Вспышки ярости и агрессии у ребенка. Агрессия мамы по отношению к ребенку. Физические упражнения помогут вам “сбросить” негативную энергию и избавиться от плохих мыслей

26.02.2019

Подросток, выражающий свой гнев или недовольство при помощи крика, бросания игрушек или избиения другого ребенка на игровой площадке, причиняя при этом боль другим детям и взрослым или даже самому себе; ребенок, который в истерике падает на пол, когда чего-то не получает, выкрикивая при этом бранные слова или нанося урон окружающим предметам, - именно такие дети представляют собой настоящую проблему.
Периодические вспышки гнева и раздражения считаются нормальным явлением среди детей в возрасте от одного или полутора до четырех лет - у большинства детей такие вспышки проходят к моменту поступления в школу. Нормальное психологическое развитие должно обеспечивать большинству подростков лучшее самообладание и к школьному возрасту сделать их более отзывчивыми и поддающимися обучению. Даже в периоды расстройства дети школьного возраста обычно способны выражать свое разочарование и гнев посредством слов, рассудительно контролируя ситуацию.
Но так происходит не всегда. У некоторых детей вспышки гнева и раздражения сохраняются и в школьные годы, проявляясь при этом регулярно. Вполне понятно, что родители этих детей сильно переживают и расстраиваются по поводу такого поведения. Они задают себе вопрос: «Почему мой ребенок не научился социально приемлемым способам выражения гнева и расстройства?»
Для получения ответа на этот вопрос педиатры советуют родителям оценить, какими ролевыми моделями они являлись для своих детей - как они сами реагировали на проявления гнева и как учили реагировать своих детей. Если родители склонны к чрезмерному проявлению эмоций, разрушительным вспышкам и припадкам гнева, чаще всего такая же склонность наблюдается и у их детей. Если родители очень вспыльчивы, проявляя собственные вспышки гнева и раздражения во взаимоотношениях с другими людьми, такой тип поведения перенимают и их дети.
Разумеется, оказывать влияние могут и другие факторы. У некоторых родителей, в особенности не имеющих опыта общения с детьми, могут быть неоправданные ожидания в отношении поведения их детей. Вы просите ребенка сидеть спокойно и тихо на протяжении долгого времени, выполнять задания, которые он не способен выполнить в силу своих физических способностей или особенностей развития, либо же принимать на себя ответственность или соглашаться с решениями родителей, которые очевидно являются несправедливыми, - эти ситуации, вызывающие у ребенка разочарование, могут спровоцировать вспышку гнева.
Ввиду особенностей своего темперамента или телосложения некоторым детям гораздо легче проявлять сильные негативные эмоции, чем их подавлять. Упрямым детям труднее справиться со своими негативными эмоциями и научиться самообладанию. Тем не менее при помощи надлежащих наставлений и поддержки они способны научиться погашать вспышки агрессивного поведения.
В некоторых случаях вспышки гнева ребенка служат способом для привлечения внимания родителей, которые реагируют на него только тогда, когда он проявляет столь вызывающее поведение.
Если семья находится в постоянном состоянии стресса и напряжения (финансовые затруднения, алкоголизм, супружеские конфликты, бедность, физические или сексуальные нападки, переезд от друзей и семьи), дети могут реагировать на это более частыми вспышками гнева и раздражения. Помимо этого некоторые родители заявляют о том, что дети с хроническими заболеваниями или проблемами с обучаемостью более склонны к проявлению вспышек гнева, возможно, ввиду постоянного стресса, вызванного этими нарушениями; тем не менее не у всех детей с подобными проблемами случаются вспышки гнева, и на самом деле у большинства из них таких проблем нет.
В некоторых случаях дети школьного возраста на протяжении нескольких лет не испытывают вспышек гнева и раздражения, вполне управляя своими эмоциями и успешно взаимодействуя с окружающими, но вспышки гнева появляются у них позже. Если это похоже на вашего ребенка, подумайте, не были ли эти симптомы вызваны новой стрессовой ситуацией в школе, дома или в ближайшем окружении. Если ребенок не в состоянии справиться с эмоциональным напряжением, он может начать соответствующим образом проявлять свою тревогу, страх или гнев. Вы как родитель должны установить источник стресса и помочь ребенку справиться с ним. При необходимости поговорите с учителями, нянями или друзьями ребенка, которые могут помочь вам выяснить причину возникшей проблемы.

