Послушание родителям выше поста и молитвы. Требовать послушания от детей возможно. То же и с нами было бы, если бы мы объединились

24.04.2019

Раздел 2: Послушание Исход 34:29-32; 20:12

Урок 11

Послушание родителям

СЛУШАЙСЯ СВОЮ МАМУ И ПАПУ

ПРИВЕТСТВИЕ: Когда приходит ребенок, попросите его назвать одно библейское слово. (Это может быть слово вера или слушаться . Кто-то может сказать Бог или Иисус . Любое из этих слов подходит.) Скажите детям, что Божьи слова можно найти в Библии. Бог хочет, чтобы мы учили Его слова, так чтобы мы могли выполнять их, быть послушными Ему. Затем пусть дети выберут учебные центры.

«ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Пусть дети играют в игру с «золотым стихом» из урока 9. Прочитайте стих детям во время игры. Пусть дети прочитают стих Вам. Откройте Библию в том месте, где записан «золотой стих».

АКТИВНАЯ ИГРА: Используя деревянные кубики, пусть дети сделают устойчивую горку со ступенями. Пусть дети залазят на горку по одному за раз. Скажите детям: «Моисей взошел на гору, чтобы получить что-то очень важное от Бога.»

КНИГИ И КАРТИНКИ: Используйте те же самые книги и картинки Моисея, что и в уроке 9. Добавьте картинки о том, как Моисей принял Десять Заповедей от Бога на горе Синай.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Закончите сегодня «настенное панно» ПОСЛУШАНИЕ . Пусть дети, которые умеют писать, напишут «Слушай Бога» на своем «панно». Если они не умеют писать, то пусть наклеят полоски бумаги, на которых написан или напечатан «золотой стих». Когда дети закончат, скажите им, что сегодня они могут забрать свои работы домой. Они помогут детям помнить о послушании Богу.

РАБОТА СО СЛОВАМИ: Напишите печатными буквами на карточках следующие слова: Слушай , Бог , Моисей , Мама , Папа . Прочитайте эти слова детям и пусть дети прочитают их Вам. Скажите детям, что эти слова важные для нас. Хорошо будет, если дети выучат эти слова.

ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Пусть дети будут по очереди мамой и папой. Скажите остальным детям, что они должны быть послушны своим родителям. Предложите то, что они могут делать. (Накрыть стол, помыть посуду, застелить кровать, подмести пол, вытереть пыль, т.д.)

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте какую-нибудь песню про послушание и несколько других любимых песен детей. Затем помолитесь: «Спасибо Тебе, Бог, за наших родителей, которые учат нас, что делать. Спасибо за закон, который Ты дал Моисею. Пожалуйста, помоги нам быть послушными. Во имя Иисуса. Аминь.»

БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ:

Пятая заповедь

Израильский народ шел за своим вождем, Моисеем. Он вел их в новую землю. Целый день они шли, шли и шли. Они начинали уставать. Они начинали злиться. Они делали то, что не было правильным. Народ был несчастен!

Бог сказал: «Моисей, взойди на вершину горы. Я дам тебе законы для народа. Если они будут послушны Моим законам, они будут снова счастливы.»

Когда Моисей спустился с горы, люди знали, что с ним был Бог. Он нес что-то в руках.

«Что это у тебя, Моисей? Что ты несешь?» - спросили люди.

«Это Божьи законы, написанные для вас на камне. Мы должны помнить и делать то, что Бог хочет, чтобы мы делали,» - сказал Моисей. Когда люди услышали это, они попросили Моисея прочитать им законы.

Моисей прочитал законы людям. «Номер пять - важный закон для детей. Он говорит следующее: «Почитай отца твоего и мать твою». Это означает: слушайся свою маму и папу.»

Бог заботится о нас. Он хочет, чтобы мы были счастливы. Он знает, что, если мы будем послушны Ему и своим родителям, мы будем счастливы.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Раздайте каждому ребенку стр. 21 из Рабочей тетради. Пусть дети разукрасят картинку. Во время разукрашивания скажите им: «Эти дети послушны Богу и своим родителям. Они слушают, как папа читает им Библию.»

ИСТОРИЯ:

Иди! Жди! Стой!

«Школа, школа,» - пел папа.

«Школа, школа,» - пел Андрей. «Я начну учиться завтра!»

