Позитивное подкрепление (похвала, оценки, награды). Методы формирования позитивного поведения

18.04.2019

Методы формирования позитивного поведения

Наиболее распространенным методом формирования желатель-ного поведения является подкрепление. В его основе лежит преиму-щественно оперантный принцип обусловливания. Следует отме-тить, что как положительное, так и негативное подкрепление уси-ливают вероятность возникновения реакции. Положительные под- крепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отри- цательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление - главный метод изменения пове-дения. Условия успеха:

    подкрепление должно быть индивидуально значимым;

    подкрепление должно применяться систематически и немед-
    ленно вслед за желательным поведением;

    связь между желательным поведением и используемым при
    этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помо-щью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помо-щью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людь-ми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать не-правильное поведение. Например, подросток в ответ на суици-дальную попытку может получить награду - повышенное внима-ние и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его незави-симое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или про-явление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повсе-дневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправлен-ное его применение с целью усиления адаптивных видов поведе-ния и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первона-чально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляю-щими стимулами для конкретного человека. Также можно предло-жить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список

условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для пред-ставления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использо-вать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важ-ными сферами:

    взаимодействие (отношения);

    переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);

    действия, повышающие самооценку с помощью ощущений
    адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое за-
    нятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использо-вать выявленные стимулы для подкрепления желательного пове-дения личности с девиацией. Также клиента побуждают использо-вать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответ-ствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны - это ве-щественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие сти-мулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетон-ного подкрепления должны включать в себя четкие правила обме-на, определяющие, какое количество жетонов требуется для полу-чения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко использу-ется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существен-но уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепле-ния может наблюдаться и уменьшение случаев желательного пове-дения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и са-моподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать лю-дей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение препо-давателей или родителей процедурам подкрепления (для отдель-ных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенче-ским реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки

выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конф-ликты, сопротивляться негативному влиянию среды или прини-мать решения. Репетиция поведения - это один из методов про-фессионального консультирования, широко используемый в слу-чаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь фор-му тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания си-туаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых кли-енты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обуче-нию. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предостав-ляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают приме-нять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассер-тивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» .

На первых порах использования методики тренинг ассертивно-сти был направлен на отстаивание человеком своих прав и инте-ресов. В последнее время его направленность несколько измени-лась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоцио-нально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-прием-лемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов пове-дения:

неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;

агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;

ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимо-действующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведен-ческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается - в общем или в специфическом. На втором этапе формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изу-чить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впо-

следствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативно-го поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться непод-ходящими для конкретного клиента. Важен также правильный вы-бор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертив-ных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертив-ного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не толь-ко на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобре-тенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помо-щью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В ин-тервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятель-но пытаться применять адаптивные социальные навыки в реаль-ной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность по-ведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиен-ты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивиду-альной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы мо-гут быть гетерогенными (например, группа из подростков без про-блемного поведения и с делинквентным поведением) или гомо-генными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тре-нингом ассертивности используются и другие технологии, по-зволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар лич-ности. Это - тренинги уверенности, коммуникативных навыков, при- нятия решения, резистентности к социальному давлению, разреше- ния конфликтов. При этом используются самые разнообразные при-емы поведенческой психологии, например ролевые игры и игро-

вые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дис-куссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще использу-ется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаи-модополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для под-ростка с зависимым поведением может быть адекватной следую-щая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия - индивидуаль-ная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками . Если сотрудничество с се-мьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тре-нинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включе- ние личности в поддерживающие и конструктивные социальные сис- темы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных от-ношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведе-ние специалиста остается ведущим источником подкрепления по-зитивных изменений в поведении клиента, а личность консуль-танта - основным инструментом его профессиональной деятель-ности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уро-вень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, вни-мание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.

Контрольные вопросы и задания

    Каковы цели и принципы поведенческой интервенции?

    Сформулируйте возможности и ограничения, преимущества и недо-
    статки поведенческого подхода.

    Перечислите основные методы поведенческой интервенции и обла-
    сти их оптимального применения.

    Какие методы можно использовать для стимулирования мотивации
    личности к сотрудничеству и позитивным изменениям?

    Какие методики коррекции эмоциональных состояний вам известны?

    В чем сущность и какова процедура методики систематической де-
    сенсибилизации?

    Опишите методики саморегуляции.

    Самостоятельно выработайте навык саморелаксации (в соответствии
    с приведенными методиками) и сообщите результаты.

    Перечислите приемы когнитивного переструктурирования.

    Каковы методы угашения нежелательного поведения?

    Опишите методики подкрепления позитивного поведения.

    Что такое тренинг ассертивности?

    Составьте сравнительную характеристику методов поведенческой
    интервенции с точки зрения их задач, сложности, эффективности, сфер
    желательного применения (с учетом вашего личного или профессиональ-
    ного опыта их использования).

    Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. - М.,
    2000.

    Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ,
    пособие. - Минск, 1999.

    КингМ., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. -
    М., 1998.

    Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у
    подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

    Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ.
    психол. - СПб., 2001.

    Мак-Вильяме К Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

    МейерВ., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

    Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и
    тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

    Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

    Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.,
    2000.

    Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия куль-
    товых травм//Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. -
    № 1-2.

    Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. -
    М., 2000.

    Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних
    с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

    Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарско-
    го.-СПб., 1998.

    Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. Х.Рем-
    шмидта. - М., 2000.

    Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

    Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, кор-
    рекция, психопрофилактика. - М., 1998.

    Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод.
    пособие. - СПб., 1987.

    Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб.,
    1991.

    Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -
    СПб., 1999.

    Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. -
    М., 2001.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной пробле-мой современного общества. Оно выступает одной из ведущих при-чин обращения населения за психологической помощью.

В настоящем пособии предпринята попытка систематизации многочисленных разрозненных научных данных по психологии от- клоняющегося поведения личности (другие, не менее интересные, стороны изучаемой реальности остались за рамками настоящего исследования). Специалисту, оказывающему помощь людям с по-веденческими девиациями, важно чувствовать уверенность и ком-петентность в таких вопросах, как этиология, механизмы функцио-нирования, условия и закономерности формирования различных форм отклоняющегося поведения. Особенно важно сформировать адекватные представления и позитивные навыки воздействия на отклоняющееся поведение личности.

Поведенческая психология - активно развивающаяся отрасль. В срав-нении с другими подходами, поведенческая интервенция, возмож-но, является одним из наиболее адекватных и эффективных спосо-бов воздействия на поведение личности. В то же время в современ-ной практике оказания психологической и психотерапевтической помощи наблюдается тенденция к интеграции разнообразных мето-дов, основанных на различной методологии, для решения конкрет-ных практических задач. В случае поведенческих нарушений доста-точно широко и успешно используются интегративные подходы, направленные на решение стратегической задачи, - достижение позитивных личностных изменений.

Решающим фактором, гарантирующим успешность примене-ния любых методов выступает личность самого специалиста, ока-зывающего социально-психологическую помощь. Можно говорить о таких профессионально важных качествах психолога-девиантоло-га, как адаптивность, высокий уровень развития жизненно важных умений, уверенность, искренний интерес к людям, духовность.

Мы надеемся, что настоящее пособие поможет успешному фор-мированию профессионально-личностной позиции специалиста.

Отклоняющееся/девиантное поведение личности - сложный много-уровневый полиэтиологичный процесс.

Отклоняющееся поведение может проявляться в самых разнообразных формах активности личности.

Основные отличительные признаки девиантного поведения - откло-нение от социальной нормы, деструктивность, негативная оценка окру-жающих, повторяемость, усиливающаяся дезадаптация.

Многочисленные концепции отклоняющегося поведения не противо-речат, а гармонично дополняют друг друга, освещая данное явление с различных сторон.

Отклоняющееся поведение личности необходимо рассматривать прежде всего в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде.

Стимулирование развития личности и повышение уровня ее социаль-ной адаптации - ведущие цели психолого-социальной интервенции де-виантного поведения.

Теория отклоняющегося поведения призвана служить не навешива-нию ярлыков, но оказанию реальной помощи личности через стимулиро-вание ее готовности к изменениям и сотрудничеству.

Отличительной особенностью психолого-социальной помощи в слу-чае отклоняющегося поведения является ее активный, организующий и позитивный характер.

Эффективность помощи определяется ее своевременностью, адекват-ностью и комплексностью.

Специалисту важно понимать, что его возможности не безграничны: несмотря на прилагаемые усилия, результаты психолого-социального воз-действия на конкретную личность с девиантным поведением могут быть незначительными вследствие множества причин.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоня-ющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Дальнейшие научные исследования в этой области, накопление опыта практической работы, объединение усилий различных специалистов с усилиями отдельной личности - все это может помочь в преодолении закономерных трудностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ

Уровень социально-психологической адаптации тесно связан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально-психологической адаптированно-сти (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адап-тирована Т.В.Снегиревой. Модель отношений человека с соци-альным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта соб-ственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адап- тированность - согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гиб-кость, социальную компетентность.

Вы хотите узнать что-то новое о позитивном подкреплении? Это хорошо! Позитивное подкрепление является ключевой психологической идеей в сфере анализа поведения. Этот метод был впервые определен Б. Скиннером, к нему было привлечено внимание после написания книги Карен Приор «Не стреляйте в собаку! Новое искусство обучения и тренировки». Приор дает следующее определение: «позитивное подкрепление – это то, что происходит одновременно с действием, увеличивая вероятность того, что действие повторится».


Согласно этому размытому определению, позитивное подкрепление могло считаться методом тренировки, в основе которого была система вознаграждения. Но техническая сторона категории поведения и ее результатов привела к тому, что значение позитивного подкрепления стало несколько запутанным. Чтобы избежать этой путаницы, статья дает пояснения для лучшего понимания, что такое позитивное подкрепление.

Шаги

    Поймите основы установления позитивного подкрепления. Оно похоже на вознаграждение, но является несколько более конкретным. Позитивное подкрепление – это то, ради получения чего человек или животное будет прилагать усилия. Идентифицировать позитивное подкрепление можно при соблюдении трех условий:

    • Последствия возникают в результате определенного поведения.
    • Определенное поведение становится более вероятным.
    • Определенное поведения становится более вероятным лишь потому, что последствия зависят от поведения.
  1. Заставьте себя есть больше фруктов. Осознайте, что позитивное подкрепление имеет место в ежедневной жизни людей и животных. Оно подходит не только для дрессировки животных. Вы тренируете себя и других людей этим методом, даже если не осознаете этого. К примеру, если вы даете ребенку конфету за хорошее поведение или упрекаете супругу за то, что она забыла купить молоко, вы тренируете (или пытаетесь тренировать) их поведение.

    Определите положительный стимул. Им является тот, который дает позитивный результат. К примеру, когда вас благодарят за полученный подарок. Обратной стороной положительного стимула является негативный стимул. К примеру, если родители наказывают подростка за непослушание. Скиннер утверждает, что положительный стимул является более сильным чем негативный стимул. К примеру, если вы благодарите человека за подарок, а не критикуете его за то, что этот подарок недостаточно дорог, вероятность получения более дорогого подарка в будущем – выше.

    Отличайте, когда следует и не следует применять положительный стимул. Если вы хвалите собаку после выполнения трюка, это является применением позитивного подкрепления. Вы можете определить позитивное подкрепление так же, как и Приор, «позитивное подкрепление – это то, что происходит одновременно с действием, увеличивая вероятность того, что действий повторится». Или же попросту определить это как положительную реакцию на правильное поведение.

    Определите негативное подкрепление. Это сложный аспект, но обычно он определяется как негативный стимул, который был проявлен, а затем устранен после появления желаемого поведения. К примеру, лошадь двигается вперед из-за негативного подкрепления: ее хлещут, бьют, кричат на нее до тех пор, пока она не начнет двигаться, после этого негативный стимул тотчас прекращается. Лошадь, движущаяся вперед, демонстрирует желаемое поведение, следовательно, негативное подкрепление в данном случае было успешным.

    Понимание функции наказания. Существует две основные формы наказания: позитивное и негативное наказание.

    Определите преимущества позитивного подкрепления. Тренировка позитивного подкрепления основывается на позитивном опыте – на получении позитивного стимула, другими словами, вознаграждения. Если вы тренируете свою собаку сидеть или сами хотите начать заниматься физкультурой, позитивное подкрепление станет для вас мощным и приятным инструментом. Тренировка с использованием позитивного подкрепления станет для вас более веселой и эффективной, нежели тренировка, в основе которой лежит наказание.

  2. Поймите, как использовать позитивное подкрепление. Как сказано выше, позитивное подкрепление очень полезно для достижения разных целей, но есть некоторые правила его использования:

    • Правильно подобранное время. Позитивное подкрепление эффективно лишь тогда, когда применяется сразу после проявления поведения – если вы дрессируете собаку сидеть, хвалить ее можно лишь тогда, когда она пребывает в сидячем положении. Если вы хвалите ее, когда она встает, получается, что вы хвалите ее за то, что она встала. Если вы говорите своей супруге, что она выглядела прекрасно прошлым вечером, вы делаете это слишком поздно и уже неэффективно. Вознаграждение наперед тоже неэффективно. К примеру, если вы дрессируете собаку заходить в будку, при этом пытаетесь задобрить ее еще до того, как она туда зашла, это будет своеобразный подкуп, но не дрессировка собаки.
    • Правильные вознаграждения. Вознаграждения должны быть небольшими: дайте ребенку конфетку, а не мороженное с сиропом. Они должны быть непредсказуемыми. К примеру, людям может понравиться использование лототрона. При его использовании существует непредсказуемый выигрыш – даже при выигрыше совсем небольшой суммы многие люди поддавались эффективной тренировке, ведь каждый раз они хотели победить. Вознаграждение без причины тоже может быть эффективным в минимальных количествах, также эффективным будет большое вознаграждение, к примеру, джек-пот.
    • Высокий энтузиазм. Позитивное подкрепление зависит от того, сколько энтузиазма и радости испытывает тот, кого тренируют. Будь то ребенок, которого вы учите читать, или собака, которую вы дрессируете для подчинения, занятия должны быть частыми и короткими, а цели – легко достижимыми, чтобы вознаграждение выдавалось регулярно. Если вы чувствуете стресс или фрустрацию, сделайте перерыв, прервав занятие на положительном этапе.
    • Последовательность. Если вы сначала вознаграждаете собаку за сидение, а в следующий раз, когда она садится, этого не делаете, то вы ведете себя непоследовательно. Впрочем, если вы используете косточку в первый раз и кусок хот-дога во второй раз – это будет последовательно. Чтобы быть последовательным, вам нужно определиться с критерием и далее следовать ему до тех пор, пока поведение не станет достаточно хорошим. К примеру, если вы дрессируете попугая подниматься по лестнице:
      • Изначально вашим критерием будет желание того, чтобы птица оставалась спокойной, когда ваш палец находится в клетке. Каждый раз, когда попугай остается спокойным в такой ситуации, вам нужно его вознаграждать.
      • После этого вам следует усложнять задачу. Ваш критерий – попугай должен оставаться спокойным, когда ваш палец находится рядом с ним. Вы вознаграждаете попугая каждый раз, когда он остается спокойным. Критерий становится более трудным, но вы последовательны в своем вознаграждении попугая. Дрессировку следует продолжать в такой же манере.
    • Позитивное подкрепление не является подкупом. Во-первых, подкуп недопустим и незаконен. Во-вторых, позитивное подкрепление имеет за цель достижение желаемого поведения. В случае с людьми, это достигается путем обучения ответственности за свое поведение.
    • Поищите хороший университетский онлайн-семинар по позитивному подкреплению, если хотите проверить свое понимание этого предмета.
    • Чтобы подкрепление работало, оно должно касаться чего-то, что ценится человеком или животным. Это означает, что вам нужно будет соотносить его с конкретной индивидуальностью. Это требует больших усилий, но при тренировке в группе результат будет стоить того.

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Условия успеха: » подкрепление должно быть индивидуально значимым; » подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением; » связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу "приятных событий" или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами: » взаимодействие (отношения); » переживания, несовместимые с депрессией (агрессией); » действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны - это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, который по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения. Репетиция поведения - это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.

На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль "оппонентов"). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как "приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку" .

На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.

Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения: » неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; » агрессивное поведение, при котором люди "усиливаются" за счет других; » ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведенческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается - в общем или в специфическом. На втором этапе Формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изучить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впоследствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

На третьем этапе определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуациях например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более "естественным" для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертив-ных задач, сложность которых постепенно повышается.

На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

На пятом этапе клиентов побуждают применять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В интервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятельно пытаться применять адаптивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивидуальной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы могут быть гетерогенными (например, группа из подростков без проблемного поведения и с делинквентным поведением) или гомогенными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это - тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на додели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия - индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками . Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта - основным инструментом его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.


Рекомендуемая литература

Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

Рыжова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. - М., 1998.

Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии: Учеб.-метод. пособие. - СПб., 1987.

Федоров А.П. Когнитивная психотерапия: Учеб. пособие. - СПб., 1991.

Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.

Джонсон В. Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. 2000.

Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ, пособие. - Минск, 1999.

Кинг М., Коэн У., Цитренбаум Ч. Гипнотерапия вредных привычек. - М., 1998.

Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Учеб.-метод. пособие. - М., 1998.

Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток: Пособие для практ. психол. - СПб., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

Мейер В., Чессер Э. Методы поведенческой терапии. - СПб., 2000.

Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. - СПб., 1996.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. вып. - М., 2000. - № 1-2.

Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М., 2000.

Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетни* с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1999.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарско- го. - СПб., 1998.

Психотерапия детей и подростков: Пер. с нем. / Под ред. шмидта. - М., 2000.

Позитивное подкрепление - это некоторые приятные для человека последствия или результаты деятельности (вознаграждение, похвала, успех и др.), которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.

Человек после выполнения определенной деятельности может получить одобрение, позитивную оценку, материальное вознаграждение, т.е. позитивное подкрепление. Удовольствие вследствие позитивного подкрепления связывается с деятельностью, таким образом устанавливается связь "деятельность - удовольствие". У человека, согласно принципу удовольствия Фрейда, возникает стремление и в будущем получить удовольствие (похвалу, материальное вознаграждение и т.п.), что побуждает его к выполнению той деятельности, которую подкрепляли, т.е. которая связывалась с удовольствием.

Если процесс деятельности или его результат не подкрепляется (т.е. когда не было ни одобрения, ни вознаграждения и соответственно удовлетворения), то в таком случае менее вероятно, что в будущем человек будет выполнять эту деятельность по собственному желанию. Следовательно, при отсутствии связи "деятельность - удовольствие" субъект не будет стремиться к ее выполнению.

Позитивные переживания, которые связываются с определенной деятельностью, выполняют роль эмоционального подкрепления того, что происходило до или во время переживания. Вследствие этого человек будет стремиться выполнять то, что вызвало удовольствие или то, что предоставило возможность избежать неудовольствия. Если какое-то действие сочеталось с приятным переживанием, то сочетание позитивных эмоций с деятельностью усиливает мотивацию (интерес) к этой деятельности.

Приведем несколько примеров позитивного подкрепления.

1. Вследствие успешных занятий физикой ученик получает одобрения от учителей, родителей и друзей (подкрепление 1), высокие оценки (подкрепление 2), призовые места на олимпиадах (подкрепление 3), одобрения друзей за интересные опыты и помощь в решении задач (подкрепление 4). Удовольствие, которое возникает вследствие подкрепления, будет побуждать его к занятиям физикой. Предвкушая получение удовольствия, ученик будет усиленно заниматься этим предметом. Физика связывается с удовольствием и в будущем сама по себе будет приятна для ученика. Чем сильнее подкрепление (большее число подкреплений и соответственно большее удовольствие), тем более привлекательной становится физика для ученика.

2. Ребенок за определенные действия (например, за помощь старшим) получает похвалу от взрослых (подкрепление 1), материальное вознаграждение, например конфеты, шоколад (подкрепление 2), определенные поблажки (подкрепление 3).

Стремление получить удовольствие (похвалу, конфеты, поблажки и т.п.) будет побуждать ребенка и в будущем к выполнениюэтих действий.

3. Если изготовив, например, полку или стул, человек почувствовал удовольствие вследствие успешного завершения работы и пользы от него (подкрепление 1), материального вознаграждения (подкрепление 2), одобрения жены или родителей (подкрепление 3), то, предвкушая возможность получить подкрепление (и удовольствие), он и впредь будет стремиться что-либо изготавливать.

Определенные формы поведения закрепляются (и повторяются в будущем) тогда, когда они сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением, возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или же, наоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.).

Эти закономерности часто используют учителя и родители: регулярно прибегая к похвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. А чтобы удержать детей от нежелательных действий и поступков, применяют наказание, неодобрение, выражая неудовлетворенность действиями ребенка. Если человек получает позитивное подкрепление (одобрение, вознаграждение) за определенные формы поведения, то такие действия закрепляются и в будущем воспроизводятся. А прибегая к наказанию, человека заставляют избегать определенных действий: например, наказывая ребенка за кражу, стремятся принудить его не воровать в будущем.

Родители, по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление (например, на одобрение), никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитание ребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессе нередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а часто и вредит воспитанию личности. Подвергаясь наказанию за определенные действия или бездеятельность, человек впредь будет действовать "так, как нужно" не потому, что ему так хочется, а потому, что боится наказания. И когда угроза наказания исчезает, то предыдущие нежелательные формы поведения восстанавливаются.

Позитивное подкрепление

Любой стимул, подкрепляющий поведение, которое ему предшествовало. Позитивные стимулы обычно нейтрализуют состояние «первичного драйва» (например, ), являются наградой или создают привлекательную ситуацию. В определенном смысле, позитивное подкрепление определяется его последствиями. Оно укрепляет реакцию и делает более вероятным ее проявление в будущем. В роли позитивного подкрепления могут выступать самые странные события. Например, для некоторых детей выговор от учителя в присутствии сверстников может рассматриваться как позитивное подкрепление, если он повышает «уличную репутацию» потерпевшего. Любое поведение, которое приводит к позитивному подкреплению, становится более частым.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Позитивное подкрепление" в других словарях:

    - (positive reinforcement). Также называется обучением вознаграждением; субъект получает вознаграждение за свое поведение, и проявление такого поведения повышается … Психология развития. Словарь по книге

    Позитивное подкрепление - (Positive reinforcement). Предъявление приятного стимула после реакции, повышающее вероятность ее повторения … Теории личности: глоссарий

    КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей… …

    Модификация привычных (а) представлений о ком либо или о чем либо, сформированных ранее знаний, (б) отношений, убеждений, (в) моделей, программ, действий, операций, способов привычного поведения, образа жизни, О.; сформированных ранее умений,… …

    Дрессировка - (от фр. dresser выправлять, обучать) выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений. Дрессировка один из древнейших методов управления животными и людьми. Многие люди … Википедия

    МЕТОДИКА НАВОДНЕНИЯ - Относится к поведенческим методам. Если при систематической десенсибилизации погружение в ситуацию, вызывающую страх, происходит постепенно, то в других методиках подчеркивается эффективность быстрого столкновения, переживания сильной… … Психотерапевтическая энциклопедия

    СКИННЕР - Беррес Фредерик (Skinner В. F., 1904 1990). Известный психолог, лидер современного бихевиоризма. С. родился в 1904 г. в Саксуэханне, штат Пенсильвания, США. Окончил Гамильтон колледж в 1926 г. Степень доктора философии получил в 1931 г. в … Психотерапевтическая энциклопедия

    - (от англ. behavior поведение) ряд тщательно разработанных методов лечения (в т. ч. сексуальной дисфункции в семье, супружеских конфликтов), направленных на изменение или формирование новых шаблонов О., т. е. на искоренение нежелательного… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio отклонение, расстройство) это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    - (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия