Маньяка-педофила, который поставил на уши весь Челябинск, задержали. Оказалось, что изнасилование 7-летней девочки — не единственный преступный эпизод, в котором замешан 35-летний уроженец Таджикистана - предприниматель и примерный семьянин. Почему опасной для ребенка становится даже дорога в школу и прогулка во дворе и как защитить свое чадо - в материале сайт.
Информация о нападениях на детей начала появляться с прошлого года. Жертвами становились девочки, почерк был один и тот же: на школьниц в возрасте 10-14 лет неизвестный набрасывался в темное время суток и насиловал. В последний раз маньяк напомнил о себе 16 августа. Тогда его жертвой стала 7-летняя челябинка. Он познакомился с ней на детской площадке по улице Худякова, вошел в доверие, заманил за гаражи и надругался.
В субботу, 3 сентября, стало известно, что в аэропорту Екатеринбурга при попытке вылететь в Таджикистан задержан 35-летний Вадим Есипов, подозреваемый в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста. В следственном комитете уточнили: мужчина, скорее всего, причастен сразу к серии аналогичных преступлений. Пока речь идет о семи эпизодах. Именно он может оказаться «маньяком с ЧТЗ», который якобы изменил внешность, чтобы уйти от правоохранительных органов. Расследование уголовного дела продолжается, пока Есипову вменяли только один эпизод. Вероятно, пострадавшим девочкам предстоит принять участие в опознании насильника.
Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.
Психологическую травму в школе ребенок может получить как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства». Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.
Важными характеристиками «жертв» являются «выученная беспомощность», «внешний локус контроля» и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.
Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.
Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.
Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом. Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.
Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.
Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека. В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.
Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как «жертвенность» или «виктимность». Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем.
Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора. Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.
Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.
Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.
Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей. Необходимо действовать радикально — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление. Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей. Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.
Нейтрализуйте агрессора. Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.
Позвольте ребенку проживать стресс. Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его. Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение у ребенка образа себя и окружающего мира. Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.
Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.
Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена. Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания, повлиять на развитие его личности.
Очень важно научить ребенка принимать личную ответственность за то, о чем он думает, что чувствует и как ведет себя, чтобы он шел по жизни, не считая себя жертвой плохих людей и неблагоприятных обстоятельств. Даже тогда, когда ребенок сталкивается с трудностями, давайте ему возможность проявлять психологическую устойчивость и мужественно переносить свои неудачи.
Если вы видите наличие у ребенка тревожных признаков развития комплекса жертвы или хотите предотвратить его отношение к себе в стиле «бедный я», используйте семь шагов, описанных в данной статье, чтобы способствовать укреплению уверенности ребенка в своих силах.
1. Создавайте семейные традиции благодарности
Благодарность удерживает от жалости к себе. Проводите время с ребенком в разговорах о том, за что вы ежедневно благодарите судьбу. Даже когда вы сталкиваетесь с трудностями, демонстрируйте пример признательного отношения.
Создавайте ежедневные семейные традиции, которые помогут вашему ребенку осознать все то, за что он должен испытывать чувство благодарности. Вот несколько идей:
2. Учите ребенка преобразовывать негативное мышление
Некоторые дети имеют более мрачное и пессимистичное видение мира, чем другие. Но с небольшой помощью они могут узнать о том, что их негативные мысли не всегда верны, а зачастую и вовсе являются ошибочными.
Помогайте ребенку «успокаивать» его негативное мышление, находя исключения из правил. Если он говорит: «Я никогда не делаю ничего интересного», напомните об интересных занятиях, в которых он недавно участвовал. Если он говорит: «Я никому не нравлюсь», укажите ему людей, которые его любят.
3. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями
Научите ребенка бороться с такими неприятными эмоциями, как страх, тревога, гнев и печаль. Дети, обладающие здоровыми навыками управления эмоциями, реже воспринимают свои мелкие неудачи как большие катастрофы. Ребенок, который уверен в своей способности справляться с разочарованием, покидая детскую площадку, не станет утверждать, что жизнь к нему несправедлива.
Дисциплинируйте поведение вашего ребенка, но не его эмоции. Пусть он знает, что его эмоции нормальны, естественны и правомочны, но важно уметь справляться с ними социально приемлемым способом. Учите ребенка грамотно выражать свои чувства и не позволяйте ему жалеть себя каждый раз, когда он расстраивается.
4. Учите ребенка навыкам решения проблем
Дети, которые не владеют навыками решения проблем , чаще исповедуют пассивный подход к жизни. Ребенок, который не знает, как выполнить домашнее задание по математике, может смириться с плохими оценками, даже не пытаясь найти решение. А ребенок, который не вошел в состав футбольной команды, может сделать вывод, что он ужасный спортсмен.
Учите ребенка решать проблемы . Ребенок, который, сталкиваясь с трудностями, принимает необходимые меры, вряд ли когда-либо будет рассматривать себя в качестве беспомощной жертвы. Дети с хорошими навыками решения проблем не позволяют маленьким неудобствам превратиться в большие препятствия.
5. Учите помогать другим людям
Дети часто думают, что их проблемы самые большие в мире. Покажите им, что есть много других людей, с гораздо бо́льшими проблемами, тем самым вы поможете детям увидеть, что каждый человек в этой жизни сталкивается с трудностями. Помощь другим людям демонстрирует ребенку, что, независимо от его возраста и от тех проблем, которые он испытывает, он способен быть полезным кому-то еще.
