Тематический календарь в доу. Девиз партнерской деятельности. Пальчиковая игра - упражнение «Мамины помощницы»

13.05.2019

Основные задачи:

— закрепить знания детей о цветах как виде растений;

— развить наблюдательность, любознательность;

— сформировать интерес к миру растений, желание делать окружающее красивым.

Игровой персонаж: Фея цветов (педагог с венком из искусственных цветов на голове, накидкой с цветами).

УТРО

Сюрпризный момент

Под «Вальс цветов» П. Чайковского появляется Фея цветов, знакомится с детьми, приглашает их в Страну цветов. Предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цветы, которые детям знакомы.

Элементы психогимнастики

Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Предлагает им сесть на воображаемое облако (можно спеть песенку «Облака, белогривые лошадки»). Фея спрашивает детей, какие они знают цветы, какие самые любимые, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов.

Этюд «Цветок»

Пластическое превращение семени в росток, а затем растение с закрытым бутоном и наконец, цветком.

Цели: развить воображение, умение адекватно выражать эмоции удовольствия, радости; закрепить в активном словаре названия цветов.

Утренняя психогимнастика «Волшебные цветы»

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами, вокруг которых летают бабочки, стрекозы. Дети — необычные цветы, которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести из цветов венок.

ДЕНЬ

Чтение произведения Ж. Сайд «О чем говорят цветы»

Цель : развить интерес к литературе, сказкам, речь, внимание.

Фея приносит детям волшебную книгу, предлагает послушать сказку о цветах.

Дидактическая игра «Собери букет»

Цели : научить подбирать сочетания цветов; закрепить знание основных цветов спектра; развить аналитико-синтетическое мышление; закрепить представление об особенностях внешнего вида и знание названий цветов.

Фея обращает внимание детей на отдельные элементы цветов, выражает огорчение тем, что ветер сорвал все лепестки с цветов.

Просит детей их собрать и оживить.

Игра-беседа «Если бы ты был горным цветком»

Цели : уточнить знания детей о горных цветах, их особенностях; развить воображение, умение вести диалог от лица горного цветка; развить эмпатию.

Фея говорит детям, что они рассматривали множество цветов на клумбах, а когда были на даче, в деревне, могли свободно подойти к любому цветку, рассмотреть его, понюхать, полюбоваться. Но бывают цветы, которые растут высоко в горах. До них очень трудно добраться. Видеть их могут только смелые альпинисты или горцы, т.е. люди, которые живут в селеньях высоко в горах. Предлагает детям рассмотреть иллюстрации горных цветов и самим «превратиться» в такой цветок.

Коллективная аппликация «Волшебная поляна»

Цели : научить заниматься коллективной деятельностью; закрепить навыки вырезания и наклеивания; развить эстетический вкус, умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развить воображение, творческое мышление.

Фея напоминает детям, что они находятся на волшебной поляне, которую до сих пор только представляли. Предлагает украсить поляну цветами. Подумать, какие цветы будут, какого цвета, как их надо разместить, чтобы было красиво, сочетались цвета, но чтобы поляна была необычной. Предлагает детям наклеить не только цветы, которые они знают, но и необычные, сказочные.

Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые»

Цели : закрепить знания о внешнем виде луговых и садовых цветов; развить быстроту, ловкость, умение из общего количества искусственных цветов или карточек-цветов выбрать те, которые соответствуют названию команды.

Чтение стихотворения «Цветик-колокольчик»

Цели: развить чувство ритма, в том числе поэтического; развить воображение, мелкую моторику пальцев рук, речь.

Фея предлагает детям «превратиться» в колокольчики.

Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили»

Цель : развить музыкальный слух, чувство ритма, умение сочетать движения со словами, выразительность, певческие навыки.

Фея приглашает колокольчиков на цветущий луг.

Уход за цветами на клумбе

Цели: закрепить навыки ухода за растениями; сформировать желание выращивать растения своими руками, умножать красоту окружающего мира; развить глагольный словарь.

Фея напоминает детям, что цветы, как и дети, нуждаются в постоянном уходе.

ВЕЧЕР

Развлечение

Цели: позабавить, повеселить детей, доставить радость от совместной деятельности; закрепить знания о цветах.