«Это напоминает мне о том, - сказал папа, - что нам нужно поговорить, как мужчина с мужчиной, о переходе улицы. На пути из дома в школу три оживленные улицы. Только на одной из них есть светофор. Если бы ты был достаточно взрослым и мог соблюдать правила дорожного движения, я бы пустил тебя в школу одного.»

«Пап, честно, я буду соблюдать все правила. Дай мне попробовать и увидишь!» - попросил Андрей. «А какие это правила?»

«Прежде всего, прежде, чем ты ступишь на проезжую часть, ты смотришь налево, чтобы не было машин. Потом ты смотришь направо, чтобы не было машин. Считаешь до пяти: раз, два, три, четыре, пять. И, наконец, переходишь улицу. А теперь перескажи мне эти правила,» - сказал папа.

«Сначала я смотрю налево. Потом направо. Считаю до пяти и перехожу улицу.»

«А что нужно делать, когда есть светофор?»

«Я жду зеленого света и затем иду.»

«Нет,» - сказал папа. «Ты должен соблюдать те же самые правила, даже когда переходишь улицу на зеленый сигнал светофора, потому что машина может ехать слишком быстро и не сможет остановиться, когда меняется сигнал светофора. Когда ты посчитаешь до пяти, на дороге уже не должно быть машин. Между прочим, а что означают сигналы светофора?» - спросил папа.

«Красный свет означает «стой». Желтый означает, что мы должны ждать. И зеленый разрешает идти,» - сказал Андрей.

«Хорошо. Если ты будешь послушен этим правилам, ты достаточно взрослый, чтобы ходить в школу одному.»

На следующий день за ужином папа спросил: «Ну, как наши правила, Андрей?»

«Отлично. Только я хочу тебе что-то рассказать. Загорелся зеленый. Я посмотрел налево. Потом направо. Затем посчитал: раз, два, три, четыре… И когда я досчитал до четырех, вдруг из-за угла выскочила машина! Она могла бы сбить меня, если бы я нарушил наши правила, папа,» - сказал Андрей.

«Хорошо, Андрей. Мы с мамой гордимся тем, что ты достаточно взрослый, чтобы выполнять наши правила.»

ПОДЕЛКИ: Используя образец на стр. 10 Книги образцов, вырежьте по одному экземпляру скрижалей закона для каждого ребенка. Для старших детей напишите все предложение «Слушайся свою маму и папу» прерывистыми буквами. Для младших детей напишите прерывистыми буквами только слово «Слушайся», а оставшуюся часть предложения обычными буквами. Пусть дети обведут буквы. Прочитайте заповедь детям. Пусть дети прочитают ее Вам. Скажите им: «Это один из законов, который Бог дал Моисею. Бог знает, что, если дети послушны своим родителям, они будут счастливы.»

ОКОНЧАНИЕ: Спойте песню про послушание. Кратко напомните пройденные истории при помощи карточек на доске. Напомните детям, что они будут счастливы, когда они будут слушаться Бога и своих родителей. Закончите короткой молитвой.

Ст. 20-22 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» . Опять полагает – «Господу» , полагает законы послушания, усовещивает, смиряет. «Ибо это» , – говорит, – «благоугодно Господу» . Смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но сверх того и по воле Божьей, чтобы нам получить награду. . Вот и здесь опять – подчинение и любовь. Не сказал: любите детей, – потому что это было бы лишнее (слово), к этому влечет сама природа; а исправил то, что надлежало, именно, что любовь здесь бывает сильнее, насколько и послушание больше. Ведь нигде не полагает он примера мужа и жены, – но что? Послушай, что говорит пророк: «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13) ; и опять говорит Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Мф. 7:9,10) ? «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» . Что особенно, знал он, будет чувствительно для отцов, то и полагает и повеление дружелюбно преподает сам, нигде не приводя Бога; этим возбуждает он чувство родителей и смягчает сердце их. Выражение же: «не раздражайте» значит: не делайте их спорщиками. Есть случаи, в которых вы должны уступать им. Потом переходит к третьему (предмету) власти: «Рабы» , – говорит, – . Здесь хотя и есть нечто, относящееся к любви, но эта любовь предписывается не природой, как было выше, а обычаем, и требуется с одной стороны властью, с другой делами. Здесь таким образом начало любви уменьшено, а начало послушания усилено, и этим выражается желание, чтобы то, что первые имеют по природе, последние воздавали им из послушания, – так что здесь (Павел) беседует не за господ с одними рабами, но за самих (рабов), чтобы господам сделались они желанными. Впрочем, выражает это не явно; иначе привел бы их в недоумение. «Рабы» , – говорит, – «во всем повинуйтесь господам вашим по плоти» .

