Оказание психологической. Компетенция: умение создавать адекватные условия для оказания профессиональной психологической помощи. Психология для детей

02.04.2019

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

Существующий достаточно обширный опыт деятельности специалистов по психологической поддержке людей в различных чрезвычайных обстоятельствах позволяет рекомендовать пользоваться следующими принципами оказания психологической помощи в экстремальных условиях:

> Безотлагательность: помощь пострадавшему с психической травмой должна быть оказана как можно скорее; чем больше времени пройдет со времени травматизации, тем выше вероятность хронификации расстройств, наступления патологических изменений в организме и поведенческих расстройств (алкоголизации, злоупотребления наркотическими средствами и пр.). Наиболее эффективна помощь, оказываемая по "горячим следам".

> Приближенность: помощь следует оказывать как можно ближе к месту события. В боевых условиях это означает, что следует по возможности избегать госпитализации пострадавшего с боевой психической травмой и его эвакуации в глубокий тыл. Смысл этого принципа состоит в оказании помощи без смены обстоятельств и социального окружения, а так же в минимизации отрицательных явлений ""госпитализма"", т.е. отношения к своему нарушенному психическому состоянию как трудноизлечимому и "ухода в болезнь".

> Ожидаемость восстановления: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным индивидуумом, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (""нормальная реакция на экстремальную ситуацию""). Необходимо поддерживать уверенность в скором возвращении нормального состояния, в способности вновь выполнить свою работу в полном объеме. В случае ""боевой"" психической травмы усилия терапевтического персонала направляются на скорейшее возвращение в строй.

> Единство психотерапевтического (психологического) воздействия подразумевает, что его источником должно быть одно лицо, либо группа лиц, но в обоих случаях должна соблюдаться унифицированная процедура обращения с пострадавшим и его психологической коррекции. Этот принцип учитывает особенности психического состояния лиц, подвергшихся травматизации, например - суженность сознания (""тоннельное ведение""), заторможенность и т.п., приводящие к неспособности воспринимать разнонаправленные воздействия.

Простота психотерапевтического (психологического) воздействия тесно связана с предыдущим принципом и означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено, прежде всего, на снятие тревоги, недопущение самоизоляции, ""ухода в себя"" путем побуждения пострадавшего к проговариванию своих переживаний, обсуждению пережитой травмы и актуального состояния. Очень часто помощь выражается в том, чтобы отвести пострадавшего от источника травматизации, предоставить необходимую информацию, теплое питье, пищу, отдых, психологически безопасное окружение и возможность быть выслушанным.

> Преемственность психологической подготовки, психологического сопровождения и психологической реабилитации: она предусматривает, в частности, разработку и заполнение индивидуальных карт контроля психического состояния на разных этапах участия сотрудника в соответствующих мероприятиях (операциях) и в реабилитационный период. В карты заносятся сведения об индивидуально-личностных особенностях, данные психологического тестирования, отмечается длительность и характер воздействия психотравмирующих обстоятельств, объем представленной психологической помощи и ее результативность.

Психосоциальная поддержка является ключевым фактором в предупреждении и преодолении отрицательных последствий стрессовых ситуаций, как на уровне индивида, так и на уровне социальных, профессиональных групп.

Человек, переживший травмирующее событие, испытывает обостренную потребность выразить свой опыт и осмыслить его в процессе общения, так же как оказавшаяся в беде группа людей или населения региона бедствия всегда надеется на помощь извне (на сочувствие своим страданиям и понимание своих требований).

Отсутствие социальной поддержки часто порождает агрессивность, злобу, демонстративные реакции, другие проявления социальной и личностной деформации, которые обычно рассматриваются лишь в контексте перенесенной психической травмы. Между тем, правильнее рассматривать эти негативные психологические последствия травматизации также и с точки зрения предоставленных мер социально-психологической поддержки пострадавшим, их своевременности, адекватности и полноты.

Психологическая помощь в этой связи может рассматриваться как один из специализированных видов социальной поддержки, которому ""адресована"" потребность пострадавших в выражении и понимании своих чувств, снятии напряжения, неопределенности, обретении чувства безопасности и т.д. В свою очередь, другие источники и виды психосоциальной поддержки (семья, товарищи по работе, друзья, командир или начальник) также могут служить целям психологической помощи, предоставляемой как ""стихийно"", так и ""направляемой"" психологом или другим профессионалом, получившим соответствующую подготовку в области предупреждения и коррекции стресса.

Программы оказания психологической помощи предусматривают ее дифференцированный характер и поэтапность.

Целями психологической помощи на всех этапах являются:

дать человеку возможность выразить свои переживания и реакции и оценить их

характер;

[ предоставить необходимую информацию, восполнить "информационный вакуум"; [ поддержать и внушить уверенность в себе; побудить к скорейшему возвращению к нормальной деятельности.

Мероприятия по психологической поддержке могут включать в себя психодиагностику (или иную оценку состояния), индивидуальное консультирование, психологические дибрифинги, рекомендации, программы взаимной поддержки, включая семейную, семейные дибрифинги, консультирование руководителей (командиров).

При выявлении нуждающихся в коррекции, следует обращать внимание на наиболее очевидные признаки дистресса, такие как:

Эмоциональная неуравновешенность;

Вспышки гнева;

Самоизоляция;

Нарушение психомоторики,

Психический шок;

Потеря ориентировки;

Провалы памяти.

Обычно в острой фазе постстрессовых нарушений групповые стратегии не используются, т.к. пострадавшие находятся на разных стадиях стресса, часто просто не готовы обсуждать свои чувства в группе.

Групповые методики показаны в случаях, когда люди подверглись совместной (коллективной) травме, например, в составе группы или подразделения. Поблизости от места события могут быть проведены занятия по аутогенной тренировке, сеансы декомпрессии и разрядки, направленные на снятие психологического напряжения, вызванного травмой. Эти сеансы представляют собой укороченные дибрифинги, включающие в себя такие его фразы, как:

Краткое введение;

Обсуждение фактов; предоставление информации.

Их задача - исключить необходимость в дальнейшем полном дибрифинге или наоборот стимулировать участие в таковом в случае, если такая потребность возникнет.

По окончании периода пребывания в психотравмирующей обстановке рекомендуется проводить так называемые деэскалацию или демобилизацию: мероприятия, направленные на уменьшение дистресса, связанного с возвращением к повседневной жизни и обычным условием деятельности. В рамках короткой 10-15 - минутной беседы обсуждаются:

® симптомы постстрессовой реакции;

® способы ее уменьшения;

® в конце беседы командир отдает распоряжение о порядке дальнейшей организации работы и прохождения реабилитационного периода, если таковой предусмотрен в данном случае;

® в заключении дается необходимая информация о времени и месте проведения психодиагностического обследования и (или) психологического дибрифинга.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Оказание психологической помощи спасателям в экстремальных условиях:

  1. ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ НАСЕЛЕНИЮ И СПАСАТЕЛЯМ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ И ПОСТРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПЕРИОДЫ
  2. 1. Психологическая устойчивость (подготовленность) спасателей к действиям в экстремальных условиях, пути, формы и методы ее повышения:
  3. 2.3. Психологическая помощь населению и спасателям в зоне действия чрезвычайной ситуации
  4. 1. Методы управления состоянием человека (спасателя) при работе в экстремальных условиях и после выхода из очага поражения:

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации.

2. Лица, оказывающие психологическую помощь, - государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь (далее - государственные учреждения), а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие психологическую помощь в городе Москве.

3. Специалисты-психологи - лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы.

4. Получатель психологической помощи - лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

5. Сложная психологическая ситуация - ситуация, нарушающая нормальную жизнедеятельность человека, семьи или социальной группы, которая не может быть преодолена ими самостоятельно.

Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве.

2. Настоящий Закон направлен на решение следующих задач:

1) последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

2) формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

3) обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

4) организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 3. Государственная система психологической помощи в городе Москве

Государственная система психологической помощи в городе Москве включает в себя уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие государственное управление и контроль в сфере оказания психологической помощи, Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве, государственные учреждения и специалистов-психологов, работающих в учреждениях города Москвы.

Статья 4. Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. В целях обеспечения координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению при Правительстве Москвы создается Совет по координации деятельности в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве (далее - Совет).

2. Порядок формирования, состав и полномочия Совета определяются Правительством Москвы.

3. Основными направлениями деятельности Совета являются:

1) участие в формировании социальной политики города Москвы в сфере оказания психологической помощи;

2) межведомственная координация деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве;

4) разработка мер по совершенствованию государственной системы оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Статья 5. Основные принципы оказания психологической помощи населению в городе Москве

Основными принципами оказания психологической помощи населению в городе Москве являются:

1) доступность;

2) добровольность;

3) адресность;

4) конфиденциальность;

5) комплексность;

6) системность;

7) профессионализм.

Статья 6. Основные виды психологической помощи населению в городе Москве

Основными видами психологической помощи, направленными на решение задачи последовательного повышения уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве, являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение;

2) психологическое консультирование;

3) психологическая поддержка и сопровождение;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская);

5) психологическая диагностика;

6) психологическая реабилитация;

7) психологическая коррекция;

8) психологическая экспертиза;

9) психологический тренинг.

Статья 7. Формы оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Психологическая помощь населению в городе Москве оказывается в следующих формах:

1) очная, заочная (по телефону), дистанционная (через Интернет);

2) краткосрочная, долгосрочная, экстренная;

3) индивидуальная, групповая.

2. Психологическая помощь может быть оказана на возмездной и безвозмездной основе.

Статья 8. Права получателя психологической помощи

1. Получатели психологической помощи имеют право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при условии соблюдения ими норм и правил, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) сохранение конфиденциальности информации личного характера, ставшей известной специалисту-психологу в процессе оказания психологической помощи, за исключением случаев, когда такая информация предоставляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Сбор данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи.

3. Получатель психологической помощи вправе отказаться от ее получения на любом этапе.

4. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

Статья 9. Оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях в городе Москве

1. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс краткосрочных мер, направленных на:

1) оказание психологической помощи лицам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

2) профилактику и предотвращение развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

2. Порядок оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях определяется Правительством Москвы.

Статья 10. Стандарт оказания психологической помощи населению в городе Москве

1. Стандарт оказания психологической помощи в городе Москве (далее - стандарт) - установленные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы нормативы качества и объема психологической помощи.

2. Применение стандарта обязательно для лиц, оказывающих психологическую помощь с использованием средств бюджета города Москвы.

3. Стандарт должен включать:

2) требования к формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия в специализированные лечебно-профилактические учреждения города Москвы;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам;

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления;

6) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в процессе ее оказания;

7) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые и другие категории).

4. Стандарт утверждается Правительством Москвы.

Статья 11. Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве

1. Лица, оказывающие психологическую помощь, в добровольном порядке включаются в Реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве (далее - Реестр), органом, уполномоченным Правительством Москвы.

2. Порядок ведения Реестра определяется Правительством Москвы.

Статья 12. Требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр

Лица, включенные в Реестр, обязаны:

1) соблюдать установленный в Москве стандарт;

2) оказывать безвозмездную психологическую помощь получателю психологической помощи в случаях и порядке, установленных Правительством Москвы;

3) оказывать безвозмездную экстренную психологическую помощь населению при чрезвычайных ситуациях.

Статья 13. Поддержка деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр

Органы государственной власти города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы могут осуществлять поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр, в следующих формах:

1) организация обмена опытом, информационно-методическая помощь, повышение квалификации специалистов-психологов;

2) содействие в проведении конференций, семинаров, консультаций и других научно-просветительских мероприятий.