1) конкурс «Кто быстрее и красивее составит букет из искусственных цветов»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ: -

НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ»

Если содержание образовательной деятельности не связано с жизнью детей в детском саду, то они о ней быстро забывают. Решить эту проблему просто. Предложите воспитателям провести тематический день: посвятить все режимные моменты одной теме. Расскажем подробно, как выбирать тему, что включить в сценарий тематического дня и как организовать деятельность воспитанников.

Педагогические коллективы разных дошкольных образовательных организаций по-своему проектируют модель образовательного процесса и составляют свою образовательную программу. При этом каждый воспитатель может и должен самостоятельно моделировать образовательный процесс в группе. Творческий подход к этому вопросу предполагает, что педагог:

  • частично или полностью меняет тему;
  • корректирует содержание работы с детьми;
  • учитывает региональный и культурный компоненты, особенности возрастной группы и ДОО.

Разработать модель образовательного процесса можно, включив в нее тематические дни.

Что такое тематический день? Это когда педагог выбирает определенную тему, чтобы решить образовательные задачи, и объединяет ее с праздником или событием календаря. Таким образом, эта тема находится в центре педагогического процесса.

В основе работы воспитателя с детьми в ходе тематического дня лежит режим. Содержание нанизывается на все режимные моменты (утренний прием, гимнастику, прогулку и т. д.) и связывается с непрерывной образовательной деятельностью.

Для детей это необычный день. Он наполнен сюрпризами, играми, загадками, увлекательными путешествиями. Дошкольники узнают много нового, полезного и интересного, мастерят, рисуют, фантазируют. В групповой комнате появляются новые игрушки, в гости приходят любимые герои мультфильмов, сказок, иногда приезжает кукольный театр.

Для воспитателя тематический день - это педагогическое творчество, смекалка, перевоплощение, погружение детей в тему, чтобы что-то до них донести.

Такая система организации образовательного процесса с включением тематических дней строится на принципах ФГОС ДО и предусматривает:

  • комплексно-тематическое планирование;
  • интеграцию образовательных областей;
  • разнообразные виды детской деятельности и формы их организации.

День здоровья в младшей группе

Какие задачи решит воспитатель с помощью тематического дня

С помощью тематических дней воспитатель сможет планировать интересную и содержательную работу с дошкольниками, решать различные образовательные, воспитательные, развивающие задачи. Когда ребенок участвует в тематическом дне, у него развивается познавательная мотивация и увлеченность, он начинает следовать культурным нормам - в том числе правилам взаимодействия с другими людьми.

Побуждайте воспитателей разрабатывать сценарии тематических дней как для всего детского сада, так и для отдельных возрастных групп. Только делать это надо творчески, не загоняя воспитателя еще в одну ловушку - обязательность.

Обсуждайте каждый сценарий с педагогами до и после тематического дня и самые удачные сохраняйте в методическом кабинете детского сада. Результатом творческих усилий всего педагогического коллектива станет копилка интересных сценариев.

Такой опыт работы пригодится другим воспитателям, разнообразит модель образовательного процесса, найдет свое место в образовательной программе или станет традицией ДОО.

Как выбирать тему

Чтобы выбрать тему дня, обратитесь к календарю знаменательных событий и памятных дат. В дошкольном возрасте дети учатся различать праздничные и будние дни, узнают, что есть международные и государственные праздники, что каждый из них имеет свою историю. Ребенок должен почувствовать эмоциональную составляющую праздника - состояние, когда он участвует в подготовке к мероприятию: украшает группу, делает подарки и сувениры. Дети испытывают особые эмоции, когда поздравляют с праздником и получают поздравления.

Решите на педагогическом совете, сколько и какие по содержанию тематические дни воспитатели проведут в течение учебного года. Зафиксируйте это в образовательной программе ДОО.

Например, в летний период тематические дни можно посвятить Международному дню защиты детей, Всемирному дню молока, Всемирному дню родителей, Всемирному дню детского футбола, Всемирному дню шоколада, Международному дню дружбы, Международному дню шахмат.

Что включить в сценарий тематического дня

Если образовательный процесс в детском саду представляет комплексно-тематическую модель и образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, используйте технологию сценирования. Это новое направление в педагогической практике.