И смотри, как всегда ставит имена – жены, дети, рабы – в смысл обязанности повиноваться; а чтобы ты не скорбел, прибавляет: «Господам вашим по плоти» . Лучшее твое, говорит, твоя душа свободна; рабство же временно. Подчини же ему свое тело, чтобы не рабствовать необходимости. «Не в глазах только служа им, как человекоугодники» . Сделай, говорит, так, чтобы рабство от закона было рабством от страха Христова. Если бы даже господин и не видел, что ты совершаешь должное и для его чести, – все же ты совершаешь ради недремлющего Ока. «Не в глазах только» , – говорит, – «служа им, как человекоугодники» , так как (работая только пред очами) вы подвергаетесь вреду. Послушай, что говорит пророк: «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс. 52:6) . Смотри, как он щадит их и упорядочивает. «Но в простоте сердца» , – говорит, – «боясь Бога» , потому что одно иметь в сердце, а другое делать, иным казаться в присутствии господина, и иным в отсутствии, – это не простота, а притворство. Потому не просто сказал: «но в простоте сердца» , но – «боясь Бога» . Это именно и значит бояться Бога, когда мы не делаем ничего худого, хотя бы никто не видел нас; если же делаем, то боимся не Бога, а людей. Видишь ли, что он упорядочивает их?

Беседы на послание к Колоссянам.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 20-21 дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали

По-иному следует увещевать подчиненных, а по-иному - начальствующих. Пусть первых не сокрушает подчинение, а вторых пусть не возносит более высокое место. Пусть одни выполняют не меньше, чем имповелено, а другие повелевают исполнять не больше того, что справедливо. Те пусть смиренно подчиняются, а эти умеренно господствуют. Ведь первым было сказано то, что может быть понято и образно: Дети, будьте послушны родителям вашим в Господе, а вторым повелено: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших . Первые пусть учатся, каким образом бы пред очами скрытого судии устраивать свой внутренний (мир), а те - каким образом предоставить вовне пример доброй жизни для вверенных им (в управление).

Пастырское правило.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх 20:12) . Да внимают этой заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Еф 6:1) . Господь не сказал просто: Кто любит отца или мать, не достоин Меня , - чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно не понял в превратном смысле, но присовокупил - больше Меня (Мф 10:37) .

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 20-21 чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви. Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают

Детям - послушание родителям; родителям - нераздражение чад. Очевидно, что Апостол не все и здесь определяет, как и в предыдущем, а устраняет только то, чем наиболее расстраиваются добрые отношения родителей и детей. Родители естественно всею душою радеют о детях, и дети всею душою преданы бывают родителям. На сих чувствах опираясь, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока те чувства в силе. Пока дети во всем послушны, родители мирны к ним и бывают покойны насчет них; но, коль скоро оказываться начнет непослушание, родительские очи уже нелюбовно смотрят на детей и сердце их немирно к ним. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился. Равно, пока родители ведут детей в духе любви, дети почивают на их любви, и, что бы ни приказывали, что бы ни запрещали родители, все то принимается к исполнению с теплою готовностию, по уверенности, что распоряжения родителей делаются исключительно для их блага. Пока в силе эта уверенность,- ни укоры, ни меры исправления, ни другое что не колеблет теплой преданности родителям. Но коль скоро дети увидят, что родители приказывают и запрещают, только чтоб показать власть свою, то это тотчас поселяет в них неприятное чувство, огорчает, раздражает, хотя бы запрещенное или приказанное не нарушало прямо их собственного блага. Вследствие сего мирное, сердечное отношение к родителям у детей расстраивается, и между ними воздвигается средостение: детям становится тяжело жить под родителями, они унывают. Мира семейного и нет. - Апостол и предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям нераздражение чад.