Ребенок может работать волонтером на кухне для бездомных, помогать пожилому соседу при работе во дворе или участвовать в проекте по сбору средств на какое-то доброе дело. Пусть ваш ребенок регулярно принимает участие в общественных работах, чтобы он понимал, как можно сделать мир лучше.
6. Учите навыкам ассертивности*
Говорите ребенку о том, что он не должен быть пассивной жертвой. Если другой ребенок вырывает игрушку из его рук, помогите своему малышу научиться спокойно и вежливо требовать ее обратно. Если в школе его дразнит другой ребенок, учите ребенка достойно отвечать , что отобьет у обидчика желание продолжать, или же если другой ребенок пинает или толкает вашего, научите его обращаться за помощью к учителю.
Дети с развитыми навыками ассертивности могут сказать уверенно и четко: «Не делай так» или «Мне не нравится то, что ты делаешь». Воодушевите вашего ребенка использовать такие слова, и вы уменьшите вероятность того, что он станет жертвой.
7. Демонстрируйте способы справиться со сложными ситуациями
Наглядный пример – это прекрасный инструмент обучения, потому что дети учатся лучше всего тогда, когда у них есть возможность практиковать свои навыки воочию. Помогайте ребенку учиться избегать мышления жертвы, демонстрируя ему способы действия на упреждение развития ситуации в неблагоприятном направлении.
Если вы заметили, то включая обычный канал новостей мы включаем просто программу чрезвычайных происшествий. При этом насилие с экранов телевизора сыплется и ранит детскую психику. После постоянного воздействия негативной информации дети становятся жестокими. При этом многие ребята могли сталкиваться в школе и даже в семье с насилием, как физическим, так и моральным. Причем необязательно, быть жертвой насилия, многие могут занимать сторону наблюдателя. После чего также получились в роли жертвы , только другого уровня.
В школах дети нередко объединяются в группы, чтобы поиздеваться над теми детьми, которые «не как все», выставляя их в роли жертвы . Обычно выделяют несколько причин, почему ребенок может стать объектом насмешек или негативного отношения со стороны сверстников:
Последствиями систематических издевательств над ребенком в школе могут стать:
Выделяют несколько видов насилия в школах:
Детские психологи выделяют несколько типов детей, которые могут стать жертвами издевательств и насилия в школе :
Зачастую, и жертвы и зачинщики травли могут обладать одинаковыми или схожими качествами поведения. Например, агрессоры могут быть и задирами класса и изгоями. Поведение любимчиков может привести как в общей неприязни, так и к (нечестному, основанному на запугивании) лидерству.
Существует несколько типов детей , которые обычно становятся субъектами насилия в семье, школьной травли. Эти качества могут привести к роли задиры, в случае, если они доминируют в поведении ребенка , больше чем остальные качества.
Все типы зачинщиков имеют общие черты характера и поведения:
Родителям, чьи дети стали жертвами в школе стоит прислушаться к своему ребенку и поступать рассудительно. Основная задача постараться не усугубить ситуацию. Если вашего ребенка обижают за ябедничество, то прийти с ним за ручку в школу и прилюдно ругаться с его одноклассниками явно будет не лучшей идеей. Вам нужно заручиться помощью психологов и учителей. Возможно подружиться со старостой класса и узнавать обстановку через него. Добиться того, чтобы ребенок стал вам доверять.
Так же, родителям детей , которые являются зачинщиками травли стоит серьезно задуматься о причинах такого поведения у ребенка. Чаще всего многие психологи и педагоги говорят о том, что травить и издеваться над другими, детей заставляют собственные комплексы. А такие комплексы зарождаются в семье . Ребенка все время унижают дома, поэтому он отыгрывается в школе на более слабых детях из жертвы превращаясь в зачинщика конфликта.
Однако, не только в школе ребенок может стать жертвой травли или насилия. К сожалению, такие вещи могут происходить в семье . Сделать ребенка жертвой могут как родители, так братья или сестры. Например, старшие дети могут устраивать своего рода «дедовщину» младшим в погоне за родительской любовью, или же просто в силу физического или умственного превосходства. Такие вещи нужно пресекать на корню, чтобы не усугублять ситуацию.
Иногда родители могут травить своего ребенка . Причем как намеренно, так и нет. Если папы слишком много требуют от своего малыша, не замечая его , а только обращая внимание на его недостатки, он может стать замкнутым и начать чувствовать себя никчемным и ненужным. Так же серьезной ошибкой может стать сравнение одного ребенка с другим, причем как с братом или сестрой, так и с чужими детьми. Такие сравнения и постоянное указывание на недостатки ребенка развивает в нем комплекс неполноценности и может привести к полному отрицанию родительского авторитета.
Еще одной ситуацией, когда ребенок может стать жертвой в семье является развод. Часто дети могут чувствовать себя ненужными (когда их мнение не то что не учитывается, а даже не спрашивается) и даже виноватыми. Последнее происходит порой из-за прямого обвинения ребенка в разводе. Во время такого сложного стрессового периода каждому участнику процесса важно получить своевременную помощь психолога!
Ребенок может стать жертвой в семье, в школе, в саду. Причинами могут стать различные ситуации, контролировать которые (хотя бы в семье) можете вы сами. Психологически роль жертвы очень тяжелая ноша, которая порой просто может сломить малыша. Ваша помощь и поддержка всегда нужны для ребенка, и имеют огромное значение для него!
Фото: свободные источники Интернет