Действия родителей

Многие родители не могут решить, как следует правильно реагировать на вспышки гнева и раздражения ребенка. Вот некоторые советы, о которых следует помнить.

  • Знайте, что одни дети просто более впечатлительны, чем другие, либо у них больше трудностей, с которыми им приходится справляться.
  • Не возлагайте на ребенка слишком больших надежд. Сравните ваши ожидания с ожиданиями родителей друзей ребенка, в особенности с теми, чье поведение вас восхищает.
  • Когда у ребенка случается вспышка гнева, игнорируйте его поведение, чтобы не получилось так, что вы как будто вознаграждаете его за неприемлемое поведение. Ребенок может просто пытаться добиться внимания, и любая реакция, положительная или негативная, может только усилить вспышку. Вместо этого попробуйте проигнорировать ее или просто уйти. Это даст ребенку возможность научиться самоконтролю.

Но в некоторых случаях вы просто не сможете проигнорировать вспышки гнева ребенка, если, например, он продолжает бежать за вами, ломает игрушки или бьет брата или сестру. В таких случаях настойчиво потребуйте, чтобы ребенок ушел в другую комнату для отбывания наказания подальше от всех до тех пор, пока вновь не обретет контроль над своими эмоциями. При этом может потребоваться физическое сопровождение его в эту комнату.
В целом родители должны оставаться как можно более спокойными и не принимать участия во вспышках гнева, стараясь контролировать собственные эмоции. Кроме того, родителям следует избегать физических столкновений, которые могут обостриться до пугающего уровня, в результате чего один из участников, обычно ребенок, может получить повреждения.
После того как вы оба успокоитесь, сядьте и обсудите с ребенком, что спровоцировало вспышку. Придайте особое значение необходимости выражать негативные чувства при помощи слов, а не действий, и предложите более позитивные способы для таких случаев. Вы можете использовать систему вознаграждений, когда хвалите ребенка или он получает какой-нибудь подарок за умение разрешать конфликты без проявления вспышек гнева.

Когда следует обращаться к специалистам

Некоторым детям среднего подросткового возраста может быть полезно получить консультацию детского психиатра или психолога, связанную с их вспышками гнева и раздражения, но большинству детей такая консультация совсем не требуется. Как правило, педиатр может дать вам необходимые рекомендации и оказать поддержку в решении подобной проблемы поведения. Вам следует подумать о необходимости обращения за профессиональной помощью только тогда, когда:

  • вспышки гнева и раздражения становятся обычной моделью поведения ребенка, если он испытывает чувство расстройства или сердится;
  • вспышки происходят довольно часто, по нескольку раз в день;
  • вспышки ребенка происходят вне дома;
  • вспышки приводят к повреждению имущества или нанесению вреда здоровью самого ребенка или других людей;
  • вспышки становятся невыносимыми для родителей и мешают нормальным взаимоотношениям с ребенком.

В любой из подобных ситуаций сразу же обращайтесь за помощью к специалистам. Вспышки гнева и раздражения не всегда проходят сами собой. Вам необходимо попытаться понять, какие чувства при этом испытывает ребенок, а возможно, и изменить собственную реакцию на проявление таких вспышек, чтобы он с вашей помощью смог научиться эффективно контролировать свои негативные чувства.
Если проявление этих симптомов продолжается уже в период полового созревания, это может вызывать еще большие беспокойства. Гормональные изменения плюс более широкие формы поведения, которые становятся доступными юношам, вместе с увеличением размеров тела вызывают при вспышках гнева еще большую тревогу, представляют опасность и трудности контролирования.

Проявления гнева обычно встречаются у детей в возрасте от полутора до четырех лет. Вспышки гнева длятся в среднем от нескольких секунд до двух минут, иногда дольше. Тогда ребенок ведет себя агрессивно, может пытаться бить или кусать окружающих, бросаться игрушками. Если приступы агрессивности становятся регулярными, стоит посоветоваться с детским психотерапевтом.

Приступы гнева — норма или нет?

Это нормальное для взрослеющего ребенка явление. Приступы гнева периодически наблюдаются у 80% детей, чаще всего у трехлетних , реже – в два года , а в четыре года – в среднем у 10% детей.

Почему у детей бывают приступы гнева?

Приступ гнева обычно происходит, когда ребенок пытается вести себя независимо или сделать что-то самостоятельно, и у него это не получается. На частоту приступов гнева влияют усталость ребенка, его уровень развития, темперамент, психологическая обстановка в семье, а также здоровье и самочувствие. Приступы гнева у ребенка могут возникать также в тех случаях, когда взрослые слишком резко реагируют на его поведение.

Можно ли избежать вспышек гнева?

Внимательное отношение к ребенку поможет спрогнозировать вероятные приступы гнева и избежать их, действуя по ситуации и сохраняя спокойствие. Если приступ гнева начался неожиданно, то остановить его легче в самом начале; самых маленьких можно попытаться отвлечь и переключить на какое-то интересное занятие.

Как помочь ребенку справиться с гневом?

Психологи рекомендуют учить ребенка выражать свои чувства и оценивать эмоции. Этому может помочь проговаривание ситуации вместе с родителями, ее моделирование с помощью игрушек или сказок, рисование и лепка, посредством которых ребенок может визуализировать свое чувство гнева. Можно научить ребенка выражать свою злость словами («Я сердит!»), придумать историю, где персонажами будут сам ребенок и отрицательный герой – его гнев. Родителям рекомендуется объяснить ребенку, что все иногда чувствуют гнев, но есть разные способы его выражения. Важно, чтобы во время детского приступа злости родитель сохранял спокойствие.

Как реагировать на гнев ребенка?

Желательно разобраться в причинах ярости, возникающей у ребенка – тогда родителям будет проще избегать приступов гнева. В некоторых случаях малыш злится по причине невнимательности родителей: если он хочет есть или пить, слишком тепло или легко одет, если ему нужно в туалет или у него что-то болит. Реагировать на нормальное поведение нужно адекватно, иначе ребенок может начать манипулировать родителями. Со временем приступы гнева возникают все реже. Родителям, с самого начала научившимся справляться с резкими перепадами настроения своего малыша, в дальнейшем будет легче справляться с трудностями его воспитания.

Вспышки гнева у детей...

Гнев детей – вещь обычная. Вряд ли найдется ребенок, не проявивший ни разу недовольства, раздражения или ярости. Вспышки гнева и сопровождающее их агрессивное поведение может проявить себя очень рано, в возрасте двух-пяти лет: ребенок кусается, грубо толкается, пытается ударить ногой, угрожает, ломает чужие игрушки, унижает других детей, издевается над ними, дразнит до слез. Гневом дети реагируют на конфликты, лишения, на угрозы вторжения в свой мир, свой порядок, на чрезмерные, с их точки зрения, требования. Очень часто гнев сопутствует ревности, зависти, обиде, переживанию невозможности добиться желаемого. Гнев малыша вспыхивает мгновенно, протекает стремительно и настолько плохо контролируется, что часто выбивает из колеи и родителей, и самих детей. Чувствуя себя беспомощными перед бурными вспышками недовольства, родители пытаются каким-либо образом утихомирить ребенка, чаще всего награждая его шлепками. То есть, в тот самый момент, когда у родителей появляется уникальный шанс продемонстрировать, что такое самоконтроль и как нужно правильно гневаться, - они решительно отказываются от этого шанса в пользу репрессий.

После вспышки гнева ребенок нуждается в помощи, чтобы вновь обрести самоконтроль

Если ребенок впал в состояние гнева, важно, чтобы родители сохраняли спокойствие. Даже после сильной вспышки ярости дети довольно быстро разряжаются и становятся прежними. А вот родителям вернутся в нормальное состояние сложнее. Когда эмоциональная вспышка у ребенка пройдет, его стоит поддержать ("Представляю, как тебя разозлило, что…") и помочь ему переключиться с агрессивного поведения на более спокойное. Некоторым детям помогает простое чирканье карандашом или раскрашивание бумаги, другим – необходимо спокойно посидеть на руках у родителей. Ребенок может захотеть остаться один, или у него появляется потребность в физической разрядке (ударить ногой по футбольному мячу, нокаутировать диванную подушку и т.д.).

После случившегося можно даже с трехлетним ребенком обсудить, что и почему произошло. Скажите ему, что каждый человек иногда чувствует гнев. Но те способы, которыми он его выражает, не всегда приемлемы ("Твой брат взял твои кубики, а ты разозлился и разрушил его крепость. Разве это тебе помогло?").

Не всегда удается предотвратить причины, которые могут вызвать гнев. Поэтому ребенка необходимо научить простейшим приемам саморегуляции – они позволят ему не реагировать импульсивно.

Можно предложить ребенку громко произнести несколько раз: "Я сердит!". Можно рассказать ему сказку о том, как злая волшебница повсюду рассылает своих бессердечных и злых воинов-невидимок, которые сеют между людьми вражду, ненависть и зло, желая, чтобы всем вокруг было плохо. Такой воин-невидимка может незаметно проникать в человека, и тогда он из доброго и справедливого, вдруг, превращается в злого, жестокого и драчливого забияку. Окончание сказки может быть примерно таким: "Как только ты заметишь, что ты – это не ТЫ, а разбушевавшийся злой воин-невидимка, бери скорее прутик прогоняй его, приговаривая: "Уходи, уходи отсюда прочь! Я добрый, я справедливый! Передай своей волшебнице, что ей меня не победить!".

Такие приемы помогают отвлечь внимание ребенка от конфликта, удержать его от импульсивной агрессивной реакции, перенаправить негативные эмоции на отрицательного героя, сохранить у ребенка самоощущение: "Я хороший!". Заметив, что ребенок раздражен, напомните ему, как и что он должен делать. Помогите ему научиться владеть собой.

Ребенку нужно знать, как переживают гнев родители

Даже самый благоразумный человек иногда теряет самообладание. Если случилось так, что кто-то из родителей "вышел из себя", ему лучше удалиться и дать себе небольшую передышку, чтобы успокоиться. Вернувшись к ребенку, следует постараться объяснить ему, из-за чего произошла вспышка, признать, что такой способ выражения чувств неверный, и извиниться. У детей проявления гнева, в большей мере, связаны с их темпераментом. Некоторые дети выходят из себя быстрее, чем другие, некоторые довольно долго не могут понять, что они переживают гнев. Но все дети могут и должны научиться выражать гнев таким способом, который не вредил бы не им, ни кому-либо другому.

Отчего случаются приступы гнева?

Мой шестилетний сын собирал головоломку. И когда его полуторогодовая сестренка попыталась схватить фрагмент головоломки, он стал грубо кричать на нее: "Пошла отсюда! Не лезь!", - и так отшвырнул ее, что она вывихнула руку. Я ударила его. Опомнившись, увидела, что он очень испуган, растерян и как будто не понимает, что с ним произошло.

Жестокость детей – явление совсем не редкое. Проявления агрессии часто сопутствуют детским взаимоотношениям. Едва ли не каждый второй ребенок сталкивается с разными формами жестокости в детском саду, школе, во дворе… Почему эти ангельские, чистые, невинные создания так отчаянно жестоки?

У жестокости много корней. Генетических, физиологических, экономических, социальных. Среди причин – и то, что дети видят жестокость дома или по телевидению. Но никогда причиной жестокости не является только что-то одно.

Вспышки гнева становятся все более серьезной проблемой по мере того, как дети взрослеют. У большинства двухлетних детей речевые навыки ограничены, и их действия часто импульсивны; то, что ребенок в два-три года теряет контроль до десяти раз в день - нормально, но если такое поведение наблюдается у шести-семилетних детей, родителям необходимо насторожиться.

Грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему, повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Так что, родители, которые контролируют и дисциплинируют своих детей, практикуя физические наказания, создают опасную ситуацию. Ребенок учится тому, что физическое воздействие, в частности избиение, - это способ, с помощью которого можно заставить другого делать то, что ты хочешь.

Повседневная агрессия маленьких детей – тревожный сигнал для родителей

Многие родители не в состоянии признать, что поведение их детей жестокое, особенно, если это касается мальчиков ("Мальчик, есть мальчик!"). Однако принадлежность ребенка к мужскому полу отнюдь не означает, что к нарушениям поведения у мальчиков нужно относиться легкомысленно.

Некоторые родители не придают значения вспышкам гнева маленьких детей, предполагая, что ребенок это "перерастет". Но это ошибка! Многочисленные исследования подтверждают существование связи между ранними проявлениями гнева и серьезными проблемами в управлении поведением в дальнейшем.

Жестокое поведение складывается постепенно, и одна из первых вех на этом пути – жестокость к животным. Когда родители наблюдают ее у своих детей, они часто ничего не говорят и пытаются дать этому рациональное объяснение: "Он не знал, что делает; он ошибся; он устал; он просто не рассчитал своей силы" и т.д. Но еще более опасно, когда родители поощряют такую жестокость к животным.

Агрессивные проявления в поведении ребенка никак нельзя не замечать, надеясь, что оно само по себе как-нибудь отомрет. Контролируйте, меняется ли поведение ребенка после того, как его одернули, осудили, наложили запрет? Если малыш не может утихомириться сразу и продолжает дерзить, ерепениться, задираться, но, словно по инерции, все менее и менее вызывающе, - то это вполне приемлемые варианты переживания гнева. Но если агрессивное поведение остается устойчивым, – это тревожно.

Обратите внимание на поведение ребенка в играх. Ему трудно изобразить миролюбивого или спокойного персонажа? Ему трудно удержать себя в спортивных, силовых играх (футбол, борьба и т.п.) от пинков и приемов карате? Вам сложно остановить его от злобных проявлений, тем более просто словами? Если да, то это выступает свидетельством высокого уровня агрессии. Возможно, конечно, что стремление ребенка причинить кому-то вред свидетельствует о его собственном внутреннем неблагополучии. Но, в таком случае, тем более, ваш ребенок страдает, и остро нуждается в помощи.

Управление драчуном

В раннем возрасте все дети время от времени дерутся. Но между двумя и тремя годами их уже надо переключать на другую форму выражения своих эмоций и потребностей - с использованием слов. В этот период ребенка следует учить сопереживанию, например, понимать, что он делает больно другому, когда с силой отталкивает ребенка или отнимает у него игрушку.

Такие дети нуждаются в специальных упражнениях, помогающих освоить приемлемые навыки поведения.Надо научить ребенка анализировать свои эмоции, а для этого ситуации можно проигрывать, проговаривать, рисовать и даже лепить. Нельзя только взрываться в ответ на каждую выходку юного самоутвержденца – тем самым вы только накрепко зафиксируете неприятный момент в сознании маленького человека. Всегда помните, что во всех ситуациях, когда желание сломать или испортить игрушку, что-нибудь разрушить и сокрушить связано с гневом, завистью и эгоизмом, - в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Здесь поможет только ваша любовь, спокойствие и умение контролировать себя.

