Рассказ про дом от имени дома. Что говорит о нас наш дом. Современные жители дома

23.02.2019

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», - гласит всем известная поговорка. Действительно, по друзьям человека можно охарактеризовать его личность. Если один из двух друзей демонстрирует хорошие манеры, грамотную речь, опрятную внешность, то скорей всего, и второй будет обладать такими же качествами. Если же поступки и поведение характеризуют человека не с лучшей стороны, вряд ли это позволит составить положительное впечатление о его друге. А может ли что-то рассказать о человеке интерьер его дома?

Я думаю, любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Присмотревшись к деталям интерьера, цвету мебели, предметам обихода, обстановке мы можем судить о предпочтениях и вкусах хозяина дома, о его чертах характера и даже состоянию души.

Так, необычный дизайн и яркие цветовые решения в интерьере дома говорят о неординарной и творческой натуре его владельца. Шкафы, заставленные книгами, - признак того, что человек любит читать. А вот разбросанные вещи, грязная посуда и неубранный мусор позволяют сделать вывод о том, что хозяин дома не любит чистоту или просто ленится навести порядок там, где он живет.

Вспомним героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич живет в большом доме в Петербурге. В его доме много комнат, но большинство из них заперто, мебель в них затянута парчой. Обломов пользуется только одной комнатой, которая служит ему одновременно и спальней, и кабинетом. Интерьер здесь выглядит красиво. Однако паутина, пыльные зеркала, пятна на коврах, немытые тарелки, прошлогодняя газета, пожелтевшие страницы книги делают комнату безжизненной. Таков и сам Обломов – безжизненный и сонный, безразличный и апатичный. Он целыми днями лежит на диване и ничего не делает.

Описание интерьера домов находим мы и в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Гоголь в деталях изображает имения помещиков, чтобы отразить черты их характера и образ жизни. В поместье Манилова на первый взгляд все выглядит довольно прилично. Но на самом деле хозяйство находится в полном упадке. На кухне плохо готовят, слуги пьянствуют и воруют. Как и у Обломова, у Манилова в кабинете уже два года лежит книжка с закладкой на одной странице, которую он постоянно читает. Под стать своему дому сам помещик. При первом знакомстве с ним кажется, что он приятный человек, но через некоторое время становится понятно, что он пустой и глупый. У Коробочки хоть и небольшой домик, но очень ухоженный. В хозяйстве ничего не пропадает, об этом говорит сеть на фруктовых деревьях и чепец на чучеле. Это выдает в хозяйке поместья экономную, хозяйственную и практичную женщину. Дом Собакевича также отражает некоторые особенности его владельца. Кажется, что все детали интерьера: кухня из массивных бревен, нелепое ореховое бюро, портреты героев с "толстыми ляжками и неслыханными усами" - похожи на Собакевича, такого же неуклюжего и несуразного.

В заключение хочется сказать, что опрятный и чистый дом - это своеобразная визитная карточка его хозяина. Каков дом – таков и его владелец. Очень важно заботиться о чистоте и порядке в том месте, где человек и его семья проводят так много времени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Для каждого человека его дом является тем местом, где он чувствует себя лучше всего, местом, где можно расслабиться и не стараться казаться кем-то, быть самим собой. И поэтому ваш дом лучше, чем кто-либо сможет о вас рассказать.

Дом – это отражение вашей личности, он не сможет скрыть то, что вы пытаетесь скрыть. Если вы хотите поближе узнать человека, придите к нему в гости и его дом расскажет вам все о личности своего хозяина. На что же в первую очередь следует обращать внимания?

1. Входная дверь

Входная дверь – это первое, что вы видите, приходя к кому-нибудь в дом. Во-первых, обратите внимание на замки. Если на двери расположено более двух замков – это, скорее всего, говорит о том, что хозяин с опаской относится к людям, не доверяет им и старается всячески избежать неприятных эмоций и переживаний. Если же на двери расположен всего один замок и, чаще всего, он не закрывается, то хозяин дома – личность полностью открытая, без всяческих страхов и опасений. С таким человеком всегда можно найти общий язык.

Кроме этого, очень многое о человеке, его характере, привычках и восприятии окружающего мира может рассказать цвет :

- Коричневый цвет говорит о хозяине как о человеке успешном, уверенном в завтрашнем дне. Он немного скрытен, самовлюблен, чтит семейные ценности;

- Розовый цвет выбирает человек, постоянно витающий в облаках. Он непрактичен в жизни и очень раним;

- Синий цвет предпочитают люди не склонные к проявлению своих эмоций. Они стараются избегать конфликтов и легко приспосабливаются к любым обстоятельствам;

- Черный цвет предпочитают консерваторы. Такая дверь говорит о том, что хозяин – человек сдержанный;

- Фиолетовая дверь говорит о том, что хозяин – успешный человек, сделавший карьеру. Он сильная личность, одной из черт характера которой является постоянство;

- Хозяин красной двери – человек жизнелюбивый, активный, любит свой дом и постоянно требует внимания к своей особе;

- Желтый цвет характеризует хозяина как позитивного человека, не склонного к агрессии;

- Белый цвет выбирают педанты, основными чертами характера которых является аккуратность и организованность;

- Зеленая дверь принадлежит человеку, обладающему собственным мнением во всех вопросах и занимающему активную гражданскую позицию, который не стремится отгородиться от мира.

2. Порядок в доме

Войдя в дом, вы сразу оцените чистоту и порядок. Абсолютно чистый дом – это дом личности, которому чужды легкость и спонтанность, неучтенные изменения. От такого человека не стоит ожидать креатива. Беспорядок же в доме может характеризовать хозяина следующим образом:

В доме грязно, пыльно, куча ненужных вещей, лежащих в неположенных местах. Хозяин дома человек неорганизованный, который не доводит начатые дела до конца;

Если вы наблюдаете бытовой беспорядок: грязную посуду, одежду, незаправленную кровать, то все это говорит о том, что хозяин дома несколько оторван от реальности. Он разделяет жизнь на «высокое» и «земное» и пренебрежительно относится к последнему;

Если беспорядок в доме просто накопился. В таком случае дом говорит вам о хозяине, как о личности творческой, постоянно погруженной в какую-либо идею. Либо же человек устал по жизни или в его делах наблюдается какой-то застой.

3. Порядок в шкафах

Если у вас есть возможность заглянуть в шкаф, то о характере человека вам может рассказать то, каким образом сложены вещи.

Идеальный порядок в шкафу соблюдают люди-аккуратисты, практичные и рациональные. Они несколько скучноваты в жизни.

Если же одежда сложена кое-как, скомкана – хозяин замкнутый человек, очень ранимый и чувствительный. Он никогда не станет делиться своими секретами и проблемами.

Если в доме порядок, но беспорядок в шкафу, там, где это не видно посторонним – хозяин пытается создать образ, который не всегда соответствует действительности. Он склонен производить впечатление на окружающих.

4. Заправленная кровать

Привычка заправлять кровать характеризует человека как личность, стремящуюся к счастью и спокойствию.

По данным проведенного одним сайтом опроса (было опрошено более 68 000 человек) среди людей, регулярно заправляющих кровать, счастливых на 9% больше, чем среди тех, кто не имеет такой привычки.

Те, кто заправляет кровать, любят свою работу, дом, занимаются спортом и успешны по жизни. И, наоборот, по данным опроса, люди, незаправляющие кровать, ненавидят свою работу и равнодушны к спорту.

5. Интерьер дома

Индивидуальность человека четко проявляется в оформлении интерьера его дома. Выбранный стиль дома многое может рассказать о личности его хозяина. Самые распространенные варианты:

Минимализм . Хозяин уделяет большое внимание мелочам, ему характерны вдумчивость и планирование каждого шага;

Классицизм . Его приверженцами являются люди обаятельные, со сложным и жестким характером. Если в интерьере присутствуют предметы антиквариата, а на стенах весят репродукции известных картин, хозяин дома – личность с высоким самомнением, уверенная в своем высоком интеллекте и безупречном вкусе;

Винтаж . Его предпочитают люди с нестандартным мышлением, которые всегда знают, чего хотят и умеют достигать поставленные цели;

(сочетание модерна и классики). Этот стиль говорит о хозяине дома как о творческой личности, активном и общительном человеке.

Кроме этого, стоит обратить внимание и на другие мелочи. Скажем, большое количество собственных фотографий говорит о хозяине дома, как о самовлюбленной личности; семейные фотографии, выставленные на видных местах, свидетельствуют о крепких семейных связях человека. О характере человека также многое могут рассказать плакаты и баннеры, вывешенные на стенах дома.

