Основная цель воспитания в обществе. Цели воспитания. Многообразие целей воспитания. Цель воспитания в современной школе. Система воспитания как условие развития личности

11.04.2019

1. Понятие о цели воспитания

2. Условия и факторы определения цели воспитания

3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности

4. Цель воспитания в современной педагогике

5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания

6. Основные тенденции развития образования

Понятие о цели воспитания

Целеустремленность - важнейшая характеристика воспитания. Как отмечалось, объектом воспитания является личность человека, менять которую воспитатель может лишь опосредованно, создавая или изменяя педагогические условия, в которых одни процессы стимулируются, другие - тормозятся. Кроме того, реакция человека на воспитательное воздействие зависит от ее воспитанности; в процессе воспитания часто остается неизвестным влияние других факторов, среди которых могут быть и отрицательные. В связи с этими обстоятельствами цель отдельного воспитательного воздействия достигается по-разному: на одних воспитанников он влияет значительно, на других - едва заметно; могут быть и такие воспитанники, на которых, в целом, воспитательное воздействие не действует.

Итак, целеустремленность воспитания означает обоснованную последовательность целей воспитания, постоянное корректировки воспитательных действий. Цель определяет характер не только отдельных воспитательных воздействий, но и всего процесса воспитания.

Цель - это то, к чему стремятся, чего пытаются достичь; цель (Словарь укр. языка. - Т. 11. - С. 235).

Цель воспитания - это заранее определенные результаты в развитии и формировании личности, которых пытаются достичь в процессе воспитательной работы. Знание цели воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать

и, естественно, придает его работе необходимую направленность и осмысленность.

Что бы вы сказали об архитекторе, который, закладывая И новое здание, не смог бы ответить на ваш вопрос о том, что он хочет строить, - храм, посвященный богу истины, любви и правды, или просто дом..., гостиница. .., кухню..., музей... или, наконец, хлев для составления туда разного, никому не нужного хлама? То же вы должны сказать о воспитателя, который не сможет четко определить вам цель своей воспитательной деятельности. К.Д. Ушинский

Философы утверждают, что цель неизбежно определяет способ и характер деятельности человека. В этом смысле цели воспитания подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания.

Цель является определяющей характеристикой воспитательной системы. Именно цель и средства ее достижения отличают одни системы от других: системы, направленные на удовлетворение потребностей ребенка - ее стремлений, желаний, интересов (Вольфдорфська система, система Монтессори) через педагогические системы В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко к системам, которые полностью обеспечивают удовлетворение потребностей общества, государства или определенного господствующего класса и др. В современном мире существует много целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Диапазон различий между целями широк - от незначительных изменений некоторых качеств человека к кардинальным изменениям его личности.

Цель определяет общую целеустремленность воспитания. В практической воспитательный работе педагог ставит конкретные цели, выбирая соответствующее содержание и способы воспитательной деятельности, причем реальные результаты воспитания сравнивает с общей целью.

В педагогике приняты конкретные цели воспитания называть задачами. Цель и задачи сопоставляются как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливым может быть и такое

определение: цель воспитания - это система заданий, которые она решает.

В рамках отдельной воспитательной системы цель всегда одна. Стоящих перед ним определяются, в основном много. Задача воспитания, решает педагог, могут быть классифицированы и систематизированы с учетом нескольких оснований.

Реализация общей цели воспитания требует прежде всего ее конкретизации по признакам: национально-региональными, среды (город, село), типа школы, ступени обучения, половозрастным, индивидуально-личностными.

Вторая важная основа классификации задач воспитания возникает в связи с выделением "единицы" воспитательного процесса. Такой структурной единицей является воспитательная ситуация. Именно в ней осуществляется самореализация и самоутверждения личности ученика. Соответственно выделяются задачи воспитания: анализ моральных, правовых и других норм; самооценка собственных возможностей; понимание сути несоответствия; моральный выбор; включения в деятельность; самореализация и самоутверждения.

Третьим основанием для классификации может быть анализ компонентов поведения и деятельности и выделение в качестве задач воспитания нравственных, трудовых, интеллектуальных привычек, умений, способностей к саморегуляции поведения, деятельности, позиций.

Четвертой основой может стать выделение компонентов нравственного развития личности: нравственных чувств, знаний, убеждений, отношений.

Пятой - системно-компонентный анализ личности и разделение задач воспитательного воздействия на отдельные сферы: задача формирования сознания, эмоциональной сферы, поведения.

По своему содержанию цели воспитания - это социальные идеи, сформулированные обществом на определенном этапе его развития. Каждой социальной идеи соответствует определенный компонент личности. Отсюда, цель воспитания становится реальной, если она приобретает психологической формы. Цель воспитания - это социальная идея, которая превратилась во внутренней детерминант жизнедеятельности питомца.

