Анкетирование пап и дедушек каковы вы мужчины. Роль отца в воспитании детей. I. Подготовка к собранию

28.02.2019

I. Подготовка к собранию

1. Написать плакат: «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари)
2.Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.
3. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.
4. Провести анкетирование отцов.

Анкета

  • В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  • Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?
  • Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  • Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?
  • Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
  • Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  • Курите ли Вы в комнате, где находится ребенок?
  • Какие у Вас трудности в общении с детьми?
  • Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
  • Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  • Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
  • Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

5. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы:

  • Ты любишь своего папу? За что?
  • Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама?
  • Чем занимаетесь в свободное время с папой?
  • Чем папа занят вечерами?
  • Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
  • Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете?
  • Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
  • Кем работает папа? Чем занят на работе?
  • Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
  • Какой твой папа: добрый или строгий?

6. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

7. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

8. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

9.Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

II. Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».

Воспитатель: Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»

Вопросы отцам :

  • Какова ваша роль в семье?
  • Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
  • Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

    (Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

Воспитатель: Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

  • Какие интересы вас объединяют с детьми?
  • Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
  • Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Воспитатель: Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

  • Чем твой папа занят вечерами?
  • Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
  • Что ты любишь делать вместе с папой?
  • Чему тебя научил папа?

    Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен. Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.

Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.

Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.

Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?»

Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

  • Кем работает отец?
  • Что он делает на работе?
  • О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Воспитатель: Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.

Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.

Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

Музыкальная пауза

Воспитатель: Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

  • Слушают ли вас дети?
  • Какими средствами вы добиваетесь этого?
  • Как по-вашему, есть ли у вас авторитет?
  • Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

  • Добрый или строгий твой папа?
  • Почему ты так считаешь?

Воспитатель: А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасности в быту.

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос:

«Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?»

Воспитатель: Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца. Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Воспитатель зачитывает:

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарности отцам.

Воспитатель : А сейчас мы все вместе будем пить чай.

Атапина О.В., воспитатель МБДОУ детского сада «Жемчужинка»

Подготовка к собранию

I.Написать плакаты:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари).

«Учи жену без детей, а детей без людей» (Русская пословица).

II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку.

III.Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское со­брание: аппликация Чебурашки, держащего в лапках конверт-приглашение. На конверте слова русской пословицы: «Один отец значит больше, чем сто учителей», в конверте - листок с текстом приглашения.

IV.Провести анкетирование отцов.

  1. 1.В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
  2. 2.Сколько времени Вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
  3. 3.Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?
  4. 4.Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?
  5. 5.Курите ли Вы в комнате, где находится Ваш ребенок?
  6. 6.В чем испытываете трудности в общении с детьми, их воспитании?
  7. 7.Доброта или строгость Ваши помощники в воспитании?
  8. 8.Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
  9. 9.Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?

10.Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

V. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:

а) Вы любите своих пап? За что?

б) Кто с вами больше занимается в свободное время, папа и ма­ма? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?

в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?

г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем вы его спрашиваете?

д) Кем работает ваш папа? Чем занят на работе?

е) Приходилось ли вам слышать бранные слова?

ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

VI. Подготовить с детьми стихотворные благодарности наиболее активным папам.

VII.Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап». VIII.Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значило».

IX.Пригласить на собрание работников прокуратуры и пожарной охраны.

X.Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

XI.Организовать встречи детей с папами - работниками разных
профессий.

Ход собрания

Звучит песня «Папа может все».

Ведущий: «Одни отец значит больше, чем сто учителей». - гласит пословица. Учитывая огромную роль отцов в вос­питании детей, мы решили провести собрание, на которое вынесли веч­ные вопросы отцов и детей.

Звучит песня «Улыбка». Наша дискуссия невозможна без знакомст­ва. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что вы любите своих пап?» Вопросы отцам: «Какова Ваша роль в семье как отцов?» (зачитать ответы 2-3 анкет); «Что вы считаете главным в воспитании ребенка?»; «Чье участие в воспитании должно быть больше: материнское или отцовское?».

Обобщение: В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смело­сти - это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, пра­вильное понимание своего места в жизни, наконец «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец свои примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его на­дежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более инте­ресной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам:

Какие интересы Вас объединяют с детьми?

