Развитие ребенка в 4 года связано с его дальнейшим взрослением. Малыш вырос, вы уже не один раз сменили размеры одежды. Он подвижный и любознательный, хорошо говорит и выражает свои мысли. Ребенок начинает проявлять характер, утверждается как личность. Он умеет делать много вещей и активно учится новому. Некоторые дети в этом возрасте знают все буквы, считают до десяти, начинают читать по слогам.
Рост четырехлетнего мальчика достигает 98,3-105,5 см, девочки – 98,5-104,1 см. Весит мальчик 15,1-17,8 кг, девочка – 14,8-17,7 кг. К четырем годам проявляются генетические особенности детей, у родителей низкого роста ребенок, скорее всего, тоже будет маленьким. У высокого папы и мамы малыши быстрее вытягиваются в высоту. Рост и вес также зависит от активности, питания, условий проживания. Отставание в развитии помогает установить специальная таблица с показателями нормы. Если у ребенка показатели сильно занижены или завышены, ему может понадобится консультация эндокринолога.
Двигательные навыки у дошкольников становятся совершеннее. Они чрезвычайно активны, постоянно бегают, прыгают, ни минуты не сидят на месте. Дети могут спускаться и подниматься по лестнице без поддержки, спокойным шагом и бегом. Они взбираются на шведскую стенку, преодолевают препятствия. Хорошо катаются на трехколесном велосипеде, играют с мячом. Могут простоять на одной ноге около девяти секунд. Кувыркаются через голову и умеют выполнять сложные гимнастические упражнения. Правда с равновесием у них бывают проблемы, потому его нужно развивать.
Мелкая моторика рук тоже достигает большого развития. Дети могут точно рисовать разные фигуры, треугольники, круги, квадраты. У них получается изобразить некоторых животных, цветы, деревья, маленьких человечков. Некоторые начинают писать элементы букв в прописи. В раскраске они почти не выходят за линии. Четырехлетнему ребенку получается нанизывать на нитку бусинки и пуговички. Он строит высокие башенки из кубиков, складывать конструкторы.
В быту дети к четырем годам очень самостоятельные. Они хорошо пьют из кружки, едят ложкой, вилкой, некоторые оборудуют столовым ножом. Умеют самостоятельно умываться, чистить зубы. Надевание одежды не составляет для них проблемы, разве что не всегда получается справиться с пуговичками и шнурками. Очень важно в это время прививать ребенку гигиенические навыки, напоминать о том, что следует почистить зубы, помыть руки. Надо учить малыша складывать после занятия игрушки, что очень важно для развития аккуратности.
К четырем годам у ребенка активно развивается мышление. Тысячи вопросов, которые он задает, как раз являются проявлением такого развития. В три годика малыш в основном пользовался практичным, наглядно-действенным типом мышления. Он самостоятельно пробовал разобраться в строении предметов, нажимая на кнопочки, рычаги, ломая игрушки. Сейчас к этому типу присоединяется наглядно-образный. Малыш учится воспринимать образы и схемы предметов, использовать их отдельные свойства. Очень ярко такое восприятие проявляется при рисовании. Ребенок изображает только самые важные детали. Например, для картинки дома ему достаточно нарисовать квадрат с крышей, кота он изображает на четырех лапах с хвостом и усами.
Развитие более сложного типа мышления, логического, к четырем годам только начинается. Проявляется оно в способности обобщать свойства вещей, находить в них одинаковые черты и группировать предметы по этим признакам. Для ребенка еще сложно понимать абстрактные вещи. От конкретных образов, связанных со словами, переходить к общим. Чтобы стимулировать умственное развитие, с ребенком нужно заниматься, учить его что такое «время», «число», «мера».
Речь ребенка к четырем годам усложняется. Он владеет больше, чем тысячью слов, произносит почти все звуки и буквы. Умеет грамотно составлять предложения из 4-6 слов, пользоваться глаголами, прилагательными, дополнениями, существительные спрягает по падежам. Иногда в разговоре допускает грамматические ошибки, но случается это все реже. Дошкольнику получается довольно связно пересказывать события, содержание прочитанной книги. Ребенку четырех лет нравится сочинять новые слова, они кажутся ему более подходящими для названия тех или иных предметов. Малыш уже четко отвечает на вопросы, может выполнить 3-4 поручения взрослых. Знает свое имя, как зовут папу с мамой, бабушку с дедушкой. Может назвать свой адрес, адрес друга, дедушки с бабушкой.
Активно развивается у детей воображение. Они сочиняют сказки, играют в сложные ролевые игры. Иногда придумывают себе чудищ и монстров, а потом их боятся. Нужно терпеливо объяснять ребенку, что страхи его напрасны. Ни в коем случае не пугайте детей сами, это далеко не лучший способ добиться от них послушания. Совершенствуется у дошкольников память, они накапливают в голове результаты своей познавательной деятельности. Они уже знают несколько цветов, быстро запоминают новые. Называют до 4-5 фигур, в том числе и объемных. Учат наизусть и рассказывают стихи из 4-8 строф. Дети, у которых хороший слух, поют песенки, хорошо помнят мелодии.
Психоэмоциональное развитие детей в четыре года не менее интенсивное, чем интеллектуальное. Ребенок научился справляться со своими чувствами, освоил основные правила поведения. Он еще бывает капризный, но не агрессивный. Хотя в этом возрасте появляются новые проблемы, малыш вдруг становится замкнутым, грустит, не проявляет интереса к своим сверстникам. У него очередной переходный период, новый этап осознания себя как личности. Он уже научился давать оценки своим действиям и прекрасно понимает, когда поступает хорошо, а когда плохо. Если малыша за неправильные поступки часто наказывать, а успехи и хорошее поведение игнорировать, у него развиваются комплексы. Ребенку кажется, что его никто не любит, что он плохой. Когда дошкольник гиперактивный, такие проблемы выливаются в неконтролируемое поведение. У спокойных детей они чаще проявляются депрессией.
Для того, чтобы избежать проблем эмоционального характера, нужно создать благоприятную атмосферу в семье. Ребенку важно не только то, как обращаются к нему, но и отношения родителей друг к другу. Взрослым нужно серьезно воспринимать возрастные особенности психики дошкольника, обращать внимание на его настроение.
Постарайтесь понять, почему он грустит. Возможно, у малыша проблемы в общении с другими детьми. Может проблема в вас, вы его слишком часто ругаете, загружаете обучением. Обратиться к специалисту стоит тогда, когда плохое настроение – не случайный эпизод, а постоянное состояние, на протяжении 2-3 недель или месяца. Насторожится родители должны, если дошкольник вдруг стал очень агрессивным, начал заикаться, перестал идти на контакт с вами или со сверстниками.
Социальные контакты для четырехлетнего ребёнка становятся необходимостью. Он уже освоил первые уроки общения с детьми. Теперь активно осваивает свою роль в играх, занимает определенное место в детском коллективе. У ребенка появляются друзья и неприятели, он начинает ссориться и мириться с ними. Четырехлетние дети менее эгоистичны, чем раньше., они умеют делиться игрушками, угощениями. Хотя бывает, что ребенок жадничает, прячет от других свои вещи. Постарайтесь мягко объяснить, что так делать не нужно. Ведь с жадинами никто не хочет дружить. А если сегодня он поделится с другими, завтра поделятся с ним.
В период от трех до четырех лет ребенок полностью переходит на стол, которым питаются взрослые. Это не значит, того на его питание не нужно обращать внимания. Ведь малыш растет и активно развивается, ему нужна энергия. У многих детей в этом возрасте нарушается аппетит маме приходиться быть очень изобретательной, чтобы приготовить что-то малышу. Едят дети к четырем годам 4 раза в сутки. Половина всего количества пищи должна приходится на завтрак и ужин, чуть больше трети на обед и около 15% на полдник. Рацион малыша должен быть полноценным, включать все основные ингредиенты, витамины и микроэлементы. Вот какие продукты рекомендуют использовать для приготовления пищи (также их суточный объем):
На завтрак малышу можно делать запеканки из овощей, творожок со сметаной, каши на молоке, омлет или вареное яичко. На обед малыш обязательно должен есть супчик, свеженький салатик, пюре из овощей, мяско или рыбку, сок или компот. На полдник ребенку можно дать фрукты, печенье, йогурт. Ужин не должен быть слишком плотным. Приготовьте рагу из овощей, блинчики, запеканку из макарон с рыбкой или курочкой. Перед сном малыш может выпить стакан молока или кефира. Между приемами пищи не делайте перекусов, иначе у ребенка испортиться аппетит.
Как и раньше, в четырехлетнем возрасте необходимо соблюдать режима дня. Еда, прогулки, уроки и занятия ребенок должен делать в одно и то же время. Особенно важно это для детей, которые ходят в садик. Если во время каникул вы отучите его от режима, ему физически трудно будет привыкнуть к нему опять. Спит малыш сейчас раз в день 1-2 часа. Некоторые дети постепенно начинают отказываться от дневного сна, к 6-7 годам таких будет большинство. По ночам здоровый малыш практически не просыпается, не кричит, разве что он пережил на протяжении дня эмоциональное потрясение, испугался громких звуков. Спит ночью он около 9-10 часов, просыпается в 7-8 утра, а засыпать должен в 9 вечера.
К четырем годам малыш уже хорошо окреп физически. Он очень активен, но у него еще плохо развито равновесие, попробуйте его совершенствовать. Помогут в это упражнения на перекладине, хождение по брусу, по бордюру или дома по ковру на носочках и на цыпочках. Попробуйте показать, ка делать ласточку, стоять на одной ноге, будто цапля.
Возраст 4 года – самое время отдать малыша в спортивную секцию. Не ставьте перед собой задачи сделать из него выдающегося спортсмена, ребенок должен заниматься спортом с удовольствием, а не под принуждением. Делайте с дошкольником регулярно зарядку, купите ему кольца, перекладину, шведскую стенку, если не приобрели эти тренажеры до сих пор.
В четыре года ребенок прекрасно обучается. Можно начать с ним изучать иностранный язык. Если вы сами им владеете, попробуйте заниматься языком в домашних условиях. Помогут в этом видео, специальные материалы и учебная литература, развивающие карточки. Родную речь тоже нужно совершенствовать. Читайте вместе книжки, разучивайте стихи, поговорки, загадки. Также стоит обращать внимание, как говорить ребенок, мягко и ненавязчиво исправлять его ошибки. Если он плохо произносит некоторые буквы и звуки, может понадобиться консультация логопеда. Методы исправления речи есть разные, специалист поможет выбрать самый подходящий.
Развитие ребёнка в 4 года. Игра "На приёме у врача"
Занятия с ребёнком 4года.Чтение,письмо, математика
Развитие речи у ребенка 3-4 лет
Voting
ОтправитьНеобходимы ребенку занятия на развитие логики. Приготовьте карточки с изображением различных предметов. Пускай ребенок выбирает из них изображения с одинаковыми свойствами, исключает лишние. Развивают логику и различные лабиринты, из которых нужно найти выход. Они могут быть нарисованы на бумаге или сделаны из объемных материалов. Осваивайте с малышом счет, он уже способен оперировать цифрами в пределах десяти. Для изучения арифметики можно использовать картинки в специальном учебнике, палочки для счета или обычные карандаши. Быстро воспринимается детьми к четырем годам азбука. Дошкольники, родители которых практикуют раннее развитие, уже умеют читать. Если вы еще не учили с малышом буквы, самое время начать. Обязательно купите тетрадь, в которой малыш будет учиться писать. Многие детки мечтают стать взрослыми, и пойти в школу. Игра в учителя и ученика может им понравится, и они охотнее будут осваивать материал.
Не забывайте про занятия творческие. Они необходимо для гармонического психологического развития ребенка. Купите ему разные развивашки и разукрашки, постарайтесь, чтобы малыш занимался изобразительной деятельностью самостоятельно. Разложите перед ним карточки, пускай рисует на них, что хочет. Разрисовывать тоже не обязательно теми цветами, которые есть на образце, лучше, когда ребенок проявляет фантазию. Двигательные навыки совершенствует лепка, дети в 4 года уже могут делать из пластилина довольно сложные предметы, птиц, животных, машинки, людей, целые композиции. Кроме того, малыш должен уметь держать в руках ножницы, вырезать по контурам картинки, делать аппликации. Творческие занятия должны включать танцы, разучивание песенок. Гимнастику тоже следует делать под музыку, так ребенку будет интересней и веселее.
К четырем годам уровень развития у разных детей отличается. Одни проявляют больше творческих способностей, другим лучше дается математика. Кто-то прекрасно говорит, рассказывает стихи, а кому-то больше по душе занятия спортом. Потому для воспитания детей так важно учитывать их индивидуальные особенности. Если развитие и поведение ребенка не выходит за пределы нормы, родителям не о чем беспокоиться. План развития у вашего малыша должен быть своим, сравнивать его с другими детьми не стоит. Ни в коем случае нельзя перегружать детей занятиями, устраивать им бесконечные тесты и проверки, насильно вырабатывать усидчивость. Если перестараться, ребенку можно отбить интерес к учебе навсегда.
Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.
Общие нормы и особенности развития детей в возрасте 4-5 лет
В этом возрасте средний рост у мальчиков составляет 100,3 см, а у девочек – 99,7 см. Весят мальчики в среднем 15-20 кг, а девочки – 14-18кг. Средняя прибавка в весе – 1,5-2 кг в год, а в росте – 5-7 см. Некоторые особенности развития могут быть связаны с наследственность ю.
Если показатель роста или веса ребёнка имеет значительное отклонение от нормы, необходимо проконсультирова ться у педиатра и эндокринолога. Причины отклонений могут крыться в неправильном обмене веществ, нарушении гормонального фона, сидячем образе жизни и недостаточной физической нагрузки, плохо сбалансированном питании.
В возрасте 4-5 лет скелет ребёнка пока ещё остаётся гибким, поэтому ему не рекомендованы силовые нагрузки. Необходимо всё время следить за осанкой малыша, смотреть, чтобы он правильно сидел за столом, спал на не слишком мягком матрасе.
В этом возрасте происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Исчезают пухлые щёчки, округлый животик и складочки на ручках. Дети напоминают маленьких взрослых. Большинство из них становится худее, но аппетит не теряют и с удовольствием едят 4-5 раз в день.
Большинство детей, которые не ходят в садик, к 4 годам отказываются от дневного сна. Те, кто ходит в садик, продолжают спать днём, так как привыкают к ежедневному режиму.
Особенности физического развития в 4 года
Малыш 4 лет полон энергии. Ему нужно постоянно чем-то заниматься. В 4 года ребёнок умеет:
Малыш в 4 года уверенно бегает, редко падает. Играя в «догонялки», он может уворачиваться от рук ловящего его человека. Ребёнок хорошо владеет своим телом, но с равновесием ещё могут возникать проблемы: по узкой скамейке он ходит очень неуверенно. Чтобы потренировать малыша, можно разложить на асфальте верёвку и предложить ему походить по ней, дальше можно тренироваться на бревне.
Ребёнок может пробежать около 150 метров, но с такими нагрузками надо быть очень осторожными. Прыжки у него получаются неплохо: и вперёд, и назад. Он способен перепрыгивать различные невысокие предметы, прыгать на ступеньку и с неё, но со скакалкой малыш, которому 4 года, работать ещё не может.
В этом возрасте многие дети пытаются сами завязывать шнурки, но у большинства это пока не получается.
Особенности физического развития в 5 лет
Ребёнок, достигший 5 лет, способен:
Роль родителей в развитии детей 4-5 лет
Если малыш ходит в детский садик, то его развитием в основном занимается воспитательница. В саду ребёнок играет в активные игры, общается со сверстниками, учится лепить из пластилина, рисовать карандашами и красками. Если же малыш не посещает детское дошкольное учреждение, то его развитием и воспитанием обязаны заниматься родители, которые должны учитывать индивидуальные особенности характера и темперамента своего отпрыска.
Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке. Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние малыша, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.
Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.
Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.
Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах. К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.
Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).
В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоциональн ого развития малыша.
Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.
Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию малыша, тем успешнее он развивается.
Основные признаки задержки в развитии детей
Опасными признаками в развитии детей 4-5 лет являются:
1. Чрезмерная агрессивность, застенчивость, тревожность или боязливость.
2. Проблемы в общении с другими детьми, нежелание играть с ними.
2. Слабая двигательная активность, неспособность без помощи подниматься по «шведской стенке».
3. Рассеянность внимания, не способность концентрации на чём-то одном более чем на 5 мин.
4. Ограниченность интересов.
5. Неспособность назвать своё имя.
6. Ограниченный спектр эмоций, подавленное состояние.
7. Неспособность удерживать в руке карандаш, построить пирамиду из 8 кубиков.
8. Проблемы со сном, самостоятельным приёмом пищи, походом в туалет.
9. Неспособность самому мыть руки, чистить зубы, одевать и снимать одежду.
Если родители замечают у своего малыша хотя бы один из этих признаков, необходимо срочно показать его педиатру. Он объективно оценит ситуацию и направит к одному из более узких специалистов - детскому психологу, неврологу, хирургу.
Каждый ребёнок развивается по-разному. У кого-то получается развиваться быстрее, у кого-то - чуть медленнее. Родители должны в любом случае поддерживать своего малыша, учитывать его личные особенности. Кроме того, им необходимо знать основные параметры развития детей в том или ином возрасте, чтобы вовремя заметить отклонения, обратиться к врачу и решить проблему ещё на истоке её возникновения.
rebenokrazvit.ru
Вашему малышу 4-5 лет? Значит, вы уже поняли, что усидеть на месте он не может. Движения, активные игры, беготня, кувырки и прыжки - вот чем любит заниматься малыш. Родителям нужно понимать, что физическое развитие в этот период проходит бурно. Кроха учится пользоваться своим телом, улучшается его координация движений. Для него полезны спортивные тренировки. Вы можете заниматься с малышом сами – это несложно.
Подбирайте упражнения под его возраст и возможности. Если он ходит в детский садик, то с ним обязательно занимаются физкультурой там. Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. Если кроха уверенно чувствует себя в своем теле, значит, он более общительный, уверенный в себе. Стоит помнить, что нельзя заниматься физкультурой во время болезни, иначе это может еще сильнее навредить здоровью детей.
Очень важная задача сейчас - укрепить мышцы, кости, суставы. Для этого, конечно, нужно добавить в рацион ребенка больше кальция, молочных продуктов, мяса.
Беготня, игры и постоянное движение - обычное занятие ребенка сейчас. Ему просто необходимо двигаться: так он снимает напряжение. Например, в детском саду упражнения и занятия проводятся в середине дня – так малыши сбрасывают напряжение от простых уроков и общения. Это помогает им расслабиться. Тут прямая связь: малыш побегал, устал, значит, будет хорошо спать. Нормальный сон днем - необходимый отдых в этом возрасте.
Для детей подвижные игры сейчас имеют важное значение. Группку детей можно научить играть в самые простые детские игры – они и не заметят, как целый час проведут в движении. Сейчас важная задача организма - стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки. Родителям не нужно ограничивать малыша в двигательной активности.
Необходимо физическое и психическое развитие необходимо для того, чтобы личность ребенка сформировалась правильно.
Недостаток движений, невозможность владеть своим телом сказывается на психике детей.
Дети в 4 годика уже осознают себя, умеют немного видеть со стороны. Нет физической активности - малыш вялый, часто болеет, слабый, на фоне сверстников выглядит неумелым, застенчивым. Это плохо сказывается на его самооценке, мешает ему правильно общаться, заводить друзей.
Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Это не какой-то фокус психологов, а вполне реальный факт. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию. Так человек чувствует себя уверенно в своем теле. Даже для ребенка 4-5 лет это важно.
Занятия физкультурой помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте. Потом это отрицательно скажется на функционировании эндокринной системы. К 4-5 годам дети теряют свой «детский жирок», тело вытягивается. Это нормально, не стоит переживать. Потеря в весе может быть в пределах 2 кг.
Физическое развитие малышей 4 лет отличается от 5-летних. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть прогресс ребенка всего за 1 год. Итак, что ребенок умеет в 4 года:
Прошел всего один год – малышу теперь 5 лет. Что он умеет:
Для ребенка интерес к движениям - это нормально. Не принуждайте кроху 4-5 лет сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью. Движения - возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно ходите с ним гулять на улицу. На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.
Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. У детей в детском садике обязательно будут простые уроки физкультуры, где воспитатель показывает простейшие упражнения. Такие уроки длятся 15-20 минут, также часто устраиваются «спортивные минутки», чтобы дети немного отдохнули от занятий.
Точно так же с малышом можно заниматься дома. Например, утром папа делает зарядку. Пригласите малыша позаниматься с вами. Самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:
Так можно заниматься дома или даже на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.
Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это дает достаточное волевое развитие, стимулирует силу воли.
Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.
Конечно, вам нужно правильно мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось заниматься. Расскажите, зачем вы это делаете: чтобы быть здоровым, быстрее вырасти. Просто заставлять детей разниматься, без разъяснений - это неправильно.
Постройте ваши занятия в виде игры, устраивайте небольшие соревнования. Дайте малышу победить. Указывайте на все ошибки мягко, показывайте, как делать правильно. Он еще не может относиться к занятиям критично, так что просто четко, медленно показывайте упражнения.
rebenkoved.ru
Обсудим физическое развитие ребенка от 4 до 5 лет.
Для того чтобы ребенок правильно развивался в физическом отношении, ему необходимы достаточно активное и в полном объеме движение и умеренная физическая нагрузка. В условиях недостатка движения и нагрузки плохо развиваются мышцы, тонус мышечной ткани снижен; страдает и развитие костной системы; кроме того, у ребенка, который по каким-то причинам мало двигается, не совершенствуются двигательные навыки, такой ребенок плохо владеет своим телом; мало двигаясь, ребенок мало устает, а значит, плохо засыпает и некрепко спит, что отрицательно сказывается на состоянии нервной, иммунной и других систем организма, делает ребенка болезненным.
Недостаточно хорошее физическое развитие негативно отражается и на психике малыша - слабый физически, неловкий и часто болеющий ребенок, как правило, не уверен в себе, чересчур застенчив, безынициативен, он видит в себе человека второго или третьего плана и в трудных обстоятельствах всегда спешит спрятаться за маму или папу.
Добиться хорошего физического развития ребенка , воспитать в нем чувство уверенности в себе, силу духа и прочие положительные качества сильного человека несложно - для этого нужно со своим ребенком хоть немного работать. В обязательном порядке каждый день (в отведенное для этого в распорядке дня время) выполнять с малышом простенькие физические упражнения. Лучше всего - увлекать ребенка собственным примером.
Например, когда папа начинает выполнять комплекс гимнастических упражнений, он может пригласить поучаствовать в занятиях и малыша. Можно не сомневаться в том, что малыш только обрадуется приглашению и будет, подражая папе, выполнять упражнения с немалым энтузиазмом. Мама, ставящая кассету с шейпингом в видеомагнитофон, может обрадоваться меньше: за ребенком следить надо, делать что-то «с экрана» он все равно не сможет, да и надо ли; но и тут можно что-то придумать для совместных занятий.
Но только регулярного выполнения упражнений мало. Ребенку в комнате следует создать все условия для активного движения. Важно обеспечить простор. И не ругать ребенка, который расшумелся - разбегался, распрыгался, еще и кувыркается…
А если позволяют пространство и планировка жилья - установить для малыша шведскую стенку, приобрести другие простенькие тренажеры. Они, во-первых, нужны для правильного физического развития, а во-вторых, помогут ребенку сжечь энергию, которая бьет из него ключом; у мамы же, ребенок которой занят тренажерами, появится немало дополнительных свободных минут.
Пожалуй, невозможно найти ребенка четырех-пяти лет, который не любил бы лазить по шведской стенке. Наблюдая за малышом, не желающим слезать со шведской стенки, зависающим на ней то на одном локте, то на другом, а то и вниз головой (разве не интересно посмотреть на мир в перевернутом виде?), лишний раз убеждаешься в том, что человек и обезьяна родственники-и весьма близкие…
Остается порадоваться тому, что ребенок много времени проводит на стенке, и можно не сомневаться в следующем: на стенке он проведет ровно столько времени, сколько необходимо для формирования хорошего тонуса мышечной ткани, для нормального роста костной ткани, для улучшения эластичности ткани связок; едва устанет, он потеряет к стенке интерес и сойдет на землю - с тем, чтобы назавтра забраться на нее вновь…
Ребенок, у которого в комнате установлен гимнастический комплекс со шведской стенкой, отличается от других малышей силой мышц, ловкостью, хорошим развитием вестибулярного аппарата (органа, отвечающего за чувство равновесия, за ощущение положения в пространстве), хорошим владением своим телом.
Но не следует забывать, что лазание по шведской стенке всегда сопряжено с некоторым риском травматизма. Этот риск несложно свести к минимальному, если разложить под стенкой старые подушки или матрас. Специально для такой подстраховки можно приобрести в спортивном магазине пару матов; они не раз еще пригодятся в будущем, если ребенок однажды всерьез увлечется спортом.
В состав подобных гимнастических комплексов могут входить качели, подвешивающиеся в дверном проеме, и дети этого возраста их очень любят.
Малыши, у которых есть такие качели, проводят на них много времени. Качели обеспечивают возможность для гармоничного развития мышечной системы - в частности, для развития мышц верхних и нижних конечностей, мышц шеи, спины, брюшного пресса. Кроме того, качели способствуют развитию подвижности позвоночного столба и многих суставов - плечевых, локтевых, лучезапястных, бедренных, коленных, голеностопных. Ребенок, раскачивающийся на качелях, тренирует свой вестибулярный аппарат, учится контролировать положение тела в пространстве. И конечно же, раскачивание на качелях - это огромное удовольствие. А пока малыш час за часом раскачивается на качелях в свое удовольствие, у мамы появляется дополнительное свободное время для отдыха или для выполнения работ по дому, по хозяйству.
Детские качели подвешиваются в дверном проеме в условиях малогабаритного стандартного жилища (городской квартиры), доски дверного проемы должны быть крепкими. В нестандартном жилище детские качели можно подвешивать и в других местах; при этом, однако, следует помнить о возможной травме: ребенок, раскачивающийся на качелях, не должен ударяться о предметы мебели, о стены, о косяки и пр.; качели должны быть очень хорошо укреплены; веревки (ремни) и крепления качелей нужно периодически проверять - не перетерлись ли они, прочны ли они; под качелями можно страховки ради раскладывать маты или старые матрасы, подушки.
Нужно иметь в виду ту возможность, когда ребенок вылетает из качелей вперед или падает назад; в последнем случае обычной является травма позвоночника, а в первом… ну, разбитый нос, губы, но бывают и экзотические случаи. В одной семье папа укрепил в простенке зеркало, а перед ним сделал подсветку (удобно? удобно!) из обычной рабочей лампы, которая раньше стояла у него на столе и с которой он ни за что не соглашался расстаться. Дочь, качаясь на качелях, вылетела из них, пролетела вперед, налетела на лампу… В результате на подбородке и шее у нее швы. Качели папа тоже делал сам, он заинтересовался, что же вышло не так. Отсутствие заграждения впереди и чуть большая против стандартной длина ремней, на которых висят качели!
Очень хорошие надежные качели можно купить в магазине спортивных товаров - для детей любого возраста. Устройство стандартных детских качелей, какие можно приобрести в магазине, позволяет ребенку не только раскачиваться вперед-назад, подобно маятнику, но и совершать движения по кругу, движения вокруг своей оси и сложные по сочетанию движения. Не рекомендуется подвешивать качели слишком высоко; с одной стороны, это более травмоопасно, а с другой стороны, не очень удобно ребенку. Качели для четырех-пятилетнего малыша должны быть подвешены на такой высоте, чтобы малыш мог без посторонней помощи на них садиться и, уже сидя, доставал до пола ногами.
Если в зимнее время качели хороши и в дверном проеме, то в теплый период года им самое место во дворе, в саду; детские качели можно взять с собой и отправляясь за город - в лес, на берег озера или реки.
Могут быть очень интересны ребенку четырех-пяти лет и полезны для его физического развития другие тренажеры, встречающиеся в продаже. Так, ребенку этого возраста вполне может быть рекомендован для игр (но мы же понимаем, что цель этих игр - гармоничное физическое развитие!) очень популярный у взрослых, особенно у тех, кто ищет способы похудеть, диск «здоровье» .
Наверное, нельзя назвать ни одной группы мышц в организме человека, которая не окажется задействованной у того, кто встает на диск и начинает совершать вращательные движения; одни группы мышц, сокращаясь или расслабляясь, обеспечивают эти вращательные движения, другие, работая, помогают сохранить равновесие. Несколько минут тренировки на диске - и организм малыша получает достаточную физическую нагрузку.
Ребенок, постоянно занимающийся на диске, хорошо владеет своим телом, становится точным в движениях; как показывает практика, диск является для малыша и неким организующим началом, имеет воспитательное значение: малыш, уверенно чувствующий себя в пространстве (благодаря хорошему развитию вестибулярного аппарата), становится уверенным и в своих действиях. Диск, кроме того, помогает ребенку сжечь лишнюю энергию, быстрее нагулять аппетит и самым положительным образом влияет на качество сна. А если положить на диск плотную подушку (диванную), если сесть на эту подушку и крутиться то в одну сторону, то в другую, диск «здоровье» самым естественным образом превращается в веселую карусель…
Та труба, которую папа укрепит в дверном проеме (на косяках под самой притолокой) и к которой будет подвешивать качели, впоследствии может быть использована ребенком как турник. К этой трубе элементарно подвешивается канат; у ребенка четырех-пятилетнего возраста руки еще слишком слабые, и малыш не сможет взбираться по канату до самого его верха; но на канате можно для собственного удовольствия зависать и еще на нем можно раскачиваться, как на качелях, - если завязать на нижнем конце каната узел и сидеть на этом узле.
А чтобы руки у ребенка становились сильнее, ему вполне уже можно осваивать маленькие гантельки весом до 200 граммов .
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет
Какие книги должны быть у детей 4 - 5 лет?
Как заниматься с ребенком дополнительно
Что должен уметь ребенок в 5 лет
Игрушки для детей 4 – 5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
vashechudo.ru
Малыш, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.
На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.
Родителям на заметку. Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт. Не упустите из внимания данную особенность.
Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда - нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.
О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей.
С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.
Полезный совет. На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка, воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.
Имейте в виду! Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям. Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.
Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.
www.vse-pro-detey.ru
Нервно-психическое развитие детей 4-5 лет отличается от развития 2-3-летнего ребенка по многим параметрам. Именно этот возраст многие специалисты считают самым лучшим для изучения иностранных языков, получения знаний в других областях. Особенности психического развития детей 4-5 лет таковы, что они впитывают информацию, как губка, и при этом отлично её запоминают. Как же успешно развивать ребенка 4-5 лет, тренировать его память, речь и мышление?
Во многом на то, как развивается ребенок в этом возрасте, оказывает влияние бурное развитие клеток головного мозга. Именно с этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка 4-5 лет. Развиваются творческие способности малыша: он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и изучение иностранного языка. Это возраст становления личности, поэтому так важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этот период, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет. У детей 4-5 лет усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связано то, как развивается речь ребенка и как увеличивается его словарный запас. В 5 лет ребенок способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Если у ребенка есть отклонения в произношении, самое время записаться на прием к логопеду.
Память ребенка в возрасте 4-5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ. Родители, учитывая особенности психического развития детей 4-5 лет, должны быть готовы к ответу на бесконечные детские «почему?» В то же время не стоит впадать в крайность и перегружать ребенка излишней информацией. Занятия должны быть ограниченными по времени и доставлять ребенку удовольствие. Психика его еще очень неустойчива, и чрезмерные нагрузки могут вызвать у него переутомление, нарушения сна и просто отвращение к занятиям.
Для ребенка настает время осознания себя в этом мире и отношения к себе окружающих. В более раннем возрасте он уже перешел от обозначения себя в третьем лице («Маша хочет конфету») к обозначению в первом лице («Я хочу конфету»), В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это показатель развития личности. Процесс формирования самооценки напрямую зависит от общения с окружающим его миром и в первую очередь с взрослыми. В силу особенностей нервно-психического развития дети 4-5 лет копируют поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно если это поведение получает положительную оценку у окружающих.
Он очень хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и такую же оценку. Поэтому со стороны родителей важно поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, говорите ему: «Ты молодец! Ты поступил очень хорошо, и я тобой горжусь. Я вижу, что ты уже совсем взрослый и на тебя можно положиться». Когда же он хулиганит и не слушается, говорите: «Ты такой хороший, а поступаешь очень плохо. Я просто не узнаю тебя. Мне очень грустно, что ты совершил такой плохой поступок, но я знаю, что ты обязательно исправишься». Оценивать нужно именно поступок, а не ребенка. Он должен быть уверен, что вы все равно его любите, и постарается исправиться, чтобы заслужить ваше одобрение. Но не стоит также перехваливать ребенка за те или иные хорошие поступки, иначе можно воспитать в нем зазнайку с чересчур завышенной самооценкой. Исключение составляют неуверенные и застенчивые дети. Хвалите их даже за самый маленький успех и с уверенностью заявляйте, что никогда не сомневались в них.
Психическое развитие ребенка 4-5 лет ещё не позволяет ему адекватно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно. Научить его этому возможно личным примером. Если родители будут признавать собственные ошибки и извиняться перед ребенком за несправедливое к нему отношение, он поймет, что в нем тоже видят личность, а личность умеет быть самокритичной.
Важно поощрять ребенка на будущие достижения, выражать свою веру в него, в его силы и возможности. Ваша поддержка всегда будет просто неоценима. Главное - развивать в ребенке упорство в достижении цели и желание добиваться более высоких результатов.
Раньше ребенок только получал информацию извне. Теперь же он ее не только осмысливает, но и ищет связи между событиями, пытается найти причины тех или иных явлений. Отсюда и все «почему». Не всегда ребенок ждет ответа у взрослых. Он пробует сам сделать выводы и найти решение. В раннем возрасте ребенок воспринимал различные явления и события и в его памяти сформировались определенные образы, собственные представления и ощущения. В 4-5 лет на основе ранее полученного опыта ребенок уже умеет не только воспринимать увиденное и услышанное, но и выделять особенности, общее и отличное, взаимосвязи между предметами и явлениями. Это и есть процесс мышления. Четырехлетний ребенок может группировать предметы по общим признакам, т. е. он видит не только машинки, кубики, фрукты, а уже понимает, что между ними есть нечто общее, некий признак, по которому их можно объединить (форма, цвет, предназначение). Пятилетний ребенок умеет вычленить лишнее. Например, среди фруктов выделить овощ, который в данной группе лишний, или среди зеленых кубиков выделяет синий, не соответствующий остальным по цвету.
Дети 4-5 лет как губка вбирают в себя всю окружающую информацию. Поэтому родители могут целенаправленно знакомить ребенка с книгами, фильмами, картинами, музыкой, несущими положительные эмоции и развивающими в нем разностороннюю личность. Можно обсуждать с ребенком увиденное или прочитанное, выяснить его отношение к этому, пусть обозначит сам, что хорошо, а что плохо, и почему. Важно закрепить в его сознании понятия добра и зла, прекрасного и отвратительного. Эти знания помогут вам в том, как правильно развивать ребенка в 4 года и старше.
Дети живут эмоциями. Особенность эмоционального развития детей 4-5 лет в том, что все их поступки продиктованы теми чувствами, которые они в данный момент испытывают. Важно научить ребенка управлять своими эмоциями, а также развивать его чувства, чтобы он не вырос черствым и бездушным человеком.
В первую очередь психическое развитие детей 4-5 лет и развитие их эмоциональной сферы зависит от той атмосферы, которая царит в семье. Если члены семьи доброжелательны друг к другу, проявляют щедрость, заботу, сопереживают, то ребенок уже подсознательно будет вести себя соответственно.
Говорите ребенку о том, что чувствуете в тот или иной момент жизни, когда вам грустно или когда вас переполняет радость. Пусть и он пытается словами выразить свои ощущения. Поощряйте любые проявления сострадания с его стороны по отношению к другим людям.
Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет оказывает эстетическое воспитание. Рисование, пение, занятия музыкой и танцами будут способствовать формированию чувства прекрасного. С помощью рисунков ребенок зачастую может выражать свое отношение к миру и какому-либо событию. Яркие краски, замысловатые узоры преобладают там, где он изображает то, что он любит, что вызывает у него массу положительных эмоций. Негативное ребенок изображает с помощью темных красок, изогнутых и резких линий.
Родители могут помочь развитию мышления ребенка. Память детей очень неустойчива, поэтому ее необходимо постоянно тренировать. Решение ребусов, отгадывание загадок, использование различных пособий помогут в этом.
Мышление - процесс активный, требующий упорства, умения сосредоточиться. Дети легче решают те задачи, которые им интересны. Задача родителей состоит в том, чтобы создать ребенку условия для активной мыслительной деятельности. В процессе того как развивать мышление ребенка 4-5 лет, помните, что детям интересно все новое и незнакомое. То, что давно известно и понятно, скучно. Нельзя вмешиваться в мыслительный процесс и пытаться дать готовое решение. Ребенок просто привыкнет к вашей помощи и ему будет лень самостоятельно искать пути решения. И конечно, нужно хвалить ребенка за успешно решенную задачу. Для него это сродни научному открытию.
Процесс мышления напрямую связан с развитием речи. Чем больше словарный запас, тем легче ребенку сформулировать свою мысль, понять смысл задания, обосновать его решение. Слова неразрывно связаны с предметами в сознании ребенка. Поэтому бессмысленно нагружать его словесными знаниями, если не поддерживать их зрительными образами. Бесполезно просто заучить названия материков, океанов, названия животных или растений. Как же развить мышление ребенка 4-5 лет, учитывая особенности его возрастного развития?
Покажите ребенку картинки, сходите в зоопарк или ботанический сад, используйте для закрепления словесных знаний прогулки («Помнишь, мы с тобой об этом читали?»). Ребенок обязательно запомнит то, что вызывает у него приятные впечатления и ощущения. И наоборот, если ребенок прекрасно обращается с предметами, нужно попытаться развить у него образное мышление – как это сделать в 4 года, спросите вы? Если малыш умеет считать палочки, шишки или конфеты, пусть попробует сделать то же самое в уме без предметов.
Неизбежны и ошибки в процессе мышления. Ребенок часто обращает внимание не на те признаки, делает неправильные выводы. Нельзя ругать его и смеяться над ним. Лучше вместе разобраться и помочь ребенку самому найти и понять свою ошибку. Ведь это тоже часть мыслительного процесса.
В связи с развитием мышления, у ребенка 4-5 лет развивается и речь. Меняются его взаимоотношения с окружающим миром, появляются новые виды деятельности, круг общения становится шире. Увеличивается словарный запас ребенка. Ему становится легче формулировать свои желания, он охотно рассуждает на ту или иную тему. Когда ему не хватает слов, он придумывает свои. Для этого возраста очень характерно словотворчество. Причем происхождение этих «перлов» на первый взгляд вполне логично. «Нельзя» - это когда нельзя, а «льзя» - это когда можно. У козы детеныш козленочек, а у овечки – «овеченочек». Чтобы малыш мог свободно выражать свои мысли, необходимо знать, как развивать речь ребенка 4-5 лет. В первую очередь, это делается с помощью чтения. Но недостаточно просто прочесть сказку или рассказ, как для детей младшего возраста. Необходимо вовлечь ребенка в обсуждение прочитанного материала или предложить ему сочинить свою сказку с известным началом и новыми героями. Можно попробовать придумать историю по картинкам. В процессе того, как развивать ребенка 4-5 лет, очень полезно играть со словами, переставляя буквы или меняя одну из них на другую (был КИТ, стал КОТ, был ДЫМ, стал ДОМ). Решение ребусов, шарад, детских кроссвордов поможет ребенку запомнить слова и научиться их использовать в речи.
Однако даже зная о том, как развивать ребенка 4-5 лет, не забывайте, что очень важно то, как разговаривают взрослые в семье. Это основной источник пополнения словарного запаса ребенка. Следите за своей речью, почаще разговаривайте с ребенком, используйте правильные слова и обороты.
Овладение любыми навыками напрямую зависит от способности ребенка сосредоточиться на каком-то виде деятельности. Для детей 4-5-ти лет характерны рассеянность и неумение долго сосредоточиваться на чем-либо. Важно научить их быть внимательными. Привлекать внимание можно определенными словами или жестами, чтобы вызвать интерес.
Далее степень внимательности будет напрямую зависеть от увлекательности процесса. Поэтому стремитесь превращать скучное занятие в интересное и занимательное и не очень продолжительное по времени. Причинами рассеянности ребенка могут стать чрезмерная психологическая нагрузка и разбросанность интересов, когда он одновременно посещает и музыкальную школу, и гимнастику, и рисование, и т. д. Ему просто трудно переключиться с одного вида деятельности на другой. Во всем должен быть разумный подход.
Если же ребенок рассеян и невнимателен всегда, необходима консультация врача. Иногда это могут быть последствия перенесенных заболеваний или родовой травмы. С таким ребенком нужно заниматься по отдельной системе, и в этом помогут педиатр или детский психолог.
Память в возрасте 4-5 лет обогащается огромным количеством новых знаний, впечатлений о предметах, явлениях, пространстве и времени, о различных цветах, звуках, а также традициях и правилах поведения. Помимо знаний, ребенок приобретает ряд бытовых навыков и умений - владение ножницами, карандашом, вилкой и т. п. Он может запомнить большое количество информации. За дошкольный период он овладевает таким объемом знаний, который не даст ни один университет своим студентам за 5 лет обучения.
В процессе того как развить память у 5-летнего ребенка, помните, что в этом возрасте она носит избирательный характер. Ему легче запомнить то, что вызывает у него определенные эмоции, а также то, что необходимо в игре или какой-либо деятельности. Процесс запоминания происходит механически путем многократного повторения. Но иногда можно заметить проявление логического запоминания. Например, рассказывая сказку, ребенок меняет некоторые элементы, но сохраняет основной смысл повествования.
Для обогащения и развития памяти необходима постоянная тренировка. Как развивать память ребенка 4-5лет, учитывая возрастные особенности? Побуждайте ребенка вспоминать то, что он видел или о чем вы ему рассказывали: «Смотри, какая красивая птичка. Помнишь, мы видели ее на картинке. Как она называется? А каких птичек ты еще знаешь?» Развивать память и внимательность можно с помощью игр. Например, разложить на столе предметы, предложить ребенку посмотреть на них и запомнить, сколько предметов и какие. Затем надо вывести его из комнаты и спрятать один или два предмета. Ребенок должен сказать, чего на столе не хватает. Игру можно назвать «Тренировка разведчика» или «Школа сыщиков». Со временем усложните задание - переложите предметы на столе в другом порядке - пусть заметит, что изменилось. И ещё: в ходе того как развивать память ребенка 4-5 лет, обязательно учите стихи и песенки – это хорошо развивает и память, и речь.
Статья прочитана 3 909 раз(a).
Развитие детей среднего возраста, проявляются особой любовью и привязанностью к свои родным.
Ребята уже умеет воспринимать эмоции окружающих, обижаться, стыдиться и разочаровываться в людях – такова психология ребенка 4 5 лет.
Советы родителям, у которых растут дети такого возраста, могут очень пригодиться для грамотной коррекции воспитательного процесса
Возраст 4 5 лет, это новый и важный переходной этап ребенка, который можно обозначить, как период интенсивного роста и развития. Он приводит к смене характера, совершенствованию познавательных и коммуникативных способностей.
Физическое становление, формируется гармонично и выражено быстрым ростом и развитием:
Именно с этого возраста можно объяснять малышу, что такое здоровый образ жизни и понемногу приучать его к нему. Это не так сложно. Начать можно с режима дня.
То есть, просто будить малыша и отправлять спать в одно и то же время каждый день. А потом перейти к другим полезным действиям.
Малыш этого возраста отличается неплохим развитием психомоторных навыков. Он может длительно гулять, познавать мир. Его способность что-то делать руками всё более совершенствуется.
Дети проявляют удивительную ловкость при выполнении, каких бы то ни было задач и интересуются всем, что их окружает:
Родители, имеющие представления о возрастных психологических особенностях детей, должны помочь им верно ориентироваться и контролировать все моменты, которые могут негативно сказаться на их развитии и воспитании. Например, держать под контролем разыгравшуюся фантазию, или блокировать возникающие страхи или тревоги.
В играх развивается детская фантазия. становятся уже сюжетно-ролевые, моделирующие, групповые.
Теперь малыши могут развлекаться без помощи взрослых, самостоятельно.
Они обычно заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяются с правилами, и жестко следят за их выполнением.
То есть, малыш получает много навыков через игру. Он учится общению со сверстниками, стремится держать эмоции под контролем, следовать правилам (в данном случае – правилам игры, потом это пригодится и в жизни).
Часто дети копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих отношений, общественных функций людей, различных видов их деятельности.
Очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родителям следует всячески поддерживать своих детей в желании поиграть.
Каждому родителю хочется видеть своего малыша в том числе и с высоко развитым эстетическим чувством.
Человеком с независимым, открытым умом, всегда добивается тех целей, которые он для себя поставил.
Это невозможно без развития у него способностей к творчеству. Заниматься этим нужно так рано, как только возможно.
Малыш в этом возрасте постепенно становится способным овладевать (не сразу, а понемногу) координацией мелких движений рук, зрительного контроля. Это дает ему возможность совершенствовать свои способности в изобразительной деятельности. Например, основная часть малышей рисует с большой охотой, т.к. координация между зрительным и моторным восприятием является огромным достижением для человека столь юного возраста.
С точки зрения психологии, рисунок – это важная подготовительная часть письменной речи и может много сказать о том, как малыш воспринимает окружающий мир.
Ребенок может иметь склонности к пению, танцам, влечению к нестандартным видам творческой деятельности (например, к кулинарии или точным наукам).
Такой скачок в развитии, который есть у детей этого возраста, был бы мало возможен без постепенного овладения искусством речи.
И он не только активно учит новые слова, но и сам их придумывает.
В этом возрасте подавляющее количество детей используют практически все части речи, соответственно его словарный запас значительно увеличивается.
Благодаря этому он воспринимает этот мир более осмысленно, целенаправленно анализируя.
Как общаются малыши? Иначе, чем со взрослыми. Первое, что бросается в глаза, повышенная эмоциональность. Они редко могут разговаривать нормально. Они кричат, хохочут, визжат, носятся, и при этом захлебываются от восторга. Взрослым нередко такие реакции непонятны.
Оттого основная часть детей, особенно этого возрастного периода, ведут себя раскованней и свободней со сверстниками. В общении сверстников можно наблюдать больше чувств, экспрессивно-мимических проявлений, чем при обращении к взрослым людям.
Показывайте малышу, как инициировать общение
В общении с взрослыми детки стараются придерживаться хотя бы относительных норм, приличий. В общении друг с другом они, например, часто используют порой совершенно неожиданные звуки, небылицы, слова.
Иногда дети стесняются общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Что бы это явление не переросло в психологическую проблему, взрослым надо нивелировать такое явление и искать выход из такой ситуации.
Например, помочь ребенку и ввести его в круг общения других детей словами: “Привет ребята! Нас зовут Катя и Маша, давайте играть вместе”. В дальнейшем ребенок научиться сам знакомиться и общаться.
Ребёнок в этом возрасте – маленький человек, который обладает достаточно развитым и разнообразным спектром эмоций. Его чувства в большей степени связаны с тем, какая атмосфера у него в семье. Его эмоции и потребности постепенно осложняются с появлением новых навыков. Дошкольник может выражать чувства с разной интонацией и мимикой.
К этому возрасту дети чаще всего становятся мягче, часто уступают. Их чувства становятся глубже.
В это время у малыша развивается познавательная сфера.
Необходимо как можно чаще общаться с ребенком, особенно в этом возрасте. Нужно рассказывать ему об окружающем мире, о явлениях, происходящих в нем.
В этом возрасте с малышом можно договариваться.
Но важно помнить, что позитивное воспитание должно быть основано на любви, а не на устрашении. Для малыша очень важно знать, что взрослые будут любить его всегда, даже если он проявляет непослушание.
Одни пребывают в уверенности, что малыша надо развивать чуть ли не с первых дней после того, как он родился, другие же думают, что детство – на то и детство, и не требуют от своих детей практически ничего.
И лишь родителям решать, на чью сторону в данном споре встать.
4-5 лет – очень интересный возраст. И это не только положительное качество этого периода жизни. Например, у детей появляются страхи. Один из них – страх темноты или одиночества. Родители должны всегда чутко и внимательно анализировать поведение и развитие ребенка, чтобы в сложный момент помочь ему преодолеть все сложности и вовремя вернуть его развитие в нужное направление.
4-6 лет – особый период в жизни маленького человечка. Совершенствуется речь, уходит беспомощность, малыш становится взрослее и самостоятельней. У него появляются первые друзья, в играх с которыми фонтаном бьет фантазия.
Непоседливость сменяется усидчивостью и развивается умение сосредотачиваться. Наступает время первых занятий по подготовке к школе. Но, наряду с самостоятельностью, которая так радует взрослых, в данном возрасте многие родители начинают бить тревогу из-за изменений в характере своего чада.
Возраст от 4 до 6 лет является первым переходным периодом в жизни маленького человечка. Трансформируясь из состояния единого целого с мамой в самостоятельную личность, он активно социализируется, начинает понимать причинно-следственные связи между вещами и активно делает логические выводы.
В психологии выделяют главные задачи воспитания и обучения детей 4-6 лет :
Вместе с самостоятельностью, в этом возрасте у маленького человечка значительно повышается интерес к себе. Проявляется это в умении лучше владеть собственным телом, эмоциями и поведением.
Формируется понятие собственного я, происходит половая самоидентификация, улучшается понимание правил поведения в социуме. Воспитательный процесс у дошкольников должен проходить с максимальным учетом методов современной психологии, описанных ниже.
Основными задачами воспитания ребенка на 4 году жизни являются:
Грамотное развитие четырехлетнего малыша формирует базис для воспитания ребенка 5-6 лет.
Особенности воспитания ребенка 4 и 5 лет, прежде всего, заключаются в умении родителей работать на опережение. Коррекция же неправильного поведения малыша занимает намного больше времени.
Современная детская психология предлагает обратить внимание на такие воспитательные аспекты :
Психологии данной возрастной группы отмечает, что для нравственного развития детей, 4 и 5 лет – наиболее благодатное время. Именно сейчас легче всего укрепить в маленьком человечке понятия добра и зла, честности и щедрости, правды, лжи и др.
Но, убеждая его в правильности подобных норм поведения, ни в коем случае нельзя быть назойливым или занудным. Используйте примеры из жизни и не забывайте о главном мотиваторе – поощрении положительных качеств.
Возрастные потребности напрямую определяют психологию правильного воспитания дошкольников.
Советы родителям от профессионалов в данной области:
Особенностью психологии данной возрастной группы является кризис социальных отношений. Но, учитывая выше сказанное, формирование модели взаимоотношений с социумом через «плохое» поведение для 4-6 лет является нормой.
Таким способом дошкольник выстраивает границы собственной территории, пытается быть более самостоятельным и свободным.
Родителям же нужно без лишней нервозности принять свое чадо таким, какое оно есть, дать возможность самому совершать поступки и нести за них ответственность, установить совместные с малышом правила и не позволять ему выходить за рамки дозволенного.