность – зрительную(визуалы) , слуховую (аудиалы) и тактильную (кинестетики) . Зная особенности своего ребёнка, Вы сможете правильно подобрать для него игры и развлечения, методики воспитания и обучения.

Распознать, кто Ваш малыш – визуал, аудиал или кинестетик – не сложно. Просто понаблюдайте за ним.

Ребёнок- визуал прежде всего обращает внимание не цвета, формы и размеры предметов. Он любит рисовать, лепить, делать аппликации, складывать пазлы. В разговоре часто произносит слова “видишь”, “глянь”, “посмотри”. Для него очень важно, как он выглядит и во что одет. Прежде, чем вступить в игру с другими ребятами, малыш-визуал вначале внимательно понаблюдает за ними и только после этого примет решение – участвовать в процессе или нет.У ребёнка-визуала бурная и живая фантазия. Он хорошо запоминает всё, что видел, но словесные инструкции даются ему тяжело. Прежде, чем уловит смысл задания, он может несколько раз переспросить одно и то же. Если у Вас растёт маленький визуал, уделяйте больше внимания развитию речи и коммуникативных навыков. Общаясь с ребёнком, используйте слова, описывающие форму, цвет, структуру, местонахождение предмета. Разрешайте своему юному ценителю прекрасного подчёркивать цветными карандашами важные пункты в тексте. Больше используйте наглядные пособия: таблицы, схемы, рисунки, слайды.

Ребёнок- аудиал постигает мир сквозь призму звуков. Он раньше своих сверстников начинает говорить и постоянно пополняет свой обширный словарный запас. В его речи преобладают слова “послушай”, “слышишь”. Аудиал очень коммуникабелен, любит вести долгие беседы и словесные споры даже когда ребёнок играет в одиночестве, он может разговаривать сам с собой. Малыш-аудиал чрезвычайно восприимчив к иностранным языкам и музыке, ему нравится слушать сказки, песни и детские радиопередачи. А вот к подвижным играм он совсем не проявляет интерес. По этой причине многие дети-аудиалы немного отстают от сверстников в моторных и зрительных способностях. Если у вашего ребёнка ушки, что называется, “на макушке”, а язычок – “без костей”, обратите внимание на двигательную активность и зрительное восприятие своего маленького философа. Постарайтесь развить у него недостающие навыки. Вместе рисуйте, играйте, занимайтесь спортом, посещайте музеи и выставки.

Ребёнок-кинестетик воспринимает окружающее через прикосновения и движения. Он рано начинает ходить и гораздо быстрее ровесников развивается физически. Постоянно всё трогает и пробует на вкус. Ему очень трудно усидеть на одном месте, а самые несправедливые слова для него”не бегай”, “не трогай!”. Когда ребёнок-кинестетик читает, он водит по тексту пальцами, а во время разговора совершает множество движений, жестикулирует, стоит близко к собеседнику, использует в речи глаголы и наречия. Малыш-кинестетик больше практик, нежели теоретик, поэтому, объясняя ему что-то новое, используйте действия, жесты и прикосновения. Чаще целуйте и обнимайте своего чувствительного непоседу, для него очень важны тактильные ощущуения.

Конечно, “чистые” аудиалы, кинестетики, и визуалы встречаются довольно редко, чаще в человеке сочетаются черты двух типов. У детей особенности восприятия во многом зависят и от возраста – карапузы всё тянут в рот, чтобы “познакомиться с предметом поближе”, а школьники усваивают новую информацию в основном с помощью зрения и слуха.

По материалам издания «Мамин класс» №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста через реализацию авторской коррекционно- развивающей программы "Вижу, слышу и играю правильно говорю!". Из опыта работы

опыт работы. методическое пособие...

ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ВИЖУ, СЛЫШУ, ВДЫХАЮ».

ЦЕЛЬ: формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека; продолжать формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организ...

Вижу, слышу, ощущаю... (индивидуальные особенности детей и их учёт при организации работы с дошкольниками)

Материал презентации знакомит педагогов с понятием "репрезентативнаясистема", видами репрезентативных систем. Вниманию воспитателей предлагается краткий портрет ребёнка-аудала (визуала. ки...

Если помощь оказывается вне стен медицинского учреждения, в первую очередь следует оценить безопасность места для пациента и реаниматора. В случае необходимости больного перемещают. При малейшем подозрении на угрозу клинической смерти (шумное, редкое или неправильное дыхание, спутанность сознания, бледность и т.п.) необходимо звать на помощь. Протокол сердечно-легочной реанимации требует "много рук", поэтому участие нескольких человек позволит сэкономить время, повысит эффективность первичной помощи и, следовательно, умножит шансы на успех. Поскольку диагноз клинической смерти необходимо установить в кратчайшие сроки, следует экономить каждое движение. Прежде всего, следует проверить наличие сознания. При отсутствии реакции на зов и вопросы о самочувствии, пациента можно слегка встряхнуть за плечи (необходима предельная осторожность в случае подозрения на травму позвоночника). Если ответа на вопросы добиться не удается, надо сильно сжать пальцами ногтевую фалангу пострадавшего.

При отсутствии сознания необходимо тут же вызвать квалифицированную медицинскую помощь (лучше это сделать через помощника, не прерывая первичный осмотр). Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, и не реагирует на болевое раздражение (стон, гримаса), то это свидетельствует о глубокой коме или клинической смерти. В этом случае необходимо одновременно одной рукой приоткрыть глаз и оценить реакцию зрачков на свет, а другой проверить пульс на сонной артерии. У людей, находящихся в бессознательном состоянии, возможно выраженное замедление сердцебиения, поэтому ожидать пульсовой волны следует не менее 5 секунд. За это время проверяют реакцию зрачков на свет. Для этого слегка приоткрывают глаз, оценивают ширину зрачка, затем закрывают и снова открывают, наблюдая реакцию зрачка. Если есть возможность, то направляют источник света на зрачок и оценивают реакцию. Зрачки могут быть стойко сужены при отравлении некоторыми веществами (наркотические анальгетики, опиатами), поэтому полностью доверять этому признаку нельзя. Проверка наличия сердцебиения часто сильно замедляет постановку диагноза, поэтому международные рекомендации по первичной сердечно-легочной реанимации гласят, что если за пять секунд пульсовая волна не

Обнаружена, то диагноз клинической смерти устанавливается по отсутствию сознания и дыхания. Для регистрации отсутствия дыхания пользуются приемом: "вижу, слышу, ощущаю". Визуально наблюдают отсутствие движения грудной клетки и передней стенки живота, затем наклоняются к лицу пациента и пытаются услышать дыхательные шумы, и ощутить щекой движение воздуха. Недопустимо терять время на прикладывание к носу и рту кусочков ваты, зеркала и т.п. Протокол сердечно-легочной реанимации гласит, что выявления таких признаков, как бессознательное состояние, отсутствие дыхания и пульсовой волны на магистральных сосудах - вполне достаточно, чтобы поставить диагноз клинической смерти. Расширение зрачков часто наблюдается только через 30-60 секунд после остановки сердца, причем максимума этот признак достигает на второй минуте клинической смерти, поэтому не следует терять драгоценное время на его установление.

Таким образом, правила проведения первичной сердечно-легочной реанимации предписывают максимально раннее обращение за помощью к посторонним, вызов специализированной бригады при подозрении на критическое состояние пострадавшего, и начало реанимационных действий в максимально ранние сроки.