Воспитателям следует отойти от традиционного написания плана-конспекта занятия и составить сценарий всего дня или его составляющих (утреннего приема, тематической прогулки и т. д.).

Чтобы составить сценарий тематического дня, воспитателю нужно:

  • объективно оценить уровень своей работы, обстановку и условия, в которых осуществляется образовательная деятельность в момент планирования (что дети уже освоили, какие результаты получены);
  • выделить цель и задачи, соотнести их с образовательной программой, возрастным составом группы, приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • наметить результаты работы, которые должны быть достигнуты (что дети узнают новое, чему научатся, какие качества личности у них будут формироваться);
  • выбрать оптимальные формы, средства, методы, чтобы получить планируемый результат.

План-сценарий тематического дня должен обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач и интеграцию образовательных областей.

Например, в преддверии Всемирного дня солнца организуйте в детском саду тематический День солнца. Основные его цели - вызвать у детей положительные эмоции, развить познавательный интерес к исследовательской деятельности. Пусть воспитатели расскажут дошкольникам о том, что такое Солнце, причинах смены суток и сезонов. Проведут опыты и эксперименты, предложат воспитанникам нарисовать приветственные открытки-поздравления, совместно придумать эмблему праздника, подарить сувениры друг другу и воспитанникам младших групп. Мероприятия в рамках данного тематического дня могут быть не только в группах, но и на территории ДОО: игры с солнечными зайчиками и мыльными пузырями, эстафеты и конкурсы, наблюдения за солнцем через солнечные очки и цветные стеклышки, игра «Почему наступает другой день (сезон)».

В качестве примера в приложениях 1 , 2 представлены планы-сценарии Дня здоровья для детей младшего и среднего дошкольного возраста и Дня друзей для детей старшего дошкольного возраста.

Как провести тематический день

Во время тематических дней воспитатели должны проявлять творчество, учитывать уровень знаний и умений детей своей группы, придумывать сюрпризные моменты, элементы включения дошкольников в игры и занятия.

Раскрывать тему дня следует в эмоционально-образной форме. Важно не только сообщить новые знания, но и организовать «проживание» темы в разных видах детской деятельности:

  • играх;
  • познавательно-исследовательской деятельности;
  • экспериментировании;
  • изобразительной деятельности;
  • через восприятие художественной литературы, музыки.

Воспитателям следует включать детей старшего дошкольного возраста в подготовку тематических дней. Для этого нужно обсуждать с ними, как преобразовать предметно-развивающую среду, игровые уголки. Использовать фразы типа: «Давайте обсудим…», «Как вы думаете, что будет лучше…" и т. д. Это формирует у дошкольников уверенность, ответственность, чувство взрослости.

Важно правильно оснастить предметно-развивающую среду в группах в соответствии с темой дня. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Например, при подготовке ко Дню музыки особое внимание воспитатель должен уделить центру музыкального развития детей (музыкальному уголку). Вместе с музыкальным руководителем подобрать в соответствии с возрастом детей:

Музыкально-дидактические игры;

Картинки для рассматривания с изображением музыкальных инструментов;

Сюжетные картинки, на которых дети поют, танцуют, играют на инструментах;

Портреты уже знакомых композиторов и тех, с которыми предполагается познакомить дошкольников;

Иллюстрации к их произведениям;

Детскую литературу по теме и др.

При организации разных видов детской деятельности, объединенных одной темой, роль воспитателя становится свободной, партнерской: вместе играем, экспериментируем, ищем ответы на вопросы, занимаемся творчеством. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми делает процесс эмоционально насыщенным и результативным.

Игра занимает в тематическом дне особое место. Воспитатель должен создать условия, чтобы заинтересовать детей различными видами игр, сформировать у них игровые умения. Игра во время тематического дня - свободная самостоятельная деятельность дошкольников. При этом нужно продумать, как реализовать большую часть ее содержания.

Позиция воспитателя «А давайте еще придумаем…" позволит наполнить образовательный процесс интересами детей. Они станут не исполнителями, а активными участниками моделирования игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

План-сценарий Дня здоровья для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Цели:

  • сформировать у детей первоначальные представления о здоровом образе жизни, культурно-гигиенические привычки и навыки;
  • объяснить, что такое режим дня;
  • продемонстрировать важность соблюдения режима дня для здоровья человека.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, к нам в группу на воздушном шаре было доставлено письмо. Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам зайчик Степа. Я давно собираюсь прийти к вам в гости, но никак не получается. То насморк одолеет, то горло болит, а так хочется с вами поиграть».

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Степе и рассказать, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

1-я половина дня

2-я половина дня

Дети учат зайчика Степу каждое утро делать зарядку, умываться и чистить зубы.
Беседа с детьми на тему: «Витамины для нашего здоровья».
Воспитатель рассказывает о многообразии и пользе продуктов, какие витамины содержатся в них, как важно правильно питаться.
Игра «Собери овощи и фрукты».
Чтение рассказа В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок».
Вопросы для обсуждения:

· Кто принес Бегемоту повестку и о чем там говорилось?

· С кем пришел в поликлинику Бегемот? Почему он убежал?

· Кто его искал?

· Почему Бегемот стал желтым?

· Куда увезла Бегемота скорая помощь?

· После чего Бегемот покраснел?

· Подумайте и расскажите, от каких поступков может стать стыдно ребенку.

Прогулка с зайчиком Степой.
Массаж рук «Ладошки».
Уборка участка «Чистота - залог здоровья».
Игры: «Догони», «Зайки в домике» и др.

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Упражнение «Самые аккуратные».
Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
(реж. - И. Иванов-Вано, 1954).
Дидактическая игра «Полезное - неполезное».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Знакомство детей младшей группы с профессией врача: дети рассказывают, как врачи помогают людям стать здоровыми.
Викторина «Что вкусно, а что полезно».
День открытых дверей для родителей и консультация «Здоровые дети в здоровой семье»

· Проведите беседы о режиме дня.

· Расскажите о том, что соблюдение режима поможет вырасти крепким и здоровым, а несоблюдение ослабит организм, ему будет труднее бороться с инфекциями.

· Рассмотрите с детьми рисунки с изображением режимных моментов, попросите их рассказать, чем они занимаются в течение суток.

· Обсудите, как растения и животные приспосабливаются к смене времени суток и года.

· Расскажите о профилактике заболеваний, сообщите элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о причинах, которые приводят к болезни, о том, как их избежать.

· Постепенно формируйте полезные привычки: мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго за компьютерными играми или перед телевизором и т. д.

· Подготовьте стенды для родителей на темы: «Простуда или ОРВИ у малышей», «О закаливании с малых лет», «Учим ребенка чистить зубы», «Принципы рационального питания», «Сон ребенка должен быть полноценным», «О профилактике аллергических реакций" и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

План-сценарий Дня друзей для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:

  • развивать доброжелательные отношения в коллективе, умение играть, трудиться, заниматься сообща;
  • закрепить привычку употреблять вежливые слова в общении;
  • учить объяснять свою точку зрения.

Сюрпризный момент

Воспитатель заранее просит родителей принести фотографии, на которых изображены дети со своими друзьями. Затем делает коллаж на тему «Дружба» и в начале тематического дня вывешивает его в раздевальной комнате.

Когда воспитанники приходят в детский сад, воспитатель включает детские песни о дружбе:

  • «Когда мои друзья со мной» из к/ф «По секрету всему свету» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича);
  • «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского);
  • «Друзья навсегда» из м/ф «Том и Джерри: мотор!» (муз. H. Mancini, сл. L. Bricusse);
  • «Давай дружить» из м/ф «Давай дружить» (муз. Э. Каландарова, сл. А. Файнберга);
  • «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Предлагает каждому ребенку найти свою фотографию, рассмотреть ее, рассказать, что изображено, и высказать предположения о том, почему в этот день звучат эти песни и развешены фотографий друзей.

1-я половина дня

2-я половина дня

Рассказ о празднике «Международный день дружбы». Беседа на тему «Зачем человеку нужны друзья?»
Вопросы для обсуждения:

· Почему мы называем друзьями только некоторых людей?

· Кого можно назвать другом?

· Как вы выбираете себе друзей?

· Что вас привлекает в друге больше всего?

Игровые проблемные ситуации «Правила общения друг с другом».
Тематическая прогулка «Вместе весело шагать». Совместные коллективные игры, взаимопомощь и взаимовыручка в походе.
Чтение рассказов В. Драгунского «Друг детства», Г. Остера «Как хорошо дарить подарки», Л. Толстого «Лев и собачка» (по выбору).
Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «В гости к другу», «Друг заболел», «Бюро добрых услуг»

Оформление фотовыставки «Наша дружная группа».
Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе.
Изготовление поздравительных открыток «Моему другу» (дети дарят друг другу открытки).
Просмотр на выбор одной из серий мультфильма «Кот Леопольд» (реж. - А. Резников, 1975-1987 год).
Дидактические и настольные игры:

· «Узнай по описанию»;

· «В мире вежливых слов»;

· «Шашки», «Уголки» и др.

· Предоставьте детям возможность высказать мнение, поразмышлять над вопросами: «Что бы ты сделал, если бы твой друг попал в беду?», «Можешь ли ты сказать, как бы повел себя твой друг, если бы ты попал в беду?».

· Предложите конкретные ситуативные задачи: «Представь, что перед твоим днем рождения вы поссорились с другом. Пригласишь ли ты его? Почему?» и др. Это повысит активность воспитанников.

· Разыграйте этюды по теме и обсудите их. Так дети поймут, как правильно поступать в реальной ситуации.

· Попросите каждого ребенка ответить на вопросы: Как тебя называет твой друг? Как ты его называешь? Есть ли у тебя и твоего друга прозвища? Они обидные или нет? Как ласково ты зовешь друга? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама, папа, животное?

· Предложите родителям рассказать детям о своих друзьях, рассмотреть фотографии в семейном альбоме.

Тематический день для детей среднего дошкольного возраста "День превращений"

Цель:
Развивать воображение детей
Задачи:
Вызвать интерес к данной деятельности
Побуждать к творчеству, фантазии
Создать радостное настроение

План:
1. Мастерская по превращениям
2. Квест – игра «Найди волшебную пыльцу»
3. Игра: «Превращения»
4. «Волшебный завтрак»
5. Показ Фокусов.
6. Опыт с водой
7. Чтение «Сказка о волшебнике»

Ход занятия:

УТРО:
1. Воспитатель:

- Ребята, сегодня необычный день «День превращений». Как вы понимаете слово «ПРЕВРАЩЕНИЯ»?
(ответы детей)
- Если день сегодня волшебный, мне и хочется начать этот день необычно, сказочно. Приглашаю вас в «Мастерскую по превращениям».
(дети подходят к столам, на которых заранее разложена атрибутика для ряженья, приготовленная родителями группы)
- Посмотрите, сколько волшебных предметов, предлагаю выбрать только один предмет и примерить.
(дети выбирают атрибутику, примеряют)
- Вот вы и стали, почти, волшебниками, но не настоящими. А все дело в том, что нам с вами не хватает волшебной пыльцы. Где же нам ее раздобыть?
(ответы детей)
- Посмотрите, какой-то необычный конвертик…

ЗАДАНИЕ № 1
«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ….
(Ёжик)
Записка:
«МОЛОДЦЫ! СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ! НАЙДИТЕ КОНВЕРТИК ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА».

ЗАДАНИЕ № 2
(подготовить картинки для проверки)
« СОСЧИТАЙ!»
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
Сколько в снег свалились?

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?

Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
Записка:
«МОЛОДЦЫ! СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ! НАЙДИТЕ КОНВЕРТИК ЖЕЛТОГО ЦВЕТА».

ЗАДАНИЕ № 2
(подготовить картинки с цветами)
« ВОЛШЕБНАЯ КЛУМБА!»
Найдите среди цветов полевой цветок.
Записка:
«МОЛОДЦЫ! ВЫ СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЯМИ, НО ОСТАЛОСЬ ЕЩЕ ОДНО ЗАДАНИЕ И САМОЕ СЛОЖНОЕ! НАЙДИТЕ В ГРУППЕ СРЕДИ КОМНАТНЫХ ЦВЕТОВ, ТОТ ЦВЕТОК, В НАЗВАНИИ КОТОРОГО ЕСТЬ И РЫБА И ХВОСТ…»