К каждой из сих заповедей прилагает он и особые побуждения. Для удержания детей в полном всегдашнем послушании поставляет побуждением то, что это благоугодно есть Господеви . Дети предполагаются состоящими в страхе Божием и ревнующими паче всего благоугождать Господу, как и подобает детям христианских родителей. Апостол уверен, что благоугождать Господу дороже для них всяких естественных побуждений. Повиновение, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Там - приди какое-либо противочувствие, тоже на естестве основанное (как, например, раздражение по чувству самосохранения и ревности о своем благобытии), и повиновение теряет уже основу. А здесь - что ни привзойди, повиновение никогда не потеряет своей основы; ибо основано на том, что выше естества. Святой Златоуст и говорит: «смотри, как хочет, чтобы мы все делали не по одной природе, но, сверх того, и по воле Божией, да получим награду (от Бога)». Кто из благоугождения Господу повинуется родителям, того не отклонит от сего повиновения самый неправый образ действования родителей в отношении к нему: ибо он, повинуясь, не им угождать старается, а Господу. Отсюда само собою следует, что только то и может поставить такого в необходимость не послушаться, когда родителями требуется что неблагоугодное Господу. Блаженный Феофилакт и пишет: «обращая речь к детям благочестивых родителей (то есть верующих в Господа), Апостол сказал: во всем, так как отцам нечестивым (не верующим в Господа) не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие».

Обращаясь к родителям, Апостол «не сказал: любите детей; ибо это было бы излишнее слово; к этому влечет сама природа» (святой Златоуст). Слово Божие так высоко ставит любовь родительскую, что везде ею объясняет любовь к нам Божию. «Нигде не предлагает оно (в пояснение сего) примера (любви) мужа и жены, но что? Послушай, что говорит Пророк: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс. 102, 13). Посмотри опять, что говорит и Христос Господь: кто есть от вас человек, его-же аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? (Мф. 7, 9- )» (святой Златоуст). Почему, когда повелевает не раздражайте ,- не предполагает отсутствия любви, а устраняет неблагоразумное действование в отношении к детям, при любви и даже по самой любви. Он говорит как бы образом ваших действий на детей опасайтесь возбуждать в них неприятные к вам чувства, могущие отдалить сердца их от вас. Или: образом ваших действий не поставляйте детей в состояние вступать с вами в спор, пререкание и даже неповиновение. «Не делайте их пререкателями. Есть случаи, в которых вы должны уступать им» (святой Златоуст) «Не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтоб не сделать их противоречивыми» (блаженный Феофилакт). И не это только, но, «что прилично, делать и в их угождение» (блаженный Феодорит). Не поблажку советует, а благоразумное снисхождение, умеряющее, однако ж, необходимую строгость, а не устраняющее.

Чтоб расположить родителей к таком образу действования, Апостол ставит побуждением к нему: да не унывают, ινα μη αθυμωσιν ,- чтоб дети не падали духом, не ходили повеся голову. «Что особенно чувствительно для отцов, то и полагает. Этим возбуждает он родительское чувство и смягчает сердце их» (святой Златоуст) «Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей и как влечет утробы их! Ибо вся забота у отцов о том, чтоб дети не унывали» (блаженный Феофилакт). Детей оградил от непослушания страхом Божиим и их ревностию о благоугождении Господу; а «родителям преподает повеление дружелюбно сам, не приводя им на память Бога» (святой Златоуст). Почему бы так? Потому что и видя, что раздражают чад, они могут думать, что не идут против воли Божией. Но, видя, что дети унывают и ходят повеся голову, не могут не подвигнуться родительским сердцем построже вникнуть в дело и, рассмотрев свой образ действования, так его потом наладить, чтоб дети перестали унывать.

Блаж. Феофилакт Болгарский

дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу

Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем , так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Сюкиева Нина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Астраханская митрополия

Отдел религиозного образования и катехизации

Министерство образования и науки Астраханской области

МБОУ «Икрянинская СОШ»

Сочинение

Послушание родителям

Сюкиева Нина

Ученица 6класса

МБОУ «Икрянинская СОШ»

8-927-558-07-78

Проверила

Учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Владимировна

8-927-281-82-84

Послушание родителям

Чти отца твоего и матерь твою…

В настоящее время слышится много жалоб на непокорных и непослушных детей. Жалобы эти вполне справедливы. Действительно, в наше время не считается грехом обмануть родителей, сказать им какую-либо дерзость и даже делом показать свою непокорность им. А вот послушайте, что говорит древний мудрец: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3,2- 7). Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли - вот заповедь, данная Богом.

Ребенок родился. Все вокруг рады, и забота родителей - обеспечивать ему своевременное питание и комфорт. Как губка, ребенок впитывает в себя все, что видит и слышит. Учится ходить, говорить, проявлять свой характер. Очень важно в раннем возрасте приучить ребенка к послушанию. Формирование характера как строительство здания. Если фундамент прочный, то и здание не пошатнется в ненастье. Родители несут полную ответственность за становление ребенка. «Что посеешь, то и пожнешь», - так в народе говорят. Родители сами должны быть примером. Наблюдая за тем, как родители слушаются своих родителей, ухаживают, помогают им, дети сами по-детски, начинают помогать своим близким. «Что такое хорошо, и что такое плохо»,- дети также узнают от родителей. Поэтому родителям нужно следить за собственным поведением, а именно: не употреблять алкоголь, не курить, не ругаться.

Современное молодое поколение часто не слушается родителей. А как жили наши мамы, папы, бабушки, дедушки? В давние времена их молодости все слушали родителей, помогали старикам и даже боялись. Даже имея свою семью, детей, уже очень взрослые дети уважали мнение своих родителей. Оттого семья была крепкая, и родители не боялись старости. Они знали, дети не оставят их без помощи. Раньше не было домов престарелых. И дети не оставляли своих уже немощных родителей на попечение чужим людям. Однажды, читая газету «ЗОЖ», я наткнулась на статью, в которой одна женщина рассказывала о том, как она и ее друзья в детстве ходили по домам, помогали одиноким и беспомощным людям. Эта статья заставила меня о многом задуматься. Например, о том, почему современная молодежь стала другой, ну черствее что ли? И я пришла к выводу, что, видимо, они (старшее поколение) были по-другому воспитаны. Но ведь и нас родители учат только хорошему. Так в чём же дело? Думаю, что оно как раз в послушании родителям. Именно его не хватает сегодняшним детям… А оно нам всем так необходимо!

Послушание родителям - это очень важно. Это вырабатывает чувство терпимости к чужим недостаткам, уважения к людям, сострадания и милосердия к немощным и больным. Как малые дети становятся старики, они капризничают, ворчат, жалуются. Сколько нужно терпения и любви, чтобы находиться рядом с ними. А ведь это расплата за их бессонные ночи с нами, когда мы были маленькими. Помните, как в первый раз вы в детстве помыли свою чашку, как мама улыбалась и, гладя по голове, приговаривала: «Вот растет мамина помощница». А мальчик, взяв молоток или лопату, с гордостью назывался хозяином. И как порой бывает горько видеть, что дети не уважают ни родителей, ни других людей. Это все тот же фундамент. Где- то родители не доглядели, разбаловали. За детские шалости не наказывали, а посмеивались. Но в детстве и шалости детские, а когда любимое чадо, став взрослым, продолжает «шалить», уже не до смеха. И собирают родители плоды своего воспитания. «Кто жалеет для своих детей розга, тот детей своих не любит». Не обязательно физически наказывать детей, важно объяснять, почему его поставили в угол, за что он не пойдет гулять с другими детьми на улицу. Необходимо ребенка научить понимать и исправлять свои ошибки.

Бывают семьи, где родители ведут аморальный образ жизни. Алкоголь, сигареты заменяют им хлеб насущный. Они даже не переживают о том, во что одеты их дети, что едят, когда спят, где проводят свободное время. Дети предоставлены сами себе. Мы знаем, чем это заканчивается. Родителей лишают родительских прав, детей отдают в детские дома, где тоже не сладко. Они от этого иногда становятся злыми на всех. Сначала начинают воровать для того, чтобы не голодать, потом из ненависти к тем, у кого, по их мнению, есть все. Злоба, ненависть, зависть сопровождают их. От того и разбои, ограбления, убийства. И у таких рождаются дети. Та ненависть на весь мир передается, но с большей жестокостью. Порой родители начинают издеваться над собственными детьми, повторяя ошибки своих родителей. А своих родителей бросают на произвол судьбы. Также как и первые не вспоминали о детях. Горькими слезами плачут немощные старики, жалея, что не научили доброму и светлому.

Однако брошенные родителями дети не оставлены Богом. Поэтому случается Чудо. Когда в неблагополучной семье вырастают послушные дети. Они видят страдания своих родителей, мучения братьев и сестер. С любовью и состраданием понимают, что родители больны своими пороками. Пытаются не повторить чудовищных ошибок. «Как я жил, мои дети жить не будут». Послушание высшим силам дает возможность исправить создавшееся положение. Дети покорно относятся к пьяным выходкам родителей. Любой родитель хочет, чтобы его чадо его слушало. Вот мы удивляемся, откуда в такой семье, где нет порядка, брань, драки, постоянные пьяные застолья, вырастают такие хорошие дети. Только большая любовь и послушание родителям делают их такими. «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Я не думаю, что такие дети знают об этом от своих родителей, но сердцем они желают вытащить их из «ямы порока». За этих родителей можно порадоваться. Несмотря на безобразное отношение к детям, они в старости их не оставят одинокими и беспомощными.

Помнится, я читала притчу о вороне и воронятах. «Однажды жила ворона со своими воронятами. Им угрожала большая опасность. Необходимо было перенести гнездо с птенцами на другой берег реки. Ворона взяла первого вороненка и понесла его в клюве. Над водой испугавшийся птенец взмолился: «Мамочка, не урони меня в воду, я не оставлю тебя в старости». Ворона выбросила своего ребенка. Второй также просил, не выбрасывать его в воду, уверяя, что в старости он будет ей опорой. И его мать-Ворона не пожалела. Когда другой вороненок сказал: «Когда я буду родителем, я также спасу своих птенцов от опасности». Ворона поверила в искренность своего птенца и сохранила ему жизнь».

Мне хочется, чтобы дети не забывали своих родителей, какими бы они не были. Помнили о том, что именно они подарили им самое дорогое - жизнь.

Мне очень хочется, чтобы мои дети уважали и почитали меня. Но для этого необходимо работать над собственным воспитанием, а именно слушаться родителей. Мама меня наказывает. Бывает обидно, очень обидно, я даже плачу. Во мне существует бунтарь. Но я понимаю, что это воспитание мне пригодится в жизни.

Именно желание научиться послушанию привело меня в воскресную школу и способствовало тому, что я стала читать книги о жизни Святых людей. Так я узнала о том, как Святитель Иоанн Златоуст ещё с отроческих лет намерен был оставить родительский дом со своим другом. Но, когда его мать попросила не оставлять её одну, он, несмотря на уговоры друга, остался послушным сыном и не покинул мать до самой её кончины. Преподобный Сергий, живя в доме своих родителей, тоже стремился душой к подвигам строгой иноческой жизни, но, услышав просьбу старых родителей, благодарный сын повинуется их воле и покоит старость родителей. Только после того, когда родителей не стало, он решился исполнить давнее желание своего сердца.

Вот и я сейчас учусь послушанию родителям, а потом, когда буду взрослой, буду слушаться своего мужа, начальников. И хотя смирение и покорность мне сейчас не очень приятны, я, слушая рассказы мамы, бабушки, старшей сестры делаю выводы о том, что нельзя огрызаться, обижаться, обвинять, проявлять свое упрямство. Меня не наказывают физически, но призывают к совести. Как говорит моя бабушка: «Ребенка воспитывают, пока лежит поперек лавки». Но мама говорит, что меня еще не поздно пороть.

Послушание – это тот драгоценный фонарик для каждого человека, который может показать дорожку к величайшим добродетелям, спасителям нашей души: ограничение своеволия, терпение жизненных невзгод, несправедливости и обид, смирение и кротость. Именно поэтому даже взрослые люди слушаются советов батюшки, своего духовника, чтобы их волшебный фонарик никогда не выключался. Для этого верующие люди в каждодневной молитве просят: «Господи, дай мне послушания, смирения и кротости…»

Э той статьей я надеюсь призвать родителей-христиан требовать послушания от своих детей, потому что, видя, как без каких-либо последствий маленькие дети не обращают никакого внимания на просьбы своих родителей, я не могу не писать об этом. Зачастую дважды, а то и трижды родители говорят своему ребенку сидеть смирно, угомониться, подойти или наоборот выйти из комнаты и после третьей попытки сдаются и подкупают ребенка со снисходительной улыбкой на лице. К сожалению, такой подход не всегда приводит к желаемому результату.

К написанию статьи меня подтолкнули два случая, произошедших некоторое время назад. Одним из них стала смерть 13-летнего Энди Лопеса в калифорнийской Санта-Розе от рук полицейских, когда те подумали, что у мальчика в руках была настоящая винтовка, и он собирался стрелять. Уместным этот пример делает тот факт, что, по словам полицейских, они дважды попросили парня бросить оружие. Вместо этого он направил его на них. Они выстрелили.

Так как мне неизвестны подробности этого случая, в том числе то, слышал ли Энди приказы полицейских, я не могу быть уверен, что он им не подчинился. Однако не на этом я бы хотел заострить наше внимание. Что, если он слышал полицейских и просто-напросто проигнорировал их требования? Будь оно правдой, это стоило ему жизни. Таковой может быть цена неповиновения старшим.

Как это происходит

Как же получается, что родители обрекают своих детей на трагедию в процессе воспитания? На прошлой неделе я стал свидетелем того, как это происходит, наблюдая, как мать готовит своего сына к тому, чтобы его застрелили.

На борту самолета я сидел позади них. Мальчику было лет семь, и он играл на своем планшете. Пассажиров попросили отключить все электронные приборы перед взлетом. Парень продолжал играть. Его мама не обратила на это никакого внимания. Проходя по салону, стюардесса сказала, чтобы он выключил прибор. Он этого не сделал. Мать снова оставила это без внимания.

В последний раз стюардесса остановилась у их мест и сказала, чтобы мальчик отдал планшет маме. Он его выключил, но, когда стюардесса заняла свое место, он снова включил его и продолжал играть во время взлета. Мать не предприняла никаких действий. Мысль, которая мелькнула у меня в голове: «Она готовит его к тому, чтобы быть застреленным полицией».

Лекарство от родительской глупости

Безразличие и лень неверующих родителей понять нетрудно. Для этого есть Библия, которая описывает поведение духовно слепых людей. Однако халатность родителей-христиан ставит меня в тупик.

Что стоит за неспособностью родителей требовать и добиваться послушания от своих детей? Не могу сказать точно, но, возможно, нижеследующие девять пунктов помогут спасти некоторых из них от глупостей воспитания по принципу невмешательства.

1. Требование родителями послушания от своих детей косвенно выражено в библейском требовании от детей слушаться своих родителей.

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Ефесянам 6:1, Синодальный перевод). Со стороны Бога было бы бессмысленным требовать от детей слушаться своих родителей и, в то же самое время, не требовать от родителей настаивать на послушании своих детей. Воспитывать в наших детях дух радости и кротости перед поставленным Богом авторитетом – часть нашей работы. Родители являются представителями Бога для маленьких детей, и учить их игнорировать Его требования смертельно опасно.

2. Послушание есть новозаветная, евангельская категория.

Послушание – не просто установленная «законом» категория. Это категория Благой Вести. Павел говорил, что целью его благовестия было «привести всех язычников к вере и послушанию » (Римлянам 1:5, Современный перевод). «Я не буду говорить о том, что сделал сам, а только о том, что свершил через меня Христос, приведя язычников к повиновению Богу, благодаря тому, что я говорил и делал», — говорил он в послании к Римлянам 15:18 (Современный перевод).

Намерением Павла было «брать в плен всякие мысли, подчиняя их Христу» (2 Коринфянам 10:5, Современный перевод). Он требовал этого от церквей: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фессалоникийцам 3:14, Синодальный перевод).

Родители, не обучающие своих детей повиновению старшим, поставленным над ними Богом, готовят их к жизни, в которой им будет не по пути с Его словом, не по пути с тем самым евангелием, которое они так желают до них донести.

(Если вы сомневаетесь в том, насколько важна это доктрина, вы можете обратиться к главе Уэйна Грудема под названием «Угождая Богу нашим послушанием: забытое учение Нового Завета» в книге «Для Славы Имени Божьего» под редакцией Джастина Тэйлора и Сэма Стормса).

3. Требовать послушания от детей возможно.

Жалко смотреть на родителей, которые ведут себя так, словно они беспомощны в присутствии своих непослушных детей. Бог требует, чтобы дети слушались, потому что это возможно. Если у вас маленький ребенок, уже того, что вы больше, достаточно, чтобы эффективно показать, чего делать нельзя. Например, плеваться, устраивать истерики, что-то трогать, тянуть в рот, дергать за что-то или указывать на кого-то пальцем. Используйте это, чтобы сохранить вашего ребенка для радости, а не приговорить его к эгоизму.

4. Чтобы послушание было возможным на публике в тех случаях, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, оно должно стать правилом в незначительных вещах дома.

Одной из причин, по которым дети не поддаются контролю на людях, является отсутствие контроля дома. Отчасти это происходит потому, что нередко дома игра не стоит свеч: легче сделать что-то самим, чем тратить время и силы на нежелающего делать это ребенка. Однако все, что такой подход воспитывает, это то, что послушание в любом месте – дело выбора. Последовательная требовательность к послушанию дома поможет вашему ребенку приносить вам радость и за его стенами.

5. Послушание требует усилий и стоит того.

Если вы говорите ребенку оставаться в кровати, а он все равно встает, легче сказать: «Иди обратно в постель» , чем встать и разобраться с этим. Родители устают, и я понимаю это, потому что сам больше сорока лет воспитывал несовершеннолетних детей. Требование послушания энергозатратно и с физической, и с эмоциональной точки зрения. Гораздо проще уступить ребенку.

Результат? Неуправляемые дети, когда это действительно важно. Если мама беспомощна, а папу легко обвести вокруг пальца, дети быстро научаются извлекать из этого выгоду. Например, зная предел вашего терпения, они будут игнорировать ваши требования, пока он не наступит. Это горький плод воспитания. С другой стороны, безотлагательное и последовательное воспитание послушания приносит плод сладкий как для родителей и их детей, так и для окружающих.

6. Вы можете положить конец проблемам предыдущих поколений.

Одним из доводов, по которым родители не настаивают на дисциплине, является то, что они никогда не видели этого в действии. Они выросли в семьях, где были приняты две модели воспитания: пассивность или злость. Не желая воспитывать своих собственных детей в гневе, им остается выбирать только пассивность. Но есть хорошая новость! Это можно изменить. Библия и мудрые советники могут подсказать родителям, что в процессе воспитания является возможным, что – обязательным, а что – мудрым, и как оставаться терпеливыми, твердыми, любящими и укорененными в евангелии наставниками.

7. Хорошее воспитание ведет от вынужденного подчинения к добровольному и радостному послушанию.

Дети должны научиться слушаться до того, как они смогут проявлять послушание через веру. Когда придет вера, послушание, которое выработалось у них в результате «кнута и пряника» и из уважения к взрослым, станет естественным выражением веры. Не требовать послушания до обретения ребенком веры не только глупо, но и недальновидно. Это приведет к закоренелым бунтарским привычкам, которые в дальнейшем станут препятствием на пути веры.

8. Дети, чьи родители требуют от них послушания, счастливее.

Воспитание по принципу невмешательства не приводит к формированию приятной и кроткой личности. Его результат – невоспитанный, избалованный ребенок. Такие дети несчастны, с ними неинтересно, они капризны и заносчивы, а их «свобода» не в радость ни им самим, ни окружающим, потому что свободны они так же, как свободна в своем плавании лодка без рулевого. Они — жертвы своих прихотей, которые рано или поздно кто-нибудь откажется исполнять, что приведет к беде или даже смертельной встрече с полицией.

Подписывайтесь:

9. Требовать послушания не значит требовать совершенства.

Исходя из того, что в глазах детей родители олицетворяют собой Бога — особенно до того момента, когда они приходят к познанию Его через веру — мы, родители, являем им Его милость и справедливость. Не всякое неповиновение должно быть наказано: в некоторых случаях мы делаем замечание, ругаем ребенка или же оставляем его поведение без внимания. Четкой инструкции, как поступать в разных ситуациях, нет. Наше воспитание должно научить детей тому, что Бог евангелия есть «огнь поядающий» (Евреям 12:7,29, Синодальный перевод), и в то же самое время он «долготерпелив и многомилостив» (1 Тимофею 1:16, синодальный перевод). Так или иначе, наша цель – быстрое и всестороннее послушание с радостью. Ведь именно это является плодом познания Бога через Иисуса Христа.

Родители, это вам под силу. Это непростой период в жизни. В моей он занял 60% всего времени, но на это есть Божья милость, и вас ждет щедрая награда.

Автор — Джон Пайпер / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Екатерина Макарова для