Формирование потребности в здоровом образе жизни. Формирование потребности здорового образа жизни. Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни - актуальная педагогическая проблема

18.04.2019

ГБОУ Школа №1375 г. Москва.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
(Путь к здоровью через двигательную активность)

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровья? Здоровье – это многогранное и многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» . Таким образом,здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, здоровьет.е. это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования показали, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит»-гиподинамию. Таким образом, интенсивность физического развития детей,и их здоровье зависит от двигательной активности. Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Формирование необходимых двигательных умений;
Формирование моральных качеств (выносливость,сила воли);
Развития интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
Профилактика простудных заболеваний;
Коррекционно-восстановительная работа,направленная на предупреж-
дение в физическом развитии;
Выявление интересов и способностей детей через систему спортивно-оздоровительной работы.

Необходимо формирование активной деятельности, в физическом самосовершенствовании, получения удовольствий от игр, упражнений и танцев.

Надо сделать так, чтоб ребенок хотел быть здоровым,ловким,сильным,смелым.

Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, преодолевать трудности физического и психического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но часто родители заняты работой. В этой ситуации возрастает роль дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни ребенка.

Формами организации физкультурно-оздоровительной в детском саду являются:

Физкультурные занятия;
Подвижные игры;
Утренняя гимнастика;
Физкультминутки;
Закаливающие процедуры;
Оздоровительные процедуры (бассейн);
Прогулки;
Дни здоровья;
Физкультурные досуги;
Самостоятельная двигательная активность;
Работа с родителями.
Родителям должен быть предложен алгоритм формирования здорового образа жизни:
Здоровое питание;
Рациональный режим;
Спортивные секции;
Танцевальные студии;
Посещение бассейнов, спортивных площадок;
Ежедневные прогулки;
Закаливающие процедуры;
Различные виды массажа;
Формирование культурно-гигиенических навыков.

В каждой возрастной группе хорошо бы провести родительское собрание по воспитанию здорового образа жизни. Значимость результатов в работе с родителями состоит в том,что,помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни группы,у родителей изменилось отношение к собственному здоровью и здоровью детей.

Успехов в укреплении здоровья детей,их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Необходимо превратить здоровый образ жизни в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей на основе личной ответственности.

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2007, 269 с. с. 114 К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек -- это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В. Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В. Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007. с. 136

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2007 с. 44 В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2004. с. 37

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник РАН РФ. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека”. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность . Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2006.

Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2004. с. 196

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2005, Вып.9. с. 422

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2004. с. 213

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И.И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 2005. 125 с. с. 84 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Тема: «Роль семьи в формировании у детей потребности к здоровому образу жизни».

В наш век скоростей, повсеместной компьютеризации, научно-технического прогресса мы мало времени уделяем своему здоровью. Известно, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для создания внесемейных отношений и связей. Для семьи дети - главная ценность. Научить здоровому образу жизни, воспитать ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны прежде всего родители.

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня
их образования Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

К факторам риска, ухудшающим здоровье детей и подростков, относятся: вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя); некачественное, нерегулярное и несбалансированное питание; неупорядоченный режим дня; учебная перегрузка и гиподинамия; нерациональное чередование разных видов деятельности (учебной, игровой и трудовой) в режиме дня. В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни. Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного участия самих родителей.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.

"Опыт убедил нас, что главная причина отставания в учёбе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание, чаще: незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями врача, матери, учителя. Скрытые недомогания: являются отклонением от нормального развития, а замедленное мышление - во многих случаях следствие этого недомогания". В.А. Сухомлинский.

Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение школьника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке школы состоит в конструировании природо и культурносообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов школы в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то,что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом, сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологическая перегрузка, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в школе. Поэтому школа должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

Пути решения таковы:

Постоянная связь родителей со школой, а именно с учителем физкультуры, классным руководителем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка. Для этого не надо постоянно ходить в школу, можно общаться с помощью телефона;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Родительские установки появляются задолго до рождения ребенка. Воспитание детей - это огромный труд, огромное счастье, огромная любовь, постоянный поиск и сомнения.

Какими качествами должны обладать хорошие родители? Прежде всего, у ребенка должна была уверенность в том, что родители его любят и заботятся о нем. Родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и духовного здоровья. К сожалению, родители не всегда умеют выразить свою любовь к ребенку. Все отклонения в эмоциональной сфере и поведении ребенка чаще всего обусловлены дефицитом родительской любви. Не надо бояться испортить ребенка проявлениями любви, наоборот, надо постоянно внушать ребенку уверенность в ее постоянстве, а для этого нужен постоянный психологический контакт с ним. Контакт строится в результате взаимодействия, диалога с ребенком, стимулирующего его активность в процессе воспитания. Родители должны пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и самосовершенствовании.

Другим важным правилом общения родителей и детей является принятие ребенка таким, каким он есть - признание права ребенка на индивидуальность, непохожесть, 6 том числе и на родителей. Это предполагает отказ от пусть зачастую справедливых, но негативных оценок личности ребенка. Любить ребенка надо не потому, что он хороший, а потому, что он есть, любить такого, какой есть. Психологами доказано, что успешность воспитания прямо связана с уровнем личности родителей, богатством и гармонией внутреннего мира взрослого. Поэтому процесс воспитания - это всегда и процесс самовоспитания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шувойская средняя общеобразовательная школа
Администрации городского округа Егорьевск
Формирование потребности здорового образа жизни:
возможности образовательного процесса и внеурочной
деятельности

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и
крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и
здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь
долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо
сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ
жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого
ребенка и подростка.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт
во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество
соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее
здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и
телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными
факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые
встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако
решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает: правильное питание, занятие
физическими упражнениями, закаливание, соблюдение режима дня, соблюдение норм
гигиены, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей
успешной работы семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является
плохое состояние здоровья, какое­либо заболевание, чаще всего малозаметное, но
поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды,
качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он
относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья
составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и

воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру
детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами
красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу –
формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа
жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима
дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение,
пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта
мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь
здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими
пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо
учить.
Почему санитарно­гигиеническое просвещение оказывается не всегда
эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не
все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны
соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень
сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную
черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с
определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся
мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с
неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно.
Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных
удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что
режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы
определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если
он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет
сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты: учебные занятия в школе;
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
физическими упражнениями; отдых; занятия в свободное время.
сон; питание; занятия
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А
зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое
равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы,

взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти
постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать
возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на
свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать
занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5­2 часа. Активный отдых после уроков
обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении,
общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в
первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы
для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается,
тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у
ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на
усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано.
Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее
состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об
удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум,
разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок,
должен быть свежим.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом,
как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно
бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы
откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или
поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного
отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья
ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических
занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой
активности большой пользы не дает.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул,
выходные дни на природе - вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут
проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически
здоровыми.
Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно
кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А
главный аргумент - отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда
и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но
ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций - результат успешности ребенка
будет налицо.
Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и
одобряя его.
Родители ни в коем случае не должны отворачиваться от своего ребенка и показывать
свое недовольство. Как показывают статистические данные, намного чаще рецидивы
случаются у тех подростков, у которых были сложные отношения с родителями. Конечно
же, ваше негодование и расстройство абсолютно понятны, и даже в вашей агрессии нет
ничего постыдного. Однако вам необходимо взять себя в руки и быть рядом с вашим
ребенком в течение всего времени лечения. Ведь ваша любовь и поддержка значат для него
гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой, прогулки.

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

бережное отношение к окружающей среде, к природе

медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимость поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

Задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является главной в работе детского сада.

Поэтому особенно важно формировать у них с дошкольного возраста заинтересованное отношения к своему здоровью. Исходя из этого, целью нашей деятельности является: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

обеспечение физического и психического благополучия;

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.

В своей работе мы опираемся на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, главной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование заинтересованного отношения к своему здоровью.

Считаю важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Отталкиваясь от поставленных мною целей и задач, организовала развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Зона обучения - хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёная лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. Здесь же находится центр "воды и песка". Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). Функциональная роль центра - познавательная, оздоровительная. В лаборатории разбиваем "огород на подоконнике" - где круглый год выращиваем лук, укроп, петрушку, использую затем всё это в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отправной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в помещениях, на территории), должно быть приемлемо для ребенка и ни в коей мере не должно наносить ущерб его здоровью и благополучию (физическому, психическому, социальному).

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 – 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 – 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, я стараюсь организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий использую разнообразные формы организации детей – они работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Кроме того, я стараюсь наполнить жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Составила картотеку подвижных игр и упражнений, и постоянно использую их в работе с детьми.

Ежедневно организую пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаю детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В группе имеются картотеки пальчиковых игр, различные предметы и массажеры для выполнения упражнений.

Таким образом, я забочусь об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности детей, а движения для ребенка – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Для укрепления здоровья детей применяю также различные методы закаливания. Один из наиболее популярных - хождение по солевым дорожками после дневного сна. Этот режимный момент у нас в группе превращен в веселую игру – упражнения на индивидуальных и общих массажных ковриках сопровождаются различными потешками. Так же детям очень нравится обливание рук до локтя водой комнатной температуры. Так как дети иммуно-ослабленные, я в своей работе использую щадящее закаливание.

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. И еще очень важно – массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Как же сделать, чтобы благотворное действие массажа наиболее полно влияло на здоровье и самочувствие каждого ребенка? Я решила обучить каждого ребенка самомассажу. Разные виды самомассажа подобрала с учетом возраста, возможностями детей и условиями детского сада. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям. Каждому виду массажа определено время в режиме дня.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (разработки А.А.Уманской). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4–5-летнего возраста.

Также использую массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. Самомассаж доступен всем, даже малышам, а это здорово! И, конечно, - здоровье!

Во время занятий широко использую музыку. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

Особое внимание стараюсь уделять прогулке детей. На прогулках проводятся различные игры с водой, дыхательные упражнения, ходьба босиком, солнечные ванны.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья;

на собраниях рассказываю о значении движений в жизни детей дошкольного возраста;

на общих родительских собраниях с привлечением специалистов учреждения: инструктора по физической культуре, логопеда, муз. руководителей, врача, ст. медсестры, ст. воспитателя рассказываем о наших планах, задумках и возникающих проблемах;

оформила уголок здоровья для родителей с рекомендациями и медицинскими советами по оздоровлению, где ежемесячно вывешиваются листы здоровья, откуда родители узнают о том, что индекс здоровья у наших детей повышается;

проводим анкетирование по ЗОЖ.

Результаты анкетирования говорят о том, что наших родителей очень волнует состояние здоровья детей, и они готовы быть нашими помощниками и союзниками. Это приводит к тесному контакту в работе с родителями, т. к. только родители могут донести до нашего сведения те особенности ребенка, которые он проявляет в домашней обстановке, ведь не секрет, что в нашей практике встречаются такие дети, которые по-разному ведут себя в детском саду и дома.

Я убедилась, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности обществаза здоровье детей.

Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:

У дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

Педагоги в доступной форме доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;

Организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

Третий год жизни малыша - завершающий период раннего детства. Он имеет свои, только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. За счет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможны индивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг, длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, как правило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.

На третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются

В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.

Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.