3. Дети находят «Волшебную пыльцу»
Воспитатель:
- Вот вы и нашли Волшебную пыльцу, а теперь настало ПРЕВРАЩЕНИЯ!
Повторяйте все за мной:
Волшебство сейчас начнется,
Стоит палочкой взмахнуть.
Детям ярко улыбнется
Позовет в далекий путь!
(воспитатель раздувает на детей ВОЛШЕБНУЮ ПЫЛЬЦУ)

4. Волшебный завтрак:
(необычно оформить стол)

5. Показ фокусов.
6. Опыт «Волшебная вода»
Свойства воды:
Обращаем внимание на: 1.Выявление свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита). Опыты. 2. Что растворяется в воде? Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ Мука, сахарный песок, речной песок, краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, палочки, подносы, картинки с представленных веществ. Опыты.. 2. Замерзшая вода. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит их воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинки с изображением айсберга. Опыты. Игра «играем с льдинками».

7. «СКАЗКА О ВОЛШЕБНИКЕ»
легенда
Давным давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а Волшебник всё жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
Как-то раз Волшебник сказал людям:
- Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.
- Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди.- Нам будет не легко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости,- попросили они.
- Посмотрите вокруг,- сказал Волшебник,- вы живёте в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрём и прислушаемся. Чувствуете? Всё, что нас окружает, живёт в своём Ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля - ровно и спокойно, как плещутся о берег волны - то быстро, то неторопясь. И главное, каждый из них услышал собственый ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.
- Удивительное и Волшебное растёт внутри нас,- с восторгом сказали они Волшебнику.
- Похоже, вы открыли самый главный мой секрет,- улыбнулся Волшебник.- Ведь Волшебство - это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнётся Волшебство.
- А как мы будем им пользоваться? - спросили люди.
- Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своём сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник. - И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнёте меняться.
Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.
Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...

Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день» . Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

  • Не много зинька ест — пьет, а весело живет.
  • Не велика птичка — синичка, а и та свой праздник помнит.
  • Синичка – воробью сестричка.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Невелика синица, голосок востёр.

Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.

Кормушки можно сделать из:банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Поиграйте с детьми игру “Птичий бунт ” .
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Тематический день
в детском саду для старшего дошкольного возраста

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки».

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

  • Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
    Словно кошки не боится – собирает крошки,
    а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
  • Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
    Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
  • Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
  • Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
  • Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
    звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
  • Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
  • Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

Пальчиковое упражнение «Дятел ».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец )
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прогулка 1 : картотека.
Вторая половина дня .
Творческая игра «Синичка»
.

(Влетает синичка).

Педагог : Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Педагог: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка : Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы» .
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».

Прогулка 2: картотека.

Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место».
Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Одинаковые, но разные».
Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

Галина Казакова
Тематические дни в детском саду

На современном этапе в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребенка.

Одной из форм такого взаимодействия является проведение тематических дней.

Девиз нашего дошкольного образовательного учреждения:

«У нас каждый ребенок – самостоятельная личность!».

Девиз партнерской деятельности:

«Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

В научной литературе дана формулировка тематического дня:

«Тематический день – организация практико-ориентированного коллективно-творческого дела по актуальной, интересующей, востребованной, продуманной, не безразличной теме в первую очередь участникам дня и его зрителям».

Идея тематического дня:

погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в деятельности.

Виды деятельности при проведении тематических дней:

Общение со взрослыми и сверстниками,

Экспериментирование,

Познавательно-исследовательская,

Изобразительная,

Проектная,

Художественно-театральная деятельность,

Элементарный бытовой труд.

Тематические дни, как форма взаимодействия детей и взрослых, позволяют детям дать возможность:

Для свободного выбора детьми деятельности,

Для практических действий,

Формирования основных навыков,

Развития мыслительных функций;

Выражения своих чувств и мыслей.

Ценность тематических дней заключается в следующем:

Являясь необычными по форме, они особенно увлекают детей, побуждая их активно осваивать общечеловеческие ценности;

Дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность, инициативу, что создаёт благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивных качеств личности.

Необходимые условия для проведения тематических дней:

Время и место.

Результат.

План подготовки.

План проведения.