Решающую роль в этом преобразовании играют субъективные цели личности. Поэтому педагог создает условия для развития системы личностных целей. Среди них основными являются: понимание смысла собственной жизни; осознание себя гражданином страны; стремление унаследовать, сохранить и приумножить духовное достояние своего народа, попытки развивать творческие способности; всесторонне совершенствоваться и другие.

Главной целью современного воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

К группе объективных факторов относятся:

Генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

Социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

Обстоятельства биографии;

Культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

Особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

Психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;

Система отношений с социумом;

Организованные воспитательные воздействия, как со стороны отдельных групп, объединений, так и со стороны всего сообщества.

Если биологическая линия развития человека генетически запрограммирована и передается по наследству, то социальная линия характеризует личностное формирование и развитие человека, определяемое теми качествами и свойствами, которые приобретены им в процессе жизнедеятельности.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов.как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования - биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

Окружающая среда - мощный фактор развития личности, как предмета воспитания растущего человека. Факторы среды достаточно непредсказуемы и очень многочисленны. Возможны совершенно неожиданные влияния среды на формирование личности человека. Факторы среды можно разделить на несколько групп.



Воспитание есть целостный педагогический процесс формирования и развития личности. Воспитание любого из личностных качеств обусловлено формированием его содержательно-структурных психологических компонентов.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное и психическое развитие происходить не может. Данный факт подтверждают примеры «детей-маугли».

Процесс вхождения индивида в социальную среду, усвоения и воспроизводства им социального опыта называют социализацией. Этот процесс включает несколько стадий:

Адаптация - приспособление. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает;

Индивидуализация - появляются желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В отрочестве стадия самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, ибо все в мировоззрении и характере подростка еще неустойчиво;

Интеграция - появляется желание найти свое место в обществе. Она проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой и обществом, в противном случае возможны:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

Изменение себя («стать как все»);

Конформизм (внешнее соглашательство, адаптация).

Для возраста примерно до трех лет характерно доминирование процесса адаптации. Для отрочества (десять - четырнадцать лет) - индивидуализации. Для юности (пятнадцать - восемнадцать лет) - интеграция. Поэтому социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация).



Процесс развития усложняется тем, что социальная среда и социальные группы нестабильны, необходимо собственное участие в группах, чтобы приспособиться к жизни в них.

Однако процесс социализации имеет свои издержки. Можно выделить следующие издержки социализации в современных условиях.

Экономические:

Имущественное расслоение в обществе;

Подмена дружеских и товарищеских отношений отношениями купли-продажи;

Гипертрофированные потребности в материальной сфере при отсутствии духовных потребностей и культуры потребления;

Рост имущественных правонарушений у детей;

Вынужденная работа детей, наносящая вред их здоровью и нравственному развитию личности, и др.

Политические: ошибки и просчеты политического курса привели к появлению у молодежи неуверенности в будущем, «негативизма», нигилизма, депрессиям и страхам, уходу в неформальные, националистические объединения, культу жестокости и др.

Социальные:

В результате изменений в системе образования (платные и альтернативные школы) создались неравные условия для детей, что привело к элитарности образования;

Слабо решаются проблемы обеспечения малоимущих, многодетных, неполных семей и др.;

Культурные - засилье массовой культуры привело к утрате приоритетов национальной культуры, ценностного отношения к ней, возникновению различных направлений низкопробной молодежной субкультуры и т.д.;

Моральные - произошла переоценка ценностей, т.е. переориентация молодежи в сторону индивидуализма, нравственной «раскованности».

Данные издержки вносят коррективы в организацию и методику воспитания.

Влияние среды на развитие личности. Человек стано-

вится личностью только под влиянием общества, именно здесь происходит его социализация, т.е. духовное, социаль-ное и психическое развитие.

Социализация представляет собой процесс и результат присвоения и активного воспроизводства личностью соци-ального опыта, осуществляемый в общении, обучении и дея-тельности.

Если среда – это окружающая действительность, где про-исходит становление и развитие человека, то дальняя среда отождествляется с обществом, а ближняя среда – с домом, семьей, друзьями.

Овладение новыми действиями ребенок осуществляет под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В этом за-ключается очень важная роль обучения и развития человека. Разница между совместной с взрослым и самостоятельной деятельностью определяет зону ближайшего развития (Л.С.Выготский). От величины этой зоны зависит обучае-мость ребенка, т.е. запас развития, которым он располагает. Существуют возрастные периоды, когда обучающие воздей-ствия педагога наилучшим образом сказываются на развитии человека.

Начиная с работ Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Тол-стого и заканчивая идеями наших современников, в науке в этом направлении накоплен огромный опыт, который позво-ляет значительно увеличивать педагогическую действенность воспитательной работы.

В связи с этим важнейшей закономерностью воспитания является необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка.