6. Гардероб

Еще раз загляните в шкаф и посмотрите, какие вещи там лежат. Если шкаф переполнен ненужными вещами, то его хозяин мечтатель, любящий строить планы, но редко их осуществляющий. Такой человек не умеет принимать решения и брать ответственность за что-либо на себя. Кроме того, ненужные вещи могут характеризовать своего владельца как человека, живущего воспоминаниями.

Стоит также обратить внимание на стиль одежды человека:

Классический стиль предпочитают люди практичные, не привыкшие тратить время по пустякам;

Деловой стиль предпочитают сдержанные люди, у которых на первом месте работа;

Спортивный стиль характеризует динамичных людей, которые могут заниматься несколькими делами одновременно;

Люди, предпочитающие экстравагантный стиль – дерзкие и тщеславные;

Одежду, большую по размеру предпочитают люди, склонные к самообману;

Шейные платки предпочитают люди, для которых характерно замыкаться в себе и трудно быть искренним и демонстрировать эмоции;

Люди, следящие за модой и чей гардероб состоит из модных новинок , не уверены в себе и стремятся к самоутверждению.

Как вы видите, ваш дом и вещи, которые окружают вас в повседневной жизни, выдают окружающим даже то, что вы пытаетесь утаить от других или о чем даже сами не догадываетесь.

Говорят, что дома бывают разные. Многоквартирные высотки и одноэтажные домики, красивые дворцы с вычурной отделкой и простые, с виду невзрачные, строения. Я же обычный, четырёхэтажный дом. У меня даже лифта нет.

“Работа” у домов тоже разная – в некоторых люди работают и учатся, другие используют под магазины. Мне же досталась самая важная – во мне живут люди.

Кто же мои родители? Трудно всех перечислить. Это и архитектор, который придумал и нарисовал меня на бумаге. И инженеры, которые сделали меня прочным и крепким. И строители, возводившие меня по кирпичику. Все эти люди вложили в меня свой труд и частичку души. И вот, наконец, меня достроили. Я покрашен и побелен, с чистыми светлыми окнами и блестящей на солнце черепицей.

Вспоминаю своих первых жильцов. Семьями, они приехали на больших грузовых машинах. Они привезли с собой мебель и одежду, кошек и собак, а один - даже попугая с яркими цветными перьями. Все были так счастливы, знакомились и смеялись, называли друг друга соседями. Скоро мебель во всех квартирах была расставлена, на кухнях появился приятный запах еды, а по вечерам в моих окнах стал загораться свет. С тех пор в моём дворе играют дети и гуляют взрослые. Вокруг меня появились клумбы и цветники. Деревья выросли и стали закрывать меня от жаркого полуденного солнца. Каждый день я провожаю своих жильцов на работу и учёбу, а потом жду с нетерпением их возвращения. Иногда, мои жильцы уезжают и я тоскую по ним. Но на их место всегда приезжают новые люди. И я с радостью даю им домашнее тепло и уют.

Наверное, я уже старый, ведь во мне выросло не одно поколение. Но надеюсь, что для всех жильцов я сумел стать родным домом.

История московского дома, рассказанная его жителями». В ней идет речь о Булгаковском доме, который был местом притяжения писателей, художников и представителей московской богемы. Помимо автора «Мастера и Маргариты», здесь бывали Есенин, Белый и Маяковский, советские авангардисты проводили подпольные выставки, а хиппи организовали сквот, который продержался почти до конца 90-х. The Village публикует отрывок из книги о жизни дома с 70-х годов до наших дней.

1974–2017

В разное время дом № 10 по Большой Садовой становился местом притяжения художников, литераторов и музыкантов, неформальным культурным центром города. Одним из главных адресов артистической жизни Москвы 1920-х годов была мастерская № 38 Георгия Якулова. Во второй половине 1970-х годов центром неофициального нонконформистского искусства стала квартира № 44 Людмилы Кузнецовой на первом этаже. В 1980–1990-е годы так называемый булгаковский сквот в фасадной части дома превратился в крупнейшую в Москве творческую лабораторию культуры хиппи. Вместе с тем с 1970-х годов многих притягивала «нехорошая» квартира № 50, где к началу 1990-х сформировался неофициальный музей Михаила Булгакова.

Неофициальное искусство в квартире № 44 (1974–1979)

В 1960-е годы в две комнаты квартиры № 44 въехала семья Кузнецовых. Выпускник МВТУ имени Н. Э. Баумана (сейчас МГТУ имени Н. Э. Баумана) Владимир Петрович Кузнецов (1939–2012) работал старшим мастером НИИ химических материалов, а его жена Людмила Федоровна (1943–1986), закончившая тот же вуз, - директором ателье, в разное время подрабатывала в киноиндустрии и занималась переводами. В 1967 году у них родилась дочь Анна.

В 1974 году на пустыре в Беляеве состоялась акция московских художников-авангардистов, представителей неофициального советского искусства, вошедшая в историю как «Бульдозерная выставка». Выставки как таковой не было: милиционеры в штатском практически сразу принялись отнимать картины, некоторые из них уничтожали поливочными машинами и бульдозерами. Многих художников и их друзей арестовали. В числе задержанных оказалась и Людмила Кузнецова, почти случайно попавшая на выставку.

Постепенно 44-я квартира превратилась в одно из главных мест в Москве, где выставлялись и продавались работы художников-нонконформистов. Среди художников, выставлявших и продававших свои работы в 44-й квартире, Анна Кирин и Максим Франк-Каменецкий упоминали Владимира Немухина, Владимира Овчинникова, Глеба Богомолова, Анатолия Зверева, Петра Белова, Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина. Сорок четвертую квартиру посещали дипломаты, коллекционеры, западные журналисты, художники и музыканты, в том числе Владимир Высоцкий и Алла Пугачева. Часто у Людмилы Кузнецовой проходили вечеринки.

Из интервью с Максимом Франк-Каменецким: «Она устраивала party - без этого художники ни к кому не пойдут, им нужно обязательно потусоваться, конечно. Там рекой лились всякие напитки - экзотические в том числе, конечно же. В наше советское время не было нормальных напитков, вообще не было. Была водка, и было грузинское вино. Все. На этом ассортимент заканчивался. А наличие иностранцев и их доступ к „Березке“ делали возможным разнообразить ассортимент. Иностранцы знали, когда шли на такое мероприятие, что нужно взять бутылку виски или джина, и это все создавало большую привлекательность для художников - участвовать в этих party, этих тусовках».

Накануне открытия выставки «Москва - Париж» 44-ю квартиру подожгли. К счастью, жители сумели вовремя потушить пожар, однако некоторые картины все-таки пострадали. В 1979 году Людмила Кузнецова сумела выехать вместе с Анной сначала в Вену, а затем и в США. Власти не хотели выпускать дочь Людмилы, не разрешали ей вывезти коллекцию картин, однако, чтобы избежать международного скандала, им пришлось пойти на уступки. Формально выехать Людмила могла только по еврейской линии, но она не была еврейкой, и поэтому знакомые из Израиля сделали вызов Кузнецовой, изменив ее отчество с Федоровны на Фроймовну.

Сквот в фасадной части дома (1986–1997)

В 1986 году коммунальные квартиры в фасадной части дома были расселены. В обветшавших и никем не занятых помещениях устроились музыканты, художники, хиппи. Они заселили почти всю фасадную часть дома слева от проходной арки. В покинутых жителями квартирах появились художественные мастерские и музыкальные репетиционные студии. Дом на Большой Садовой был не просто хипповым сквотом, а андерграундным центром музыки, изобразительного искусства и кино, большой московской творческой лабораторией со своими правилами и определенными требованиями к новым членам. Например, существовал запрет на наркотики и алкоголь, из сквота выгоняли тех, кто вступал в конфликты с художниками и музыкантами.

В конце 1980-х в пятой квартире бывал и иногда останавливался Валерий Шеховцов - сейчас режиссер и продюсер, а тогда студент факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и лидер рок-группы «Шаг за». К жителям сквота регулярно приходил участковый. Валерий Шеховцов вспоминал, что участковый засиживался в гостях у музыкантов и художников, пил чай, но обязательно выписывал штраф, как было положено.

Центром сквота стала бывшая владельческая квартира № 5. Один из представителей московской андерграундной культуры 1980–1990-х, художник Влад Маугли (Бурштейн), устраивал в квартире джем-сейшены, в которых принимали участие многие музыканты - от Игоря Вдовченко из «группы симулятивного рока» «Среднерусская возвышенность» и Анатолия Крупнова, основателя «Черного Обелиска», до тувинских шаманов и аргентинских панков.

Из интервью с Владом Маугли: «Музыкантам нужны помещения, где можно играть и не мешать соседям. Наши соседи были такими же адекватными художниками, как и мы. Начали играть музыку, рисовать картины, делать выставки, появлялись творческие объединения музыкантов и художников, что дало много разных музыкальных групп - люди встречались у нас, знакомились. Подобралась творческая публика, и тех, кто вел себя некорректно с другими, выставляли. В первые годы происходила утряска - кто остается, кто не остается. У многих были свои квартиры, они приходили в этот дом, чтобы работать. Когда закрыли сквот в Фурманном переулке, многие перебрались к нам. Например, художники Дима Ликин и Маша Зацеляпина, у которых было где ночевать и жить, приходили в седьмую квартиру именно рисовать. Их комната была надо мной, и я знал, что ночью их нет и можно спокойно играть. В каждой квартире была своя атмосфера, свой язык, свои круги общения, все это менялось».

В 1992 году в той же десятой квартире на пятом этаже поселился американский журналист Пол Спенглер. Он решил самостоятельно поменять перекрытия на чердаке - купил толстые половые доски и сам затащил их на пятый этаж. Спенглер разогревал на кухне гудрон и заливал им щели и дыры в крыше.

Из интервью с Полом Спенглером: «Впервые я познакомился с ребятами из первого подъезда в 1992 году. А под конец 1994 года появилась угроза их выселения: бизнесмен хотел делать там офис. И я решил, что это неправильно, я поселился с ними, пригласил корреспондентов, рассказал об этом подъезде, о молодежи, о борьбе за свободу, о том, что это культурная ценность. Начали обо мне писать как об эксцентричном американце, который любит Россию. И нас не трогали еще два года. Помню, нашел монетки, по-моему, 1912 года. Когда я поселился в доме, то начал ремонт, кусок паркета оторвался, и упала монетка. Однажды в первом подъезде был найден труп. По всей видимости, бандиты убили человека и оставили тело в заброшенном доме».

В 1996 году реставраторы лепнины Ольга Бернс и Олег Лопухов случайно оказались в бывшей владельческой квартире в доме на Большой Садовой. Музыканты и художники безуспешно пытались спасти стремительно разрушающиеся дореволюционные интерьеры, а также защитить квартиру от бандитов и бизнесменов, желающих ее захватить. Ольга Бернс и Олег Лопухов сняли множество слепков с лепных деталей и вывезли некоторые элементы интерьеров в свои мастерские, в частности изображения орла и павлина.

Из интервью с Ольгой Бернс: «Сама квартира, конечно, в состоянии была жутком. Не работали уже никакие трубы, потому что их все прорвало, текла вода по стенам просто потоком, там были какие-то проблемы с крышей. И проблема была в том, что хиппи хотели выселить, дабы делать капремонт в этой квартире, а они не хотели выселяться. Они объявили себя хранителями наследия, называли себя „хранители радуги“, по-моему, и говорили: „Вот мы пытаемся защищать эту квартиру, мы заняли здесь оборону, потому что хотят все это снести, сделать здесь евроремонт и сдать это под офисы. А мы этого позволить не можем, мы защищаем вот это наследие. И если вы нам поможете в реставрации, мы будем вам очень благодарны“. Я никогда ни до этого, ни после этого, при всей моей большой насмотренности подобного вида интерьеров, не встречала подобных квартир. Мы пытались формовать лепнину прямо на стене, особенно самые крупные, габаритные какие-то детали формовали. А потом это все просто стало падать. Потому что все это время вода продолжала течь по стенам, и оно прямо оставалось у нас в руках».

К началу 1997 года всех обитателей сквота из дома выселили. Говорили, что борьба с нелегально занятыми площадями в центре города связана с подготовкой к празднованию 850-летия Москвы. Выселение хиппи совпало с началом передела собственности в доме и уничтожением того, что еще оставалось от интерьеров старых квартир, в том числе и владельческой под номером 5.

История музея М. А. Булгакова (квартира № 50)

В конце 1970-х годов коммунальная квартира № 50, где с 1921-го по 1924 год жил Михаил Афанасьевич Булгаков, была расселена. В 1983 году ее занял Гипротехмонтаж - один из отделов Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Роман «Мастер и Маргарита» был тогда уже многими прочитан, люди знали, где находится квартира, в которой жил писатель и куда он поселил героев своего произведения. Поклонники Булгакова приходили в подъезд, оставляли надписи и рисунки на стенах, несмотря на негодование жителей дома. Наталья Геннадьевна Романова, работавшая тогда в 50-й квартире начальником сметного отдела Гипротехмонтажа, тоже прочитала роман и придумала прикрепить на стены подъезда листы ватмана, чтобы посетители рисовали и писали на них. Однажды кто-то изобразил на отдельном стекле Маргариту на метле. Наталья Романова повесила эту работу у себя в кабинете.

В 1984 году была выделена под выставки самая маленькая комната квартиры, третья от входа по правой стороне коридора. Посетители начали приходить в квартиру регулярно, Наталья Романова оставалась после работы, дежурила в квартире по выходным. Быстро распространилась новость о том, что одну из комнат булгаковской квартиры открыли для свободного посещения. В нерабочее время там начали устраивать концерты, студенты Литературного института читали стихи на черной лестнице, приходили литературоведы и хиппи, однажды даже выступал русский хор из США.

В 1990 году на фасаде дома была установлена мемориальная доска, а сразу после прошел первый булгаковский праздник на Патриарших прудах. В том же году Гипротехмонтаж выехал из квартиры, и был учрежден фонд М. А. Булгакова под руководством Мариэтты Омаровны Чудаковой, филолога, общественного деятеля и автора первой научной биографии писателя. Фонду удалось получить квартиру № 50, а в 1997 году была снесена перегородка между квартирами № 50 и 41, возведенная в советское время. Здесь проходили выставки, литературные вечера, концерты, и, несмотря на противодействие части соседей, а также аварийное состояние дома, Фонд М. А. Булгакова вместе со множеством активистов сумел превратить квартиру № 50 в одно из самых ярких, живых и интересных культурных мест Москвы.

В 1990-е годы еще не все коммунальные квартиры дома были расселены, а в уже расселенные въезжали новые жильцы. Жители вызывали милицию, закрашивали рисунки в подъезде, приходили скандалить и даже заливали квартиру с чердака пивом. Однажды в день рождения писателя жители повесили замок на входную дверь в подъезд, чтобы не пустить в квартиру работников Фонда Булгакова. Они взялись за руки и не давали никому спилить замок. Дети, жившие тогда в доме, вели себя иногда агрессивнее взрослых, кидались в посетителей камнями.

В 2002 году начался долгожданный капитальный ремонт квартиры. Сотрудники Фонда Булгакова настояли на сохранении оригинальных межкомнатных дверей, которые до сих пор висят в музее. В 2004 году Александра Селиванова и Элина Гальцева открыли первую постоянную экспозицию в музее, посвященную столетию доходного дома Ильи Пигита. Сохранившиеся фрагменты лепнины из бывшей владельческой квартиры № 5 были отреставрированы и закреплены в гипсовых панелях, экспонировались фрагменты обоев и оригинальные батареи, а также копии архитектурных чертежей планов дома.

В 2007 году в квартире № 50 был учрежден первый в России государственный музей М. А. Булгакова. В основу коллекции музея вошли мемориальные предметы, переданные племянницами Михаила Булгакова - Еленой Андреевной Земской и Варварой Михайловной Светлаевой. Первой в истории официального музея стала выставка старых фотографий Москвы из коллекции Артема Аршаковича Задикяна. В 2010 году в музее была создана постоянная экспозиция.

Сталкиваясь с какими-либо испытаниями, мы убеждены, что дома и стены помогают. О том, кто ведет себя неадекватно, говорим: «У него не все дома…» Устойчивые языковые формулы подкрепляют догадки психоанализа, проводя параллель между нашим внутренним состоянием и тем, что находится внутри нашего жилища.

Первая обитель

Самое первое место нашего обитания – это материнское тело. Возможно, поэтому родительский дом ассоциируется у нас с теплом и лаской матери, а мир, в который мы выходим из него, – с требовательным и энергичным отцом. «В раннем детстве, вмешиваясь в наши отношения с матерью, отец словно «отнимает» ее у нас, но тем самым дает нам возможность развиваться, становиться самостоятельными, взрослеть, – говорит психоаналитик . – Позже взрослый мир окончательно «выманивает» нас наружу. Но мы знаем, что можем вернуться домой, как в материнскую вселенную, где нам будет комфортно и спокойно». Именно это и делает родительский дом тем местом, в котором мы нуждаемся, о котором помним, куда бессознательно стремимся.

Впрочем, иногда мы испытываем к этому дому иные чувства. На отношение к нему влияют неразрешенные конфликты нашего детства, старые обиды и невысказанные желания. От того, как складывались наши отношения с матерью и отцом, зависит, будем ли мы считать этот дом своим или чужим. «Наше восприятие связано и с тем, как относились друг к другу родители, было ли для них важно сделать свой дом спокойным и комфортным, позволяли ли они нам в детстве иметь собственное пространство», – продолжает Андрей Россохин. Если родители не запрещают маленькому ребенку создавать свой собственный дом, прятаться в сделанных из стульев и одеял «шалашах», если они с уважением относятся к подростку, не позволяя себе, например, входить к нему в комнату без стука, у детей формируется доверие к своему дому, особое ощущение безопасности и покоя. Став взрослыми, они будут по-прежнему чувствовать себя в родительском доме своими.

Домоседы под защитой

Многие чувствуют себя спокойно только дома, отказываясь ночевать, иногда даже ужинать в гостях. «Часто у таких людей в раннем детстве были нарушены отношения с матерью, им не хватало общения с ней, – комментирует Андрей Россохин. – Если они не получили в тот момент поддержки и от отца, то впоследствии стремление уже взрослого человека почти все время проводить дома может быть связано не только с его желанием спрятаться от реальности, но и с потребностью вернуться к матери и все-таки найти у нее защиту». Когда ребенок окружен любовью, имеет собственное пространство в родительском доме, у него постепенно возникает желание стать хозяином в собственном жилье. «В таком доме уже взрослый человек живет с удовольствием: общается, читает, ест, думает, – говорит Андрей Россохин. – И с удовольствием, без страха за себя и за свой дом, уходит из него, зная, что всегда может вернуться».

Домашний дух

Входя в чужую квартиру, мы немедленно ощущаем ее запах. Неважно, приятен он нам или нет, – наша первая реакция непроизвольна: «Это не мой дом». Так же мгновенно мы реагируем на родной запах своего дома. «Я одиннадцать лет не приезжала на дачу, где провела детство, – рассказывает 30-летняя Кристина. – И когда я открыла дверь в свою комнату, то почувствовала, что она моя: пахло там по-прежнему».

Переезжая в новую квартиру или снимая дачу на лето, мы в первую очередь пытаемся избавиться от запахов, говорящих о жизни прежних хозяев: открываем окна, снимаем старые обои, моем стены, устанавливая ассоциативную связь нового места с внутренним образом нашего дома. «Устойчивый чужой запах вызывает безотчетную Тревога, беспокойство и может стать причиной бессонницы и непонятного раздражения, – говорит Андрей Россохин. – Чтобы почувствовать себя дома, надо наполнить пространство запахами, которые мы бессознательно связываем с ощущением счастья и покоя». Неважно, придется ли для этого регулярно жарить картошку, печь пироги или раскладывать по квартире плошки с пахнущими вишней стружками, – главное, чтобы новое пространство стало своим, приобрело ароматы родного дома.

В оболочке стен

Физические границы нашей индивидуальности – это в первую очередь оболочка нашего тела, а затем – стены нашего дома. Они защищают нас, словно вторая кожа. В случае взлома или незаконного вторжения в квартиру наше жилище теряет свою защитную функцию, и мы ощущаем страх, недоумение, боль. Настоящий шок может возникнуть у того, кто воспринимает дом, в котором он живет, исключительно как свою крепость. «Мою квартиру ограбили, и я страдала несколько месяцев, – рассказывает 40-летняя Инна. – У меня было ощущение, что меня физически осквернили, изнасиловали».

С точки зрения немецкого философа Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), «быть, жить и думать» – это один и тот же процесс. Возможно, поэтому, ощущая угрозу своей психологической целостности, мы нередко болезненно реагируем не только на чужое вторжение, но и на шум на улице, потеки воды на потолке или попытку гостя переставить книгу с одной полки на другую. «В этот момент мы можем испытывать злость и даже ненависть, – поясняет Андрей Россохин, – и чувствовать себя беззащитными, как ребенок, чьи родители забрались в ящик стола и прочитали его личный дневник».

Свое место в мире

Нашим поведением движут не только осознанные цели, но и бессознательные потребности. И свой дом мы обустраиваем в том числе и в соответствии со своими неосознаваемыми влечениями и врожденными инстинктами. «Каждое пространство связано с нашими внутренними импульсами и потребностями, – поясняет Андрей Россохин, – поскольку именно они являются источником нашей психической энергии, направляют и побуждают наше поведение». Наша жизненная энергия стремится к разрядке, и этот процесс, с точки зрения психоанализа, связан с реакцией разных участков тела человека. Каждая комната нашего жилища в психоаналитическом смысле имеет определенное значение. Кухня и столовая – это места для удовлетворения оральных потребностей, которые связаны со ртом и имеют отношение к питанию. Ванная и туалет – это области реализации анальных импульсов, связанных с продуктами жизнедеятельности, которые выходят из тела, иными словами – с понятиями грязи и чистоты. Мы нередко сохраняем эти места безликими, словно хотим предотвратить неизбежную загрязненность. А спальня предназначена для удовлетворения эротических желаний, фантазий и снов, для того, что мы желаем сохранить в тайне. В целом созданный нами дом повторяет и поддерживает нас.

Хранители секретов

Как и наша психика, наше жилище наполнено сознательным и бессознательным. Когда-то в домах были чердаки и подвалы, где стояли сундуки и коробки. Исследуя их содержимое, дети узнавали об истории семьи, о детстве своих родителей. Они учились понимать недосказанное и, казалось, забытое. Сейчас роль хранителей бессознательного играют шкафы и антресоли. Когда мы хотим забыть что-то, мы говорим «забросить в дальний ящик». Когда вспоминаем о секрете, употребляем выражение «скелет в шкафу».

Временное жилье

Тем, кто пока лишь мечтает о собственном доме, жить приходится в съемных квартирах. Не стоит относиться к временному жилью с пренебрежением, полагая, что счастье может прийти к нам лишь на собственных квадратных метрах. «Конечно, сделать переходное пространство абсолютно своим невозможно, потому что оно все-таки чужое, - говорит Андрей Россохин. - Но этот опыт дает нам возможность понять, каким станет наш дом, придумать его и »дозреть« до него». Делая ремонт, обставляя съемную квартиру или комнату по своему вкусу, украшая ее, мы наполняем этот дом своим содержанием, делаем его живым - и чувствуем себя комфортно там, где нам сейчас приходится жить.

С бессознательным дома можно обращаться по-разному. Иногда его вычеркивают из жизни семьи: у идеальной хозяйки вещи находятся на виду, все под ее контролем, а старые вещи, фотографии и письма скорее всего выброшены. «Этот пример иллюстрирует психоаналитическую метафору сознания, которое вытесняет в бессознательное все, что кажется ему ненужным, что мешает, – рассказывает Андрей Россохин. – Другая крайность – дом, который завален вещами и бумагами. Хозяин не контролирует жизнь в таком жилище, в нем правит бессознательное».

Но чаще в наших жилищах есть и предметы, которые открыто лежат на поверхности, и то, что спрятано в ящиках или на антресолях: дневники, игрушки, письма, связанные с прошлой жизнью… «Нашей памяти необходимы потайные пространства, – продолжает Андрей Россохин. – Они помогают почувствовать, что твоя жизнь и твой дом имеют не только одно – поверхностное – измерение, но и множество других. И ощутить, что твоя жизнь намного глубже, чем иногда кажется».

Место для меня

Наше отношение к порядку во многом зависит от того, как складывались наши отношения с гигиеной в возрасте от полутора до трех лет. Родители, приучавшие ребенка к горшку, могли быть строги или безразлично уступчивы – их поведение, по мнению Зигмунда Фрейда, влияет на формирование особенностей характера: одни из нас неопрятны, расточительны и покладисты; другие аккуратны, скупы и упрямы. Но даже одержимый порядком человек может оставлять себе пространство для «грязи». Так, явный аккуратист может неосознанно накапливать на ночном столике газеты и журналы, словно пытаясь сохранить для себя маленький уголок свободы.

Также и привычка к беспорядку не обязательно означает, что человек любит грязь. «Захламленный дом – это своеобразный хаос, вечное движение, но одновременно и протест против любой формы контроля над нами, – рассказывает Андрей Россохин. – Человек словно заявляет: если я уберу свой дом, это пространство перестанет быть моим. Такое поведение скорее всего говорит о давних конфликтных отношениях с властной матерью». И когда мы анализируем эти отношения, начиная лучше понимать и родителей, и себя, то становимся более зрелыми и целостными – и таким же зрелым и целостным становится наш дом. Место, где мы чувствуем себя самими собой.