За гневом дети часто скрывают свои оскорбленные чувства. Например, в школе ребенка травят. Или горе-учитель взял привычку прилюдно унижать и оскорблять его. Ответить непосредственным обидчикам ребенок не в состоянии, зато он может безобразничать на перемене, нахамить бабушке, нацарапать на стене лифта вульгарные слова, выдрать трубку из телефонной будки на улице. Будьте внимательны и доброжелательны! Старайтесь докопаться до истинных причин агрессивного поведения ребенка.

Необходимо четко и обстоятельно объяснять ребенку, что может случиться, если он будет драться, - объяснить последствия таких действий. Подсказать, как простой разговор может помочь решить проблему.

Даже, если кажется, что ребенку эти занятия не помогают, не следует их бросать, надеясь, что он "перерастет" проблему. Как известно, агрессивность сильно возрастает в подростком возрасте, иногда достигая совершенно неприемлемых и недопустимых форм проявления, поэтому родители обязаны формировать навыки социального поведения с раннего детства.

Процесс воспитания ребенка не исключает и такого направления как обучение управлять своими эмоциями. Поговорим о том, как научить ребенка справляться с собственным гневом.

Психологи определяют гнев как адресную агрессию, которая выражается энергичным мощным криком. Гнев ребенка может сопровождается и топаньем ногами, и блеском глаз, и слезами. Это внешние проявления гневного состояния. А что творится в этот миг в душе ребенка? Эмоциональные нагрузки в состоянии гнева вредны и опасны для детского организма. Поэтому очень важно научить ребенка справляться с чувством гнева, а не его внешними проявлениями.

Родителям необходимо разобраться в причинах гневного состояния своего ребенка. Если гнев у ребенка вызывают определенные ситуации, их, по возможности, нужно избегать. Но если гнев появляется спонтанно, и родители не могут найти ему объяснение, наверное, следует показать ребенка врачу и исключить заболевания нервной системы.

Часто вспышки гнева у ребенка вызываются неумением наладить коммуникативные отношения со сверстниками. Желание руководить и неумение уважать мнение других - вот причина. Объясните ребенку, что все дети разные, каждый имеет свой опыт общения, но главное - ребенок должен привыкнуть к тому, что беспрекословно ему подчиняться никто не будет, и с этим ему нужно смириться. Чаще разговаривайте с ребенком. Вызовите на откровенный разговор о том, что его беспокоит, почему он злится. Сможет ли ребенок сам объяснить причину своего состояния? Навряд ли. Ваша задача - помочь ребенку разобраться в ситуации, подтолкнуть к правильному решению, выбору манеры поведения, а лучший способ избавиться от своих обид и разочарований - разговор с близким человеком. Взрослый человек свой гнев выплескивает в действии, ребенка же нужно научить этому. Научите ребенка отвлекаться от гневных мыслей в игре. Очень хорошо помогают подвижные игры. Пусть ребенок побегает, поиграет в мяч, попрыгает на скакалке. Можно поплакать в подушку. Главное - не замыкаться себе, не подавлять своего эмоционального состояния. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, иронизировать, если он проявил свой гнев в неудачном месте и в неподходящей обстановке, более того, если полез в драку. Если гнев ребенка подавлять, он может перейти в пассивно-агрессивное поведение. Суть его в том, что ребенок подсознательно будет вредить тем, кто захочет иметь власть над ним. Пассивно-агрессивное состояние может проявиться в упрямстве, забывчивости, преднамеренном «копании», нежелании учиться. Пассивно-агрессивное поведение разрушительно для личности ребенка. Он не понимает, что его упрямство и сопротивление вызвано желанием рассердить родителей. Чтобы не допустить возникновения пассивно-агрессивных черт в характере ребенка, старайтесь хвалить его каждый раз, как он сумел сдержать себя, самостоятельно, как взрослый, смог справиться с проблемой. И если успехи будут регулярными, вы можете гордиться своим ребенком: он умеет управлять своими эмоциями, а обучили его этому вы.

Обычные реакции на фрустрацию, особенно когда не разрешают получить или сделать что-то. Они обычны и нормальны у детей младшего дошкольного возраста. Первое, что можно порекомендовать, это собрать сведения, проанализировав пару вспышек раздражения согласно принципу ППП.

Затем обследовать ребёнка , чтобы установить возможные медицинские или психологические факторы. Медицинские факторы включают общую или речевую задержку, повреждение слуха (например, отит) и лечение бронхолитиками или антиконвульсантами.

Анализ вспышек гнева (принцип ППП) :
Предпосылки - что случилось за минуты до эпизода.
Поведение - как именно проявлялся эпизод.
Последствия - что случилось в результате.

Стратегия управления вспышками гнева у ребенка :
Любовь и внимание.
Отвлечение.
Избегание предпосылок.

Игнорирование:
- Эффективно, но может быть трудным.
- Без капитуляции.

Лишение позитивного подкрепления:
- Уходите и возвращайтесь, когда успокоится.
- Ставьте в угол на короткое время.
- Уводите от других детей.

Крепкое объятие.
Доска звёздочек.

Самый простой способ действовать - отвлечь ребёнка или, если это невозможно, позволить вспышке выгореть самой, тогда как родители покинут комнату и вернутся через несколько минут, когда всё успокоится. Очевидно, это не должно делаться в спокойной, нейтральной манере и, конечно, не должно сопровождаться угрозами покинуть ребёнка.

Вспышки гнева , которые носят характер вымогательства (когда ребёнок требует что-то от родителей), должны встречаться отказом. Они часто могут быть предотвращены простым приёмом установления правил, которые необходимо ребёнку напоминать прежде, чем ситуация разовьется. Другой путь - взять тайм-аут в форме структурированного игнорирования.

Раздражённого ребёнка помещают в какое-нибудь место, вроде коридора, где никто не будет разговаривать с ним какое-то время, например, 1 мин на год жизни. В течение этого периода его полностью игнорируют. Родители часто ожидают, что этот манёвр заставит ребёнка раскаяться, и жалуются, если он не срабатывает немедленно.

На самом деле его принцип в другом (не в реакции на наказание, а в отвлечении внимания), и часто требуется несколько недель, чтобы достичь постепенного улучшения. Может быть полезным попросить мать вести записи, чтобы засвидетельствовать это.

О вспышках гнева у ребенка :
проанализируйте, относительно предпосылок,
поведения и последствий;
используйте отвлечение, избегание предпосылок, игнорирование, тайм-аут.

Агрессивное поведение

Маленькие дети могут быть агрессивными по множеству причин, начиная от проявления злости, кончая припадками ярости. По большей части агрессивному поведению ребёнок учится либо через поощрение (часто неумышленное), либо копируя родителей или братьев и сестёр.
Например, часто агрессивное , претенциозное поведение провоцируется или усиливается тем, что родители кричат или бьют своего ребёнка. Тогда надо менять поведение родителей.

В большинстве случаев действенны те же принципы, которые применяют при вспышках раздражения: устанавливать правила, придерживаться их, оставаться спокойным, не уступать и при необходимости использовать тайм-аут. Последнее может применяться по правилу «1-2-3».

Усталый или расстроенный ребёнок бывает раздражительным и склонным к вспышкам гнева, - так же как и дети, чьи коммуникативные навыки страдают от глухоты или нарушения речевого развития, из-за чего они расстраиваются и приходят в ярость.

Надежда на то, что ребёнок спонтанно «перерастёт» стиль агрессивного поведения, - заблуждение, которое не соответствует действительности: однажды установившийся агрессивный стиль поведения оказывается необыкновенно устойчивым на годы.

Принцип «1-2-3» для борьбы со вспышками гнева и агрессивного поведения :
1. Перестань это делать, потому что...
2. Если ты не прекратишь, то пойдешь в свою комнату (или ещё куда-нибудь).
3. Иди в свою комнату

- Вернуться в оглавление раздела " "