В педагогике выделяют следующие социальные стадии в развитии человека: до 1-го года – раннее младенчество; до 3-х лет – младенчество; до 6-и лет – раннее детство; до 8-и лет – детство; до 11-и лет – предподростковый период; до 14-и лет – подростковый период; до 18-и лет – юношеский возраст.

Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития, социализа-ции, который характеризует возрастные особенности. Учи-тель должен постоянно изучать и фиксировать особенности учебной, трудовой, игровой, спортивной деятельности своих воспитанников, уровень их умственного и физического раз-вития, черты характера, отношение к окружающим и самому себе. На этой основе следует разрабатывать программу вос-питательной работы с каждым учеником.

4. Развитие и воспитание. Воспитание – главная сила,

которая способна дать обществу полноценную личность.

Без воспитания человек не может развивать и реализовы-вать свои природные задатки и способности. Как показывает практика, воспитание должно опираться на внутренние пси-холого-педагогические механизмы личностного формирова-ния учащихся и стимулировать их стремление к саморазви-тию и самосовершенствованию в учебе и поведении. В про-цессе самовоспитания человек активно работает над собой, осознает свои достоинства и недостатки и исправляет их. Од-нако к самовоспитанию человек должен быть подготовлен всей воспитательной работой семьи и школы. Самовоспита-ние включает умение ставить цели и задачи, выполнять их, контролировать процесс и оценивать результаты.

Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский обос-новал закономерность, согласно которой цели и методы вос-питания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и “зоне его ближайшего раз-вития”. Негативное влияние наследственности и неорганизо-ванной среды на становление личности человека необходимо корректировать с помощью воспитания, эффективность кото-рого зависит от целенаправленного, систематического и ква-лифицированного руководства этим процессом. Однако воз-можности воспитания не безграничны.

5. Деятельность как фактор развития. В педагогиче-

ской теории сформулирована общая закономерность: чем больше человек работает в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

Усложнение содержания деятельности и привлечение уча-щихся к руководству ею, являются еще одной закономерно-стью воспитания.

При этом активность – это не только предпосылка разви-тия личности, но и результат, так как цель воспитания заклю-чается в формировании активной, инициативной, творческой личности .

6. Влияние культуры на развитие личности. Человек живет в динамично развивающемся мире. Объективно скла-дывающаяся ситуация требует от него соответствующих зна-ний, умений, навыков, качеств личности, норм поведения, которые позволяют адекватно реагировать на все изменения, ориентироваться в ситуации, уметь моделировать ее и осуще-ствлять необходимые коррекции.

Научная общественность сегодня делает попытку выявить сущностный статус образования через рассмотрение его в контексте культуротворческих процессов. Это позволяет ин-терпретировать образование как средство инкультурации личности и обеспечивать включение ее в социум. Под ин-культурацией сегодня понимается процесс приобщения чело-века к высшим ценностям мировой и национальной культу-ры. А социализация и инкультурация рассматриваются как самостоятельные процессы личностного развития ребенка, отличающиеся между собой содержательными характеристи-

ками .

Перед образованием, как и перед культурой в целом, воз-никает новая проблема – развитие способностей личности, умений ориентироваться и жить в меняющихся условиях. Причем сегодня кроме организованной среды (семья, учеб-ные заведения, профессиональная деятельность), которая оказывает воспитывающее влияние на человека, процесс формирования и развития личностных качеств, адекватных динамично развивающемуся миру, в определенной мере со-держит элементы, носящие стихийный характер. Решение проблемы зависит прежде всего от степени приобщения лич-ности к высшим ценностям культуры. На второе место педа-гогическая общественность определяет самосовершенствова-ние личности.

К сфере общей культуры в научной литературе относят деятельность человека, средства и механизмы ее осуществле-ния, причем сам человек рассматривается как субъект куль-турного развития. С таких позиций культура представляет собой качественную характеристику, определяющую, на-

сколько человек путем саморазвития и самосовершенствова-ния смог подняться над своей биологической природой. Влияние культуры на человека проявляется не только в его профессиональной деятельности, но и в становлении созна-тельной, целенаправленной, творческой активности в обще-стве, которая заключается в стремлении поддержать гуман-ные тенденции и противостоять разрушительным.

Сегодня нет единого толкования концепции культуры. Представляется актуальным понятие “социум культуры”, предложенное В.С.Библером, так как на данном этапе куль-тура ориентируется на общие ценности, созданные в разных культурах (античных, средневековых, западных, восточных и др.) и человек находится перед выбором своего социума, где он может осуществлять самоопределение . Рассуж-дая с позиции человека, поставленного в центр новых поли-тических, экономических и социальных условий, необходимо увидеть, понять и принять характер связей личности – на уровне установления безопасных отношений с подсистемами (природой, производством, государством, населением) и на уровне взаимодействия с ними.