Сценарии проведения.

Изюминка дела.

Наш детский сад работает по Образовательной программе, разработанной в соответствии с ФГОС ДО и примерной образовательной программой «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

По рекомендациям программы «От рождения до школы», при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели и дни. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства. Тематические дни в ДОУ используются как итоговые по разделу или теме.

Тематические дни (итоговые по разделу или теме) проведенные в нашем ДОУ:

«День Знаний».

«Что нам осень принесла?»

«День здоровья».

«День народного единства».

«День матери».

«День прощания с елкой».

«День игры».

«День театра».

«День зимних забав».

«День защитников отечества».

«Мамин день».

«Весна – красна».

«День победы».

«День защиты детей».

Примерный тематический день, посвященный «Дню матери» в подготовительной к школе группе.

Цель: поддержать традиции бережного отношения к женщине; особо отметить значение в нашей жизни самого главного человека – матери; воспитать заботливое, внимательное отношение к маме; уточнить и расширить знания о понятии «семья»; сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества.

1. Утро радостных встреч: звучит грамзапись песни «Мамин праздник» (музыка Тиличеевой). Чтение стихотворения Я. Аким. «Мама» (привлечь внимание детей, настроить на дальнейшую деятельность; сделать все возможное, чтобы порадовать мам, поднять им настроение).

2. Игровая ситуация «Мы порадуем мам» (педагог напоминает детям, что они целую неделю готовились к особому дню, посвященному мамам, которых дети любят больше всех на свете. Предлагает детям украсить группу цветами, шариками, своими работами. Обращает внимание на эстетику оформления, подчеркивая, что дети должны порадовать и удивить своих мам).

3. Беседа на тему «Нет милее дружка, чем родная матушка (создание образа матери - хранительницы семейного очага, создающей теплую атмосферу, уют, ощущение родного дома).

4. Ручной труд: «Салфетки для праздничного стола» (развить эстетический вкус, умения что-то делать руками; вызвать желание сделать для мамы приятное).

5. Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями, посаженными в подарок маме.

6. Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Мамины помощники» (на правах равного игрового партнера уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; обыграть различные ситуации, увидеть свое место и роль в семье, почувствовать свою востребованность).

7. Наблюдение, беседа на тему «При солнце тепло, а при матери добро» (по результатам наблюдений прокомментировать данное выражение, рассказать, какие общие качества есть у солнца и мамы).

8. Подвижная игра «Угадай, кто я?» (при помощи пантомимы показать, кто по профессии их мамы.

9. Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»: сюжет «День матери» (обыграть ситуации, связанные с подготовкой к празднику.

10. Трудовые поручения: расчистить дорожки, посыпать их песком (научить детей совершать поступки для того, чтобы сделать маме приятное, порадовать ее; сформировать волю через получение результата.

11. Эстафета «Кто быстрей соберет свою семью» (мама (ребенок) собирает свою семью в дом).

12. Чтение художественной литературы Н. Саконской «Разговор о маме», Е. Трутневой «Бабушка».

13. Рассматривание журналов мод (развить умение выделять фасоны одежды, цвет, отличительные особенности, в прическе - цвет, форму, оригинальность, подбирать фасон сообразно предпочтениям, особенностям внешнего вида мам; сформировать желание видеть маму красивой, гордиться ею).

14. Открытие модельного агентства, где каждый может выбрать для своей мамы платье, прическу, обувь, украшения.

15. Изобразительная деятельность «Платье для мамы» (используя шаблоны, дети раскрашивают платье для мамы).

16. Вечер развлечений для мам (стихи, песни, совместные танцы, соревнования, эстафеты и т. п.).

17. Презентация салфеток для праздничного стола.

18. Игра «Интервью у мамы» (дети "становятся журналистами" и берут интервью у своих мам. Вопросы, задаваемые мамам, дети придумывают сами. Все интервью можно записать на диктофон, что дополнительно привлечет интерес детей и даст возможность еще и еще раз прослушать записи разговора ребенка с мамой).

Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности.

При проведении тематических дней каждый педагог может проявить свое творчество, видение, опираясь на уровень знаний и умений детей своей группы, внося приемы индивидуально – дифференцированного подхода.

Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических дней - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию.