В период 80 х годов. Фотографии на память. Влияние киноиндустрии и шоу-бизнеса

24.02.2019

Текст: Вера Рейнер

Небольшие тенденции вроде характерных в грядущем сезоне цветочных принтов или жёлтого цвета мало что говорят об окружающем мире, другое дело - масштабные камбэки стилей разных десятилетий. После 70-х, 90-х и отчасти нулевых на повестку дня возвращаются 80-е: аналитики трендов уже назвали золотое десятилетие Майкла Джексона, Мадонны, принцессы Дианы и Джона Хьюза «декадой года». Причём приходит оно не только на подиумы - рассказываем, как и почему это происходит.

В моде

На протяжении нескольких сезонов в моде царили : потребители уже от них устали, но дизайнеры никак не хотели ослаблять хватку. Добавились к ним и
90-е, которые тоже, вернувшись в моду, с тех пор из неё и не ушли: одни и те же отсылки, темы и вещи по-прежнему курсируют по коллекциям разных марок.
80-е же всплывали лишь иногда - их вспоминали, например, Джонатан Андерсон и Оливье Рустен .

Новая же восьмидесятническая волна наметилась в прошлом сезоне: к осени 2016 года на сторону этого десятилетия встали не только Андерсон и Рустен, но и Эди Слиман , Изабель Маран , Джереми Скотт . Летом всё, что лишь наметили другие дизайнеры, довёл до абсолюта в своей межсезонной коллекции Марк Джейкобс. Это, пожалуй, было неожиданностью: с момента ухода из Louis Vuitton казалось, что американец существует особняком, не реагируя на общие тенденции. Но именно он, опередив остальных, смог поймать намечавшуюся волну интереса к 80-м - причём совершенно бессовестно собрал сразу все приметы десятилетия, практически ничего не оставив последователям. К весне 2017-го тренд стал по-настоящему массовым, захватив и Louis Vuitton , и Chanel , и Balenciaga , и Gucci , и десятки модных домов масштабом поменьше.

Признаком возвращения эпохи стали, конечно, широкие, подчёркнуто массивные плечи. У кого-то, как, например, у Демны Гвасалии , 80-е смешались с постсоветскими 90-ми - что объясняется ещё и тем, что именно в это время в страны бывшего Советского Союза мощным потоком хлынула западная культура: и фильмы, и музыка, и модные журналы. Поэтому,например, недавняя коллекция Bevza , на днях показанная на Неделе моды в Киеве, западному зрителю покажется явным приветом 80-м - а российскому или украинскому напомнит скорее о следующем десятилетии.

Одними накладными плечами влияние, конечно, не ограничилось. 80-е возродили страсть наряжаться, диктуя обязательность праздника каждый день: «вечериночные» образы с начёсами, кудрями, яркими цветами, глубокими вырезами и принтами снова на сцене. Увлечение большими объёмами распространилось на все элементы одежды: более объёмные, словно с чужого плеча костюмы и широкие брюки возвращаются в мужскую моду. Как и полагается «настоящим» 80-м, наметилась и другая тенденция, словно противоречащая предыдущей: сочетание подчёркнуто объёмных блуз и топов со скинни-джинсами и даже легинсами.

Благодаря кампании Хиллари Клинтон все вновь заговорили о power suits - женских брючных костюмах. Сам термин пришёл из тех же 80-х, хотя его воплощение в то время выглядело иначе: они состояли из жакетов и юбок. Позже, в начале 1990-х, американские женщины-сенаторы (их к тому моменту в Вашингтоне было семь - так что 1992-й с гордостью объявили «годом женщин») под руководством Барбары Микульски и Кэрол Мозли Браун даже устроили Pantsuit Rebellion: рабочий дресс-код обязывал их ходить в офис в костюмах с юбками, а право на брюки пришлось отстаивать. В целом увлечение моды политикой и вынос политических слоганов на одежду - тоже открытие 80-х годов.

Тогда эту волну задала британка Кэтрин Хэмнетт, чьи футболки призывали запретить ядерное оружие (в майке с таким слоганом дизайнер однажды пришла на встречу с Маргарет Тэтчер), отказаться от войн и, например, не забывать о важности использования презервативов. Именно последний девиз знаком поклонникам Дебби Харри по знаменитой фотографии , с которой певица, одетая в топ «Debbie Says Use Condoms», строго смотрит в камеру.

Как носить сегодня

Стиль десятилетий, предшествовавших 80-м, легко использовать, не производя впечатления человека, сбежавшего с костюмированной вечеринки или минуту назад вышедшего из машины времени. Облегчённый new look 50-х, любовь к мини и геометрии 60-х, «бохо-шик» 70-х не гарантируют риска выглядеть излишне театрально. Однако 80-е, десятилетие насыщенное, принёсшее в моду привычку «выставляться» и любовь ко всему лучшему сразу, - другое дело.

Иконы эпохи были яркими и заметными: и на сцене, и на первых видеокассетах с аэробикой, и в клубах, и на улицах. От привычки наряжаться как в последний раз современный мир, привыкший к комфорту, отвык (недели моды не в счёт) - поэтому в концентрированном образе, прямо скопированном из 80-х, легко почувствовать себя пришельцем с другой планеты. Именно этого многие советуют избегать, используя лишь одну-две приметы десятилетия: плечистый жакет, принтованную блузку с пышными рукавами, огромные серьги, мом-джинсы или просторные брюки с защипами, «политическую» футболку и яркий макияж, сделанный блёстками и насыщенно-розовыми румянами. Тотал-луки обычно предлагают оставить для мероприятий, изначально заявленных как «вечеринка 80-х». Однако именно ощущение стилистической вседозволенности сделало это десятилетие особенным. Мы совершенно не обязаны отказываться от этой свободы в угоду правилу «лучше меньше, да лучше». Избыточности, карнавальности и пестроты не нужно бояться: «чересчур» не обязательно значит «плохо».

Даже преданного поклонника минимализма или спортивного стиля может поколебать в убеждениях марафон фильмов из золотой коллекции 80-х. Глядя на Молли Рингуолд (главную звезду лучших фильмов режиссёра Джона Хьюза и одно из лиц десятилетия - не зря, думается, именно на неё и её героинь так похожа Йорки из «San Junipero») в «Милашке в розовом» и «Шестнадцати свечах» или Линн в «Девочки хотят повеселиться», только самые стойкие не захотят примерить пиджаки в горох, платья в цветах и красочные легинсы.

В современной мужской моде, впрочем, стиля 80-х в самых радикальных проявлениях не найти. Пока дело ограничивается большей расслабленностью и объёмом силуэтов: куртки велики и плечисты, брюки широки. К слову, в главных ролях бьюти-кампаний - тоже вполне себе следствие 80-х. В вопросах стиля, если широких брюк уже мало, вновь придёт на помощь Джон Хьюз , в фильмах которого стильных мужских персонажей тоже достаточно. Самый пёстрый из них - Даки в той же «Милашке», который в искусстве смешивать принты и отыскивать самые неожиданные аксессуары не проигрывал главной героине. Самые повседневные и безопасные варианты - в «Клубе „Завтрак“». А идеальный во всех смыслах персонаж Хьюза 80-х - старшеклассник из «Феррис Бьюллер берёт выходной».

фотографии: Calvin Klein, Marc Jacobs, Nina Ricci, Acne Studios

В этот период в государстве начали происходить серьезные изменения, которые преобразовали все сферы социальной, экономической и политической жизни граждан Советского Союза. Изменения были очень быстрыми и противоречивыми, их размах был столь широким, что они оказали серьезное влияние и на мировую политическую арену.

К началу восьмидесятых годов СССР дошел до нового уровня технического развития, в это время производились многие виды отечественной бытовой техники, военные технологии были сравнимыми с иностранными, а некоторые виды боевой авиации самыми лучшими в своем роде. Пожалуй, только в этот период в стране производились отечественные телевизоры, первые компьютеры и прочая электроника, с момента развала Союза практически все это перестало выпускаться. В стране удалось создать единую энергетическую и транспортную систему, были созданы системы для газоснабжения и нефтеснабжения, межрегиональные связи в хозяйственном секторе стали более тесными. Однако в это же время сказалась централизованная политика центральной власти.

На партийных съездах власти страны принимали решения, нацеленные на устранение негативного эффекта от диктатуры в ведомственной бюрократии. Предпринимались попытки усовершенствования экономических методов хозяйствования, предприятиям пытались придать большую самостоятельность. Однако все принятые решения не были воплощены в жизнь на деле, страна так и не сумела выйти из периода застоя.

Описывая СССР в 80-ые годы кратко, многие исследователи связывают этот период с политикой «Перестройки», которая была сформирована Андроповым 1984 году. В 1985 году ее начал продвигать новый генсек - Горбачев. Перестройку возвели на уровень государственной идеологии, поначалу она вызвала эйфорию у населения. Однако уже спустя год руководство страны осознало, что командно-административные методы не позволят добиться реального улучшения, поэтому были предприняты попытки внедрения реформ, свойственных демократическому социализму.

В 1989 году общество не выдержало идеологического перенапряжения. Перестройка не оправдала надежд граждан, в то же время демократизация дала возможность создания новых политических движений, в определенный момент ставших полностью неподконтрольных коммунистической партии. Вместе с тем в стране происходили и другие дестабилизирующие процессы. Непосредственное участие в затянувшейся афганской войне Союз скрывать от собственного народа уже не мог, поддержание своих военных сил за границей требовало больших капиталовложений. Экономическая система к концу 80-ых зашаталась, и практически рухнула, когда на мировом рынке стоимость нефти упала до рекордно низких значений. Дешевая нефть, фактически, уничтожила одно из самых могущественных государств в мире. Долгие годы неумелого управления со стороны властей все сделали свое дело.

Школы в СССР очень сильно отличались от современных. И была у советской школы одна особенность. Общая для всей страны школьная форма. Самое интересное, что форма тех времен до сих пор популярна у выпускниц — школьное платье с белым фартуком, как правило, белые гольфы и обязательные белые банты. В обычные же дни девочки ходили в школу в тёмных передниках. У мальчиков, на рукавах пиджаков имелись эмблема, на которой была изображена открытая книга и солнце. В то время все были или октябрятами, или пионерами или комсомольцами, и обязательно носили на лацкане пиджака или платье соответствующий значок. В 1-м классе всех школьников принимали в октябрята. В 3-м — в пионеры. Причем в первую очередь отличников, а во вторую и даже третью — тех, у кого хромала успеваемость или дисциплина. В комсомол принимали в 7-м классе.

В 80- х каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Подавляющее большинство советских детей, хотя бы раз побывало в загородном пионерском лагере. Кроме этого во всех городах, как правило, при школах, создавались «городские» лагеря с дневным пребыванием детей. Каждый загородный пионерский лагерь функционировал в три смены, примерно по три недели каждая. Все дети в пионерлагере разбивались по возрастному признаку по отрядам. Самым старшим был 1-й отряд. Затем 2-й, 3-й и т.д. В пионерских лагерях работали различные детские самодеятельные коллективы по интересам, проводилась военно-спортивная игра «Зарница». В течение смены в лагере проводились различные игры, походы, конкурсы...В конце каждой летней смены организовывали «Прощальный костер».

Выбор продукции в продовольственных и промтоварных магазинах, в 80-е годы, был далек от поражающего своим разнообразием. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время, в 1985 году, на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Разумеется, советские праздники не стали безалкогольными. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В советском ассортименте имелся явный дефицит продуктов, которые можно было просто вытащить из холодильника и съесть — колбас, сыров, паштетов, не говоря уж о какой-нибудь икре или ветчине. Даже шпроты были деликатесом, который давали в наборах к празднику. И только в Москве, выстояв длинную очередь, можно было купить сосисок, колбасы или ветчины и несколько дней не переживать насчет чая с бутербродами... В провинциальных городах их было практически не достать. И это, притом, что во многих городах на полную мощь функционировали мясокомбинаты!

Из Москвы привозили хорошие шоколадные конфеты — "Белочка", "Мишка косолапый", "Красная Шапочка". Привозили растворимый кофе, апельсины, лимоны и даже бананы. Москва казалась сказочным местом, где живут необыкновенные люди. Также в Москву ездили за одеждой и обувью. В Москве покупали все, от гречки до детских колготок, т.к. все это было дефицитом в средней полосе.

В гастрономах того времени было несколько отделов. Каждый отдел продавал свои группы продукции. Хуже было, если в отделе продавался весовой товар. Сначала нужно было выстояв очередь взвесить товар, затем очередь к кассе, получить чек, и снова в очередь в отдел. Были еще универсамы самообслуживания — наподобие сегодняшних. Там товары оплачивались на кассе при выходе из зала. За молоком в то время ходил каждый школьник. Из-за скудности ассортимента продуктов в тогдашних магазинах, молоко и молочные продукты занимали достаточно значимое место в рационе советского человека. На молоке варили каши. С молоком варили вермишель и рожки. Молочные продукты в СССР были расфасованы в стеклянную тару, которую мыли и сдавали в специальных пунктах приема стеклотары. Как правило, они были прямо при магазинах. Этикеток на бутылках не было. Этикетка была на крышке. Молочные бутылки закрывались крышечками из мягкой фольги разного цвета. На крышечке писали название продукта, дату изготовления, а также стоимость.

Сметану продавали на разлив из больших металлических бидонов. Масло было нескольких видов — сливочное и бутербродное. Развесное масло стоило 3 рубля 40 копеек за килограмм, а пачка сливочного масла — 72 копейки. Молоко в Советском Союзе делалось из молока! В сметане была сметана, в кефире — кефир, а в масле — масло. В обеденный перерыв, в каждый гастроном, как правило, привозили свежее молоко, хлеб и некоторые другие продукты. Поэтому открывшийся после обеденного перерыва магазин зачастую позволял купить все, указанное родителями. А ещё можно было купить мороженое!

Культовым молочным продуктом в СССР было сгущенное молоко. Любимое лакомство детей. Сгущённое молоко, выпускавшееся в СССР, фасовалось в жестяные консервные банки с бело-сине-голубыми этикетками. Его пили прямо из банки, пробив две дырки консервным ножом. Его добавляли в кофе. Его варили прямо в закрытой банке, чтобы съесть варёным или использовать для торта. Во времена продовольственного дефицита конца СССР сгущённое молоко, наряду с тушёнкой, входило в праздничные продуктовые наборы, распределяемые по талонам и спискам в отдельных организациях, а также некоторым категориям граждан, имеющим по закону льготы (участники и инвалиды Великой Отечественной войны и др.).

Купить хороший наряд было сложно, поэтому заранее искали приличную ткань и шли в ателье или к знакомой портнихе. Если мужчине в рамках подготовки к празднику достаточно было сменить домашние тренировки на рубашку, и, может быть, в знак особого расположения побриться, то женщине было гораздо сложнее. И ей оставалось лишь полагаться на собственную изобретательность и умелые руки. В ход шли: хна, перекись водорода, бигуди. «Ленинградская» тушь смешивалась с мукой и наносилась на ресницы. При помощи различных бытовых красителей капроновые колготки телесного цвета красились в черный цвет. Верхом ароматного шика были духи «Клима», нижним пределом — духи «Быть может». Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Русский лес», «Тройной».

Косметики в СССР было очень мало, а если и была, то ее не покупали, а «доставали». Тушь для ресниц выпускалась в прессованном виде, перед использованием ее необходимо было развести водой. Однако вода находилась под рукой не всегда, поэтому советские модницы попросту плевали в коробочку с тушью. Самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. У женщин 80-х была практика использования косметической продукции «не по назначению». Многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду. Ровный тон лица обеспечивал легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода». Вместо бесцветной помады обычно использовался вазелин, вместо крема для рук — глицерин, который почти всегда можно было купить в аптеке.

Предметом особого вожделения были Румяна "Este Lauder" из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. Если спросить дам, чья молодость пришлась на эти годы, они вспомнят духи "Climat" и аромат-легенду "Magie Noire" от Lancôme, а также "Opium" от YSL и "Fidji" от Guy Laroche. О знаменитых "Chanel №5" советские женщины в большинстве своем знали только понаслышке, и очень мизерное количество дам пользовалось ими в реальной жизни.

Традиционными блюдами в праздничные дни были салаты Оливье, Селедка под шубой, Мимоза, жарили домашние котлеты, делали бутерброды со шпротами, варили холодец, запекали курицу, доставали домашние маринады. Одним из важнейших блюд на праздничном столе был торт, который купить было весьма проблематично. Чаще всего пекли домашний «Наполеон». Напитки не отличались особым разнообразием: "Советское шампанское", водка "Столичная", лимонад "Буратино", морс и компот. В конце 80-х на столах стали появляться пепси-кола и фанта. Праздничный стол готовили всегда основательно, даже если гостей не ждали, а празднование проходило в семейном кругу!

На Новый год в каждом доме устанавливали ёлку. На ёлке расправляли гирлянду из разноцветных огоньков и развешивали ёлочные игрушки — стеклянные блестящие шары разных расцветок, спутники, сосульки, медведи и зайчики из картона, покрытые лаком и блёстками, снежинки, бусы и хлопушки. Внизу, под ёлкой на предварительно выложенную марлю или вату устанавливался дед Мороз из папье-маше! На макушку ёлки надевалась звезда.

Выбор подарков к праздникам был очень ограничен. За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось достать, банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шоколадные конфеты. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. Детские новогодние подарки, родители приносили с работы. Профком стабильно обеспечивал родителей детскими подарками — по одному на каждого ребёнка до 14 лет. На праздничные вечеринки закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого.

Практически каждый Новый год, по телевидению показывали фильмы: «Обыкновенное чудо» и «Чародеи». Главный новогодний фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Многие знали уже эти фильмы наизусть, но, тем не менее, с удовольствием пересматривали. В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку. А под утро, после «Голубого огонька», единственный раз в году по ТВ показывали «Мелодии и Ритмы зарубежной эстрады»! Boney M, Абба, Smokie, Africe Simone.…

В 80-е годы не было развлечений, кроме как кинотеатр, бар или танцы. Бары и кафе в ночное время не работали. В кинотеатрах крутили советские или индийские фильмы. Главным же занятием для молодых людей, помимо того, чтобы пить портвейн в подъезде, хорошо учиться и вступать в комсомол, были танцы, и называли их дискотекой. Музыка на дискотеках была собрана из всего, что доходило до нас «Оттуда» вперемешку с лучшим, что было у нас. Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучали: Форум, Мираж, КарМэн, Ласковый Май, На-На и исполнитель, пародирующий западных музыкальных исполнителей, Сергей Минаев. Помимо танцевальных коллективов популярностью пользовались группы «Воскресенье» и «Машина времени». Всё чаще были слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: Modern Talking, Мадонна, Майкл Джексон, Scorpions и другие.

Сколько лет вам было в 80-ых? 10? 15? 20? Помните ли вы атмосферу общей доброжелательности и взаимоуважения царящую в советские времена. Внутреннее спокойствие, осознание жизненных целей и способов их достижения. Уверенность во всём на десятки лет вперед. Возможность занять достойное место в жизни. Помните ли вы как в мае все выходили на демонстрации. Все выходили на улицы с шариками и флажками, поздравляли друг друга и кричали "УРА!". А детей сажали на плечи. Резиночки во дворе.... Сбор металлолома и макулатуры в школе.... Субботники.... Подписку на журналы «Веселые картинки», «Пионер», «Крокодил», «Наука и жизнь».... Помните ли школьные «танцевальные вечера», дискотеки в пионерских лагерях, в домах культуры? Песни, которые бережно переписывали с кассеты на кассету и заслушивали «до дыр». Песни, которые ходили слушать друг к другу в гости…

Вообще, музыка в СССР считалась чем-то необязательным для повседневной жизни гражданина, этаким своего рода допустимым излишком (кроме, разумеется, песен, исполняемых хором — на пионерской линейке, в воинском строю и т.п.). А посему устройства для воспроизведения и записи музыки трактовались скорее как вещь, более близкая к предметам роскоши, нежели повседневного обихода. В большинстве домов стояли проигрыватели для пластинок. Музыкальные записи в СССР продавались на грампластинках фирмы «Мелодия». Выпускались также пластинки со сказками для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на пластинках. «Достать» же пластинки с записями популярных эстрадных исполнителей в то время было достаточно сложно.

В восьмидесятые у большинства жителей СССР появились магнитофоны. На особо модные, вроде "Веги" и "Радиотехники" были очереди. Катушечная плёнка отечественного производства и кассеты тоже лежали везде. Стоили магнитофоны крайне недешево. К середине 80-х в СССР научились выпускать довольно неплохие бобинные магнитофоны. Они нечасто ломались и выдавали не самый плохой звук. Однако, кому ж в те годы хотелось бобинный магнитофон? Они были громоздкие, нетранспортабельные, даже сам процесс заправки пленки требовал определенной сноровки. Но главное, бобины к тому времени уже стремительно вытеснялись кассетами. Вскоре, в молодёжной и подростковой среде бобинный магнитофон считался безнадежным архаизмом.

Советские магнитофоны, доступные большинству, как и советские кассеты были просто ужасны. Пленка в советских кассетах была под стать магнитофону. Она могла обеспечить только очень скромное качество записи, а при попытке часто перезаписывать - быстро выходила из строя. Но зато магнитофонам эта пленка очень нравилась! Они с большим удовольствием зажевывали ее при любом удобном случае. Этот случай был прозорливо предусмотрен производителями кассет, а потому на их корпусе зачастую отсутствовали винтики.

Верхом желания любителей музыки, конечно, были японские магнитофоны — Sharp, Sony, Panasonic. Они горделиво стояли на полках комиссионок, красуясь умопомрачительными ценниками. Импортные товары (в незначительном количестве попадавшие на рынок СССР) воспринимались населением как «престижные» и качественные. Дешёвый, в том числе «китайский», импорт тогда фактически отсутствовал. Магнитофонные записи перезаписывались с кассеты на кассету и поэтому особенно ценились двухкассетные магнитофоны.

В магазинах, наряду с советскими продавались и импортные кассеты, причём самых разных марок. Стоили они все совершенно одинаково — девять рублей за 90-минутную кассету. Импортные кассеты назывались звучными именами производителей — Basf, Denon, Sony, Toshiba, TDK, Agfa. Шедевр отечественного производителя был наречен без малейшего проблеска фантазии - МК, что означало не что иное, как магнитофонная кассета.

Для отдельных категорий потребителей (так называемой «номенклатуры» — партийных, советских и хозяйственных чиновников) были введены привилегии в снабжении, в том числе дефицитными товарами (столы заказов, «200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском просп. и пр.). Персональные пенсионеры (привилегированная категория пенсионеров), в зависимости от категории их персональной пенсии, постоянно или к праздникам получали «продуктовые заказы», и могли покупать в закрытых распределителях недоступные для остального населения товары. Существовал целый ряд параллельных систем торговли (распределения товаров) с привилегированным снабжением и ограниченным доступом: например, ветераны ВОВ и приравненные к ним; доктора наук, членкоры и академики.

В ГУМе были закрытые секции для высокопоставленных чиновников и других привилегированных категорий номенклатуры, партийных деятелей, генералитета. Валютные магазины «Берёзка», торговали дефицитными товарами за «чеки» (сертификаты), на которые нужно было обменивать имеющуюся на руках иностранную валюту. Надо отметить, что качество товаров в этих магазинах было отменное: дрянь не продавали. Помимо продуктово-ширпотребного ассортимента, в этой сети существовали и другие "отделы" — в которых можно было приобрести и мебель, и технику, и меха, и даже автомобили. В 1988 году было опубликовано постановление Совмина СССР о том, что с 1 июля прекращается хождение чеков Внешпосылторга и магазины "Березка" закрываются навсегда. У "Березок" выстроились чудовищные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все! Владельцы чеков пытались любыми способами избавится от них до даты объявленного закрытия. Граждане СССР получили право легально владеть иностранной валютой и, соответственно, тратить её лишь в 1991 году.

Были в СССР и "спекулянты" (фарцовщики). «Фарца» — синоним слову «спекуляция» (купля-продажа с целью наживы), а «фарцовщики» — соотвественно, спекулянты, которые скупали «фирменный» (заграничный) товар подешевле, чтобы потом продать его подороже. Ремеслом «фарцовки» занимались различные слои населения СССР: моряки загранплавания и стюардессы, военнослужащие зарубежных контингентов СА и студенты, таксисты и проститутки, спортсмены и артисты, партийные чиновники и простые советские инженеры. В общем, все, у кого была хоть малейшая возможность приобрести дефицитный импортный товар для последующей перепродажи. Но самые большие деньги были в обороте у «валютчиков» (валютных фарцовщиков). Особое внимание «валютчики» уделяли именно сети магазинов «Березка». Для некоторых «валютчиков» игры с государством заканчивались печально.

Фарцовщики делились на профессионалов, которые занимались этим бизнесом постоянно (числясь где-нибудь каким-нибудь сторожем), и любителей, изредка продававших случайно доставшиеся им заграничные вещи, которые «толкали» (продавали) в кругу знакомых или сдавали в «комки» (комиссионные магазины). А советские граждане, желающие носить иностранную вещь и готовые за это платить втридорога, находились всегда.

Через Военторг осуществлялась отдельная система снабжения для военнослужащих и их семей. Были и так называемые «Салоны для новобрачных» — на приобретение в них товаров соответствующего ассортимента (кольца, платья и костюмы и т.п.) выдавались талоны, по справке из ЗАГСа. Иногда, молодые люди регистрировались в ЗАГСе как новобрачные, только с целью покупки дефицитных товаров. Но к концу 80-х годов эти салоны стали заполняться ширпотребом и перестали оправдывать своё предназначение в связи с отсутствием в них дефицитных товаров. На промышленных предприятиях в то время также существовала система снабжения рабочих дефицитными товарами — «продуктовые пайки».

Работники советской торговли, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам. Дефицитный товар припрятывался для «нужных людей», или под видом облагодетельствования продавался втридорога. Появился целый набор терминов для подобной торговли: «торговля с чёрного хода», «из-под прилавка», «из-под полы», «по блату». Перепродажа же дефицитных товаров по свободным ценам в СССР квалифицировалась, как уголовное преступление («спекуляция»).

Для приобретения дефицитного товара, который зачастую выкладывали на прилавок внезапно, как говорили — «выбросили», необходимо было отстоять очередь, а то и несколько очередей за каждым видом товара отдельно. Многие люди на подобный случай всегда носили с собой специальную сетку-авоську («на авось»), так как целлофановых пакетов в продаже в продуктовых магазинах не было и сами эти пакеты были дефицитным товаром. Люди изобретали множество способов, дабы избежать многодневных изнуряющих стояний в очередях, которые к тому же не гарантировали покупки товара. В магазин, например, можно было прорваться с помощью грубой физической силы.

Места в очереди продавались (цена зависела от того, насколько близко к голове очереди находилось место, насколько дефицитен был товар) — имелась даже поговорка «Если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать», можно было и нанять «стояльщика», который отстаивал бы очередь за вас. На товары длительного пользования также «записывались в очередь». Существовали определённые дни записи и, чтобы попасть в список, люди вставали в очередь с вечера, посменно с родственниками выстаивая ночь, чтобы с утра к началу записи оказаться как можно ближе к началу списка. Причем запись была непонятного свойства: помимо отметки в магазине нужно ещё было в определённые дни приходить отмечаться у непонятных инициативных людей, чтобы не быть вычеркнутым из списка. Чтобы не забыть трёх-четырёхзначный номер во время переклички, его записывали ручкой на ладони.

В наше время Советский Союз либо боготворят, либо люто ненавидят, а споры о том, где жилось лучше — в СССР, или в нынешней России, не утихают до сих пор. В СССР были свои преимущества в виде бесплатного жилья, образования и здравоохранения, очень низких цен на еду, лекарства и транспорт.

Стипендия студента в 1983 году была 40-55 рублей. Повышенная стипендия — 75 рублей, действительно большая, на пять рублей больше зарплаты уборщицы или техника. Минимальная зарплата составляла 70 рублей. Зарплату, как правило, выдавали 2 раза в месяц: аванс и получка. Аванс чаще 20 числа каждого месяца, это была фиксированная сумма. А под расчёт выдавали то, что останется после вычета аванса. Зарплаты учителей и врачей в СССР были невысоки. Медсестры получали 70 рублей, старшая медсестра 90. Врач 115-120 рублей, им разрешали работать на полторы, две «ставки». На оборонном предприятии, на так называемых «секретных» объектах, зарплату 140 рублей могли дать молодому специалисту сразу после института.

Многие из нас родились в эпоху существования мощного государства — Советского Союза. Некоторые раньше, некоторые позже. Это время можно вспоминать по-разному — положительно, нейтрально или отрицательно. Но, бесспорным остаются следующие факты. В 80-х годах на три рубля можно было прожить неделю. Масло сливочное стоило 62 копейки за 200 граммов, хлеб 16 копеек. Самая дорогая колбаса 3 рубля с копейками. Билет на тролейбус, автобус, трамвай — 5 коп. На один рубль можно было купить полноценный обед в столовой (борщ, гуляш с картофельным пюре, стакан сметаны, компот, ватрушка); 33 стакана лимонада с сиропом; 100 коробков спичек; 5 стаканчиков «Пломбира» или 10 — молочного мороженого; 5 литров разливного молока. И, что самое главное, цены не росли с каждым днём, а были стабильными! Вот отсюда, вероятно, и ностальгия по тем временам у большинства населения. Уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне — великая вещь!

Говорят, что Советский человек — это утопия, что его не было, нет, и, быть не может. Но ведь есть наши воспоминания о советском времени. О простых советских людях. О том, что окружало простых советских людей…. А вообще, в последние годы многим стало казаться, что раньше было больше надежд, больше ожиданий чего-то светлого и чудесного. Как-то теплее люди друг к другу относились. То ли мы старше стали, то ли время изменилось…

«Время» - под таким названием появилась информационная программа в 1968 году на Центральном телевидении, на котором она выходила до 1991 года. В 1991 году она также выходила в эфире Всероссийской государственной телерадиокомпании, с 1994 по 1995 года - на «Останкино», а начиная с 1995 года - на Первом канале.

Ведущие программы "Время" Юрий Ковеленов

Над производством программы работали в период с 1968 до 1991 года Главная редакция информации при Центральном телевидении, в 1991 году - Студия информационных программ при Всесоюзной телерадиокомпании, в 1994-1995 годах - Информационное телевизионное агентство, и с 1995 - Дирекция информационных программ Первого канала.

Ведущие программы "Время" Нонна Бодрова

За программой закрепилось постоянное эфирное время, начиная с 1972 года, которое было назначено на 21:00 с хронометражем, равным 30 минутам. До 31.12.1989 года в 12:30 также выходил повтор программы.

Ведущие программы "Время". Игорь Кирриллов

В 1968 году 1 января программа «Время» вышла эфир впервые. До этого выходили в эфир «Телевизионные новости», отличающиеся небольшим эфирным временем, и еженедельное обозрение под названием «Эстафета новостей». Основателем программы является выдающийся журналист советской эпохи Юрий Летунов. Начиная с 1986 года в программе «Время» ввели сурдоперевод.


Ведущие программы "Время" Нонна Бодрова, Виктор Балашов

В период с 1967 и до 1980 годов в эфир программа выходила из телецентра, расположенного в Москве на ул. Шаболовка, потом из АСК-1 «Останкино», начиная с 1990 года она выходила из АСБ -21 в АСК-3 «Останкино», а уже в марте 2008 года выпуск программы стал происходить из новостного комплекса Первого канала, который был открыт в результате переоборудования концертного зала «Останкино».


Свою концепцию очередности преподнесения новостей программа сформировала уже в первые годы своего существования. Данная концепция действует и по сегодняшний день: сначала идет протокол по первым лицам государства, затем новости с периферии, далее следуют новости экономики, культуры и спорта в той же последовательности, а, напоследок, прогноз погоды.

Первый цветной выпуск программы вышел в 1974 году. Праздничные выпуски программы, выходившие в эфир на 1 мая и на 7 ноября, содержали трансляции демонстраций и военных парадов, проходивших на Красной площади, и шли в прямом эфире, начиная с 9:45.


Ведущие программы "Время" Шатилова Анна Николаевна

В период застоя телепрограмма «Время» была основной программой информационного характера, и отличалась достаточно предвзятым освещением событий, которые проходили в СССР и иных странах. Корреспондентские бюро информационной программы располагались в более 40 странах. Свое название «Время» программе вернулось в заставку 16.12.1994. Начиная с 01.04.1995 года, началось вещание программы по Общественному Российскому Телевидению, а уже с 11.03.1996 началось и производство. С 26.05.1996 выход программы в эфир стал осуществляться и по воскресеньям, но уже в 20:00. С сентября 1999 года будничные и субботние выпуски программы получили новое название «Время. Информационный канал», а также «Время. Аналитическая программа». Также появилась программа «Здесь и сейчас», закрытая в апреле 2001-го года, которая выходила в рамках программы «Информационный канал». Свое первоначальное название «Время» программа получила в июне 2001-го года, а осенью появилась программа «Ночное время», которая выходила только в будничные дни (понедельник-четверг).

Доброго времени суток дорогие друзья,

Продолжаем разговор о модных веяниях 80-ых в СССР - о кино, видеосалонах и кинотеатрах.
Фантастические фильмы, ужасы, супербоевики, эротика и порно . Основное блюдо на сегодня -
суперблокбастер, а на десерт сильный с художественной точки зрения эротический фильм.

Хотелось бы уделить внимание голливудским фильмам, которые официально "прокатывались" в советских кинотеатрах. Их было мягко говоря немного в то время. Но те фильмы, которые прорывались за Железный занавес стоили того, чтобы простояв огромную очередь за билетами, посмотреть их.

В конце 80-ых меня потряс просмотр фильма из разряда "фантастический фильм ужасов" , а именно - "Чужие" .
Картина была снята легендарным американским режиссером Джеймсом Кэмероном в 1986 году. Сама идея фильма, спецэффекты и игра актеров для уровня 80-ых годов были феноменальные. После просмотра этого фильма многие взрослые зрители подолгу приходили в себя, а многие советские подростки гарантированно плохо спали несколько ночей.

Фильм неожиданно появился в советском кинопрокате, и сразу вызвал ажиотаж.
Это было шедевральное продолжение суперхита 1979 года "Чужой" , снятого не менее великим режиссером Ридли Скоттом . Кстати я не припомню, чтобы фильм "Чужой" демонстрировался в официальном советском прокате.

К нам в СССР сразу зашел сиквел. Это был потрясающе атмосферный фильм, в котором сочетались жанры фантастики, ужасов и боевика . Чувствовался искусный почерк маэстро - Джеймса Кэмерона. Именно он принял решение снимать прямое продолжение "Чужого".

Интересный получился фильм? - Да, захватывающе интересный.
Страшный? - Да, реально было страшно сидеть в кинозале.
От некоторых сцен страх пробирал до костей.

Этот фильм редкий случай в кино, когда вторая часть получилась не хуже, а лучше первой.
Фильм "Чужой" хорош по своему - холодная бездна космоса, неведомое инопланетное Зло на корабле "Ностромо". Онозатаилось в бесконечных трюмах космического грузовика. Но, по моему мнению фильм слегка затянут и местами уныл.

Далее личинка эволюционировала в новое существо - Грудолом . Это существо так называлось потому что подросшая тварь пробивала себе путь взломавжертве грудную клетку.
Родившийся таким образом Грудолом развивался с бешеной скоростью, превращаясь во взрослую особь - Чужого всего за несколько дней. Взрослая особь - это
обладающий экзоскелетом бесполый трутень, со страшными челюстями и зверским аппетитом. Ростом он был 2-3 метра и убить его представлялось невероятно сложно.

Фильм "Чужие" в сравнении с первой частьюстал на порядок зрелищнее и динамичнее.
Итак, спящую в анабиозе на спасательном челноке "Нарцисс" офицершу Рипли носило в бездонных глубинах космоса 57 долгих лет.
По счастливой случайности ее обнаруживает поисковая команда и доставляет на колоссальных размеров орбитальную станцию "Гэйтуэй" возле Земли.
Очнувшись, бедняжка узнает, что ее обвиняют в потере корабля "Ностромо", груза (это сотни тысяч тонн ценной руды) и отзывают лицензию пилота. Все ее знакомые и близкие давно почили в бозе. Нужно заново начинать жить.
В объяснения случившемуся специальная комиссия не верит, и утверждает, что на планете LV-426 давно живут колонисты, которые никогда не встречали никаких посторонних существ.
Далее Рипли живет на этой орбитальной станции и устраивается работать оператором погрузчика.
Навыки оператора погрузчика спасут ей жизнь в конце фильма, когда Рипли в смертельной схватке сойдется с Королевой Чужих . Искусно управляя вилами погрузчика, Рипли вышвырнет Мать всех Чужих в открытый космос.
Через некоторое время Рипли навещают два человека - Картер Бёрк один из директоров Компании, чей груз и корабль потеряла Рипли и лейтенант Горман, которые сообщают, что с колонией нет связи и предлагают вместе с подразделением десанта навестить хорошо знакомые офицеру Рипли края.
Сначала она упирается, но под воздействием ночных кошмаров соглашается.
Рипли с бодрыми десантниками высаживается на этой неуютной, опасной планете и обнаруживают, что все колонисты исчезли.



фото отсюда

В системах вентиляции случайно обнаружена только маленькая девочка Ньют, которая поведала, что колонию атаковали ужасные и слюнявые монстры, утащившие всех обитателей в неизвестном направлении.
Сюжет начинает лихо закручиваться, и особенно впечатляли сцены с Чужими, от которых волосы вставали дыбом.

Порадовало появление в картине одного из моих любимых актеров - Ленса Хенриксена ,в роли биоробота Бишопа. Во время начальной сцены знакомства с Рипли, Бишоп на спор кладет ладонь на стол, и поразительно ловко гоняет остро заточенный клинок между пальцев, словно заправский уголовник из Магадана.
Вообще-то у Ленса амплуа "отрицательного персонажа" в других фильмах, но в "Чужих" он патологически хорош и положителен).
В конце фильма Королева-мать вспарывает и разрывает беднягу пополам, словно тряпичную куклу, но андроид Бишоп продолжает фукционировать и помогать офицеру Рипли.

После гибели командира десантников Гормана капрал Хикс примет командование оставшимися в живых десантниками, и будет неплохо с этим справляться.
Железная леди Рипли жестко расправляется с Чужими из всех видов футуристического оружия. Стреляет, применяет гранатомет, давит бронетранспортером и сжигает их из огнемета.


фото отсюда

Фильм "Чужие" мегазачетный и эталонный для жанра научно-фантастических фильмов и ужастиков на все времена. Пересматривал его несколько раз, и каждый раз смотрел с интересом.

**************************************** **************************************** **************************************** *************

На десерт у нас сегодня эротический и драматический фильм 1988 года - "Слияние двух лун".
Этот фильм эротическая мелодрама. Слоган фильма - "Позволь страсти управлять своей жизнью".
С экрана на советских зрителей извергается лава чистой животной страсти без купюр. В фильме демонстрируется палитра богатой американской жизни со сценами откровенного секса.
Сочная и пряная эротика мягко струится в сознание зрителя. При этом в фильме не было пошлости, и он вызывал бурю эмоций.

Режиссер картины мастер своего дела - Залман Кинг . В роли главной героини Эйприл де Лонгпре - Шерилин Фенн . Актриса стала популярной как раз после съемок в этом фильме.

Эйприл девушка из высшего общества. Общества, где с самого рождения поведение и поступки предопределены и расписаны как по нотам. Как себя вести, что говорить и что делать. Она из мира богатых людей, где существуют нормы, правила и приличия. Эйприл происходит из клана богатых хлопковых плантаторов с Юга США. Заправляет кланом ее бабушка-миллионерша Белла. Девушка готовится к свадьбе с завидным женихом из влиятельной аристократической семьи. Они идеальная пара как в сказке.

В фильме буйство белого цвета. Эйприл светлокожая блондинка, она живет в огромном белом особняке, в котором белые интерьеры, белые роскошные авто. Нижнее белье и одежды преимущественно белого цвета. Аристократия и сливки общества.
Однажды гуляя с малолетними сестричками по передвижному парку аттракционов, Эйприл неожиданно сталкивается взглядом с Ним - полуголым бродячим рабочим. Он из другой вселенной, где течет совершенно другая жизнь. Но от Него исходит дикая сексуальная энергетика, которая буквально заставляет вскипеть кровь у Эйприл. От нахлынувших чувств девушка начинает сходить с ума, и тонет в пучине страстей.


Главная мужская роль Перри Тайсона досталась актеру Ричарду Тайсону (он впоследствии сыграет злодея в фильме "Детсадовский Полицейский" с Арни в главной роли и станет популярным.)

Перри свободный от предрассудков парень. Все что у него есть - находится у него между ног .
Он как бы ловелас на днище жизни. Парень по жизни небрежно и грубо обращается с женщинами. Перри нагловатый, патлатый детина с первобытными инстинктами. Плотоядный и сексуальный альфа-самец.
Женщины в таких типов сразу влюбляются и позволяют творить с ними все что угодно.


фото отсюда

В фильме впервые на экране появилась Мила Йовович , в роли младшей сестрички Эйприл. На момент съемок сексапильной нимфетке было 13 лет.


Эйприл умом понимает, что свадьба через две недели, но ничего не может поделать со своим природным естеством, которое властно скручивает её в дугу. Богатый жених - безвкусная мямля, с симпатичным лицом и кучей родительских миллионов. Безобидный прилизанный песик, который может только вилять хвостиком и не страшно тявкать. По сравнению с ним Перри матерый волчара и секс его стихия.


Сексуальные сцены в фильме сняты красиво и эмоционально. Эйприл получает оргазмы один за другим, и слезы женского счастья видны на ее лице. Такого неземного наслаждения ей не подарит больше никто. К концу фильма с первобытным самцом Перри происходят превращения - он влюбляется в богатую белую Эйприл.

video

нарезка сцен под музыку Schiller "Two Moon Junction"

Даже когда она под давлением своей бабушки разрывает с ним отношения, то Перри не сдается и идет работать поближе к её дому, работает над подготовкой к её свадьбе. Гордый альфач готов унижаться, но лишь бы видеть свою возлюбленную.

Суровая бабушка главной героини видит, что её внучка и наследница Эйприл поглощена страстью к молодому человеку не из их круга.


Бабушка видит, что не просто слепая страсть здесь замешана, а нечто гораздо большее. Такие чувства невозможно объяснить словами, их можно только испытать и пережить. Это опасность для внучки Эйприл, такие чувства легко могут перевесить разум, наплевав на положение в обществе и приличия. Бабушка решает устранить главную проблему для Эйприл - убрать Перри с лица Земли. С такой просьбой она обращается к своему другу шерифу, и он соглашается помочь в этом непростом деле.
Далее появляется загадка фильма - вроде киллер промахивается, и Перри остается жив.

В конце фильма Эйприл разыскивает своего судьбоносного парня, который с удивлением обнаруживает обнаженную красотку у себя в номере в душе. Возможно это такой режиссерский ход гениального Залмана Кинга. Альтернативная концовка.


фото отсюда


фото отсюда

продолжение рубрики следует