Как Вы считаете, достаточно ли времени проводите с ребенком?

Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Ссылаясь на положительный опыт, интересные ответы в анкетах, предложить отцам выступить.

Бывает ли так, что Вы собрались поиграть с детьми, но отклады­ваете свое намерение, потому что нашли себе другое занятие?

После ответов отцов включить магнитофонную запись ответов де­тей на вопросы:

Чем ваши папы заняты вечерами?

Кто с вами больше занимается в свободное время: мама или папа?

Что вы любите делать вместе с папой?

Чему тебя научил папа?

Обобщение ведущего.

Поэт В. Иванов в стихотворении «Почему» называет причину раз­рыва контакта с ребенком,

Сын пришел к отцу с вопросом - Папа! - сын вернулся вскоре.

Папа! Папа! Вот смешно! А бывал в пустыне ты?
Почему, скажи мне, просом А приплыть в Донское море
Называется пшено? Могут, думаешь, киты?
Почему сосед - новатор? Почему с усами жито?

Что такое эскадрон? Папа, что такое «грань»?

Что такое экскаватор? Поглядел отец сердито:

Как без спичек жили раньше? - После! Некогда! Отстань!

Почему бывает дым? Снова сын пришел к папаше:

Да отстань же ты, -Где луна бывает днем?
Отстань же Папа, папа, а когда же

С почемуконьем своим! Мы с тобой в театр пойдем?

Маленький ребенок откровенно взывает к заложенному самой при­родой инстинкту защитника: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней вос­питывать и в себе и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим. Ребе­нок идет с этим ощущением через детство, через трудную пору отрочест­ва, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протека­ет спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех малень­ких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Пере­ходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни, не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечение детей, будь то марки, выпиливание, рисование. И этот процесс протекает крайне болез­ненно в семье, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «Папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало.

Выступление работника детской комнаты милиции о профилактике детских правонарушений.

Музыкальная пауза

Ситуация: отец ведет из садика ребенка. «Ну, как дела?» - спраши­вает он с теплинкой в голосе. «Хорошо» - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец, - Чем занимался? Как себя вел?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении в ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:

Кем работает отец? Что он делает на работе? О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Завоевание доверия ребенка не означает выпытывание. Ребенок должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно в том случае, если вы пойдете ему навстречу, по дороге из садика расскажете, что тре­вожит вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которым встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскаже­те, что вас затронуло в прочитанной газете. Говорите с ним обо всем: о семейных проблемах, планах проведения выходного дня, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Поймет, но по-своему. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как ко взрослому.

Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты по­ступил на моем месте?

Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца по­ешь! Может быть, это песня-однодневка, но вспомните, какие вы песенки любили. Не давайте готовых положений и выводов.

Говорите больше с детьми, и вы убедитесь, что постепенно иници­ативу красноречивого рассказчика заберет ребенок. Он увлеченно заговорит о своих ребячьих делах. Считайте, что ваш контакт состоялся - ребенок поверил в ваш интерес к нему. Теперь нужно закрепить достигнутый успех.

Не стесняйтесь бегать с ребенком наперегонки во весь дух, пре­вращаясь в лошадку, Бармалея, удивляться совместным открытиям в при­роде. Если хотите войти в душу ребенка, надо поверить в его детский мир, принять его таким, каков он есть. Вы, конечно, не думаете, что этого лег­ко добиться. Главное не опоздать!

Музыкальная пауза

Ситуация:

«Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол.... Вернись, говорю!» - кричит на сына отец. Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую они снежную горку построили во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?

Во многих семьях есть свой Борька, топающий в валенках или гряз­ной обуви на кухню. Но один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведите из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме, выбрав для него подходящую минуту: покажите, как запыхавшись, в грязной обуви он бежит на кухню, оставляя за собой грязные следы. Четвертого надо.... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соот­ветствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пауза

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого? Считаете ли вы, что единство требований с женой - успех в послушании? Как, по-вашему, есть ли у вас авторитет? Доброта или строгость ваши по­мощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос: добрый или стро­гий твой папа? Почему ты так считаешь?

А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не уп­рашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины.

В семье подчас следят за каждым шагом ребенка, отец не дает ни в чем спуску ему: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснитель­ного соблюдения режима дня. Что будет, если мальчик устроит беспоря­док в игрушках или на столе для занятий! Другое, в детском саду, в школе. Здесь свобода по сравнению с домашней дисциплиной. Можно от души порезвиться, побегать там, где нет взора взрослого. И потом какая неожи­данность: сын безобразничает. Это случай, когда отцу не надо гордиться достигнутой дисциплиной.

В воспитании нужна мера. Для того, чтобы ребенок был спокойнее в школе, надо дать ребенку разрядку энергии дома.

Отец должен наказывать за непослушание - иначе в ребенке родит­ся безответственность. Но наказание без раскаяния - не воспитывает. Ес­ли ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ниче­му не научит, но может озлобить. «Почему, бывает, мы утрачиваем свой авторитет? Можно ли его вернуть?» - этот вопрос был задан отцом педа­гогу А.С. Макаренко. Ответ был таким: «Иногда отцы жалуются на своих детей. Им с ними неинтересно, никогда ничего не расскажут. Но сначала надо вспомнить: когда впервые отмахнулись от вопроса ребенка, грубо оборвали его восторженную речь, прервали какое- то очень важное для него занятие. Разве не тогда впервые в ваших отношениях с ребенком прошла трещина, началось отчуждение? Если дети вам не верят, если сын грубит матери, если ваше слово отталкивает как горох - никакой педаго­гический фокус не поможет. Это значит, плохо воспитывали свое сокро­вище. Всю воспитательную работу надо начать сначала: много пересмот­реть, о многом подумать и, прежде всего, самого себя положить под мик­роскоп». «Мудрый человек требует от себя, ничтожный от других». В этих словах Толстого выражается педагогический принцип, который нам, взрослым, не трудно понять.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасно­сти в быту.

Магнитофонная запись ответов детей: если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?

Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее ду­шевное состояние - от мужа, отца.

Расширяются ли у вас обязанности в семье?

Уважаемые папы!

Разве вас должно удивлять, если я скажу, что папа-алкоголик, куря­щий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доб­рое сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот, давайте воспитывать наших детей не столько словами, добрыми впечатлениями и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.

Я знаю, во многих семьях дети все больше и больше ощущают не­хватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на ра­боте, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет» - и засыпает, так и не увидев отца. И если так пройдет неделя, месяц, так пройдут годы, то возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квар­тире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга хорошо, папа даже не заметил, как выросли дети.

Хорошо ли это?

Нет, очень даже плохо. Потому, что время зарождения настоящей сердечной дружбы между отцом и сыном (дочкой) прошло. Прошло вре­мя, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник.

Чтобы стать для своих детей своим человеком, недостаточно быть для них отцом. Нужно, чтобы они - папа, мама с детьми - жили вместе, как друзья.

Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.

  1. 1.Нужно ли извиняться перед ребенком, если вы виноваты?
  2. 2.Чтобы стать для детей своим человеком, нужно...

Конкурс «Что бы это значило».

Разрешите закончить наш разговор лирической страничкой. «Са­мые лучшие дети бывают у счастливых родителей». Я хочу напомнить вам маленький секрет семейного счастья с помощью стихотворения В. Тушновой «Жена».

Она всегда спокойна и нежна.

Пожалуй, чуть спокойнее, чем нужно.

Не девушка, не женщина - жена,

С которой вы живете очень дружно.

Ты убежден, что знаешь наизусть

Ее привычки, мысли, опасенья.

Но почему проскальзывает грусть

В ее глазах в беспечный день весенний?

И выражение маленького рта –

Смесь мужества, иронии, печали.

Ты говоришь: забота, суета,

Ей отдохнуть бы - все мы подустали.

Так вот, послушай, ты ошибся, друг,

И это никакая не усталость,

И если бы ее ты обнял вдруг,

Печали той следа бы не осталось.

И если бы сумел поцеловать

Ее нетерпеливо, как бывало,

К ней красота вернулась бы опять,

Она бы прежней девочкою стала.

И если б только догадался ты

Ее как прежде задарить цветами,

Она сама бы стала как цветы,

Но все это, конечно, между нами.

Ты сердишься: какая чушь!

Во всем твоя фантазия больная,

Откуда ты все это можешь знать?

Но это уж моя забота: знаю.

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарно­сти отцам.

У детей микрофон-магнитофон. Дети-корреспонденты задают во­просы папам: что узнали на собрании, как вы относитесь к мату, что по­советуете нам; ругаете ли вы сына в присутствии других?

Дети, скажите, о чем бы вы хотели попросить папу сделать для вас в группе, на участке? И вы хотите, чтобы папы приходили к вам в группу, например, чинить игрушки вместе с вами, делать кормушки и скворечники, играть в шахматы, рассказывать о своей профессии? Сядьте каж­дый к своему папе и подумайте вместе, с какими играми, рассказами, затеями они могут придти к вам в группу? Чтобы мы узнали о вашем решении - пусть папы напишут на листочках, чему они научат детей, а вы положите эти листочки в волшебную шкатулку и тогда встречи обя­зательно состоятся.

Звучит музыка.

Итак, внимание! С помощью ваших пап вы научитесь... (зачитать). А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.

Цель: повысить успешность социального развития ребёнка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.

Задача: повысить посещаемость родительских собраний папами и их заинтересованность в воспитании их собственных детей.

План проведения

  • Вступление
  • Мини – дискуссия по анкетам
  • Чтение стихов о папе
  • Заключительный этап
  • Предложить отцам рекомендации по воспитанию детей
  • Чаепитие

Подготовительный этап:

1.Оформить приглашение отцам на родительское собрание.

2. Интервью о папе с ребёнком.

3. Разучивание с детьми стихотворений о папе.

4. Провести анкетирование отцов.

Ход

1. Вступление

Звучит песня: « Папа может, папа может всё, что угодно…»

Воспитатель:

Добрый вечер уважаемые папы! Спасибо всем, что нашли время посетить наше дошкольное учреждение. Тема нашего собрания: « Роль отца в воспитании детей».

Сегодня мы хотим поговорить о вас, отцах. Отец! Какое это гордое звание. В нём всё и доброта, и ласка, и мужская сила, и справедливость и конечно любовь к детям.

Роль отца в воспитании детей не менее важна, чем роль любящей матери.

Отец для девочки – это первый мужчина, с которым она начинает общаться в своей жизни. Многие девочки, которым в детстве не хватает внимания отца, обречены на самоутверждение в течение всей своей жизни. Девочки, с первых дней окружённые папиной любовью, вырастают более уверенными в собственной полноценности, чувствуют себя более защищёнными.

Мальчик нуждается в обществе отца, в его любви, дружбе и понимании. Мальчик начнёт чувствовать себя мужчиной и брать пример с того мужчины, который находится рядом, и пользуется его расположением. Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен кричать на ребёнка, когда тот плачет, стыдить его, заставлять заниматься неинтересными делами. Отец должен, как можно больше проводить время с сыном, давать ему почувствовать свою гордость и радость за его успехи.

Основная ролевая позиция мужчины как супруга состоит в том, чтобы быть достаточно профессионально подготовленным для обеспечения себя, жены и детей.

Мужчина принимает самое активное участие в хозяйственно – бытовой деятельности семьи и наравне с женой выполняет весь объём домашней работы.

Как родитель он несёт ответственность за воспитание детей. Ему необходимо владеть навыками психологического и педагогического воздействия.

Таким образом, отец в семье даёт определённый образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка.

Дорогие папы, как видите, вы очень важны для того, чтобы ваши дети росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.

2. Мини – дискуссия по анкетам.

Воспитатель:

  • Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?
  • Какова роль отца в семье?
  • Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?
  • Есть ли у вас с ребёнком общие интересы и любимые занятия? Какие? (Зачитываются 3 – 4 ответа из анкет).

За несколько дней до собрания мы записали видеоинтервью детей по самым различным вопросам, один из них звучал так: « За что ты любишь своего папу?» А сейчас посмотрите и послушайте, что дети говорят о Вас.

(Педагог должен соблюдать педагогическую этику. Если ребёнок негативно отвечал на вопрос, то данную запись ребёнка нельзя выносить на всеобщее обсуждение. Следует тактично и индивидуально обсудить данную проблему с отцом.)

Вопросы для интервью:

  • Ты любишь своего папу? За что?
  • Чем занимаетесь в свободное время с папой?
  • Чем папа занят вечерами?
  • Когда вы с папой вместе, о чём беседуете? Какие папа задаёт тебе вопросы? О чём ты его спрашиваешь?
  • Тебя папа ругает? За что?
  • Какой твой папа – добрый или строгий?
  • Что ты с папой любишь делать?
  • Когда ты вырастешь, каким будешь папой?

А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее.

(Отцам предлагается подготовить рассказ о своём ребёнке)

Вопросы для подготовки презентации рассказа о ребёнке:

  • Растёт ли ваш ребёнок счастливым и здоровым?
  • Часто ли он смеётся?
  • Как часто он огорчается?
  • Любит ли ваш ребёнок интеллектуальный труд? Нравится ли ему отгадывать загадки, решать ребусы и головоломки?
  • Много ли вопросов задаёт ваш ребёнок?
  • Что он умеет делать очень хорошо?
  • Бывают ли случаи, когда ваш ребёнок говорит неправду?
  • Во что любит играть ваш ребёнок?
  • Как вы думаете, ваш ребёнок любит вас? Что даёт вам основания так думать?

(Воспитатель обобщает ответы отцов)

Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребёнка дело непростое. Главное — не опоздать! Главное – с первых дней воспитывать и в себе, и в ребёнке потребность проводить как можно больше времени вместе. Пусть на всех жизненных поворотах ребёнка поддерживает понимание: мой папа всё может, всё умеет.

3. Предложить папам послушать стихи:

Папа, ты самый хороший на свете,
Лучший отец на огромной планете!
Как я тобой восхищаюсь, горжусь!
Крепко за дружбу и руку держусь!

Пусть иногда ты бываешь суров.
Значит, так надо! Всегда будь здоров!
Пусть твоя жизнь будет светлой, красивой,
Солнечной, яркой и очень счастливой!

Мне папа приносит игрушки, конфеты,
Но папу люблю я совсем не за это.
Весёлые песни он мне напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает!

Хочу похожим быть на папу,
Во всём хочу как папа стать.
Как он – носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать,

Быть сильным, умным, не лениться.
И делать всё, как он на пять!
И не забыть ещё жениться!
И… нашу маму в жёны взять.

Мой папа находчивый,
Умный и смелый,
Ему по плечу
Даже сложное дело.

Мой папа весёлый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.

4. Заключительный этап

Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания. Во многих семьях дети всё больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, общения с отцом. Папа занят на работе. Проходят месяцы, годы и папа даже не заметил, как выросли дети.

Помните:

Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка.

Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем.

ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮ

I. Написать плакат.

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» (Дж. Родари )

II. Объявить конкурс на лучшую самодельную игрушку, сделанную совместно с ребенком.

III. Оформить приглашение отцам и дедушкам на родительское собрание.

IV. Провести анкетирование отцов.

1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?
3. Просит ли вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо? Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?
4. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?
5. Курите ли вы в комнате, где находится ребенок?
6. Какие у вас трудности в общении с детьми?
7. Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?
8. Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?
9. Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в садик?
10. Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

V. Записать на магнитофон ответы детей на следующие вопросы.

а) Ты любишь своего папу? За что?
б) Кто с тобой больше занимается в свободное время, папа или мама? Чем занимаетесь в свободное время с папой? Чем папа занят вечерами?
в) Если бы ты был папой, в чем бы ты помог маме дома?
г) Если вы с папой идете вместе, о чем беседуете? Какие папа задает вопросы, о чем ты его спрашиваешь?
д) Кем работает папа? Чем занят на работе?
е) Приходилось ли тебе слышать бранные слова?
ж) Какой твой папа: добрый или строгий?

VI. Разучить с детьми стихотворения с благодарностью для наиболее активных пап.

VII. Оформить выставку поделок «Это сделано руками наших пап».

VIII. Нарисовать картинку для конкурса «Что бы это значило?»

IX. Оформить выставку детских рисунков на тему «Мой папа».

X. Организовать встречи детей с папами - работниками разных профессий и экскурсии на работу к папам.

ХОД СОБРАНИЯ

Звучит песня «Папа может все».

Воспитатель. Сначала давайте познакомимся. Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

Включается запись ответов детей на вопрос: «За что ты любишь своего папу?»

Вопросы отцам

Какова ваша роль в семье?
Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
Чье участие в воспитании должно быть больше: матери или отца?

(Воспитатель зачитывает 2-3 ответа из анкет.)

Воспитатель . Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца .
Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой - все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

Музыкальная пауза

Вопросы отцам

Какие интересы вас объединяют с детьми?
Как вы считаете, много ли времени вы проводите с ребенком?
Чем любите заниматься в свободное время, вечерами, в выходные дни?

Воспитатель. Бывает ли так, что вы собрались поиграть с детьми, но откладываете это, потому что нашли себе другое занятие?

Чем твой папа занят вечерами?
Кто с тобой больше занимается в свободное время: мама или папа?
Что ты любишь делать вместе с папой?
Чему тебя научил папа?
Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель . Маленький ребенок откровенно взывает к отцу: смотри, я слаб, ты мне так нужен.

Главное тут - не опоздать! Главное - буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе.
Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, чините сломавшуюся игрушку, собираете подъемный кран из пластинок конструктора, соединяете хитрые проводки радиосхемы, разыгрываете на полу Бородинское сражение, гоняете по двору футбольный мяч, читаете по очереди вслух, обсуждаете последние новости.
Во время этих игр, не отдавая себе отчета, вы внушаете своему ребенку ощущение уверенности в себе и защищенности. Ребенок идет с этими ощущениями через детство, через трудную пору отрочества, вступает в юность. И на всех жизненных поворотах его поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет.
Пока воспитание детей протекает спокойно, вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые бывают в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен - отцу все интересно в его жизни.

Музыкальная пауза

Воспитатель . Представьте себе ситуацию: отец ведет из садика ребенка. «Ну как дела?» - спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», - односложно отвечает сын. «Что было на обед? - спрашивает отец. - Чем занимался? Как вел себя?» Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повел разговор с ребенком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

Кем работает отец?
Что он делает на работе?
О чем беседуете вы с отцом, идя в детский сад, возвращаясь домой?

Воспитатель. Нужно завоевать доверие ребенка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами идете ему навстречу: по дороге из садика расскажите ребенку, что тревожило вас на работе, что удалось вам сделать за день, вспомните людей, с которыми встречались, поделитесь своими заботами и мыслями, расскажите, что вас затронуло в прочитанной газете.
Говорите с ребенком обо всем: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем хоккейном матче. Не думайте, что ваш ребенок мал и ничего не поймет. Главное, что он почувствует, что вы откровенны, обращаетесь к нему, как к взрослому.
Чаще спрашивайте ребенка: что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли? Кто выиграл? Как ты думаешь, у тебя хороший друг? Почему? Расскажи, о чем эта книга? Как бы ты поступил на моем месте?
Не рубите с плеча: какая дурацкая песня, что ты ее без конца поешь! Вспомните, какие вы песенки любили.

Музыкальная пауза

Воспитатель. Представьте себе ситуацию. Отец кричит на сына: «Куда прешься весь в снегу, дрянь? Мать только что вымыла пол... Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он и сам теперь увидел лужи на чистом полу, но он так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную горку построили дети во дворе. Надо ли было так грубо кричать на ребенка?
Один ребенок поймет свою ошибку, если вы возьмете его за руку, молча выведете из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому вы спокойным тоном сделаете замечание. Третьего вы поучите в шутливой форме. Четвертого... Впрочем, на каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но нужно исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе это все вызовет протест и ответную грубость.

Музыкальная пуаза

Вопросы отцам

Слушают ли вас дети? Какими средствами вы добиваетесь этого?
Как по-вашему, есть ли у вас авторитет?
Доброта или строгость ваши помощники в воспитании?

Магнитофонная запись ответов детей на вопросы.

Добрый или строгий твой папа?
Почему ты так считаешь?

Воспитатель . А.С. Макаренко писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот, что должно быть в семье.
В семье подчас следят за каждым шагом ребенка. Отец не дает ему ни в чем спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Не дай бог, если мальчик набросает игрушки или устроит беспорядок на столе для занятий!
В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома.
Отец должен наказывать за непослушание, иначе в ребенке родится безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить - наказание ничему не научит, но может озлобить.

Музыкальная пауза

Выступление пожарного о правилах противопожарной безопасности в быту.

Магнитофонная запись ответов детей на вопрос.

Если бы ты был папой, в чем бы помогал маме по хозяйству?

Воспитатель . Теплота, покой, уют в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние - от мужа, отца.
Расширяются ли у вас обязанности в семье?
Разрешите вам зачитать благодарности некоторых ваших жен за большую помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате).
Воспитатель зачитывает.
Уважаемые папы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами и подарками, сколько примером, достойным всяческого подражания.
Я знаю, что во многих семьях дети все больше и больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребенок ждет: «Вот скоро папа придет». И засыпает, так и не увидев отца. Проходят недели, месяцы, годы, и возникает парадокс: хотя вся семья живет в одной квартире, под одной крышей, тем не менее отец и дети не знают друг друга. Папа даже не заметил, как выросли дети.
Знайте: гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку набрать высоту.

Проведение конкурса «Что бы это значило».

Под песню «Папа может все» входят дети. Зачитывают благодарности отцам.

Воспитатель. А сейчас мы все вместе будем пить чай и участвовать в конкурсах.

Надежда МЕТЕНОВА,
г. Ярославль

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

    Ф.И.О.__________________________________________________________

    образование______________________________________________________

    место работы_____________________________________________________

    телефон___________________

    число детей________________

    число членов семьи_______________________________________________

    В каких делах класса вы смогли бы помочь?

    • Проведение бесед с учащимися на определённые темы;

      Организация экскурсий на предприятие;

      Изготовление пособий;

      Ремонт мебели;

      Руководство кружком, секцией;

      Помощь в организации походов, поездок;

      Помощь в организации досуговой деятельности;

    Фамилия, имя вашего ребёнка:_______________________________________

    • Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?

    Какие игры предпочитает?_____________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

    С кем чаще общается? _________________________________________

_______________________________________________________________

    Как ведёт себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив)?

    Какие обязанности выполняет по дому?

Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребёнка необходимо учесть мне, как классному руководителю?

    Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка? Мать, отец, бабушка,_________________________________________________________

____________________________________________________________________

    Где чаще всего с ребёнком вы проводите досуг? Дома, на природе, на прогулке,____________________________________________________________________________________________________________________________

    Знаете ли вы друзей вашего ребёнка, их родителей? _____________________

    Приходят ли к вам приятели вашего ребёнка? ___________________________

_____________________________________________________________________

    Какие затруднения вы испытываете в воспитании ребёнка? _______________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие методы воспитания вы предпочитаете?

    уговоры;

    разъяснения;

    строгость;

    требования;

    наказания;

    поощрения;

    дружеские контакты;

    что – то другое _____________________________________________

_____________________________________________________________

    Чем, по вашему мнению, может вам помочь школа в воспитании вашего ребёнка? __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Считает ли ваш ребёнок школу своим домом? С какими проблемами он сталкивается в школе? _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 балла;

Ответ «Б» оценивается в 2 балла;

Ответ «В» оценивается в 1 балла;

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 баллов – значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 баллов – забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 баллов – у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всего понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нём!