Статья 14. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений

1. Социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений определяются Правительством Москвы.

2. Условия оплаты труда специалистов-психологов государственных учреждений определяются федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы.

3. Специалисты-психологи государственных учреждений имеют право на реабилитацию после работы в условиях чрезвычайной ситуации.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи

Финансирование государственных бюджетных учреждений города Москвы, оказывающих психологическую помощь, является расходным обязательством города Москвы.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Московская городская Дума

Закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. N 43 "О психологической помощи населению в городе Москве"


ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Студента курса гуманитарного факультета


Учебная дисциплина: Психология самоопределенния и жизненного пути

Тема: Особенности оказания психологической помощи себе


Оценка___________

г. Одесса



Содержание

Введение 3

1. Особенности оказания психологической помощи себе 4

1.1 Психологическая помощь 4

1.2 Цели и область применения психологической помощи 5

Заключение 14

Введение


Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Обращение к близким людям за поддержкой, к сожалению, не всегда эффективно. Дело в том, что одного желания помочь оказывается не достаточно а «советы» родственников, друзей и знакомых бесполезны в ситуациях требующих профессиональных психологических знаний и навыков оказания психологической помощи.

1. Особенности оказания психологической помощи себе

1.1 Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь может быть рекомендована как людям, испытывающим локальные, ситуативные психологические трудности, так и тем, кто страдает от симптомов хронического психического расстройства.

В самом общем виде психологическая помощь трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. "Психологическая помощь – вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Квалифицированная психологическая помощь представляет собой работу с причиной, а не следствием. Важно учесть, что психологическая помощь – это, прежде всего, работа клиента под руководством психолога. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:


психолог - специалист с базовым психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
психотерапевт - врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.
Работа психолога-консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали проблему в задачу психологическую, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
Задача психолога - помочь клиенту принять эти негативные эмоции, понять, о чем они "говорят" и справиться с ними.

1.2 Цели и область применения психологической помощи


Можно выделить следующие области применения психологической помощи:
1). Психическое (и духовное) развитие ребенка
2). Личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден-тификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.).
3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак).
4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и теку-щая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.).
5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя.
6). Проблемы пожилого возраста.
7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).
8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).
9). Школьное, профессиональное, управленческое консультирование.
10). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития (в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций), избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире. Психологическая помощь может включать в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д.

Психопрофилактика - это одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. Задачей психопрофилактики является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров , «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т.п.

Психологическая коррекция – (исправление) - это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования человека (ребенка или взрослого).

Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации. Психологическое консультирование можно определить также как специфические отношения между людьми, при которых возможен способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Психологическое консультирование помогает клиенту впоследствии более эффективно распоряжаться своей жизнью посредством принятия правильных решений и совершения целенаправленных действий. В качестве клиентов могут выступать здоровые или больные люди (воспринимаемые консультантом как дееспособные субъекты, ответственные за решение своей проблемы), предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений, профессионального выбора, др.

Психотерапия - раздел медицины и клинической психологии, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи больным и относительно здоровым людям при 1) душевных расстройствах; 2) при разрешении возникающих у людей проблем и затруднений психологического характера; 3) при возникающих потребностях изменить отношение к социальному окружению и собственной личности, разрешить семейные проблемы, улучшить качество жизни. В психотерапии и психологическом консультировании ставятся примерно од-нородные задачи в работе с клиентом. Главнейшая из них - помочь ему найти путь к собственным внутренним ресурсам.

Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:
1) по времени действия: неотложная (кризисная) - необходима при сложных психических состояниях, в случаях суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);
2) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.
3) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;
4) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п., информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;
5) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки):
1. Индивидуальная - в виде беседы, консультации, психотерапевтической сессии, занятия.
2. Групповая психологическая помощь - проведение коррекционных занятий , обучающих тренингов.

Группы личностного роста и самопознания - группы, ориентированные на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п.

Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Сейчас существуют группы «анонимных алкоголиков», «анонимных наркоманов», «анонимных азартных игроков», группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.
3. Самостоятельная психологическая помощь - предполагает ориентацию на самопознание, самонаблюдение, самоанализ.
4. Опосредованная психологическая помощь - осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, живописи, театра), природы, при выполнении какой-либо деятельности (работы, спорта), при общении с друзьями (которые в данный момент выполняют роль психотерапевта). Специальные формы психологической помощи - арт-терапия, сказкотерапия, танцевальная терапия, работа с образами и сновидениями, медитация и др.

Может ли человек сам себе быть психологом, т.е. самостоятельно решать свои психологические проблемы, качественно налаживать отношения, преодолевать страхи, становиться сильным и уверенным в себе, добиваться успеха, не обращаясь за помощью к психологам?

Такой вопрос разные люди решают для себя по-разному. Кто-то считает, что без помощи грамотного, хорошо обученного психолога человек, не имеющий специальных знаний и навыков, обречен на жизнь в рамках проблем, тревог и перенесенных психологических травм. Есть те, кто полагают, что с помощью самостоятельного изучения книг, рекомендаций психологов, полученных в формате Интернет-консультирования «для всех», тренировки воли и изучения правил грамотного общения любой можно справиться со всеми своими проблемами, не обращаясь к специалистам.

С одной стороны, любой человек действительно может стать самому себе психологом, самостоятельно справляться со своими проблемами и преодолевать трудности, с которыми он встречается на жизненном пути. В конечном итоге , любые изменения в своей психике, а как следствие, в поведении, человек осуществляет сам, даже если работа ведется под руководством и набдюдением психолога. Невозможно переоценить роль активного участия клиента в осуществлении процессов изменения его состояния и поведения.

Но для того, чтобы получить возможность по-настоящему стать самому себе психологом: эффективно и качественно исправлять, улучшать свое состояние или освобождаться от нежелательных эмоций, очень важно понимать, с чего надо начать свою деятельность, на что направить усилия. Необходимо правильно определить, что можно и нужно считать проблемой, а что имеет смысл принять как свою индивидуальную особенность, что является причиной той или иной проблемы, а что только кажется похожим на причину, но на самом деле ею не является, и вообще не имеет отношения к существующей проблеме. И для того чтобы сделать это самостоятельно, надо потратить долгие годы на пробы и ошибки, ценой которых будут разрушенные отношения, упущенные возможности, ухудшение здоровья, что, в принципе, можно считать бесценным опытом, или, как принято формулировать в парапсихологической литературе, «жизненными уроками». При этом большинство людей однозначно предпочли бы жить счастливо прямо сейчас, добиваться успеха меньшей ценой, чем напрасно потраченное здоровье и силы. И многие изначально перспективные отношения, которые были разрушены по незнанию и вследствие неумения их строить, вполне могли бы уцелеть, и в них можно было бы обойтись без драматических болезненных ситуаций.

Обычно люди начинают свои попытки стать самому себе психологом и самостоятельно изменить жизнь к лучшему с поиска возможности как-то прогнозировать свое будущее. Те, кто более склонен к так называемому магическому мышлению, обращаются к астрологам, гадалкам, экстрасенсам. Те, кто мыслят более рационально, заполняют опросники, проходят тесты в Интернете, находят типологию в книгах по соционике и вычисляют свой тип. В результате человек получает ценную информацию о том, что цель его жизни – самосовершенствование, познание себя, освоение навыка понимания других людей и деятельность на пользу общества (типичное «предсказание» в формате шаблона неопределенности – ничего конкретного, но вдохновляет на дальнейшее чтение подобных книг), что тип его личности, допустим, «Есенин», а по шкале «Экстраверия – Интроверия» он неявно выраженный экстраверт.

А вот потом большинство людей совершает одну и ту же ошибку, заметить которую, играя в подобные игры с самим собой, практически невозможно. Они начинают объяснять свои действия и достижения (или их отсутствие), опираясь на информацию, о которой я рассказала. И на какое-то время обретают ощущение спокойствия, поскольку объяснения, вроде бы, получены, они похожи на правду, без дела человек не сидит – занимается личностным развитием, познает себя, изучает свои особенности, ищет причинно-следственные связи.

Но объяснение причин своего поведения или негативного эмоционального состояния само по себе не помогает избавляться от проблем и достигать желаемого. Более того, даже правильно и корректно полученные объяснения личностных особенностей могут оказаться бесполезными в деле практического улучшения нашей повседневной жизни. Просто потому, что людям свойственно подменять процесс работы над собой, освоения новых навыков, освобождения от негативных эмоциональных состояний поиском объяснений и приятным ощущением понимания причин. Но, согласитесь, понимание причин того, что с вами происходит, качественное объяснение их самому себе и активная целенаправленная деятельность по их устранению это разные действия, и результаты у них тоже будут различными. Вот только понимание этого, к сожалению, зачастую приходит только тогда, когда потеряно много времени, разрушены значимые отношения и упущено много важных возможностей.

О чем еще необходимо помнить людям, которые приняли решение стать самому себе психологом и улучшать свою жизнь самостоятельно, а не обращаться к профессионалам?

В наше время рынок переполнен информацией о технологиях по улучшению жизни. Книги по эзотерике и парапсихологии продаются вперемешку с литературой по прикладной психологии и астрологии, рядом лежат трактаты, посвященные колдовству в городских условиях, а десятки сайтов в Интернете за умеренную плату предлагают пособия по альфа-гипнозу. Под рубрикой «Магия денег» вполне можно найти как квалифицированные советы по выстраиванию мышления и стратегиям поведения успешных людей, так и псевдопсихологические/околомагические изыскания, посвященные тому, какого цвета бумажник может вам помочь разбогатеть легко и быстро, и о том, как визуализируя богатство и успех, можно всего этого достичь, не вставая с дивана.

Разумеется, в таком мощном информационном потоке наверняка есть ценные и полезные книги, и в самых немыслимых фантазиях авторов, опирающихся частично на знания из области прикладной психологии, а частично на свою интуицию и жизненный опыт, вполне могут оказаться толковые мысли и советы. Но необходимо понимать, что правильный выбор цвета бумажника и развитый навык визуализации не помогут вам преодолеть страх перед прохождением собеседований, не позволят определить занятие, которое наилучшим образом подходит именно вам, и не научат вас грамотно и качественно выступать перед аудиторией, особенно, если вы страдаете страхом публичных выступлений. Если у человека действительно есть серьезные проблемы, то ему нужна профессиональная помощь грамотного психолога, а не «Книга заговоров потомственной ворожеи Глафиры», написанная группой никому неведомых авторов с целью получения легкого заработка.

Заключение


Человек достаточно сообразительный через некоторое время поймет, что в его деятельности по улучшению жизни что-то не так, если, несмотря на позитивное мышление и продуманные образы светлого будущего, у него сохраняется противная дрожь в коленках при общении с привлекательными особами противоположного пола, а собеседования завершаются отказами в приеме на работу. Но тут “сам себе психолог” снова находит чью-то книгу о том, что преодолеть эти проблемы можно с помощью аутотренингов , аффирмаций и визуализаций. И если ему на этот раз не повезет взять с полки книгу действительно грамотного специалиста, то весь процесс начнется заново. Потому что человеку, который не знает, кто из авторов книг, обучающих эффективному поведению и психологии отношений, действительно является мастером своего дела, очень сложно понять, по каким книгам можно научиться чему-нибудь полезному. В результате многие люди просто случайным образом приобретают литературу сомнительного качества, в которой бессистемно изложены фрагменты психокоррекционных техник, сопровождаемые не очень профессиональными комментариями и советами, следовать которым в лучшем случае бесполезно, в худшем – просто опасно.