В современном мире, где ценность образования постоян-но растет, ощущается необходимость в продуктивном ис-пользовании способности к производству нового знания. При этом усвоение материала признается лишь необходимой ба-зой для культуротворчества. Сегодня человеку необходимы прежде всего фундаментальные знания, которые пробуждают интерес к познанию и играют роль “фильтров” для текущей информации. Кроме того, фундаментальные знания служат опорой, когда прежний опыт в новой ситуации не всегда оп-ределяет верные решения. Очень важным для становления личности, особенно личности специалиста, является усвоение способов самореализации, саморазвития и самосовершенст-вования, которые вместе с системным мышлением обеспечи-вают открытость человека для всего нового .

В культуре отражается все, что делает человек, и то, что он собой представляет. Культуру следует рассматривать не только как результат, но и как процесс сознательной интел-лектуальной деятельности, в ходе которой изменяется окру-жающая среда и сам человек. Она дает колоссальный воспи-тательный, экологический, экономический и социальный эф-

фект. Все, что создано в ней, способствует совершенствова-нию человека, достижению максимальной реализации его как личности, гражданина, профессионала .

Человек является самым великим творением природы, ее венцом, источником творческой активности и движения впе-ред. Но чтобы воспитать хорошего труженика, патриота, семьянина, необходим напряженный труд родителей, педаго-гов, всего общества. Задача педагогической общественности сегодня заключается в оказании помощи подрастающему по-колению в формировании его отношения к окружающей дей-ствительности, прежде всего в развитии позитивного мышле-ния: побудить к творчеству, заставить почувствовать любовь к жизни, к Родине, к природе, труду, людям, к себе . Только после того, как человек усвоит социальные нор-мы, культурные ценности и реализует себя, он становится полноценным членом общества. В свою очередь, задача вос-питателя – ставить личность в активную позицию, вооружать ее способами деятельности и активного приложения сил, изу-чать ее своеобразие, раскрывать потенциальные возможности.

Таким образом, становление личности и ее развитие осу-ществляются под влиянием наследственности, общения, вос-питания, обучения и деятельности. За счет развития личност-ных качеств человек включается в систему общественных отношений и творчески осваивает общественный опыт. В процессе развития личности формируется ее мотивационная культура – как результат социализации и воспитания. Это социальные установки личности, желания, интересы, ценно-стные ориентации, убеждения и т.д.

Как результат образования создается информационная культура личности, которая представляет собой систему зна-ний всех видов и уровней (законы, представления, понятия, учения, концепции, суждения, гипотезы, теории).

Результатом активности и деятельности в развитии лич-ности является операционная культура, состоящая из систе-мы умений всех видов и уровней (навыки, привычки, спосо-бы, приемы, методы, методики).

Системность личности отражает в себе закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Только единство человека (природного, общественного, индивидуального) в его сущности, становлении и деятельности помогает целост-

но воспринимать окружающую действительность, приспо-сабливаться к меняющимся условиям жизни, вносить в них разумное, доброе, вечное. При этом необходимо понимать, что секрет выживаемости человечества скрывается в самом человеке. Целесообразно вспомнить замечание Б.М.Бим-Бада: у человечества есть только один способ действовать эффективно – это совершенствовать себя . Об-разование должно стать непрерывным процессом самосо-вершенствования и самообновления, причем не только для личности ребенка, но и для педагога. В этом заключается фундаментальная сущность механизма жизни и деятельно-сти, которая представляет основу для удовлетворения своих потребностей, реализации своих способностей и овладения высшими ценностями общей и профессиональной культуры. В данном стремлении находит свое выражение великое зна-чение феномена культуры для развития человека. Итогом та-кого влияния становится сформированная Я -концепция.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени детерминирует его конечный результат. Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский и К.Д. Ушинский придавали большое значение ясности и точности целей воспитания. Однако педагоги-практики часто не уделяют этому вопросу должного внимания. «Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить - храм или просто дом. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности».

Вместе с тем, ответ на вопрос о целях воспитания не так прост и очевиден, как это на первый взгляд представляется не искушенному в деле воспитания человеку. Прежде всего, не вполне очевидно, как достаточно четко и ясно сформулировать цели воспитания. И в этой связи следует прислушаться к А.С. Макаренко, который считал, что «цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук».

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено полиэтническим характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений об актуальности тех или иных общественных проявлений. Концепция воспитания - это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе (Е.В. Бондаревская). Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. В современных условиях идет не только демократизация и модернизация учебного процесса, но и происходит диктуемая жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства.

Процессы обновления в современной школе идут болезненно и сложно. С одной стороны, у учащихся появляются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой - многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики могут расцвести вечные общечеловеческие ценности, в частности, такие, как знания, предприимчивость, профессионализм, культура. Таким образом, современная социально-педагогическая ситуация формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам тип личности, выдвигает задачи воспитания человека в новых условиях.

Главная цель воспитания - разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация. Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать практическую воспитательную деятельность. Перечислим эти признаки:

  • * более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;
  • * принятие себя, других, природы как они есть; простота, естественность;
  • * центрированность на задаче, а не на себе;
  • * некоторая автономность, потребность в уединении;
  • * личная автономность, относительная независимость от культуры, среды; постоянная свежесть оценок;
  • * мистичность и опыт высших состояний;
  • * чувство сопричастности, единения с другими;
  • * демократическая структура характера;
  • * различение средств и цели, добра и зла;
  • * философское, неврожденное чувство юмора;
  • * самоактуализирующееся творчество;
  • * сопротивление раскультуриванию.

Каждый из признаков может быть реализован в конкретной воспитательной работе. Понятие цели диалектично. Постановка цели заведомо влечет за собой конкретизацию - определение стратегических и тактических задач воспитания. Л.С. Выготский писал: «Человек, в сущности, воспитывает сам себя… С научной точки зрения, невозможно, чтобы один воспитывал другого», т. е. педагог по собственному произволу не может сделать воспитанника ни лучше, ни хуже. Он может лишь создать условия, чтобы ученик сам захотел стать таким, каким хотелось бы педагогу. Об этом же в последние годы заговорили А.А. Бодалев, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова. Поэтому в формулировке цели воспитания необходимо еще добавить - в условиях личностно ориентированной коллективной творческой деятельности, в которой реально растущий человек может реализовать всю гамму своих потребностей и потенциальных возможностей, сформулировать черты самоактуализирующейся личности.

Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается, в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания.

Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса является его возвращение в контекст культуры (Е.В. Бондаревская). Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманитаризацию содержания обучения и воспитания.

В процессе воспитания происходят социализация личности, развитие личности (переход на новые уровни), ее самоопределение (формирование ответственности), формирование новообразований (новых качеств личности), интеграция личности (В.С. Кукушин). Цели воспитания варьируют в зависимости от социального, экономического, политического, культурного, этнического, конфессионального состояния общества.

Рассмотрим многообразие целей воспитания, выделенных выдающимися педагогами разных исторических эпох.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью? Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Гуманисты эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель де Монтень, Томмазо Кампанелла и др.) провозглашали культ человека. Человек в трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником отечества; ей присуще стремление к похвале, славе и большим делам; ее отличают всестороннее образование и культура (Г.М. Коджаспирова).

Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но в то же время подготовка к деятельности в земной жизни. Ребенок должен приобрести такие качества, как умеренность, опрятность, почтительность к старшим, предупредительность, правдивость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность, достоинство.

Дж. Локк говорил о воспитании джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утонченного в обращении. Выделял физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание.

Основные идеи в области воспитания К.А. Гельвеция - врожденное равенство всех людей, личный интерес как движущая сила индивидуального развития людей и их деятельности, воспитание как направляющая сила в развитии интересов, политическая система как определяющее начало воспитания.

Ж.Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» рассматривал, каким должно быть воспитание: свободным, естественным, зависящим от природы, людей.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо человеку потому, говорил он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. Задача воспитания -- создать человека. «Жить -- вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет -- соглашаюсь с этим -- не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, считал, что цель воспитания -- развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и, таким образом, обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей человека». Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизировал эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт цель воспитания видел во всестороннем развитии интересов, направленном на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания -- добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитание людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Главная задача воспитания и обучения у М. Монтеня - обретение моральных качеств и воспитание гражданских чувств, привычки к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам.

Т. Кампанелла писал о том, что система воспитания носит общественный характер и одинакова для всех граждан. Воспитание должно быть организовано так, чтобы все дети развивали свои силы и способности.

Цель воспитания у И.Г. Песталоцци - развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать гармонически развитого человека через труд, игру, обучение. И.Г. Песталоцци - основатель концепции развивающего воспитывающего обучения: «обучение должно быть подчинено воспитанию».

И. Кант видел цель воспитания в том, чтобы вести род человеческий к совершенству, содействовать выполнению человеком его назначения, развивать в себе человеческую природу. Педагогика Канта - педагогика воли.

Цель воспитания, по И.Ф. Гербарту, достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого нравственными идеями внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.

Р. Декарт провозгласил идеал воспитания - развитие ясного мышления, основанного на доказательстве и природном равенстве умов, допуская врожденные различия в интеллекте. Социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн, Ш. Фурье) считали, что воспитание - великое социальное явление, которое должно быть предметом забот государства. Для них человек - продукт среды, во всех недостатках виновата только социальная среда, т. е. капитализм, и надо его заменить социализмом. Трудовое воспитание - необходимое условие всестороннего развития человека.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х гг. XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А. И. Герцен был убежден, что цель воспитания -- подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н. Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -- подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, понимая под этим своеобразное сочетание личного с общественным.

Цель воспитания у Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского - воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека.

К.Д. Ушинский писал о том, что воспитание зависит от исторического развития народа, его нельзя выдумать или заимствовать у других: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».

По Э. Дюркгейму, воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит.

По М. Монтессори, воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, спонтанной активности. Система М. Монтессори построена на идеях свободного воспитания и предназначена для детей от 3 до 9 лет.

Я. Корчак говорил об осознании и признании ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. Сформулировал принципы воспитания: уважения труда познания ребенка, его неудач и слез, собственности ребенка, тяжелой работы роста, самобытности ребенка, паритетности взаимоотношений, безопасности, ненасилия, безусловной поддержки и помощи, безусловной любви воспитателя к воспитаннику. П.П. Блонский сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знания закономерностей развития ребенка; на уважении личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннем развитии его личности. П.П. Блонский сформулировал принцип индустриализации - тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

А.С. Макаренко разработал систему воспитания и создал теорию трудового коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Он утверждал, что самое главное - «уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью». Одним из важнейших элементов воспитания он считал трудовое воспитание. Разработал важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе вопросы семьи, ее культуры, методов воспитания в семье.

В.А. Сухомлинский основное внимание обращал на воспитание у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. В.А. Сухомлинским также разработаны вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

Для систематизирования целей и идеалов в современном обществе, выделим два коренных аспекта, которые являются, с нашей точки зрения, основой в формировании всесторонне гармоничной и развивающейся личности учащихся – это гуманистический характер образования и крепкое физическое воспитание.

Государственная политика в области образования основывается, прежде всего, на гуманистическом характере образования, на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Ключевым моментом является также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, благоговейного отношения к окружающей среде, патриотизма.

Гуманизм (от лат.humanus- человеческий, человечный) – означает человечность, т.е. любовь к людям, толерантность, мягкость в человеческих отношениях. Другими словами, в понятия гуманизма лежит признание человека в качестве высшей ценности. Подласый говорил, что идеал не может быть сформулирован на основе непостоянных правил и мобильных привычек. Он должен формироваться на основе традиций. Вследствие чего можно наблюдать в работах Аристотеля и Руссо, Ушинского и Выготского формулировки, где ценности человеческой жизни и здоровья первостепенны.

Воспитание гуманистических начал, в молодом поколении, прежде всего, происходит в современных школах недостаточно целостно и рационально. Очевидно, можно сделать вывод, что на сегодняшний день крайне мало отечественных систем, способных реализовать высокие морально-нравственные нормы в настоящих условиях. В силу того, что актуальность тенденции в образовании состоит в увеличении количества знаний, умений и навыков, их обновлений; состоит в частых сменах профессиональных требований и, конечно, в плотной конкуренции на рынке труда.

Подобные ситуации многие образовательные системные успевают за требованиями, которые устанавливаются бешенным ритмом 21 информационно-технологическим столетием. Несмотря на чрезмерное уплотнение огромного количества знаний и всевозможное растягивание сроков обучения не позволяют передать современному школьнику тот объем информации, который накопился за три тысячелетия. Опыт древних философов и мудрецов должен по кирпичикам собирать в сознании учащихся крепкий фундамент, основу базу для дальнейшего формирования в человеке важных основополагающих качеств, правильного мировоззрения, что позволяет человеку в большей долей объективности подходить к оценке окружающей его действительности и самостоятельно выбирать для себя будущее, самостоятельно формулировать профессиональные, личные цели на основе которых будет подбираться необходимый объем знаний, умений, навыков. Естественно, идеальным периодом для становления подобной ситуации является юношеский возраст, но чтобы такая возможность существовала, необходима соответствующая воспитательная педагогическая работа с ребенком, с его самого раннего детства.

Все это позволяет говорить о том, что именно подход к формированию образа идеального человека, принципы к планированию целей в образовании и воспитании делают эти самые процессы (образование и воспитание) иными. Опыт показывает, что исследователи, которые видят решение проблем образования в придумывании новых идеалов (возьмем пример постмодернистов) со временем приходят в тупик. Происходит это от того, что представляемый ими образ ни на чем не основывается, оставаясь лишь проектом на бумаге, оставляя в стороне накопленный веками опыт человеческих взаимоотношений, выраженный в непреходящих ценностях. Это отчасти и задает тон некоторым авторам - постмодернистам, которые в пику своим коллегам говорят о том, что именно разрушение образа личности, складывавшегося веками, отказ от него ведут к глобальным проблемам в обществе.

Анализируя современную ситуацию образовательной системы, можно прийти к тому что, несмотря на не совсем позитивные моменты, вполне возможно обновление в учебно-воспитательном процессе. Необязательно вносить кардинальные изменения и ломать всю систему образования. Достаточно внести поправки в методы педагогической работы, добиться реализации принципов обучения и воспитания на практике.

В.Г. Крысько приводит список принципов обучения и воспитания, составленный на основе традиционных дидактических принципов с учетом гуманистических принципов воспитания личности:

· индивидуальный и дифференцированный подход к учащемуся;

· образование и воспитание через групповую и коллективную работу;

· воспитание и образование в процессе деятельности;

· уважение личного достоинства каждого;

· единство, согласованность, преемственность в образовании и воспитании.

Подобные формулировки можно увидеть практически в каждом учебнике по педагогике, некоторые из них были составлены еще в советское время. Актуальны они и сейчас. Но реализация этих принципов на практике на основе переписывания опыта того же Макаренко уже невозможна. На это указывает и В.Г. Крысько, приводя в довесок к этим принципам примеры методических наработок некоторых авторов. В частности он приводит список основных методов воспитания:

· убеждение;

· пример;

· поощрение;

· соревнование;

· принуждение;

· упражнение.

Некоторые из перечисленных методов давно доказали свою работоспособность. Но в наше время и они нуждаются в тщательной доработке, составлении новейших методических сопровождений. Так метод примера будет недейственен для подростков современной школы, если его содержание будет подобным тому, о чем писали в советских учебниках. К сожалению, подобные несуразицы встречаются и сейчас, когда в современном 14-летнем юноше пытаются воспитать любовь к Родине на рассказах о Гражданской войне.

Именно в обновлении методического материала, многократном уточнении целей в образовании и воспитании, переводе гуманистических принципов в образ, актуальный для современности и видится перспектива развития процессов целеполагания в образовании и воспитании.

В развитии и формировании личности большое значение имеет также физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры. Нужно иметь в виду, что в народе недаром сложилась пословица: в здоровом телездоровый дух. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении трудностей, что может мешать ему развиваться в других областях личностного становления. В этом смысле физическое воспитание выступает как исключительно важное условие всестороннего развития учащихся вообще.

Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Они есть у каждого здорового человека. Вот почему целенаправленная работа по их выявлению и развитию является важной частью всестороннего формирования учащихся. Школа должна воспитывать у них индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его роли в формировании личности. Только он позволяет преодолеть односторонность личностного развития, создает предпосылки для полноценного физического формирования человека, стимулирует его умственное, нравственное и эстетическое совершенствование.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компонентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

В последнее время понятие всестороннее и гармоничное развитие личности иной раз трактуется как разностороннее ее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие в современном обществе осуществляется не полностью. Этот отход от устоявшегося понятия является не совсем обоснованным. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как идеал общества с высокоразвитым техническим производством, как его педагогическая тенденция, и потому мера и глубина этого развития зависит от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию. Понятие же «разностороннее» развитие не имеет такого выразительного терминологического смысла, поскольку его, например, можно осуществлять без надлежащего эстетического воспитания и т.д. Такой понятийной неопределенности наука должна избегать.

Будучи идеалом воспитания, к которому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личности определяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оно выступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо, чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с теми социально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требует более детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развития общества и школы с тем, чтобы не забегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.

В связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации современного образования получил распространение такое понятие как «компетентностный подход». Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию. При этом отметим, что понятие модернизации образования нельзя сводить к конкретной программе, рассчитанной на период до 2010 года. Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда - в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику.

Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего, в изменениях программ по учебным предметам - как в связи с достижениями в естественных науках, так и в связи с идеологическими переменами в обществе. Другой путь реагирования на новые социальные требования заключался в дополнении учебного плана новыми предметами

Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития школы - путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на школьное образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам. Надо использовать другой путь - изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами. Связи и отношения между учебными предметами определяются прежде всего содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Термин «компетенция» (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости. Если исходить из этого определения при анализе достигнутого уровня образованности (как основного образовательного результата), можно выделить его следующие характеристики: сфера деятельности; степень неопределённости ситуации; возможность выбора способа действия; обоснование выбранного способа (эмпирическое, теоретическое, аксиологическое). Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Воспитание в подрастающем поколении гармонично развивающейся личности – это трудоемкий процесс, который требует особых профессионально - педагогических навыков существующих у учителей, несомненно огромного количества времени,безусловно ярое желание и стремление учеников к обучению и образованию, к получению новых знаний, умений, навыков. Аналогичным образом можно уделить внимание к тому, что физическое воспитание есть важная составляющая полноценного становления личности. В силу того, что современная система образования имеет свои недостатки и постмодернистами, и советскими учеными были выдвинуты некоторые пути решения, одним из которых является компетентностный подход, нашедший свою актуальность в настоящее время.

Заключение

В данной работе удалось раскрыть сущность понятий "образование" и "воспитание". Под первым понимается процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, демонстрируемый в конкретных знаниях, умениях и навыках. Под вторым - процесс и результат усвоения и освоения человеком общекультурных норм и ценностей, проявляющийся в поведении человека.

Также было определено, что основная ценность данных понятий заключается в том, каким образом они могут быть применены в процессе формулирования конкретных целей для педагогической практики. Был проведен анализ исторических прецедентов полагания целей в воспитании и образовании, с помощью которого удалось выделить основные факторы, влияющие на процесс формирования целей:

· потребности общества;

· уровень развития общества;

· уровень развития педагогической науки и практики;

· идеальный образ человека.

Последний в совокупности помогает определить сущность процессов целеполагания в воспитании и образовании.

В дальнейшем внимание было посвящено изучению современных тенденций в формулировании этого образа. Было обнаружено, что образ формулируется на основании гуманистических принципов, что закреплено в законодательных актах, суждениях экспертов. Важность использования именно этих принципов подтверждается и многовековыми культурными традициями.

Анализ современной ситуации в сфере образования помог сформулировать актуальные характеристики процессов целеполагания и формирования идеальных образов в образовании и воспитании:

· формулирование целей в образовании и воспитании на сегодняшний день происходит на основании принципов гуманизма;

· влияние государства на процесс целеполагания остается на высоком уровне;

· возрастает роль общественных структур (например, Общественная Палата) в процессах целеполагания;

· вследствие быстрого ритма жизни цели постоянно конкретизируются и обновляются;

· образ идеальной личности на сегодняшний день задается понятиями "всесторонне развитая", "развивающаяся", "гуманная"; определяется качествами: патриотичная, высокопрофессиональная, мобильная, интеллектуально развитая;

· существуют попытки целенаправленного формирования образа идеальной личности в школах (на низком уровне), через СМИ, художественными средствами; значительно уменьшилась роль церкви в процессе формирования образа; стали забываться семейные традиции, практически не транслируются семейные ценности;

· сфера образования пытается восполнить дефицит в процессах целеполагания новыми методами и методиками педагогической, воспитательной работы, удачно используются наработки личностно-ориентированного образования, развивающего образования.

Список использованной литературы :

1. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Издательство "Питер", 2000. 304 с.

2. . Введение в педагогику самоопределения: сб. науч. тр. / под ред. И.Д. Проскуровской. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. - 83 с.

4. . Зимняя, И.А. Педагогическая психология. СПб: "Питер", 2000. - 320 с.

5. . Крысько, В.Г. Педагогика и психология в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. - М.: Аст, 2000. - 370 с.

6. . Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. ле Гофф. - Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1997. - 150 с.

7. . От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общ. ред. А.В. Султановой. - М., 2006. - 266 с. (Издательская серия "Философия и педагогика самоопределения" вып. 7).

8. . Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - 576 с.

9. . Попова, М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.

10. . Толстой, Л.Н. Воспитание и образование // Эпоха, 1995 - №4. - С.13-54.

11. . ФЗ "Об образовании" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

12. . Радугин, А.А. Психология и педагогика / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160 с

13. .Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М, Андрианова Т.М. Теория обучения //М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383 с.

  • III. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА 2 страница
  • III. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА 3 страница
  • III. АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА 4 страница

  • Воспитание в социальном смысле

    В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

    В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

    Воспитание в педагогическом смысле

    Виды и классификация воспитания, цели воспитания

    Умственное воспитание

    Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

    Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию , всемерно раскрывать ее творческие возможности.

    Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

    Задачи умственного воспитания:
    • усвоение определенного объема научных знаний;
    • формирование научного мировоззрения;
    • развитие умственных сил, способностей и дарований;
    • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
    • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

    Физическое воспитание

    Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

    Задачи физического воспитания:
    • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
    • повышение умственной и физической работоспособности;
    • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
    • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
    • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
    • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
    • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

    Трудовое воспитание

    Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития .

    Политехническое воспитание

    Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность , готовит к осознанному выбору .

    Нравственное воспитание

    Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам . В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

    Эстетическое воспитание

    Эстетическое (эмоциональное) восстание базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

    Задачи эстетического воспитания;
    • формирование эстетических знаний и идеала;
    • воспитание эстетической культуры;
    • формирование эстетического отношения к действительности;
    • развитие эстетических чувств;
    • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
    • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

    Процесс воспитания

    Воспитательный процесс в школе является частью целостного , который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

    Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

    Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

    Требования к современным принципам воспитания

    Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

    Система воспитания опирается на следующие принципы:

    • общественная направленность воспитания;
    • связь воспитания с жизнью, трудом;
    • опора на положительное в воспитании;
    • гуманизация воспитания;
    • единство воспитательных воздействий.

    Цели и задачи воспитания

    Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

    Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

    Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

    Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

    • прагматической;
    • гуманистической.

    Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

    Гуманистическая концепция , имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

    Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

    Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

    Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

    В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, какА.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

    Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

    Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

    Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

    Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

    • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
    • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
    • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
    • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
    • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
    • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

    Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

    1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

    «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

    2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

    3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

    4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

    Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».